Содержание:
Новый порядок государственной помощи в оплате жилья наименее обеспеченным гражданам Германии
Автор: Ходов Л. Г.
Новый порядок государственной помощи в оплате жилья наименее обеспеченным гражданам Германии
Ходов Л.Г., профессор, Международный университет г. Москвы
В результате реформы системы государственной помощи нуждающимся в оплате жилья суммы выплат заметно увеличились, а круг лиц, имеющих право на дотации, расширился. Размер ежемесячной помощи в среднем увеличился на 60%. В течение 2009 года около 800 тыс. немецких семей получат на 520 млн евро больше, чем в 2008 году. При этом 200 тыс. нуждающихся получат эту помощь впервые.
Строже стал выдерживаться принцип: чем дороже жилье, тем больше размер помощи. С этой целью повышен на 10% максимум квартирной платы, для которой рассчитывается государственная дотация, к этой квартплате добавляются резко подскочившие за последнее время расходы на отопление. Отменен учет возраста жилых домов и степени наличия в доме бытовых удобств. Раньше действовало правило: чем дом старее и менее комфортабелен, тем ниже максимально принимаемая государственными органами в расчет квартирная плата и, соответственно, ниже выделяемая нуждающейся семье субсидия. Теперь для всех жилых домов на территории города или общины действует единый принимаемый для расчета максимум квартплаты, который зависит только от сложившегося в данной местности уровня арендной платы. Этот максимум различен для разных территорий. Для этого государственные социальные органы присваивают каждому населенному пункту «категорию арендной платы», от I — в сельской местности до VI — в крупных и курортных городах.
Кроме того, поднят на 8% общий уровень начисляемых жилищных пособий, таким образом, выросли выплаты для всех категорий граждан, пользующихся жилищными дотациями.
Следует отметить, что если бы не была проведена дотационная реформа, сумма государственной жилищной помощи все равно бы возросла за счет увеличения численности и доли недостаточно обеспеченных граждан Германии в результате роста численности безработных во время кризиса примерно на 1/3 и ухудшающейся возрастной структуры населения страны — все больше немцев относятся к нетрудоспособной и поэтому относительно менее обеспеченной возрастной группе.
Кому полагаются жилищные субсидии?
Финансовая помощь на оплату жилья полагается малообеспеченным гражданам независимо от того, снимают они жилую площадь или проживают на собственной. Не имеет значения, как дом или квартира стала собственностью: получены они по наследству или путем дарения, построены за счет собственных средств или с помощью социального государственного финансирования. Для квартиросъемщиков жилищное пособие служит компенсацией части арендной платы. Эта компенсация позволяет малоимущим гражданам занимать достойное жилье, а для стесненных в средствах обладателей недвижимости служит добавкой к семейному бюджету, позволяющей снизить расходы на содержание собственного дома или квартиры.
Жилищные пособия не выплачиваются получателям социальных пособий, например лицам, не имеющим собственного источника доходов, так как оплата проживания заложена в пособия. То же относится к получающим средства на жизнь в виде государственного обеспечения: студентам и учащимся школ профессионального обучения, пользующимся доплатой на жилье, которая включена в стипендию, «квартирные деньги» включаются в зарплату холостых военнослужащих-контрактников.
Размеры жилищных дотаций определяются тремя факторами:
— числом совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство претендентов на дотацию;
— совокупным доходом всех заявителей из всех источников;
— размером фактической платы за снимаемое жилье или расходов на его содержание, если жилье собственное.
Чем выше доход одного претендента на дотацию и ниже плата за жилье, тем дотация меньше, и наоборот.
Исследуя выявленные автором факторы применительно к компенсациям и льготам, предоставляемым в Российской Федерации, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации размер компенсации оплаты за жилое помещение может быть фиксированным и подлежать увеличению при превышении определенного количества членов семьи.
Такой «фактор» как совокупный доход может быть не назван прямо в качестве условия для получения денежной компенсации, однако он является необходимой предпосылкой. Так, согласно абзацу 2 п.3 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ воинские части выплачивают денежную компенсацию за поднаем жилья только «в случае отсутствия жилых помещений», т.е. денежная компенсация предусмотрена в качестве дополнительного варианта решения жилищной проблемы при отсутствии свободных жилых помещений. В свою очередь, жилые помещения предоставляются военнослужащим только при условии признании нуждающимися и их постановке на учет.
А в соответствии с ч.2 ст.49 и ч.2 ст.52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма могут быть поставлены малоимущие граждане, признанные таковыми с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи.
Совокупный доход суммируется из денежных поступлений на счета всех вместе проживающих и ведущих общее хозяйство. Учитываются все виды доходов: зарплата от работы по найму, прибыль от самостоятельной деятельности, доплаты и премии, доходы с капитала, от сдачи в аренду недвижимости и т.д. Из валовых доходов вычитают налоги и взносы на медицинское и пенсионное страхование. Если претендент на жилищное пособие платит все три вида отчислений, то из дохода вычитаются 30% и эта сумма не учитывается в чистом доходе претендентов, если выплачивают два вида отчислений из перечисленных, вычитаются 20%, если один вид — 10%. Если не уплачиваются вообще никакие виды отчислений, вычитаются 6%, исходя из того, что какие-то деньги человек все равно тратит на лечение и откладывает на старость.
