Перейти к содержимому

Избежать ответственности за административное правонарушение

Главное правило защиты : по каждому нарушению можно избежать наказания…

Это не стоит оценивать как уклонение от положенной по закону ответственности. Это надо оценивать как помощь для тех, кого пытаются незаконно привлечь к административной ответственности…И для тех, кого законно привлекают…Ведь, к примеру, законно взыскиваемые налоги можно уменьшить или вообще законно избежать их уплаты. Так и здесь…

Я не призываю съедать протокол, я хочу рассказать о ЗАКОННЫХ способах уклонения от административной ответственности, которые выражаются в ТОЧНОМ использовании норм закона и использовании неисполнения этих норм должностными лицами…

При этом напоминаю, что за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, нет НИКАКОЙ ответственности…

Существует 2 схемы защиты:

А) Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений.

1) отсутствие СОБЫТИЯ правонарушения ;

2) отсутствие СОСТАВА правонарушения ;

3) невменяемость лица, совершившего правонарушение;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости;

5) действие лица в состоянии необходимой обороны;

6) издание акта , УСТРАНЯЮЩЕГО применение административного взыскания;

7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания ;

8) наличие ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица к административной ответственности:

- ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания ;

- НЕОТМЕНЕННОГО постановления О ПРЕКРАЩЕНИИ дела об адм. правонарушении;

- наличие по данному факту уголовного дела.

Итак , остановимся поподробнее на каждом пункте :

1) Отсутствия СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения (например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения! При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события!, а не состава) правонарушения, в виду отсутствия вообще каких бы то ни было доказательств (ну, за исключением измерения скорости с помощью видеокамер).При этом ссылаетесь на ст.227, которая исключает производство по делам адм.правонарушений при отсутствии СОБЫТИЯ правонарушения…

2) Отсутствие СОСТАВА означает, что, хотя правонарушение и БЫЛО (обращаю внимание на отличие от СОБЫТИЯ – его не было!), в этом событии ОТСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ, которые образуют в своей совокупности СОСТАВ правонарушения. Подробнее про состав можно прочитать на странице : http://avtojulia.narod.ru/sostav.htm . Хочу лишь напомнить, что состав правонаруше­ния является не просто какой-то теорией или чем-то формаль­ным . Знание состава правонаруше­ния очень важно для правильного опре­деления в конечном счете, является деяние правонарушением или нет .

По своей структуре состав административного право­нарушения состоит из четырех составляющих:

1) объект — соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правона­рушение ,

2) o бъективная сторона — конкретные действия, наруша­ющие установленные правила,

3) субъект — конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет,

4) субъективная сторона — отношение лица к совершенно­му им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.

С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что при производстве по делам соответствующие должностные лица в подавляющем своем большинстве не мотивируют долж­ным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения (этим, кстати, грешат и многие обви­нительные заключения по уголовным делам). А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяет­ся в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответ­ственности или о переквалификации действий!

Пример : водитель привлекается за нарушение ПДД по ч.2 ст.115 за несоблюдение требований дорожных знаков. В ходе рассмотрения дела выясняется (по жалобе водителя в суд на незаконную установку дорожного знака), что знак «Въезд запрещен», который игнорировал водитель, установлен с нарушением действующих правил, то есть самовольно. – Нет объективной стороны нарушения, поскольку действия водителя не нарушают УСТАНОВЛЕННЫЕ правила.

3,4, 5) Вопросы возраста, невменяемости, состояния крайней необходимости и необходимой обороны вопросов не вызывают. Например: Вас не смогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения, если это совершено для предотвращения ДТП (даже если Вам это только показалось).

Еще пример : привлекается конкретное лицо за конкретное правонарушение, но при рассмотрении дела обозревается его паспорт – 16 лет есть. Но само правонарушение он совершил за 2 дня до его 16-летия . – Нет субъекта правонарушения.

6) Если принят новый акт, смягчающий ответственность, то производство по делу продолжается, но вид и размер взыскания определяются по этому акту.

7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания определяется ст.38 КоАП, которая устанавливает что взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Важнейшим также является указание п.7 ст.227 КоАП, что если срок давности, установленный ст.38, истек к моменту рассмотрения дела об административном нарушении, то это исключает производство по делу. Верховный суд прямо отмечает правильность прекращения дела в связи с истечением срока наложения административного взыскания по п.7 ст.227 (БВС.1997. №10. стр.3-4)

8) НАЛИЧИЕ ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица к административной ответственности ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Есть еще одна возможность избежать ответственности, это ст. 22 КоАП, которая предоставляет возможность уполномоченному органу, должностному лицу освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться замечанием в случ ae , если совершенное правонарушение малозначительно.

