Содержание:
Какой срок действия авторских прав?
Общие правила исчисления срока действия авторских прав
Автор обладает совокупностью различных по содержанию прав, среди которых:
- исключительное право на произведение, характеризующееся как имущественное;
- личные неимущественные права, например право на имя;
- иные права (право доступа, право следования и т. д.).
При этом продолжительность действия прав перечисленных категорий различна:
- Исключительное право обладает ограниченным сроком действия, неоднократно изменявшимся в РФ, о чем речь пойдет далее.
- Специфика правового режима личных неимущественных прав состоит в их бессрочной охране, на что указывается в ст. 1267 ГК РФ.
Даже после того, как срок действия авторского права полностью вышел, произведение должно использоваться под именем лица, чьим творческим трудом оно было создано, без присвоения кем-либо, без искажений.
В частности, на бессрочный характер защиты права автора на имя указал АС г. Москвы в определении от 20.01.2015 по делу № А40-64768/2013, решая вопрос о процессуальном правопреемстве по причине смерти истца.
- Иные права имеют различные сроки существования. Например, право доступа по причине связанности с личностью автора ограничено сроком его жизни, а право следования передается наследникам и привязано к сроку действия исключительного права.
Сроки в авторском праве определяются в календарных годах. Точная дата наступления обстоятельств (например, смерти лица), послуживших стартом для отсчета срока, определяющего значения не имеет. Срок начинает течь с 1 января следующего года, а завершается 31 декабря последнего года действия авторских прав.
Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ
Исключительное право — центральное авторское право, наделяющее возможностью использования объекта прав только правообладателя или иных лиц при условии получения его согласия. По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.
Как же происходило реформирование срока, в течение которого исключительному праву предоставлялась охрана:
- До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет.
- В 1973–1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет.
- В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам, в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.
Важно! Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.
- В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления. Так, согласно новому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.
ВС РФ в определении от 02.09.2008 по делу № 78-В08-20, рассматривая правомерность использования в спектакле хореографии, разработанной лицом, умершим в 1964 году, отметил, что продолжительность срока охраны в ранее действовавших законах не принципиальна. Если 50 лет с момента смерти до 01.01.1993 не истекло, защита восстанавливается, в связи с чем требуется получить разрешение наследников.
Сколько составляет максимальный срок охраны исключительного права
Наибольший в истории нашего государства срок охраны исключительного права был установлен в 2004 году — период жизни и 70 лет после смерти автора. Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.
Первоначально он использовался только в отношении объектов авторских прав, 50-летняя защита которых на момент изменения законодательства не завершилась.
Важно! ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ, которым с 01.01.2008 введена ч. 4 ГК РФ, подтвердил длительность срока действия авторского права, однако изменил правила определения круга произведений, попадающих в сферу его применения: он использовался во всех ситуациях, когда 50-летний срок защиты на 01.01.1993 не завершился.
Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.
Важно! Использование объекта прав в обозначенный период как достояния третьими лицами не является нарушением исключительного права.
В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.
Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений
Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):
- Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.
В качестве примера из международной практики можно привести спор о возможности продления срока на «Дневник Анны Франк», истекшего 01.01.2016, путем признания соавтором произведения отца Анны, умершего в 1980 году, и, следовательно, отсчета 70-летнего периода от даты его смерти.
Важно! ВС РФ в п. 35 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 указал на применение данной нормы к произведению в целом, вне зависимости от того, является авторство раздельным или нет. При этом использование частей такого произведения отдельно осуществляется согласно общим правилам.
- Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
- Если работа автора пришлась на период войны 1941–1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года. ВАС РФ в постановлении президиума от 04.10.2011 № 4453/11 признал допустимым использование указанного правила при решении вопроса об охране трудов писателя, погибшего в 1942 году на оккупированной территории и работавшего военным корреспондентом.
Единого срока действия прав автора не существует. Периоды защиты дифференцированы в зависимости от категории, к которой относится конкретное право. Например, личные неимущественные права защищаются бессрочно, а срок охраны исключительного права ограничен.
