Содержание:
«Ингосстрах» повысил цену на ОСАГО в Подмосковье
«Ингосстрах» пересмотрел базовые ставки тарифов на ОСАГО для физлиц и индивидуальных предпринимателей Московской области. С 21 апреля компания продает ОСАГО исключительно по максимальной границе тарифного коридора – 4118 р. (прежде – 3432 р). Регионов с нижней планкой тарифа не осталось.
«Приказ о повышении тарифов по Московской области я подписал 2 дня назад», - сообщил АСН генеральный директор СПАО «Ингосстрах» Михаил Волков. Регионов с нижней планкой тарифного коридора теперь не осталось, констатировал он.
Решение о повышении тарифа в Московской области до максимального значения Михаил Волков объяснил убыточностью от деятельности на рынке ОСАГО. В прошлом году отрицательный финансовый результат «Ингосстраха» от ОСАГО составил 2,7 млрд р., в первом квартале 2017 г. компания вновь зафиксировала убыток, добавил он. «Причем, что меня очень пугает, если мы сравниваем 4 кв. 2016 г. с 1 кв. 2017 г., то динамика не просто отрицательная, она очень сильно отрицательная. Достигли мы дна или нет – пока не знаем. Отрицательный финансовый результат долгосрочно не может удовлетворять ни менеджмент компании, ни акционеров», - сказал Волков.
Вклад в отрицательный финрезультат «Ингосстраха» от ОСАГО внес и «Единый агент», который приносит компании «огромные убытки». «Они намного выше, чем мы ожидали», - утверждает Волков.
По его словам, установление приоритета ремонта над денежной выплатой только увеличит убыточность страховщиков от ОСАГО. «Будет еще хуже. Мы надеемся, что мы уберем тех самых автоюристов, и это немного снизит судебные и накладные расходы, но сама убыточность за счет ущерба повысится», - полагает Волков.
Даже без учета деятельности автоюристов без повышения тарифов ОСАГО и региональных коэффициентов или расширения тарифного коридора «рынку все равно не обойтись», заключил он.
По итогам 2016 г. сборы «Ингосстраха» по ОСАГО составили 28,1 млрд р.(+82%), что позволило компании занять 3 место в рэнкинге страховщиков обязательной «автогражданки».
Новые тарифы ОСАГО с 2019 года
В 2018 году планируется реформирование системы обязательного автострахования. Страховые компании выступают с инициативой о либерализации политики в отношении цен на ОСАГО для снижения убыточности этого вида страхования, и правительство, похоже, в этом году готово пойти на встречу.
В январе 2017 года выплаты по ОСАГО впервые превысили сборы на 200 миллионов рублей. По словам президента всероссийского союза страховщиков, тариф на услугу за последние годы существенно не повышался, а стоимость ремонта после падения рубля выросла в разы. Осенью прошлого года правление РСА направило в Центробанк предложение о пересмотре принципов формирования стоимости услуг обязательного автотрахования.
Инициатива предусматривает изменения сразу по ряду ключевых пунктов ценообразования продукта. По замыслу авторов проекта, с июля 2018 года от решения ЦБ будет зависеть только предельная стоимость страховки и коэффициент «опасного вождения». Страховые компании смогут самостоятельно определять коэффициенты в зависимости от территории эксплуатации машины, возраста и стажа водителя, мощности ТС, по сути, произойдет либерализация политики страховых компаний в отношении цен на ОСАГО.
Принцип расчета стоимости полиса ОСАГО в 2018 году
Сегодня ценообразование на ОСАГО регулируется ЦБ, который, по сути, является гарантом стабильности и контроля. ЦБ определяет как предельные значения базовой ставки страхового тарифа, так и коэффициенты тарифов. Страховые компании при этом вправе выбрать значение базовой ставки из предложенного Центробанком диапазона (для легковых автомобилей, которые эксплуатируются физическими лицами или ИП, он составляет 3432-4118 рублей).
Крупные компании, ключевые игроки на рынке услуг страхования, как правило, в качестве основы выбирают максимальное значение – 4118 рублей. Учитывая, что коэффициенты тарифов, установленные ЦБ, едины для всех компаний, цены на полисы практически не отличаются. И действительно, если зайти на сайты компаний Альфастахование, РЕСО Гарантия, ВСК, Ингосстрах, Ренесанс и др. и воспользоваться калькулятором для расчета стоимости ОСАГО, получатся одинаковые значения.