Здесь все зависит от усмотрения этого уполномоченного органа, должностного лица, поскольку закон в этом вопросе не носит обязывающего характера. Конечно, правильнее было бы зать, что все здесь зависит от факта малозначительности совершенного правонарушения. Но дело в том, что законом не определены признаки этой малозначительности. На практике следует исходить из того, что малозначительным будет нарушение, которое не повлекло сколь-либо ощутимого ущерба интересам государства, общества, граждан. Но при этом следует учитывать обстоятельства нарушения и личность виновного.

Следует отличать устное замечание, о возможности которого говорит ст. 22, от предупреждения. Первое вообще не является административным взысканием, не влечет никаких юридических последствий для нарушителя. Предупреждение же относится к административным взысканиям и фиксируется по установленной форме. Оно может выступить в ряде случаев отягчающим (квалифицирующим) признаком при повторности нарушения.

Второй путь защиты

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Это когда невозможно доказать, что правонарушения не было, говоря юридически : деяние квалифицировано как административное правонарушение…

Тогда надо искать нарушение порядка процессуального производства…Вспомним статью 50 Конституции РФ:
«…2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Комментарий к статье 50:
Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Это положение направлено также на защиту прав граждан и предостережение должностных лиц правоохранительных органов и суда от НАРУШЕНИЯ НОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. "

Таким образом, любой документ будет получен с нарушением закона, если он : составлен не управомоченным на то органом или должностным лицом, если не был соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности, без разъяснения прав и обязанностей привлекаемому, без участия понятых (когда это предусмотрено), если объяснения и допросы проведены с нарушением права, установленного ст.51 Конституции РФ, а также если получен от привлекаемого после его ходатайства о предоставлении помощи адвоката и непредоставление такой помощи и т.д.

Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, СОВЕРШИЛО ИЛИ НЕТ лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение…Об этом прямо говорится в Постановлении ВС РФ по гражданским делам (БВС №12 от 2001 г.)
Относительно таких доказательств следует ставить вопрос об их исключении из числа таковых на основании ст.50 Конституции РФ как на любой стадии ПДАП, так и при рассмотрения дела непосредственно.

Поэтому можно дать такой совет: если на Вас составляют административный протокол, внимательно прочтите набранную типографским способом строчку . Слово зачеркните и напишите сверху слово . В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что виновным себя не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд. Обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите: . При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут не согласны с оценкой ваших действий инспектором, с бездоказательным обвинениями. Кроме того, инспектор, составивший протокол в соответствии со ст.2361 КоАП РСФСР, обязан вручить копию административного протокола, поэтому будьте внимательны, смотрите, за что расписываетесь в протоколе, а также сделайте запись в протоколе «требую адвоката для защиты в соответствии со ст.247 КоАП РСФСР». В дальнейшем, это даст возможность обжаловать протокол… Закон, в соответствии со ст.ст.247 и 250 не позволяет рассмотреть дело и вынести постановление без удовлетворения такого ходатайства. Подчеркиваю, сделать такую запись надо, если даже Вы не собираетесь воспользоваться такими услугами. Это Ваша защита в будущем. Обычно после составления протокола Вас отпускают. Если все же Вам предоставят адвоката(?!), Вы всегда можете заявить, что Ваше право выбрать конкретного (ст.247 КоАП – «…или иного лица, приглашенного по выбору…»)

Читайте так же:  Ходатайство подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме

Потом этот протокол или уже вынесенное постановление (напомню, что на месте обычно составляют протокол, а постановление выносят уже потом, в группе разбора, но бывает , что Постановление ГАИшник выносит сразу…) можно обжаловать лишь по той простой причине, "что Вы выразили желание (ходатайство, и даже письменно) пользоваться юр. помощью, что не было обеспечено. Данное обстоятельство прямо подтверждает нарушение установленного порядка рассмотрения дела, в связи с чем названное постановление подлежит безусловной отмене.".


Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 251 КоАП РСФСР гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». А значит, свидетелем может быть и жена, и любовница, и мать родная… Если инспектор отказывается вписать их в протокол, придумывая несуществующий в Кодексе термин “это — заинтересованные лица”, вписывайте их в протокол собственноручно. Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Знайте, что около 70 процентов всех протоколов инспекторы ДПС по причине своей хронической полуграмотности составляют с нарушением требований статьи 237 КоАП РСФСР, а постановления выносят с нарушением процессуальных норм. И дают, таким образом, достаточные основания для отмены вынесенных ими на месте решений. Получите копию такого протокола и станьте обладателем “бомбы”, которая может легко рвануть и развалить ваше дело.

Какое наказание за административное правонарушение?

Добрый день! Поймали выпившего за рулем авто, прав не было собой. Машина не моя, рядом сидел хозяин. Хозяину ничего не было. А мне сказали что вызовут в суд. Дышал в алькотестер , были 2 понятых. Какое наказание за административное правонарушение? Что можно сделать что бы избежать штраф ? На лишение прав согласен.

Ответы юристов (1)

Вячеслав!
Штраф является основным наказанием в данном случае и его избежать уж не как не получится!

Согласно части 1 статьи 12.8. КОАП РФ- штраф 30 т.р. в случае если данное правонарушение совершено не повторно!

Смягчение административного наказание в виде штрафа возможно, но очень сомнительно!

КОАП РФ по этому поводу гласит:

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как избежать административной ответственности?

Здравствуйте! Прокурором выявлены нарушения по 44-фз, совершённые в январе 2017 года, а с 1 марта 2017 года я уволился. Меня хотят привлечь к административке, правомерно ли это. Руководство почему-то меня уговаривают приняться на 2 дня и устранить нарушение.

Ответы юристов (7)

Будет рассматриваться ситуация, которая существовала на момент совершения правонарушения, а на этот момент вы занимали соответствующую должность. Поэтому в этой части все законно. Иначе бы таким способом уклоняться от административной ответственности все пользовались.

Есть вопрос к юристу?

Максим, добрый день! Да, в данном случае правомерно если Вам вменяют нарушения законодательства о закупках, совершенные в период, когда вы занимали в организации соответствующую должность

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ответственности Вам удастся избежать только в случае истечения срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП, но тут зависит от того, какой вменяют состав АПН, по большинству в сфере закупок срок составляет 1 год с момента совершения правонарушения

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса),

Необходимо знать, в чем вас обвиняют конкретно, смотреть, обладали ли вы на момент совершения правонарушения какими-то полномочиями, исполнение (или не исполнение) которых привело к совершению правонарушения, в чем выражалось нарушение, могли ли вы его избежать (может быть вы действовали в ситуации крайней необходимости или по чьему-то распоряжению) — нюансов очень много.

Уточнение клиента

Как тогда понимать разъяснения в приложенном документе?

03 Марта 2017, 13:20

Дело в том, что на момент совершения правонарушения, которое Вам вменяют, Вы, по всей видимости, были должностным лицом (в смысле Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как указано в Примечании к статье 2.4 КоАП РФ:

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Но прекращение трудовых отношений с организацией, увы, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Вас и привлечения к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения трудовых обязанностей.

То есть учитывая, что на момент совершения правонарушения Вы были субъектом правонарушения (должностным лицом), то Вас могут привлечь к административной ответственности независимо от того, что к моменту возбуждения дела Вы это статус (должностного лица) утратили.

Уточнение клиента

Как тогда понимать разъяснения в приложенном документе?

03 Марта 2017, 13:23

Максим, откровенно говоря, совсем непонятно, чем руководствовалось лицо, которое давало такой комментарий.

Могу только предположить, что в тексте допущена опечатка и читать следует:

Читайте так же:  Дпс развод водителей

При увольнении должностного лица,
и, соответственно, прекращении выполнения им своих служебных обязанностейисключается
и возможность привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Виды дисциплинарной ответственности регламентируются нормами ст.
192 Трудового кодекса РФ, порядок дисциплинарных взысканий — ст.
193 Трудового Кодекса РФ. Привлечь к дисциплинарной ответственности
можно только в рамках трудовых отношений; после
увольненияпривлечь лицо к
дисциплинарной ответственности не представляется возможным.

Причем в данном комментарии не дается никакого обоснования, почему к административной ответственности нельзя привлечь после увольнения.

Ведь правонарушение то совершено в тот момент, когда лицо исполняло должностные обязанности. За это человека и привлекают.

