Перейти к содержимому

Приказ по проведению семинаров

Материал по теме:
Приказ о проведении городского семинара-практикума, 2016г.

Приказ о проведении городского семинара-практикума, 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о проведении городского семинара-практикума, 2016г.

Приказ о проведении семинара для педагогических работников, 2016г.

Приказ №1043 Об итогах городского семинара-практикума «Преемственность связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».

Приказ о проведении городского семинара-практикума, 2016г.

Приказ о проведении городского конкурса проектов младших школьников 2015.

Городские педагогические чтения 2014 - 2015 год.

Справка-подтверждение.Городской семинар-практикум "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами".

Материал по теме:
Приказ о проведении семинара в рамках недели преемственности - 2012г.

Приказ о проведении семинара - 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки мероприятий Недели начальных классов: открытие недели, "Сказочный денёк", "Весёлая математика", "Осенний калейдоскоп", "Диск для интеллектуалов искусства".

Приказ о проведении семинара для педагогических работников, 2016г.

Приказ о проведении предметной недели в начальной школе 2014 г. (городской семинар).

Городской семинар в рамках недели преемственности между школой и детскими садами 2012.

На олимпиаде по математике и русскому языку в 4 классах назначена председателем жюри.

В 2016 году была назначена наблюдателем в аудитории и экспертом для оценивания работ.

В 2018 году назначена была организатором ВПР.

Приказ о проведении семинара-тренинга в рамках КДР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЧИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

О проведении семинара-тренинга

В соответствии с приказом УОН № 000 от 22 октября 2012 г. «О проведении оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений г. Сочи» и планом работы МУО Сочинского центра развития образования на 2013 год, в целях оказания методической помощи учителям русского языка и литературы в выборе эффективных форм и методов организации подготовки школьников образовательных учреждений г. Сочи к итоговой аттестации в формате ЕГЭ

1. Провести 28.02.2013 г. на базе МОБУ СОШ № 13 (для учителей Центрального и Хостинского районов), на базе МОБУ СОШ № 75 (для учителей Лазаревского района), на базе МОБУ лицея № 59 (для учителей Адлерского района) семинар-тренинг с участием учителей-тьюторов (лицей № 95), (СОШ № 67), (СОШ № 77), (СОШ № 24) для учителей русского языка и литературы по теме: «Подготовка выпускников 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ» Начало в 13.00.

2. Утвердить список участников семинара (приложение 1).

3. Утвердить программу проведения обучающего семинара (приложение 2).

4. Назначить ответственным за проведение семинара , начальника отдела гуманитарного образования МУО СЦРО.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на , заместителя директора по научно-методической работе.

Директор СЦРО

С приказом ознакомлены:

Приложение к приказу директора МУО СЦРО

проведения семинара - тренинга для учителей русского языка и литературы

Тема: «Подготовка выпускников 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ»

Дата, место и время проведения: 28.г., МОБУ СОШ №13, МОБУ СОШ № 75, МОБУ лицей № 59. Начало в 13.00.

Целевая группа: учителя русского языка и литературы, работающие в 11 классах

1. Цель проведения семинара-тренинга: Познакомить учителей русского языка с эффективными формами подготовки школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ (части В и С).

Вопросы для обсуждения:

1. Современные подходы к комплексному повторению учебного курса русского языка в процессе подготовки школьников к итоговой аттестации по русскому языку: ключевые разделы учебного курса (словообразование, морфология, сложные вопросы синтаксиса).

2. Эффективные приёмы организации работы с текстами разного типа и стиля речи на уроках русского языка: определение проблемы исходного текста, авторской позиции, комментирование текста (рецензирование).

3. Критерии оценивания части С. Комментарий к каждому критерию.

Директор СЦРО

Эпидемиологический надзор

Размещен: 07.06.2017 г.

Приказ от 07.06.2017 №426 "О проведении семинаров по изучению популяционного иммунитета к гриппу с использованием РТГА"

Файл для загрузки

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2019

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Телефон для справок:
8 (499) 973-26-90
Электронная почта

Приказ о направлении на семинар

Современные реалии требуют постоянного совершенствования сотрудников в профессиональном плане, поэтому не удивительно, что направление на семинары и различного рода конференции стало делом обычным почти для каждой организации. Вместе с тем возникает множество вопросов, как правильно оформить документы, подтверждающие пребывание сотрудника в рабочее время на обучении.

