Содержание:
Закон 343 фз от 08.12.2010
Федеральный закон, , 08 декабря 2010, № 535-ФЗ
Опубликован 21 декабря 2015, 11:58
Обновлён 21 декабря 2015, 12:06
© 2019 Федеральное агентство по делам национальностей
Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах
С 01.01.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Адрес:
634034, г.Томск, ул.Белинского, д.61
приемная тел. 60-84-60
факс тел. 60-84-50, тел. 60-84-00
Закон 343 фз от 08.12.2010
Главная2010
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – федеральный закон № 343-ФЗ). Данный федеральный закон вступит в законную силу с 1 января 2011 года.
Федеральным законом № 343-ФЗ внесены следующие существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции федерального закона № 343-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности (см. таблицу № 1).
2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.
Так, согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (см. таблицы № 3, 4, 5, 12, 13).
Обращаем внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу части 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) (см. таблицу № 3, 5).
Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (см. таблицу № 10).
3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:
1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:
· пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя) (см. таблицы № 2, 3);
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. таблицы № 11, 12, 13);
2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. таблицы № 2, 4);
3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему (см. таблицы № 2, 5):
· либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);
· либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).
4. Частью 1 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях (см. таблицу № 9):
· если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;
· если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (см. таблицу № 9).
5. Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд) (см. таблицу № 7).
Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (статья 2 федерального закона № 343-ФЗ) (см. таблицу № 8).
При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 12) с 2011 года отменена (см. таблицу № 6).
Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий (см. таблицы № 6, 7).
6. Законом № 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.
В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (пункт 3 части 2 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.
При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15 1 Закона № 255-ФЗ.
За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.
В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (пункт 2 части 1 статьи 4 3 Закона № 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (часть 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ).
7. Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (статья 3 федерального закона № 343-ФЗ).
Кроме того, Законом № 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5 1 , 6, 7 1 статьи 13).
В соответствии с пунктом 5 приказа Фонда от 14 декабря 2010 года № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией федерального закона № 343-ФЗ.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
С изменениями и дополнениями от:
25 февраля 2011 г.
Принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года
Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года
Президент Российской Федерации
8 декабря 2010 года
Скорректирован Закон об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поправки касаются порядка расчета пособий по беременности и родам, уходу за детьми до 1,5 лет, временной нетрудоспособности.
Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый работодателем, увеличен с 2 до 3 дней.
Требования к страховому стажу для назначения пособия по временной нетрудоспособности решено сохранить в действующем виде. Напомним, что изначально планку предлагалось повысить с 8 до 15 лет для 100% оплаты больничного, с 5 до 8 - для 80%, остальным - 60%.
Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. Причем учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей.
Также скорректирован порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления пособий. Ранее он определялся путем деления заработка за вышеуказанные 12 месяцев на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается зарплата. Теперь он рассчитывается делением заработка за упомянутые 2 календарных года на 730.
Предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия.
Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г. Новые положения применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня введения изменений в действие.
По более ранним страховым случаям пособия исчисляются по новым нормам за период после дня вступления закона в силу, если их размер, определенный в соответствии с поправками, превышает рассчитанный в прежнем порядке.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 декабря 2010 г. N 281, в "Парламентской газете" от 17 декабря 2010 г. N 65-66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6601
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Изменения в часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года
Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года
Президент Российской Федерации
8 декабря 2010 года
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 декабря 2010 г. N 281, в "Парламентской газете" от 17 декабря 2010 г. N 65-66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6601
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Изменения в часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством""
Принят Государственной Думой 11 февраля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 16 февраля 2011 года
Внести в статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6601) следующие изменения:
1) в части 3 слова "пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" заменить словами "пособия по временной нетрудоспособности";
2) часть 3 1 изложить в следующей редакции:
"3 1 . Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
3) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не начислялись.";
3) дополнить частью 3 2 следующего содержания:
"3 2 . Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.";
4) в части 5 1 слова "в соответствии с частями 3 и 3 1 " заменить словами "в соответствии с частями 3 1 и 3 2 ".
