Проект Приказа Росфинмониторинга о ПОДФТ и ФРОМУ
Росфинмониторинг подготовил проект приказа о Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Соответствующий документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/p/53381
Согласно документу, комиссия создается для «организации взаимодействия и координации деятельности заинтересованных органов государственной власти, Счетной палаты Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, повышения эффективности международного сотрудничества в этой области».
В состав межведомственной комиссии, помимо представителей Счетной палаты, СК РФ, ЦИК РФ и ЦБ РФ, планируется включить представителей МВД, МИД, Минкомсвязи, Минобороны, Минпромторга, Минфина, Минюста, Службы внешней разведки, ФНС, ФСБ, ФСИН, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФТС, Роскомнадзора, Россвязи и Росфинмониторинга. Отмечается, что в состав комиссии могут входить и представители Федерального Собрания РФ, подразделений Администрации президента РФ и аппарата правительства РФ.
Комиссия будет заниматься подготовкой и рассмотрением проектов правовых актов, вырабатывать позиции по вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму, а также готовить предложения по предупреждению финансирования терроризма, распространения оружия массового уничтожения и легализации полученных преступным путем доходов.
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 февраля 2017 г. N 66 "Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании пункта 45 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, и учитывая Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Управлению организации надзорной деятельности (Е.В. Зайцев) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Росфинмониторинга Г.В. Бобрышеву.
Приложение
к приказу Федеральной службы по
финансовому мониторингу
от 28.02.2017 N 66
Программа
проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 2017 год
Глава I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, утвержденными Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания от 20 января 2017 г. N 1), в целях организации проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами мероприятий, направленных на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обязательные требования).
1.2. К субъектам, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия (далее - подконтрольные субъекты), относятся:
а) операторы по приему платежей;
б) лизинговые компании;
в) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
г) индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
д) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).
1.3. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
а) предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
б) создание мотивации к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
в) разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
1.4. Достижение вышеуказанных целей осуществляется за счет решения следующих задач:
а) формирование у подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований;
б) повышение прозрачности системы государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ);
в) повышение правосознания и правовой культуры руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов;
г) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
1.5. Период реализации программы: 2017 год.
Глава II. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
2.1. По состоянию на 31 января 2017 года на учете в Росфинмониторинге состоит более 16 тысяч подконтрольных субъектов, из них около 67% приходится на организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, 17% на лизинговые компании и 15% - операторов по приему платежей.
2.2. Проверки, проводимые Росфинмониторингом на предмет соблюдения обязательных требований, осуществляются на основе риск-ориентированного подхода.
В 2016 году проведено 528 проверок: в 97% выявлены нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ и в 96% - возбуждены дела об административном правонарушении. В результате проведения проверок выявлено 940 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено 891 административное наказание. К административной ответственности привлечено 174 должностных лица, 21 индивидуальный предприниматель и 159 юридических лиц.
Глава III. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
3.1. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания осуществляется разъяснение требований законодательства как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии" и в рамках семинаров, конференций, проводимых на регулярной основе с организациями, представляющими интересы подконтрольных субъектов.
3.2. Утвержден перечень нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении в отношении подконтрольных субъектов проверочных мероприятий (далее - Перечень), и порядок ведения указанного Перечня. В Перечне, размещенном на сайте Росфинмониторинга, указаны точные структурные единицы актов, которые содержат обязательные требования, и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении содержания указанного Перечня.
3.3. На сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям" размещены тексты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы законодательства о ПОД/ФТ.
3.4. На сайте Росфинмониторинга регулярно актуализируется информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых при проведении проверок.
3.5. Основным механизмом коммуникаций и адресного взаимодействия в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами является личный кабинет - информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга. Система самообследования и самодекларирования, реализованная в личном кабинете через функционал "Добровольное сотрудничество", ориентирование подконтрольных субъектов на принятие мер по устранению недостатков через механизмы обратной связи позволили повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий. В 2016 году количество подконтрольных субъектов, привлечённых к добровольному сотрудничеству, увеличилось в 1,7 раза.
