Содержание:
В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице. Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост? Как оформляется выбытие медикаментов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
- Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
- Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее - Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и "специальный" учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их "специального" учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства - 5-дневной, наркотические лекарственные средства - 3-дневной, все остальные - 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом - Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по "специальному" учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица - старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, "медикаменты на посту". Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) - отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) - отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
27 февраля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Единственное в стране
издание о государственной
и методологов страны
Нас читает вся страна
На основании каких документов осуществляется списание строительных материалов?
На основании каких документов осуществляется списание строительных материалов (краска, обои, клей и т. д.), использованных на текущий ремонт собственными силами?
Ответил пользователь, А. А. Комлева, шеф-редактор, действительный государственный советник 2 класса (Komleva)
Положение о списании материальных ценностей в бюджетном учреждении
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Ни одна организация в ходе своей деятельности не может обойтись без материально-производственных запасов, представляющих собой важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
Учет материальных запасов должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения. Об учете материальных запасов в бюджетном учреждении пойдет речь в статье.
Одной из форм, предусмотренных статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для создания юридических лиц - некоммерческих организаций, являются учреждения. В свою очередь бюджетные учреждения являются одной из форм государственных (муниципальных учреждений).
Правовое положение бюджетных учреждений, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 1 статьи 32 которого установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, причем государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н, предусматривает разработку и утверждение более двадцати новых стандартов, а также внесение изменений в многие действующие нормативные правовые акты (далее - Программа N 170н).
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять стандартов, разработка и утверждение которых были предусмотрены предыдущей программой, утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н. В настоящее время и сама программа, и утвердивший ее приказ утратили силу.
Утвержденные и вступившие в силу федеральные стандарты применяются при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 01.01.2018 г., составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Каков порядок списания ТМЦ в бюджетном учреждении?
Добрый день. не нахожу ответа на просторах интернета и в приказах от министерства.
Я устроился в бюджетную организацию совсем недавно (до этого работал в комм.организации). На этой работе настало время списывать МЗ.
Т.к. я вхожу в состав комиссии по списанию мягкого и хоз. инвентаря, и сам бухгалтер то возложено на меня составлять акт списания ОКУД 0504143, но еще к акту списания подготавливали один документ и назвали его "АКТ" в нем указана вся комиссия с председателем, указывается товар(строчка из акт списания) с датой и продолжительности нахождения у МОЛ (ведра,тазы,кастрюли и т.д.) и снизу подписи всех членов комиссии.
Нужен ли этот "АКТ" в документообороте я не нашел, а постоянно делать эти акты при списании лишняя затрата времени.
Подскажите полную цепочку действий списание МЦ от и до.
Как комиссия узнает о том что требуется провести анализ и списать по акту списания в моем случае 0504143
Цитата (Инструкция 92 н): Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
(код формы 0504143)
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (далее - Акт о списании (ф. 0504143) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при оформлении решения о списании мягкого инвентаря, посуды и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 рублей до 40 000 рублей включительно за единицу и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов учета.
В случае, если законодательством Российской Федерации решение о списании имущества требует согласования с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти), Акт о списании (ф. 0504143) принимается к учету только при наличии указанного согласования.
В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов Акте о списании (ф. 0504143) указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов имущества и перечень мероприятий по исполнению решения о списании (ликвидация, утилизация, передача, передача в переработку (аффинаж) иные мероприятия), отметка о результатах проведенных мероприятий, в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в Акте о списании (ф. 0504143), с целью дальнейшего их использования.
Акт о списании (ф. 0504143) оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр оформленного надлежащим образом Акта о списании (ф. 0504143), согласованного в установленном порядке и утвержденного руководителем учреждения, передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию), второй остается у материально ответственного лица.
Аделия, акт по форме 0504143, а инвент. ведомость находится на 2 стр акта 0504143 понятно что нужно.
А еще они создают 1 акт(без формы окуд) и назвали АКТ. там указывается комиссия, строчка из акта окуд 0504143 когда ввели в эксплуатацию, сколько времени было в учете на балансе закреплено за мол, и при чина списания. и в самом низу подписи членов комиссии и представителя.
И вот это все:
акт по окуд 0504143 и др акт без окуд подписываем и в историю организации.
Вот второй акт нужен или все же это не нужная работа?
Списание материальных запасов в учреждениях госсектора
Порядок списания материальных ценностей полностью не урегулирован инструкциями по бухучету. Поэтому списание материальных ценностей вызывает разногласия и затруднения.
