Содержание:
Транспортный налог в 2018 – 2019 году
Изменение и повышение транспортного налога в 2018 – 2019 году: ожидается ли увеличение ставок
Предусмотренный гл. 28 Налогового кодекса транспортный налог – 2018 – 2019, как и ранее, направлен на поддержание дорожной системы. Повышение транспортного налога в 2018 – 2019 году, если оно все же будет принято на 2020 год, будет соответствовать тенденции, которой следовал законодатель в последние годы.
В разделе X Транспортной стратегии РФ до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, говорилось о суммарном увеличении транспортных налогов в 2018 – 2019 году и последующие годы, но, правда, не за счет повышения ставок транспортного налога в 2018 – 2019 году и далее. Подразумевалось изменение транспортного налога в 2018 – 2019 году и последующих путем перехода на взимание платежей за пробег, отслеживаемый по навигационным системам, с учетом характеристик автомобилей, таких как осевая нагрузка и экологический ущерб, например.
Отчасти такой мерой стало введение системы «Платон», которой на нашем сайте посвящены несколько материалов, например: Какие машины подпадают под систему платы «Платон»?, Последние новости о системе взимания платы «Платон».
При этом пока об отмене существующего транспортного налога в 2018 – 2019 речь не идет, хотя подобные законопроекты направляются в Госдуму на рассмотрение. Их существенный недостаток — отсутствие какой-либо обоснованной альтернативы транспортному налогу в 2018 – 2019 и последующие годы, в случае его отмены. На это, в частности, указывается в заключении правового управления думы на законопроект № 1187303-6.
Почему транспортный налог в 2018 – 2019 году не заменяется акцизом
В связи с повышением в 2018 – 2019 году акциза, которым облагается топливо, предназначенное для обеспечения транспорта, обсуждается, нет ли дублирования топливными акцизами транспортного налога в 2018 – 2019 году, не является ли это, с учетом наличия системы «Платон», чрезмерным налогообложением транспорта? Экономическим обоснованием здесь выступает то обстоятельство, что система этих платежей в конечном счете влечет увеличение потребительской стоимости товаров.
ФНС РФ в письме от 07.03.2017 № БС-2-21/[email protected] дала разъяснения об отсутствии двойного налогообложения в этой ситуации исходя из различий транспортного налога и акцизов, которые сводятся к следующему:
- В соответствии со ст. 13 НК РФ акцизы — налоги федеральные, а транспортный — региональный.
- Акцизы уплачивают производители и покупатели нефтепродуктов, а транспортный налог — собственники средств транспорта. При этом в состав данной категории включаются не только автомобили, но и водные и воздушные суда.
Из данной позиции налоговых органов следует, что основная проблема, которую решает существующий транспортный налог и без разрешения которой его отмена невозможна, — необходимость замены источника финансирования бюджетов субъектов РФ при его упразднении. Таким источником вполне может стать экологический налог, рассчитываемый от категории транспорта по степени опасности («Евро-1», «Евро-2» и др.) либо от расчетного объема выбросов в атмосферу. Возможность его введения вытекает из Транспортной стратегии.
Теперь рассмотрим, как будет рассчитываться транспортный налог - 2018 – 2019 с учетом последних изменений и новшеств.
Объект налогообложения транспортным налогом в 2018 – 2019 году
Критерии отнесения к объектам налогообложения предусмотрены ст. 358 НК РФ:
- Принадлежность к числу транспортных средств, не относящихся к исключениям, перечисленным в п. 2 ст. 358 НК РФ.
- Факт регистрации в установленном порядке.
Объект налогообложения считается существующим до момента снятия средства транспорта с государственного учета. Списание по бухгалтерским документам не может служить основанием для прекращения начисления и уплаты налога. Риск необходимости уплаты налога в случае неснятия с учета, в т. ч. при фактическом отсутствии объекта, возлагается на плательщика налога, это вытекает из определения ВС РФ от 17.02.2015 по делу №3 06-КГ14-5609. Однако при судебном рассмотрении дела может быть учтено наличие объективных препятствий к снятию с учета, например отказ в этом в связи с наложением ареста (постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/15 по делу № А03-13035/2015).