Полностью вычитаются из заработков пособия на детей, а также расходы, связанные с осуществлением трудовой деятельности: например, расходы на автомобиль, включая его амортизацию, если работа носит разъездной характер, на приобретение и эксплуатацию компьютера, если человек работает дома. Если работа постоянно осуществляется дома, может быть поставлен вопрос о признании затрат на аренду и содержание комнаты-кабинета производственными расходами. При отсутствии подтверждающих документов эти расходы признаются в размере 920 евро в год; при предоставлении подтверждающих расходы документов и признании их органами, ответственными за предоставление помощи по оплате жилья, из валового дохода могут быть вычтены и большие суммы. У пенсионеров расходы на осуществление трудовой деятельности признаются без предоставления каких-либо подтверждающих документов в размере 102 евро в год.
Сохранены льготы при оценке доходов отдельных категорий претендентов на помощь в оплате жилья. Так, общая учитываемая сумма доходов снижается на:
— 125 евро в месяц при наличии среди претендентов инвалида, имеющего право на уход со степенью инвалидности от 80% до 100%, и на 100 евро — при степени инвалидности ниже 80%;
— 50 евро на каждого ребенка до 12 лет, если родитель-одиночка вынужден периодически отлучаться на работу или учебу;
— величину собственных доходов ребенка до 25 лет, но не более чем на 50 евро;
— 62,5 евро на каждого претендента на помощь, признанного жертвой национал-социалистических преследований.
Из валового дохода вычитаются выплачиваемые алименты, размер которых устанавливается по исполнительному листу или официальному соглашению сторон либо рассчитывается по предусмотренным законом нормам.
Расчетная квартирная плата
Основой расчета квартирной платы для получения регулярного жилищного пособия является оплата проживания, состоящая из арендной платы и затрат на коммунальные услуги без учета отопления и горячего водоснабжения.
В Российской Федерации при предоставлении льгот по оплате за коммунальные услуги, имеет значение такой фактор, как предел социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.
В частности,в г. Москве скидки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» от 07 декабря 2004 г. № 850-ПП (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2007 г.). П.1.1 данного Постановления устанавливает, что ветераны труда и приравненные к ним лица, имеющие звание «Ветеран труда», осуществляют оплату «в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда».
Как следует из изложенного, в отличие от Германии в Российской Федерации предоставляются льготы и по оплате отопления и горячего водоснабжения.
Затраты на проживание учитываются полностью, если они ниже или равны пределу, установленному для данной местности. Если жилье дороже, то избыток квартплаты в расчет не принимается. К расчетной квартплате добавляются нормативные расходы на отопление, которые составляют для одного человека 24 евро, для двух — 31 евро, трех — 37 евро. На каждого последующего члена хозяйства добавляется еще по 6 евро в месяц.
По рассчитанному после всех вычетов и добавок совокупному доходу и нормативной стоимости проживания в данной местности по специальным таблицам устанавливается сумма положенной ежемесячной жилищной дотации.
Повышение и понижение размеров дотации
Обычно размеры жилищной дотации устанавливаются на год, но изменения возможны и ранее. Выплаты могут быть увеличены, если:
— выросло число совместно проживающих претендентов на дотации (например, родился ребенок);
— повысилась более чем на 15% квартплата;
— снизился более чем на 15% совокупный доход.
И наоборот, если квартплата уменьшилась, а совокупный доход увеличился более чем на 15%, дотации, соответственно, снижаются.
Выплаты жилищных пособий могут быть прекращены до окончания срока, если все включенные в список получателей жилищных пособий лица выехали из квартиры или стали получать социальную помощь, исключающую дотации на оплату жилья.
Что дала реформа малоимущим?
Большинство получавших государственные пособия на оплату жилья выиграли благодаря реформе. Это соответствует заявленной правительством цели — облегчить положение наименее обеспеченных граждан страны, на которых тяжело отразились последствия продолжающегося кризиса. Приведем примеры того, как в результате реформы в отдельных случаях выросли государственные жилищные дотации.
I. Одинокий пенсионер получает 700 евро в месяц. Его расчетный доход, учитываемый при расчете жилищной дотации, составлял до реформы 700 евро минус 10% на выплату медицинской страховки, минус 8,5 евро расходов на осуществление трудовой деятельности. Итого 622,35 евро. Он проживает в съемной квартире в городе, относящемся по государственной классификации к III категории квартирной платы, и платит за квартиру 340 евро. Социальные органы признавали нормальной для этого пенсионера при его доходе аренду квартиры в населенном пункте данной категории не более чем за 300 евро в месяц. Исходя из таблиц, действовавших до начала 2009 года, пенсионер получал ежемесячную дотацию на жилье в 73 евро.
После реформы признаваемая нормальной для этого пенсионера государственная квартирная дотация повышена до 330 евро, к ней добавляется доплата за отопление и горячую воду в 24 евро. Если размеры дохода пенсионера не изменились, размеры жилищного пособия для него возрастут до 112 евро.
II. Семья из четырех человек имеет валовый месячный доход 2290 евро и проживает в краевом центре (IV категория квартирной платы), оплачивая за аренду жилья без отопления до реформы 610 евро в месяц. Расчетный доход семьи — 2290 евро минус 30% на выплату налогов и взносов по медицинской и пенсионной страховке, а также 76,67 евро на осуществление трудовой деятельности — равен 1549,43 евро. При максимально признаваемой властями до реформы квартплате в 490 евро (ниже фактической на 120 евро) размер жилищной дотации по прежним нормам составлял 61 евро.
С начала 2009 года признаваемая социальными органами квартплата возросла до 600 евро, к ней полагается надбавка на отопление в 43 евро. Ежемесячная жилищная дотация по новым таблицам составит 134 евро.