Из статьи вы узнаете:
- Какие активы отразить в составе материальных запасов
- Какие документы оформить при отпуске МЗ
- Как отразить в учете передачу материалов и их списание
Полезный материал в статье
Образец заполнения требования-накладной (ф. 0504204)
Скачать
Состав материальных запасов в государственных и муниципальных учреждениях
К таким активам относите ценности в виде сырья и материалов, которые используются (потребляются) в деятельности учреждения или для изготовления других ценностей (п. 98 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). А также те, которые имеют короткий срок полезного использования. А именно:
- предметы, которые используются менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- готовая продукция и товары для продажи;
- строительные материалы: цемент, песок, камень, кирпич, пиломатериалы, фанера, железо, сталь, гвозди, гайки, болты, краны, муфты, тройники, краска, олифа, толь и др.;
- посуда.
В состав МЗ включите следующие ценности независимо от их стоимости и срока службы:
- орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова);
- бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т. д.);
- сезонные и временные дороги, а также лесные дороги, подлежащие рекультивации;
- специнструменты и приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа;
- сменное оборудование;
- приспособления к основным средствам, используемые многократно;
- одежда и обувь — специальная, форменная, спортивная, а также вещевое имущество;
- постельное белье и постельные принадлежности, другой мягкий инвентарь;
- временные сооружения, приспособления и устройства, затраты на которые относятся на стоимость строительно-монтажных работ;
- тара для хранения ценностей;
- предметы, предназначенные для выдачи напрокат;
- молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, приплод молодняка, подопытные животные;
- посадочный материал (для многолетних насаждений);
- готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
- инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;
- драгоценные и другие металлы для протезирования;
- спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками;
- матценности специального назначения;
Полный перечень имущества, учитываемого в составе МПЗ, приведен в пункте 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также в пункте 117 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, где приведено и их распределение между аналитическими счетами синтетического счета 105.00.
Документальное оформление списания ТМЦ
Передачу материалов в эксплуатацию путем их перемещения между материально ответственными лицами внутри учреждения оформляйте следующими документами:
- требование-накладная (ф. 0504204);
- меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
- ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
- ведомость выдачи ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Образец заполнения требования-накладной (ф. 0504204)
Такой порядок установлен Методическими указаниями к формам № 0504204, № 0504202, № 0504203, № 0504210, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Обратите внимание, что для принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по списанию. Более подробно о действиях комиссии по списанию материальных ценностей, в статье «Списание имущества в государственном (муниципальном) учреждении».
Внутреннее перемещение запасов между ответственными лицами отражайте в регистрах аналитического учета по счету 105.00 «Материальные запасы» путем изменения материально ответственного лица.
Списание ТМЦ при отпуске в эксплуатацию (в зависимости от их вида) отражайте на основании следующих документов:
- меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
- ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
- ведомость выдачи МЦ на нужды учреждения (ф. 0504210);
- путевой лист для списания в расход всех видов топлива. Причем формы № 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007 исключены из обязательного применения. Но учреждение может применять их и дальше или разработать свои формы. А решение о том, какие формы использовать, нужно закрепить в учетной политике;
- акт о списании (ф. 0504230);
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).
Такой порядок установлен приложением 1 и Методическими указаниями к формам № 0504202, № 0504203, № 0504210, № 0504230, № 0504143, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Списание запасов в казенных, бюджетных учреждениях: проводки
В учете казенных учреждений отпуск МЗ в эксплуатацию (производство) отразите проводками:
Л. Панкевич, М. Зварич, Р. Бойко, Л. Лучечко (ру) Бухгалтерський облік у бюджетних установах (2002)
2.1.6. Списание материальных ценностей, других необоротных материальных активов, запасов
В процессе своей деятельности бюджетными учреждениями используются основные средства для обеспечения выполнения возложенных на них функций государством. Они со временем непременно постепенно изнашиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Причиной этого может быть как физическое, так и моральный износ. Поэтому перед бюджетным учреждением рано или поздно встанет вопрос - что делать с такими материальными ценностями.
Итак, в таком случае выбытия основных средств может происходить в виде ликвидации, реализации, безвозмездной передачи.
Основные средства, которые стали непригодными для дальнейшего использования, списываются соблюдением требований, предусмотренных Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений.
Оформляется это в зависимости от вида основных средств. Актом о списании основных средств в бюджетных учреждениях по форме № 03-3 (бюджет) Актом о списание автотранспортных средств по форме № 03-4 (бюджет) Актом о списание с баланса бюджетного учреждения и организации изъятой из библиотеки литературы (типовая форма № 03-5 (бюджет).