Какие характеристики объекта определяют размер транспортного налога в 2018 – 2019 году
Характеристики объекта влияют на размер налога к уплате следующим образом:
- Налоговой базой являются его технические характеристики (мощность двигателя — для автотранспорта, тяга — для воздушного, вместимость — для водного) или сам объект при их отсутствии (ст. 359 НК РФ).
- Возраст (число лет после выпуска) и (или) экологический класс могут быть учтены в ставке налога в региональном законе (п. 3 ст. 361 НК РФ).
- От стоимости и возраста легкового автомобиля зависит возможность применения повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень дорогостоящих машин, утв. Минпромторгом в 2018 году, см. здесь
Полное совпадение по объему описания, приведенного в перечне, с тем, которое делает ГИБДД, не требуется, как указывает Минфин РФ в письме от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504.
Ставки и льготы при исчислении транспортного налога - 2018 – 2019
Ставки налога, перечисленные в ст. 361 НК РФ в качестве ориентира, не изменились. Для уточнения региональных ставок целесообразно ознакомиться со свежей редакцией закона субъекта РФ, поскольку они могут быть увеличены или уменьшены до 10-кратного размера от федеральных (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Для исчисления налога ставка умножается на число единиц налоговой базы (например, лошадиных сил) и повышающий коэффициент, если он применим.
Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 249-ФЗ введены послабления (ст. 361.1, п. 2 ст. 362, п. 2 ст. 363 НК РФ) для плательщиков системы «Платон» в виде освобождения от внесения авансовых платежей и налогового вычета в размере платы в системе.
О применении вычета даны некоторые разъяснения:
- необходимым условием является внесение платы собственником автомашины (см. письмо ФНС РФ от 08.06.2017 № БС-4-21/[email protected]);
- плата должна быть внесена за фактически пройденный путь, аванс не учитывается (письмо Минфина РФ от 26.01.2017 № 03-05-05-04/3747);
- физлицам он предоставляется вне зависимости от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя (см. письмо ФНС РФ от 27.03.2017 № БС-4-21/[email protected]).
Срок применения налоговых послаблений ограничивается 2018 годом, с 01.01.2019 они исключаются.
Уплата налога и подача декларации по транспортному налогу в 2018 – 2019 году
Как и прежде, физлица платят налог на основании уведомления ФНС РФ, а организации обязаны самостоятельно уплатить как суммы налога, так и исчисленные на их основании авансовые платежи. Налоговым периодом остается календарный год, отчетными, если они не упразднены законом субъекта РФ, — 1, 2 и 3 квартал (ст. 360 НК РФ).
Налог подлежит уплате по месту нахождения средства транспорта, которым считается (п. 5 ст. 83 НК РФ):
- место регистрации (для водного транспорта);
- место нахождения организации или ее обособленного подразделения (для остальных видов транспорта).
Подлежит применению форма декларации по налогу, утв. приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected] Сроки ее подачи и сроки уплаты налога не изменились (ст. 363, 363.1 НК РФ).
Итак, транспортный налог - 2018 – 2019 пока не претерпел существенных изменений, что может быть связано с предстоящей заменой этого платежа другим региональным налогом. С 01.01.2019 отменяются налоговые послабления для плательщиков системы «Платон».
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
транспортный налог
ФНС поменяла штрих-коды в декларации по транспортному налогу
ФНС России опубликовала приказ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/[email protected] с новой декларацией по транспортному налогу.
Изменения в саму форму декларации незначительные — действующие штрих-коды будут заменены на новые. Зато поправки внесены в порядок заполнения декларации.
Изменения коснутся налогоплательщиков, у которых в собственности есть транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированные в реестре транспортных средств системы взимания платы («Платон»). Дело в том, что с 1 января 2019 года утрачивают силу нормы статьи 362 НК РФ об уменьшении транспортного налога на такую плату.
