Содержание:
Отмена Парижского мира!
31 октября 1970 года Россия заявила, что не считает более связанной Парижским договором, запрещающим ей держать военный флот в Черном море.
После поражения России в Крымской войне (1853— 1856) 18 (30) марта 1856 г. в Париже был заключен мир. Россия лишалась южной часта Бессарабии с устьем Дуная, но ей возвращались взятые в ходе военных действий Севастополь и другие крымские города, а Турции — занятые русскими войсками Каре и Карсская область. Но особенно тяжелым для России условием Парижского трактата 1856 г. было провозглашение "нейтрализации" Черного моря. Суть ее заключалась в следующем. России и Турции, как черноморским державам, запрещалось иметь на Черном морс военный флот, а на Черноморском побережье военные крепости и арсеналы. Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех стран, "доколе Порта будет находиться в мире". Следовательно, в случае войны Черноморское побережье России оказывалось беззащитным. Парижский трактат устанавливал свободу плавания торговых судов всех стран по Дунаю, что открывало простор широкому распространению на Балканском полуострове австрийских, английских и французских товаров и наносило серьезный ущерб экспорту России. Трактат лишал Россию права защиты интересов православного населения на территории Османской империи, что ослабляло влияние России на ближневосточные дела. Поражение России в Крымской войне подорвало ее престиж на международной арене.
Первоочередной задачей внешней политики России после Крымской войны было во что бы то ни стало добиться отмены статей Парижского трактата, запрещавших ей держать военный флот па Черном море, а также военные крепости и арсеналы на Черноморском побережье. Решение этой сложной внешнеполитической задачи было блестяще выполнено выдающимся русским дипломатом А. М. Горчаковым, определявшим более четверти века в качестве министра иностранных дел (1856—1882) внешнеполитический курс России. Горчаков получил образование в Царскосельском лицее, был близким другом А. С. Пушкина. "Питомец муз, большого света друг, обычаев блестящий наблюдатель", — так отзывался о нем Пушкин. Горчаков обладал также значительным литературным дарованием. По окончании Царскосельского лицея Горчаков поступил на службу в Министерство иностранных дел. В качестве секретаря министра он участвовал во всех конгрессах Священного союза, затем был поверенным русских посольств в Лондоне, Берлине, Флоренции, Тоскане, послом России в некоторых германских государствах, а в 1855—1856 гг. чрезвычайным посланником в Вене. Блестящее образование, громадный опыт дипломатической службы, прекрасное знание европейских дел, личные дружеские связи со многими видными зарубежными политическими деятелями существенно помогали Горчакову в решении им сложных внешнеполитических проблем. Горчаков много сделал для возрождения международного влияния и престижа России после Крымской войны.
Создавшаяся после Крымской войны "Крымская система" (англо-австро-французский блок) стремилась поддерживать международную изоляцию России, поэтому в первую очередь необходимо было выйти из этой изоляции. Искусство русской дипломатии (в данном случае ее министра иностранных дел Горчакова) заключалось в том, что она весьма умело использовала менявшуюся международную обстановку и противоречия между участниками антирусского блока — Францией, Англией и Австрией.
В связи с назревавшим в конце 1850-х годов военным конфликтом между Францией и Австрией по итальянскому вопросу французский император Наполеон III стал искать поддержки у России. Россия охотно пошла на сближение с Францией, чтобы оторвать ее от антирусского блока. 3 марта 1859 г. в Париже между Россией и Францией был заключен секретный договор, но которому Россия обязывалась соблюдать нейтралитет во время войны Франции с Австрией. Россия также обязывалась удерживать Пруссию от вмешательства в войну. В апреле 1859 г. Франция и Сардинское королевство объявили войну Австрии. Попытка Наполеона III втянуть в военный конфликт и Россию не удалась, хотя Россия была заинтересована в ослаблении Австрии. И все же нейтралитет России облегчил победу Франции и Сардинии над Австрией. Разгром Австрии послужил сигналом к революционной борьбе в Италии за ее национальное объединение, которое произошло в 1861 г. Однако в отношениях между Россией и Францией возникли серьезные осложнения. В 1863 г. вспыхнуло польское восстание. Наполеон III демонстративно заявил о своей поддержке восставших поляков. К его заявлению присоединился английский кабинет. Хотя реальной помощи поляки от Франции и Англии не получили, но позиция Франции серьезно обострила ее отношения с Россией. Вместе с тем события в Польше способствовали сближению России с Австрией и Пруссией, боявшихся, как бы ножа!) польского восстания не распространился и на их земли, населенные поляками.