Для определения стоимости полиса применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент территории эксплуатации ТС – КТ;
- «бонус-малус», определяется количеством страховых случаев за год – КБМ;
- количество водителей, допущенных к управлению ТС – КО;
- возраст и опыт водителя — КВС;
- технические характеристики ТС (мощность двигателя) – КМ;
- наличие прицепа – КПр;
- срок использования полиса – КС.
Стоимость равна произведению базового значения и применяемых коэффициентов.
ОСАГО = (базовый тариф)*КТ*КБМ*КО*КВС*КМ*КПр*КС
Коэффициент территории эксплуатации на сегодняшний день чаще всего рассчитывается в соответствии с местом жительства (населенным пунктом прописки) собственника машины, что является для многих автомобилистов своеобразным способом получения скидки на полис ОСАГО. Так, например, если автовладелец прописан в Ленинградской области, а эксплуатирует авто в Санкт-Петербурге, при расчете цены на ОСАГО будет использоваться коэффициент 1,3, а не 1,8, как для тех, кто прописан в северной столице. В небольших областных городах коэффициент составляет 0,7-09, т.е. цена полиса может быть ниже базового значения.
Полный список коэффициентов территории приведен в Указании ЦБ от 19.09.2014 N 3384-У в актуальной редакции.
КБМ зависит от класса на начало страхового периода. Автомобилистам новичкам присваивается 3 класс с коэффициентом 1, который, исходя из формулы, не влияет на стоимость ОСАГО. В дальнейшем при отсутствии страховых возмещений (СВ) за текущий период (год) класс поднимается до 4-х с коэффициентом 0,95. Если было 1 СВ, класс понижается до 2-х с коэффициентом 1,4, что увеличивает стоимость ОСАГО на 40%. Если в страховку вписаны два или более водителей, ОСАГО рассчитывается по наибольшему КБМ.
КО равен либо единице (если число лиц, управляющих авто ограничено), либо составляет 1,8 (если нет ограничений).
На сегодняшний день коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителей не влияет на стоимость ОСАГО, если автомобилисту более 22 лет, а водительские права получены более 3 лет назад (КВС = 1). Самый большой коэффициент 1,8 определен для водителей до 22 лет со стажем 3 года или менее. Стоимость полиса в зависимости от возраста и опыта вождения и планируют пересмотреть в середине 2018 года.
Владельцам автомобилей с более мощным двигателем также приходится платить больше за ОСАГО. Самый высокий коэффициент 1,6 применяется, если мощность авто более 150 лошадиных сил.
На стоимость ОСАГО при наличии прицепа для легкового авто для физических лиц коэффициент КПр не влияет, поскольку равен единице.
При использовании транспортного средства в течение нескольких месяцев в году, стоимость ОСАГО рассчитывается с применением КС. Так, цена полиса на автомобиль, который используется 6 месяцев в году, составляет 70% от полной стоимости (применяется коэффициент 0,7).
Как изменятся тарифы на ОСАГО в 2018 году
Нововведения в ценообразовании полисов ОСАГО должны вступить в силу в середине 2018 года, поскольку внесение поправок в законодательство допускается не чаще, чем раз в год. При этом принцип индексации может существенно отразиться на ценах для некоторых категорий водителей, стоимость возрастет в 1,5 раза.
По мнению экспертов, в случае либерализации политики ценообразования на рынке страховых услуг, который является олигополией, ключевые игроки могут договориться между собой и определить максимальный уровень цен на полис ОСАГО. В этом случае автомобилисты будут не застрахованы от массового роста цен. К чему это приведет, можно только догадываться.
По официальным данным без полисов сегодня ездит от 6 миллионов автомобилистов. Поддельными бланками пользуются еще около 1 миллиона человек. Если произойдет очередное подорожание, эти цифры существенно возрастут.
Сегодня обсуждается повышение цен в зависимости от возраста и опыта на дорогах, подорожание будет производиться следующим образом:
- Повышение на 55% коснется автолюбителей в возрасте от 22 до 24 лет с опытом на дорогах 5-6 лет.