Указанные налогоплательщики будут уплачивать авансовые платежи за I, II, III кварталы и заполнять строки 023, 025 и 027. Нулевые значения проставляться не будут.
Кроме того, обновлены коды видов транспортных средств.
Новая форма будет представляться, начиная с отчета за 2019 год. Впрочем, может оказаться так, что новую декларацию не придется сдавать вообще. В Госдуму внесен законопроект об отмене отчетности по транспортному и земельному налогу, причем начиная с отчетности за 2019 год.
С 2019 года плата в систему «Платон» не будет уменьшать транспортный налог
С 1 января 2019 года для владельцев большегрузов отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, причиненный дорогам федерального значения автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (система «Платон». Об этом напоминает Управление ФНС Московской области
Законодательная норма вступает в силу в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В связи с этим всю сумму платы в системе «Платон» можно будет учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов. А вот плательщики ЕНВД и ПСН просто будут платить больше налогов, потому что им уменьшать будет нечего.
Когда транспортный налог нельзя уменьшить на плату в «Платон»
Пунктом 2 статьи 362 НК установлено, что сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в «Платон», уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
Если в отношении таких транспортных средств, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в «Платон» уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в «Платон».
Такое разъяснение дает Минфин в письме № БС-4-21/22465 от 20.11.2018.
Сразу несколько деклараций отменят
Готов проект с поправками в НК.
Жители каких регионов больше всего платят за свой транспорт
В Москве, Санкт-Петербурге и Московской области самый высокий уровень налоговой нагрузки за владение транспортным средством, выяснило агентство Finexpertiza. О результатах исследования рассказали «Известия».
В среднем по России транспортный налог в 2017 году составил 2851 рубль в пересчете на каждое транспортное средство. В 2016 году граждане платили за пользование своим автомобилем на 10% больше.
Больше всего за свои автомобили в прошлом году отдали жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — в среднем 5580, 5392 и 4696 рублей транспортного налога соответственно. Меньше всего налогов за машины платят в Кабардино-Балкарии, Тюменской области и Ингушетии — 829, 726 и 532 рубля соответственно.
Качество дорог в том или ином регионе должно зависеть от объемов уплаченного жителями транспортного налога. Это связано с тем, что так называемые дорожные фонды финансируются за счет этого налога.
Однако уровень налоговой нагрузки за транспорт далеко не всегда транслируется в качество дорожной инфраструктуры. Так, в рейтинге общественного движения «Народный фронт», оценивающем состояние трасс, Санкт-Петербург и Московская область занимают 49-е и 58-е места соответственно. Москва находится на восьмой строчке. Согласно рейтингу, лучшие дороги России — в Тюмени, Майкопе и Белгороде. По уровню налоговой нагрузки Тюменская область занимает 83-ю позицию, Адыгея — 71-ю, Белгородская область — 40-ю.
Расхождение между уровнем фискальной нагрузки за владение транспортным средством и состоянием автотрасс связано с разным уровнем благосостояния регионов, считают эксперты. В некоторых субъектах дорожну. сферу дофинансируют из нецелевых источников. Однако есть и мнение, что некоторые региональные власти могут использовать средства не по назначению.
Декларации по транспортному и земельному налогам отменят
Глава ФНС Михаил Мишустин озвучил предложение отменить для юридических лиц декларации по транспортному налогу и по земельному налогу.
Об этом он сказал на встрече с Президентом Владимиром Путиным.
«Соответствующий законопроект обсудим с Антоном Германовичем Силуановым. Будем его предлагать, надеемся, что Вы его поддержите и подпишете», - завил Мишустин.
Почему опять вырос налог на имущество граждан
Граждане получили уведомления по налогу на принадлежащее им имущество, землю и транспорт за 2017 г. и должны успеть оплатить в ближайшие две недели. Срок уплаты истекает 3 декабря.
Имущественные налоги без извещений уплатить невозможно, их рассчитывают сами налоговики, напоминает газета «Ведомости». Например, налог на имущество рассчитывается по сложной формуле, которая помимо прочего зависит от региона.