Для России особенно важна была поддержка со стороны Пруссии, роль которой в европейских делах в 60-е годы XIX в. существенно возросла. Прусский канцлер Отто Бисмарк, начавший в середине 60-х годов XIX в. воссоединение Германии "железом и кровью" (т.е. военными методами), рассчитывал на невмешательство России в германские дела, обещая в свою очередь поддержку русской дипломатии в решении вопроса об отмене унизительных для России статей Парижского трактата 1856 г. Когда в 1870 г. началась франко-прусская война, Россия заняла позицию нейтралитета, что обеспечило восточный тыл Пруссии. Поражение Франции в этой войне выводило ее из антирусского блока. Россия воспользовалась этим обстоятельством, чтобы в одностороннем порядке заявить о своем отказе исполнять ограничительные статьи Парижского трактата 1856 г.
31 октября 1870 г. Горчаков направил всем державам, подписавшим Парижский трактат 1856 г., уведомление, в котором говорилось, что Россия более не может считать для себя обязательным запрещение иметь военный флот на Черном море. Англия, Австрия и Турция выразили протест против этого заявления России. Некоторые английские министры даже настаивали на объявлении войны России, но вести эту войну Англия одна, без сильных союзников на европейском континенте, не могла: Франция была разгромлена, а Австрия ослаблена после поражения в войне 1859 г. с Францией и Сардинией. Пруссия предложила провести в Лондоне конференцию держав, подписавших Парижский трактат 1856 г. На этой конференции Россия заявила о пересмотре условий Парижского договора. Ее поддержала Пруссия. 1 (13) марта 1871 г. участниками конференции была подписана Лондонская конвенция об отмене статей Парижского трактата, запрещавших России и Турции строить военные укрепления и держать военный флот на Черном море. Вместе с тем в конвенции подтверждался принцип закрытия черноморских проливов для военных судов всех стран в мирное время, но оговаривалось право турецкого султана открывать их для военных кораблей "дружественных и союзных держав". Отмена ограничительных статей Парижского трактата явилась большим дипломатическим успехом России, поскольку восстанавливалась безопасность ее южных границ.
Парижский договор 1870
Внешняя политика России во второй половине 19 века отражала проблемы внутреннего развития страны. Россия занималась преимущественно внутренними преобразованиями, избегала острых международных конфликтов, отказывалась от активных действий в Европе, пытаясь решить спорные вопросы дипломатическими средствами. Министр иностранных дел А. М. Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру II: “При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче”.
Поражение в Крымской войне значительно ослабило Россию, окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-прусский союз. Россия утратила руководящую роль в международных делах, уступив место Франции.
Некоторое снижение внешнеэкономической активности России создавало более благоприятные условия для решения внутренних проблем. Правительство смогло на семь лет отказаться от рекрутских наборов, сократить армию, понизить военные расходы. Ведущим направлением внешней политики оставался восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на Балканах. Балканские народы с возрастающей настойчивостью боролись за свою независимость.
Главной задачей внешней политики России 1856 - 1871 гг., была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости в Черном море. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Черного моря. Но решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости приходилось не военным, а дипломатическим путем, используя противоречия европейских держав. Этим объясняется столь крупная роль дипломатии именно в эти годы. Перед правительством России встала задача найти союзников.
Решение трудных задач российской дипломатии, особенно в 60 - 70 гг., связано с именем А. М. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел. Горчаков был опытным дипломатом и имел обширные связи среди политических деятелей ряда стран, обладая широким политическим кругозором, он критически оценивал многие действия царизма. Все это способствовало формированию им внешнеполитического курса, учитывая реальную обстановку в Европе.
В конце 50-х гг. российское правительство могло рассчитывать на поддержку Пруссии и Франции, но их международное положение было стабильным и они не испытывали острой необходимости в привлечении России на свою сторону. В 1857 - 1860 гг. России удалось добиться дипломатического сближения с Францией. Однако первые же дипломатические инициативы русского правительства в очень узком вопросе о проведении Турцией реформ для христианских народов в балканских провинциях показали, что Франция не намерена оказывать поддержку России.
Серьезной проверкой расстановки международных сил явилось восстание 1863 г. Задолго до развития событий в Польше, осенью 1860 г., в Варшаве состоялась встреча трех монархов: России, Пруссии и Австро-Венгрии. Никаких конкретных соглашений по общеевропейским вопросам на этой встрече достигнуто не было, но в вопросе о борьбе с освободительным движением в Польше все проявили полное единство. Это показало, что в контрреволюционных действиях царизм мог не опасаться угрозы со стороны своих непосредственных соседей.
В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше, Литве, Западной Белоруссии. Восставшие требовали независимости, гражданского равноправия и наделения крестьян землей. Вскоре после начала событий, 27 января, между Россией и Пруссией было достигнуто соглашение о взаимном содействии в подавлении восстания. Эта конвенция резко обострила отношения России с Англией и Францией.
