Содержание:
Трудовой договор с членами экипажей морских судов сравнительный анализ законодательства России и Украины Большакова Алина Евгеньевна
Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Большакова Алина Евгеньевна. Трудовой договор с членами экипажей морских судов : сравнительный анализ законодательства России и Украины : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.05. - Москва, 2007. - 236 с. РГБ ОД, 61:07-12/1010
Содержание к диссертации
Глава 1. Общая характеристика трудовых договоров членов экипажей морских судов 14
1.1. Источники правового регулирования труда работников плавсостава морских судов 14
1.2. Договоры о труде моряков 40
Глава 2. Стороны трудового договора членов экипажей морских судов и их трудовая правосубъектность 77
2.1. Член экипажа как сторона трудового договора 77
2.2. Работодатель как сторона трудового договора члена экипажа морского судна 100
Глава 3. Содержание трудового договора члена экипажа морского судна .. 121
3.1. Обязательные условия трудового договора моряка 121
3.2. Дополнительные (факультативные) условия трудового договора члена экипажа морского судна 156
Список использованных нормативных правовых актов, специальной литературы и судебной практики 172
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российская Федерация во всем мире признается морской державой. На морских судах, зарегистрированных под флагом России, трудится значительное количество моряков.
Морское судно, являясь транспортным средством, длительное время находится в удалении от местонахождения организации морского транспорта и сухопутной инфраструктуры. Кроме того, работа на морском судне связана с совокупным воздействием на организм таких производственных факторов как шум, вибрация, смена часовых и климатических поясов, судовая качка, перегрев помещений, электромагнитные поля радиочастот, стесненность рабочих мест, повышенная нервно-эмоциональная нагрузка вследствие необходимости немедленного принятия решений, повышенного внимания, стрессовых и экстремальных ситуаций, высокого уровня ответственности и др. 1
Именно условия выполнения трудовой функции моряками служат основанием для отраслевой дифференциации правового регулирования их труда. Объективные особенности трудовых отношений с участием моряков порождают необходимость в установлении специальных норм, регламентирующих труд членов экипажей морских судов.
На сегодняшний день на международном уровне и в РФ действует значительное число актов о труде моряков. Содержание многих из них не согласуется ни между собой, ни с общим нормами трудового законодательства, что зачастую порождает различного рода коллизии. Целый ряд проблем возникает из-за того, что труд моряков регулируется не только трудовым законодательством, но и законами, носящими комплексный
1 См., например; Рез, СВ. Систематизация нормативных актов, регулирующих труд плавающего состава транспортных судов морского флота. /СВ. Рез, Ю.Н. Явич.//Морское право. - Л., 1969. - С 13; Соколов, M.O. Функциональное состояние организма судовых специалистов в условиях рейса и профилактика его нарушений./М.О. Соколов.//Организация и безопасность труда плавсостава. - М.: Транспорт, 1990. - С 58-63; Богаевская, А.Н. Конфликты и их разрешение в производственных группах в экстремальных условиях деятельности на примере экипажей судов АО «Дальневосточное морское пароходство. Дис. канд.соц.наук./А.Н. Богаевская. - М., 1995; Мацевич, Л.М. Сохранение работоспособности и повышение профессиональной надежности судовых специалистов./Л.М. Мацевич //Организация и условия труда судовых экипажей.-Л., 1996.-С. 34-41.
4 (межотраслевой) характер (одним из примеров которых является Кодекс торгового мореплавания). Обширная нормативная база создает определенные сложности в правоприменительной практике, способствует совершению нарушений законодательства.
Как показывает анализ коллективных и трудовых договоров, заключаемых в организациях морского транспорта, а также судебной практики трудовые права моряков зачастую нарушаются. В то время как в современных условиях одной из основных задач правового регулирования труда является гарантированность прав и интересов наемных работников.
Актуальность исследования связана с необходимостью упорядочения и систематизации норм, устранением противоречий, что будет способствовать более эффективной защите моряков.