Продолжительность действия исключительного права неоднократно изменялась законодателем, в связи с чем возникают практические проблемы при исчислении соответствующего срока его охраны. При этом для ряда случаев установлены специальные правила.
Срок действия авторских прав
Авторское право в силу положений ст. 1226, 1255 ГК РФ есть комплекс прав, состоящий из:
- исключительного права, являющегося имущественным;
- личных неимущественных прав;
- иных прав.
Некоторые из этих категорий имеют ограниченный срок правовой охраны, другие же действуют и охраняются бессрочно.
Перечень объектов авторских прав приведён в п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Согласно ему, объектами авторских прав являются:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
- другие произведения.
Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Применительно к объектам авторских прав, действие исключительного права начинается с момента создания такого объекта, действует в течение всей жизни автора и 70 лет, отсчитывая с 1 января года, следующего за датой смерти автора в силу положений п. 1 ст. 1281 ГК РФ. То есть, если, например, автор какого-либо произведения покинул мир живых 21 мая 2012 года, то срок действия исключительного права на это произведение истечёт 1 января 2083 года. Если авторов несколько (произведение создано в соавторстве), то указанный срок отсчитывается со дня смерти пережившего других соавтора.
Согласно положениям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок предоставления правовой охраны составляет 50 лет со дня смерти автора. Именно этот срок является минимальным для стран-участниц Конвенции. При этом согласно положениям ст. 7 Конвенции, этот срок может быть увеличен:
1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. (. )
6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ, как мы видим, предоставляет существенно больший срок правовой охраны всем произведениям (в т.ч. и для фотографических произведений и произведений прикладного искусства, которые в п. 4 ст. 7 Конвенции могут иметь меньший срок правовой охраны), по сравнению с минимально необходимым, установленным Бернской конвенцией.
Следует обратить внимание, что до вступления в силу редакции от 20.07.2004 закона "Об авторском праве и смежных правах" (утратившем силу 31.12.2007) срок действия исключительного права согласно нормам предыдущей редакции указанного закона составлял 50 лет.
Нельзя не отметить и тот факт, что в некоторых случаях срок действия исключительного права прерывался, как бы странно это ни звучало. В ст. 6 ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что:
Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.
Данная туманная формулировка разъясняется и конкретизируется в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
(. ) если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ.
В случае, если срок действия исключительного права на произведение истекал в период с 31.12.1992 по 20.07.2004, логично, что перейдя в общественное достояние, все лица могли без разрешения правообладателя или выплаты вознаграждения использовать это произведение, и подобное использование не могло являться нарушением исключительного права по вполне очевидным причинам.
Эта позиция также отражена в п. 3 указанного Постановления 5/29:
Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ.
Отдельно следует отметить право автора на вознаграждение, которое хоть и по смыслу п. 5 ст. 1229 ГК РФ входит в состав исключительного права, и следовательно, имеет такой же срок правовой охраны, но, тем не менее, в ряде случае автор сохраняет право на вознаграждение даже в случаях, когда исключительное право у автора отсутствует или существенно ограничено соглано п. 10.2 Постановления 5/29. Право на вознаграждение в отдельных случаях сохраняется за наследниками автора согласно ст. 83, 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» .
Срок правовой охраны права авторства, права автора на имя и права на неприкосновенность произведения, являющихся личными неимущественными правами, является бессрочным в силу положения п. 1 ст. 1267 ГК РФ. Это означает, что, например, внесение искажений (изменений) в произведение (не путать с переработкой, при которой создаётся новое произведение на базе ранее имеющегося без внесения изменений в оригинальное произведение) является неправомерным, независимо от того, находится ли произведение в общественном достоянии или нет.
Право доступа неразрывно связано с личностью автора произведения изобразительного искусства или архитектуры согласно ст. 1292 ГК РФ и, следовательно, действует только в течение жизни автора.
Право следования является неотчуждаемым (его нельзя передать другому лицу), но переходит к наследникам автора и действует в течение всего срока действия исключительного права в силу положений ст. 1293 ГК РФ.
Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства использовать свое произведение в соответствии п. 2 и п. 3 ст. 1270 ГК РФ, в том числе путём разработки документации для строительства или реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также неразрывно связано с личностью автора, как можно сделать вывод из анализа положений ст. 1294 ГК РФ, и следовательно, действует в течении жизни автора такого произведения.
§ 5. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
Из этого общего правила устанавливается ряд исключений.
Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллективного произведения, которые имеют самостоятельное значение и используются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.
На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за пределами указанных выше сроков или в самом их конце. На этом основании наследники часто обращались в государственные органы с просьбами о продлении срока действия авторского права, однако ранее действовавшее законодательство такой возможности не предусматривало. Данный вопрос обычно решался путем заключения наследниками и заинтересованными организациями договоров купли-продажи о приобретении неопубликованных рукописей и иных материальных носителей как вещественных объектов. Это, конечно, не было оптимальным выходом из ситуации, так как наследники лишались возможности получать вознаграждение за повторное использование произведений, их использование иными организациями и т. д. Учитывая это, новый авторский Закон установил еще одно исключение из общих правил исчисления сроков охраны авторских произведений. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. К рассмотренному случаю близка ситуация, касающаяся сроков охраны произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
Наконец, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.
Установленный новым авторским Законом срок охраны авторских прав, равно как и особый порядок его исчисления в указанных в законе случаях, применяется тогда, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 г. (п. 3 постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» от 9 июля 1993 г.). Данное весьма своеобразное правило выпадает из ряда обычно принимаемых решений и порождает далеко идущие юридические последствия.
Чтобы пояснить, о чем идет речь, напомним, что до 1 июня 1973 г. общий срок действия авторских прав на произведение составлял у нас в стране период жизни автора и 15 лет после его смерти, асі июня 1973 г. по 3 августа 1992 г. — период жизни и 25 лет. Основы гражданского законодательства 1991 г., вступившие в действие на территории России 3 августа 1993 г., впервые увеличили срок охраны авторских прав до 50 лет. Однако при этом было установлено, что новый 50-летний срок охраны применяется лишь к тем произведениям, срок действия авторских прав на которые не истек к моменту вступления Основ в силу. Иными словами, если произведение по причине истечения действовавшего ранее срока охраны уже перешло в разряд неохраняемых, то восстановление его охраны в связи с увеличением Основами срока охраны авторских прав не предусматривалось. Именно таким образом обычно решается данный вопрос при изменении законодательства. Данное решение было, в частности, реализовано при введении в действие Патентного закона РФ, который увеличил срок действия патентов на изобретения и промышленные образцы.
При введении в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» законодатель отступал от этого правила, что создало довольно сложную юридическую ситуацию. Многие произведения, которые уже давно использовались свободно в связи с истечением сроков их охраны по ранее действовавшему законодательству, вновь стали пользоваться правовой охраной. В эту категорию попали произведения всех российских авторов, которые умерли после 1 января 1943 г., так как на 1 января 1993 г. еще не истек установленный законом 50-летний срок охраны их произведений. Как видно из стенограммы заседания Верховного Совета РФ, на котором обсуждались поправки к проекту Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и проекту постановления Верховного Совета о порядке введения данного Закона в действие, этот результат был достигнут вполне осознанно.
Вопрос об обратной силе Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который, на наш взгляд, решен в постановлении Верховного Ошета РФ от 9 июля 1993 г. достаточно определенно, получил неожиданную интерпретацию в трудах Э.П. Гаврилова. По мнению ученого, рассматриваемый Закон не имеет обратной силы, так как в п. 3 постановления о введении его в действие говорится о применимости новых сроков охраны только к тем произведениям, которые охранялись на 1 января 1993 г. Иными словами, если произведение уже перешло в общественное достояние в связи с истечением срока его охраны по ранее действовавшему законодательству, то никакого восстановления его охраны не происходит205. Такая трактовка постановления Верховного Совета от 9 июля 1993 г., расходящаяся с его буквальным текстом и истинным смыслом, не получила поддержки ни у специалистов, ни в судебной практике. Так, судами г. Москвы рассмотрено несколько дел по искам наследников А. Толстого к издательствам, выпустившим в первой половине 90-х годов без согласования данного вопроса с наследниками и без выплаты причитающегося им вознаграждения ряд произведений А. Толстого, в частности сборник русских народных сказок «Пойди туда — не знаю куда», в который вошло семь сказок в литературной обработке А. Толстого, пятитомное собрание его сочинений и др. Первоначально в иске наследников было отказано со ссылкой на переход произведений А. Толстого, умершего в 1945 г., в разряд общественного достояния, а также на постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1958 г. № 1308, которым произведения А. Толстого признаны достоянием государства. В дальнейшем, однако, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку 50-летний срок охраны произведений А. Толстого на момент их издания ответчиками не истек, их требования подлежат удовлетворению1.