Западноевропейские правительства, особенно Наполеон III, не проявили особой заботы о польском народе, но стремились использовать подъем освободительного движения для дальнейшего ослабления дипломатических позиций России в европейской политике. Наметившееся раннее потепление русско-французских отношений было сорвано. В печати Англии и Франции развернулась шумная антирусская кампания, в английском парламенте обсуждались вопросы о возможных военных действиях против России. В такой обстановке царизм не мог рассчитывать на достижение каких-либо соглашений с западноевропейскими правительствами. С другой стороны, восстание в Польше сблизило политику монархов России, Пруссии и Австрии. Австрийское правительство хотя и не примкнуло к русско-прусскому соглашению о “восстановлении порядка” в Польше, но не пошло и на взаимодействие с западноевропейскими правительствами.
По мере развития событий становилось очевидным, что правительства Запада не намерены предпринимать вооруженного вмешательства в дела Польши. Не придавая большого значения их дипломатическим акциям, царизм объявил польский вопрос внутренним делом России и отверг все предложения о международных переговорах.
Результатом этих международных событий явилась новая расстановка сил. Между Россией и Англией еще более возросло взаимное отчуждение. Польский кризис прервал сближение между Россией и Францией. Наметилось заметное улучшение отношений между Россией и Пруссией, в котором были заинтересованы обе страны. Российское правительство отказывалось от своего традиционного курса в Центральной Европе, направленного на сохранение раздробленной Германии. Переход к поддержке объединения Германии “сверху” создавал перевес над враждебными устремлениями Англии и Франции. Принципиально такой путь объединения Германии не противоречил общим реакционным установкам царизма, так как исключал объединение на демократической основе.
Внешняя политика России повлияла на соотношение сил в Европе. Пруссия, заручившись молчаливой поддержкой России, приступила к объединению Германии “железом и кровью” . В 1864 г. Пруссия при активном содействии Австрии начала войну против Дании. Это дало первые приращения к прусской территории. Вскоре после этого, летом 1866г., вспыхнула австро-прусская война, которая привела к молниеносному разгрому Австрии. Решающей силой в объединении германии становится Пруссия. Развитие сильной милитаристской Германии в перспективе создавало для России серьезную опасность, но молчаливая позиция Англии и Франции по отношению к действиям Бисмарка и их враждебность по отношению в России толкали царизм на дальнейшее сближение с Пруссией.
20 июля 1870 г. началась франко-прусская война. Правительство России заявило о своем нейтралитете, но при этом заверило прусское правительство, что в случае выступления Англии на стороне Франции Россия выступит в поддержку Пруссии. Это поставило слабо подготовленную к войне Францию один на один с Пруссией. Военное преимущество Пруссии проявилось быстро. Уже в августе 1870 г. прусские войска овладели французскими областями Эльзас и Лотарингия. После военной катастрофы при Седане и пленения Наполеона III военное крушение Франции стало очевидным. Внутри Франции назревали революционные события. Все это наглядно демонстрировало, сколь недальновидной была политика Наполеона III, построенная на враждебных действиях против России.
Поражение Франции в войне создало новую обстановку в Европе. Пользуясь благоприятной позицией окрепшей Пруссии, правительство России поставило вопрос о пересмотре условий Парижского мирного договора. Был использован довод, что нейтрализация Черного моря была осуществлена по настоянию Франции, которая брала на себя соответствующие гарантии. В Европе сложилась новая обстановка, при которой Франция уже не могла осуществлять прежние обязанности, и поэтому Россия не считала возможным сохранять незащищенными свои южные рубежи. В октябре 1870 г. российское правительство в одностороннем порядке объявило об отказе от нейтрализации Черного моря. Правительства Англии, Австрии и Турции высказались против действий России. Однако Пруссия не поддержала позиций Англии и Австрии, предложив провести международную конференцию держав, подписавших Парижский договор.
Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россия не требовала пересмотра всех условий Парижского трактата 1856 г. Она ставила лишь вопрос об отмене отдельных статей о нейтрализации Черного моря, ущемлявших ее национальные интересы.
Подчеркнутая скромность требований России не означала маловажность вопроса. Нейтрализация Черного моря имела гораздо большие последствия, чем территориальные потери России. Разрешение вопроса могла быть достигнуто на мирной основе, так как формально не затрагивало суверенитета ни одной из стран. Однако представитель Турции потребовал для своей страны гарантий безопасности, выражавшихся в передаче ей права контроля над режимом проливов. Конференция приняла решение о закрытии проливов для военных судов всех стран, но Турции предоставлялось право в мирное время открывать их для военных судов “дружественных и союзных держав” по своему усмотрению. Этот пункт был очень невыгоден России, так как лишал ее возможности быстро увеличить свой военно-морской потенциал на Черном море за счет переброски военных судов с других баз.