Однако в выигрыше от реформы оказались не все нуждающиеся в государственной поддержке. В ходе реформы в 470 городах и сельских общинах была снижена категория квартирной платы. Там, где это произошло, положительный эффект реформы незначителен, а в отдельных случаях его вообще нет.
Дайджест:
Затраты на проживание учитываются полностью, если они ниже или равны пределу, установленному для данной местности
В приведенных данных не учтена инфляция в 2009 году.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» // Российская газета. № 8. 20.01.2005.
Фактические данные взяты из журнала Parter за 2009 год.
Социальные пособия для эмигрантов в Германии
Германия имеет достаточно сложную систему социального обеспечения, основная функция которой – финансовая поддержка своих граждан (инвалидов, безработных, пенсионеров).
Но в этой системе могут также участвовать и эмигранты, многим из которых удается пользоваться щедрыми немецкими пособиями как находясь на территории страны, так и за её пределами. Правда, оформить это социальное обеспечение достаточно непросто.
Условия, при которых можно получить материальную помощь, прописаны в социальном кодексе страны (Sozialgesetzbuch, § 9). Согласно ему, на социальную поддержку со стороны государства могут рассчитывать те, кто не может в данный момент обеспечить свое существование и нуждается в помощи. Для того, чтобы уточнить все нюансы, связанные с правилами участия в подобной программе, необходимо позвонить в местный Sozialamt – офис финансового страхования. Там подробно расскажут, кто и при каких условиях имеет право получать регулярную материальную помощь. Обращаться туда можно сразу после прибытия на ПМЖ, но будьте готовы к тому, что вам нужно будет прожить в Германии минимум год, чтобы получить возможность полноценно участвовать во всех социальных программах. При этом от вас потребуется еще и платить регулярные взносы. Но суммы эти вполне приемлемые, например, чтобы получать бесплатно лекарства, прописанные врачом, нужно заплатить всего €45.
По теме: Статус беженца в Германии . Как получить убежище.
Если вы плохо владеете немецким языком, можно обратиться в благотворительное общество ”Каритас”, и вам предоставят профессионального педагога, который будет обучать вас совершенно бесплатно. А теперь давайте рассмотрим несколько основных социальных пособий, на которые могут претендовать эмигранты из других стран.
Arbeitslosengeld – пособие по полной безработице, которое выплачивается на всю семью. Если хотя бы один член семьи официально работает, он автоматически обязан содержать остальных. В этой программе семье будет отказано.
Если на ALG II подает документы один человек, через какое-то время он может рассчитывать на получение €360 от государства в месяц. Если подается вся семья, в которой есть еще несовершеннолетний ребенок - за него выплачивается €184.
Это пособие платит агентство по трудоустройству и местные коммунальные органы. Поэтому будьте готовы к тому, что вам периодически будут предлагать различные виды заработка, чтобы как можно скорее снять вас с этого обеспечения. Заявление на ALG II подается в уполномоченный орган, в районе вашего проживания, в письменном виде.
Лица старше 25 лет подают заявление самостоятельно. Сначала вам предоставят пособие по безработице ALG I, если вы за время его действия не найдете работу, тогда будете иметь право перейти на ALG II, которое включает в себя не только ежемесячные выплаты, но и частичную оплату жилья и отопления.
Это самый распространенный вид социального пособия, на который претендует большинство мигрантов, приехавших в Германию на ПМЖ. Получить его можно только после года проживания и работы на территории страны, а также оплаты взносов в немецкие социальные страховые фонды.
Это правило касается всех социальных выплат. Поэтому ехать в Германию в надежде на следующий же день получить социальную помощь по безработице, не стоит.
Участие в подобной социальной программе может существенно осложнить процедуру получения немецкого гражданства. Так что, если у вас возник соблазн отправиться в Германию и жить там только на пособия, лучше сразу отбросьте эту мысль – с каждым годом подобные лазейки урезаются, а после наплыва беженцев власти, скорее всего, еще больше усложнят получение этой помощи.
Полезное жилищное пособие, позволяющее не думать об оплате арендованного жилья и коммунальных услуг. Но придется доказать, что вы не способны оплачивать коммунальные расходы самостоятельно.
Чтобы получить Wohngeld, нужно подать заявление в то местное ведомство, в районе которого вы проживаете. Существует два вида этой материальной поддержки: для собственного жилья (Antrag auf Lastenzuschuss) и для съемного (Antrag auf Mietzuschuss). Перед тем, как отправиться в ведомство, заполните бланк заявления, предварительно выбрав город проживания.
Скорее всего, с вас потребуют также справку о сумме квартплаты и справку о величине заработка. Если ваши доходы окажутся ниже, чем месячная арендная плата, скорее всего, будет принято положительное решение о выплате Wohngeld.
Но есть и большая вероятность отказа в пособии. В таком случае вы имеете право обратиться в местный административный суд (Verwaltungsgericht) для обжалования решения. Делайте это только в том случае, если действительно уверены в несправедливости отказа.
Пособие назначают сроком на год, отсчет ведется с месяца, в котором было подано заявление. После истечения этого периода можно подавать заявление на продление периода выплат жилищного пособия.
Пособие выдается на детей младше 18 лет (в некоторых случаях оно может быть продлено и после совершеннолетия). Этими выплатами занимается Familienkasse, поэтому запрос следует отправлять только туда. Детское пособие получить проще всего, так как единственным основанием для принятия положительного решения является наличие ребенка. Важное условие – ребенок должен постоянно проживать с тем, кто будет получать деньги.