Осуществлять разборки или демонтаж основных средств можно только после оформления соответствующих актов на их списание.
Деятельность бюджетных учреждений является многогранной, а соответственно, особенности по порядка списания основных средств и других необоротных активов. Это обусловлено прежде большим перечнем разнообразных видов необоротных активов, используются только в бюджетной сфере (специальное оборудование, инвентарь и другое).
Сейчас основными нормативными документами, которые отражают и диктуют порядок списание основных средств и необоротных активов в бюджетных учреждениях является Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений и Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений.
Типовую инструкцию разработан с целью установления единых требований к порядку списания материальных ценностей, в том числе и основных средств, учреждениями и организациями, которые содержатся за счет государственного или местного бюджетов, т.е. действие этой инструкции распространена на все учреждения. К этому времени в Украине действовала Типовая инструкция о порядке списания основных средств бюджетных учреждений.
Типовая инструкция, утвержденная Госказначейством, унифицирует требования к порядку списание материальных ценностей для всех бюджетных учреждений. Несмотря на это, сейчас действуют и отраслевые инструкции министерств и ведомств о порядке списания основных средств. Это прежде всего касается специального оборудования воинских частей. Инструкция же по учету основных средств и других нематериальных активов некоторой степени дублирует основные требования Типовой инструкции по списанию основных средств.
Как и в инструкции по учету основных средств, так и в типовой инструкции по списания материальных ценностей, в том числе основных средств, определено, что с балансов учреждений могут быть списаны материальные ценности:
а) необоротные активы - здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы и инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные средства (кроме земельных участков и капитальных затрат на улучшение земель), экспонаты зоопарков, выставок, библиотечные фонды, малоценные необоротные материальные активы, белье, постельные Кстати, одежда и обувь, временные нетитульные сооружения, природные ресурсы, инвентарная тара, материалы длительного использования для научных целей, авторские и смежные с ними права, иные нематериальные активы;
б) запасы - сырье и материалы, оборудование, конструкции и детали к установке, спецоборудование для научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам, строительные материалы, другие производственные запасы, животные на выращивании и откорме, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы для учебных, научных и других целей, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, горючие и смазочные материалы, тара, запасные части к машинам и оборудованию и другие материалы.
Музейные ценности списываются установленным действующим законодательством порядком.
Списанию подлежат материальные ценности:
а) непригодные для дальнейшего использования;
б) выявлены в результате инвентаризации как недостача;
в) морально устаревшие;
г) физически изношенные;
д) поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление их является невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы).
Кроме того, подлежат списанию здания, сооружения, подпадающих под снос в связи со строительством новых объектов, и такие, которые разрушены в результате атмосферного воздействия и длительного использования.
Следует отметить, что износ, начисленный в размере 100 процентов стоимости на необоротные активы, не может быть основанием для их списания.
Для определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформление необходимой документации на списание этих ценностей, приказом руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, которая действует в течение года, в составе: руководителя или его заместителя (председатель комиссии), главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, - лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета); руководителей групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или других
работников бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности; лица, на которое возложена ответственность за сохранность материальных ценностей других должностных лиц (на усмотрение руководителя учреждения).
Приказ о создании постоянно действующей комиссии обновляется ежегодно или необходимости.
Также право определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформление необходимой документации приказом руководителя учреждения может быть предоставлено ежегодной инвентаризационной комиссии.
Для установления непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других необоротных активов, находящихся под наблюдением государственных инспекций, необходимо приглашать представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.
Для списания музейных ценностей или материальных ценностей специального назначение комиссия создается по отдельным приказом руководителя учреждения.
Постоянно действующая комиссия должна обеспечить выполнение шести основных задач:
Когда оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением действующих объектов, комиссия должна проверить его наличие в плане реконструкции и технического переоборудования, утвержденном организацией высшего уровня, и сделать в акте о списании ссылки на пункт и дату утверждения плана.
По результатам обследования комиссией составляются акты о списании материальных ценностей.
Следует отметить, что при списании материальных ценностей могут составляться акты произвольной формы с указанием исчерпывающей информации об их количественных и качественных показателей, а также причин выбытия (списания).
В акте о списании материальных ценностей необходимо детально освещать причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывать нецелесообразность и невозможность их восстановления.
При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены в результате демонтажа.
Списание с балансов учреждений материальных ценностей, выбывших вследствие аварий, проводится при условии придания акту о списании копии акта об аварии с объяснением причин аварии и перечнем мер, принятых в отношении виновных лиц.
Разрешение на списание с баланса материальных ценностей предоставляется руководителем учреждения, учреждением высшего уровня или главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от стоимости материальных ценностей и причин списания.