В целом Лондонская конференция, завершившаяся в марте 1871 г. явилась крупным дипломатическим успехом России. Была разрушена крымская система, которая не только сковывала возможности России на Черноморском побережье, но и противопоставляла ее другим морским державам, практически исключала возможность добиваться благоприятного соглашения по другим важным вопросам. Военное укрепление Черноморского побережья имело большое значение для внутреннего развития. Россия получала возможность расширить южную морскую торговлю и хозяйственное освоение южных губерний. В обстановке капиталистического развития страны это явилось весомым дополнением к внутренним реформам.
Поражение Франции во франко-прусской войне, образование мощной Германской империи, развал крымской системы создали новую международную обстановку. В условиях острого антагонизма с Англией союзником России могла быть Германия, которая стремилась изолировать Францию. Сближение между Россией и Германией, начавшееся в 60-х гг., было подкреплено взаимной поддержкой в острой ситуации, вызванной франко-прусской войной и последующими дипломатическими маневрами российской дипломатии в связи с пересмотром условий Парижского договора. Взаимная заинтересованность в поддержке толкала правительства России и Пруссии к дальнейшему развитию отношений.
Весной 1873 г. состоялся визит германского императора Вильгельма в Петербург. Между Россией и Германией была подписана военная конвенция о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны. Спустя месяц состоялся визит Александра II в Австрию, во время которого была подписана политическая конвенция между двумя странами. В отличие от русско-германского союза, политическая конвенция с Австрией не содержала взаимных обязательств о военной помощи. Осенью 1873 г. был подписан акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции.В результате этих соглашений оформился “Союз трех императоров”.
Все три союзницы преследовали свои внешнеполитические цели, мало совпадавшие между собой. Это предопределило недолговечность союза, но на протяжении 70-х гг. он имел большое влияние на международные события. Для России “Союз трех императоров” означал не только выход из международной изоляции, но и определенное ее влияние на европейскую политику.
ПАРИЖСКИЙ МИР 1856
ПАРИЖСКИЙ МИР 1856 - договор, завершивший Крымскую войну 1853-1856 годов.
Парижский мир подписали представители России (граф А.Ф. Орлов, барон Ф.И. Бруннов) и находившихся с ней в состоянии войны Франции (Валевский, посол в Вене Ф. Буркене), Великобритании (министр иностранных дел Дж.У. Кларендон, посланник в Париже лорд Г. Каули), Османской империи (великий визирь Али-паша, посланник в Париже Мегеммед-Джемиль), Сардинии (премьер-министр граф К. Кавур и посланник в Париже маркиз С. ди Вилламарина), а также представители проводившей во время войны враждебную России политику Австрийской империи (министр иностранных дел К. Буоль-Шауэнштейн, посланник в Париже Й. Гюбнер) и остававшейся нейтральной Пруссии (министр иностранных дел О. Мантейфель и посол в Париже М. Гарцфельдт). Прусская делегация участвовала в конгрессе с 6(18) марта по настоянию А.Ф. Орлова, рассчитывавшего на её поддержку.
Переговоры об условиях прекращения войны были начаты при императоре Николае I на основе англо-французской программы «четырёх пунктов» на Венских конференциях 1854-1855 годов (прерваны в июне 1855 года, когда Франция и Великобритания потребовали от России ограничения её суверенных прав на Чёрном мое и гарантий целостности Османской империи). В декабре 1855, в условиях затухания военных действий в Крыму после захвата англо-французскими войсками южной части Севастополя в августе/сентябре 1855 года и ослабления англо-французского союза, Австрия от имени западных держав потребовала от России возобновить переговоры, признать ранее выдвинутые прелиминарные условия мира и право союзников предъявить новые требования. В противном случае Австрия угрожала разрывом дипломатических отношений, что могло привести к её вступлению в войну на стороне Франции и Великобритании. На совещании 20.12.1855 года (1.1.1856) в Санкт-Петербурге с участием светлейшего князя М.С. Воронцова, графа П.Д. Киселёва, военного министра князя В.А. Долгорукова, А.Ф. Орлова, великого князя Константина Николаевича императора Александр II решил принять ультиматум. Расстановка сил на переговорах (французский император Наполеон III был готов частично поддержать позицию России, в том числе не предъявлять ей новых требований; австрийская дипломатия окончательно отошла от принципов Священного союза и стремилась к упрочению связей с Великобританией) позволила российским представителям маневрировать и добиться облегчения условий мира.