Пособие выплачивается с месяца, когда ребенок был зарегистрирован в Германии по месту жительства. Если вы подадите заявку на участие в программе через несколько месяцев после приезда, выплаты будут осуществлены за все время пребывания ребенка на территории страны. Сам он при этом не должен быть гражданином Германии, а вот родители обязаны иметь разрешение на проживание в этой стране. Выплаты будут автоматически прекращены после того, как закончится срок действия визы.
Детские выплаты осуществляются на расчетный счет раз в месяц. За первого и второго ребенка государство платит €184 в месяц. За третьего эта сумма будет на €10 больше. Когда ребенку исполнится 19 лет, получатель пособия обязан будет уведомить Familienkasse.
Также необходимо информировать службу, если участник программы поменял место жительства или образовательное учреждение, устроился на работу или заключил брак.
Если после совершеннолетия участник социальной программы не сможет найти работу, есть вероятность, что пособие ему будет выплачиваться до 25 лет. Или пока он не трудоустроится. Очень важно соблюдать все правила, которые подразумевают получение Kindergeld, так как в противном случае вас могут не только оштрафовать, но и заставить вернуть все выплаты, поэтому очень важно при получении любых социальных пособий строго соблюдать немецкие законы.
Как назначается жилищная помощь в Казахстане
Малообеспеченным гражданам в Казахстане государство старается хоть как-то облегчить жизнь в виде оказания различных видов социальной помощи таких как, адресная социальная помощь, жилищная помощь, пособия и выплаты инвалидам и пр.
В этой статье буду рассмотрены вопросы касаемо получения жилищной помощи, условий, процедуры назначения, списка необходимых документов для оформления и размеров и размеров жилищной помощи.
Государственная услуга предоставляется на основании Закона РК «О жилищных отношениях» и Постановления Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи».
Кому может быть оказана жилищная помощь?
Жилищная помощь предоставляется малообеспеченным семьям (гражданам), постоянно проживающим в данной местности. К малообеспеченным семьям относят семьи, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума 1 ПМ (29 698 тнг на 2019 год).
Получить жилищную помощь возможно на оплату:
- коммунальных услуг и услуг телефонной связи;
- расходов на содержание жилья гражданам, проживающим в приватизированных жилых квартирах или являющимся арендаторами жилья в государственном жилищном фонде;
- арендной платы за пользование жилищем, арендованным акиматом в частном жилищном фонде;
Расходы на содержание жилого дома (жилого здания) – обязательная сумма расходов собственников помещений (квартир) посредством ежемесячных взносов, установленных решением общего собрания, на:
- расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
- эксплуатацию и ремонт общего имущества объекта кондоминиума;
- содержание земельного участка;
- расходы на приобретение, установку, эксплуатацию и поверку общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг;
- взносы на накопление денег на предстоящий в будущем капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума или отдельных его видов.
Жилищная помощь не назначается:
- семьям, имеющих лиц трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся, не служат в армии и безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости (кроме инвалидов и лиц, больных активной формой туберкулеза, находящихся на диспансерном учете, а также в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, лиц, осуществляющих уход за инвалидами I и II групп, признанными нуждающимися в уходе, детьми-инвалидами, лицами старше 80 лет, или занятых воспитанием детей в возрасте до 7 лет);
- безработным, без уважительных причин отказавшимся от предложенного уполномоченным органом трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самовольно прекратившим участие в таких работах и обучении;
- если родители разведены и не подали иск о взыскании алиментов на проживающих с ними детей.
Куда обращаться?
За назначением жилищной помощи необходимо обратиться в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» для подачи заявления.
Кроме того, можно получить государственную услугу онлайн через портал электронного правительства egov.kz в разделе «Гражданам» — «Недвижимость» — «Жилищно-коммунальное хозяйство» — «Назначение жилищной помощи». Для подписи электронного заявления необходимо электронно-цифровая подпись (ЭЦП). О том, что такое ЭЦП и как ее получить читайте по этой ссылке.
Срок оказания услуги «Назначение жилищной помощи» — 10 календарных дней.
Перечень необходимых документов:
- заявление по форме (скачать форму);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документы, подтверждающие доходы семьи;
- счета на потребление коммунальных услуг (в случае нужды в помощи на оплату коммунальных услуг);
- квитанцию-счет за услуги телекоммуникаций или копия договора на оказание услуг связи (в случае нужды в помощи на оплату услуг связи);
- счета о размерах ежемесячных взносов на содержание жилого дома (жилого здания) (в случае нужды в помощи на содержание жилого дома);
- счет о размере арендной платы за пользование жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предъявленный местным исполнительным органом (в случае нужды в помощи на содержание жилого дома).
Размер жилищной помощи
Размер жилищной помощи определяется как разница между предельно допустимым уровнем расходов семьи и суммой оплаты:
- потребление коммунальных услуг и услуг связи в пределах норм, обеспечиваемых компенсационными выплатами;
- капитального ремонта и (или) взносов на накопление средств на капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума;
- арендной платы за пользование жилищем.
Размеры жилищной помощи, нормы потребления коммунальных услуг, предельно допустимый уровень расхода семьи утверждаются местными маслихатами для каждого региона (области) в Казахстане отдельно.
Предельно допустимый уровень расхода семьи в среднем устанавливается от 5 до 20% от среднемесячного совокупного дохода семьи, полученного за квартал.
Нормы потребления коммунальных услуг устанавливают предельный уровень потребления коммунальных услуг на человека, который учитывается в расчетах жилищной помощи. Таким образом, если лицо потребляет больше коммунальных услуг чем установлено нормой, то в расчет будет браться она.