Для большинства россиян в этом году этот налог снова вырос, хотя его ставки практически не изменились. Дело в том, что с 2016 г. расчет налога на имущество граждан постепенно переводится на приближенную к рыночной кадастровую стоимость. Прежде он считался исходя из инвентаризационной стоимости объектов (по БТИ), в большинстве случаев существенно более низкой.
Регионы переходят на расчет налога по-новому постепенно. Первые четыре года с начала применения кадастровой оценки сумма налога увеличивается постепенно (от рассчитанной по инвентаризационной стоимости до расчета по кадастру) с помощью понижающих коэффициентов: в первый год – 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6, в четвертый – 0,8 и достигнет максимума на пятый год. Например, в Москве и еще 27 регионах налог на имущество физических лиц за 2017 г. исчисляется исходя из 60% кадастровой стоимости и 40% стоимости объектов по БТИ.
Однако в августе 2018 г. было введено важное ограничение: налог на недвижимость не может расти более чем на 10% к прошлогоднему платежу. Так, если сумма налога за 2017 г. превышает сумму налога за 2016 г. более чем на 10%, налог будет равен прошлогоднему платежу плюс 10%, разъясняла ранее налоговая служба.
До расчета налога кадастровая стоимость каждой квартиры автоматически уменьшается на стоимость ее 20 кв. м, жилого дома – 50 кв. м, комнаты – 10 кв. м. Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса с жилым помещением уменьшается на 1 млн руб. независимо от числа собственников: если их несколько, 1 млн делится на всех пропорционально долям. Это вычеты.
Лица, имеющие право на специальные льготы по налогу на имущество, например пенсионеры, при наличии нескольких однотипных объектов должны заранее выбрать среди них один для льготы и направить уведомление об этом в налоговую службу. Если они этого не сделают, то для льготы будет выбрано имущество самой налоговой, причем то, по которому получается самый большой налог.
В этом году изменилась льгота по земельному налогу: если ранее налоговая база уменьшалась на 10 000 руб., то теперь необлагаемой стала величина кадастровой стоимости 6 соток – 600 кв. м участка земли.
При расчете земельного налога налоговые органы в этом году впервые применили вычет для 12,8 млн налогоплательщиков, сообщала ФНС.
Тем, кто не уплатит вовремя налог, начислят пени. И может быть даже штраф, если налоговая инспекция не начисляет налог потому, что гражданин не уведомил налоговиков о наличии у него имущества (есть специальная форма для уведомления).
Неплательщикам ФНС сама направляет требование об уплате недоимки и пеней. Штрафы и пени есть и в личном кабинете налогоплательщика. Если сумма задолженности с учетом штрафа и пеней превышает 3000 руб., а налогоплательщик их так и не уплатил, то в течение шести месяцев с момента истечения срока уплаты налоговики могут обратиться в суд с требованием выплатить долг. Если суд это требование удовлетворит, долг будет взыскан принудительно, в том числе деньги могут быть списаны с банковского счета неплательщика. Поэтому юристы настоятельно советуют обращаться в налоговую, если имущество, которое вам принадлежит, по каким-то причинам не отражено в налоговом уведомлении.
Владельцев грузовиков лишили льготы по транспортному налогу
1 января 2019 года заканчивается действие льготы по транспортному налогу для владельцев грузовых автомобилей с массой свыше 12 тонн, которые являются плательщиками в систему «Платон» за возмещения ущерба, нанесенного проездом такого транспорта по федеральным трассам. Правительство РФ не вносило в Госдуму никаких законопроектов с поправками в Налоговый кодекс о продлении этой льготы. В свою очередь ФНС России уже начала напоминать налогоплательщикам о том, что льготы больше не будет, чтобы он не забыли об обязанности платить налог.
Налоговая льгота для владельцев большегрузов
Налоговая льгота, освобождающая от уплаты транспортного налога физических лиц и организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон», была введена в 2015 году на 3 года — до 31 декабря 2018 года. Она предусмотрена Федеральным законом от 03.07.2016 №249-ФЗ, где прописан срок действия п. 2 статьи 361.1 НК РФ .