Внести в Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6601) следующие изменения:
а) в части 1 слова "на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" заменить словами "которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году";
б) в части 2 слова "части 3 1 " заменить словами "части 3 2 ";
2) статью 3 изложить в следующей редакции:
1. Положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
2. Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
3. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 и подпункта "б" пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Статья 1 и подпункт "б" пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 года.
3. Действие положений части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Президент Российской Федерации Д. Медведев
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ (с комментарием)
С 1 января 2011 г. существенно изменились правила расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внесены Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ (далее — Закон № 343-ФЗ). К сожалению, нововведения не в пользу работников и работодателей.
Закон № 343-ФЗ изменяет десять из 17 статей Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Кроме того, вводится еще одна новая статья. Что ожидать организациям и работникам от нововведений?
В прошлом году пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось за счет средств работодателя за первые два дня болезни. За счет средств ФСС России оплачиваются последующие дни. Такой порядок был предусмотрен в подп. 1 п. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ.
С этого года данная норма изменится не в пользу работодателей. Только начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности пособие будет оплачиваться за счет средств ФСС России. Уже не два, а три первых дня болезни работника будет финансировать работодатель.
Согласно ст. 3 Закона № 343-ФЗ при назначении, исчислении и выплате пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) новшества, предусмотренные данным законом, применяются лишь по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу данного закона. Следовательно, если болезнь наступила в 2010 г., доля оплаты больничного листа за счет средств работодателя в пособии по временной нетрудоспособности определяется по старым правилам.
Два работника одного подразделения Петров и Сидоров представили 11 января в бухгалтерию ООО «Дорога» больничные листы с одинаковой продолжительностью болезни — восемь календарных дней. Так получилось, что пособия были рассчитаны им в одинаковом размере — 16 000 руб. Однако больничный Петрова открыт 31 декабря 2010 г., а больничный Сидорова — 1 января 2011 г.
По больничному Петрова применяются старые правила. ООО может рассчитывать на возмещение из бюджета ФСС России 12 000 руб. [16 000 руб. : 8 дн. х (8 дн. – 2 дн.)]. В учете ООО делаются проводки:
Дебет 69-1-1 Кредит 70
— 12 000 руб. — начислено пособие Петрову за шесть дней за счет средств ФСС России;
Дебет 20 Кредит 70
— 4000 руб. (16 000 руб. – 12 000 руб.) — начислено пособие за два первых дня за счет ООО;
Дебет 70 Кредит 68
— 2080 руб. (16 000 руб. х 13%) — удержан НДФЛ;
Дебет 70 Кредит 50
— 13 920 руб. (16 000 руб. – 2080 руб.) — выплачено пособие.
По больничному листу Сидорова применяются новые правила. ООО может рассчитывать на возмещение из бюджета ФСС России 10 000 руб. [16 000 руб. : 8 дн. х х (8 дн. – 3 дн.)]. В учете ООО делаются проводки:
Дебет 69-1-1 Кредит 70
— 10 000 руб. — начислено пособие Сидорову за пять дней за счет средств ФСС России;
Дебет 20 Кредит 70
— 6000 руб. (16 000 руб. – 10 000 руб.) — начислено пособие за три первых дня болезни за счет ООО.
Проводки по удержанию НДФЛ и выплате пособия на руки не отличаются от приведенных в отношении больничного Петрова.
Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка сотрудника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного работодателя, предшествующих месяцу наступления страхового случая (начала болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком). Если же застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, средний заработок рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы в данной компании, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
С 2011 г. все три вида пособий должны исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего страхового случая. В расчет нужно брать в том числе время работы (службы, иной деятельности) у других работодателей. Разумеется, для осуществления подобного расчета потребуется справка из других мест работы, о чем мы подробнее расскажем далее.
Проанализировав ст. 13 и 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции, можно выделить несколько различных ситуаций.
Ситуация 1. В момент назначения пособия и два предшествующих года физическое лицо работало у одного и того же работодателя. Тогда, если, например, больничный лист работнику открыт 31 декабря 2011 г., работодатель должен взять в качестве расчетного периода по данному работнику 2010 и 2009 гг.
