Содержание:
Расчет утраты товарной стоимости после ДТП (УТС)
Утрата стоимости равнозначна потере потребительских качеств транспортного средства. Получив серьезные повреждения, автомобиль может быть восстановлен, но его реализационная стоимость будет отличаться от аналогичной машины, которая избежала аварийной ситуации. Одним из вариантов компенсации подобного ущерба после ДТП или иного воздействия, является расчет утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), проводимый экспертами нашей компании. На сегодня, УТС признается судебной системой "реальным ущербом". Это означает, что суды должны взыскивать с ответчика величину утраты стоимости автомобиля. Наша компания защищает интересы клиентов, осуществляя независимую экспертизу и оценку транспорта.
«Центр оценки авто» - с нами выгодно
Немногие владельцы транспортных средств владеют информацией о возможности компенсации утраты товарной стоимости (УТС). Страховым компаниям выгодно компенсировать нанесенный ущерб, ограничившись суммами по договору страхования, хотя после ремонта в результате ДТП, автомобиль теряет в стоимости по сравнению с аналогичными ТС порядка 3-5% своей стоимости. Действующим законодательством предоставлено право получения выплат по УТС для автомашин не старше 5 лет. Износ транспортного средства до ДТП при этом не должен превышать 35 % (в соответствии с методикой оценки УТС Минюста РФ)
Для получения компенсации убытка владелец машины должен обратиться в свою СК, которая возмещает ущерб, связанный с ремонтом поврежденной машины. Мы предоставляем нашим клиентам независимый отчет с оценкой УТС. При несогласии и отказе СК в выплатах «Центр оценки авто» готов оказать дополнительные услуги - юридическое сопровождение (как досудебное, так и судебное)
Профессиональная оценка утраты товарной стоимости автомобиля
Для расчета УТС необходимо предоставить следующие документы.
- Документы на автомобиль (свидетельство о регистрации или ПТС)
- Справка о ДТП, если оформлялось в ГИБДД или Извещение о ДТП
- Заказ-наряд на ремонт, если автомобиль отремонтирован или Акт осмотра ТС
- Паспорт заказчика
Это минимально необходимые данные для подготовки отчета. При отсутствии акта осмотра ТС и заказ-наряда, мы можем самостоятельно осмотреть поврежденный автомобиль.
Стоимость отчета об оценке утраты товарной стоимости автомобиля на основании предоставленных документов в нашей компании составляет 2 500 руб. По времени подготовка документов занимает один-два рабочих дня.
Если заказывать расчет УТС в дополнение к экспертному заключению или отчету об оценке стоимости восстановительного ремонта, то его стоимость составит 1 000 руб.
Расчет УТС онлайн
При помощи нашего калькулятора, произвести расчет утраты товарной стоимости можно в режиме онлайн на этой страничке - Калькулятор УТС. Данный калькулятор позволяет рассчитать примерный размер утраты стоимости по методике Хальбгевакс. На данный момент по ОСАГО и другим видам суды принимают в основном отчеты по методике Минюста.
Калькулятор УТС онлайн
Передняя часть автомобиля
- № п/п
- Наименование детали
- Выполненные ремонтные воздействия
- Окраска
- 1
- Капот
- 1.1
- Бампер передний
- 2
- Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене - 0)
- Не влияет
- 2.1
- Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
- Не влияет
- 2.2
- Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
- Не влияет
- 3
- Брызговик облицовки радиатора съёмный
- Не влияет
- 4
- Брызговик облицовки радиатора несъёмный
- Не влияет
- 5 (1)
- Крыло переднее правое (съёмное)
- 5 (2)
- Крыло переднее левое (съёмное)
- 6 (1)
- Крыло переднее правое (не съёмное)
- 6 (2)
- Крыло переднее левое (не съёмное)
- 7 (1)
- Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
- Не влияет
- 7 (2)
- Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
- Не влияет
- 8 (1)
- Лонжерон передний правый без брызговика крыла
- Не влияет
- 8 (2)
- Лонжерон передний левый без брызговика крыла
- Не влияет
- 9
- Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
- Не влияет
- 9.1
- Надставка щита передка
- Не влияет
- 10
- Короб воздухопритока
- Не влияет
- 11
- Панель рамы ветрового окна
- 11.1
- Нижняя часть панели рамы ветрового окна
Средняя часть автомобиля
- № п/п
- Наименование детали
- Выполненные ремонтные воздействия
- Окраска
- 12 (1)
- Дверь передняя правая
- 12 (2)
- Дверь передняя плевая
- 12 (3)
- Дверь задняя правая
- 12 (4)
- Дверь задняя левая
- 13
- Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
- 14 (1)
- Панель крыши боковая правая (конструктивно - отдельный элемент)
- 14 (2)
- Панель крыши боковая левая (конструктивно - отдельный элемент)
- 15 (1)
- Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно - единый элемент)
- 15 (2)
- Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно - единый элемент)
- 15.1 (1)
- Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно - отдельные элементы)