На основании этой льготы налогоплательщики могут:
- получить полное освобождение от уплаты транспортного налога, если внесённая плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения вышеуказанными транспортными средствами, превышает или равна сумме налога за данный налоговый период;
- получить налоговый вычет, уменьшающий исчисленный транспортный налог на сумму платы в систему «Платон», если налог превышает сумму платы, уплаченную в данном налоговом периоде.
Для получения льготы владельцу большегруза нужно быть зарегистрированным в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон» и подать в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы. Сделать это можно также через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС России. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (например, информация о состоянии расчётной записи за соответствующий налоговый период, распечатанная пользователем из своего личного кабинета на сайте www.platon.ru). Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и граждан.
Про налогоплательщиков-физлиц просто забыли?
Дело в том, что с 1 января 2019 года для юридических лиц налог на движимое имущество полностью отменили. То есть теперь организациям, которые владеют большегрузами, такая льгота не нужна в связи с отсутствием самого налога. А вот для физлиц транспортный налог никто не отменял. В число таких налогоплательщиков входят также ИП, которые оказывают транспортные услуги. Раз льготы больше не будет, предприниматели будут вынуждены платить за дороги фактически дважды:
- в виде транспортного налога;
- в виде платы в систему «Платон».
Это приведет к увеличению стоимости их услуг, а значит, и к подорожанию товаров, которые перевозят такие грузовики. Кроме того, транспортные организации окажутся в более выгодном положении, чем ИП, так как смогут предлагать более выгодные условия для клиентов. Почему Правительство не подумало о продлении льготы по транспортному налогу для малого бизнеса, остается загадкой.
Транспортный налог 2019. Ставки по регионам РФ
Транспортный налог (ТН) – это налог, предназначенный для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду. Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (при федеральных рассчетах), так законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных рассчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налогу, поряд и сроки оплаты и так далее.
Рассмотрим подробнее информацию по налоговым ставкам на автомобильный транспорт, которые будут действовать в 2019 году.
Ставки транспортного налога в 2019 году
По нашему налоговому законодательству рассматриаемые ставки подразделяются на федеральные (они устанавливаются в качестве базовых на федеральном уровне) и региональные (они устанавливаются в каждом отдельном регионе). Налогоплательщикам следует опираться при оплате данного вида налогового сбора на тариф, установленный в регионе (региональную ставку). Если в регионе они не установлены, то налогоплательщику следует руководствоваться федеральными значениями. Стоит отметить, что федеральные значения регламентированы статьей 361 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Таблица. Ставки транспортного налога 2019 по регионам России (в рублях за 1 лошадиную силу)
59,5-61,2 ; 53,2-55,4 ; 48,1-50,4
Информация представлена на основании опубликованных Минпромторгом данных.
От чего зависят ставки?
Согласно статье 358 (пункт 1) НК Российской Федерации данным видом налогового сбора облагаются не только автомашины, но и катера, самолёты и так далее. Налоговый сбор начисляется физическим или юридическим лицам, на которые зарегистировано транспортное средство.
Региональное правительство имеет право увеличить или уменьшить федеральное значение транспортного налого в несколько раз, но согласно законодательству не более чем в 10 раз. Региональные значения могут различаться в зависимости от экологичности ТС и от его года выпуска.
При расчёте транспортного сбора в качестве основы вычисления берётся мощность движка ТС. Приведём пример. Если движок легковушки имеет 100 л.с. и к нему применяется ставка 2,5 руб., то собственник данного ТС должен будет заплатить:
100 л.с. * 2,5 рублей = 2500 рублей.
Согласно статье 362 (пункт 2) НК РФ собственники автомобилей, имеющих высокую стоимость (более 3 млн. рублей), должны платить транспортный налог с некоторым повышающим коэффициентом. При этом в расчете учитывается год производства автомашины. Весь перечень дорогих автомобилей обычно публикуется на официальном сайте Минпромторга.
