Содержание:
Полномочия федеральных органов, переданные регионам
К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия (в ред. от 29.12.2010 г.):
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования - см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за исполнением таких предписаний;
государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования - см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;
лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования - см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Финансовое обеспечение осуществления переданных вышеуказанных полномочий, за исключением полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Переданные полномочия бюджет
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Конституция РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) относит общие вопросы воспитания и образования к вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] установлено (п. 2 ст. 26. 3), что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с установленными нормативами;
- организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
- организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Вместе с тем, в п. 7 ст. 26.3 того же Закона предусматривается, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также иные полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом указывается на то, что финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В ч. 1 комментируемой статьи определены «переданные полномочия», то есть полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- государственный контроль в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
- подтверждение документов об образовании и квалификации.
Законодатель уточняет, что не могут быть переданы на региональный уровень полномочия по лицензированию, государственной аккредитации и государственному контролю в отношении следующих организаций:
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.
Передача на региональный уровень полномочий, осуществляемых в отношении перечисленных организаций, невозможна, поскольку данные полномочия отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти (ст. 6 комментируемого Закона).
Закрепленный в комментируемой статье перечень переданных полномочий, как правило, воспроизводятся в региональных законах об образовании. Так, в ст. 3 Закона Челябинской области от 29 августа 2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»[2] установлено, что органы государственной власти Челябинской области осуществляют следующие переданные им полномочия Российской Федерации в сфере образования и науки:
1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
5) подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях.
Финансовое обеспечение осуществления всех переданных полномочий, кроме полномочий по подтверждению документов об образовании и квалификации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели.
Финансовое обеспечение полномочий по подтверждению документов об образовании и квалификации осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели. Субвенция на эти цели не могут быть предусмотрены.
Законодатель устанавливает минимальный предел бюджетных ассигнований на финансирование переданных полномочий ― не менее размера планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации.
Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется:
во-первых, исходя из количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
во-вторых, исходя из количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для расчета общего размера субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий используется методика, утвержденной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1116 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений»[3].
Средства, выделяемые на осуществление переданных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В случае использования таких средств не по целевому назначению Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.
Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также Счетной палатой РФ.
Федеральные органы государственной власти продолжают контролировать сферу осуществления переданных полномочий.
Так, Министерство образования и науки РФ принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий:
- Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности»[4];
- Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2014 г. № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»[5];
- Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2014 г. № 1205 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации»[6].
Минобрнауки России вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий.
Кроме того, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.
По результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Минобрнауки России подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.
При необходимости Минобрнауки России по представлению Рособрнадзора вносит в Правительство РФ предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Рособрнадзор в связи с переданными полномочиями осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Механизм контроля Рособрандзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, детализирован в соответствующем Административном регламенте (Приказ Минобрнауки РФ от 21 января 2009 г. № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации»[7].
Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием по вопросам переданных полномочий осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.
Для осуществления контроля со стороны Рособрнадзором установлена обязанность при принятии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий обеспечить своевременное представление экземпляра указанного акта в Рособрнадзор.
Данная обязанность возложена на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации подлежит направлению в Рособрнадзор, если хотя бы одна норма указанного акта регулирует осуществление переданных полномочий.
К числу нормативных правовых актов, направляемых в Рособрнадзор, относятся:
Конституция (Устав) субъекта Российской Федерации;
закон или иной нормативный правовой акт органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
нормативный правовой акт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам проведения контроля за нормативно-правовым регулированием переданных полномочий Рособрнадзор составляет акт о результатах проверки, либо требование о представлении нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, либо предписание об отмене нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (о внесении в него изменений). Предписания Рособрнадзора являются обязательными для исполнения.
Осуществление контрольной функции Рособрнадзора может также завершиться направлением в суд материалов, содержащих данные, указывающие на неисполнение предписания.
Помимо контроля за нормативно-правовым регулированием, Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок выполнения данной контрольной функции Рособрнадзора детализирован в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки РФ от 21 января 2009 г. № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации»[8].
Выполняя контрольные мероприятия, Рособрнадзор осуществляет надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по следующим вопросам:
- осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам;
- лицензирование образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, лицензирование которых осуществляется Рособрнадзором);
государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых осуществляется Рособрнадзором);
надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, в отношении которых указанный надзор и контроль осуществляются Рособрнадзором), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.