- 15.1 (2)
- Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно - отдельные элементы)
- 15.2
- Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
- 15.3 (1)
- Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
- 15.3 (2)
- Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
- 15.4 (1)
- Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
- 15.4 (2)
- Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
- 15.5 (1)
- Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
- 15.5 (2)
- Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
- 15.6 (1)
- Стойка боковины центральная правая
- 15.6 (2)
- Стойка боковины центральная левая
- 15.7 (1)
- Нижняя часть боковины правая (порог)
- 15.7 (2)
- Нижняя часть боковины левая (порог)
- 16
- Пол салона
- Не влияет
- 17 (1)
- Лонжерон, поперечина пола салона правая
- Не влияет
- 17 (2)
- Лонжерон, поперечина пола салона левая
- Не влияет
Задняя часть автомобиля
- № п/п
- Наименование детали
- Выполненные ремонтные воздействия
- Окраска
- 18
- Дверь задка, крышка багажника
- 18.1
- Бампер задний
- 19
- Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
- 20 (1)
- Крыло заднее правое (конструктивно - отдельный элемент)
- 20 (2)
- Крыло заднее левое (конструктивно - отдельный элемент)
- 21 (1)
- Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно - единый элемент с боковиной кузова))
- 21 (2)
- Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно - единый элемент с боковиной кузова))
- 22 (1)
- Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
- 22 (2)
- Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
- 22.1 (1)
- Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
- 22.1 (2)
- Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
- Не влияет
- 22.2 (1)
- Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
- Не влияет
- 22.2 (2)
- Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
- Не влияет
- 23
- Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
- Не влияет
- 23.1
- Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
- Не влияет
- 24 (1)
- Лонжерон задний правый
- Не влияет
- 24 (2)
- Лонжерон задний левый
- Не влияет
- 25
- Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
- Не влияет
- 26
- Панель рамы окна задка
- Не влияет
- 26.1
- Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
- Не влияет
Полная разборка кузова, устранение перекосов
- № п/п
- Наименование детали
- Выполненные ремонтные воздействия
- Окраска
- 29
- Дверь передняя правая
- Не влияет
- 29.1
- Дверь передняя правая
- Не влияет
- 29.2
- Дверь передняя правая
- Не влияет
- 29.3
- Дверь передняя правая
- Не влияет
- 30
- Перекосы
- Не влияет
Полная окраска кузова
- № п/п
- Наименование детали
- Выполненные ремонтные воздействия
- Окраска
- 27
- Полная окраска кузова
- Полная
Утрата товарной стоимости – что это такое?
Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:
"Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов" (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)
УТС - Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.
На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.
Оплачивается ли УТС по ОСАГО?
Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.
Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.
Выплачивает ли страховая компания УТС по КАСКО?
Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.
Возмещение УТС с виновника ДТП
Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.
Как происходит расчет УТС?
Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.
Основные принципы методики МИНЮСТа по определению УТС?
УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).
Как повлияли изменения закона об ОСАГО (натуральное возмещение) на возмещение УТС в 2017/2018 году?
В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение - это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.
Образец заявления на выплату УТС
Законные основания для отказа в выплате УТС
Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.
И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.
На сколько отличается размер утраты товарной стоимости автомобиля 2018 года выпуска от аналогичного автомобиля 2014 года.
Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.
Утрата товарной стоимости по ОСАГО (УТС). Как получить страховые выплаты и что делать, если страховая не платит.
Компенсационные выплаты по обязательному автострахованию возмещают пострадавшему лицу полученный ущерб во всех случаях, когда оформление такого повреждения прошло надлежащим образом. Но не все знают, что по ОСАГО можно еще и получить выплаты за утрату товарной стоимости автомобиля, но для этого необходимо знать, что такое УТС, при каких условиях можно ее компенсировать, каким способом рассчитать, каким образом оформить, а также возможные случаи отказа и способы защиты своих прав при таковых.