Договор состоял из преамбулы и 34 статей. Стороны обязались отвести свои войска с занятых территорий, включая турецкую крепость Карс на Кавказе, куда вошли российские войска, города Севастополь, Балаклава, Евпатория, Керчь и Кинбурн, французский военный городок Камыш в Крыму, где находились англо-французские войска, а также Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи, но оккупированные австрийскими войсками в 1854 году. Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Пруссия и Сардинское королевство обязались совместно поддерживать целостность и независимость Османской империи, общими усилиями гарантировать соблюдение автономии Молдавии и Валахии (в Бухаресте создавалась совместная комиссия по реформе государственного устройства этих княжеств, их статус участники парижского мира окончательно определили на конференции в Париже в 1858 году). Те же страны признавали достаточным для обеспечения положения христиан в Османской империи указ султана от 18.2(1.3).1856 года о предоставлении им равных с мусульманами прав, в связи с этим отказывались от вмешательства во внутренние дела Турции (Россия таким образом теряла исключительное право защиты православного населения Османской империи и обеспечения гарантий автономии Молдавии и Валахии). Устанавливалась свобода судоходства по Дунаю, для урегулирования вопросов судоходства учреждались Европейская и Прибрежная комиссии.
Наиболее болезненными для интересов России были уступка в пользу Молдавии небольшой территории в Южной Бессарабии (что закрыло России выход к устью Дуная), а также введённый парижским миром принцип «нейтрализации» Чёрного моря - запрет как для России, так и для Турции иметь там ВМФ, строить и содержать на побережье военно-морские базы. Последнее условие означало фактическое уничтожение российского Черноморского флота, тогда как Турция в случае войны имела возможность ввести в Чёрное море флот из Средиземноморья. Стороны также обязались решать будущие конфликты политическим путём, произвести обмен пленными, объявить «полное прощение» своим подданным, которые оказались виновными в «соучастии с неприятелем» или оставались «в службе другой из воевавших держав».
Важным успехом России на переговорах было сохранение прежней российско-турецкой границы на Кавказе, отказ союзников от требований контрибуции, вмешательства в решение польского вопроса и от некоторых других условий. К договору прилагались 3 конвенции: 1-я подтверждала Лондонскую конвенцию 1841 года о закрытии Черноморских проливов для прохода военных судов (смотреть в статье Лондонские конвенции о проливах 1840, 1841, 1871 года), 2-я устанавливала предельное количество и водоизмещение лёгких военных судов, необходимых для сторожевой службы на Чёрном море как для России, так и для Турции, 3-я обязала Россию не сооружать укрепления и военно-морские базы на Аландских островах в Балтийском море. Результатом неудовлетворённости Великобритании и Австрии условиями парижского мира стало секретное соглашение между ними и Францией о гарантии целостности и независимости Турции от 3(15) апреля, которое было направлено против России и противоречило парижскому миру (предполагало установление фактического протектората трёх стран над Турцией и их согласованное вооруженное вмешательство в конфликты с участием Турции, без использования мер политического урегулирования).
Все участники мирного конгресса в Париже также подписали 4(16) апреля Декларацию о принципах международного морского права (её инициировала Франция), которая создавала более благоприятные условия для морской торговли, в частности запретила каперство.
Парижский мир и приложенные к нему документы создали в Европе новую расстановку политических сил («Крымская система»), окончательно ликвидировали Священный союз, привели к временному ослаблению влияния России в Европе и дальнейшему усилению позиций Великобритании и Франции, в том числе в решении Восточного вопроса. В 1870-1871 годах Россия отказалась выполнять ограничительные статьи парижского мира, запрещавшие ей иметь на Чёрном море военный флот и военно-морские базы.
Исторические источники:
Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917 гг. М., 1952.
Парижский трактат
31 декабря 1856
Парижский мирный договор (Парижский трактат) – многосторонний международный договор, подписанный 18 (30) марта 1856 года на Парижском конгрессе. Неудачный для России ход Крымской войны 1853-1856 гг. привёл к ущемлению её прав и интересов, территориальных и иных. Пункт договора о нейтрализации Чёрного моря означал для России запрет иметь на Чёрном море военные флоты, арсеналы и крепости. Парижский мирный договор 1856 года полностью изменил международную обстановку в Европе, уничтожив европейскую систему, покоившуюся на Венских трактатах 1815 г.
ПАРИЖСКИЙ ТРАКТАТ, 18/30 МАРТА 1856 Г.
Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками. […]
Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора. […]
Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военноморских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военноморского арсенала.
Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений. Сия конвенция прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб она составляла неотдельную его часть. Она не может быть ни уничтожена, ни изменена без согласия держав, заключивших
Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к Княжеству Молдавскому под верховной властью Блистательной Порты. […]
Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их. […]
Княжество сербское остается, как прежде, под верховной властью Блистательной Порты, согласно с императорскими Хати-Шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного при общем совокупном ручательстве договаривающихся держав. Вследствие сего, означенное Княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. […]
СТАТЬЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И ВРЕМЕННАЯ
Постановления подписанной сего числа конвенции о проливах не будут применяемы к военным судам, кои воевавшими державами употреблены будут для вывода морским путем войск их из земель, ими занимаемых. Сии постановления войдут в полную силу, как только сей вывод войск будет приведен к окончанию. В Париже, в30-й день марта 1856 года.