- Автомобилисты в возрасте 25-29 лет с опытом вождения в 5-6 лет будут платить на 31% больше, при стаже 7-9 лет — на 22% больше.
- Уменьшится стоимость полиса на 34% для автомобилистов в возрасте от 49 лет с опытом на дорогах от 14 лет.
При этом в правительстве говорят об улучшении качества услуг в сфере автострахования и планируют провести ряд реформ, касающихся возмещения ущерба после ДТП. Новые поправки устанавливают приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами.
Вариант денежных выплат сохранен только в отдельных случаях:
- В случае серьезной аварии с летальных исходом.
- Если стоимость ремонта (когда, например, пострадал дорогой автомобиль) превышает предельную сумму, и автолюбитель не согласен доплатить, он может взять в качестве компенсации предельную страховую выплату в размере 400000 рублей.
В соответствии с новым законодательством по европротоколу участники ДТП смогут получить до 100000 рублей (а не до 50000, как ранее), выплаты будут производиться вне зависимости от количества участников ДТП.
После дополнений Центробанка и комитета Госдумы по транспорту предлагают для восстановительного ремонта использовать только новые запчасти (а не б/у, как ранее), возраст машины при этом учитываться не будет. При этом страховые компании не согласны с такими нововведениями. В качестве аргументов приводят тот факт, что на территории нашей страны эксплуатируется огромное число отечественных автомобилей, которые уже не производятся более 10 лет.
Рассматривается также вопрос об определении использования территории автомобиля. Сейчас водители могут платить за ОСАГО по ценам своего региона, а эксплуатировать машину в другом. Если речь идет о транспорте, зарегистрированном, к примеру, в Ярославской области, а эксплуатируемом в Москве, экономия будет составлять порядка 50%. После вступления инициатив РСА в силу автолюбитель будет платить по тем ценам, где его эксплуатирует.
Планируется применение новых средств защиты от подделок. Полисы будут дополнены QR-кодом, что даст возможность быстро проверить документ на подлинность как самими автолюбителями, так и сотрудниками ДПС. Нововведение также должно упростить оформление ДТП по европротоколу.
Для снижения числа случаев оформления страховки после ДТП, согласно нововведениям, электронные полисы будут активироваться только через 72 час после приобретения онлайн, а не с момента совершения покупки, как это было ранее.
Повышение тарифов сделает ОСАГО безубыточным для страховщиков («Ведомости»)
14 июня 2018, 07:59
прочитали: 3218 раз
Расширение тарифного коридора в ОСАГО на 20% принесет страховым компаниям примерно 15 млрд руб. премий, сообщил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Это позволит им полностью компенсировать потери прошлого года, когда страховщики потеряли 15 млрд руб. на этом виде страхования, следует из его слов.
По итогам 2017 г. убыточность (так страховщики называют выплаты) составила 103%, ЦБ надеется, что она приблизится к 100%, сказал Чистюхин.
Тарифы ОСАГО могут вырасти уже с 31 августа – эту дату регулятор прописал в проекте указания о базовых ставках тарифов ОСАГО. Чистюхин говорил, что тарифы поменяются в течение лета. Сейчас базовая ставка составляет 3432-4118 руб., после изменений она будет в пределах 2746-4942 руб.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) экономический эффект от расширения тарифного коридора в ОСАГО еще не оценивал, но рассчитывает на результат страховщиков по итогам первого года применения новых тарифов «около нуля», сообщил «Ведомостям» его представитель. «Росгосстрах», прежний лидер рынка ОСАГО, понесший многомиллиардные убытки, тоже экономический эффект еще не посчитал, говорит его гендиректор Николаус Фрай. Сейчас примерно треть регионов России убыточна для компании по ОСАГО и в них «Росгосстрах» установит максимальную границу тарифного коридора, обещает он. В стратегии «Рогосстраха» заложено, что в 2019 г. либерализация тарифов принесет компании 23,8 млрд руб. премий, в 2020 г. – 28,3 млрд руб., а в 2021 г. – 32,6 млрд руб.
Лидерство подорожает
После изменения тарификации «Ингосстрах» станет более агрессивно вести себя на рынке обязательной «автогражданки», а его доля станет больше, чем сейчас, говорит гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков, замечая, что экономический эффект пока оценить не может. По итогам 2017 г. доля страховщика на рынке ОСАГО была 10%.