Как уже указывалось, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» отказался от конструкции авторства на произведение юридических лиц. В этой связи надлежало решить вопрос об авторских правах юридических лиц, которые возникли до введения в действие нового Закона. Напомним, что согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 498 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право, принадлежавшее юридическому лицу, действовало бессрочно и не прекращалось даже в случае реорганизации или ликвидации юридического лица, так как переходило к правопреемнику или государству. В постановлении Верховного Совета РФ, посвященном введению в действие авторского Закона, отмечается, что авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.
По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которым на территории России никогда не предоставлялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 502 ГК РСФСР 1964 г.) новый Закон не предусматривает возможности объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и определения особых условий его использования. Но Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории России произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений .
§ 4. Срок действия авторских прав.
По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (ст.27, п.1 Закона).
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. В случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему правилу, описанному выше.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. В этом существенное новшество, установленное в пользу других наследников. До тех пор, пока коллективное произведение охраняется, все наследники умерших авторов пользуются правами, независимо от сроков смерти их наследодателей.
На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за пределами указанных выше сроков или в самом их конце134 . Учитывая это, новый закон установил еще одно исключение из общего правила о сроке действия авторских прав. В соответствии с п.5 ст.27 указанного Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его опубликования. Данному положению близка ситуация, касающаяся сроков защиты произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Наконец, предусматривается увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.
Авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие авторского закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано.135 Данное положение возникло в связи с отказом Закона от конструкции авторства на произведения юридических лиц и было закреплено в п.4 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.
Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с даты их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав (п.
Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также как и произведения, срок охраны которых уже истек, считаются перешедшими в общественное достояние. При соблюдении права авторства, права на имя и права на защиту репутации они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование произведений, перешедших в общественное достояние. Нормой закона определен максимальный размер такого отчисления - он не может превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений. Установлено, что суммы отчислений переводятся в профессиональные фонды авторов, а также в организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.
В настоящее время подобные отчисления в России не введены. Тем не менее ранее в СССР при публичном исполнении произведений, объявленных достоянием государства, начислялись обычные суммы авторского гонорара, которые затем использовались как "культурный налог"136 . Такие отчисления существуют и в некоторых зарубежных странах.
Довольно очевидно, что длительный срок охраны исключительных прав в течение жизни автора +70 лет после смерти (что в совокупности может составлять около 100-150 лет с момента создания произведения) не соответствует реалиям изменившегося цифрового мира, мешает свободному распространению культуры, а также широкому использованию сиротских произведений и существованию цифровых библиотек и архивов. Отцы-основатели США считали достаточным сроком 14 лет, с возможностью продления еще на столько же, если автор жив. Это вполне способствовало основной цели авторского права, в соответствии с которой обеспечивался достаточный стимул для авторов и производителей контента продолжать его производить, Однако постоянное продление срока охраны начало превращать авторское право из ограниченной по сроку монополии в вечную. Подобное правовое регулирование лишает автора/ производителя контента стимула на создание новых произведений, ограничивает общественную потребность на доступ и использование произведения, и не может быть ни коим образом оправдано в условиях современного информационного общества.
