Перейти к содержимому

Закон о качестве и безопасности возврат товара

Содержание:

Возврат товара по закону о защите прав потребителей

Возврат товара по статье 18 закона о защите прав потребителей

Если продавец при заключении сделки не предупредил покупателя о недостатках вещи, последний в случае их обнаружения вправе по своему усмотрению воспользоваться одним из защитных механизмов, перечисленных в ст. 18 федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон), в том числе возвратить товар и получить обратно затраченные на его покупку денежные средства.

Статья 18, раскрывая содержание права потребителей на возврат товара, говорит, что прибегнуть к выбранному способу защиты потребитель может при обнаружении недостатка в пределах гарантийного срока, установленного на покупку, а при его отсутствии можно вернуть товар в разумный срок, но в рамках 2-летнего периода со дня передачи вещи.

ВАЖНО: определяющим критерием наличия или отсутствия ответственности продавца выступает момент возникновения недостатков, который в спорных ситуациях определяется посредством экспертизы.

Гарантийный срок влияет на распределение бремени доказывания между контрагентами. Когда он установлен, доказывать, что недостатки появились уже после передачи вещи покупателю, будет продавец, а если нет — покупатель.

Статья 18 и статья 503 ГК РФ — соотношение норм

На 2018 год, помимо положений Закона, регулированию вопроса о правах потребителей на возврат товара с недостатками посвящена также ст. 503 ГК РФ. Нормы актов аналогичны, но различается подход к определению количества способов защиты, которые могут быть применены по отношению к покупке некачественных технически сложных товаров. Если в Гражданском кодексе их число зависит от существенности выявленного недостатка, то закон о защите прав потребителей берет за основу критерий срока обнаружения изъянов (в пределах 15 дней — все способы, после — возврат лишь при соблюдении условий). Подробнее о сроках возврата товара ненадлежащего качества читайте в статье Каков срок возврата товара ненадлежащего качества?

Во избежание коллизий в п. 6 ст. 503 ГК РФ прямо указывается на приоритет норм закона о защите прав потребителей для ситуаций приобретения товаров гражданами.

Претензия на возврат денег за товар в 2018 году на примере возврата некачественной обуви

Разберем порядок реализации права на возврат некачественной покупки на примере приобретения обуви, в которой обнаружились недостатки.

  1. Можно обратиться к продавцу с целью урегулирования ситуации без предъявления письменных требований. При получении отказа вернуть деньги сразу составляется претензия.
  2. Претензия должна быть подготовлена в 2 экземплярах — для продавца и для покупателя, где продавец ставит отметку о получении с указанием даты.
  3. Важно правильно указать адресата требований — руководителя продавца, адрес и свои данные.
  4. В претензии должны быть четко отражены обстоятельства произошедшего: дата совершения покупки, какая именно обувь приобреталась (артикул, название модели), стоимость вещи. Обязательно отразить продолжительность гарантийного срока при наличии, а также момент обнаружения дефекта и его характер, например: «через 5 дней после начала использования у правого сапога оторвалась подошва». Главное, чтобы ненадлежащее качество было выявлено в пределах гарантийного срока, а когда его продолжительность менее 2 лет — в рамках 2-летнего периода.
  5. Завершить претензию следует ссылкой на правовую основу (ст. 18 Закона), а также формулировкой требований — «принять товар ненадлежащего качества и вернуть уплаченную за него сумму».

ВАЖНО: продавцу дается 10 дней на рассмотрение претензии покупателя и принятие решения по ней.

В случае отказа возможно проведение независимой экспертизы и направление повторной претензии с приложением копии акта экспертизы, дополненной требованием возместить затраты на ее проведение.

Как вернуть товар надлежащего качества: обмен и возврат товара как способы защиты

Требование замены товара — один из альтернативных инструментов защиты при приобретении товара с недостатком. Покупатель может изъявить желание получить товар такой же модели и марки либо другой с перерасчетом цены покупки.

В качестве самостоятельного механизма обмен предусмотрен для случаев, когда покупка устраивает потребителя по качеству, однако товар не соответствует его ожиданиям по иным параметрам — фасону, размеру, цвету.

Нормативно установлены условия реализации права на обмен, позволяющие сохранить баланс интересов покупателя и продавца:

  1. Ст. 25 Закона устанавливает 14-дневный срок для обмена, который отсчитывается со следующего дня после совершения покупки. Данный срок не подлежит приостановлению или иным изменениям, поскольку носит пресекательный характер — если право не реализовано в течение 2 недель, покупатель его лишается.
  2. Обменять возможно лишь вещь, сохранившую товарный вид, свойства, ярлыки — это правило призвано минимизировать издержки продавца при последующей реализации товара.
  3. Покупатель обладает доказательствами приобретения товара у данного продавца — если нет чека, могут быть свидетели.
  4. Товар не входит в перечень не подлежащих возврату и обмену (утвержденного постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998).