ЦБ будет думать над подходом пропорционального регулирования страховых компаний, который будет дестимулировать их занимать избыточную долю на рынке и становиться too big to fail, заявил сегодня директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния. На страховом рынке есть диспропорция в отношении крупных игроков, риск ухода с рынка которых может повлечь катастрофические последствия, признал он. Страховщикам, в том числе страховщикам ОСАГО, станет невыгодно занимать доминирующую долю в каком-то определенном сегменте рынка – чем больше будет компания, «тем больше она должна будет сформировать резервы», сказал Габуния, подчеркнув, что становиться слишком большим станет дороже.
«Таким образом мы сможем, не дай бог если компания попадает в сложную ситуацию, нивелировать эффект, потому что у нее будет достаточно большой запас прочности. А с другой стороны, компании не будут становиться настолько чудовищно большими в каком-то конкретном сегменте, быть там одни и иметь за спиной миллионы потребителей», - сказал он.
Таким для рынка стал «Росгосстрах». В 2015 г. его доля на рынке ОСАГО достигала 40%, а в отдельных регионах - и 70%. «С долей рынка 0,5% можно уходить, а когда она под 50% – уйти нельзя Наша сильная сторона оказалась и нашей слабостью – огромный размер и доля рынка «Росгосстраха» в момент, когда тарифа ОСАГО стало не хватать, начали работать против нас», – рассказывал в интервью «Ведомостям» Данил Хачатуров. В итоге страховщик оказался в периметре группы «ФК Открытие», которую ЦБ в конце августа прошлого года забрал на санацию. На решение проблем страховщика регулятор выдал «ФК Открытие» 106 млрд руб. Весь прошлый год «Росгосстрах» сокращал долю на рынке ОСАГО, и в IV квартале она составила около 10%.
«РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах» изменили базовый тариф по ОСАГО
Компания «РЕСО-Гарантия» опубликовала на своем сайте приказ, согласно которому с 26 апреля размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО в компании меняются. По всей территории страны, кроме Москвы, Чечни и Южно-Сахалинска, для физлиц и индивидуальных предпринимателей ОСАГО будет продаваться по максимальной границе тарифного коридора — 4118 руб. Для Москвы и Южно-Сахалинска этот показатель равняется 3775 руб., для Чеченской республики — 4084 руб.
Ранее компания «Ингосстрах» повысила базовую ставку страховых тарифов по ОСАГО для физлиц и индивидуальных предпринимателей Московской области до максимального уровня в 4118 руб. по сравнению с действовавшей ранее ставкой в 3432 руб. После этого у страховщика не осталось регионов, для которых применялась бы нижняя планка тарифа при расчете стоимости полиса ОСАГО.
Страховые компании объясняют необходимость пересмотра тарифных ставок возросшей убыточностью ОСАГО. Объясняя свое решение об изменении стоимости полиса ОСАГО журналистам АСН, гендиректор СПАО «Ингосстрах» Михаил Волков сказал: «Меня очень пугает, если мы сравниваем IV квартал 2016 г. с I кварталом 2017 г., то динамика не просто отрицательная, она очень сильно отрицательная».
М. Волков, в отличие от главы РСА Игоря Юргенса, не ждет ничего хорошего для ОСАГО и со стороны введенного недавно в этом сегменте приоритета натурального возмещения. «Будет еще хуже. Мы надеемся, что мы уберем тех самых автоюристов, и это немного снизит судебные и накладные расходы, но сама убыточность за счет ущерба повысится», — высказал свое мнение гендиректор «Ингосстраха».
Управляющий продуктом управления розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Михаил Петряев прокомментировал решение о повышении тарифа обычной политикой компании: «Если видим стабильную динамику изменения убыточности сегмента, то сразу корректируем тариф».
Повышение тарифов ОСАГО отложили из-за напряженности
Что ждет водителей
10.09.2018 в 18:33, просмотров: 5837
С 1 сентября должно было состояться повышение тарифов ОСАГО, однако нововведения отложены до лучших времен. ЦБ решил подстраховаться и вынести инициативы на широкое обсуждение в Госдуме и Совете Федерации.