Транспортный налог 2018: изменения
transportnyy_nalog.jpg
Похожие публикации
Порядок расчета и уплаты транспортного налога (глава 28 НК РФ) актуален для всех категорий владельцев автомобилей, мотоциклов и прочих средств передвижения. Обязательства перед бюджетом возникают и у граждан РФ, и у юридических лиц. Отличие между разными группами собственников транспорта для целей налогообложения в том, что физические лица не должны сами производить расчет налога – за них это делает налоговый орган. Юридические лица обязаны самостоятельно просчитать, сколько им надо заплатить за истекший период, внести эти данные в декларацию и отчитаться перед налоговиками.
Транспортный налог 2018: изменения
По налогу на транспорт для субъектов предпринимательства начало 2018 года ознаменовалось необходимостью перехода на новый отчетный бланк. Актуальная версия декларации утверждена Приказом ФНС от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/[email protected] Измененная декларация применяется для отражения данных по исчисленному налогу на транспортные средства с отчетности за 2017 год, подаваемой в 2018 году.
Ряд изменений затронул порядок налогообложения дорогих автомобилей. Машины, стоимость которых составляет от 3 до 5 млн. руб., подлежали налогообложению в особом порядке. До 2018 года для этой категории транспортных средств действовали три ставки повышающих коэффициентов:
1,5%, если с момента выпуска автомобиля на отчетную дату прошло менее года;
1,3%, если «возраст» машины составил 1-2 года до даты начисления налога;
1,1% применительно к авто с года выпуска которых прошло 2-3 года.
С 01.01.2018 года введена единая ставка для всех дорогих автомобилей – 1,1% (п. 2 ст. 362 НК РФ; закон № 335-ФЗ от 27.11.2017).
Минпромторгом в 2018 году был значительно расширен перечень транспортных средств, причисляемых к категории дорогостоящих. Ознакомиться с действующей версией этого, ежегодно обновляемого списка можно на сайте Минпромторга.
Налог на транспортные средства является региональным, поэтому ставки и льготы по нему устанавливаются субъектами РФ при помощи региональных правовых актов. Например, по транспортному налогу-2018 изменения Москва в порядок расчета налога не вносила, тарифы налогообложения в столице остались неизменными. Ключевые моменты по расчету и уплате транспортного налога на территории Москвы расписаны в законе г. Москвы № 33 от 09.07.2008 г. (ред. от 29.11.2017). Прежние условия налогообложения действуют и в Московской области – в части транспортного налога 2018 года изменения Московская область не принимала. Действовавшие ранее льготы и ставки взимания налога сохранились, что подтверждается нормами областного закона № 129/2002-ОЗ от 16.11.2002 г. (ред. от 22.10.2014).
Общим нововведением для плательщиков всех регионов стала возможность заявления о наличии льготы по транспортному налогу без предоставления подтверждающих документов. Налогоплательщику достаточно указать наименования и реквизиты документов, дающих право на льготы в заявлении, а налоговый инспектор для их получения будет оформлять запросы в соответствующие государственные структуры. Это предусмотрено п. 3 ст. 361.1 НК РФ (изменения внесены Законом от 30.09.2017 г. № 286-ФЗ).
Транспортный налог 2019 года будет начисляться по правилам с учетом изменений, внесенных в НК РФ законом от 03.07.2016 г. № 249-ФЗ. Некоторые положения Налогового кодекса в части расчета налога на транспорт утратят силу с января 2019 года. Например:
перестанет действовать льгота, дающая право на освобождение от налога владельцев транспортных средств с разрешенной массой более 12 тонн на условиях уплаты равноценной суммы возмещения вреда, наносимого федеральным дорогам (п. 1 ст. 361.1 НК РФ);
утратит силу и норма, по которой сумма налогового обязательства по машинам с разрешенной массой от 12 тонн исчисляется как разница между рассчитанным налогом и уплаченным возмещением за нанесение вреда федеральным трассам (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).
Транспортный налог 2018 – изменения: отмена налога произошла или нет?