Парижский трактат Париж, 18/30 марта 1856 г. //Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/paris.htm
БОРЬБА КНЯЗЯ ГОРЧАКОВА ЗА ПЕРЕСМОТР СТАТЕЙ ПАРИЖСКОГО МИРА
Сразу после окончания Крымской войны князь Горчаков пообещал царю отменить унизительные для России статьи Парижского договора 1856 г., причем средствами дипломатии. Надо ли говорить, что Александру II импонировало такое развитие событий, и Горчаков становится вначале главой Министерства иностранных дел, затем вице-канцлером. 15 июня 1867 г., в день пятидесятилетия своей дипломатической службы, Александр Михайлович Горчаков был назначен государственным канцлером Российской империи.
Фраза Горчакова – «Россия не сердится, Россия сосредотачивается» – стала хрестоматийной. К месту и не к месту приводит ее каждый автор, пишущий о России 60-х гг. XIX в. Но, увы, никто не объясняет, по какому поводу была сказана эта фраза, вырванная нашими историками из контекста.
На самом деле 21 августа 1856 г. во все русские посольства за рубежом был разослан циркуляр Горчакова, где говорилось: «Россию упрекают в том, что она заключается в одиночестве и хранит молчание ввиду явлений, несогласных ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, Россия дуется. Нет, Россия не дуется, а сосредоточивает себя (La Russie boude, dit-on. La Russie se recueille). Что же касается до молчания, в котором нас обвиняют, то мы могли бы напомнить, что еще недавно искусственная коалиция была организована против нас, потому что голос наш возвышался каждый раз, когда мы считали это нужным для поддержания права. Деятельность эта, спасительная для многих правительств, но из которой Россия не извлекла для себя никакой выгоды, послужила лишь поводом к обвинению нас невесть в каких замыслах всемирного господства».[…]
Дело в том, что после заключения Парижского мира ряд государств начал готовиться к перекройке границ в Европе, определенных Венским конгрессом 1815 г., и государства, которые боялись перекройки границ, стали обращаться к России за помощью.
Более ясно Горчаков сформулировал свою политику в беседе с русским послом в Париже П. Д. Киселевым. Он заявил, что «ищет человека, который помог бы ему уничтожить параграфы Парижского трактата, касающиеся Черноморского флота и границы Бессарабии, что он его ищет и найдет»
Широкорад А. Б. Россия – Англия: неизвестная война, 1857–1907. М., 2003 http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab2/06.html
КОНЕЦ ПАРИЖСКОГО ТРАКТАТА
В 1870 году постылому Парижскому трактату нанесен первый удар. Воспользовавшись франко-германской войной, Горчаков аннулировал ту его унизительную статью, что воспрещала России содержать на Черном море флот. Однако мы и не подумали извлечь пользу из этого выгодного оборота дел. Семь лет было потеряно даром, и к 1877 году мы оказались по-прежнему без флота, что самым невыгодным образом повлияло на ход войны с Турцией. Флот является безошибочным критерием великодержавности данной страны, выразителем ее удельного веса в ряду мировых держав. Беглый обзор судостроительной программы дает всегда больше, чем кропотливый анализ дипломатических архивов. В 1878 году территориальные определения Парижского договора были отменены Берлинским конгрессом. Россия приобрела Карс и Батум и вернула Южную Бессарабию, правда, ценою жестокого дипломатического унижения, унижения тем большего, что она была победительницей.
Парижский договор 1870
Главной задачей внешней политики России в третьей четверти XIX в. была борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира, запрещавших России держать военные суда и строить крепости на Чёрном море. Россия не могла мириться с положением, при котором её черноморская граница оставалась незащищённой и открытой для военного нападения. Экономические и политические интересы страны, а также интересы безопасности государства требовали отмены нейтрализации Чёрного моря. Решать эту задачу в условиях внешнеполитической изоляции и военно-экономической отсталости государства можно было только дипломатическим путём.
19 (31) октября 1870 г. правительствами Англии, Франции, Австро-Венгрии и Пруссии был получен циркуляр, подписанный министром иностранных дел России А. М. Горчаковым, в котором говорилось: «Государь император не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18 (30) марта 1856 г., поскольку они ограничивают его верховные права в Чёрном море».
В результате последовавших за этим переговоров было решено созвать международную конференцию, которая открылась 5 (17) января 1871 г. в Лондоне. После долгих дебатов 1 (13) марта была подписана конвенция, которая отменила все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Чёрном море.