Списание материальных ценностей как непригодные для дальнейшего использования, морально устаревшие, физически изношенные, поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия (за исключением выявленных в результате инвентаризации как недостаток) проводится в следующем порядке:
а) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета:
стоимостью за единицу (комплект) в размере до 5000 гривен - с разрешения руководителя учреждения;
стоимостью за единицу (комплект) в размере от 5000 гривен до 10000 гривен - с разрешения учреждения высшего уровня;
стоимостью за единицу (комплект) в размере свыше 10000 гривен - с разрешения центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств.
б) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов:
стоимостью за единицу (комплект) в размере до 2500 гривен - с разрешения руководителя учреждения;
стоимостью за единицу (комплект) в размере от 2500 гривен до 5000 гривен - с разрешения учреждения высшего уровня;
стоимостью за единицу (комплект) в размере свыше 5000 гривен - с разрешения местных государственной администрации.
Недостачи материальных ценностей, выявленные в результате инвентаризации, превышают нормы естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия, а также когда конкретные виновники не установлены, списываются с балансов только после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер для недопущения фактов потерь в дальнейшем в следующем порядке:
а) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму до 2500 гривен включительно - с разрешения руководителя учреждения;
б) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму от 2500 до 5000 гривен включительно - с разрешения руководителя учреждения высшего уровня;
в) по каждому случаю недостач или порчи материальных ценностей на сумму свыше 5000 гривен - с разрешения руководителя центрального органа исполнительной власти или Кроме главного распорядителя бюджетных средств, главы местной государственной администрации.
Заметим, что в документах, которые учреждения подают для оформления списания недостач сверх норм естественной убыли и потерь от порчи материальных ценностей, указать меры, принятые для предупреждения таких
потерь в дальнейшем.
Списание материальных ценностей с балансов центральных органов исполнительной власти (Главных распорядителей бюджетных средств) и местных государственных администраций осуществляется с разрешения их руководителя, независимо от стоимости материальных ценностей.
Не может быть осуществлено списание с баланса учреждения основных средств и других необоротных активов (за исключением поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия, морально устаревших, физически изношенных и выявленных в результате инвентаризации как недостача) до окончания периода начисления износа на них.
Списание материальных ценностей производится по первоначальной стоимости или восстановительной стоимости (в случае проведения индексации или переоценки материальных ценностей). При списании необоротных активов, которые были в эксплуатации, в документах наряду с их первоначальной (восстановительной) стоимости указывается сумма начисленного износа.
Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации необоротных активов, приходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы приходуются как другие материалы и подлежат обязательной сдаче учреждении, на которую возложен сбор такого сырья.
Также подлежат обязательной сдаче изготовленные из цветных металлов где талые и узлы, которые не используются в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования.
Детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, изъятые после демонтажа материальных ценностей, подлежащих сдаче в специализированные предприятия Украины, которые осуществляют прием и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней.
При наличии ведомственных или централизованных пунктов, занимающихся сбором и демонтажем техники, аппаратуры, приборов и других изделий, последние сдаются без демонтажа, целым комплексом.
Запрещено уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного изъятия и одновременного оприходования ценных деталей, а также передавать, списывать и продавать технику, аппаратуру и другие необоротные активы по ценам ниже стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащиеся в них, за вычетом расходов на их изъятие.
Списание материальных ценностей с учета (как ликвидация на основании акта о списание) без последующей их реализации или передачи другому бюджетному учреждению осуществляется только в случаях, когда дальнейшее использование этих ценностей невозможно или экономически нецелесообразно.
О безвозмездной передаче материальных ценностей, то это можно делать с соблюдением следующего порядка:
а) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, - в пределах одного центрального органа исполнительной власти (главного распорядителя бюджетных средств);
б) с балансов учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, - в пределах одного местного бюджета.
Безвозмездная передача материальных ценностей от одного учреждения к другому, если учреждения относятся к сфере управления одного и того же центрального органа исполнительной власти или другого главного распорядителя бюджетных средств, осуществляется на основании решения главного распорядителя бюджетных средств.
Безвозмездная передача материальных ценностей центральными органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств осуществляется разрешения Кабинета Министров Украины.
Продажа материальных ценностей, которые, согласно Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, отнесенные к основным средств (в том числе полностью изношенных), осуществляется только на конкурентных началах (через биржи, аукционы и по конкурсу).