При осуществлении контроля Рособрнадзор использует ежегодные и ежеквартальные отчеты о деятельности по осуществлению переданных полномочий, которые направляются в адрес Рособрнадзора органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, проводятся мероприятия по надзору с целью проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий, а также с целью проверки исполнения предписаний. Такие мероприятия проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.
Мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) проверок проводятся по месту нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений. Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся в Рособрнадзоре посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений.
Проведение мероприятия по надзору в форме выездной проверки осуществляется комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором, проведение мероприятия по надзору в форме камеральной проверки — комиссией по проверке или, по решению руководителя Рособрнадзора, без создания комиссии по проверке одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.
Для осуществления контрольной (надзорной) функции Рособранзор наделяется правом выдачи обязательных для исполнения предписаний организациям:
- об устранении выявленных нарушений;
- о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц образовательных учреждений;
- об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также должностных лиц образовательных учреждений.
В случае неисполнения предписания Рособрнадзор направляет информацию о неисполнении в Минобрнауки России для подготовки и внесения в Правительство РФ предложений об изъятии переданных полномочий у органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Информация о неисполнении предписания в вышестоящий орган и (или) в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта Российской Федерации.
К иным полномочиям Рособрнадзора в связи с осуществлением контроля (надзора) за переданными полномочиями относятся полномочия по:
- согласованию структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
- изданию методических рекомендаций и обязательных для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
- установлению требований к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
- принятию мер по устранению выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий;
- представлению в Минобрнауки России ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
В ч. 8 комментируемого Закона закреплены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые он осуществляет в связи с переданными полномочиями в сфере образования:
- назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с Минобрнауки России;
- утверждение по согласованию с Рособрназором структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
- организация деятельности по осуществлению переданных полномочий;
- обеспечение предоставление в Рособрнадзор
ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;
необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам переданных полномочий; информации, необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования.
[1] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
[2] Южноуральская панорама, № 129, 31.08.2013.
Сенаторы рассмотрели проблемы финансирования переданных регионам полномочий в области лесных отношений
Для эффективной реализации переданных полномочий в сфере лесных отношений необходимы базовые нормативы на федеральном уровне и индивидуальный подход к каждому региону, отметил Михаил Щетинин.
В Совете Федерации прошло совещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Провела совещание член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель. Гигель
Татьяна Анатольевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай
12 апреля 2018 года, 11:26
27 марта 2018 года, 12:10
Открыл заседание председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин Щетинин
Михаил Павлович представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края . Он отметил, что Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам лесного хозяйства. За последние 2,5 года на тему лесного комплекса проведено в общей сложности 14 мероприятий, включая («круглые столы», парламентские слушания, выездные и рабочие совещания), 10 заседаний Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Михаил Щетинин считает, что для эффективной реализации переданных полномочий в сфере лесных отношений необходимы базовые нормативы на федеральном уровне и индивидуальный подход к каждому региону.
По словам Татьяны Гигель, действующая нормативно-правовая база, с момента принятия в 2006 году нового Лесного кодекса, значительно изменилась в лучшую сторону. «Нам удалось отрегулировать многие кричащие моменты», — подчеркнула она.
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
И. Ахметзянов и В. Павленко
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
М. Щетинин и Т. Гигель
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Cовещание по вопросам распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
Вместе с тем, сенатор указала, что, по мнению субъектов РФ, экспертного сообщества — основной проблемой лесного хозяйства является недостаточное финансирование переданных регионам полномочий.
Парламентарий обратила внимание, что эта тема постоянно поднимается при проведении мероприятий. Например, в марте 2016 года профильный Комитет СФ проводил парламентские слушания на тему «Законодательство и правоприменительная практика в системе распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений».
Татьяна Гигель констатировала, что расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых, передана органам государственной власти субъектов, производится в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. В 2017 году в Методику были внесены изменения, касающиеся расчёта объема субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, уточнила сенатор.