В данной статье мы рассмотрим:

  • как и для чего готовить документы при обучении персонала;
  • направление на семинар;
  • приказ о направлении на семинар.

Высококвалифицированные кадры являются основой успешной работы любого предприятия. Поэтому не удивительно, что руководство компаний в последние годы все больше и больше заинтересовано в дополнительном образовании своих специалистов.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Обучение персонала: как и для чего готовить документы

На сегодняшний день одним из наиболее продуктивных способов повышения квалификации работников является направление их на тренинги или семинары. Это позволяет не только значительно расширить круг знаний, но и выполнить это в максимально короткие сроки.

Подробнее о направлении на семинар читайте здесь:

При этом методика обучения может предусматривать, как приглашение специалиста для проведения семинара на само предприятие, так и повышение квалификации работников с отрывом от производства в специальных обучающих компаниях.

Главное – это правильное составление документов. Ведь обучение сотрудников, не зависимо от используемой предприятием методики требует денежных вложений.

В качестве подтверждения понесенных на обучение персонала расходов могут выступать:

  • договор с образовательным учреждением;
  • распоряжение или приказ о направлении на обучение;
  • акт об оказании услуг, оформленный в соответствии с нормами законодательства;
  • сертификаты, дипломы и пр. документы подтверждающие факт обучения.

Вместе с тем необходимо помнить, что повышение квалификации на семинарах является отдельной категорией обучения, которая ни в коем роде не соотносится с обучением в высших учебных заведениях или же получением средне специального или высшего образования.

В отличие от расходов на семинары Налоговым кодексом РФ при налогообложении запрещается учет такого вида расходов.

Направление на семинар

От вида семинара, на который будет направляться сотрудник, будет зависеть и его документальное оформление, а также последующий порядок учета расходов. Поэтому вид семинара должен обязательно указываться в договоре, заключаемом работодателем с компанией организующей проведение семинара.

При направлении работника на семинар с отрывом от работы в той же местности за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. Само же направление на семинар оформляется приказом работодателя.

Если организацией используется унифицированные формы, то период, когда работник находился на семинаре, отмечают в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «ПК» или же используют цифровой код - «07», буквенный код К или цифровой 06 — если направление на выездной семинар оформляется командировкой, буквенный код ПМ или цифровой 08 — если работник направлен на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность.

При этом в обязательном порядке указывается Ф.И.О. «командируемого» сотрудника, тематика, а также сроки обучения. Документ в обязательном порядке заверяется печатью предприятия.

Приказ о направлении на семинар

Как уже упоминалось ранее, составление приказа о направлении на семинар является обязательным, поскольку именно приказ будет служить основанием для последующего табелирования отсутствующего по уважительной причине работника, начисления ему заработной платы. А также учета расходов предприятия на обучение.

Хотя приказ о направлении на семинар может составляться в произвольной форме, четкой формы законодательством не утверждено, он в обязательном порядке должен отражать следующую информацию:

  • полное название и реквизиты предприятия;
  • дату и № приказа;
  • Ф.И.О. направляемого на семинар сотрудника компании;
  • сроки проведения семинара;
  • печать и подпись руководителя;
  • подпись об ознакомлении с приказом направляемого на семинар сотрудника.

Рекомендуем материалы по теме:

Тренинги и семинары для сотрудников

"Кадровый вопрос", 2011, N 5

ТРЕНИНГИ И СЕМИНАРЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

Как учесть расходы организации на проведение обучающих семинаров и бизнес-тренингов, читайте в нашей статье.

В Налоговом кодексе РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ), предусмотрены расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика при соблюдении следующих условий:

1) обучение осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус (п. 3 ст. 264 НК РФ);

2) обучение проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Что касается расходов на обучение (например, в форме тренингов, семинаров, консультаций), проводимых организациями, не имеющими лицензии на ведение образовательной деятельности, то они прямо не поименованы в НК РФ, но тем не менее их можно учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Так, в прочих расходах пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрены расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, так как данная позиция законодателем более подробно не расшифрована, то это дает право налогоплательщику при наличии документального подтверждения и экономической обоснованности относить сюда расходы на обучение, даже если такое обучение проводилось необразовательным учреждением.