Отмена нейтрализации Чёрного моря явилась крупным успехом российской дипломатии. Отныне Россия могла держать в этой зоне неограниченное количество своих военных кораблей и строить военные базы, что послужило основой для восстановления позиций, утраченных в результате Крымской войны.
За успешно выполненную задачу А. М. Горчаков, награждённый уже к тому времени всеми высшими российскими орденами, получил почётную приставку Светлости к своему княжескому титулу. В царствование Александра II это было единственное пожалование титула светлейшего князя, оказавшееся последним в истории России.
Лит.: Нарочницкая Л. И. Россия и отмена нейтрализации Чёрного моря, 1856-1871 гг. М., 1989; Документы к отмене некоторых статей Парижского трактата 1856 года // Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. М., 1952; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/grchakov.htm .
См. также в Президентской библиотеке:
История в историях
Внешняя политика России (1856-1894)
Среди факторов, определявших направление внешней политики России во второй половине XIX в., следует выделить, прежде всего, сдвиги в социально-экономическом развитии страны и существенные изменения в международной обстановке.
Поражение в Крымской войне тяжело сказалось на международных позициях России, которая, хотя и оставалась великой державой, но заметно теряла свое влияние на международные дела. Оказался подорванным русский авторитет в Европе. На Ближнем Востоке возросло влияние Франции и особенно Англии, которая добилась монополии в мировой торговле и усилила свою морскую гегемонию. Внешняя политика России в послевоенной Европе носила сдержанный характер, вместе с тем правительство пыталось, хотя бы отчасти, компенсировать неудачи успехами в Азии.
Следует иметь в виду, что с развитием в стране капиталистических отношений буржуазный характер постепенно принимала и внешняя политика, объективно отражающая интересы как помещиков, так и развивающейся буржуазии.
Рассматривая внешнюю политику пореформенной России, необходимо выделить два периода: первый – от поражения в Крыму до франко-прусскои воины и отмены ограничительных статей Парижского договора (1870-1871) и второй – от начала 70-х годов до образования русско-французского союза (1891-1894).
Главной целью русской дипломатии в 50-70-е годы становится отмена ограничительных статей Парижского мира, унижавших национальное достоинство России, противоречащих ее экономическим и Политическим интересам. Русские дипломаты во главе с А.М.Горчаковым, возглавившим МИД, решали эту задачу, используя противоречия между Англией, Францией и Австрией. Однако в одиночку достигнуть успеха было нельзя.
Первоначально казалось, что союзником России могла бы стать Франция, не получившая территориальных выгод в Крымской войне и мечтавшая расширить свои границы путем присоединения левого берега Рейна, Ниццы и Савойи. Во время свидания Наполеона III и Александра II в Штутгарте (1857) было положено начало сотрудничеству двух стран в Италии и на Балканах.
Отношения между Россией и Францией, однако, явно ухудшились в период польского восстания 1863 г. Современные историки убедительно показали, что недальновидная политика Наполеона III по отношению к России в решении восточного и польского вопросов в дальнейшем привела к изоляции Франции в ходе франко-прусского конфликта.
Во второй половине 60-х – начале 70-х годов XIX в. в Европе завершается процесс объединения Германии. Судьба ее решалась в открытом военном столкновении Пруссии с Австрией. В 1866 г. Австрия потерпела поражение, а в 1867 г. был создан Северогерманский союз, президентом которого стал прусский король.
Развитие германских событий вскоре стало вызывать опасения соседней Франции, пытавшейся остановить территориальные притязания Пруссии. В июле 1870 г. началась франко-прусская война, которая уже через несколько месяцев (в сентябре того же года) закончилась жестоким разгромом французов под Седаном.
В 1870 г. России удалось использовать обстоятельства, вызванные поражением Франции в войне, которая по сути дела разрушила основы «Крымской системы». Циркуляром от 19 октября 1870 г. министр иностранных дел России А.М.Горчаков сообщил правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, об отмене нейтрализации Черного моря. После дипломатической борьбы, Лондонская конференция 1871 г. узаконила это решение.
Начавшееся сближение с образовавшейся после франко-прусской войны Германской империей продолжалось в последующие годы и, в конечном счете, привело к возникновению в 1873 г. Союза трех императоров" (Россия, Германия, Австрия). Союз этот не был прочным, так как обуславливался скорее боязнью взаимного усиления, чем общностью интересов. Во время нового обострения франко-германских отношений (1875) Россия недвусмысленно дала понять, что не допустит разгрома Франции.
Следует отметить, что весьма важен вопрос о причинах усиления агрессивности Пруссии, ранее трактовавшийся рядом зарубежных историков преимущественно как следствие благожелательного нейтралитета России. В современной отечественной историографии среди таких причин указывается политика Наполеона III в отношении России, направленная на сохранение статей Парижского мира, недооценка Францией военной силы Пруссии, отношение Англии к Пруссии (как к возможному противовесу сильным европейским странам на континенте), заинтересованность консервативных кругов Европы в Пруссии (как опоре против революционного движения).