Понятие утраты товарной стоимости автотранспортным средством не закреплено на законодательном уровне, однако оно зафиксировано в методических рекомендациях для экспертов и однозначно закрепилось в практике гражданско-правового оборота.
- П. 7.1.1 «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов", утв. Минюстом России, 2013 (ред. от 22.01.2015) (далее – Исследование):
- Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба».
Последствия аварийной ситуации, чтобы по ним можно было получить компенсацию УТС, должны соответствовать следующим критериям:
- Имеют геометрические изменения (визуально определяемые) или подверглись изменениям по физическим и химическим показателям.
- Возникли вследствие дорожно-транспортного происшествия или последующего проведения восстановительного ремонта.
- Повреждения влияют на эксплуатационные характеристики или внешних вид машины.
- Предотвратить подобные последствия в ходе ремонта не представляется возможным (например, полная замена запасной части без влияния на работу всего транспорта в целом).
Все эти критерии свидетельствуют о том, что автомобилю причинен реальный ущерб, который, в том числе, повлек утрату им реальной рыночной стоимости.
○ Условия для получения выплат УТС по ОСАГО.
Утрата товарной стоимости компенсируется СК при соблюдении следующих условий:
- Получатель данной компенсации является пострадавшей в аварии стороной, а не виновной.
- Выплата в совокупности с иным ущербом не превышает размер максимальной страховой выплаты.
- Автотранспортное средство имеет износ или возраст, не превышающий установленные максимальные пределы.
Последнее условие требует более развернутого разъяснения.
○ Кто не может претендовать на выплаты по УТС?
При определении возможности получения компенсации утраты товарной стоимости следует исходить из ряда критериев:
- Категория транспортного средства.
- Ссрок его эксплуатации.
- Фактический износ в ходе эксплуатации.
- Цель использования.
При наличии износа, который превышал бы 35% по сравнению с состоянием нового автомобиля, в любом случае УСТ не рассчитывается и не компенсируется. В отношении других критерием существует конкретизация. В частности, не осуществляется рассматриваемая выплата для следующих получивших ущерб машин:
- Легковушки возрастом более 5 лет.
- Грузовики и автобусы российских производителей старше 1 года.
- Зарубежные автобусы 3 и 5 лет при перевозках в качестве общественного транспорта и использовании в туристических целях соответственно.
- Грузовые иностранцы возрастом более 2 лет, если они используются в коммерческих целях перевозки грузов.
- Если указанная категория транспорта осуществляет вспомогательную деятельность и имеет срок эксплуатации более срока гарантии.
Размер компенсации определяется с помощью определяемой договором или правилами страхования методик. Нельзя сказать, что какая-то из них более выгодна страхователю, а какая-то – страховщику, итоговые показатели индивидуальны в каждом конкретном случае.
Данный способ подсчета УТС закрепляется в правовом акте, но не носит характер обязательного, а используется лишь в оговоренных сторонами случаях.
- П. 7.2.1 Исследования:
- «Величина УТС Сутс при повреждении АМТС определяется в процентах от его стоимости на момент повреждения:
- Сутс=С × ∑Кутсi/100% [руб.], (8.27)
- где С – стоимость АМТС на момент повреждения, руб.;
- Кутсi – коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному воздействию, %».
Все переменные высчитываются при помощи оценки и простых математических вычислений, за исключением последнего коэффициента, которые применяется на основе установленных приложением № 5 показателей.
✔ Способ ХАЛЬБГЕВАКСА.
Данная частная методика также имеет большую популярность, широко распространена в деловом обороте и страховом деле, является признанной на международном уровне. Имеет ряд схожих черт с исключительно российской методикой, но базируется несколько на иных показателях.
- Методика Хальбгевакса:
- «УТС= (К/100)*(ЦР+СО),
- где: УТС – утрата товарной стоимости;
- К – коэффициент определенный по таблице Хальбгевакса;
- ЦР – рыночная стоимость автомобиля на момент ремонта;
- СО – общая стоимость ремонта».
Если договором заранее не установлен иной метод подсчета утраты товарной стоимость, то данная методика вполне может применяться на практике.
○ Когда получить выплаты по УТС не получится.