Кроме того, диссертационные исследования о труде моряков, выполненные ранее, в основном посвящены изучению зарубежного и международного опыта правового регулирования, либо они были написаны на основе ранее действовавшего законодательства о труде 2 . Комплексного же анализа положений российского и украинского общего и специального законодательства, посвященного трудовым договорам членов экипажей морских судов, до настоящего времени вообще не проводилось.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - выявление проблемных вопросов правового регулирования, возникающих при заключении трудовых договоров с моряками и разработка концепции дальнейшего развития законодательства об их труде.
Для достижения поставленной цели ставились следующие основные задачи:
2 Нефедов, В.И. Правовое регулирование труда работников морского транспорта СССР. Дне. канд. юрид. наук/ В.И. Нефедов - Д., 1965; Поваляев, Н.И. Исследование вопросов организации труда плавсостава морского транспортного флота при семичасовом рабочем дне. Дис.канд, юрид. наук/Н.И. Поваляев. - М., 1965; Истомин, Ю.В. Международная организация как орган международно-правового регулирования труда моряков. Дис.канд. юрид. наук./Ю.В. Истомин. - М., 1966; Науменко, В.Ф. Правовое регулирование труда моряков торгового флота капиталистических стран. Дис.канд. юрид. наук/ В.Ф. Науменко. - М., 1988; Бекяшев, Д.К. Международно-правовое регулирование труда моряков. Дис. канд. юрид, наук/Д.К. Бекяшев. - М., 2001; Номоконова, E.H. Особенности правового регулирования трудовых отношений моряков по международному и российскому праву. Дис.канд. юрид. наук/Е.Н. Номоконова. -Владивосток, 2003.
Провести сравнительный анализ законодательства РФ и Украины, а также международно-правовых актов, регламентирующих трудовые договоры членов экипажей морских судов.
Дать общую характеристику трудовых договоров с членами экипажей морских судов, для чего;
определить источники правового регулирования труда работников плавсостава морских судов;
показать особенности договоров о труде членов экипажей морских судов.
3. Проанализировать категорию стороны трудового договора,
заключаемого с моряками, для чего:
раскрыть содержание специальной правосубъектности моряка в трудовых отношениях;
рассмотреть правосубъектность работодателя в трудовых отношениях членов экипажей морских судов, особенности реализации его прав и обязанностей.
Выявить соотношение общих и специальных норм, регламентирующих содержание трудовых договоров членов плавсостава морских судов.
Сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования труда моряков.
Объект исследования - трудовые договоры, заключаемые с членами экипажей морских судов.
Предмет исследования - трудовые отношения, возникающие между членами экипажей морских судов и судовладельцами.
Методология и методика исследования. При написании работы применялись как общенаучные, так и специальные правовые методы исследования. Исторический, диалектический и сравнительно-правовой методы использовались при изучении развития законодательства России, Украины, а также международно-правовых актов; абстрагирования и
обобщения - в процессе разработки определений таких понятий, как моряк и др.; социологический - при исследовании судебной практики, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров, заключенных с членами экипажей морских судов в России и Украине; формально-юридический - при разработке новых правовых норм, регулирующих труд моряков.
Нормативно-правовую основу исследования составляют акты Международной организации труда, Конституции Российской Федерации и Украины, Трудовой кодекс РФ, Кодекс законов о труде Украины и иные законы, регулирующие труд членов экипажей морских судов, нормативные правовые акты Президентов и Правительств, министерств и ведомств этих государств.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и украинских ученых правоведов: Е.М. Акоповой, Н.Г. Александрова, Б.К. Бегичева, СЮ. Головиной, К.Н. Гусова, В.М. Догадова, А.Д. Зайкина, С.А. Иванова, П.Д. Каминской, И.Я. Киселева, Ф.М. Левиант, Р.З. Лившица, СП. Маврина, В.И. Миронова, В.И. Никитинского, Ю,П. Орловского, А.Е. Пашерстника, А.С Пашкова, А.И. Процевского, В.Г. Ротаня, Г.С. Скачковой, О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, А.И. Ставцевой, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой, Е.Б. Хохлова и др.