Нормы потребления коммунальных услуг также различны по Казахстану: к примеру, в одном городе норма потребления холодной воды установлена маслихатом в размере 450 тенге на человека в месяц, а в другом – 600 тенге, поэтому итоговая сумма жилищной выплаты будет различна.
Примеры расчетов жилищной помощи
Рассмотрим более подробно на нескольких примерах. Примеры являются неточными и приведены, чтобы понять общий порядок расчета жилищной помощи.
Пример 1.
Рассчитаем размер жилищной помощи для семьи, состоящей из 3-х человек, где работает только один человек с заработной платой 60 000 тенге в месяц. Плата за коммунальные услуги в пределах установленных норм и составляет 7000 тенге в месяц. Семья проживает в квартире в Астане, где предельно допустимый уровень расхода семьи установлен в размере 8% от среднемесячного совокупного дохода семьи, полученного за квартал.
- Совокупный доход семьи за квартал (3 месяца) составляет: 60 000 х 3 = 180 000 тенге.
- Т.к. доход постоянно одинаковый, то среднемесячный совокупный доход за квартал равен (60 000 + 60 000 + 60 000) / 3 = 60 000 тенге.
- Месячный доход на 1 человека равен 180 000 / 3 / 3 = 20 000 тенге, что меньше величины прожиточного минимума 1 ПМ (29 698 тнг на 2019 год), поэтому семья является малообеспеченной и имеет право на жилищное пособие.
- Вычислим установленный процент совокупного дохода: 180 000 / 3 * 8% = 4 800 тенге.
- Разница между начисленным размером коммунальных услуг и установленного процента совокупного дохода будет жилищной помощью для семьи: 7 000 – 4 800 = 2 200 тенге.
Пример 2.
В семье 4 человека: супружеская пара и двое детей. Муж и жена зарабатывают по 50 000 и 40 000 тенге соответственно. Оплата за коммунальные услуги ежемесячно выходит 12 000 тенге. За предельно допустимый уровень расхода семьи возьмем 10%.
- Посчитаем совокупный доход семьи за квартал (3 месяца): 90 000 х 3 = 270 000 тенге.
- Среднемесячный доход на человека составляет: 270 000 / 3 / 4 = 22 500 тенге, что меньше 1 ПМ (29 698 тнг на 2019 год), поэтому семье жилищная помощь положена.
- Установленный процент совокупного дохода за 3 месяца: 270 000 / 3 * 0,10 = 9 000 тенге.
- Жилищная помощь: 12 000 – 9 000 = 3 000 тенге.
Пример 3.
В семье из 4-х человек: муж – индивидуальный предприниматель, жена – инвалид и двое детей. Доходы мужа за последний квартал: первый месяц – 35 000 тенге, второй – 17 000 тенге, третий – 23 000 тенге. Ежемесячный счет за коммунальные услуги – 8 000 тенге. Предельно допустимый уровень расхода семьи в регионе проживания – 6%.
- Совокупный доход семьи за квартал (3 месяца) составляет: 35 000 + 17 000 + 23 000 = 75 000 тенге.
- Семья имеет право на жилищную помощь, т.к. среднемесячный доход на человека меньше величины прожиточного минимума: 75 000 / 3 / 4 = 6 250 тенге.
- Процент совокупного дохода: 75 000 / 3 * 0,06 = 1 500 тенге.
- Получаем размер жилищной помощи: 8 000 – 1 500 = 6 500 тенге.
Пример 4.
Определим, положена ли помощь для семейной пары, которой оба супруга имеют заработную плату 70 000 и 50 000 тенге каждый?
- Совокупный доход семьи за 3 месяца составляет: (70 000 + 50 000) х 3 = 360 000 тенге.
- Среднемесячный доход на каждого члена семьи: 360 000 / 3 / 2 = 60 000 тенге.
- Полученный среднемесячный доход намного больше величины 1 ПМ (29 698 тнг на 2019 год), поэтому этой семье жилищная помощь не положена.
Жилищная помощь: как ее получить?
По просьбе наших читателей мы обратились в Управление занятости и социальных программ Астаны, где нам подробно рассказали, кому положена жилищная помощь, как она начисляется и какие документы для этого нужно приготовить.
Кому полагается?
Посчитайте: если расходы на оплату коммунальных услуг, содержание жилья, перечисления в накопительный фонд (на капремонт) превышают 10 процентов вашего семейного дохода (в разных городах Казахстана этот процент может быть иным), имеет смысл отправиться в управление занятости и социальных программ за получением жилищной помощи.
По решению маслихатов в отдельную группу выделяют одиноко проживающих пенсионеров, одиноких матерей, инвалидов 1-й, 2-й, 3-й групп, многодетные семьи, участников ЧАЭС, "афганцев" и предусматривают для них другую предельно допустимую долю расходов на “коммуналку” – до 6 процентов.
Кроме того, для тех, кто имеет право на получение жилищного пособия, законом предусмотрена и компенсация затрат на капитальный ремонт общего имущества кондоминиума после завершения ремонтных работ. Проще говоря, если с жильцов вашего дома собирают деньги на ремонт кровли, систем тепло-, водоснабжения и прочего хозяйства, вам вернут ваш взнос.
Часто спрашивают: могут ли получить такую помощь те, кто живет в частном доме? Могут. В том случае, если пользуются местным отоплением. Распространяется закон и на нанимателей (арендаторов) жилья.
А вот если у вас в собственности не одна квартира или вы сдаете жилье в аренду или поднаем, то право на получение помощи утрачиваете.