Слухи об отмене транспортного налога появились после подписания Президентом Закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 г. Этим правовым документом предусмотрены правила проведения частичной налоговой амнистии, которая затронет и налог с транспортных средств физлиц. Суть амнистии в том, что владельцам авто прощаются долги по налогу и рассчитанным на суммы задолженности пеням. Такое послабление характерно только для непогашенных сумм обязательств, которые возникли до 2015 года (фактически по ним истекает срок исковой давности). То есть, сам транспортный налог пока никто не отменял.
Законопроект № 480908-7 об отмене налога за счет повышения топливных акцизов есть, но он так и не принят. При этом в 2019 г., как заявлял председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, возможно внесение законопроекта, которым транспортный налог будет заменен на экологический. При этом региональная дифференциация ставок по новому налогу не предусматривается, а автомобили, соответствующие экологическим стандартам «Евро-4» – «Евро-6», планируется освободить от налогообложения.
Изменение Налогового кодекса РФ с 1 января 2019 года
Эта статья - продолжение (начало - часть 1) комментариев изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу в 2018 году и с 1 января 2019 года.
В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие - вступают в действие с 1 января 2019 года или в течение 2019 года.
На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?
Предлагаем обзор самых существенных изменений:
Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2019
Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2019 году:
Изменения налогового законодательства в 2019 году
Изменения по ЕНВД в 2019 году
Коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2019 год - 1,915 (проект Приказа Минэкономразвития).
ИП по расходам на покупку "онлайн-касс" смогут применить налоговый вычет.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими основания и условия уменьшения суммы налога, исчисленной при применении ЕНВД, ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ с функцией онлайн передачи данных в налоговый орган в размере не более 18000 рублей на каждую ККТ. Одним из условий применения налогового вычета является регистрация ККТ в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года (для ИП, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, и имеющих наемных работников, - с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года).
С 01.01.2018 коэффициент-дефлятор для ЕНВД равен 1,868.
Изменения по транспортному налогу с 1 января 2018 года
Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 3 статьи 361.1 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции. Т.о. с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот физическим лицам по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество физлиц, а именно:
Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.
Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения будут утверждены ФНС России в конце 2017 года.
Примечание: в целях реализации вышеизложенных положений ФНС России своим Письмом ФНС от 12.10.2017 № БС-4-21/[email protected] направила в УФНС России по субъектам РФ для использования в работе типовые (рекомендуемые) формы следующих документов:
Согласие налогоплательщика - физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 1).
Налоговая инспекция инициирует получение указанного Согласия в момент получения заявления о предоставлении налоговой льготы, с которым не поданы документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу;
Запрос налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 2);
Уведомление налоговой инспекции о неполучении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 3).
Перечень дорогих автомобилей применяют лишь в отношении периода, в котором он опубликован
В п. 2 ст. 362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ) уточнено, что перечень дорогих автомобилей применяется при расчете транспортного налога только за период, в котором он не позднее 1 марта размещен на официальном сайте Минпромторга. Значит, в отношении добавленных в перечень моделей пересчитывать налог за прошлые годы с применением повышающего коэффициента не нужно, что выгодно налогоплательщику.
Если автомобиль поставлен на учет после 15-го числа, то новому владельцу за этот месяц налог платить не нужно (п. 3 ст. 362 НК (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ).
Налог на имущество организаций
Оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: налог на недвижимое имущество можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:
изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.
движимое имущество исключено из объектов налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);
налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);
налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.
С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ вводится налог на движимое имущество. Ставка налога составит 1,1%. Налог на имущество надо будет платить с транспортных средств, оборудования и другого движимого имущества. С 2018 года каждый регион сам определяет, предоставлять ли льготу по движимому имуществу. Если регион не примет свой закон о льготах по налогу, то в 2018 году организации платят налог на движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1%.
Льготы по налогу на имущество с 2018 года введены в следующих регионах:
Полное освобождение от налога
Движимое имущество, принятое на учет в 2016 году и позже 1
1 - Льгота не распространяется на движимое имущество, которое получено в результате:
сделок с взаимозависимыми лицами (исключение: ж/д подвижной состав, произведенный в 2013 году и позже (по данным технического паспорта). Такие объекты не облагают налогом на имущество независимо от того, на каком основании организация их получила).