Научная новизна диссертационного исследования. Впервые проведен сравнительный анализ общего и специального законодательства о труде моряков РФ и Украины, а также сопоставление их с международными нормами, в том числе содержащимися в Конвенции МОТ 2006 г. О труде в морском судоходстве; исследованы проблемы правового регулирования труда членов экипажей морских судов, возникающие в период передачи судна по договорам найма (тайм-чартер, бербоут-чартер и др.).
На защиту выносятся следующие теоретические положения и практические предложения:
1. При определении места международных актов и Конституции в системе источников трудового права следует исходить из того, что
7 Конституция определяет основы всех отраслей права, поэтому занимает первое место в иерархии источников трудового права. Приоритет общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров в правовой системе РФ определен в Конституции. На основании этого формального признака международные акты занимают второе место в иерархии источников трудового права после Конституции. В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О международных договорах РФ», если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции России, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке. То есть, международные договоры не могут противоречить Конституции или изменять ее положения. Следовательно, они должны соответствовать Конституции, что подтверждает занятие ею первого места в иерархии источников трудового права.
2. Одним из источников правового регулирования труда моряков являются соглашения. Соглашение - это специфический вид акта, сочетающий в себе черты договора и нормативного документа. Договорная природа соглашений проявляется в порядке разработки и добровольного принятия сторонами обязательств, а нормативный характер соглашениям придает обязательность их исполнения в силу закона, а также по существу неограниченный характер действия, поскольку соглашения распространяются на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Кроме того, необходимо учитывать, что после принятия отраслевого соглашения к нему могут присоединиться и работодатели, не участвовавшие в его заключении и не уполномочившие соответствующие организации работодателей на участие в коллективных переговорах от их имени. Исходя из нормативной природы соглашений, предлагается в ТК РФ не ограничивать их действие каким-либо конкретным сроком. Поскольку если срок действия прежнего соглашения
8 истек, а новое не принято, то могут возникнуть пробелы в правовом регулировании. В связи с чем ч. 2 ст. 48 ТК РФ следует изложить в следующей редакции: «Срок действия соглашения определяется сторонами. По истечению срока действия соглашение продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новое или не пересмотрят действующее, если иное не предусмотрено соглашением».
Кроме того, в РФ установлен порядок присоединения к заключенному отраслевому соглашению работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, и не уполномочивших соответствующее объединение на участие от их имени в коллективных переговорах, цель которого - распространить действие соглашения на всех работодателей отрасли 3 . Следовательно, вступая в коллективные переговоры по заключению отраслевых соглашений, профсоюз выступает в качестве представителя всех работников отрасли. Сказанное справедливо и при заключении соглашений на иных уровнях социального партнерства. На основании вышесказанного, предлагается ч. 2 ст. 48 ТК РФ изложить в следующей редакции: «В зависимости от уровня социального партнерства действие соглашений распространяется на всех работодателей Российской Федерации (генеральное соглашение), работодателей двух и более субъектов РФ (межрегиональное соглашение), работодателей субъекта РФ (региональное соглашение), работодателей отрасли (отраслевое соглашение), работодателей муниципального образования (территориальное соглашение)».
3. Сторонами трудового договора о выполнении работы на морском судне являются работодатель и работник - моряк, член экипажа судна. Точное определение адресата специальных правовых норм необходимо, поэтому предлагается сформулировать понятие «моряк» следующим образом: «Член экипажа морского судна (моряк) - это лицо, отвечающее
3 Необходимо принять во внимание, что в коллективных отношениях профсоюз представляет интересы работников независимо от членства (п. I ст. И Закона РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 7. Ст. 745; № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; ст. 3033).
9 требованиям, установленным национальным и международным законодательством, работающее по трудовому договору на судне, используемом для торгового мореплавания».
Члены экипажа морского судна обладают специальной трудовой правосубъектностью, которая обусловлена требованиями, предъявляемыми в соответствии с принципом дифференциации правового регулирования труда, к возрасту, гражданству, состоянию здоровья, уровню образования отдельных категорий работников. Так, членом экипажа морского судна может быть лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, прошедшее в установленном порядке медицинское освидетельствование, имеющее диплом и квалификационные свидетельства, установленного образца.
