Перейти к содержимому

Квалификационные требования к учителю истории

Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования"

В связи с участившимися обращениями педагогических работников в адрес Минобрнауки России по вопросу о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) разъясняет.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Учитывая, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н*, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н** «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования);

пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок аттестации).

Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации - «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности***.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.

* Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 2/2014.

** Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 10/2015.

*** Пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо применять с учетом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н), не использующего слова «в порядке исключения», что нашло свое отражение в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Обзор документа

Может ли проходить аттестацию педагог, не имеющий профильного образования? Минобрнауки России дает разъяснения по этому вопросу.

Профстандарт педагога начнет применяться с 1 января 2017 г. В связи с этим, при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогам, следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также порядком проведения аттестации таких работников.

Исходя из указанных актов, полагает Минобрнауки России, лица, имеющие, например, высшее профобразование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории") и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История"), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, истории и обществознания.

Также необходимо учитывать, что педагог, не имеющий профильного образования, может соответствовать занимаемой должности при аттестации, если представление работодателя в аттестационную комиссию содержит мотивированную положительную оценку его профессиональных качеств и результатов работы.

Кроме того, вышеназванный Единый квалификационный справочник позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, но обладают достаточными практическим опытом, компетентностью и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация "Воспитатель детского сада", учителя технологии, имеющие квалификацию "Инженер-технолог" (независимо от специальности), и т. д.

Рекомендации работодателю о возможности назначения на педагогические должности таких лиц выносят аттестационные комиссии образовательных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нужно ли переучиваться учителю истории на преподавателя ОБЖ

Работая учителем истории хочу преподавать еще и ОБЖ. Смогу ли я пройдя платные курсы преподавать данный предмет в той же школе или переучиваться не нужно?

Ответы юристов (2)

В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)

«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ требования к образованию и обучению по должности учитель — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, если Вы за время работы на должности учителя истории проходили обучение по программам повышения квалификации по направлению деятельности в образовательной организации, то переподготовка Вам не требуется.

Руслан, здравствуйте. Пройдя курсы переподготовки, можете. Смотрим ФЗ «Об образовании»

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области,соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, пройдя соответствующие курсы перепрофилирования, Вы сможете преподавать другие предметы

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имею ли я право преподавать обществознание с дипломом "учитель истории"?

имею ли я право преподавать обществознание, право,экономику, если в по диплому квалификация "Учитель истории"

Ответы юристов (1)

Необходимо подать заявление о готовности преподавать по данным дисциплинам.

И рекомендую прочесть комментарии к статье ФЗ «Об образование» — вопрос решится:

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Часть 1 этой статьи в системной связи со ст. 2 комментируемого Закона имеет первостепенное значение для определения категории «учитель» («педагогический работник»), поскольку именно здесь дается ответ на главный вопрос: что это за физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности?

Частью 1 комментируемой статьи установлены два требования к лицам, при наличии которых они могут претендовать на то, чтобы участвовать в обучении, воспитании обучающихся и (или) организации образовательной деятельности:

Читайте так же:  Договор займа образец физлица

1) наличие среднего профессионального или высшего образования;

2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

На законодательном уровне имеется два подхода к определению образовательного ценза для работников. Первый предполагает четкую корреляцию со специальностью (квалификацией) и действует в отношении фармацевтических работников (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» требует, чтобы фармацевтический работник имел фармацевтическое образование), прокуроров (согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе), адвокатов (согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности) и др. В большинстве случаев требуется лишь наличие образования определенного уровня.

Если из первого требования следует, что лицо, даже не имеющее квалификации «учитель», но имеющее любое среднее профессиональное или высшее образование, может претендовать на должность педагогического работника, то второе требование по сути отрицает необходимость первого.

В настоящее время установлены следующие требования к квалификации*(152):

преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов) должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Преподавателем может быть лицо, имеющее либо высшее образование или среднее профессиональное образование, но при условии прохождения дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении;

учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Учителем может быть лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование, но при условии прохождения дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении.