Ситуация 2. В момент назначения пособия физическое лицо работает только у одного работодателя, но предыдущие два года работало у других работодателей. Тогда, если пособие назначается в 2011 г., расчетным периодом являются 2010 и 2009 гг. Перед работником встает проблема добывания для нынешнего работодателя справок с прежних мест работы.
Ситуация 3. Физическое лицо на момент наступления страхового случая трудится в нескольких организациях и два предшествующих календарных года работало у тех же работодателей. Тогда пособия назначаются и выплачиваются ему работодателями по всем местам работы (службы, иной деятельности). Обратите внимание: ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается лишь одним работодателем по выбору работника. От других организаций работник берет справки, что они не выплачивают ему пособие по уходу.
В этой ситуации пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие. Справки от других компаний о сумме заработка за два расчетных года не потребуются (п. 2 ст. 13 и п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции).
Ситуация 4. Физическое лицо на момент наступления страхового случая работает у нескольких работодателей, а два предшествующих календарных года трудилось у других работодателей. Тогда пособия всех трех видов назначаются и выплачиваются работодателем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору работника. В такой ситуации понадобятся справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, за два предшествующих календарных года от всех прежних работодателей. Также организации, назначающей пособие, необходимы справки от других нынешних работодателей, что они не назначают и не выплачивают данное пособие физическому лицу (новые п. 2.1 и 5.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Ситуация 5. Физическое лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких работодателей, а два предшествующих календарных года работало как у этих, так и у других работодателей. Тогда пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо как в ситуации 3, либо как в ситуации 4 (новый п. 2.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Из норм закона можно понять, что решение о месте или местах выплаты пособия принимает сам работник.
Васильев заболел 12 января 2011 г. (дата начала болезни в больничном листе). Расчетным периодом по новым правилам являются 2009—2010 гг. С декабря 2008 г. по ноябрь 2010-го основным местом работы Васильева было ОАО «Роза», с 1 декабря 2010 г. — ООО «Василек». С июля по декабрь 2009 г. он работал по совместительству в ООО «Фиалка», а с сентября 2010 г. — по совместительству в ЗАО «Ромашка».
На момент возникновения страхового случая трудовая книжка Васильева лежит в ООО «Василек». Однако в ЗАО «Ромашка» платят больше, и он принимает решение получить пособие по одному месту работы — в ЗАО «Ромашка». Иначе говоря, ситуация 5 разрешается по схеме ситуации 4.
При этом работник должен представить в ЗАО «Ромашка» больничный лист, справку от ОАО «Роза» о заработке за 2009 и 2010 гг., справку от ООО «Фиалка» о заработке за 2009 г., справку от ООО «Василек» о заработке за 2010 г., справку от ООО «Василек» о том, что назначение и выплата данного пособия по временной нетрудоспособности им не осуществляется.
В любой из перечисленных ситуаций может случиться так, что в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Тогда соответствующие годы (год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка (для расчета любого из трех видов пособий) предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции).
Итак, как вы поняли из примера 2, следующий год будет посвящен изготовлению работодателями и сбору работниками справок о заработке за 2009—2010 гг.
В целях защиты прав работников в Законе № 255-ФЗ появилось множество новых норм. Так, введением дополнения в подп. 3 п. 2 ст. 4.1 на работодателей и других страхователей возлагается обязанность выдавать справки о сумме заработка. В норме говорится, что справки застрахованному лицу выдаются в двух случаях:
— в день прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя;
— по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней с даты подачи этого заявления.
Законодатели, видимо, забыли ситуацию п. 2.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ, когда справка требуется с одного из настоящих, а не с бывших мест работы. Однако такая обязанность все равно возникает у таких других страхователей в силу появления нового права у застрахованных лиц (изменения в подп. 2 п. 1 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ): беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка.