Не имеют права на получение жилищной помощи семьи, если в них есть трудоспособные лица, которые не работают, не учатся, не служат в армии и не зарегистрированы как безработные. За исключением тех, кто ухаживает за инвалидами 1-й и 2-й групп, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет или занят воспитанием ребенка в возрасте до 3 лет.
Военнослужащие срочной службы не учитываются в составе семьи.
Есть еще важные моменты, которые следует иметь в виду. Если вы находитесь в законном браке, но супруг не прописан в вашей квартире, его доходы все равно будут учитываться при начислении жилищной помощи. Не назначается помощь и в том случае, если, находясь в законном браке, вы не знаете о местонахождении супруга и не обращались по этому вопросу в правоохранительные органы.
Собираем документы
Потребуются оригиналы и копии следующих документов:
1. Удостоверения личности всех членов семьи, проживающих с вами.
2. Правоустанавливающий документ на жилище (договор приватизации или договор дарения, купли-продажи и т.п.), информационная справка о том, какое жилье принадлежит вам на праве собственности. Это форма № 6, которую выдают в ЦОНе. Ее предоставляют раз в год.
3. Книга регистрации граждан (домовая книга).
4. Справки о доходах семьи за предшествующий квартал. Их придется сдавать каждые три месяца.
5. Справки с места работы, если трудитесь, или пенсионное удостоверение. Если не работаете – справка о регистрации в качестве безработного.
6. Одиноким матерям потребуется и справка формы № 4 из органов загса.
7. Квитанции об оплате за содержание жилья, потребленные коммунальные услуги и услуги связи (за предшествующий квартал), для домов с нестационарными газовыми плитами – справка о приобретении газовых баллонов (за предшествующий квартал).
О компенсации затрат на капремонт
Если вы имеете право на получение жилищной помощи, то вправе рассчитывать и на компенсацию затрат на капитальный ремонт вашего дома. Для этого потребуются дополнительные документы:
1. Квитанции об оплате целевых сборов на проведение капитального ремонта общего имущества кондоминиума;
2. Копия договора на проведение такового ремонта, заключенного между вами, как собственником, кооперативом собственников жилья и организацией, осуществляющей ремонтные работы;
3. Копия акта приема-передачи произведенных работ по капремонту.
Словом, папка бумаг соберется довольно солидная, да и побегать придется, но таковы уж правила.
Итак, собрали документы – отправляйтесь в управление или районный отдел занятости и социальных программ (собес, как многие его называют).
Что включается в совокупный доход семьи?
Изучив ваши документы, сотрудники управления рассчитают размер вашей жилищной помощи. Он будет равен разнице между вашими платежами и предельно допустимым уровнем расходов, установленных местным маслихатом. В большинстве городов это 10 процентов от совокупного дохода семьи. Что в него включается?
Учитываются абсолютно все виды доходов, кроме жилищной, адресной социальной помощи (ГАСП), единовременных выплат при рождении ребенка и на погребение умерших.
В расчет берутся все виды заработков, пенсий, стипендии, государственные социальные пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; специальные государственные пособия, социальные пособия, алименты, единовременные суммы, полученные в порядке возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. А также доходы от личного подсобного хозяйства (кроме дач и огородов), от предпринимательской и других видов деятельности.
Кстати, документы о доходах, если вы работаете, придется предоставлять каждый квартал. Пенсионерам – раз в год. Безработным – каждый месяц.
Как начисляется?
Учтите: не вся сумма, предъявленная к оплате и отраженная в квитанциях, может быть взята в расчет. Если площадь превышает социальные нормы, в учет берется плата за эксплуатационные расходы и горячую воду из расчета 18 “квадратов” на человека. Остальное “отсекается”.
Если речь идет об однокомнатной квартире, какой бы площади она ни была, вся сумма принимается в учет. А вот если человек один проживает в двух-, трехкомнатной квартире, здесь срабатывает норма в 30 квадратных метров.
По горячей воде в Астане, например, норма 368 тенге на человека, холодной – 332 тенге, по газу – 679, вывозу мусора – 93. И на одного проживающего – 150 киловатт норма потребленной электроэнергии, на двоих и более – 200 киловатт.
Пример: допустим, в семье проживают мать-пенсионерка, дочь-инвалид и трое ее детей. В совокупный доход включают пенсию матери – 22 000 тенге, пособие по инвалидности дочери – 22 314 тенге. Плюсуют в доход детское государственное пособие (ДГП) на троих детей – 3239 тенге. Плюс размер компенсации на удорожание продуктов в 1 МРП (1512 тенге), которую по решению маслихата выплачивали в IV квартале прошлого года, это еще 3239. В итоге совокупный доход семьи – 52 089 тенге. Платить за эксплуатационные расходы, коммунальные услуги, телефон они должны не более 10 процентов (это утверждено решением маслихата), то есть около 5209 тенге. Разница между начисленными платежами и этой суммой и будет составлять размер жилищного пособия. В данном случае по всем квитанциям семья должна была бы заплатить 16 302 тенге. Но вычитается 5209 тенге их 10-процентного дохода и получается 11 093 тенге. Эта сумма в конце месяца будет перечислена на лицевой счет, открытый в банке. За год эта семья получит в виде жилищной помощи более 133 тысяч тенге. К тому же раз в квартал перечисляется компенсация за удорожание оплаты за телефон к уровню 2004 года – 626,4 тенге. Это еще почти 2,5 тысячи в год.
