юБУФШ I - лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ
1.3 оБМПЗПЧБС ПФЮЕФОПУФШ: РПТСДПЛ РТЙЕНБ
лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙИ УМХЦЕВОЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ ВЕЪ ЛБЛПЗП-МЙВП УРЕГЙБМШОПЗП ТЕЫЕОЙС ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УП ДОС РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ Й ДПЛХНЕОФПЧ, УМХЦБЭЙИ ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗБ, ЕУМЙ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ЙОЩЕ УТПЛЙ.
оБМПЗПЧБС ДЕЛМБТБГЙС РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК РЙУШНЕООПЕ ЪБСЧМЕОЙЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ П РПМХЮЕООЩИ ДПИПДБИ Й РТПЙЪЧЕДЕООЩИ ТБУИПДБИ, ЙУФПЮОЙЛБИ ДПИПДПЧ, ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФБИ Й ЙУЮЙУМЕООПК УХННЕ ОБМПЗБ ЙМЙ УПДЕТЦБЭЕЕ ДТХЗЙЕ ДБООЩЕ, УЧСЪБООЩЕ У ЙУЮЙУМЕОЙЕН Й ХРМБФПК ОБМПЗПЧ.
оБМПЗПЧБС ПФЮЕФОПУФШ РТЕДУФБЧМСЕФУС Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО РП НЕУФХ ХЮЕФБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Ч УТПЛЙ, ХУФБОПЧМЕООЩЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ. лБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛПК ДПМЦОЩ ВЩФШ ПИЧБЮЕОЩ ФПМШЛП ФЕ РПЛБЪБФЕМЙ ДПЛХНЕОФПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч УПУФБЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС РТБЧЙМШОПЗП ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ПВЯЕЛФПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС Й УХНН ОБМПЗПЧ, РТЙЮЙФБАЭЙИУС Л ХРМБФЕ Ч ВАДЦЕФ. рТЙОСФЙЕ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ Ч УМХЮБЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС МЙЮОП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЙМЙ ЕЗП БЗЕОФПН ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч РТЙУХФУФЧЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. рТЙ ПФРТБЧЛЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ РП РПЮФЕ ДОЕН ЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС УЮЙФБЕФУС ДБФБ ПФРТБЧЛЙ ЪБЛБЪОПЗП РЙУШНБ У ПРЙУША ЧМПЦЕОЙС.
оБМПЗПЧБС ДЕЛМБТБГЙС РТЕДУФБЧМСЕФУС ЛБЦДЩН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН РП ЛБЦДПНХ ОБМПЗХ, РПДМЕЦБЭЕНХ ХРМБФЕ ЬФЙН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ЕУМЙ ЙОПЕ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РХОЛФПН 2 УФБФШЙ 80 о БМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН ЪБРТЕЭБЕФУС ПФЛБЪЩЧБФШ Ч РТЙОСФЙЙ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК. чНЕУФЕ У ФЕН, ПВСЪБООПУФШ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ РП РТЕДПУФБЧМЕОЙА ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ ОЕ НПЦЕФ УЮЙФБФШУС ЙУРПМОЕООПК РТЙ ОБМЙЮЙЙ УМЕДХАЭЙИ ПУОПЧБОЙК:
ПФУХФУФЧЙЕ Ч РТЕДУФБЧМЕООПН ДПЛХНЕОФЕ ЛБЛПЗП-МЙВП ЙЪ ПВСЪБФЕМШОЩИ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩНЙ БЛФБНЙ, РТЕДХУНПФТЕООЩНЙ ДМС РПДПВОПЗП ТПДБ ДПЛХНЕОФПЧ;
ОЕЮЕФЛПЕ ЪБРПМОЕОЙЕ ДПЛХНЕОФБ, ДЕМБАЭЕЕ ОЕЧПЪНПЦОЩН ЕЗП РТПЮФЕОЙЕ, ЪБРПМОЕОЙЕ ЛБТБОДБЫПН;
ОБМЙЮЙЕ ОЕ ПЗПЧПТЕООЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЙУРТБЧМЕОЙК;
УПУФБЧМЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ОБ ЙОЩИ СЪЩЛБИ, ЛТПНЕ ТХУУЛПЗП. рТЙ ЧЩСЧМЕОЙЙ ПДОПЗП ЙМЙ ОЕУЛПМШЛЙИ ФБЛЙИ ЖБЛФПЧ, ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ХЧЕДПНМСЕФ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ П ОЕЙУРПМОЕОЙЙ ЙН ЧЩЫЕОБЪЧБООПК ПВСЪБООПУФЙ, Б ФБЛЦЕ П РТЙНЕОЕОЙЙ Л ОЕНХ Ч УМХЮБЕ ОЕРТЕДПУФБЧМЕОЙС ЙН ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ РП ХУФБОПЧМЕООПК ЖПТНЕ Й Ч ПРТЕДЕМЕООЩК ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН УТПЛ, НЕТ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ оБМПЗПЧЩН ЛПДЕЛУПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.