Право на возврат качественного, но не подошедшего по характеристикам товара также предусмотрено ст. 25, но необходимо помнить, что данные правовые возможности не альтернативны. Закон о возврате товара действует лишь в случае, если продавец не располагает товаром для обмена, что делает его объективно невозможным.

Товары надлежащего качества, не подлежащие возврату: возможен ли возврат мобильного телефона?

Представим, что покупатель приобрел мобильный телефон, который при ближайшем рассмотрении ему не понравился, несмотря на отсутствие претензий по качеству. Возможно ли вернуть такой товар в магазин по правилам ст. 25?

Как уже было указано, товары, не подлежащие возврату или обмену, перечислены в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ. Это, прежде всего, лекарства, предметы личной гигиены, драгоценности, бытовая химия, а также технически сложные товары, в числе которых телефонные аппараты. Таким образом, обменять или возвратить исправный смартфон невозможно.

Совершенно иной будет ситуация, если телефон оказался бракованным. Тогда применяются особые правила возврата технически сложных покупок (перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924). Если претензия по качеству предъявлена в пределах 15 дней, гражданин вправе без каких-либо дополнительных условий требовать возврата денег либо замены вещи. Если же указанный срок прошел, отказ от товара можно реализовать лишь при наличии одного из обстоятельств:

  • недостаток существенный, в том числе тот, устранение которого потребует несоразмерных расходов или временных затрат (п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 от 20.12.2016 (далее – Обзор № 4);
  • продавец нарушил срок устранения недостатка;
  • телефон постоянно ломается, что влечет невозможность его использования в общей сложности более 30 дней любого 1 года гарантии (п. 8 Обзора № 4).

Когда все условия со стороны покупателя соблюдены, а продавец всё же отказывается вернуть денежные средства, можно обратиться к судебному способу защиты согласно ст. 17 Закона.

Закон о защите прав потребителей рассматривает возврат товара как эффективный правовой механизм, позволяющий при условии соблюдения всех нормативных требований защитить интересы потребителя, не допуская при этом ущемления прав продавца, таким образом, обеспечивая сохранение баланса интересов сторон сделки.

Защита прав потребителей продуктов питания

Правила гражданско-правовых отношения между потребителем и продавцом (поставщиком и производителем) пищевых продуктов устанавливаются Гражданским кодексом РФ, законами «О защите прав потребителей» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Законодательство и уполномоченные органы осуществляют государственный надзор за качеством и безопасностью продукции. Производители и продавцы обязаны соблюдать гигиенические требования, а также предоставлять объективные и точные сведения о качестве и безвредности продукции.

При покупке товаров покупателям необходимо обращать внимание на наличие информации на упаковке о наименовании, весе, составе, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, названии и адресе изготовителя.

Ниже мы подробнее обсудим законодательство защищающее права потребителей.

Какой закон защищает права покупателя продовольственных товаров?

Перечислим основные документы по нашей теме:

  • Закон «О защите прав потребителей» — создает правовое поле прав и обязанностей участников сделки, определяет ответственность продавца/изготовителя, виды защиты потребителя, устанавливает сроки, государственный надзор, функции и полномочия контролирующих органов, деятельность общественных объединений и т.д.
  • Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» — предусматривает предоставление информации, обязательный регламент к качеству и безвредности на всем пути технологической цепочки, государственную регистрацию, мониторинг и надзор, требования к работникам проходить обязательный медицинский осмотр, изъятие, утилизацию и уничтожение некачественной продукции и т.д.
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 – регулирует порядок реализации пищевой продукции.
  • Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326 в редакции от 06.07.2011 – определяет гигиенические требования к безопасности продукции, надзор и регистрацию продукции из ГМО Роспотребнадзором, требования к детскому питанию, БАДам, консервированной продукции, паразитологические показатели безопасности, микробиологический контроль, этикетирование и т.д.
  • Санкции за нарушение вышеприведенных документов предусмотрены административным, уголовным и гражданско-правовым законодательством.

Это основные документы регулирующие защиту прав потребителя продуктов питания.

Образец претензии туроператору за перенос рейса.

Про образец иска о защите прав потребителей читайте тут.

В каких случаях можно предъявлять претензии по качеству приобретенных продуктов?

Вопросы обеспечения качества и безопасности еды всегда находятся в орбите приоритетов государства, поскольку это касается в первую очередь здоровья и благополучия граждан.

Давайте рассмотрим, в каких случаях предъявляются претензии по качеству продукции.