Парламентарий отметила, что для ряда субъектов Российской Федерации был изменен размер коэффициента пожарной опасности, отражающего влияние климатических условий на возникновение лесных пожаров, изменена формула расчета коэффициента природной пожарной опасности, изменен размер коэффициента, отражающего влияние численности проживающего на территории субъекта Российской Федерации населения на возникновение лесных пожаров в субъекте. «Как следствие существенно изменился объем субвенций, предоставляемых целому ряду субъектов Федерации. По данным Рослесхоза, для некоторых регионов сумма субвенций увеличилась, для других уменьшилась», — добавила сенатор.
Как отметила Татьяна Гигель, основная цель дискуссии — выявить недостатки методики, которые проявились за этот год, и определить пути их устранения. «Несмотря на принятые меры — главными проблемами лесного хозяйства по‑прежнему остаются недостаточные объемы финансирования переданных регионам полномочий, ежегодная кредиторская задолженность, недостаточная численность лесной охраны, отсутствие синхронизации показателей федеральных и региональных программ», — сказала законодатель.
Она уточнила, что, по мнению многих регионов, на федеральном уровне необходимо определить нормативы затрат на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Параметры, используемые в Методике, недостаточно полно охватывают весь спектр факторов, влияющих на развитие лесного хозяйства, добавила Татьяна Гигель.
Сенатор поблагодарила руководство Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Рослесхоза за активное участие в работе по совершенствованию лесного законодательства, за плодотворное сотрудничество в решении сложных отраслевых вопросов.
В обсуждении приняли участие руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, представители Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, 20 субъектов Российской Федерации, научных и общественных кругов.
Предлагается установить универсальные основания для изъятия переданных федеральных полномочий у регионов
Правительство выступило с законодательной инициативой №241555-7 «О внесении изменений в статьи 26–3 и 26–9 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“. Документ, направленный на совершенствование порядка изъятия полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Федерации, поступил на рассмотрение Государственной Думы.
Общие требования, в соответствии с которыми осуществление федеральных полномочий передается органам государственной власти субъектов, установлены в №184-ФЗ. Вместе с тем основания и порядок их изъятия законом не определены, в отдельных законодательных актах в сферах переданных полномочий в качестве оснований для изъятия упомянуты лишь случаи ненадлежащего исполнения или неисполнения соответствующих полномочий.
В связи с этим предлагается установить универсальные основания для изъятия переданных полномочий, например, в случаях стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, при необходимости реализации международных обязательств и мероприятий по обороне и безопасности государства.
На основе обобщения действующих законодательных актов предлагается в Федеральном законе №184 определить основное рамочное регулирование, определяющее принципы изъятия переданных полномочий. К числу таких принципов относятся: наличие представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти об изъятии ранее переданных полномочий; изъятие полномочий по решению Президента или Правительства Российской Федерации; осуществление изъятых полномочий федеральным органом исполнительной власти (федеральным или территориальным фондом обязательного медицинского страхования), в установленной сфере деятельности которого переданы изымаемые полномочия.
Предлагается также урегулировать правовые последствия принятия решения об изъятии переданных полномочий. Если финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется путем предоставления субвенций из федерального бюджета или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то изъятие переданных полномочий в текущем финансовом году влечет со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращение финансирования и возврат неиспользованных остатков в федеральный бюджет в месячный срок.
Предлагается установить, что со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий не допускается нахождение в собственности соответствующего субъекта Федерации имущества, необходимого для обеспечения осуществления переданных полномочий. Данное имущество будет подлежать безвозмездной передаче в федеральную собственность.
В случае если переданные полномочия были впоследствии «субделегированы» законами субъекта Федерации на муниципальный уровень, то их осуществление органами местного самоуправления прекращается со дня вступления в силу решения об изъятии соответствующих полномочий у органов госвласти субъекта.
Правовые последствия принятия решения об изъятии переданных полномочий обуславливают изменение, устанавливающее срок изъятия переданных полномочий (не более чем на 2 года). По мнению Правительства, изъятие переданных полномочий на более короткий срок не представляется возможным в связи с необходимостью перераспределения финансового обеспечения изымаемых полномочий, а также в связи с исполнением обязанности по передаче в федеральную собственность из собственности соответствующего субъекта Федерации имущества, необходимого для обеспечения полномочий.
Реализация закона не окажет влияния на доходы и не потребует осуществления расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.