СРОК ОХРАНЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
С момента создания первого технического средства для копирования произведений — печатного станка — исключительное авторское право (копирайт) охранялось вечно. Автор после продажи произведения терял на него всякие права, а издатель приобретал бессрочное право на копирование и распространение произведения. Подобное положение дел продолжалось вплоть до принятия в Англии в 1710 г. первого закона об авторском праве, Статута королевы Анны, которым впервые было введено ограничение, призванное установить баланс между экономическими интересами автора и издателя, с одной стороны, и общественными интересами с другой стороны.
С принятием Статута исключительное авторское право сохранялось в течение 14 лет с момента его создания. По истечении указанного срока издатель терял право на дальнейшее монопольное право печатать и продавать произведение. Далее, автор мог продлить указанное право еще на 14 лет, после чего произведение окончательно переходило в общественное достояние, и любое лицо получало возможность копировать и распространять произведения без согласия правообладателя, и без выплаты ему какого-либо вознаграждения.
Аналогичная норма попала в 1790 г. и в закон США об авторских правах, в соответствии с которым все частные копирайтные законы штатов были вытеснены. В 1831 году максимальный период действия авторского права в США был увеличен с 28 до 42 лет – посредством повышения начального срока с 14 до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет.
С течением времени срок охраны исключительных прав постоянно увеличивался. В 1886 году была принята Бернская конвенция, первое международное соглашение о защите авторских прав, подписанное 166 странами. Довольно интересно, что США присоединились к Конвенции только спустя век, когда назрела необходимость создания ВТО.
Так, Бернская конвенция, которая легла в основу нового международного законодательства об авторском праве устанавливала, что срок охраны исключительного права на произведение должен составлять не менее всей жизни автора + 50 лет с момента его смерти. В то же время конвенция также содержала положение, в соответствие с которым в национальном законодательстве договаривающихся государств могут предусматриваться более длительные сроки охраны.
После начала бурного развития технологий и международной торговли стоимость объектов культуры поэтапно начинает расти. В разных отраслях культуры стали образовываться новые бизнес модели по торговле произведениями (музыка, кино, игры, книги), ориентированные прежде всего на скупку прав у талантливых авторов, а также размещение заказов на создание произведений у авторов. С набирающим оборот техническим прогрессом и доступностью средств для создания и копирования произведений, компании, специализирующиеся на изготовлении и продаже объектов культуры начали все более ориентироваться на создание объектов массовой культуры, и следовательно, конвейерному производству произведений, ориентированных на извлечение прибыли от доставки до конечных потребителей произведений на материальных носителях.
Спустя некоторое время после невероятно быстрой капитализации отраслей кино и музыки, крупнейшие корпорации США, мирового лидера в области создания объектов культуры, понимая огромную ценность исключительных прав на произведения, начали активное лоббирование новых законов, увеличивающих срок охраны произведений, и ужесточающих ответственность за их нарушение.
Во второй половине 20 века срок охраны копирайта неуклонно растет, и планка срока, в течение которого охраняется монопольное авторское право, поднимается.
В 1976-м году с принятием американского Закона о Копирайте корпорации издателей удалось добиться увеличения срока охраны исключительных авторских прав на все корпоративные авторские произведения до 75 лет с момента смерти автора. В 1998 году с принятием Закона Сонни Боно (CTEA или Закон о Микки-Маусе) срок действия имущественных авторских прав в США снова был продлен. Теперь он действует в отношении произведений до смерти автора и плюс 70 лет после этого, и в отношении корпоративных произведений до смерти последнего из авторов плюс 95 лет. Закон также повлиял на сроки действия копирайта для защищенных копирайтом работ, опубликованных до 1 января 1978 г., также увеличив срок их защиты на 20 лет, таким образом продлив срок охраны таких произведений до 2047 г. Это позволило «заморозить» дату перехода в общественное достояние в США работ, подпадавших под действие старых правил, фиксирующих срок копирайта. За последние 40 лет сроки действия существующих авторских прав продлевались одиннадцать раз.