Продажа зданий (в том числе помещений), сооружений, транспортных средств и полностью изношенных по данным бухгалтерского учета материальных ценностей, относятся к необоротных активов, производится по экспертной оценке. Экспертная оценка - это определение стоимости материальных ценностей экспертом по договору с учреждением.
Продажа других необоротных активов и запасов осуществляется по справедливой стоимости. Представителем учреждения при определении справедливой вар. занятости является комиссия (создана согласно требованиям пункта 6 Типовой инструкции). Справедливая стоимость определяется с учетом первоначальной стоимости материальных ценностей и физического и морального износа.
Средства, полученные учреждениями от реализации необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей (в т.ч. списанных), за сданные в виде лома и отходов черных, цветных металлов, драгоценные металлы (в отходы использование фотоматериалов и кинопленки), драгоценные камни, в размерах, что, согласно законодательству остаются в распоряжении учреждения, расходуются на покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки указанных материалов на приемные пункты, расходы на другие хозяйственные нужды i на премирование лиц, непосредственно занятых сбором лома и отходов, ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей, а также на другие расходы по смете.
Суммы, полученные учреждениями от продажи зданий и сооружений, заносятся в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение.
Документы аналитического учета необоротных активов систематизируются по датам осуществления операций и оформляются мемориальным ордером № 9 (Ф.438), который представляет собой накопительную ведомость выбытия и перемещения основных средств.
Реализация необоротных активов (кроме зданий и сооружений), приобретенных за счет средств общего или специального фонда, отражается по кредиту счетов, на которых они учитываются, а уменьшение фонда в необоротных активах показывается по дебету 401 счета и одновременно уменьшается сумма начисленного износа записями в дебет 131, 132 или 133 счетов.
На сумму средств, полученных от реализации необоротных активов, приобретенных за средства общего фонда, производится запись в дебет 313, 323, 364 или 675 счетов и в кредит счета 711, на котором учитываются доходы по специальным средствам.
Относительно сумм средств, полученных от реализации необоротных активов, приобретенных за средства специального фонда, то в таком случае производится аналогичная запись. Сумма начисленного И1Д13 показывают по кредиту 641 счета в корреспонденции с счетам 364 или 675.
О реализации зданий и сооружений, то особенность учета таких случаев заключается в том, что средства от их (зданий и сооружений) продажи, в отличие от других необоротных активов, не остаются в распоряжении учреждения, а подлежат перечислению в доход бюджета. Исходя из этого, проводятся записи:
1) Дт 131-133 и соответственно 401; Кт. 103.
2) Дт 364 или 675: Кт 642 "Прочие расчеты с бюджетом". В случае, когда при реализации необоротных активов по уценке, то на сумму уценки проводится дополнительная запись в дебет счетов 401 и 131,132 или 133 и кредит одного из счетов от 101 до 122.
В случае, когда внеоборотные активы (кроме земельных участков) стали непригодными и бюджетным учреждением их списаны с соблюдением требований нормативных документов, в бухгалтерском учете такие операции должны отражаться по дебету 401 и 131-133 счетов, то есть уменьшением фонда в необоротных активах и суммы начисленного на них износа, и по кредиту счетов 103-122, т.е. списанием с учета стоимости непригодных для дальнейшего использования необоротных активов.
Также списания непригодных для дальнейшего использования необоротных активов может сопровождаться оприходованием сумм стоимости материалов, полученных от демонтажа. Существуют два варианта: 1 - когда полученные таким образом суммы следует перечислить в доход бюджета, 2 - когда суммы стоимости таких материалов остаются в распоряжении бюджетного учреждения.
В первом случае это касается материалов для учебных, научных, других целей и хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей. Эти операции сопровождаются записями в дебет счетов 231 и 234 и кредит счета Другие расчеты с бюджетом "(об учете реализации материалов говорится в разделе 2.3 "Учет запасов").
Во втором случае это касается хозяйственных материалов, канцелярских принадлежности, топлива, горючих и смазочных материалов, запчастей к машинам и оборудования, других материалов, полученных от демонтажа необоротных активов и остающихся в распоряжении учреждения, если они приобретены за счет средств общего или специального фондов. Если материалы, полученные от демонтажа необоротных активов, приобретенных за средства общего фонда, тогда оприходования их в бухгалтерском учете сопровождается соответствующими записями в дебет счетов 234, 235, 238, 239, а по кредиту счетов 681 "Внутренние расчеты по общему фонду "и 701" Ассигнования из государственного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия "или 702" Ассигнования из местного бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия »отражается соответственно получение средств от распорядителей средств высшей степени и суммы полученных таким образом материалов как суммы бюджетных средств, поступивших на расходы, предусмотренные сметой.