Там речь о привлечении к дисциплинарной ответственности, чем автор разъяснений руководствовался когда пришел к выводу об исключении возможности привлечения к административной ответственности при увольнении мне как и коллеге не понятно, видимо автор выделяет должностное лица как отдельный субъект что неверно поскольку в силу ст. 2.1 КоАП

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

их по сути два — физическое или юридическое лицо. Нарушения закона совершенные должностным лицом совершаются конкретным физическим лицом занимающим определенную должность. Увольнение с этой должности его от ответственности как для должностного лица не освобождает если вменяемое правонарушение было совершено им именно как должностным лицом. Можно говорить о возможности уменьшения штрафа, может быть об освобождении от ответственности в связи с малозначительностью, но для этого нужно знать конкретный состав и обстоятельства

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как избежать ареста за административное правонарушение?

Здравствуйте! Просрочил паспорт на 7 лет. Назначили штраф в размере 2000 руб, (Срок 60 дней) оплата должна была произойти до 13.06.2017. Я оплатил 22.06.2017 ( Квитанцию не отнес ) в случае неуплаты штрафа в срок, мне нужно было явится 23.06.2017 в паспортный стол для составления в отношении меня протокола об административной атветствености, но я не пошел. Пришло письмо с копией протокола о том что меня привлекли к административной ответственности по части 1 со.20.25 КоАП РФ. Потом пришёл домой судебный пристав вручил повестку в суд и определение от мирового судьи в нем указанно что я не явился на суд в тот день как на меня поступил протокол, хотя я не каких повесток не получал, и определил подвергнуть меня принудительному приводу. Суд перенесли на другую дату. Завтра будет суд. Каков мой шанс избежать ареста? Очень переживаю. Заранее спасибо. P.S И можно ли проигнорировать повестку в суд ?

Ответы юристов (4)

Уважаемый Иван! В соответствии части 1 ст. 20.25 КоАП РФ ​1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Арест — это вид наказания, предусмотренный за другие правонарушения. Ну а штраф придется заплатить в двукратном размере, хотя новый паспорт обязаны выдать, даже если Вы не оплатите штраф. Тогда материал будет направлен судебному приставу исполнителю для взыскания.

Уточнение клиента

Паспорт я получил до уплаты штрафа. Я правильно понял ? Мне не стоит опасаться ареста?

18 Июля 2017, 07:20

Есть вопрос к юристу?

Ареста опасаться не стоит и в суд можно не ходить, хотя, конечно, это будет неуважением к суду!

Уточнение клиента

На суд думаю не могу не пойти, так как судья опреде подвергнуть меня принудительному приводу. От этого и боялся. Сергей Александрович спасибо большое вы мне прям камень с души сняли ) обязательно от благодарю.

18 Июля 2017, 07:38

Можете прислать мне оплату на телефон в размере по Вашему усмотрению 89030129252

Уточнение клиента

Хорошо. Сергей Александрович не могли бы вы проконсультироваться ещё по одному вопросу?

18 Июля 2017, 07:45

Здравствуйте! Если Вам вручили повестку в суд и вы расписались о получении данной повестки, то на судебное заседание следует явиться. А вот если бы без вас было вынесено постановление, то тогда его можно было бы обжаловать, так как не были извещены надлежащим образом. Дело в том, что допущенное Вами нарушение в самом деле должно было рассматриваться с Вашим участием. Но нет никакой уверенности, что Ваше участие изменило бы принятое решение.
Согласно части 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве» (в редакции от 2 ноября 2002 года) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. В настоящее время федеральными законами не предусмотрены виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (часть 2 пункта 1 Положения). Вместе с тем согласно части 3 пункта 7 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву. В силу пункта 17 этого же Положения в случае утери паспорта до оформления нового паспорта органом внутренних дел выдается гражданину по его просьбе временное удостоверение личности. Согласно пункту 1 статьи 2.3 Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Следовательно, проживание или пребывание гражданина, достигшего шестнадцати лет, без паспорта, кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, имеющих временное удостоверение личности, выданное органом внутренних дел, является правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, независимо от наличия у гражданина другого документа. Поэтому само основание для привлечения есть. Так что, если честно, я бы советовал оплатить штраф и все, меньше головной боли будет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как избежать административной ответственности?

В этой статье, как уже понятно из её заголовка, пойдет речь о том, как юридическому лицу избежать административной ответственности. Мы не берем здесь случаи, когда события административного правонарушения нет, и проверяющие ошиблись, то есть выписали штраф за мнимое правонарушение. В этом случае всем понятно, что надо доказывать факт того, что правонарушения никакого нет. У нас речь о том, когда событие правонарушения есть, но от ответственности хочется отвертеться. Как же это сделать?