В соответствии с вышеприведенным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественными считаются продукты:

  • несоответствующие установленным требованиям;
  • имеющие очевидные знаки негодности, утверждаемые уполномоченными органами;
  • отличающиеся от заявленной информации;
  • с истекшим сроком годности или без указания такового.

Продукция обязательно должна быть должным образом этикетировочная с указанием информации, предписанной законом и ГОСТами.

Давайте разберемся, какие права гарантируются потребителю законодательством. Обратимся к статье 503 Гражданского кодекса РФ и статье 18 закона «О защите прав потребителей». Согласно им, потребитель вправе на замену товара, пропорциональное снижение цены, возврат стоимости с соответствующим возвратом товара. О последнем варианте мы поговорим в следующем разделе.

Как осуществить возврата продуктов ненадлежащего качества?

Предположим, вы купили некачественный товар.

Предлагаем вам методично придерживаться следующей схемы:

  • Незамедлительно возвращайтесь к продавцу с товаром и чеком. Отсутствие чека не является преградой для возврата некачественного товара. Сейчас большинство магазинов оборудовано камерами, можно попросить поднять запись. Если оплата совершалась карточкой, можно показать уведомление о трансакции, распечатку баланса счета и т.д. Если магазин не реагирует молниеносно, сразу огласите свое намерение обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора. Адреса и телефоны имеются в свободном доступе в сети Интернет.

  • При возврате обратите внимание на срок годности. Вернуть товар нужно в пределах этого времени. Исключение, если вы приобрели уже истекший товар. Продавец нарушает закон, реализуя такую продукцию, и, в таком случае, он тем более отреагирует незамедлительно.
  • При возврате товара, вы вправе на замену, скидку или возмещение стоимости.

Очень часто мы становимся свидетелями того, что продавцы вывешивают объявление о том, что проданный товар возврату не подлежит. Подобное объявление не имеет юридической силы и нарушает все перечисленные нами законодательные акты. Всегда реагируйте на него и указывайте продавцам на это нарушение.

В данной статье мы вкратце обсудили законодательство, гарантирующее права потребителя и регламентирующее обязанности и ответственность продавца. Рассмотрели алгоритм действий в случае приобретения некачественной пищевой продукции и осуществления ее возврата продавцу. Мы настоятельно рекомендуем изучить источники приведенные в первом разделе, для того чтобы вы владели информацией о своих правах.

Размещен: 2 Января 2000 г.

Федеральный закон №29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г.,31 марта 2006 г.)"

Федеральный закон №29-ФЗ от 02.01.2000

Вид документа - Федеральный закон
Номер - № 29-ФЗ
Дата принятия - 02.01.2000

Закон о защите прав потребителей: возврат товара

Действующее законодательство обеспечивает социальные гарантии для граждан, повышает ответственность производителей к качеству выпускаемых товаров, обязательства продавцов за выполняемые работы/услуги.

Государственная политика социальной сферы направлена на создание условий, при которых безопасности жизни и здоровья людей ничто не должно угрожать. Закон о защите прав потребителей (последние изменения внесены 05 мая 2018 г.) – один из современных инструментов, помогающих проводить такой курс. Законодательный акт является надежным и эффективным регулятором отношений между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями, импортерами продукции/услуг/работ.

Порядок в торговле

Каждый человек в повседневной жизни является потребителем, то есть лицом, которое приобретает товары в личных целях, не связанных с проведением предпринимательской деятельности. Закон о защите прав потребителей был принят 07 февраля 1992 г. После этой даты он неоднократно дополнялся и изменялся.

Законодательный акт выполняет три важнейшие функции:

  • определение порядка взаимодействия между потребителями и поставщиками;
  • механизм реализации прав граждан;
  • обозначает основные категории прав потребителей (группы безопасности, информацию о поставщиках, описание продукции, качественные параметры).

В законе указаны правила предъявления потребителями претензий, перечислены законодательные акты, относящиеся к взаимоотношениям сторон, отмечена связь региональных и федеральных инстанций.

Документ состоит из преамбулы, общих положений из нескольких глав: о защите покупателей при приобретении товаров, оказании услуг и выполнении работ, а также раздела, который посвящен сохранности прав граждан со стороны общества и государства. Для юридических лиц (в качестве потребителей) закон не действует, так же как и для индивидуальных предпринимателей.

Возврат товара в течение 14 дней — законное право каждого покупателя. Больше информации здесь.

Возврат товара согласно закону

Приобретение продукции – занятие обыденное. Товар куплен, денежные средства переданы продавцу.

В ситуациях, когда продукция попалась бракованная, не подходящая по размеру, комплектации, весу, цвету, форме ее можно вернуть.