В конце лета ЦБ планировал расширить тарифный коридор по ОСАГО на 20% в обе стороны (увеличение вилки базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4–4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб.). Также регулятор намеревался увеличить с пяти до 50 градаций диапазон коэффициента возраста и стажа (КВС) и реформировать коэффициент бонус-малус (КБМ, учитывает аварийность водителя), привязав его не к договору, а к водителю, и зафиксировав его значение на год. Но изменения отложили на неопределенный период.
Как считают эксперты, это произошло из-за высокой социальной напряженности в стране: пенсионная реформа, повышение НДС, увеличение налогов и акцизов на топливо, намеченное на 1 января, вызвали ожидаемую волну недовольства граждан. Недавно Банк России обратил внимание и на то, что в начале года у страховщиков снизился уровень выплат. В итоге на текущий момент достоверной информации о начале действия либо о пересмотре новых тарифов ни у кого нет. Зато есть ряд других изменений, коснувшихся автогражданки.
4 сентября вступило в силу обновленное Указание ЦБ по электронным полисам ОСАГО №4723-У, которое стало настоящей неожиданностью для участников рынка. Основное изменение, прописанное в документе, коснулось так называемой временной франшизы в электронном ОСАГО.
Согласно документу, временная франшиза устанавливается по началу действия договора. То есть если заключается договор, например, первого октября, то начало его действия будет не ранее пятого числа того же месяца: «После осуществления доступа к сайту страховщика в соответствии с настоящим Указанием страхователю — физическому лицу предоставляется возможность заполнения заявления о заключении договора. Заявление, заполняемое на сайте страховщика, должно содержать сведения в объеме, предусмотренном для заявления, составляемого на бумажном носителе, с указанием даты начала срока действия договора, наступающей не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику, а также сведения об адресе электронной почты, на который будет направлен страховой полис в случае заключения договора».
Получается, что благодаря такой формулировке, три дня де-юре превращаются в пять. Допустим, вы заполняете заявление в понедельник, далее — упомянутые «три дня после» — это вторник, среда и четверг. А срок действия начинается после этих трех дней — не ранее пятницы. Почему это так важно? Дело в том, что если автовладелец заранее не отследит срок окончания страховки, то он будет ездить на незастрахованном авто. Либо можно заключить договор ОСАГО в виде обычного, «бумажного» полиса — в офисах страховых компаний. Вот он вступит в силу ранее, чем на пятый день.
Это правило было введено не просто так — оно поможет бороться с водителями, которые спокойно ездят вообще без полиса, а в случае ДТП сразу его оформляют, прямо с телефона. «Число незастрахованных по ОСАГО изо дня в день увеличивается. Это связано как с поддельными полисами, так и вообще с их отсутствием. Это в свою очередь очень мешает росту Европротокола (по которому подняли лимит до 100 тыс.), так как человек никогда не знает, застрахован ли виновник аварии», — рассказал руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Правда, участники рынка уверены, что получившиеся «пять дней» — это все же случайная ошибка, изначально планировался срок в три дня, но опубликованная формулировка в Указании ЦБ внесла свои коррективы.
Другое новшество, которое пока еще работает в экспериментальном режиме — автофиксация отсутствия ОСАГО. Российский союз автостраховщиков объявил о том, что с 1 сентября 2018 года камеры могут оштрафовать водителя за отсутствие автогражданки. Правда, пока эксперимент запущен только в Москве, но в случае успешного тестирования распространится и по регионам.
Получается, если у автовладельца нет полиса ОСАГО или он просрочен, то он получит штраф в размере 800 рублей. На него также действует скидка в 50 процентов в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. А если письмо с камеры пришло позже, то срок можно даже восстановить — постановление об этом вынес Конституционный суд РФ в декабре 2017 года. Кстати, повторности нарушения у этого штрафа нет, как не предусмотрено и эвакуации на штрафстоянку.
Для многих водителей в этом смысле остается не выясненным вопрос права 10-дневной езды без страховки на новом авто. В официальных источниках не прописано, будут ли камеры автофиксации распознавать только что купленную машину. Вероятно, обжаловать такой штраф с камеры необходимо уже после его вынесения. Основанием для обжалования послужит договор купли-продажи автомобиля.