    В некоторых случаях есть событие правонарушения, но нет вины правонарушителя.Статья 2.1. КоАП РФ гласит: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». То есть, если у Вас не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то Вы не виновны. Нет вины – нет штрафа.

Поясним на примере. Есть в КоАП РФ такая статья 15.25 и в ней часть 4. В этой части установлена ответственность за то, что иностранный контрагент (не резидент)вовремя не перечисляет Вам деньги по международному контракту. Статья прямо скажем бред на бреде, мало того, что Ваш партнер нарушает договорные условия,так за это ещё и штраф от родного государства. Наверное, из-за таких статей нашу Думу прозвали ГосДурой. Но факт в том, что статья есть, и есть ответственность. Предположим, контрагент нарушил срок оплаты поставленных товаров.

В этом случае Вы можете предъявите проверяющим те претензии и требования об оплате товара, которые Вы посылали иностранному партнеру. Если у Вас будут доказательства их отправки, то значит можно будет сказать, что всё, что от Вас завесило Вы сделали, на партнера иначе повлиять не можете, а, следовательно, и соблюсти данную норму не могли. Вот и получается, событие административного правонарушения есть, а вины нет.

Читайте так же:  Льготы на оплату техосмотра

Для лучшей иллюстрации данного тезиса приведу в качестве ещё одного примера не давнее решение Арбитражного суда города Москвы. Кому интересно номер дела А41-14189/14 .

Управляющие компании, а так же товарищества собственников жилья несут ответственность за нарушения ими правил содержания многоквартирных домов, ст. 7.22 КоАП РФ.Управляющую организацию оштрафовали на 40 000 рублей. В вентиляционном канале дома произошел засор, жители сообщили об этом в Управляющую организацию,но продолжительное время неполадка не была устранена, в результате чего Компания была привлечена к административной ответственности. В суде юристы ответчика указали, что семья, проживающая в квартире 98, техников не пускала,из-за чего вовремя устранить засор не удалось. Все остальные действия, в частности в других квартирах, предпринимались своевременно, о чем были составлены соответствующие Акты. Разумеется, факт обращения к собственникам квартиры 98 тоже был документально зафиксирован. Результатом дела стала констатация того факта, что вины в действиях Управляющей организации нет, а следовательно и к административной ответственности привлечь её нельзя.

  • Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица и без его надлежащего уведомления.Отсутствие надлежащего уведомления стороны административного процесса – часто встречающееся на практике нарушение, которое ведет к отмене Постановления о привлечении к административной ответственности. Административные органы«прокалываются» на том, что сообщают о необходимости явиться для составления протокола по телефону, направляют факс с уведомлением о дате составления протокола, но забывают сохранить отчет об отправке факса, отправляют уведомление простым (не заказным) письмом (естественно доказать факт отправки и получения письма они в этом случае не могут). А иногда направляют и заказным письмом, и даже с уведомлением, но за 2 дня до составления протокола, то есть так, что письмо просто ну никак не может дойти за это время до адресата. А бывают и такие курьезные случае, когда юридическое лицо направляет в административный орган своего представителя, как правило юриста, для составления протокола, только в доверенности забывает прописать ряд полномочий,в частности на подписании протокола, дачи пояснений, а «проверяющее лицо» это не замечает, как итог, существенное нарушение, ведущее к закрытию дела по административному правонарушению.
  • Малозначительность административного правонарушения. Виновное лицо не привлекается к административной ответственности, если правонарушение носит малозначительный характер.

    Малозначительность правонарушения имеет место тогда, когда правонарушение неоспоримо есть, весь его состав формально присутствует, но его совершение не повлекло никаких значимых общественно опасных последствий. Государственные органы по этому основанию от ответственности никогда не освобождают, а вот суды часто идут навстречу правонарушителям. Приведу два примера из судебной практики.

    Как известно, акционерные общества при создании обязаны в течении 30 дней с момента своей регистрации направить в Центральный Банк РФ решение и отчета о выпуске акций, нарушение этого срока ведет к штрафу в 500 000 рублей ( ст. 15.17 КоАП РФ ). ЗАО "ОйлТрансСинтез"такое правонарушение совершило, но было освобождено от ответственности судом,так как это нарушение не представляет угрозы охраняемым общественным интересам с учетом того, что ЗАО работать на рынке не начало, имеет всего одного единственного акционера, чьи права никак нарушены быть не могли.

    Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей за нарушение срока подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции. Общество опоздало со сдачей отчетности на 1 день и получило 50 000 рублей штрафа. Указывая на малозначительность совершенного правонарушения, арбитражный суд отметил, что нарушение в 1 день государству и гражданам ущерба не причинило, направленность на совершение правонарушения отсутствовала. От штрафа Общество отбилось.

    Малозначительность понятие растяжимое, как ещё говорят, «оценочное», поэтому очень важно найти юриста, который смог бы убедить судью, вызвать у последнего «сочувствие» к проблемам организации.

    Как правило, привлечение виновного лица к административной ответственности происходит в ходе плановых и внеплановых проверок. Следовательно, нарушение проверяющими процедуры проведения проверки является основанием для отмены Постановления о привлечении к административной ответственности. Кажется, что проверка в ходе государственного или муниципального контроля и административное дело не связаны друг с другом – однако это не так, орган, проводящий проверку,может привлечь Вас к административной ответственности только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    Поэтому Вы можете легко разрушить в суде административное дело, если проверяющие допустили в своей работе ниже перечисленные ошибки:

  • привлечение к административной ответственности произошло в ходе плановой проверки, которая не была указана в плане проведения проверок, размещенном в сети Интернет (на сайте соответствующего государственного органа);
  • Вы не были уведомлены о начале плановой проверки за 3 рабочих дня до её начала.При этом важно подчеркнуть такое уведомление, это не звонок по телефону, а копия соответствующего приказа или распоряжения о начале проверки, врученная Вам под роспись или направленная заказным письмом с почтовым уведомлением. Что касается внеплановой проверки, то срок для уведомления по ней меньше – 24 часа до её начала;
  • любые основания, позволяющие признать начало внеплановой проверки незаконным,например, проверка была начата по заявлению неустановленного лица (неизвестен адрес места жительства «жалобщика» или его фамилия, имя, отчество), отсутствует согласование о начале проверки с органами прокуратуры, отсутствует Приказ руководителя или его зама о начале проверки, и так далее;
  • нарушены сроки проведения проверки, иначе говоря, проверка «затянулась» больше чем положено;
  • после окончания проверки Вами не был получен Акт проверки или он получен несвоевременно и другие процедурные нарушения.

    Компетентные органы очень часто имеют проколы в своей работе, которые мы указали выше, и их вполне можно на этой поймать. Объем нашей статьи не позволяет указать всевозможные основания, связанные с процедурой проверкой, а их на самом деле намного больше. К примеру, судебная практика признает существенным нарушение мне уведомление филиала организации о начале проверки (если проводится проверка деятельности филиала), даже если сама организация, по основному юридическому адресу, была своевременна и надлежащим образом уведомлена. Разумеется, такие тонкости чиновника зачастую не знают или о них забывают.

  • Ошибки административного органа при квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. Например, Роспотребнадзор оштрафовал ООО, имеющую столовую, по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Однако совершенное в столовой правонарушение квалифицируется по другой статьей КоАП РФ ( ст. 6.6. КоАП РФ ) - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Результат неправильной квалификации совершенного административного правонарушения – признание Постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
  • Наконец, в практике нашей юридической фирмы были и такие курьезные случаи,когда административный орган привлекал к административной ответственности за нарушение уже отмененных правил и норм.Например, по делу А68-4674/2013 , которое вели наши юристы, администрация гор.Тулы указала ООО «МТрейд» на нарушение последним пункта 8.2.2 . Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, в то время, когда этот пункт был признан недействительным Решением Арбитражного суда Тульской области. В другом деле, в Арбитражном суде Тульской области, МЧС считало возможным привлекать к административной ответственности за нарушение Правил противопожарной безопасности, которые в момент их нарушения, ещё не вступили в законную силу.
  • В любом случае, Вам стоит помнить, Постановление о привлечении к административной ответственности необходимо оспаривать в течение 10 дней с момента его получения. Поэтому юридическую фирму или адвоката надо искать очень оперативно.По целому ряду статей КоАП РФ, административные органы обращаются в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, в этом случае юридическую фирму можно поискать подольше, так как времени на такие поиски достаточно. Но в любом случае, не дерзайте выступать в суде самостоятельно, без юридической помощи квалифицированного специалиста, так как в административных делах очень много разных тонкостей. Впрочем, в этом Вы наверно уже убедились из нашей статьи.

    Автор статьи: юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Миронов А.В.

    Юридическая фирма «Правовое бюро «ТРИБУН». Все права защищены.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]