Действующим законодательством право фактического допуска к работе предоставлено слишком широкому кругу субъектов. Представляется, что таким правом может обладать только физическое лицо-работодатель, руководитель организации либо лица его замещающие, а также органы управления юридического лица, что должно быть прямо предусмотрено в ТК РФ. При этом необходимо отказаться от нечеткой формулировки «с ведома работодателя или его представителя», признавая трудовой договор вступившим в силу с момента фактического допуска к работе только по поручению указанных выше лиц. Поскольку необходимость приема на работу моряка может возникнуть в период рейса, когда капитан судна является зачастую единственным представителем работодателя на судне, то в трудовых отношениях членов экипажей морских судов право фактического допуска должно быть предоставлено, в том числе и капитану судна.
6. В теории права обязательными признаются те условия договора, при недостижении соглашения по которым договор считается незаключенным. В трудовом договоре к таковым должны относиться: трудовая функция; рабочее время и время отдыха; заработная плата; все остальные условия являются лишь существенными. Таким образом, предлагается следующая структура ст. 57 ТК РФ, регламентирующей содержание трудового договора:
10 реквизиты сторон, обязательные условия, существенные условия. Если стороны при заключении договора не пришли к соглашению по какому-либо существенному условию, то после его достижения они оформляют приложение к трудовому договору, а если по обязательному - трудовой договор не заключается.
Кроме того, в трудовом договоре моряка должно быть обязательно указано конкретное судно, где он обязуется выполнять трудовую функцию. Это будет способствовать формированию постоянных экипажей, что является одним из условий поддержания здорового психологического климата на судне, которое одновременно является местом выполнения работы и отдыха в период рейса.
7. Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей морских судов носят по существу компенсационный характер, поскольку они возмещают им дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного проживания, вдали от дома и семьи. Иными словами, цель этих выплат - компенсировать те лишения, которые испытывает работник во время рейса.
В международной практике компенсационные выплаты морякам за рейс не выплачиваются, поскольку они учтены в базовой ставке заработной платы. Однако заимствование этого опыта Россией и Украиной приведет к возникновению проблемы оплаты труда моряка при нахождении в порту приписки в период отстоя судна или простоя.
Кроме того, предлагается предусмотреть право на получение выплат взамен суточных не только для моряков загранплавания, а вообще всех моряков независимо от района плавания, поскольку продолжительность морских путей в России весьма значительна. Если размер этих выплат должен быть одинаковым для всех моряков, то формы выплаты должны быть различными: в период заграничных рейсов следует выплачивать компенсацию в иностранной валюте, а за время плавания по территории РФ -в национальной валюте.
8. На морском транспорте весьма нередко случаются простои в период
ремонта судна, отстоя, передачи судна по договорам бербоут-чартера и т.д.
Правила ст. 157 ТК РФ определяют размер оплаты времени простоя в
зависимости от вины работника, работодателя или третьих лиц. Для
работника доказать вину работодателя в простое зачастую невозможно,
поскольку последний в большинстве случаев обосновывает простой
причинами, не зависящими от него, поэтому предлагается во всех случаях
простоя не по вине работника гарантировать получение им среднего
заработка. Однако время простоя, вызванного введением чрезвычайного или
военного положения, а также чрезвычайными обстоятельствами (наводнения,
землетрясения, эпидемии, эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу
жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части,
должно оплачиваться в размере двух третей тарифной ставки, рассчитанных
пропорционально времени простоя.
9. В соответствии со ст. 212 ТК РФ (ст. 169 КЗоТ Украины)
обязанность по организации проведения обязательных медицинских
предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров
работников возлагается на работодателя, который также обязан сохранять на
время прохождения осмотров за работниками место работы (должность) и
средний заработок. Однако неясно, каким именно образом работодатель
может сохранить за работником, еще не поступившим на работу, средний
заработок за время прохождения предварительного медицинского
освидетельствования. Нечеткая формулировка нормы ведет к тому, что в
трудовых договорах моряков отдельных организаций морского транспорта
прямо предусматривается, что медицинская книжка оформляется за счет
работника, что противоречит предписаниям указанных норм. Отсутствие
реальных гарантий существенно нарушает права будущего работника,
который затрачивает усилия и время на прохождение медицинского
освидетельствования. Думается, что приоритет в данном случае должен быть
отдан именно защите интересов работника, поэтому полагаю, что ст. 213 ТК
12 РФ следует дополнить частью 7 (соответственно ст, 123 КЗоТ Украины частью 2), следующего содержания: «За время прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) работодатель обязан выплатить работнику компенсацию из расчета тарифной ставки (оклада), предусмотренной для должности, квалификации, специальности, профессии, на которую претендует работник».