3.6. Одним из приоритетов деятельности Росфинмониторинга в 2017 году будет дальнейшее развитие форматов взаимодействия с частным сектором, внедрение элементов сервисной модели взаимодействия с предпринимательским сообществом. Росфинмониторингом в 2016 году был создан Совет комплаенс - консультативный орган, объединяющий ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации. С участием Совета комплаенс в 2017 году планируется реализовать целый комплекс задач по обучению руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов, разъяснению требований законодательства и повышению уровня финансовой грамотности. Оперативный обмен информацией о новых рисках в сфере ОД/ФТ, схемах (типологиях) и моделях подозрительной деятельности на площадке Совета комплаенс будет содействовать повышению эффективности превентивных мер, реализуемых подконтрольными субъектами, применения ими риск-ориентированного подхода.
Глава IV. Мониторинг и оценка результативности профилактических мероприятий
4.1. Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий проводится по следующим направлениям:
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок;
- вовлеченность подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Росфинмониторингом;
- снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов, в которых выявлены нарушения обязательных требований.
4.2. В 2017 году профилактические мероприятия планируется реализовывать на основании Плана-графика проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при организации и осуществлении Росфинмониторингом надзорной деятельности на 2017 год (приложение N 1 к настоящей Программе).
Глава V. Перечень уполномоченных лиц и информирование о профилактических мероприятиях
5.1. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
5.2. Вся информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещается на сайте Росфинмониторинга в разделе "Организациям".
Приложение N 1
к Программе проведения Федеральной службой по
финансовому мониторингу профилактических
мероприятий, направленных на предупреждение
нарушения обязательных требований
законодательства о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
Согласно Приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) от 3 августа 2010 г. N 203 г. Москва "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сотрудники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, должны проходить обязательную подготовку и обучение, чтобы организовать эффективное противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Противодействие легализации
Противодействие отмыванию доходов актуальная проблема для России и всего мира. В соответствии с Положением «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», должны проходить обучение по ПОД / ФТ:
Противодействие отмыванию
для организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке:
- специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления должны проходить программу повышения квалификации по ПОД / ФТ ответственный сотрудник должен проходить 2 раза в год.
- иные работники профучастников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и их филиалов (руководители компаний и их заместители, трейдеры, управляющие портфелями, бэк-офицеры, специалисты операционных отделов) должны проходить программу повышения квалификации по ПОД / ФТ ответственный сотрудник не реже, чем 1 раз в 3 года.
для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами:
- специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления - не реже одного раза в год;
- иные работники организации (руководители компаний, их заместители, руководители филиалов, главный бухгалтер, руководитель филиала организации, работники юридического подразделения организации (филиала), работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов не реже одного раза в три года;
По окончанию обучения по курсу «Противодействие легализации» слушателям выдается свидетельство о прохождении целевого инструктажа установленного образца
Институт развития финансовых рынков на основе всех требований Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) осуществляет обучение работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Программа курсов разработана с учетом типовой программы целевого инструктажа работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденной Росфинмониторингом.
ВОПРОСЫ ПО ПЕРЕЧНЮ
1. Что является основанием для включения организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
ОТВЕТ:
1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
2) вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2 , 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
4) процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
7) признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
2. Что является основанием для исключения организации или физического лица из Перечня?
ОТВЕТ:
1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;
2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;
3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;
4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220,221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5) исключение организации или физического лица из составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;
7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Включение в Перечень либо исключение из него организаций и физических лиц осуществляется Росфинмониторингом исключительно на основании информации государственных органов, поименованных в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей?».
3. Какие права имеют физические лица, включенные в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вцелях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода?
ОТВЕТ:
1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;
2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;
3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.
4. Из каких разделов состоит Перечень?
ОТВЕТ:
Перечень состоит из 2-х разделов.
- международный раздел, содержащий сведения об организациях и физических лицах, включенных в Перечень на основании подпунктов 6 – 7 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ;
- национальный (российский) раздел, содержащий сведения об организациях и физических лицах, включенных в Перечень на основании подпунктов 1 – 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Внутри международного и национальных разделов Перечня организации и физические лица указываются отдельно.
5. Откуда скачать Перечень террористов?
ОТВЕТ:
Согласно Информационному письму № 24 от 17 января 2013 года «Об изменении порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга» доступ организаций (лиц) к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется только с помощью Личного кабинета на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу https://portal.fedsfm.ru .
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, РАБОТА В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ
- Как субъектам 110 приказа подготовить и представить сведения по форме ФЭС вРосфинмониторинг?
ОТВЕТ:
Для подготовки и представления сведений по форме ФЭС Росфинмониторинг предлагает использовать:
- Личный кабинет организации (лица) на Портале Росфинмониторинга;
- ПО АРМ «Организация-М».