Большинство продавцов, дорожащих своей репутацией, идут навстречу покупателям, обменивая товар или возвращая деньги. Для борьбы с недобросовестными поставщиками служит вышеуказанный нормативный акт. Он четко описывает ситуации, в которых покупатель имеет полное право вернуть неподходящую продукцию. Необходимо подробно остановиться на самых распространенных обстоятельствах, связанных с возвратом.

Многим гражданам знакома ситуация, когда продавец отказывается обменять продукт на другой, ссылаясь на то, что товар высокого, соответствующего всем критериям качества. В данном случае поможет статья 25 законодательного акта. В ней указано, что потребитель имеет право получить взамен качественного непродовольственного товара у этого же продавца аналогичную продукцию.

Чтобы выполнить такое действие следует соблюсти несколько условий:

  • Продукция должна сохранить потребительские характеристики, товарный вид, ярлык. Она не должна быть в употреблении. Подтверждает покупку товарный или кассовый чек. При возврате он должен (но не обязательно) прилагаться.
  • Важное условие – с момента покупки не должно пройти 14 дней (не считая дату приобретения товара надлежащего качества). К этому периоду относятся выходные и праздничные дни. Если последний возможный день возврата выпадает на воскресенье, то потребитель вправе подать претензию в понедельник. Это правило устанавливает Гражданский кодекс РФ.
  • Обменять качественную продукцию можно, если она не подходит по комплектации, габаритам, цвету, форме, фасону, размеру. Только эти причины позволят совершить обмен. Обращаясь к поставщику товара необходимо указать одно из вышеперечисленных оснований. Если этого не сделать, то продавец имеет законное право отказать покупателю.

Стоит отметить, что обмен товара не будет выполнен, если владелец испортил товарный вид вещи.

Также продукцию не обменяют, если она относится к определенной группе непродовольственных товаров при условии надлежащего качества. Это предметы личной гигиены, медицинские препараты, парфюмерия, косметические средства, пестициды, бытовая химия, изделия из драгоценных металлов, гражданское оружие и комплектующие к нему. Потребитель не сможет обменять приобретенные растения, книги, швейную продукцию, автомобиль, плавсредство.

Смотрите видео о правах потребителей и необходимости их отстаивания

Некачественный (брак)

Для начала необходимо дать определение качественного товара. Это продукция, способная выполнять свои функции, соответствует условиям договора купли-продажи, своему описанию, характеристикам. Некачественный товар имеет какой-либо существенный недостаток. У него отсутствует необходимая совокупность параметров (характеристик).

Возможность обмена не соответствующей критериям качества продукции указана в ст. 18 закона о защите прав потребителей.

При том утрата (утеря) товарного или кассового чека не является поводом отказа со стороны продавцы, достаточно подтверждения свидетелей или иного доказательства о проведенной сделке. Также владелец имеет право вернуть некачественный (бракованный) товар без упаковки.

Технически сложный

Эта группа товаров имеет ряд особенностей. Поэтому возврат технически сложной продукции вызывает проблемы, возникновение конфликтных ситуаций. Такая продукция имеет высокую стоимость и, соответственно, поставщик не горит желанием возвращать деньги, добровольно принимать некачественный товар. При выявлении недостатков в течение 14 дней после даты покупки потребитель вправе отказаться от технически сложной продукции (потребовать обмен или возврат денежных средств).

Читайте так же:  Юридический стаж в налоговой

Помимо отмеченной причины, покупатель имеет возможность вернуть товар в следующих ситуациях:

  • обнаружение значительных дефектов;
  • нарушение сроков их устранения;
  • владелец не использовал продукцию более чем 30 дней во время ликвидации неисправностей (во время действия гарантии на товар).

В случае возникновения конфликта о причинах появления дефектов фирма-продавец обязана провести экспертизу за свои деньги. Ее сроки отмечены в статьях 20, 21, 22 законодательного акта. Потребитель имеет право находиться на экспертизе и при несогласии с полученными результатами обратиться за помощью в судебную инстанцию. Список товаров, которые относятся к технически сложным, устанавливает Правительство России.

Крупногабаритный

Возврат продукции, имеющей крупные размеры и товаров, вес которых составляет более 5 кг, для обмена, уценки, ремонта осуществляется средствами и силами продавца. Остальные правила не отличаются от тех, что относятся к стандартным приборам.

Заказывать товары через интернет магазины становится все популярнее. Однако большинство граждан не знают, что делать в ситуациях, когда заказанный товар не соответствует ожиданиям, не подходит по комплектации, цвету, форме, размерам, попался бракованный экземпляр.

Согласно законодательному акту, призванному защитить права потребителей, продавец обязан передать покупателю следующие данные:

  • информация по обеспечению безопасности;
  • правила эксплуатации;
  • сведения о сертификации;
  • полное описание продукции на русском языке;
  • данные о действиях владельца по истечению срока использования товара.