оБ ЛБЦДПН ДПЛХНЕОФЕ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ РТПУФБЧМСЕФУС ДБФБ РТЙОСФЙС, ЫФБНР ЙМЙ ПФНЕФЛБ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Й РПДРЙУШ ПФЧЕФУФЧЕООПЗП МЙГБ, РТЙОЙНБАЭЕЗП ПФЮЕФОПУФШ. рП РТПУШВЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОБ ПУФБАЭЙИУС Х ОЕЗП ЛПРЙСИ ПФЮЕФОПУФЙ ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО РТПУФБЧМСЕФ ХЛБЪБООЩЕ ЧЩЫЕ ТЕЛЧЙЪЙФЩ.
уМЕДХЕФ ЙНЕФШ Ч ЧЙДХ, ЮФП ОБМПЗПЧБС ПФЮЕФОПУФШ, РЕТЕДБООБС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОБ ДЙУЛЕФЕ ЙМЙ ЙОПН ОПУЙФЕМЕ, ДПРХУЛБАЭЕН ЛПНРШАФЕТОХА ПВТБВПФЛХ, ДПМЦОБ ВЩФШ РПДФЧЕТЦДЕОБ ЙОЖПТНБГЙЕК ОБ ВХНБЦОЩИ ОПУЙФЕМСИ, ПЖПТНМЕООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙСНЙ ДЕКУФЧХАЭЙИ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ Й ОПТНБФЙЧОЩИ БЛФПЧ. дБФПК РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ УЮЙФБЕФУС ДБФБ ЕЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПК РЕТЕДБЮЙ Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОБ ВХНБЦОЩИ ОПУЙФЕМСИ, ПВПЪОБЮЕООБС Ч ЫФЕНРЕМЕ РПЮФПЧПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ. оБУФПСЭЕЕ ФТЕВПЧБОЙЕ ОЕ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ОБ ДПЛХНЕОФЩ, ЧПЪНПЦОПУФШ РТЕДУФБЧМЕОЙС ЛПФПТЩИ Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОБ ДЙУЛЕФЕ ЙМЙ ЙОПН ОПУЙФЕМЕ, ДПРХУЛБАЭЕН ЛПНРШАФЕТОХА ПВТБВПФЛХ, ХУФБОПЧМЕОБ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ.
рТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК ТБВПФОЙЛ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ЪБРПМОСЕФ ЗТБЖЩ "РП ДБООЩН ОБМПЗПЧПК ЙОУРЕЛГЙЙ; УФТПЛЙ, ПФНЕФЛЙ Й ЪБНЕЮБОЙС ЙОУРЕЛФПТБ (ЬЛПОПНЙУФБ)" ЙМЙ ЙОЩЕ ЗТБЖЩ (УФТПЛЙ), УРЕГЙБМШОП РТЕДХУНПФТЕООЩЕ Ч ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙСИ, Б Ч УМХЮБЕ ЧЩСЧМЕОЙС ЖБЛФПЧ ОЕРТБЧЙМШОПЗП ПФТБЦЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ, РТЙЧПДСЭЙИ Л ОЕРПМОПК (ЙЪМЙЫОЕК) ХРМБФЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН УХНН ОБМПЗПЧ, ЖЙЛУЙТХАФУС ЪБНЕЮБОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЙОУРЕЛФПТБ.
рТПЧЕТЕООБС ОБМПЗПЧБС ДЕЛМБТБГЙС РПДРЙУЩЧБЕФУС ТБВПФОЙЛПН ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, РТПЧПДЙЧЫЙН РТПЧЕТЛХ, У ХЛБЪБОЙЕН ДБФЩ ЕЕ РТПЧЕДЕОЙС. ч УМХЮБЕ, ЕУМЙ ЖПТНБ ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ТЕЛЧЙЪЙФ РПДРЙУЙ ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, ДБООБС ДЕЛМБТБГЙС РЕТЕДБЕФУС ОБ РПДРЙУШ ТХЛПЧПДЙФЕМА.
лПДЕЛУ ОЕ УПДЕТЦЙФ ОПТН, ПВСЪЩЧБАЭЙИ ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ПЖПТНМСФШ БЛФ ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ. пДОБЛП БТВЙФТБЦОБС РТБЛФЙЛБ Й УФБФШС 115 "дБЧОПУФШ ЧЪЩУЛБОЙС ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК" лПДЕЛУБ ПРТЕДЕМСАФ, ЮФП Ч УХД П ЧЪЩУЛБОЙЙ ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ ЧРТБЧЕ ПВТБФЙФШУС ОЕ РПЪДОЕЕ ЫЕУФЙ НЕУСГЕЧ УП ДОС ПВОБТХЦЕОЙС РТБЧПОБТХЫЕОЙС Й УПУФБЧМЕОЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП БЛФБ. оЕПВИПДЙНПУФШ УПУФБЧМЕОЙС БЛФБ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ УМЕДХЕФ ФБЛЦЕ ЙЪ ПВЭЕЗП УНЩУМБ УФБФШЙ 101 "рТПЙЪЧПДУФЧП РП ДЕМХ П ОБМПЗПЧПН РТБЧПОБТХЫЕОЙЙ, УПЧЕТЫЕООПН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, РМБФЕМШЭЙЛПН УВПТБ ЙМЙ ОБМПЗПЧЩН БЗЕОФПН Й (ЧЩОЕУЕОЙЕ ТЕЫЕОЙС РП ТЕЪХМШФБФБН ТБУУНПФТЕОЙС НБФЕТЙБМПЧ РТПЧЕТЛЙ)" оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РХОЛФПН 6 УФБФШЙ 101 лПДЕЛУБ Ч ТЕЫЕОЙЙ П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС ЙЪМБЗБАФУС ПВУФПСФЕМШУФЧБ УПЧЕТЫЕООПЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС, ЛБЛ ПОЙ ХУФБОПЧМЕОЩ РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛПК, ДПЛХНЕОФЩ Й ЙОЩЕ УЧЕДЕОЙС, ЛПФПТЩЕ РПДФЧЕТЦДБАФ ХЛБЪБООЩЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, ДПЧПДЩ, РТЙЧПДЙНЩЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН Ч УЧПА ЪБЭЙФХ Й ТЕЪХМШФБФЩ РТПЧЕТЛЙ ЬФЙИ ДПЧПДПЧ, ТЕЫЕОЙЕ П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Л ОБМПЗПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ ЛПОЛТЕФОЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ РТБЧПОБТХЫЕОЙС У ХЛБЪБОЙЕН УФБФЕК оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, РТЕДХУНБФТЙЧБАЭЙИ ДБООЩЕ РТБЧПОБТХЫЕОЙС Й РТЙНЕОСЕНЩЕ НЕТЩ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ. дБООБС УФБФШС лПДЕЛУБ ДПМЦОБ УПДЕТЦБФШ РТСНПЕ ХЛБЪБОЙЕ ОБ УПУФБЧМЕОЙЕ БЛФБ РТЙ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ.