Обращаем Ваше внимание, что указанные программные средства работают с усиленной квалифицированной электронной подписью, выдаваемой аккредитованными в Минкомсвязи России удостоверяющими центрами. С информацией по удостоверяющим центрам можно ознакомиться на Портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи (http://e-trust.gosuslugi.ru).
- Можно ли субъектам 110 приказа направлять в Росфинмониторинг ФЭС на бумажном носителе?
ОТВЕТ:
Согласно п. 3.7 Приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015г. N 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Росфинмониторинг не принимает ФЭС на бумажном носителе.
- Как подключиться к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга?
ОТВЕТ:
Организациям и индивидуальным предпринимателям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге, Личный кабинет формируется автоматически при постановке на учет. Остальным организациям (являющимся субъектами 115-ФЗ) необходимо:
1. заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте, расположенную по адресу (https://portal.fedsfm.ru).
2. направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя организации и печатью (при наличии) (индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса и лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг) с приложением копий документов, подтверждающих осуществление видов деятельности, позволяющих отнести заявителя к субъектам 115-ФЗ по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.
После получения и обработки заявки, Вам будет направлен логин и пароль для входа в Личный кабинет на электронную почту, указанную при регистрации!
Если у организации есть усиленная квалифицированная электронная подпись, она может заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, предварительно настроив рабочее место в соответствии с инструкцией (http://fedsfm.ru/content/files/portal/Portal_Instructions.zip).
- Какая разница между простой регистрацией в Личном кабинете и регистрацией с помощью, усиленной квалифицированной электронной подписью?
ОТВЕТ:
При регистрации с помощью, усиленной квалифицированной электронной подписью не требуется направлять бумажную версию заявки на подключение к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга.
- Где скачать Программное обеспечение АРМ «Организация-М»?
ОТВЕТ:
Программное обеспечение АРМ «Организация-М» доступно для скачивания на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно – телекоммуникационной сети Интернет ( www.fedsfm.ru ) в разделе «Организациям» - «Представление информации в Росфинмониторинг об операциях (сделках)» (http://fedsfm.ru/content/files/companies/distributives/arm-org-m-model.exe).
- Как обновляется программа АРМ «Организация-М»?
ОТВЕТ:
Обновление программы происходит в автоматическом режиме при входе в АРМ «Организация-М».
- Какие функции может выполнять Личный кабинет Росфинмониторинга?
ОТВЕТ:
В Личном кабинете на Портале Росфинмониторинга реализованы следующие функции:
- Заполнение формы об операции с денежными средствами или иным имуществом организации (лица) по форме ФЭС;
- Форматно-логическая проверка сообщения;
- Подписание сообщения усиленной квалифицированной электронной подписью организации (лица) и передача его в Росфинмониторинг;
- Доступ к перечню организаций и физ. лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
- Где взять «Идентификатор корреспондента», который требуется для отправки сообщений по форме ФЭС?
ОТВЕТ:
Необходимо зайти в Личный кабинет на портале Росфинмониторинга, далее в раздел «настройки» - «профиль организации «Лица». В открывшейся форме первая строчка «Идентификатор корреспондента (Личного кабинета)».
- Гдесубъектам 110 приказа найти подробную инструкцию по заполнению форм ФЭС?
ОТВЕТ:
Для корректного заполнения формы 3-ФМ используйте приказ Росфинмониторинга № 332 от 20.10.2015. Для всех остальных форм ФЭС используйте приказ Росфинмониторинга № 261 от 27.08.2015.
- Как субъектам 110 приказа исправить (заменить) форму 4-СПД направленную в Росфинмониторинг до 17.10. 2015?
ОТВЕТ:
Для исправления (замены) сообщения по форме 4-СПД необходимо воспользоваться программным обеспечением АРМ «Организация-М». При этом в реквизите «Идентификатор формы» следует установить значение «4-СПД». Исправленное ФЭС представляется по структурам, установленным настоящей Инструкцией, без обязательного заполнения элементов сообщения, отсутствовавших в ранее действовавших формах.
- Как исправить (заменить) форму 4-СПД направленную в Росфинмониторинг до 30.05.2015 организациям поднадзорным Центробанку?