Помимо отмеченных позиций продавец сообщает о гарантийном сроке, особенностях технического обслуживания, юридический адрес изготовителя, свои контакты, стоимость и условия покупки.

Вплоть до момента отправки товара покупатель имеет право от него отказаться.

Если продукт в момент доставки не соответствует качественным характеристикам, то также можно оформить отказ. Замену можно осуществить в течение 15 дней (включая день покупки) в установленном законом порядке.

Бывший в употреблении

Продавец в обязательном порядке обязан предупредить гражданина о том, что он приобретает продукцию, которая была в употреблении. Это правило касается и случаев, когда покупатель решил купить товар, в котором устраняли недостатки (дефекты).

Важное условие – предупреждение должно быть не только в устной, но и в письменной форме (указано на чеке, фирменном ярлыке).

Если этого не сделано, то покупатель может воспользоваться законным правом о расторжении договора купли-продажи, требовать возмещения убытков, возврат денег.

Можно ли забрать деньги?

Потребитель обращается к продавцу с заявлением, составленным в двух экземплярах, целью которого является обмен некачественного или неподходящего товара.

В тех ситуациях, когда аналога продукции на день заявления у фирмы-продавца нет в наличии, гражданин имеет полное право прекратить действие договора купли-продажи и предъявить требование о возврате денежных средств. Оно оформляется в письменном виде. В ст. 25 закона о защите прав потребителей отмечена подробная информация о действиях в подобных ситуациях.

Законодательно установлено, что граждане имеют право покупать товары соответствующего качества, которые отвечают требованиям безопасности, не несут угрозы здоровью и жизни людей, их имуществу. Когда покупатель сталкивается с продукцией, которая его не устраивает, он имеет право потребовать вернуть уплаченные деньги. Правило – составление претензии, в которой перечислены факты нарушения его прав, ущемления интересов.

Если продавец не реагирует на документ, то покупатель может обратиться в специальные структуры, в том числе и в суд.

Покупка некачественной продукции – основное условие для требования возврата уплаченной суммы.

Продавец обязан в течение десяти дней после получения требования от покупателя о возврате уплаченных денег за товар удовлетворить претензию и вернуть денежные средства. Это касается обычной продукции. За товары, которые относятся к технически сложным, в течение 30 дней. Данные условия диктует ст. 22 закона о защите прав потребителей.

Если продукция не подошла покупателю по комплектации, размеру, форме, расцветке, габаритам, фасону, он вправе требовать у продавца обмен в течение 14 дней со дня приобретения (не относится к этому периоду день покупки). По соглашению сторон (продавец/покупатель) замена продукции может быть выполнена при поступлении в продажу аналогичного товара. Фирма-продавец незамедлительно информирует покупателя о присутствии товара в магазине.

Самый неприятный для продавца момент – требование со стороны покупателя о возврате денежных средств за товар. Хорошую продукцию можно вернуть только в определенных случаях в течение 14 дней после покупки (об особенностях возврата было написано выше).

Такое заявление составляется в двух экземплярах. На одном из них продавец должен расписаться и поставить дату. Если он не соглашается заверять, то необходимо направить требование по почте заказным письмом с уведомлением.

Есть ли ОКПО у ИП? Узнайте сейчас.

Ревизия кассы должна проводиться с определённой периодичностью. Подробности здесь.

Часто встречаются ситуации, когда продавец нарушает права потребителя, отказываясь возвращать денежные средства, ссылаясь на понесенные издержки на проведение проверки качества товара, назначение экспертизы. В таком случае следует обращаться в суд. Это эффективный и действенный способ. В большинстве случаев суд встанет на сторону потребителя.

Также покупатель может найти независимого эксперта, который выполнит товароведческую экспертизу, куда будет приглашен продавец.

Закон о защите прав потребителей необходимо знать каждому гражданину. Это действующий законодательный акт, в котором закреплены права покупателей и ответственность продавцов. Он защищает интересы потребителей. Ведь именно они являются наиболее уязвимыми участниками торговых отношений. Чтобы отстоять свои права в спорных ситуациях гражданину следует пользоваться статьями этого законодательного акта. Избежать волокиты и траты времени поможет своевременное обращение за помощью к профессиональным юристам.

Возврат некачественной продукции, чем руководствоваться при исчислении налогов, официальными разъяснениями государственных органов, судебной практикой или положениями ГК РФ?