Предыдущая главаОглавлениеСледующая глава
Глава 11. Внешняя политика России 60-90-х гг. XIX в.
Документы, включенные в главу, раскрывают основные направления внешней Политики России второй половины XIX в.: деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского трактата, политику России на Балканах, складывание империалистических блоков в Европе, образование русско-французского союза.
После Крымской войны внешнеполитический курс правительства самим тесным образом был связан с внутриполитическим развитием страны. Министр иностранных дел А. М. Горчаков 3 сентября 1865 г. писал Александру I!: «.При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче»[1].
Главным направлением во внешней политике России в первые десятилетия после Крымской войны были борьба за пересмотр условий Парижского трактата, борьба за отмену статей нарушающих суверенитет, права России на Черном море. По Парижскому трактату Россия лишалась права держать военный флот на Черном море.
В разгтр франко-прусской войны, приковавшей внимание держав, Россия заявила об отмене ограничительных статей Парижского договора. В циркуляре А. М. Горчакова от 19(31) октября 1870 г., разосланного правительствам всех государств, подписавших Парижский трактат, сообщалось о решении отменить нейтрализацию Черного моря.
Лондонская конференция, созванная в 1871 г. по поводу циркуляра Горчакова, признала права России на Черном море. Отмена ограничительных статей Парижского трактата способствовала укреплению обороны Черноморского побережья России, содействовала экономическому развитию юга России и расширению внешней торговли.
Крупным событием во внешней политике России второй половины XIX в. явилась русско-турецкая война 1877—1878 гг. Эта война была вызвана подъемом национально-освободительного движения балканских народов против османского владычества и обострением противоречий между великими державами на Ближнем Востоке. Хотя царское правительство не стремилось к войне, оно вынуждено было начать ее под влиянием общественного мнения России. Объективно война носила прогрессивный характер. Она способствовала освобождению балканских народов от турецкого гнета, развитию капитализма на Балканах. Результаты войны отражает текст Берлинского трактата O’! 1(13) июля 1878 г.
Франко-прусская война 1870—1871 гг. способствовала австро-германскому сближению и оформлению союза трех императоров. Последствия войны учитывались и в Петербурге. В правящих кругах России усиление Германии вызвало страх за положение на западных границах, заставляло более внимательно следить за политикой Германии. Опасаясь изоляции и стремясь нейтрализовать политику Австро-Венгрии и Германии на Балканах и в Европе, правительство России пошло на заключение соглашения с Веной и Берлином. Таким путем петербургский кабинет рассчитывал укрепить свои позиции в Европе и заручиться поддержкой в противодействии английским планам на Востоке.
В 1873 г. между Россией и Германией, между Россией и Австро-Венгрией были подписаны военные конвенции. Три империи оказались связанными общими соглашениями. Это объединение и вошло в историю под названием «союза трех императоров». Несмотря на наличие противоречий между членами союза, несмотря на его непрочность, российское правительство строго придерживалось принятых на себя обязательств по союзу и считало, что союз укрепляет позиции России в Европе и на Востоке, ослабляет противоречия с Германией и Австро-Венгрией.
В 1881 г. союз трех императоров был возобновлен. Но он уже не был военным союзом, а являлся договором о нейтралитете. В 1884 г. союз трех императоров был продлен еще на три года. Подписанный в марте 1884 г. в Берлине договор повторял основные положения соглашений 1881 г.
В 1887 г. кончился срок действия договора трех императоров Обострение русско-австрийских противоречий на Балканах исключило продление союза трех императоров на новый срок. Однако в условиях резкого обострения международных отношений в Европе, после некоторых колебаний и сомнений, германское и российское правительства сочли целесообразным заключить двухсторонний русско-германский договор. В июне 1887 г. в Берлине был подписан секретный русско-германский договор, который вошел в историю под названием «договора перестраховки». Срок действия договора перестраховки истек в 1890 г. Обострение русско-германских, русско-австрийских и франко-германских противоречий делало невозможным продление союза двух императоров.
При изучении текстов договора «Союза трех императоров» и «Союза двух императоров» надо учитывать особую воинственность, агрессивность Германии, приведшую к подписанию в 1879 г. военного австро-германского союза, направленного против России и положившего начало образованию империалистических блоков в Европе. В 1882 г. к австро-германскому союзу присоединилась Италия и был оформлен военно-политический Тройственный союз, возглавляемый Германией. Этот союз был направлен против России и Франции. В ответ на образование Тройственного союза в 1891 —1894 гг. оформился русско-французский военный союз.
[1] См.: Красный архив.— 1939.— 2(93).— С. 108