рТЙ ЧЩСЧМЕОЙЙ ОБТХЫЕОЙС РТБЧЙМ УПУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ, ЛПФПТЩЕ РТЙЧЕМЙ Л ЪБОЙЦЕОЙА УХНН ОБМПЗПЧ, РПДМЕЦБЭЙИ ХРМБФЕ, Й РТЙ ЬФПН ЖБЛФ ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС ДПУФПЧЕТОП ХУФБОПЧМЕО Й ОЕ ФТЕВХЕФ РПДФЧЕТЦДЕОЙС РТЙ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЕ, ТХЛПЧПДЙФЕМЕН ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ЧЩОПУЙФУС ТЕЫЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ПЖПТНМСЕФУС Ч ЧЙДЕ РПУФБОПЧМЕОЙС П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Л ОБМПЗПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС. ч РПУФБОПЧМЕОЙЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Л ОБМПЗПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС РП ТЕЪХМШФБФБН ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ЙЪМБЗБАФУС ПВУФПСФЕМШУФЧБ УПЧЕТЫЕООПЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПЗП РТБЧПОБТХЫЕОЙС, ЛБЛ ПОЙ ХУФБОПЧМЕОЩ РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛПК, УП УУЩМЛБНЙ ОБ ДПЛХНЕОФЩ Й ЙОЩЕ УЧЕДЕОЙС, РПДФЧЕТЦДБАЭЙЕ ЬФЙ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, ДПЧПДЩ, РТЙЧПДЙНЩЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН Ч УЧПА ЪБЭЙФХ (РТЙ ЙИ ОБМЙЮЙЙ), Й ТЕЪХМШФБФЩ РТПЧЕТЛЙ ЬФЙИ ДПЧПДПЧ, Б ФБЛЦЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, УНСЗЮБАЭЙЕ ЙМЙ ПФСЗЮБАЭЙЕ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, ЧЙДЩ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК Й ТБЪНЕТЩ РТЙНЕОСЕНЩИ ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК УП УУЩМЛПК ОБ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ОПТНЩ оБМПЗПЧПЗП лПДЕЛУБ.
оБ ПУОПЧБОЙЙ ЧЩОЕУЕООПЗП РПУФБОПЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ Ч ДЕУСФЙДОЕЧОЩК УТПЛ У ДБФЩ ЧЩОЕУЕОЙС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП РПУФБОПЧМЕОЙС, ОБРТБЧМСЕФУС ФТЕВПЧБОЙЕ ПВ ХРМБФЕ ОЕДПЙНЛЙ РП ОБМПЗХ, РЕОЙ, УХНН ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК, Б ФБЛЦЕ ПВ ХУФТБОЕОЙЙ ЧЩСЧМЕООЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК.
оБУФПСЭЕЕ ФТЕВПЧБОЙЕ Й ЛПРЙС РПУФБОПЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ЧТХЮБЕФУС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ РПД ТБУРЙУЛХ ЙМЙ РЕТЕДБЕФУС ЙОЩН УРПУПВПН, УЧЙДЕФЕМШУФЧХАЭЙН П ДБФЕ РПМХЮЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН.
ч УМХЮБЕ, ЕУМЙ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ХНЩЫМЕООЩИ ДЕКУФЧЙК ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ФТЕВПЧБОЙЕ Й ЛПРЙС ТЕЫЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ЕНХ ЧТХЮЕОЩ, ПОЙ УЮЙФБАФУС РПМХЮЕООЩНЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН РП ЙУФЕЮЕОЙЙ 6-ФЙ ДОЕК РПУМЕ ЙИ ПФРТБЧЛЙ ЪБЛБЪОЩН РЙУШНПН.
рП ЧЩСЧМЕООЩН ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОПН ОБТХЫЕОЙСН, ЪБ ЛПФПТЩЕ ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ П ТЗБОЙЪБГЙК-ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ РПДМЕЦБФ РТЙЧМЕЮЕОЙА Л БДНЙОЙУФТБФЙЧОПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ, ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РТПЙЪЧПДУФЧП РП ДЕМБН ПВ БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙСИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У лПДЕЛУПН тужут ПВ БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙСИ.