В письме Минобрнауки России от 25 августа 2015 N АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» указывается, что согласно требованиям Квалификационных справочников иногда дополнительного профессионального образования не достаточно для занятия определенной должности. Если одним из требований при приеме на работу является наличие высшего образования в определенной области, например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием, даже если он освоил программы дополнительного профессионального образования в области гуманитарных и социальных наук.

Согласно указанным выше нормативным актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Разъяснения в отношении требований профессиональных стандартов к педагогическим работникам системы общего образования содержатся в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10 августа 2015 г. N 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования». Так, в письме указывается, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»*(153) начинается только с 1 января 2017 г.

В настоящее время профессиональные стандарты находятся в стадии разработки. Согласно данным официального сайта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации*(154) завершен процесс разработки профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Согласно подготовленному документу педагог должен будет иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Педагог-психолог в сфере образования должен иметь высшее образование по профильным направлениям.

До 1 января 2017 года следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.

В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10 августа 2015 г. N 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» обращается внимание на то, что п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Предписания п. 9 Единого квалификационного справочника, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, воспринимаются судом наравне с требованиями комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2014 г. по делу N А46-5911/2013 рассматривает ситуацию, в которой несоответствие образовательного ценза педагогического работника учреждения квалификационным требованиям к должности «преподаватель» Министерством образования Омской области квалифицировалось как нарушение лицензионных требований. Суд исходит из того, что если решением аттестационной комиссии работник признан соответствующим должности «преподаватель» и недобросовестное исполнение преподавателем учреждения своих должностных обязанностей не доказано, то он вправе занимать данную должность, даже если иные квалификационные требования не соблюдены.

Согласно квалификационным требованиям социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика», воспитатель (старший воспитатель) — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», тьютор — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее двух лет".​

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Учитель истории и обществознания


Должностные инструкции работников

Бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения

«Ахтубинская средняя общеобразовательная школа »

п. Комсомольский Красноярского района Астраханской области

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя ОУ, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года №593 в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Учитель принимается и освобождается от должности директором школы.

Учитель должен знать:

O приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

O законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

O Конвенцию о правах ребенка;

O основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

O педагогику, психологию, возрастную физиологию;

O школьную гигиену;

O методику преподавания предмета;

O программы и учебники по преподаваемому предмету;

O методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

O средства обучения и их дидактические возможности;

O основы научной организации труда;

O нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

O теорию и методы управления образовательными системами;

O методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

O современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

O методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

O технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;

O трудовое законодательство;

O основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

O правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

O правила по охране труда и пожарной безопасности.

O Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета,

O способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов,

O современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

O Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

O Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

O Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей,

O Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение,

O Осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Читайте так же:  Льготы учителям в сельской местности в 2019 году

O Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

O Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

O Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

O Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

O Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

O Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

O Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

O Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

O Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

O Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по УВР с оплатой замены в установленном порядке;

O Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а так же за 20 минут до начала и в течение 15 минут по окончании своих уроков;

O Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

O Проходит периодические медицинские обследования, проходит необходимую вакцинацию.

O Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к учителю ИСТОРИИ:

O Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

O Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех классов проверяются не реже одного - двух раз в учебную четверть.

O Выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.

O Хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.

O Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и внеклассную работу по предмету.

O Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, городской, областной олимпиадах.

O Проводит работу совместно с библиотекарем школы по организации внеклассного чтения учащихся по истории.

O Оказывает посильную помощь в организации туристической и краеведческой работы в школе.

Учитель при исполнении профессиональных обязанностей имеет право:

O участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;

O свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методы оценки знаний обучающихся, воспитанников;

O представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;

O получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

O требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

O на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;

O знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

O на конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

O повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

Учитель несет ответственность:

O за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в соответствии с законодательством об образовании и трудовым законодательством;

O за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

O за причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.

O за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

O за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

O За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

Может ли учитель русского языка и литературы преподавать искусствоведение?