Форма и порядок выдачи справки должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Однако уже из самой нормы подп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ следует, что в отношении увольняющихся или ранее уволенных работников справка должна выдаваться о сумме заработка (заработной платы, иных выплат и вознаграждений) не только за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, но и за текущий календарный год, в который работник уволился. Если работник просит справку у работодателя, у которого он продолжает работать, то текущий год в такую справку включать нет необходимости.
Если работник не намерен долгое время работать у страхователя, который назначает ему пособие, либо планирует другие пособия получать у других страхователей (где он, например, работает по совместительству), то такой работник может заранее сделать заверенные в установленном порядке копии справок о сумме заработка с прежних мест работы. Новым п. 7.1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ допускается представление копии справки вместо подлинника.
На практике могут возникнуть ситуации, когда добыть справки с прежних мест работы просто нереально. Например, в случае прекращения деятельности бывшего работодателя-страхователя или его фактического исчезновения. В целях выхода из таких ситуаций в новом п. 7.2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрен следующий механизм.
Застрахованное лицо подает страхователю (или территориальному органу ФСС России в случаях, указанных в п. 3 и 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ), назначающему и выплачивающему пособие, заявление о невозможности получения справки от прежнего страхователя. По данному заявлению страхователь (территориальный орган ФСС) направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР будут в ближайшее время установлены Минздравсоцразвития России.
Обратите внимание: ст. 15 Закона № 255-ФЗ дополнена п. 2.1. В нем говорится, что в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями справки (справок) о сумме заработка соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа ФСС) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Получается, что для страховых случаев 2011 г. расчетным периодом являются 2010 и 2009 гг. (а в случае отпусков по беременности и по уходу за ребенком, приходящихся на эти годы, и более ранние годы).
Как известно, средний заработок для расчета пособий определяется с 2010 г. по совершенно новым правилам. В него включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России, и ограничиваются предельной величиной базы для начисления взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (п. 2 и 3.1 Закона № 255-ФЗ).
Но ведь в 2009 г. и ранее страховые взносы в ФСС России по правилам Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не начислялись. А работодатели, применяющие спецрежимы, не платили взносы в ФСС России и в 2010 г. По каким правилам они должны за эти прошлые периоды определять средний заработок? Из статьи 2 Закона № 343-ФЗ следует, что выплаты по всем прошлым периодам и предельную величину этих выплат надо определять по общим правилам начисления страховых взносов в ФСС России применительно к 2010 г.
В новом п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ регулируются ситуации, когда застрахованное лицо в двухлетний период не имело заработка либо когда средний заработок, рассчитанный за двухлетний период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. В таких ситуациях средний заработок принимается равным МРОТ на день наступления страхового случая. А если физическое лицо в таких ситуациях на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника. Но во всех таких случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше своего минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Размеры пособий увеличатся или уменьшатся?
В статье 3 Закона № 343-ФЗ предусмотрены переходные положения в отношении выплаты пособий по страховым случаям, наступившим до 2011 г. Говорится, что пересчет размера выплаты таких пособий с 2011 г. можно производить по новым правилам только в сторону увеличения.
Может сложиться впечатление, что размеры пособий в целом должны увеличиться. По крайней мере этого могли бы ожидать те, кто в предыдущие два года работал у нескольких работодателей и получал больше, чем сейчас.
Но не все так просто. Законодатели предусмотрели, чтобы этого не случилось.
Напомним, что ранее согласно п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления трех видов пособий определялся путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. В новой редакции данной нормы слова «число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата» заменены цифрами 730.
Такая замена подразумевает, что в расчет будут браться все периоды за два расчетных года, в том числе те, которые по действующим правилам следовало бы исключить из расчета. В результате размер пособия явно уменьшится.
Дело в том, что согласно п. 7 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в действующей и новой редакциях) особенности порядка исчисления трех видов пособий определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В пункте 8 Положения приведен перечень периодов, которые для расчета пособий исключаются из расчетного периода вместе с начисленными за эти периоды суммами. Можно ожидать, что Правительство РФ скоро подкорректирует свое Положение. А то получается, что периоды из п. 8 Положения не исключаются из расчета, а суммы за эти периоды исключаются. В результате сумма пособия может быть еще меньше.