Читайте так же:  Оценка пожарных рисков лицензия

Если обучение проводится за границей, это не лишает организацию права учесть такие расходы как уменьшающие налогооблагаемую прибыль (Письмо Минфина России от 28 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/137). Стоимость проезда работника к месту обучения и обратно, стоимость проживания во время обучения и суточные также учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, но как расходы на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Зачастую работодатель организует обучающие семинары следующим образом: заключает договор, с одной стороны, с организацией, которая будет проводить обучение, и, с другой стороны, с местом проведения, например пансионатом. Так как место проведения обучения за пределами территории работодателя, то возникают еще и расходы на командировки, которые организация должна возместить сотруднику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что не признаются расходами на обучение работников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, поэтому трудно будет убедить налоговые органы в обоснованности расходов на экскурсии, прогулки на теплоходе и т. п.

Для того чтобы доказать экономическую обоснованность, необходимо наличие связи между темой семинара или тренинга с деятельностью организации, что такие расходы произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода. И если с необходимостью проведения семинаров по бухгалтерскому и налоговому учету для бухгалтеров все ясно, то как быть с тренингами личного роста, по управлению временем и т. п.? Если организация считает, что проведение такого тренинга для сотрудника скажется на повышении эффективности его деятельности, то она может считать расходы на проведение тренинга обоснованными. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Документальным подтверждением расходов на тренинги и семинары послужат:

- договор на проведение обучения;

- программа или план;

- приказ о проведении тренинга;

- приказ о командировании сотрудников для участия в проведении тренинга;

- командировочное удостоверение, приказ о направлении сотрудников в командировку;

- счет за проживание;

- акт о выполнении услуг.

Оплата организацией за налогоплательщика обучения, осуществляемого в его интересах, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ признается доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/291). Если обучение - инициатива работодателя, то НДФЛ с сотрудника не удерживаем.

Оформление приказа

Управленческое действие / воздействие обычно начинается с издания некого распорядительного документа, получившего еще в древние времена наименование «приказ». Приказ – это выстрел стартового пистолета. Современный канцелярский язык приказом называет распорядительный документ, издаваемый с целью решения каких-либо организационных, управленческих или административно-хозяйственным задач, стоящих перед организацией в целом, ее структурным подразделением или отдельным должностным лицом.

Приказ – стандартный распорядительный документ, который используется всеми организациями нашей страны. Поэтому набор реквизитов данного документа заранее определен, жестко регламентированы правила оформления, издания и дальнейшего исполнения приказа. Особой регламентации подвергается контроль исполнения приказов, этот процесс и по сей день не теряет своей актуальности.

Работая с приказом, нужно как минимум знать правила:

  • оформления бланков приказов,
  • оформления текста приказа,
  • подписания приказа,
  • рассылки приказа исполнителям,
  • организации контроля исполнения приказа,
  • организации хранения приказов в текущем делопроизводстве,
  • подготовки приказов к архивному хранению.

Деление приказов на различные группы

Сегодня приказы принято делить на две группы:

  • приказы по основным вопросам деятельности (среди которых можно отдельно выделить приказы по административно-хозяйственным вопросам);
  • приказы по личному составу.

Такое деление приказов на группы по назначению позволяет возложить ответственность за их издание на разных исполнителей:

  • приказами по основным вопросам деятельности, как правило, занимается служба ДОУ 1 , а
  • приказы по личному составу издают, регистрируют, используют и хранят службы персонала.

Все виды работ с приказами по личному составу требуют отдельного разговора, и в большей степени касаются не делопроизводственных, а кадровых процессов. Поэтому в нашей статье остановимся только на одной группе приказов – по основным вопросам деятельности.

Давайте вспомним самые распространенные цели издания таких приказов:

  • определить дату начала работы организации в целом или ее подразделения (например, кредитные организации в обязательном порядке издают приказы о начале работы территориально удаленного структурного подразделения / дополнительного офиса);
  • распределить полномочия между первыми должностными лицами организации (например, с целью делегирования полномочий от руководителя организации его заместителям или об использовании печати организации);
  • с целью ввода в действие каких-либо бизнес-процессов (например, издаются приказы о вводе новых тарифных планов или изменении действующих);
  • с целью утверждения нормативных, методических и других документов, регламентирующих деятельность организации (в этом случае приказ не просто утверждает новые нормативы, делая их обязательными, но и говорит, с какого времени они становятся таковыми, а также проясняет другие ключевые аспекты относительно них);
  • с целью проведения каких-либо хозяйственных операций (в качестве примера можно привести ежегодную головную боль любого хозяйственника – приказ о проведении инвентаризации).