Мой сын учится в восьмом классе. За все годы обучения показывает хорошую успеваемость.В этом году в программе появился предмет - искусствоведение. Преподает его учитель русского языка и литературы. С первого урока между сыном и учителем не сложились отношения. Как следствие, снизилась успеваемость из-за этого предмета. Хочу узнать, может ли учитель русского и литературы преподавать искусствоведение?

12 Декабря 2016, 15:12 Жанна, г. Москва

Ответы юристов (3)

По действующему законодательству у нее есть такая возможность.

Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ»

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Говоря о квалификационных требований стоит обратится к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ согласно которому

Учитель должен иметь:

высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования „Образование и педагогические науки“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

таким образом, если она соответствует указанным требованиям — она может преподавать данный предмет, при наличии квалификации в области преподаваемого предмета.

Письмо Минобрнауки России от 10.08.2015 N 08-1240
»О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования"

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Уточнение клиента

Благодарю за информацию, Михаил Игоревич! Только Ваш ответ не очень добавил мне ясности. Если брать в расчёт фразу ". — она может преподавать данный предмет, при наличии квалификации в области преподаваемого предмета." Чем должна подтверждаться квалификация? Предметы русский язык и литература - это понятно, классификация по диплому, а искусствоведение? Если я правильно понимаю - это разные дисциплины. Должна ли каким - то образом подтверждаться квалификация этого преподавателя и по искусствоведению, коль уж она его преподаёт?

12 Декабря 2016, 15:36

Есть вопрос к юристу?

Жанна, для получения квалификации она погла пройти соответствующие курсы переподготовки, дополнительного обучения, которые подтверждены сертификатом или иным подобным документом. На основании указанных документов, при распределении нагрузки и определении преподаваемых предметов — ее могут допустить до обучения.

Документы, подтверждающие квалификацию, будут находится в личном деле учителя.
Если у Вас есть сомненния в ее компетентности по данному вопросу в таком случае стоит переговорить с директором школы, который возможно и согласится сообщить Вам информацию о наличии или отсутствии у нее соответсвующей квалификации.

Но общее же правило — таково, если есть диплом об образованию по соответствующему направлению деятельности (образование и педагогические науки) — она может осуществлять образовательную деятельность.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Должностная инструкция
учителя истории и обществознания

  • приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации;
  • требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию предмета, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательном учреждении.
  • программы и учебники по предмету, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета и воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • педагогику, физиологию и психологию;
  • основы экологии, экономики и социологии;
  • основы работы с персональным компьютером, принтером, мультимедийным проектором;
  • основы работы с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
  • средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания предмета, и их дидактические возможности;
  • инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, компьютерным оборудованием и оргтехникой.

1.8. Учитель должен знать свою должностную инструкцию учителя истории, правила по охране труда и пожарной безопасности в школе, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

3. Должностные обязанности
3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей, специфики преподаваемого предмета и требований ФГОС основного общего образования к преподаванию предмета.
3.2. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.
3.3. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательной программы, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
3.5. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету с практикой, обсуждает с учащимися актуальные события современности.
3.6. Может осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
3.7. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Оценивает эффективность и результаты обучения школьников по истории и обществознанию.
3.8. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, при этом учитывая личные качества каждого обучаемого ребенка. Участвует в разработке качественных образовательных программ по истории и обществознанию.
3.9. Учитель истории и обществознания обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.
3.10. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.11. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
3.12. Выполняет Устав школы, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования должностной инструкции учителя истории и обществознания, Трудовой договор, а также локальные акты учреждения, приказы директора школы.
3.13. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребёнка, этические нормы поведения, является примером для учащихся и воспитанников.
3.14. Соблюдает этические нормы поведения в образовательном учреждении, общественных местах, соответствующие социально-общественному положению учителя.
3.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся детей во время образовательного процесса, внеклассных предметных мероприятий.
3.16.Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями) и по приглашению классных руководителей посещает родительские собрания.
3.17. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.18. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, внеклассных предметных мероприятиях, предметных неделях, а также в предметных МО и методических объединениях, проводимых вышестоящей организацией.
3.19. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
3.20. Проходит периодически обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.21. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий школьниками.
3.22. Немедленно сообщает дежурному администратору и директору школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.
3.23. Принимает участие в ГВЭ и ЕГЭ.
3.24. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия.
3.25. Контролирует наличие у учащихся рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных (лабораторных) работ, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
3.26. Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе заполняет и предоставляет для согласования график проведения контрольных работ.
3.27. Хранит тетради для контрольных работ школьников в течение всего года.
3.28. Организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету. Формирует сборные команды общеобразовательного учреждения для участия в следующих этапах олимпиад по истории и обществознанию.
3.29. Организует участие учащихся в конкурсах, во внеклассных предметных мероприятиях, в предметных неделях, защитах исследовательских работ и творческих проектов, соревнованиях, эстафетах, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.
3.30. Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания истории и обществознания.
3.31. Учителю истории и обществознания запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащихся с уроков;
  • использовать в учебной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещении и на территории школы.
Читайте так же:  Доверенность на получение свидетельства о рождении ребенка бланк