Увеличенные в США сроки охраны позволили и другим развивающимся и зависимым странам установить срок охраны, больше 1 века Так например, в Мексике этот срок сегодня равен 99 годам со смерти автора,а в Гондурасе и Кот-д’Ивуар — 75 лет.
В соответствии с современным законодательством срок охраны исключительных прав на произведения, в том числе созданные в соавторстве либо обнародованные после смерти автора, должны быть не ниже сроков, установленных Бернской и Римской конвенциями, а также принятой на их основе Соглашением ТРИПС.
СРОК ОХРАНЫ В СОВЕТСКОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии.
Россия, принимая в 2006 г. четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующего отношения по обороту результатов интеллектуальной деятельности , переняла указанную норму из законодательства США и установила аналогичный срок охраны.
Таким образом, в соответствие с действующей нормой ст. 1281 ГК РФ «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а в случае если было обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Федеральный закон №231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» продлил срок охраны исключительных прав также и на произведения, созданные во время СССР.
Согласно ст.6 №231-ФЗ 70-летний срок охраны прав применяется также в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года, а исключительное авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ
1. Необходимо поэтапное сокращение срока охраны исключительных прав. Первым этапом срок охраны исключительных прав на произведения должен быть уменьшен до 50 лет с даты смерти автора, что соответствует Бернской конвенции и не нарушает международных соглашений по ВТО.
2. Вторым этапом необходимо рассмотреть вопрос об изменении или выходе из Бернской конвенции (т. к. внесение изменений в нее представляется маловероятным в связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами) с возвратом к положениям Всемирной конвенции об авторском праве (Женевской конвенции 1952 г.), предусматривающей минимальный срок охраны исключительных авторских прав в течение 25 лет с момента смерти автора и специальный порядок депонирования и регистрации произведения в целях охраны.
3. Третьим этапом необходимо заключение новой международной конвенции, которая могла бы установить более короткий срок охраны произведений. В соответствие с предложением профессора Лоуренса Лессига предельный срок охраны должен ограничиваться до 14 лет, а согласно предложению активиста Пиратской Партии Рика Фалквинге, а также Партии Зеленых и Европейского свободного альянса срок охраны произведения должен быть сокращен до максимальной предела в 20 лет с момента публикации произведения.
Учитывая, что большинство произведений имеют сегодня весьма небольшую коммерческую и творческую ценность, но в связи с тем, что будучи под охраной копирайта они не могут быть использованы или распространены каким-либо способом, срок охраны должен быть установлен автоматически с момента создания произведения на 5 лет с момента публикации. Для дальнейшей охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права таким образом, чтобы любое лицо, сделав соответствующий поисковый запрос в публичном реестре авторских прав на произведения, имело бы возможность найти правообладателя по соответствующей базе данных на исключительные права. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.
Срок действия авторского права на музыкальные произведения в Европе продлили до 70 лет
13 сентября 2011 9:38
Срок действия авторского права на аудиозаписи в Старом свете увеличен с 50 до 70 лет. Это означает, что ранние пластинки, срок действия авторского права на которые по старому закону истек, скажем, в этом году, будут приносить деньги исполнителям еще два десятилетия.
По словам Мика Джаггера, решение ЕС значительно улучшит жизнь музыкантов.
«Звукозаписывающий бизнес сейчас не тот, что раньше,- объясняет « роллинг »,- и народ зарабатывает не так много, как тогда. Поэтому в целом принятие этого закона здорово!»
Кстати, закон получил неофициальное название «закон Клиффа», по имени британского исполнителя сэра Клиффа Ричарда, который приложил много усилий для того, чтобы его приняли.
Новый закон вступает в силу на территории ЕС с 2014 года. Он также создаст фонд для музыкантов, которые по тем или иным причинам отказались от прав при выходе пластинки. Фонд будет финансироваться звукозаписывающими фирмами, которые будут перечислять определенный процент от доходов, полученных от продления срока действия прав.
Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!
Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!
26. Срок действия авторского права. Общественное достояние
26. Срок действия авторского права. Общественное достояние
Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:
а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);
б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;
в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска ;
г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;
д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .
Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.
Общественное достояние – состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.
Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.