На защиту выносятся также новые редакции статей 3, 5, 20, 48, 67, 72 2 , п. 5 ч. 1 81, 138, 189, 328, 329, 330 ТК РФ; 21, 24, 34, п. 3 ч. 1 40, 46 КЗоТ Украины; ст. 57, 58 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 54, 55, 66 Кодекса торгового мореплавания Украины и иных правовых норм, а также проект закона «Об особенностях труда моряков».
Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертационная работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений и обсуждена на тематических конференциях.
Выводы диссертанта, предложения по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство обсуждались на заседаниях кафедры гражданского права, трудового права и права социального обеспечения Института экономики и права (филиал) Академии труда и социальных отношений в г. Севастополе и изложены в опубликованных автором работах.
Материалы диссертационной работы используются автором в процессе преподавания курса трудового права, трудового права зарубежных стран и спецкурса «Проблемы трудового договора» в Институте экономики и права (филиал) Академии труда и социальных отношений в г. Севастополе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде могут быть использованы в деятельности правотворческих органов при разработке новых нормативных актов и при внесении изменений и дополнений в действующие, а основные
13 теоретические положения - при изучении курса трудового права, спецкурса «Проблемы трудового договора», «Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».
Структура работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, и заключения. К диссертации приложен список использованных нормативных правовых актов, специальной литературы и судебной практики.
Источники правового регулирования труда работников плавсостава морских судов
В современных условиях правовое регулирование труда осуществляется с помощью государственно-правового метода регулирования отношений и договорного, который, в свою очередь, реализуется на социально-партнерском, коллективно-договорном и индивидуально-договорном уровнях. Нормативное регулирование осуществляется при помощи источников права.
В трудовом праве до сих пор не выработано общее понятие «источник трудового права». Одни авторы называют источниками трудового права результаты правотворческой деятельности государства4 либо формы выражения воли государства5.
Другие ученые источниками трудового права считают нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения6. Третьи дополняют это определение указанием на акты совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения наемного труда7.
Четвертые указывают, что источниками трудового права следует считать, издаваемые государственными органами, нормативные акты, в которых устанавливаются нормы права или санкционируются иные социальные нормы8.
Не умаляя достоинства всех приведенных точек зрения, укажем, что по нашему мнению, наиболее универсальное определение источников трудового права дано А.Ф. Нуртдиновой и ЮЛ. Орловским, которые считают, что источник трудового права это «правовой акт, содержащий нормы трудового права, устанавливающий права и обязанности участников трудовых и тесно связанных ними отношений»9. Достоинством последнего определения является, прежде всего, разрешение в нем терминологических проблем, поскольку все представители науки трудового права, в том числе определяющие источники трудового права как нормативные правовые акты, признают в качестве источников соглашения и коллективные договоры, которые по действующему законодательству имеют статус правовых актов (ст. ст. 40, 45 ТК РФ). Следовательно, определение источников трудового права как нормативных правовых актов, по сути, означает исключение соглашений и коллективных договоров из числа источников, что, на наш взгляд, недопустимо. Таким образом, под источниками трудового права нами понимаются правовые акты, содержащие нормы трудового права, устанавливающие права и обязанности участников трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Вместе с тем, представляется справедливым указание В.И. Миронова на то, что многие ученые, определяя источники трудового права, исходят из нормативистской концепции, и это ограничение неоправданно. Автор считает, что источники трудового права надо различать в формальном и материальном аспекте. В формальном смысле источники трудового права -это нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения, а в материальном - проявляются в тех отношениях, которые составляют предмет данной отрасли права . Думается, что отход от нормативистского толкования права и, следовательно, его источников необходим, и это должно произойти в недалеком будущем. Очевидно, при отказе государства от детальной регламентации всех аспектов общественных отношений нормативистский подход не может оставаться господствующим в праве: право следует воспринимать шире, чем волю законодателя.