ч УМХЮБЕ ЕУМЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ УБНПУФПСФЕМШОП ПВОБТХЦЙМ Ч РПДБООПК ЙН ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ ОЕПФТБЦЕОЙЕ ЙМЙ ОЕРПМОПФХ УЧЕДЕОЙК, Б ТБЧОП ПЫЙВЛЙ, РТЙЧПДСЭЙЕ Л ЪБОЙЦЕОЙА УХННЩ ОБМПЗБ, РПДМЕЦБЭЕК ХРМБФЕ, ПО ПВСЪБО ЧОЕУФЙ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПРПМОЕОЙС Й ЙЪНЕОЕОЙС Ч ОБМПЗПЧХА ДЕЛМБТБГЙА.
оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ, УДЕМБЧЫЙК ЪБСЧМЕОЙЕ П ЧОЕУЕОЙЙ ДПРПМОЕОЙК Й ЙЪНЕОЕОЙК Ч ОБМПЗПЧХА ДЕЛМБТБГЙА Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН Й Ч УТПЛЙ, РТЕДХУНПФТЕООЩЕ оБМПЗПЧЩН ЛПДЕЛУПН, Й ХРМБФЙЧЫЙК Ч ВАДЦЕФ ОЕДПУФБАЭХА УХННХ ОБМПЗБ Й РЕОЙ (Ч УМХЮБЕ ЕУМЙ ХЛБЪБООПЕ ЪБСЧМЕОЙЕ УДЕМБОП РПУМЕ ЙУФЕЮЕОЙС УТПЛБ РПДБЮЙ ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ Й УТПЛБ ХРМБФЩ ОБМПЗБ), ПУЧПВПЦДБЕФУС ПФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧЙМ УПУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ.
Налоговый учёт и отчетность
Главная > Реферат >Финансовые науки
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный Федеральный Университет
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра «Налоги и налогообложение»
Налоговый учёт и отчётность
Выполнила студентка группы 1315Б
Проверил к.э.н доцент
1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов
1.1 Понятие налога и становление налогообложения. 4
1.2Функции и сущность налогов
2.Налоговый учёт, его сущность
2.1Налоговый учёт, принципы, функции и значение налогового учёта
2.2Объекты налогового учёта
3.Налоговая отчётность, её понятие, сущность, принципы ведения.
3.1 Налоговая декларация и понятие налоговой отчётности
3.2 Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
3.3 Общие требования к заполнению налоговой декларации
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Происходящие кардинальные изменения в развитии Российской экономики и часто меняющееся налоговое законодательство влияют на постоянно повышающиеся требования к подготовке специалистов по налогообложению. В связи с этим, передо мной встаёт цель главной задачей которой является поэтапное изучение и выделение информации, на анализе действующих законодательных и нормативных положений, изучения исторических, экономических и юридических литератур для полнейшего понимания основ налогового учёта и отчётности. Ведение налогового учёта и отчётности является одной из функций налоговой системы РФ. Налоговая система отражается на состоянии жизненного уровня населения и экономики в целом. Это свидетельствует о важном назначении налоговой службы и серьезной ответственности всех ее органов.
В данной работе изложена поэтапная информация о становлении, развитии, составляющих элементов и функций налоговой системы РФ.
1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов
1.1 Понятие налога и становление налогообложения.
Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Возникновение налогообложения было обусловлено, прежде всего, необходимостью содержания государства и его институтов. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны, которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений. Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности. Что касается возникновения финансовой системы Древней Руси, так она стала складываться только с периода IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью». Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.
После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины. В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. В царствование царя Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы. В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Основной чертой налоговой системы XVIII в . было большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги. В период времени XIX до 1917г. начинает приобретать развитие Российская финансовая наука. В это время особую роль начинают играть специальные налоги, большое значение начинает иметь налог с недвижимого имущества, 6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон о подоходном налоге, который вступал в силу с 01.01.1917 г.
После революции 1917 г. основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как средства политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Фискальная функция налога практически утратила свое значение. В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д. Смена высшего руководства страны и проведение различных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета. Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.