Утрату товарной стоимости не всегда удастся компенсировать за счет полиса ОСАГО. На практике возможны такие случае, при наступлении которых компенсация выплачена не будет, в том числе:
- Заявитель попал в аварию вследствие своих действий.
- Автомобиль не соответствует установленным критериям (имеет большой срок эксплуатации или износ).
- Лицо не обратилось за выплатой.
- Пострадавшей стороной самостоятельно был выполнен ремонт, вследствие чего не может быть определен размер УТС, или УТС возникла вследствие такого ремонта.
- В страховке прямо указано, что утрата товарной стоимости полисом страхования не компенсируется.
- Лицо уже обращалось за выплатой страховой суммы, и ее совокупный размер превышает максимально возможный (400 тыс. руб.).
Во избежание финансовых потерь необходимо внимательно читать договор страхования при подписании и соблюдать все правила, установленные для получения страхового возмещения реальных убытков.
○ Порядок получения выплат УТС по ОСАГО.
Выплата компенсации УТС может быть получена страхователей при соблюдении установленного порядка, который предполагает следующие этапы:
- Надлежащее оформление дорожного происшествия.
- Написание заявления о компенсации УТС в страховую компанию.
- Направления заявления вместе с прилагаемым пакетом обязательных документов.
- Осуществление экспертизы по установлению и расчету УТС.
- Непосредственное осуществление выплаты.
В качестве приложений к заявлению необходимо приложить следующие документы:
- Бумаги, оформленные в результате аварии.
- Документы, подтверждающие проведение ремонтных работ по восстановлению автотранспорта.
- Заключение экспертизы (при наличии).
- Расчет размера УТС, если он осуществлялся по инициативе самого заявителя.
Если заявление оформлено правильно, собраны все необходимые приложения и нет иных препятствий, то выплата должна быть произведена. При этом не стоит забывать о лимите страховой суммы, который равен 400000 рублей. Свыше максимальной сумму утрату товарной стоимости по ОСАГО ни один страховщик выплачивать не будет.
○ Что если страховая отказала в выплате?
Нередки случаи, когда страховые организации по тем или иным причинам отказывают в выплате компенсации за утрату товарной стоимости. Не стоит при подобных ситуациях сразу отчаиваться, т.к. подобные действия могут быть обжалованы в судах общей юрисдикции, которые значительно чаще принимают сторону заявителя.
Для этого необходимо составить исковое заявление по общим правилам гражданского процессуального законодательства, оплатить необходимую государственную пошлину и приложить все необходимые документы. В качестве приложений должны фигурировать документы:
- Составленные в результате аварии сотрудниками ГИБДД.
- Об отказе в осуществлении рассматриваемой выплаты.
- Подтверждающие утрату товарной стоимости автомобиля.
В любом случае к подобному иску должно прилагаться заключение по результатам экспертизы, которое по сути служит единственным доказательством причинения данного ущерба и его размера.
✔ Страховая не назначает экспертизу по УТС.
Инициатива проведения экспертизе по установлению утраты товарной стоимости и ее размеров может следовать не только от страховых компаний, но и от страхователя. Во избежание бессмысленные трат при отсутствии назначения данной экспертизы страховой фирмой, пострадавшее лицо должно действовать следующим образом:
- Написать заявление о выплате компенсации УТС.
- Получить письменный ответ об отказе в данной выплате (который обязательно должен последовать).
- Осуществить заказ проведения данного исследования в специализированном экспертном бюро.
- После получения результатов расчета предоставить один экземпляр страховщику вместе с новым заявлением о выплате компенсации.
Исследование по заказу страхователя должно основываться на достоверной информации, которая указывается в заключении эксперта. В связи с этим для проведения исследования необходимо предоставить все документы об аварии, ремонтных работах, а также само транспортное средство при необходимости.
✔ Сумма выплат от страховой компании в пределах установленного лимита по ОСАГО оказалась исчерпана.
В тех ситуациях, когда лимит выплат по ОСАГО уже исчерпан, у пострадавшего в аварии возникает вопрос, кто будет компенсировать ему понесенный ущерб в виде УТС и можно ли вообще его возместить. По достижении предела страховых выплат страховая компания не обязана (и не будет фактически) компенсировать утрату товарной стоимости. Однако, это не означает, что все потери в этом случае ложатся на плечи невиновной стороны.