Есть и другие изменения, касающиеся ОСАГО, пусть и не столь значимые для каждого водителя. Одно из них — ЦБ прописал работу системы гарантированного заключения электронного ОСАГО (Е-Гарант), которая на самом деле существует больше года. Кроме того, теперь есть ограничения для регистрации на сайтах страховых компаний: один личный кабинет страхователя можно зарегистрировать только на один номер телефона, хотя при этом через него можно заключать договоры на все машины, у которых владелец номера является собственником либо допущен к управлению.
Далее — автовладелец теперь должен успеть за три часа передать сканы документов для заключения договора ОСАГО, иначе по истечении этого времени страховщик уведомит клиента о прекращении оформления полиса. Также изменился формат кода подтверждения, который приходит от страховой компании для регистрации на сайте: вместо десятков букв разных алфавитов, цифр и символов будет не более десяти знаков, причем среди них — только цифры или буквы латинского алфавита.
В будущем страховые компании все же ждут и глобальных изменений, которые приведут к либерализации тарифов. «Чтобы обеспечить права потребителей, нужна максимальная свобода действий. У страховщика должна быть возможность давать разным категориям граждан разные тарифы. Полная либерализация тарифов к 2020 году — это абсолютно правильно», — уверены в компании «Ингосстрах».
Понятно, что моментально прийти к либерализации нереально, поэтому реформа будет поэтапной. Так, по мнению страховщиков, можно прийти к максимально персонифицированным тарифам.
Ряд страховщиков предлагают и другие изменения, связанные с ОСАГО, однако будут ли они приняты к сведению — неизвестно. Например, в некоторых регионах используется натуральное возмещение, то есть ремонт вместо денежной выплаты. «А нужен ли такой вариант конкретному автовладельцу — зависит от его авто, от региона, от предлагаемого сервиса. Если страховая компания предлагает ремонт на таком сервисе, которому сам автовладелец готов доверять, то, наверное, в этом есть смысл и для автовладельца», — полагает заместитель гендиректора «Либерти Страхование» Александр Потитов.
Заголовок в газете: ОСАГО оставили в покое. Надолго ли?
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27780 от 11 сентября 2018 Тэги: Авария, ДТП, Налоги, Суд, Авто Организации: Совет Федерации ЦБ РФ - Банк России Места: Россия, Москва
Ингосстрах повышение тарифов осаго
Увеличение тарифов ОСАГО, на котором давно настаивают страховщики, может произойти в ближайшие месяцы. Центробанк планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним с 31 августа. Эту дату регулятор прописал в проекте указания о базовых ставках тарифов ОСАГО. «Ведомости» ознакомились с копией документа. Его подлинность подтвердили человек, знающий о его существовании от сотрудника ЦБ, и федеральный чиновник.
Закон об ОСАГО дает ЦБ право менять тарифы на этот вид страхования. Но делать это можно не чаще одного раза в год. Пока ЦБ дважды воспользовался этим правом – и оба раза тарифы росли. Последний раз ЦБ их поднимал в апреле 2015 г.
Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также на так называемый коэффициент бонус-малус – он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за попадание в аварии. Эту систему ЦБ менять не намерен.
Но с 31 августа действие нынешних тарифов будет прекращено. Вместо них ЦБ собирается ввести новые. В проекте ЦБ не указаны суммы минимальных и максимальных базовых ставок полисов ОСАГО, территориальные коэффициенты (страховщики неоднократно предлагали их изменить) и коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя. Их размер ЦБ еще предстоит определить. Действующие коэффициенты бонус-малус и мощности двигателя ЦБ предлагает оставить прежними.
Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает изменение базовых тарифов ОСАГО с 31 августа, речь и шла об изменении тарифов со второго полугодия, рассказывает президент РСА Игорь Юргенс. Он считает, что нужно полностью освобождать тарифы ОСАГО от государственного регулирования. По его мнению, после либерализации тарифов ОСАГО для убыточных клиентов стоимость ОСАГО может возрасти на 25–50%, для неубыточных – снизиться на 50%. «Мы говорим не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа», – рассказывает Юргенс. Средняя стоимость полиса ОСАГО в I квартале этого года составила 5769 руб., следует из данных РСА.