Сдача отчетности по интернету
iFin, EDZV, Единое окно сдачи электронной отчетности через интернет, онлайн бухгалтерия вход, Taxer, обновления, Налоговый Кодекс Украины, бланки
Адресат отчетности – орган государственной налоговой службы;
база данных адресата отчетности – электронная база данных, созданная налоговой службой на основании показателей отчетных документов налогоплательщиков и предназначенная для централизованного накопления и многоразового использования в информационных системах адресата отчетности;
базовый налоговый (отчетный) период – период, за который налогоплательщик обязан осуществлять расчеты налогов, подавать налоговые декларации (отчеты, расчеты) и платить в бюджет суммы налогов и сборов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом, когда контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика;
открытый ключ – параметр криптографического алгоритма проверки электронной цифровой подписи, доступный субъектам отношений в сфере использования электронной цифровой подписи;
электронно-цифровая подпись – вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, которые прилагаются к этому набору или логически с ним связаны и дают возможность подтвердить ее целостность и идентифицировать налогоплательщика. Электронная цифровая подпись накладывается с помощью секретного ключа и проверяется с помощью открытого ключа;
«единое окно» – рабочее место для приема разных форм налоговой отчетности налогоплательщиков. Отчетные документы плательщиков принимаются на едином рабочем месте как в электронном, так и бумажном виде;
отчеты, отчетность – документы, которые соответственно законодательству подаются налогоплательщиками адресату отчетности;
отчет, отчетность в электронном виде (электронный отчет, электронная форма) – отчеты, информация о которых зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты отчетов;
квитанция о получении налогового документа в электронном виде (первая квитанция) – электронный документ, который формируется программным обеспечением органов ГНС и удостоверяет факт и время получения налогового документа в электронном виде;
квитанция о приеме налогового документа в электронном виде (вторая квитанция) – электронный документ, который формируется программным обеспечением органов ГНС и подтверждает факт и время принятия (непринятия) налогового документа в электронном виде в базу данных органов ГНС;
логическое удаление – удаление налогоплательщика из электронной базы данных без физического удаления (можно лишь просмотреть раньше введенные отчеты, а создать новые отчеты у такого плательщика невозможно);
операционный (банковский) день – часть рабочего дня, на протяжении которой принимаются документы и, при наличии технической возможности, осуществляется их обработка, передача и выполнение;
секретный ключ – параметр криптографического алгоритма формирования электронной цифровой подписи, доступный только налогоплательщику;
услуги электронно-цифровой подписи – предоставление в пользование средств электронной цифровой подписи, помощь при генерации открытых и секретных ключей, обслуживание сертификатов ключей (формирование, распространение, отмена, сохранение, блокирование и возобновление), предоставление информации относительно действующих, отмененных и блокированных сертификатов ключей, услуги фиксирования времени, консультации и прочие услуги;
налогоплательщики – физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или проводят деятельность (операции), которые являются объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом Украины или налоговыми законами, и на которые возложены обязанность уплаты налогов и сборов в соответствии с Кодексом;
сообщение о получении отчета в электронном виде – электронный документ, который формируется программным обеспечением центра обработки электронной отчетности и удостоверяет факт и время поступления отчета в электронном виде;
представление отчетности в электронном виде – представление налоговой отчетности в электронном виде на электронный адрес адресата отчетности средствами телекоммуникационной связи с применением ЭЦП в формате, утвержденном приказом ГНА Украины № 242 от 03.05.2006 об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков” с изменениями и дополнениями;
налоговая декларация– документ, который подается налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства;
налоговая отчетность – документы, которые соответственно Кодексу подаются налогоплательщиками в органы ГНС, и на основании которых осуществляются начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);
налоговый агент – лицо, на которое Кодексом возлагается обязанность вычисления, удержание из доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечисление налогов в соответствующий бюджет от лица и за счет средств налогоплательщика;
налоговое обязательство – сумма средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма средств, определенная налогоплательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок);
представители налогоплательщика – лица, которые могут осуществлять представление его законных интересов и ведения дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности;
налоговый период – установленный Кодексом период времени, с учетом которого происходит вычисление и уплата отдельных видов налогов и сборов;
программное средство – программное обеспечение, предназначенное для создания налогоплательщиком электронных отчетов соответствующего формата (стандарта);