Имеется многочисленная уже судебная практика, свидетельствующая о том, что УТС является реальным ущербом, и в обязательном порядке должна компенсироваться лицу, его получившего (при его соответствующем требовании). Таким образом пострадавший вправе требовать выплаты компенсации и в данной ситуации, но уже не в рамках ОСАГО, а в общегражданском порядке с виновника ДТП.
Надлежит предварительно в письменном виде предложить виновнику компенсировать понесенный ущерб в виде утраты товарной стоимости. Если же в отведенный срок это не было сделано добровольно, взыскание данной суммы может быть произведено в судебном порядке в рамках обычного гражданского дела по правилам искового судопроизводства.
Как получить возмещение за утерю товарной стоимости автомобиля по ДТП? Об этом расскажет представитель юридической компании "Успех".
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Расчет УТС. Утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП
Как рассчитать УТС автомобиля?
В состав ущерба, который причинен транспорту во время аварии, входит утрата товарной стоимости. Такой убыток компенсируется по программам страхования КАСКО и ОСАГО. Даже если страховщик отказывается включать его в общий объем убытков, суды встают на сторону пострадавшей стороны. Если с учетом УТС лимит ответственности страховщика оказывается превышенным, сумму убытков взыскивают с виновника аварии.
Компания «Инвест Консалтинг» выполняет расчет УТС (утраты товарной стоимости) автомобиля после ДТП и представляет интересы автовладельцев при досудебном урегулировании спора и обращении в суд. При судебных разбирательствах мы выигрываем все дела, связанные с взысканием такого ущерба.
Внимание! Положения обзора вопросов судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 января 2013 года, указывают, что компенсация УТС обязательна для полисов КАСКО и ОСАГО.
Заказать независимую экспертизу
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Во время аварии внутренние детали, элементы кузова авто повреждаются. Чтобы устранить повреждения, проводится ремонт, однако он не восстанавливает исходные свойства и характеристики автомобиля полностью. Так, характеристики и свойства ЛКП, нанесенного в заводских условиях и в условиях автосервиса, будут различаться из-за применения разных технологий, оборудования, материалов. В результате этого товарная стоимость (цена, по которой можно продать автомобиль) снизится. Вы можете использовать калькулятор УТС на нашем сайте, чтобы предварительно рассчитать размер такого убытка.
Ущерб от УТС связан с преждевременным ухудшением ресурсных, прочностных, технических характеристик автомобильных комплектующих, ухудшением внешнего вида авто. Товарная стоимость может быть утрачена из-за ДТП, действий злоумышленников, форс-мажорных обстоятельств и т.п. В основном такая утрата стоимости связана с ухудшением характеристик кузова авто:
- в результате полученного удара деталь деформируется, ЛКП повреждается (царапается, истирается, растрескивается);
- повторное окрашивание выполняется в условиях автосервиса с использованием краски, грунтов с характеристиками, которые отличаются от характеристик аналогичных материалов, используемых в заводских условиях;
- вновь нанесенное ЛКП будет отличаться от заводской окраски;
- если при ремонте кузова проводились сварочные работы, участок сварного соединения будет подвержен действию кислорода, влаги, химических реагентов и т.п. Процесс коррозии и разрушения сварного шва в этом месте будет идти быстрее;
- при восстановлении формы кузовной детали в ходе ремонта меняются характеристики металла, снижается его прочность и устойчивость к деформациям.
Эти и другие факторы ускоряют износ кузова, ухудшают его характеристики. В результате рыночная стоимость автомобиля снижается. При расчете страхового возмещения нужно учитывать размер этого снижения, чтобы полностью компенсировать убытки автовладельцу.
Утрата товарной стоимости рассчитывается для машин, возраст которых в момент аварии составлял не более 5 лет, а степень износа — меньше 35%.
Пример расчета УТС
Рыночная цена пострадавшего в ДТП авто составляла 500 тыс. руб. до аварии. Возраст — 2 года, авто в отличном состоянии. Из-за полученных ударов кузовные детали получили повреждения. Они устранены автосервисом, и внешний вид автомобиля восстановлен. Если владелец продаст авто сразу после аварии, его реальная цена составит не 500 тыс. руб. Покупатель потребует снизить цену битого автомобиля на 10-30 тыс. руб. Получается, что после аварии автомобиль стал дешевле даже в том случае, если ремонт был выполнен качественно. Чтобы рассчитать снижение цены, проводится экспертиза УТС автомобиля после ДТП, которая позволяет оценить степень ухудшения характеристик авто.