Для исправления (замены) сообщения по форме 4-СПД необходимо представить сообщение по структурам, действовавшим до вступления в силу Указания Банка России 3484-У. Исправленное (замененное) сообщение должно иметь значение реквизита «Тип записи» - «2 - исправление записи» («Тип записи» - «3 – запрос замены записи») соответственно. При этом исправленному (замененному) сообщению присваиваются реквизиты «Номер» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.
- Как подгрузить в Личном кабинете ранее направленное сообщение в Росфинмониторинг, для исправления или замены записи.
ОТВЕТ:
В личном кабинете необходимо открыть соответствующий раздел, например: раздел «110» - «1-ФМ 01. Заполнить форму об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю». В открывшейся форме нажать кнопку «Открыть» и выбрать на Вашем компьютере необходимое для исправления первичное сообщение.
- Чем отличается тип записи «2» от типа записи «3»?
ОТВЕТ:
Исправление записи (тип записи «2»).
В случаях получения от Росфинмониторинга уведомления о непринятия информации, присвоения направленному сообщению в Личном кабинете на Портале Росфинмониторинга статуса «Отвергнуто информационной системой» или при обнаружении ранее направленного сообщения в разделе «История отвергнутых сообщений» в Личном кабинете, организация (лицо) принимает меры по устранению указанных причин непринятия СЭД, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией (лицом) электронного уведомления о невозможности принятия информации об операции, отправляет исправленное сообщение в Росфинмониторинг.
Исправленное сообщение имеет значение реквизита «Тип записи» - «2 - исправление записи». При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты «Номер» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.
Запрос замены записи (тип записи «3»).
Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию организация (лицо) представляет заменяющее сообщение целиком, имеющее значение реквизита «Тип записи» - «3 - запрос замены записи», с указанием в реквизите "Дополнительная информация" вносимых изменений и дополнений в информационное сообщение.
При этом заменяющему сообщению присваиваются реквизиты «Номер» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.
Заменяющее сообщение направляется организацией (лицом) в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней со дня выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию. В случае отвержения сообщения с типом записи «3», организации необходимо повторно со всеми изменениями направить в Росфинмониторинг сообщение с типом записи «3» (запрос замены записи), при этом дата и номер сообщения должны совпадать с первоначальным сообщением.
- Как восстановить доступ к Личному кабинету, если утерян пароль и адрес электронной почты?
ОТВЕТ:
Следует заполнить заявку на техническую поддержку в Личном кабинете (https://portal.fedsfm.ru/). Специалисты восстановят учетные данные, которые использовались для первичного входа, или обратиться на горячую линию Росфинмониторинга с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) по телефону 8 (495) 627-32-99, дождаться ответа оператора или нажать цифру «0».
- Как узнать дату создания Личного кабинета на портале Росфинмониторинга?
ОТВЕТ:
Необходимо направить официальное письмо в Росфинмонитгоринг с просьбой подтвердить дату подключения к Личному кабинету. Так же можно обратиться на горячую линию Росфинмониторинга с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) по телефону 8 (495) 627-32-99, дождаться ответа оператора или нажать цифру «0».
- Как изменить наименование или КПП организации в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга в случае необходимости?
ОТВЕТ: Профиль.
Необходимо направить заявку в техническую поддержку на портале Росфинмониторинга с просьбой изменить наименование или КПП в Личном кабинете, также необходимо прикрепить к заявке скан-копию свидетельства постановки на учет в налоговом органе.
- Как получить техническую поддержку?
ОТВЕТ:
Пользователи Личного кабинета и программного обеспечения Росфинмониторинга (организации и лица) могут обращаться за консультацией по вопросам технической поддержки с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) по телефонам 8 (495) 627-32-99, 8 (495) 627-33-98 и круглосуточно через специализированную форму, размещенную на Портале Росфинмониторинга (https://portal.fedsfm.ru/account/supportpost.aspx).
ВОПРОСЫ ПО ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
ОТВЕТ:
На базе Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (далее – АНО МУМЦФМ), проводятся обучающие мероприятия для организаций и индивидуальных предпринимателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе целевой инструктаж и повышение уровня знаний.
Перечень иных учебных центров, осуществляющих обучение сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей по программам, устанавливаемым Росфинмониторингом, размещен на сайте АНО МУМЦФМ в сети Интернет www.mumcfm.ru, раздел «Целевой инструктаж», подраздел «Региональные партнеры».
2. Возможно ли совмещение обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля с исполнением иных должностных обязанностей в той же организации либо одновременным осуществлением обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в нескольких организациях?