специализированное программное обеспечение – программное обеспечение, предназначенное для формирования, наложения ЭЦП, шифрования и передачи налоговой отчетности соответствующего формата (стандарта) в электронном виде адресату отчетности;
субъекты электронного документооборота – адресат отчетности, налогоплательщик, которые приобретают предусмотренные законом или договором права и обязанности в процессе электронного документооборота;
сертификат открытого ключа – документ, выданный центром сертификации ключей, который подтверждает действие и принадлежность открытого ключа налогоплательщику. Сертификаты ключей могут распространяться в электронном виде или в форме документа на бумаге и используются для идентификации налогоплательщика;
транспортное сообщение – электронный документ, который содержит транспортный заголовок для адресата отчетности и электронный отчет, подписанный ЭЦП, зашифрованный в соответствии с требованиями действующего законодательства;
транспортный заголовок – обязательные реквизиты транспортного сообщения в соответствии с унифицированным форматом, установленным адресатом, которые идентифицируют субъектов электронного документооборота при передаче отчетности телекоммуникационными каналами связи;
унифицированный формат – структура транспортного сообщения, утвержденная адресатом отчетности;
формат (стандарт) отчета в электронном виде – формализованное описание состава и структуры показателей отчета в электроннм виде, утвержденное в установленном законодательством порядке;
центр обработки электронных отчетов — структурное подразделение адресата отчетности, которое выполняет функции оператора и информационно-технического администратора централизованной системы электронной отчетности, которое включает получение, проверку целостности электронных отчетов, внесение данных в базу данных адресата отчетности, хранение на протяжении установленного срока, а также передачу структурным подразделениям адресата отчетности;
централизованная система электронной отчетности – совокупность нормативно-правовых и организационных мероприятий; программных, программно-аппаратных и телекоммуникационных средств, которые обеспечивают формирование, передачу, контроль прохождения, обработку данных, сохранение электронных отчетов и квитанций налогоплательщиков и адресата отчетности.
таможенное оформление — процедура, заключающаяся в урегулировании перевозки через границу всевозможных товаров. Только при окончании таможенных процедур товар считается прошедшим контроль. Перечень операций, который входит в оформление: заполнение таможенной декларации, составление разрешительного комплекта документов, уплата налогов. Список довольно солидный, поэтому, чтобы сэкономить время и деньги целесообразно обратиться к надежному таможенному брокеру в Киеве.
iFin Zvit— это онлайн сервис, который позволяет сдавать отчетность по интернету. Для входа в iFin Zvit нужно просто запустить любой браузер и войти на сайт iFin Zvit. Скачивать iFin Zvit не нужно. Обновлять iFin Zvit не нужно. Отзывы iFin Zvit можно почитать на форуме iFin Zvit.
Бухгалтерия— штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником полной, документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.
Бухгалтерский учет— упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерская отчетность— единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам. Цель бухгалтерской отчетности — обобщение учетных данных за определенный период и представление их в регламентированной форме соответствующим органам и заинтересованным лицам.
Бухгалтерский баланс— одна из основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В украинской бухгалтерской практике бухгалтерский баланс- это способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.
Финансовая отчетность— совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления заинтересованным лицам обобщенной информации о финансовом положении и деятельности организации, а также изменениях в ее финансовом положении за отчетный период в удобной и прозрачной форме для принятия этими лицом определенных деловых решений.
Консалтинг— консультирование по широкому кругу вопросов экономической деятельности предприятий, фирм, организаций, частных предпринимателей. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров услуг, лицензий ценных бумаг); цен, по разработке технико-экономических обоснований на различные объекты; проведению маркетинговых исследований; разработке экспортной стратегии. Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Также консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций.
Логистика— наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры движения товаров.
Особенности бухгалтерской и налоговой отчетности
Каждый руководитель предприятия знает, что в его организации должна вестись бухгалтерская и налоговая отчетность. Разумеется, составлением необходимых документов занимаются специалисты, которые получили соответствующее образование и набрали за годы работы необходимый опыт, но все же хороший руководитель должен разбираться в любом вопросе, который касается его предприятия.
Что такое бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность сведений о финансовом и экономическом состоянии предприятия. Как правило, говоря о бухгалтерской отчетности имеют в виду бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия. Эти два документа могут составляться как ежемесячно (или ежеквартально), так и ежегодно и содержат самую полную и достоверную информацию не только про активы и обязательства предприятия, но и про суммы «чистого» дохода, налогообложения, задолженности кредиторским организациям и акционерам и так далее.