Назначение и тематика приказов огромна, мы привели только примеры, характерные для любой организации 2 . А есть приказы, характерные только для организаций определенного вида деятельности. Например, все банки обязательно издают приказы об укрепленности помещений, о курсе валют и т.д.

Кстати, упомянутая нами инвентаризация проводится ежегодно, поэтому приказ, издаваемый по этому поводу, можно смело считать типовым управленческим документом. А что мы делаем с типовыми документами? Мы разрабатываем для них типовые (унифицированные) формы, основная задача которых – облегчить жизнь пользователям и максимально использовать возможности электронного документооборота.

Требования к оформлению бланков приказов

Но прежде чем унифицировать документ, давайте рассмотрим, из каких элементов он состоит, другими словами, рассмотрим требования к оформлению приказа и состав его реквизитов. В этом нам поможет «любимый» ГОСТ Р 6.30-2003.

В соответствии с его рекомендациями приказы издаются на специальных бланках, которые называются бланками конкретного вида документа, т.к. на них печатается наименование вида документа (ПРИКАЗ), то документ другого вида (например, АКТ) на этом бланке издать уже не удастся.

А теперь посмотрим на образцы бланка конкретного вида документа, а также на предписания относительно состава его реквизитов:

Фрагмент документа

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

01 - Государственный герб Российской Федерации;

02 - герб субъекта Российской Федерации;

03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 - код организации;

05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 - наименование организации;

09 - справочные данные об организации;

10 - наименование вида документа;

11 - дата документа;

12 - регистрационный номер документа;

13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;

14 - место составления или издания документа;

16 - гриф утверждения документа;

18 - заголовок к тексту;

19 - отметка о контроле;

20 - текст документа;

21 - отметка о наличии приложения;

23 - гриф согласования документа;

24 - визы согласования документа;

25 - оттиск печати;

26 - отметка о заверении копии;

27 - отметка об исполнителе;

28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 - отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии документа

4.7. Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.

Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19

Пример 1

Продольный бланк приказа (с нумерацией реквизитов согласно ГОСТу Р 6.30-2003)

Пример 2

Угловой бланк приказа с центрированным расположением реквизитов и их нумерацией

Мы продемонстрировали продольный и угловой бланки с центрированным расположением реквизитов – это самые распространенные варианты оформления. Еще существует угловой бланк с флаговым расположением реквизитов: так же как и в Примере 2, реквизиты размещаются в левой части листа, но не центрируются там, а располагаются от границы левого поля.

Читайте так же:  Требования к cms drupal

Примеры 1 и 2 отличаются не только размещением реквизитов, но и их составом, например, у организации может быть вышестоящая организация, а может и отсутствовать, у нее может быть своя эмблема или право использовать герб России / ее субъекта, а может и не быть. Кстати, если у организации есть несколько эмблем / товарных знаков да еще и право использования герба, то на бланке документа нельзя размещать сразу все – придется выбрать что-то одно. Специальные уголки (скобки) для размещения заголовка к тексту на бланке не обязательны (есть только в Примере 2), вне зависимости от продольного или углового способа размещения реквизитов бланка заголовок к тексту печатается от границы левого поля.

Чем же бланк приказа отличается от бланков других видов документов? Приказ является внутренним документом, поэтому в его бланке отсутствуют реквизиты, в которых указываются метаданные организации: ее код (реквизит 4), ОГРН (5), ИНН/КПП (6), справочные данные об организации (9). Нет на нем и ссылки на регистрационный номер и дату входящего документа (реквизит 13), которая характерна только для писем и заполняется на ответных документах.

Не следует забывать, что сейчас мы говорим о бланке документа, т.е. о чистом листе бумаги формата А4, на котором аккуратно, без ошибок и опечаток, напечатаны сведения, одинаковые для всех приказов данной организации, а также нанесены отметки для дальнейшего проставления некоторых переменных реквизитов 3 .