ОТВЕТ:
В настоящее время в действующем законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма отсутствуют какие-либо ограничения на совмещение обязанностей должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, с исполнением иных должностных обязанностей, в том числе в иных организациях.
Одновременно обращаем внимание, что сотрудник организации, исполняющий функции специального должностного лица, должен соответствовать Квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиям к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492.
3. Может ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?
ОТВЕТ:
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - индивидуальные предприниматели), адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 данного постановления.
Требованиями подпункта «б» пункта 1 вышеуказанного Постановления устанавливают обязанность по прохождению лица, на которые возлагаются функции специального должностного лица, обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели – субъекты статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вправе осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, после прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей.
4. Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица или индивидуального предпринимателя?
ОТВЕТ:
Согласно пункту 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций.
Требования к документам, подтверждающим прохождение целевого инструктажа, изложены в пункте 1.8 Программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствамиили иным имуществом, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 19.07.2011 № 250.
Учитывая, что выдаваемое по итогам обучения в ходе целевого инструктажа свидетельство является именным, то, в случае прохождения такого обучения специальным должностным лицом, работающим в нескольких организациях по совместительству, при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.
Учитывая изложенное, повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения не требуется.
5. Кто из сотрудников организации должен пройти обучение?
ОТВЕТ:
Пунктами 2, 3 Положения № 203 установлена обязанность руководителя организации утвердить перечень работников организации, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 3 Положения № 203 в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны организации, субъекта Федерального закона № 115-ФЗ, руководитель по своему усмотрению может включить в перечень лиц, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, иных сотрудников организации (филиала), которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ(например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.).
6. Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?
ОТВЕТ:
Одной из форм обучения, указанной в Положении № 203, является целевой инструктаж.
Подпунктом «а» пункта 10 Положения № 203 установлено, что обучение в форме целевого инструктажа из числа сотрудников, указанных в пункте 3 указанного Положения № 203, должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).
7. Имеется ли обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, свидетельство, выдаваемого по итогам обучения в ходе целевого инструктажа?
ОТВЕТ:
В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не содержится обязанности направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, свидетельство, выдаваемого по итогам обучения в ходе целевого инструктажа.
8. Имеется ли обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Росфинмониторинге, информировать о смене должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля?
ОТВЕТ:
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.11.2005 № 164 утверждена форма карты постановки на учет в Росфинмониторинге (2-КПУ) организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. При постановке на учет в Росфинмониторинг в пункте 16 формы 2-КПУ указываются сведения о должностном лице организации, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 11 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2014 № 58, при изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет в Росфинмониторинге, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней обязаны представить (направить) карту, содержащую новые сведения в территориальный орган Росфинмониторинга.
9. Рассматривает ли Росфинмониторинг вопросы связанные с ошибками при зачислении денежных средств через платежные терминалы на лицевые счета граждан и юридических лиц, оплате услуг и т.д.?
ОТВЕТ:
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808, Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
Учитывая изложенное, Росфинмониторинг осуществляет контроль за деятельностью операторов по приему платежей исключительно в части соблюдения ими требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ, контроль за применением контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы.
10. Как и где встать на учет в Росфинмониторинг?
ОТВЕТ:
По вопросам постановки на учет необходимо обратиться в МРУ Росфинмониторинга по вашему федеральному округу, номера телефонов указаны на сайте. Для организаций в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановка на учет не требуется.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫИ ИМУЩЕСТВОМ
1. Какие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?
ОТВЕТ:
Вопросы постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга регламентируются Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.
Так, постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
2. В какие сроки подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, а также индивидуального предпринимателя?
РАЗЪЯСНЕНИЕ:
ОТВЕТ:
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 577 правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с настоящим постановлением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
ОТВЕТ:
В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее - Постановление Правительства РФ № 667) утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства № 667, правила внутреннего контроля должны регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Правила внутреннего контроля включают в себя, в частности, программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской № 667, Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны критерии выявления и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом от 05.05.2009 № 103 (далее – Приказ Росфинмониторинга № 103).
Критерии выявления и признаки необычных сделок необходимо учитывать при реализации программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Кроме того, согласно примечанию к Рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга № 103, критерии и признаки групп 11 - 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 - 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Таким образом, организации при осуществлении внутреннего контроля должны руководствоваться общими критериями выявления и признаками необычных сделок, в дополнение к которым они могут самостоятельно разработать критерии с учетом специфики своей деятельности.