Из писем Минфина России от 29.11.2013 № 03-07-11/51923, от 10.08.2012 № 03-07-11/280, от 07.08.2012 № 03-07-09/109, от 31.07.2012 № 03-07-09/100, от 31.07.2012 № 03-07-09/96, от 24.07.2012 № 03-07-09/89, от 03.07.2012 № 03-07-09/64, от 02.03.2012 № 03-07-09/17, от 27.02.2012 № 03-07-09/11, от 20.02.2012 № 03-07-09/08 и письма ФНС России от 05.07.2012 № АС-4-3/[email protected] следует, что при возврате покупателем оприходованного некачественного товара происходит его обратная реализация, то есть самостоятельная хозяйственная операция.

Однако исходя из сложившейся арбитражной практики, а также положений ГК РФ следует, что возврат товара не может квалифицироваться как самостоятельная хозяйственная операция, при этом не важно был ли товар оприходован покупателем или нет (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2013 № А33-15601/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2011 по делу № А44-6339/2009; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2011 по делу № А63-7289/2010, Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2012 по делу № А40-54535/12-116-118).

Арбитры исходят из того, что возврат некачественного товара представляет собой односторонний отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи (абз. 1, 2 п. 2 ст. 475, п. п. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ). Соответственно, реализация не состоялась, право собственности на этот товар не перешло, следовательно, возврат некачественного товара не может квалифицироваться как его обратная реализация.

При этом в Письмах ФНС России от 06.05.2015 № СА-4-3/[email protected] и Минфина от 20.03.2015 № 03-07-11/15448 официальные органы поддерживают позицию арбитров, указывая на то, что если сделка не состоялось, то обратной реализации не происходит.

Вместе с тем, факт признания самостоятельной хозяйственной операции при возврате продукции имеет существенное занчение для целей налогообложения. Таким образом, различный подход к изложенному вопросу в который раз подтверждает образовавшуюся пропасть между налоговым и гражданским правом.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты;

продукты диетического питания - предназначенные для лечебного и профилактического питания пищевые продукты;

продовольственное сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов;

пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;

биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов;

материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (далее - материалы и изделия), - материалы и изделия, применяемые для изготовления, упаковки, хранения, перевозок, реализации и использования пищевых продуктов, в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности;

качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования;

безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений;

пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии;

удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий - документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов;

нормативные документы - государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий;

технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие);

оборот пищевых продуктов, материалов и изделий - купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки;

фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной;

идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий - деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках;

утилизация пищевых продуктов, материалов и изделий - использование некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты, материалы и изделия предназначены и в которых обычно используются.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие настоящему Федеральному закону.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.

Статья 3. Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий

1. В обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Статья 4. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий

Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);

применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Статья 5. Информация о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по государственному ветеринарному надзору и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по государственному контролю в торговле обеспечивают органы государственной власти, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Для обеспечения заинтересованных граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления такой информацией указанными в абзаце первом настоящего пункта федеральными органами исполнительной власти создаются федеральные информационные центры, осуществляющие свою деятельность в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов относятся:

разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

организация и осуществление государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий;

установление порядка и осуществление лицензирования отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов;

организация и проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий, а также услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, систем качества;

организация и проведение государственного надзора и контроля;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации;

осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

Статья 7. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов относятся:

реализация единой государственной политики и исполнение федеральных законов;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

разработка и реализация целевых программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых на территориях субъектов Российской Федерации;

лицензирование отдельных видов деятельности по обороту пищевых продуктов;

организация контроля за качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых и находящихся в обороте на территориях субъектов Российской Федерации;

Читайте так же:  Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-фз

осуществление других не отнесенных к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов полномочий.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА III. Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

2. Требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.

Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.

Указанные требования основываются на результатах научных исследований особенностей питания и состояния здоровья населения, выявления и оценки степени опасности свойств пищевых продуктов, материалов и изделий и риска причинения вреда здоровью человека от использования пищевых продуктов, материалов и изделий, а также социальных и экономических последствий введения таких требований.

3. Государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному ветеринарному надзору в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.

Статья 10. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской Федерации.

2. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя:

экспертизу документов, которые представляются изготовителем, поставщиком пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждают их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок пищевых продуктов, материалов и изделий, а также результатов проводимых в случае необходимости их испытаний;

внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации;

выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.

3. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий и ведение Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному ветеринарному надзору в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

4. Не допускается государственная регистрация нескольких видов пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием, а также многократная регистрация одного и того же вида пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием или под различными наименованиями.

Статья 11. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания

1. Отдельные виды деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

2. Обязательным условием выдачи лицензии на осуществление деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов, лицензии на оптовую торговлю пищевыми продуктами и лицензии на оказание услуг в сфере общественного питания является получение заявителем:

заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов требованиям санитарных правил и норм;

заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие деятельности по изготовлению и обороту определенных пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм;

заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному контролю в торговле, удостоверяющего соответствие деятельности по оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания требованиям правил продажи пищевых продуктов и правил оказания услуг в сфере общественного питания.

3. Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оптовой торговле пищевыми продуктами и оказанию услуг в сфере общественного питания, лицензионных требований и условий, которое может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью человека, а также невыполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предписания должностного лица органа государственного надзора и контроля об устранении выявленного нарушения является основанием для приостановления действия лицензии в порядке, установленном федеральным законом.

Неоднократное или грубое нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом лицензионных требований и условий является основанием для направления в суд органом государственного надзора и контроля заявления об аннулировании лицензии.

Статья 12. Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества

1. Предназначенные для реализации определенные виды пищевых продуктов, материалов и изделий, услуги, оказываемые в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также системы качества подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов.

2. Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, требованиям нормативных документов может быть подтверждено их изготовителями посредством подачи деклараций о соответствии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Определенные виды пищевых продуктов, материалов и изделий, услуги, оказываемые в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также системы качества подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством обязательной сертификации.

При выборе пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждение соответствия которых требованиям нормативных документов проводится посредством обязательной сертификации, должны учитываться степень опасности для здоровья человека пищевых продуктов, материалов и изделий, условия их изготовления и оборота. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Организация и проведение обязательной сертификации определенных видов пищевых продуктов, материалов и изделий, а также услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, и систем качества осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

5. Порядок проведения обязательной сертификации определенных видов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества определяется соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании утвержденного Правительством Российской Федерации положения о проведении обязательной сертификации таких пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг и систем качества.

6. В отношении пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не подлежат обязательной сертификации и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством подачи декларации о соответствии, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту таких пищевых продуктов, материалов и изделий, вправе проводить их добровольную сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В случае, если изготовитель сертифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, изготовитель, имеющий сертификат соответствия системы качества, исполнитель сертифицированной услуги, оказываемой в сфере розничной торговли пищевыми продуктами или сфере общественного питания, нарушают установленные нормативными документами требования, орган, выдавший соответствующий сертификат, обязан приостановить изготовление и (или) реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий (оказание услуг), действие сертификата на период устранения выявленных нарушений или, если устранить нарушения не представляется возможным, отменить действие сертификата.

В случае, если такие нарушения допускаются изготовителем, подавшим декларацию о соответствии, он обязан немедленно приостановить изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий, прекратить действие декларации посредством ее отзыва и сообщить о прекращении действия декларации в зарегистрировавший ее орган, а также в органы государственного надзора и контроля по месту своего расположения.

Статья 13. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

1. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, органами государственной ветеринарной службы Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.

2. Полномочия указанных в пункте 1 настоящей статьи органов государственного надзора и контроля, порядок осуществления государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти в области безопасности, федеральный орган исполнительной власти в области путей сообщения, федеральный орган исполнительной власти в области пограничной службы осуществляют контроль в соответствии со своей компетенцией за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, а также услуг, оказываемых в сфере торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.

Статья 14. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения

1. В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.

2. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов

Статья 15. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов

1. Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

2. Пищевая ценность продуктов детского питания должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.

3. Продукты диетического питания должны иметь свойства, позволяющие использовать такие продукты для лечебного и профилактического питания человека в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания, и быть безопасными для здоровья человека.

Статья 16. Требования к обеспечению качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий при их разработке и постановке на производство

1. При разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, их упаковке, маркировке и информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, сохранению качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении и обороте, разрабатывать программы производственного контроля за качеством и безопасностью таких пищевых продуктов, материалов и изделий, методики их испытаний, а также устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.

2. Показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям изготовления и оборота таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в технические документы.

Проекты технических документов и опытные образцы новых пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе.

Проекты технических документов и опытные образцы изготовленных из продовольственного сырья животного происхождения новых пищевых продуктов, кроме того, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе.

Указанные проекты могут быть утверждены изготовителем только при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации или государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям санитарных или ветеринарных правил и норм, а также безопасность для здоровья человека.

Требования утвержденных технических документов являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов, материалов и изделий.

3. Новые пищевые продукты, материалы и изделия допускаются к изготовлению после государственной регистрации в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении

1. Изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий в целях обеспечения их качества и безопасности разрабатывает и внедряет системы качества в соответствии с требованиями государственных стандартов.

2. Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.
При изготовлении продовольственного сырья допускается использование кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм.

3. При изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.

4. Пищевые добавки, используемые при изготовлении пищевых продуктов, и биологически активные добавки не должны причинять вред жизни и здоровью человека.
При изготовлении пищевых продуктов, а также для употребления в пищу могут быть использованы пищевые добавки и биологически активные добавки, прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона.