Источники правового регулирования труда моряков многочисленны и разнообразны, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям (по юридической силе, по сфере действия, по субъектам правотворчества, по сроку действия и т.д.). Наибольшее практическое значение имеет классификация по юридической силе, позволяющая охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.
Система источников трудового права впервые закреплена в ст. 5 ТК РФ, определяющей субординацию (подчинение) источников трудового права, согласно которой регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; актами органов исполнительной власти РФ и ее субъектов; актами органов местного самоуправления; локальными актами. К сожалению, подобное положение отсутствует в КЗоТ Украины. Представляется, что система источников трудового права должна найти легальное закрепление в этом акте.
Договоры о труде моряков
Основной формой реализации принципа свободы труда, обуславливающей использование чужой рабочей силы, является трудовой договор.
Российское и украинское законодательство не содержит понятие «трудовой договор моряка». Думается, что такое положение следует считать удовлетворительным. Легального определения трудового договора в общем законодательстве вполне достаточно, иначе будут основания говорить о трудовом договоре врача, педагога и т.д. Иными словами, наиболее важные аспекты трудовых договоров отражены в общем определении (ст. 56 ТК РФ, ст. 21 КЗоТ Украины), а специфика, как справедливо отмечает Е.Б. Хохлов, проявляется в субъектном составе, содержании и действии трудового договора , поэтому не может быть в полной мере отражена в его определении.
В Конвенции МОТ № 22 О трудовых договорах моряков, ратифицированной 57 государствами (РФ и Украина ее не ратифицировали), также не дано определение термина «трудовой договор моряка», который называют «договором о найме». Конвенция содержит общие положения, касающиеся трудовых договоров моряков, а большинство статей являются бланкетными и отсылают к национальному законодательству.
В п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ 2006 г. О труде в морском судоходстве указано, что термин «трудовой договор» означает как контракт о работе по найму, так и статьи письменного договора. Думается, что эта норма по сути не является определением.
В Модельном законе СНГ «Об особенностях регулирования труда моряков» трудовой договор (контракт) определяется как письменное соглашение между моряком и судовладельцем, по которому моряк обязуется выполнять работу по специальности (квалификации или должности) в определенных условиях, а судовладелец обязуется выплачивать моряку соответствующую заработную плату, предоставлять установленные льготы и компенсации, обеспечить соответствующие условия труда и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и (или) коллективным договором. С точки зрения юридической техники, данное определение, на наш взгляд, имеет следующие недостатки. Во-первых, нельзя сказать, что указанное определение отражает специфику трудовых отношений с участием моряков. Во-вторых, в нем указана обязанность выполнять работу «в определенных условиях», но не уточнено, в каких именно, кем и как эти условия определяются. В-третьих, обязанности работодателя сформулированы нечетко. В-четвертых, неоправданно используются синонимы трудовой договор и контракт .
Отмечая множественность терминов, используемых для именования трудовых договоров моряков в международном трудовом праве, укажем, что в зарубежных стран профессия моряка считается «квази-военной», поэтому используется еще один термин, а именно, трудовой договор моряка носит название «договор о морской службе»
Торговый Устав Российской империи определял договор найма лиц морского экипажа следующим образом: «Договор между корабельщиком и нанимаемыми служителями и водоходцами есть условие, по которому последние соглашаются отправиться на корабле и совершить один или многие пути, выполняя с надлежащею исправностью определенные каждому должности и работы за условленную плату и содержание на таком положении, какое определено законом. В сем договоре корабельщик условливается взаимно во всем том, что надлежит к выполнению с его стороны» (Т. XI, ч. 2, ст. 244). Вместе с тем, понятие договора личного найма, впервые предложенное в 1875 г. Правительствующим сенатом в решении Гражданского департамента № 537 гласило, что «договор личного найма есть соглашение о принятии на себя нанявшимся исполнения в пользу нанимателя личных работ, услужения, должностей и вообще личного труда физического или умственного»
Член экипажа как сторона трудового договора
Трудовой договор является двусторонним соглашением. Согласно ст. 56 ТК РФ (ст. 21 КЗоТ Украины) сторонами трудового договора являются работник и работодатель.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. КЗоТ Украины не содержит легального определения этого термина. Однако, думается, что оно должно быть в законодательстве, и в КЗоТ Украины следует внести статью, посвященную легальному определению сторон трудового договора, при этом ее можно сформулировать аналогично российской.