4. Каков последующий порядок действий организации при выявлении операции клиента с денежными средствами, подпадающими под критерии и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103?
ОТВЕТ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон, Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие в томчисле критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Законом;
- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При формальном совпадении характера совершаемой операции с критериями и признаками, указанными в упомянутом Приказе Росфинмониторинга, а также с основаниями для документального фиксирования информации, приведенными в п. 2 ст. 7 Закона, у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникает обязанность дать оценку выявленной операции и документально зафиксировать полученную информацию.
При этом пункты 27-28 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, предусматривают обязательность составления внутреннего сообщения, отражающее результаты изучения операции и решение в соответствии с п. 24 названных Требований.
Соответственно, полагаем, что руководитель организации в соответствии с п. 24 упомянутых Требований при совпадении с критериями и признаками, указанными в Приказе № 103, должен обратить внимание на такие операции. Принятие решения об отсутствии оснований для направления сообщения в уполномоченный орган в данном случае должно быть соответствующим образом мотивировано в рамках разработанных правил внутреннего контроля. Полагаем, что такое решение при формальном совпадении с критериями и признаками должно носит исключительных характер при соответствующей мотивировке.
В случае нарушения указанных положений организация и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части статьи 15.27 КоАП РФ.
5. Какие операции по расходованию подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ)?
ОТВЕТ:
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в указанной выше редакции операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
При этом, с учетом системного толкования положений пункта 1.2 статьи 6 названного выше Федерального закона полагаем, что обязательному контролю подлежат операции по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией, получившей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
6. Каким образом необходимо применять меры по блокированию (замораживанию) активов соответствующих лиц?
ОТВЕТ:
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (активов клиента).
В частности, указанными нормами Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые компании, обязаны применять меры по блокированию (замораживанию) активов клиента, который является:
- организацией или физическим лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень);
- организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.
Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальномсайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию).
Информация об организациях и физических лицах, указанных в упомянутом выше подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), а также доступна в полном объеме в Личном кабинете пользователя интернет - портала Росфинмониторинга.
Необходимо отметить, что применение процедур блокирования (замораживания) активов соответствующего клиента означает факт создания условий, при которых клиент организации будет практически лишен возможности распоряжения активами, и соответственно как следствие – создание условий, при которых указанным лицам фактически будут созданы условия невозможности направления активов на финансирование терроризма.
При реальном применении указанной нормы необходимо в первую очередь исходить из целей, на достижение которых направлены приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ в указанной части, при этом реализация механизма блокирования (замораживания) активов должным образом должна быть с достаточной степенью конкретности (позволяющей фактически применить такие меры и достигнуть необходимого результата) прописана в правилах внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что при разработке указанного документа необходимо исходить также и из специфики деятельности организации – субъекта Федерального закона № 115-ФЗ. Безусловно, с учетом того, что виды деятельности организаций – субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно специфичны, какой-либо универсальной формулы разработки правил внутреннего контроля и применения мер по блокированию (замораживанию) активов не существует и не может существовать. Как уже было указано выше, субъект Федерального закона № 115-ФЗ при применении мер по блокированию (замораживанию) активов должен исходить из специфики собственной деятельности, характера операции, а также специфичности клиента.
Таким образом, применение указанных норм в первую очередь должно обеспечить невозможность распоряжения клиента активами.
Считаем необходимым отметить, что подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в том числе о принятых мерах по блокированию (замораживанию) активов клиента.
7. Как и в каких целях будет использоваться Росфинмониторингом информация, полученная в порядке п.п. 5 ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ? В частности, будет ли эта информация предоставляться другим государственным органам, организациям или гражданам? Будет ли она как-то обнародована (например, опубликована или размещена в свободном доступе в сети Интернет)?
ОТВЕТ:
Действующими законодательными, подзаконными и нормативными документами не предусмотрено какое-либо распространение информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе осуществления деятельности в рамках установленных полномочий, в том числе предоставление ее другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам. Указанная информация не подлежит размещению в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, и размещению в сети Интернет.
Полученная в порядке, установленном Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация будет использоваться Федеральной службой по финансовому мониторингу исключительно для внутреннего пользования и для осуществления полномочий, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.
Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ, которой установлено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.
Необходимо отметить, что статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ работники уполномоченного органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
Той же нормой Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В каком случае банк вправе отказать в распоряжении клиента?
ОТВЕТ:
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
При этом, кредитная организация вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.