5. Используемые в процессе изготовления пищевых продуктов материалы и изделия должны соответствовать требованиям нормативных документов к качеству и безопасности таких материалов и изделий.

При изготовлении пищевых продуктов допускается применение материалов и изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном статьей 10 настоящего Федерального закона.

6. Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.

Удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий не оформляется на продукцию общественного питания.

7. Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, требованиям нормативных документов подтверждается сертификатом соответствия или декларацией о соответствии и знаком соответствия.

8. Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение.

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

1. Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.

Читайте так же:  Как можно оформить дом на земле лпх

3. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:

о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Статья 19. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках

1. Хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.

3. Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям строительных, санитарных и ветеринарных правил и норм.

4. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.

5. В случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов, материалов и изделий.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются.

Статья 20. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации

1. При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

2. В розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

3. Реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.

4. В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны снять такие пищевые продукты, материалы и изделия с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.

Статья 21. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации

1. Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должны соответствовать требованиям нормативных документов.

2. Обязательства изготовителей, поставщиков по соблюдению требований нормативных документов в отношении пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, являются существенными условиями договора их поставки.

3. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации в порядке, установленном в статье 10 настоящего Федерального закона, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов.

4. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.

В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, вызывают у должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, признаются опасными, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, запрещают ввоз таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации и делают отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, материалы и изделия опасны для здоровья человека и не подлежат реализации.

Владелец опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан в течение десяти дней вывезти их за пределы территории Российской Федерации.

В случае, если опасные пищевые продукты, материалы и изделия в установленный абзацем четвертым настоящего пункта срок не вывезены за пределы территории Российской Федерации, они конфискуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой утилизируются или уничтожаются.

Статья 22. Требования к организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

2. Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.

Статья 23. Требования к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов

1. Работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями.

Статья 24. Требования к изъятию из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

2. В случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Требования к проведению экспертизы, к утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из оборота

1. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора и контроля обязан изменить свойства таких пищевых продуктов, материалов и изделий любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.

2. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.

Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат строгому учету. Ответственность за сохранность таких пищевых продуктов, материалов и изделий несет их владелец.

3. На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их утилизации или уничтожении.

Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения.

Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с государственной ветеринарной службой Российской Федерации.

4. Расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем.

5. Владелец некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан представить в орган государственного надзора и контроля, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

6. Органы государственного надзора и контроля, вынесшие постановление об утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны осуществлять контроль за их утилизацией или уничтожением в связи с опасностью возникновения и распространения заболеваний и отравлений людей и животных, а также загрязнения окружающей природной среды.

ГЛАВА V. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 26. Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Административная ответственность устанавливается за нарушение настоящего Федерального закона в следующих случаях:

1) изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации,-
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, или наложение штрафа на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на юридических лиц в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой;

2) изготовление и оборот пищевых продуктов, материалов и изделий, оказание услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания с нарушением требований нормативных документов к качеству и безопасности, условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий, оказания таких услуг, производственному контролю за их качеством и безопасностью, непредставление документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов, представление неполной или недостоверной информации о пищевых продуктах, материалах, изделиях и об оказываемых услугах, а также невыполнение условий утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий -
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати пяти до сорока минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;

3) изготовление и оборот некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе при оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, а также изготовление фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий и торговля ими -
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой, или наложение штрафа на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией таких пищевых продуктов, материалов и изделий либо без таковой;

4) невыполнение предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля -
влечет за собой наложение предупреждения или штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пятнадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, или наложение штрафа на должностных лиц и осуществляющих управленческие функции лиц в размере от десяти до сорока минимальных размеров оплаты труда.

2. Меры административного взыскания за нарушение настоящего Федерального закона применяются органами государственного надзора и контроля в пределах их полномочий и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Применение мер административного взыскания не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.

4. Обжалование действий должностных лиц органов государственного надзора и контроля по применению мер административного взыскания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Уголовная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение настоящего Федерального закона, приведшее к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Гражданско-правовая ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания, за нарушение настоящего Федерального закона несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостатков пищевых продуктов, материалов и изделий, а также недостатков услуг, оказываемых в сфере общественного питания, в части их качества и безопасности, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 29. Ответственность должностных лиц органов государственного надзора и контроля

Должностные лица органов государственного надзора и контроля за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VI. Заключительные положения

Статья 30. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением положений пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые вводятся в действие со дня официального опубликования утвержденных Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов.

2. Положения статей 2-8, статьи 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статьи 10, статьи 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16, пунктов 1, 2, 5 - 8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1 - 3 и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21 - 28 настоящего Федерального закона распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

3. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Поручить Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации

Для любых предложений по сайту: [email protected]