Если бы эта семья вносила взносы в накопительный фонд КСК, они тоже были бы учтены в общей сумме расходов.
Посчитайте – и решайте: воспользоваться вам своим правом на жилищную помощь или обойтись без нее?
Тарифы растут так бойко, что все больше семей, прежде не считавшихся малообеспеченными, переступают предельно допустимый законом барьер расходов на “коммуналку” и обращаются за жилищной поддержкой.
Жилищное право. Учебное пособие
Альбов Алексей Павлович, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Финансового университета при Правительстве РФ, член-корреспондент Российской академии естествознания, д-р юрид. наук, проф.,
Николюкин Станислав Вячеславович, заместитель заведующего кафедрой «Теория и история государства и права» Финансового университета при Правительстве РФ, член Ассоциации юристов России, член Российской ассоциации международного права, канд. юрид. наук, доц.
Список принятых сокращений
Нормативные правовые акты
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Конституция СССР 1977 г.
Конституция РСФСР 1978 г.
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
ГрК РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
ЖК РСФСР – Жилищный кодекс РСФСР, утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. (утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ).
ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть 2 от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
Основы жилищного законодательства 1981 г. – Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Приняты Верховным Советом СССР 24 июня 1981 г.
Постановление Пленума ВС РФ № 14 – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Правила пользования жилыми помещениями – Правила пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями».
СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
Закон о государственной регистрации прав – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Закон о праве граждан на свободу передвижения – Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Закон о приватизации – Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1.
Закон о жилищных накопительных кооперативах – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».
Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Закон о порядке рассмотрения обращения граждан – Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) – Римская конвенция 1950 г.
ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
подп. – подпункт (-ы)
РФ – Российская Федерация
см. – смотри ст. – статья (-и)
утв. – утвержденный (-ая, – ое, -ые)
ФЗ – федеральный (-ые) закон (-ы)
ФКЗ – федеральный конституционный закон
Жилище для каждого человека является важнейшим и необходимым социальным благом, в котором каждый из нас может реализовать такие принадлежащие права и свободы, как право на частную жизнь и ее тайну, право на индивидуальность и др.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Данное конституционное право граждан относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным категориям граждан, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Потребности человека в жилище могут быть удовлетворены различным образом, и они во многом зависят от того, идет ли речь об удовлетворении постоянной или временной потребности в жилых помещениях. Так, гражданин может использовать жилое помещение, находящееся у него на праве собственности (жилого дома (части жилого дома), квартиры (части квартиры), комнаты) по потребительскому назначению либо посредством пользования жилым помещением без права собственности на него.
Роль жилищного права как отрасли права в современном юридическом образовании неуклонно возрастает, оно стало одной из ступеней при подготовке высококвалифицированных юристов. Жилищное право имеет своей целью формирование у студентов базовых знаний в области жилищных правоотношений, а также развития юридического мышления и навыков аргументации.
Изучение курса жилищного права позволяет студентам:
♦ знать: сущность и содержание юридических понятий жилищного права, положения жилищного законодательства;
♦ уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями жилищного права; анализировать, толковать и правильно применять жилищно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с жилищным и иным законодательством; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам жилищного права; правильно составлять и оформлять юридические документы;
♦ владеть: юридической терминологией; навыками работы с жилищным законодательством; навыками анализа, синтеза и систематизации при применении жилищно-правовых норм.
Глава 1
Понятие жилищного права, общие положения
Ключевые термины и понятия: жилищное право; жилищные отношения; жилищное право как отрасль права; принципы жилищного права; право на жилище; реализация права на жилище; принцип неприкосновенности жилища; принцип недопустимости произвольного лишения жилища; принцип свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства; принцип доступности пользования жилыми помещениями; принцип использования жилых помещений по назначению; принцип равенства участников жилищных правоотношений; принцип обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты.
1.1. Понятие жилищного права
Жилищное право представляет собой совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.
Термином «жилищное право» обозначается:
♦ отрасль права, которая имеет свои предмет и метод правового регулирования;
♦ институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, связанных с жилищными правоотношениями или отношениями, связанными с жильем;
♦ жилищное законодательство, совокупность нормативных правовых актов;
♦ наука, которая изучает закономерности правового регулирования жилищных отношений и представляет собой систему взаимосвязанных понятий, взглядов, идей, концепций и теорий;
♦ учебная дисциплина – курс, преподаваемый в юридических вузах.
По своей юридической природе жилищное право имеет комплексный характер, сочетающий административно-правовые и гражданско-правовые нормы. Как отмечает С.М. Корнеев, «наиболее правильно… считать жилищное право комплексной отраслью права, которая базируется на комплексной отрасли законодательства» [1] .
Жилищное право, являясь самостоятельной отраслью российского права, имеет свой предмет и метод правового регулирования. В то же время жилищное право базируется на изучении конституционного, административного и гражданского права. Жилищное право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, в том числе с налоговым правом – в части правового регулирования налогообложения на недвижимое имущество; с правом социального обеспечения – в части регламентации постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий льготных категорий граждан; с земельным правом – в части правил предоставления земельного участка под застройку и др.
1.2. Принципы жилищного права
Под принципами жилищного права понимаются основополагающие, исходные положения, определяющие содержание воздействия норм жилищного права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов жилищных правоотношений.
Принципы жилищного права выражают и характеризуют самые основные черты жилищного права как регулятора общественных отношений.
К числу основных принципов жилищного права относятся следующие:
1. Принцип неприкосновенности жилища. В основе данного конституционного положения лежит запрет на проникновение в жилище других лиц без согласия проживающих в нем граждан. Право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом или судом.
Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм получения сведений о том, что происходит в жилище. Недопустимы использование современных технических средств для прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за жилищем.
2. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища. Под недопустимостью произвольного лишения жилища понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом.
Данный принцип означает, что никто не вправе лишать человека жилища, в том числе ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе совершать действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Так, никто не может быть выселен из жилого помещения либо ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Согласно ранее действующему ЖК РСФСР (ст. 90) допускалось выселение в административном порядке с санкции прокурора лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом. Сейчас административное выселение запрещено.
3. Принцип свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Данный принцип включает в себя:
♦ свободу передвижения каждого по территории РФ;
♦ свободу выбора места пребывания;
♦ свободу выбора места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
4. Принцип доступности пользования жилыми помещениями. Данный принцип означает, что гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора социального найма жилого помещения; вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; путем заключения различных гражданско-правовых договоров с жилыми помещениями: договора купли-продажи, мены, дарения и др.
5. Принцип использования жилых помещений по назначению. Данный принцип означает, что жилые помещения по целевому назначению должны использоваться для проживания граждан. Так, согласно поди. 1 и. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ГК РФ.
Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается (и. 3 ст. 288 ГК РФ, ч. 3 ст. 17 ЖК РФ). Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (и. 2 ст. 671 ГК РФ).
Законодательством предусмотрены санкции за нецелевое использование жилых помещений. Так, согласно поди. 4 и. 4 ст. 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае использования жилого помещения не по назначению.
6. Принцип равенства участников жилищных правоотношений. Данный принцип означает, что, во-первых, участники жилищных правоотношений юридически (формально) равны; во-вторых, согласно ст. 1 ЖК РФ под равенством понимается равноправие пользователей, т. е. пользователи равны в правах и обязанностях; в-третьих, равенство прав и обязанностей связано с отношениями по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями; в-четвертых, согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
7. Принцип обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты. В случае нарушения жилищных прав граждан они могут быть восстановлены посредством использования следующих способов защиты:
♦ признания жилищного права;
♦ восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
♦ признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
♦ неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
♦ прекращения или изменения жилищного правоотношения;
♦ иными способами, не противоречащими закону.
1.3. Право граждан на жилище
Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Это означает, что право на жилище является постоянным правом и относится к основным правам человека. Реализация права на жилище заключается:
♦ во-первых, в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях;
♦ во-вторых, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;
♦ в-третьих, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий;
♦ в-четвертых, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
Основными чертами права на жилище являются следующие:
♦ правом наделены все граждане без какой-либо их индивидуализации, т. е. конкретного указания имени;
♦ право граждан на жилище возникает в силу закона и прекращается со смертью гражданина либо в результате отмены соответствующего закона;
♦ право на жилище опосредует особые юридические отношения между гражданином и государством;
♦ право на жилище предоставляет гражданину возможность вступать в жилищные правоотношения, иметь жилищные права и обязанности.
Ранее действующее законодательство закрепляло право на жилище следующим образом:
♦ в ст. 44 Конституции СССР 1977 г.: «Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу»;
♦ в ст. 42 Конституции РСФСР 1978 г.: «Граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане РСФСР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу»;
♦ в ст. 1 «Право граждан СССР на жилище» Основ жилищного законодательства 1981 г.: «В соответствии с Конституцией СССР граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги».
♦ в ст. 1 «Право граждан РСФСР на жилище» ЖК РСФСР: «В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР граждане РСФСР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги».
♦ Право на жилище также регламентируется и в ряде международных договоров. К примеру, в ст. 31 Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. право на жилье должно реализовываться, во-первых, посредством содействия доступа к жилью, отвечающему должным требованиям; во-вторых, посредством предотвращения бездомности и сокращения ее масштабов с целью ее постепенной ликвидации; в-третьих, посредством доступности цен на жилье для людей, не имеющих достаточных средств; в ст. 8 Римской конвенции 1950 г. указано о праве каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции и др.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение жилищного права и выделите его предмет.
2. Сформулируйте понятие метода жилищного права. В чем его особенности?
3. Назовите способы регулирования жилищных отношений.
4. В чем проявляется взаимодействие жилищного права с другими отраслями права?
5. Назовите черты сходства и различия между жилищным и гражданским правом.
6. Назовите принципы жилищного права.
7. В чем заключается реализация права граждан на жилище?
8. Каким образом право на жилище закреплялось в ранее действующем законодательстве?
Глава 2
Жилищное законодательство: предмет регулирования, система
Ключевые термины и понятия: жилищное законодательство; основные начала (принципы) жилищного законодательства; система жилищного законодательства; принцип необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; принцип необходимости обеспечения безопасности жилища; принцип неприкосновенности жилища; принцип недопустимости произвольного лишения жилища; действие жилищного законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц; применение жилищного законодательства по аналогии.
2.1. Понятие и основные начала жилищного законодательства
Нормы жилищного права находятся в различных нормативных правовых актах (законах, подзаконных актах и др.), которые называются источниками жилищного права. В совокупности такие правовые акты образуют жилищное законодательство, которое представляет собой систему [2] нормативных правовых актов, посредством которых устанавливаются, изменяются или прекращаются определенные общественные отношения, связанные прежде всего с удовлетворением жилищных потребностей граждан.
Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, т. е. жилищные отношения могут регулироваться как законодательными актами, принятыми на федеральном уровне, так и актами, принятыми на уровне субъектов РФ. При этом последние не должны противоречить федеральному законодательству.