Как разработать и защитить от редактирования отдельные фрагменты формы документа или бланка, рассказано в статье «Создание защищенных форм документов в MS Word» на стр. 84 журнала № 11’ 2012

Признаюсь, я, как любая женщина, люблю все блестящее, поэтому мне больше нравятся бланки, изготовленные типографским способом, особенно выполненные способом тиснения текста на хорошей плотной бумаге. Однако при желании на издании бланков можно сэкономить, создав шаблон бланка с помощью компьютера, и в дальнейшем использовать его для оформления приказов, распечатывая их на любых доступных печатающих устройствах.

При оформлении приказов следует помнить, что в них нет обращения к предполагаемому корреспонденту, поэтому реквизит 15 (адресат) также отсутствует (при этом любой приказ можно отправить какому-либо должностному лицу, например, по почте, может быть составлен и специальный список рассылки приказа). Приказы не утверждаются, а подписываются руководителем, поэтому на их бланках не предусмотрено место для оформления реквизита 16 (гриф утверждения документа). А вот перечисленные ниже реквизиты вполне могут быть оформлены на таком официальном документе, как приказ:

20 – текст документа;

21 – отметка о наличии приложения;

23 – гриф согласования документа;

24 – визы согласования документа;

25 – оттиск печати;

26 – отметка о заверении копии;

27 – отметка об исполнителе;

28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 – отметка о поступлении документа в организацию;

30 – идентификатор электронной копии документа.

Герб, эмблема или товарный знак

В соответствии с законом «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб РФ разрешается помещать на бланках государственных учреждений федерального уровня (например, на бланке Центрального Банка РФ, на бланке Министерства юстиции РФ, Министерства иностранных дел и т.д.). Размещение герба РФ на бланках других организаций является нарушением законодательства и может привести к соответствующим санкциям.

Герб субъекта РФ помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами этих субъектов.

Эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания) помещают на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации). Но если вы не располагаете средствами, с помощью которых можно нанести эмблему организации на бланк приказа (например, в вашем распоряжении только пишущая машинка), а также учитывая тот факт, что приказ является внутренним документом, эмблему на бланке приказа можете и не размещать.

Наименование организации

Наименование организации является основным реквизитом бланка приказа, с помощью которого идентифицируется автор документа, поэтому наличие данного реквизита на бланках приказа необходимо, и оно должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Так, если в уставных документах указано наименование: Закрытое Акционерное Общество «Лучьшие друзя природы – ХХ1», то и на бланке должно быть воспроизведено это наименование со всеми орфографическими и пунктуационными ошибками.

Для части приказов установлен предельный срок хранения – постоянно. Поэтому наименование вашей организации должно быть прочитано и понято не только вами и вашими современниками, но и потомками. Представьте, сколько сил потребуется исследователю для расшифровки следующего наименования: РОСФИНМОНИТОРИНГ или МОСЭЛЕКТРОТЯГСТРОЙ. Это напоминает задорновское название НИИВТОРСЫРЧЕТМЕТБРЕДСНАБСТЫДСБЫТЗАГРАНПОСТАВКА. И это могло бы быть просто шуткой, если бы не сокращенное наименование организации, увиденное мною на реальном бланке письма из Самары: ОПП ЖБИ СГО СРО ООО ИВА.

Если уставом организации утверждено использование краткого наименования организации, то его нужно размещать на бланке приказа в скобках под полным наименованием (см. Пример 1).

При необходимости на бланках указывается наименование вышестоящей организации, которое печатается выше наименования организации. Наименование вышестоящей организации может быть напечатано как полно, так и сокращенно (см. тот же Пример 1).

Если филиалу, территориальному отделению или представительству предоставлено право самостоятельно издавать распорядительные документы от имени руководителя подразделения, в том числе и приказы, то им предоставляется право издавать и бланки приказов. При этом наименование подразделения располагается ниже наименования организации, в состав которой они входят.

Наименование вида документа

В качестве наименования вида документа в приказах всегда печатается слово «ПРИКАЗ» полностью заглавными буквами.

Дата и регистрационный номер

Датой приказа является дата его подписания руководителем. Иногда неопытные делопроизводители датой приказа считают дату его регистрации, но хочу обратить ваше внимание – это является грубейшей ошибкой. На практике встречаются ситуации, когда руководитель подписывает приказы поздно вечером, а на регистрацию они попадают только следующим утром, но и в этой ситуации (с юридической точки зрения!) датой приказа должна быть дата его подписания руководителем.

Допускается несколько способов оформления даты:

  • арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год, например, 15.06.2012 или
  • словесно-цифровым способом, например, 15 июня 2012 г.

Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера и дополнительного индекса. Например, приказам, изданным по вопросам утверждения или изменения тарифов, можно присвоить индекс «т», тогда регистрационный номер получится 125-т или 125/т. Отдельные элементы номера могут разделяться между собой косой чертой или тире. Можно кодировать любую удобную вам информацию о приказах, прибавляя ее к порядковому номеру документа внутри своей отдельной подгруппы. Еще часто в номер документа включают номер дела по номенклатуре дел, в которое он будет подшит, например: 07-12/125.

Место составления или издания документа

Его указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения. Еще наименование столичного города не принято предварять буквой «г». Хотя, как видно из изученных мною источников, этим грешат и наши федеральные учреждения.

Пример 3

Хочется вспомнить очень смешной случай с этой самой буквой «г». Вы знаете, что при создании баз данных полям присваиваются названия. Так вот, в одной базе данных в разделе «Адрес клиента» поле, в котором нужно было указывать город, было названо просто «г.». А один из сотрудников, заполнявших базу, эту же букву вписал и в содержимое ячейки вместе с наименованием города, у него получилось «г. Ейск». При автоматическом формировании адресных ярлыков для почтовой рассылки документов по клиентам программа, формируя адрес, писала «г.» и далее подставляла содержимое этой ячейки, написанное заглавными буквами. В результате в адресе получился населенный пункт «г. Г.ЕЙСК». Другой оператор, бегло проглядывавший автоматически сформированные ярлыки перед их распечаткой, заметил ошибку и быстро исправил ее. удалив одну точку, получилось «г. ГЕЙСК». Вот так рождаются на карте новые города!

Заголовок к тексту оформлять желательно. Он является основным поисковым признаком документа и «палочкой-выручалочкой» для сотрудников, регистрирующих документ, т.к. отражает смысловую нагрузку (в заголовке кратко излагается суть приказа). Это позволяет значительно сократить время на регистрацию документа.

Заголовок начинается с предлога «О» (или «Об») и формируется при помощи отглагольных существительных или существительных, указывающих на предмет. Он должен соответствовать содержанию приказа и кратко передавать его смысл. Например:

  • О создании аттестационной комиссии;
  • О проведении торжественных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Великой Отечественной войны;
  • Об итогах проведения семинара.

Теперь подробно остановимся на основной части документа, ради которой собственно и проделываются все манипуляции с бланками, – на его тексте.

На бланке печатается, как правило, только первая страница приказа, вторая и последующие печатаются уже на чистых листах бумаги формата А4. Если в приказе более двух листов, то они нумеруются.

Текст приказа по основной деятельности состоит из двух взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной.

Констатирующая часть является введением в существо вопроса и обосновывает издание приказа. В ней могут быть перечислены факты, события, дана им оценка. Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то в констатирующей части приказа указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках (Пример 4). В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.

Пример 4

Констатирующая часть текста приказа

Во исполнение приказа Председателя ЦБ РФ от 12.02.2011 № 125 «О внесении изменений в нормативные документы»

Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. После него ставится двоеточие.

Затем с абзаца новой строки следует текст распорядительной части приказа. Используемые здесь формулировки должны быть конкретными, четким, не допускающими двоякого толкования и лингвистически правильными. Они не должны противоречить ранее изданным нормативным и распорядительным документам, изданным в данной организации и в целом в правовом поле России.

Читайте так же:  Перечень технически сложные товары не подлежащие возврату

Если распорядительная часть приказа предполагает различные по характеру действия или поручения, которые будут исполняться несколькими исполнителями, то ее следует разделить на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Если текст приказа содержит подпункты, то их также лучше нумеровать арабскими цифрами (их номер будет состоять из порядкового номера пункта, точки и порядкового номера подпункта внутри пункта и т.д.). Количество уровней вложенности может быть разным (где-то 1 уровень, где-то – 2, где-то – 3 и т.д.); нумерация, конечно, поможет определить, что куда относится, но злоупотреблять не стоит. См. Пример 5.

Обратите внимание, что после номера пункта/подпункта приказа обязательно стоит точка, которая отделяет номер от текста этого пункта/подпункта. А когда вы хотите на него где-либо сослаться, то номер уже нужно писать без последней точки, например, «согласно подпункту 2.1.1 приказа».