Налог на имущество физических лиц
С 01.01.2019 решено распространить льготы по налогу на имущество физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста освобождаются от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости каждого вида (жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 кв. м.) при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Подробнее →
Коэффициент-дефлятор по налогу на имущество физлиц на 2019 год - 1,518 (проект Приказа Минэкономразвития).
С 01.01.2019 Законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога по кадастровой стоимости:
Законодатель отказался от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога, "заморозив" его на уровне 0,6.
Исключена возможность перерасчета сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие годы, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета (согласно статье 52 НК РФ указанные налоги исчисляются (в т.ч. пересчитываются) налоговыми органами не более чем за 3 налоговых года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом перерасчеты могут проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону (например, при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов об уменьшении налоговых ставок или предоставлении налоговых льгот, распространяющихся на прошедшие налоговые периоды)).
При этом если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного и транспортного налога приводит к:
уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за 3 года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете
увеличению налога, то такой перерасчет вообще не возможен.
Налог на имущество (как организаций, так и физических лиц) надо пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в ЕГРН (п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 НК). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога надо учитывать следующие правила (п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):
за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или раньше, текущий месяц считается за полный месяц;
Т.о. налог на имущество, рассчитанный с 2017 года по кадастровой стоимости объекта, оспоренной в 2019 году, подлежит пересчету с 2017 года
Введено ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Применять этот механизм нужно уже при расчете налога за 2017 год в тех самых 28 регионах, в которых порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года (п. 8.1 ст. 408 НК).
Если результат кадастровой оценки был оспорен в комиссии или в суде, новая величина должна использоваться с момента, когда начала применяться оспоренная стоимость, а не с того года, в котором было подано заявление об оспаривании (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).
Установлена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода (в настоящее время изменения характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящих в течение налогового периода, не учитываются при исчислении налогов в этом налоговом периоде, что является необоснованным).
Изменение количественных и качественных характеристик объекта налогообложения это:
применительно к земельному налогу - изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка;
применительно к налогу на имущество (как организаций, так и физлиц) - изменение площади или назначения объекта.
Выделена в самостоятельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детей-инвалидов, т.к. в настоящее время к льготной категории граждан по этим налогам отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности "инвалид с детства". При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.
Уточнен статус части жилых домов и части квартир в целях возможности применения в отношении них таких же налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц, как и для физических лиц - собственников жилых домов, квартир и комнат (для которых НК предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения).
Распространены установленные Налоговым кодексом РФ налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации (в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ. Указанные исключения привели к тому, что собственники гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ, уплачивают налог на имущество без учета налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, чем ставятся в неравное положение по сравнению с собственниками иных гаражей и машино-мест).
Раньше в отношении гаражей и машино-мест надо было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в "кадастровый" перечень (подп. 1 п. 2 ст. 406 НК).
В отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (п. 5 ст. 407 НК).
Поскольку указанные выше изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – в отношении налогообложения частей жилых домов и частей квартир, а также гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.
В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома становлен необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м.
В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости
В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект.
Введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Теперь для гаражей и машино-мест в торгово-офисных центрах, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.
Земельный налог
С 01.01.2019 решено распространить льготы по земельному налогу физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста вправе воспользоваться льготой по земельному налогу на 6 соток. Подробнее →
С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
В своем Письме от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137 Минфин России разъяснил, как с 1 января 2019 года будет исчисляться земельный налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка:
кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Т.о. оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: земельный налог можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:
изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.
перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом;
независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК)
Налоговую декларацию по земельному налогу в 2019 году организациям необходимо представлять по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.08.2018 N ММВ-7-21/[email protected] В форме декларации учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п. 7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади).
При подготовке были использованы материалы рассылки СПС "Консультант Плюс"
Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена - 15.09.2014, 24.12.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 16.12.2016, 03.10.2017, 04.12.2017, 31.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018