Термин «член экипажа морского судна» используется в отечественном законодательстве: его понятие косвенно раскрывается в ст. 52 КТМ РФ (ст. 49 КТМ Украины), определяющей, как уже указывалось ранее, состав экипажа судна. Таким образом, член экипажа судна - это лицо, выполняющее ту или иную работу на судне.
В отдельных актах (например, в актах Международной организации труда) используется понятие «моряк», которое в русском языке означает «мужчину морского сословия, кто во флот или на купеческих судах» , того, «кто служит во флоте», человека, опытного «в морском деле». Соглашаясь с мнением А.С. Пашерстника, что определения необходимы, когда общепринятому понятию в законе придается особенный смысл141, полагаю, необходимым проанализировать юридическое определение понятия «моряк». В Требовании к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом, утвержденном Министерством транспорта РФ 18 марта 1998 г., дано такое легальное определение: моряк -это любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна. Эта дефиниция является вполне приемлемой, отвечает целям указанного акта, однако в качестве общего термина ее не следует применять, поскольку в ней необоснованно сужен субъектный состав путем указания на гражданство. Кроме того, лицо, претендующее на занятие той или иной должности, не является субъектом трудового правоотношения, ведь если в процессе трудоустройства выяснится, что оно не отвечает требованиям для занятия должности на морском судне, то, соответственно, этот гражданин не будет считаться моряком. Поэтому нет оснований признавать его таковым в момент трудоустройства.
Единого понимания термина «моряк» в актах МОТ нет. Проведем анализ этого понятия на основе некоторых конвенций МОТ. Конвенция № 9 О трудоустройстве моряков гласит, что моряки - это все лица, работающие в качестве члена экипажа судов, занятых в морском судоходстве, за исключением лиц командного состава. Такой подход к определению экипажа судна использовался в дореволюционном российском законодательстве. В частности, Г.Ф. Шершневич указывал, что «под именем морского экипажа понимается совокупность всех тех лиц, услуги которых необходимы для успешного плавания на море, кроме капитана» . Однако, следует учитывать, что лица, входящие в командный состав также являются наемными работниками, поэтому исключение их из числа «моряков» представляется, на наш взгляд, необоснованным.
В Конвенции № 179 О найме и трудоустройстве моряков 1996 г. под термином «моряк» подразумевается любое лицо, отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме государственного судна, используемого для военных и некоммерческих целей. Данное определение можно подвергнуть критике по той причине, что цель использования морского судна (коммерческая или некоммерческая) не оказывает существенного влияния на содержание трудовой функции моряка. Установление же исключений для моряков военных судов продиктовано объективной необходимостью.
В Конвенции № 185 Об удостоверениях личности моряков сказано, что термин «моряк» означает любое лицо, трудящееся по найму, занятое или работающее в любом качестве на борту судна, за исключением военных кораблей, обычно используемого в морском судоходстве.
В соответствии с Конвенцией 2000 г. О труде в морском пароходстве термин «моряк» означает любое лицо, занятое на любой должности или работающее по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется эта Конвенция. Это определение, на наш взгляд, не является удачным, поскольку неясно, почему разделены занятие должности и работа по найму в любом качестве на борту судна.
Согласно ст. 4 Модельного закона СНГ «Об особенностях регулирования труда моряков» моряк - это лицо, работающее по найму на борту морского судна или судна типа «река-море».