Текст абзацев нумерованного списка может начинаться от границы левого поля (отступы будут делаться только в красной строке каждого абзаца, как в Примере 6). А может быть расположен весь с большим отступом и вправо будут «съезжать» только номера пунктов/подпунктов, которые в этом случае будут хорошо видны (этот вариант показан в Примере 11).

Пример 5

Нумерация поручений распорядительной части приказа

В каждом пункте указываются исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения. Исполнителя рекомендуется указывать в дательном падеже, при этом называется не только его фамилия, но и должность (возможно с наименованием структурного подразделения) – см. пункт 1 в Примере 6. Если предписываемое действие будет исполняться несколькими исполнителями одновременно, то в этом случае исполнители могут быть указаны обобщенно (как в пункте 2 того же Примера 6).

Пример 6

1. Начальнику Управления операционно-кассового обслуживания Петрову И.И. провести ревизию кассы Дополнительного офиса «Малышок». Срок исполнения – 12 декабря 2012 года.

2. Руководителям филиалов подготовить ежегодный отчет по итогам деятельности подразделений за 2012 год. Срок исполнения – 21 января 2013 года.

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме – «разработать», «утвердить», «подготовить», «ввести в действие» и т.д.

Срок исполнения должен устанавливаться для каждого задания в отдельности. Не допускается формулировка заданий без установления соответствующего срока исполнения.

См. статью «Как определить сроки исполнения?» на стр. 12 журнала № 8’ 2011

Чтобы не было лишней путаницы, лучше использовать формулировку «Срок исполнения – », как это сделано в Примере 6. Это означает, что если поручение выполнено в указанный день (до конца рабочего дня), то оно выполнено своевременно. Если же вы будете использовать предлоги «к», «до», то будьте готовы к тому, что не все поймут их смысл одинаково. Например, «до 14.12.2012» кто-то поймет как до конца предыдущего дня, т.е. по 13.12.2012 включительно. Еще больше вопросов возникает, когда крайнюю дату исполнения поручения приходится высчитывать, например, для формулировки «в течение 10 дней»:

  • с какой даты отсчитываем срок – с даты подписания приказа или со следующего дня?
  • считаем календарные дни или только рабочие? и т.п.

Работая с документами, издаваемыми современными авторами, мне приходится делать печальный вывод о том, что красиво и аккуратно разместить текст приказа на листе бумаги многие просто не умеют, т.к. плохо владеют средствами редактирования текстов, например, программой MS Word. Какие ошибки наиболее распространены? Люди не умеют пользоваться функцией «создание нумерованного списка», а если и умеют, то могут заставить машину считать только до первого уровня списка. Не владеют функцией «табуляция». И часто отступ оформляют «дедовским» методом – с помощью клавиши «пробел».

Когда я работала преподавателем делопроизводства, мне пришла в голову замечательная идея: а не использовать ли нам такую простую вещь, как таблицу? Во-первых, текст тогда будет выровнен по левому краю одинаково, номера пунктов тоже сразу видны. Во-вторых, для исполнителя и срока исполнения можно отвести отдельные ячейки, тогда и эта информация будет сразу бросаться в глаза. См. Пример 7.

Говоря об использовании таблиц при составлении документов, мне не хотелось бы, чтобы вы понимали это как руководство к действию (долой текстовые документы!) и перешли на составление документов с помощью «программы-калькулятора» Exсel. Да-да! И это не смешно. Мне присылали на редактирование приказы, отпечатанные в виде такой «умной» таблицы. Скажу честно, править их невозможно. легче перепечатать. Предлагаю использовать таблицы (если моя идея вам понравится) в текстовом редакторе MS Word. Их границы должны быть прозрачными (т.е. видны только на экране).

Пример 7

Структуризация пунктов распорядительной части текста приказа при помощи таблицы

Текст приказа составляется исполнителем-автором документа. Как правило, тщательной проработке подвергается каждое слово поручения. Часто проект документа проходит процедуру согласования с несколькими должностными лицами. Ведь простая ошибка или опечатка могут привести не только к мелким неприятностям, но и к большим проблемам. Вспомните старый-престарый мультфильм, в котором предлагалось правильно поставить запятую в простом распоряжении: «Казнить нельзя помиловать».