Повышать тарифы ОСАГО нужно в этом году, так как базового уже недостаточно, а убыточность этого вида страхования последние три года растет, утверждает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. Помимо повышения базового тарифа необходимо также расширять тарифный коридор и в целом освобождать тарифы ОСАГО от госрегулирования, соглашается он.
Ждет изменения стоимости ОСАГО и бывший лидер этого рынка – «Росгосстрах», который оказался в многомиллиардных убытках. Вместе со своим владельцем – банком «ФК Открытие» – страховщик перешел на санацию в Фонд консолидации банковского сектора ЦБ. Руководство «Росгосстраха» уже подсчитало, что либерализация ОСАГО дополнительно принесет компании в 2019 г. 23,8 млрд руб. премий, в 2020 г. уже 28,3 млрд, а в 2021 г. – 32,6 млрд, говорится в стратегии «Росгосстраха», с которой ознакомились «Ведомости» (ее подлинность подтвердили два человека, принимавших участие в разработке документа). Представитель «Росгосстраха» сказал, что компания ожидает решений ЦБ и Минфина в отношении дорожной карты либерализации тарифов ОСАГО. Чем подкреплена уверенность в скорой либерализации ОСАГО и каким образом высчитывался денежный эффект от нее, он не уточнил.
При текущем низком качестве сервиса по ОСАГО речи о повышении тарифов быть не должно, считает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Базовый тариф по ОСАГО должен остаться на прежнем уровне, а страховщики, желающие увеличить сборы, могут это делать за счет предоставления автомобилистам дополнительных опций – например, давать расширенный лимит выплат, включать услугу эвакуатора, аварийных комиссаров и др., говорит он. В противном случае система ОСАГО столкнется с очередным оттоком клиентов, уверен он. В 2015 г., когда ЦБ повысил тарифы по ОСАГО, от покупки полисов отказалось 2,78 млн автомобилистов, следует из статистики РСА. Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начали пользоваться поддельными полисами.
Представитель ЦБ комментировать проект указания не стал. Он лишь отметил, что поэтапная комплексная программа стабилизации ситуации на рынке ОСАГО будет представлена регулятором в ближайшее время. Позиция Минфина – постепенный переход от государственного регулирования тарифов ОСАГО к рыночному тарифообразованию, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев.
Лидерство подорожает
После изменения тарификации «Ингосстрах» станет более агрессивно вести себя на рынке обязательной «автогражданки», а его доля станет больше, чем сейчас, говорит гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков, замечая, что экономический эффект пока оценить не может. По итогам 2017 г. доля страховщика на рынке ОСАГО была 10%.
ЦБ будет думать над подходом пропорционального регулирования страховых компаний, который будет дестимулировать их занимать избыточную долю на рынке и становиться too big to fail, заявил сегодня директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния. На страховом рынке есть диспропорция в отношении крупных игроков, риск ухода с рынка которых может повлечь катастрофические последствия, признал он. Страховщикам, в том числе страховщикам ОСАГО, станет невыгодно занимать доминирующую долю в каком-то определенном сегменте рынка – чем больше будет компания, «тем больше она должна будет сформировать резервы», сказал Габуния, подчеркнув, что становиться слишком большим станет дороже.
«Таким образом мы сможем, не дай бог если компания попадает в сложную ситуацию, нивелировать эффект, потому что у нее будет достаточно большой запас прочности. А с другой стороны, компании не будут становиться настолько чудовищно большими в каком-то конкретном сегменте, быть там одни и иметь за спиной миллионы потребителей», - сказал он.
Таким для рынка стал «Росгосстрах». В 2015 г. его доля на рынке ОСАГО достигала 40%, а в отдельных регионах - и 70%. «С долей рынка 0,5% можно уходить, а когда она под 50% – уйти нельзя Наша сильная сторона оказалась и нашей слабостью – огромный размер и доля рынка «Росгосстраха» в момент, когда тарифа ОСАГО стало не хватать, начали работать против нас», – рассказывал в интервью «Ведомостям» Данил Хачатуров. В итоге страховщик оказался в периметре группы «ФК Открытие», которую ЦБ в конце августа прошлого года забрал на санацию. На решение проблем страховщика регулятор выдал «ФК Открытие» 106 млрд руб. Весь прошлый год «Росгосстрах» сокращал долю на рынке ОСАГО, и в IV квартале она составила около 10%.