Что такое налоговая отчетность?
Налоговая отчетность также представляет совокупность документов, которые отражают результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, но с точки зрения налогового законодательства. То есть в первую очередь налоговая отчетность отражает сведения об исчислении и уплате налогов.
Налоговая отчетность зависит от размеров предприятия и численности его сотрудников, от деятельности предприятия, а также от формы налогообложения, которая установлена на предприятии – это решающий и главный фактор.
Как правило, под налоговой отчетностью подразумевают налоговую декларацию, которую руководители предприятий и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке раз в год сдают в налоговую службу. К налоговой отчетности относится также расчет авансового платежа, сведения о среднесписочной численности работников, прочие отчеты, обусловленные деятельностью предприятия.
Как заполняется и подается налоговая и бухгалтерская отчетность?
Как уже было указано выше, каждое предприятие в обязательном порядке ведет налоговый и бухгалтерский отчет и в установленном порядке предоставляет необходимые сведения контролирующим органам. Бухгалтерская и часть налоговой отчетности сдаются в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.
Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки бухгалтерской и налоговой отчетности.
Формы бухгалтерской отчетности
Так, например, приказами Министерства финансов Российской Федерации утверждены формы для следующих бухгалтерских документов:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
В некоторых случаях используется также утвержденная форма приложения к бухгалтерскому балансу, которая содержит, например, данные об объектах интеллектуальной собственности предприятия, расходы на освоение природных ресурсов, сведения о государственной помощи – все то, что по каким-либо причинам невозможно или затруднительно отразить в бухгалтерском балансе.
Формы налоговой отчетности
Приказами Федеральной налоговой службы утверждены официальные бланки следующих документов, которые использует большинство организаций:
- Сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период;
- Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;
- Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
- Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
- Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
- Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
- Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
Поскольку деятельность у различных предприятий самая разнообразная предусмотрены также официальные бланки для, например, декларации по единому сельскохозяйственному налогу, использованию водных ресурсов и лесов, доходам от иностранных организаций и в результате деятельности за рубежом и так далее.
Взаимосвязь бухгалтерской и налоговой отчетности
Несмотря на то, что бухгалтерская и налоговая отчетности в чем-то схожи, данные документов, как правило, друг друга не дублируют, а показатели по вроде бы одинаковым параметрам – например, доход предприятия без учета налогообложения, который учитывается как в бухгалтерском отчете, так и при расчете для единой налоговой декларации – могут не совпадать. Это обусловлено разностью производимых расчетов, а также отчетного периода.
Тем не менее, руководитель предприятия, в случае возникших подозрений, может сравнить показатели бухгалтерского отчета о прибылях и убытках и сведения из декларации по налогу на прибыль по следующим параметрам:
- строку «Выручка» из бухгалтерского отчета и строку «Доходы от реализации» налогового;
- сумму показателей строк «Проценты к получению, «Доходы от участия в других организациях» и «Прочие доходы» из бухгалтерского документа и строку «Доходы от реализации» налогового;
- общую сумму расходов по «Себестоимости продаж», «Коммерческим расходам, «Управленческим расходам» из бухгалтерского отчета и «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» из налогового;
- общую сумму расходов по «Процентам к уплате» и «Прочим расходам» из бухгалтерского отчета и внереализационные расходы из налогового;
- строку «Текущий налог на прибыль» из бухгалтерского отчета и сумму исчисленного налога на прибыль из налогового.
Как правило, эти показатели должны быть равны. Впрочем, расхождения еще не свидетельствуют о нарушении, но дают повод задуматься и попросить объяснений у бухгалтера.
Коды налогового периода и бухгалтерской отчетности
При заполнении и бухгалтерских отчетов, и налоговых, необходимо указывать коды деятельности предприятия, а также коды отчетного периоды.Данные коды будут разными не только для налоговой и бухгалтерской отчетности (как правило, отчетные периоды не совпадают), но и, например, для каждой отдельной налоговой декларации.
Посмотреть коды и их значения можно в соответствующих приказах Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.