Обращу ваше внимание еще на одну проблему – это любовь к сокращениям. Бесцеремонно сокращают должности, названия структурных подразделений. А еще, бывает, пытаются с любовью и придыханием писать с заглавной буквы название каждой должности или структурного подразделения и, что совсем недопустимо, каждое слово должности «горячо любимого руководителя».

Конечно, это не делопроизводство в чистом виде, а скорее вопрос корпоративной этики. Чтобы раз и навсегда уйти от назойливой проблемы, необходимо во внутреннем нормативном документе, например, в инструкции по делопроизводству, четко установить правила написания должностей и подразделений, а также утвердить перечень используемых в документах общепринятых сокращений.

Что писать с маленькой и что с заглавной буквы в наименованиях должностей и подразделений, мы разобрались в статье «Написание наименований должностей», опубликованной на стр. 54 журнала № 9’ 2012

Если к приказу прилагается какой-либо документ, то в тексте приказа его наименование указывается полностью и после этого сразу в скобках делается отметка о том, что документ прилагается к приказу (например, «(прилагается)» или «(приложение 1)», еще см. Пример 8). Если приложений несколько, то они нумеруются. Но отдельно отметка о наличии приложений после текста приказа не оформляется!

На первом листе документа, являющемся приложением к приказу, в правом верхнем углу пишут «Приложение №» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера (Пример 9). Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами.

Пример 8

Упоминание приложений и утверждение документов в тексте приказа

1. Утвердить Перечень структурных подразделений, участвующих в смотре (приложение 1).

2. Утвердить и ввести в действие с 21 января 2013 г. Порядок взаимодействия подразделений банка в процессе издания распорядительных документов (приложение 2).

3. Считать Порядок взаимодействия подразделений банка в процессе принятия управленческих решений, утвержденный приказом Председателя Правления банка от 12.03.2010 № 33/44, утратившим силу.

Пример 9

На приложении к приказу отражается его номер и дается ссылка на утверждающий документ

Пример 10

На утвержденном документе оформляется гриф утверждения с указанием реквизитов приказа

Приказом могут утверждаться внутренние нормативно-методические документы. В этом случае в тексте приказа должно быть воспроизведено их полное наименование (см. пункт 2 текста в Примере 8), а на утвержденном документе оформляется гриф утверждения (см. Пример 10 и обратите внимание, что в грифе слово «УТВЕРЖДЕН» должно согласовываться с родом утвержденного документа, например: Положение – УТВЕРЖДЕНО, Порядок – УТВЕРЖДЕН, а Инструкция – УТВЕРЖДЕНА). Отдельным пунктом приказа помещается перечень документов, утративших силу или подлежащих изменению и дополнению в связи с изданием данного приказа (см. пункт 3 текста в Примере 8).

Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ. Фраза «Контроль исполнения оставляю за собой» не совсем корректна. Контрольная функция присуща руководителю изначально при назначении его на должность. И если он самостоятельно контролирует исполнение изданных им распорядительных документов, то данный пункт просто не печатается.

Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. В состав реквизита «Подпись» входят:

  • наименование должности лица, подписавшего документ;
  • личная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы и фамилия).

Наименование должности печатается сразу от левого поля документа (без отступа). См. Пример 11.

Так как приказы печатаются на специальных бланках с указанием наименования организации «в шапке», то дублировать его в должности «подписанта» не нужно. Заверять подпись на этом внутреннем документе печатью тоже не нужно.

Отметка о контроле за исполнением приказа чаще всего проставляется на документе, поступившем из вышестоящей организации, исполнение которого обязательно для подведомственных структур. Особо подчеркну, что исполнение данного приказа будет контролироваться не только руководителем организации, получившей приказ, но и учреждением, которым документ был издан.

Отметку о контроле проставляют в верхнем правом углу документа в виде буквы «К» или слова «Контроль». Для этого часто используют штампы.

Пример 11

Приказ по основной деятельности

Сноски

1. Служба ДОУ (служба документационного обеспечения управления) на конкретном предприятии может именоваться по-разному: Управление делами, секретариат, канцелярия и т.п., вплоть до личности отдельного секретаря в малой организации.

2. Это типовые приказы, поэтому они нашли отражение в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558).

3. Известны случаи, когда на специальную мелованную бумагу наносили только изображение эмблемы организации, а затем с помощью принтера печатали необходимый в конкретной ситуации бланк или документ в целом.

Для любых предложений по сайту: [email protected]