Сколько стоит рассчитать УТС?
Если вы заказываете экспертизу авто после ДТП, определение УТС входит в ее стоимость. Вы можете заказать расчет УТС отдельно. Стоимость такой услуги — от 2000 тыс. руб.
Мы рекомендуем включать УТС в объем ущерба уже при первом проведении экспертизы авто после ДТП и обращении в страховую компанию за компенсацией убытков.
Как проводится расчет утраты товарной стоимости?
Чтобы выполнить оценку УТС, предоставьте эксперту «Инвест Консалтинг» следующее:
- копии свидетельства о регистрации, ПТС автомобиля;
- отчет об оценке ущерба или документы из автосервиса, в котором перечислены выполненные работы;
- информацию о стоимости авто до аварии (если автомобиль застрахован по КАСКО, достаточно полиса);
- информацию об аварии (справка из ГИБДД, фотоматериалы и пр.).
Мы можем рассчитать УТС без осмотра автомобиля. Наши эксперты определят размер убытка и оформят заключение в сжатые сроки. Если для взыскания УТС потребуется обращение в суд, юристы «Инвест Консалтинг» помогут защитить ваши права и финансовые интересы.
Неправильные расшифровки аббревиатуры УТС: утеря товарной стоимости, уценка рыночной стоимости, уменьшение стоимости, потеря товарной стоимости
Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС)
Бесплатная консультация: тел. (812) 400-5-400
Утрата товарной стоимости автомобиля (далее по тексту «УТС») может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах. Как правило, это происходит в результате ДТП.
При проведении восстановительного ремонта автомобиля ему будут возвращены только функции транспортного средства, но не восстановлена его стоимость как имущества. В связи с этим, в установленных случаях для автомобиля рассчитывается УТС.
Утрата товарной стоимости - это деньги, которые не желают в добровольном порядке платить страховые компании по ОСАГО. Более того, страховые компании скрывают от пострадавших в ДТП сам факт, что такое понятие как утрата товарной стоимости существует.
Если Вашей машине менее 5 лет и износ менее 35% (ориентировочно пробег не более 80 тыс. км.), то согласно законодательства РФ, Вы имеете право получить дополнительную денежную выплату по ОСАГО - утрата товарной стоимости.
Страховые компании данную информацию не афишируют, и платят утрату товарной стоимости только по требованию пострадавшего в ДТП.
Утрату товарной стоимости можно рассматривать как компенсацию за моральный ущерб после ДТП, так как Вы невиновны, поэтому сумма утраты товарной стоимости автомобиля должна остаться у Вас в кармане после ремонта.
Общество Содействия Автомобилистам проведёт квалифицированную независимую экспертизу после ДТП и расчитает максимальную сумму утраты товарной стоимости автомобиля.
Для примера рассмотрим автомобиль стоимостью 500 тыс. руб., на котором требуется замена и окраска заднего бампера, замена и окраска задней двери, ремонт и окраска задней панели:
окраска и замена задней двери - 0,5%
окраска и замена заднего бампера - 0,35%
окраска и ремонт задней панели - 0,3% + 0,35%
Итого УТС = 500000 * (0,5 + 0,35 + 0,3 + 0,35) = 7500 рублей.
УТС может быть рассчитана для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий:
- устранение перекоса каркаса кузова автомобиля
- замена несъемных элементов кузова автомобиля (полная или частичная)
- ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова автомобиля
- полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова автомобиля, окрашенных пластмассовых деталей (бамперов, спойлеров, корпусов зеркал и т. д.)
- полная разборка салона автомобиля, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
Как бы хорошо Вы не провели восстановление автомобиля после ДТП, все равно последствия ремонтных воздействий дадут о себе знать:
а) в процессе эксплуатации (нарушение заводской сборки, разнотон при покраске, ремонтные воздействия на кузов)
б) при продаже автомобиля (обнаружив ремонтные воздействия — покупатели уменьшают цену или отказываются от покупки).
В связи с вышеизложенным, УТС можно рассматривать как дополнительную компенсацию за последствия ДТП, которую можно получить со страховой компании.
Утрата товарной стоимости автомобиля в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде (до восстановления) или УТС может быть расчитана по представленным документам (экспертиза, заказ-наряд СТО).
УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения, величина эксплуатационного износа автомобиля превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.