3.32. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по истории и обществознанию, приборами, техническими средствами обучения, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности для кабинета;
  • осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по охране труда в учебном кабинете, а также правил техники безопасности и поведения;
  • проводит инструктаж учащихся по охране труда и технике безопасности, по правилам поведения в учебном кабинете с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, осуществляет изучение учениками правил и требований охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
  • принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет к приемке на начало нового учебного года.

3.33. Учитель истории и обществознания обязан иметь тематический план работы по предмету и рабочий план на каждый урок.
3.34. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:

  • безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
  • организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением инструкций по охране труда.

3.35. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
3.36. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой.
3.37. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной должностной инструкции для учителя истории и обществознания, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
3.38. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
3.39. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
3.40. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.
3.41. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
3.42. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
3.43. Немедленно сообщает директору школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

  • На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Давать ученикам во время занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации уроков и обязательному соблюдению ученической дисциплины.
  • На повышение квалификации. В этих целях администрация школы создает условия, необходимые для обучения педагогических работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  • На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения.
  • Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в учебной деятельности технических и программных средств, ремонтных работах оборудования и кабинета при необходимости.
  • Вносить предложения по улучшению условий учебного процесса в кабинете, доводить до директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих работоспособность учащихся на уроках.
  • Участвовать в управлении учебным заведением в порядке, который определяется Уставом общеобразовательного учреждения.
  • Выбирать и использовать в своей педагогической деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений учеников, рекомендуемые Министерством образования РФ или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
  • На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
  • На ознакомление с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы учителя, на свое усмотрение давать по ним объяснения, писать объяснительные.
  • На поощрения, награждения по результатам образовательной деятельности.
  • Выбирать и предлагать учащимся полезные для использования в учебе ресурсы Интернет.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в учебном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
  • На конфиденциальное служебное расследование, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Ответственность
5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель общеобразовательного учреждения несёт ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ по предмету в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком учебного процесса;
  • за жизнь и здоровье школьников во время образовательного процесса и внеклассных предметных мероприятий, тематических экскурсий и поездок, проводимых учителем общеобразовательного учреждения, а также на закрепленной территории дежурства, согласно утвержденного директором графика дежурства педагогических работников;
  • за нарушение прав и свобод обучающихся, определённых законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательного учреждения;
  • за неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации общеобразовательного учреждения несчастного случая;
  • за отсутствие контроля соблюдения учащимися инструкций по охране труда и правил поведения во время занятий, а также во время дежурства учителя.

5.2. В случае нарушения Устава общеобразовательного учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, приказов директора школы учитель истории и обществознаня подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель общеобразовательного учреждения может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации;
5.4. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил и норм организации учебно-воспитательного процесса, учитель истории и обществознания в общеобразовательном учреждении несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6.За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Инструкцию разработал: ______________ /____________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. ______________ /____________________/

Для любых предложений по сайту: [email protected]