Обязательные условия трудового договора моряка
Каждая из сторон трудового договора имеет свои субъективные права и обязанности, определяемые индивидуальным трудовым договором и трудовым законодательством в целом. Как указывалось ранее, в условиях рынка труда содержание трудового договора определяется взаимным соглашением его сторон. Единственным ограничением этой свободы является предусмотренное ст. 9 ТК РФ (ст. 9 КЗоТ Украины) правило, согласно которому в трудовом договоре стороны не могут снизить уровень прав и гарантий, установленный трудовым законодательством.
Содержанием трудового договора является совокупность условий, устанавливающих взаимные права и обязанности сторон. В науке трудового права все условия договора с учетом их многообразия подразделяются на необходимые (обязательные) и дополнительные (факультативные)204. О.В. Смирнов пишет, что необходимые условия должны содержаться в любом трудовом договоре, их отсутствие свидетельствует об отсутствии самого трудового договора205. Факультативные же могут включаться в трудовой договор по усмотрению сторон. Такое выделение имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поэтому эта классификация была учтена законодателем при разработке текста ст. 57 ТК РФ («Содержание трудового договора»). С момента введения в действие 1 февраля 2002 г. в ТК РФ использовалось понятие «существенные условия».
После внесения изменений в ст. 57 ТК РФ Законом от 30 июня 2006 г. условно можно выделить три группы условий: реквизиты сторон, обязательные условия и дополнительные. Необходимо отметить, что в КЗоТ Украины отсутствует регламентация содержания трудового договора и, соответственно, его условия не классифицируются.
В ч. 3 ст. 57 ТК РФ содержится правило, согласно которому, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо реквизиты сторон или обязательные условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения, при этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. С одной стороны, приведенная норма свидетельствует о несостоятельности рассуждений о признании трудового договора недействительным. С другой, остается нерешенным вопрос о том, какие условия все же должен содержать трудовой договор, поскольку из буквального содержания ч. 3 ст. 57 ТК РФ следует, что трудовой договор может считаться заключенным, если стороны достигли соглашения по одному или несколькими из указанных условий (по каким именно - неясно), а все остальные условия могут быть определены в приложении к трудовому договору либо в отдельном соглашении сторон. Вряд ли, воля законодателя была направлена на подобное регулирование. Поэтому, представляется, что обязательными условиями трудового договора, без которых он не может считаться заключенным, являются, названные в ст. 56 ТК РФ: трудовая функция работника, внутренний трудовой распорядок (т.е. рабочее время и время отдыха), условия оплаты труда. Остальные условия (включая по терминологии действующей редакции ТК РФ и дополнительные), без умаления их значения, могут быть определены в процессе трудовой деятельности, и, думается, должны называться существенными. По нашему мнению, структура ст. 57 ТК РФ должна быть следующей: реквизиты сторон; обязательные условия (трудовая функция работника, рабочее время и время отдыха, условия оплаты труда); существенные условия (все условия, содержащиеся в действующей редакции статьи и не отнесенные нами к обязательным). Правила, содержащиеся в ч. 3 ст. 57 ТК РФ, могут быть применены лишь к реквизитам сторон и к существенным условиям.
Отметим, что в Конвенции МОТ О трудовых договорах моряков № 22 условия трудового договора не подразделяются на существенные и факультативные. В п. 4 Стандарта А2.1 Конвенции МОТ О труде в морском судоходстве указано, что перечисленные в норме условия в любом случае должны содержаться в трудовом договоре моряка.
Итак, ч. 1 ст. 57 ТК предусматривает, что в трудовом договоре должны быть указаны сведения о работнике (фамилия, имя, отчество) и о работодателе (в частности, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица); о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер работодателя - налогоплательщика (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основания наделения его соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Следует отметить, что отсутствуют указания на необходимость отмечать в трудовом договоре место жительства работника и местонахождения работодателя , хотя такие сведения позволяют индивидуализировать стороны, и поэтому они должны содержаться в трудовом договоре. Особенно это касается трудовых договоров моряков в связи с условиями о репатриации. Поэтому предлагается дополнить ч. 1 ст. 57 ТК РФ следующим пунктом: в трудовом договоре указываются: . «юридический адрес работодателя и место жительства работника».