Содержание:
Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки «Вместе с книгой я расту»
Тамара Цыпкина
Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки «Вместе с книгой я расту»
Обоснование и актуальность проекта
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию можно через социальное партнерство.
Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование интересов работников, работодателей (предпринимателей, органов местной власти, местного самоуправления путем стремления к договоренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.
Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки.
Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности.
Педагогами и работниками библиотеки разработан совместный план работы и тематические циклы мероприятий. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.
Цель проекта - объединить усилия ДОУ с детской библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
- создать условия для расширения творческого взаимодействие ДОУ с детской библиотекой для создания единой социокультурной системы;
- создать условия для создания образовательной системы ДОУ с детской библиотекой для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;
- создать условия для совершенствования формы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для расширения социально–образовательной системы ДОУ;
- создать условия для развития духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
1 этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
• анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
• установление контактов с организациями;
• определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
2 этап – практический. Его цель - реализация сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
• составление договора о творческом сотрудничестве между ДОУ детской библиотекой.
• составление плана совместных мероприятий на учебный год;
• проведение экскурсий для воспитанников ДОУ в детскую библиотеку;
• посещение воспитанниками ДОУ мероприятий, «дней открытых дверей», проводимых в детской библиотеке.
3 этап – заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
• проведение анализа проделанной работы;
• определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Срок реализации – 1 календарный год.
Нас к знаниям книга ведёт
1. «В гостях у домовёнка Кузи» (экскурсия в библиотеку)
2. «В стране Читали» (к дню рождения Читайки)
3. «День рождения «Мурзилки» 16 мая
4. «День Лягушки-путешественницы» 14 февраля
5. «Много сказок интересных накопилось за века…» (познавательно-игровая программа ко Всемирному дню сказок)
6. «Из муки он был печён, на окошке был стужен» (День Колобка в библиотеке)
Игры, игрушки, развлечения
7. «День скакалки» (Познавательно-игровая программа) 4 августа
8. «День книжки и игрушки» 24 октября
9. «Ой ты, барышня-матрешка!» ноябрь
10. Праздник «Семья – это семеро таких же, как я» (к международному дню семьи)
11. «Лучшая подружка – мамочка моя» март
12. «Папа может всё, что угодно» (познавательно-игровая программа)
Из былин и сказок
13. «Домовой, домовой, поиграй, да отдай» 1 апреля
14. «Баба-яга именинница» (познавательно-игровая программа)
15. «От былины до считалки»
16. «Лекарство от скуки» (праздник шоколада и мороженого)
1. Александрова Т. С. Копилка секретов: Календарь библиотекаря. – Челябинск: Изд-во марины Волковой, 2012. – 256 с.
2. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19.
3. Бойдаченко П. Г. Социальное партнерство: слов. -справ. - М.: Экономика, 1999. - 236 с.
4. Буева И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
5. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.
6. Гавриченко Г. С кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 4. - С. 3-8.
7. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.
8. Зинченко Г. П. Социальное партнерство: учебник. – М.: Дашков и К: Академцентр, 2010. - 223 с.
9. Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи // Дошкольная педагогика. - 2008. – N 8.-С. 47-49.
10. Косарецкий С. Г. Развитие организационно-правовых форм социального и частно-государственного партнерства в дошкольном образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2011. - N 4. - С. 17-20.
11. Миленко В. Мы - социальные партнеры // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 11. - С. 117-120.
12. Митрохин В. И. Социальное партнерство: учебное пособие. -
Екатеринбург: б. и., 2006. - 110 с.
13. Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - С. 108-115.
14. Примерный договор социального партнерства // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 5. - C. 3-4.
15. Социальное партнерство ДОУ: краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени К. Д. Ушинского // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 4. - С. 48.
16. Яковлева С. Н. Социальное партнерство: шаг за шагом // Новая библиотека. - 2008. - N 5. - С. 22-25.
Сотрудничество библиотеки и детского сада. Формы работы
Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.
В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.
Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.
Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий
Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.
На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.
Во время пребывания в библиотеке, дети:
- Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
- Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
- Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
- Участвуют в физкультминутке.
- Изготавливают поделки в творческой мастерской.
- Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
- Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
- Смотрят советские мультфильмы.
Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.
Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди
Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»
Пример тематического занятия, посвященного животным.
В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.
Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.
На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.
Проведение совместных праздников
Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).
Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.
На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.
Библиотечная акция, приуроченная к 1 сентября — Королевство букв и цифр
Формы работы с книгой
Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.
Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.
В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.
Послесловие
От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.
В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.
На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.
Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.
Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.
Адрес библиотеки: 113093, Москва, 3-й Павловский пер., 14/18. Тел.: (495) 952-76-59
Cтатью подготовила Даниленко Мария.
Библиотечные пункты и передвижники
Библиотеки МБУ «ЦБС» проводят обслуживание не только в стационарной форме, но осуществляет и внестанционарное обслуживание. В МБУ «ЦБС» действуют 4 передвижки.
С 2012 года сотрудники библиотеки-филиала №4 ведут работу в «Городской больнице №2» (стационаре поселка Высокого). Два раза в месяц пункты выдачи пополнялись книгами. Всего за 2014 год было передано в пользование 2100 книг и журналов.
В библиотеке-филиале №6 работает передвижка в стационаре травматологического и неврологического отделении МЛПУ «Городская больница». Четыре раза за год пункты выдачи пополнялись книгами. Всего было передано в пользование 308 книг и журналов.
В 2014 году библиотека-филиал№1 заключила некоммерческий договор с ООО «Спецтеплосервис» на библиотечное обслуживание работников предприятия, работающих на добыче нефти вахтовым методом. Обслуживание проводилось на Покамасовском, Ново-Покурском и Кетовском месторождениях. В итоге, за время функционирования передвижной библиотеки, ее посещаемость составила 1546 человек, а книговыдача – 2061 экземпляра.
Детские библиотеки тесно сотрудничают с детскими садами города: «Буратино», «Морозко», «Незабудка», «Золотая рыбка», «Елочка», «Ласточка». Дополнительно были заключены договора о сотрудничестве с детским садами – «Умка» и «Рябинка». Сотрудники библиотек осуществляют подбор книг для детских садов по заявкам воспитателей и доставляют в детские сады, знакомят с книжными новинками. В группах заведены коллективные формуляры. Обмен книг происходит 2 раза в месяц и дополнительно по заявкам. Подбор книг осуществлялся по темам: времена года, одежда, русский народный костюм, логопедические игры, безопасность на дорогах и т. д. Всего в течение года выдано 8524 книг.
В декабре 2014 года был открыт библиотечный пункт центральной городской библиотеки в посёлке Высокий по адресу: п. Высокий, ул. Советская, 1;
График работы: 9 ч. до 17 ч. Выходные – суббота, воскресенье
С 2013 года в МБУ «ЦБС» возобновили давно забытую форму работы – семейный формуляр чтения (СФЧ). Он предназначен для учета читателей членов одной семьи, учета выданных и возвращенных ими произведений печати, для руководства и анализа чтения. СФЧ одна из форм обслуживания читателей – книгоношество, при которой не обязательно всем членам семьи затрачивать время на посещение библиотеки для обмена книг, журналов и других носителей информации, имеющихся в фондах библиотеки. По запросам пенсионеров, не имеющих возможность посещать библиотеку подбираются интересующие их книги и выдаются их близким (детям, внукам). Этой услугой в библиотеке-филиале №6 пользуются 13 семей.
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016
СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ
Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.
Проблема социального партнерства в системе образования затронута в работах Б.В. Авво, Г.А. Вержицкого, С.Г. Гринько, Г.И. Ибрагимова, А.В. Корсунова, Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой, О.В. Шнейдер, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и в диссертационных исследованиях Р.В. Голованова, А.В. Борилова, О.В. Зубакиной, Т.М. Глушанок, О.И. Морозовой.
Социальное партнерство по отношению к образованию - это сотрудничество, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования [1].
Сегодня дошкольное образование выступает в качестве уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года.
Рассмотрим основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве. ФГОС ДО утверждает основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Построенная на основе ФГОС ДО, Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на социальные формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Обязательная часть Основной образовательной программы дошкольного образования направлена на решение задач становление первичной ценностной ориентации и социализации. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.
Основная образовательная программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников психолого-педагогического процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей [2].
Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения [3].
Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Л.В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой» [4].
Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, центры досуга и творчества, библиотеки и другие.
Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», (1994) библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Социальные функции библиотеки - это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества. Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым, выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям - основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности [5].
Из Закона «О библиотечном деле» следует, что библиотеке как социальному учреждению, присущи следующие социальные функции: информационная, культурная, образовательная. Информационная функция библиотеки заключается в том, что совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства. Культурная функция библиотеки - это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности. Образовательная функция библиотеки - это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.
Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте с детьми, педагогами и родителями. В дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.
Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Цели сотрудничества школы и детского сада следующие:
1. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;
2. Формирование преемственной связи, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.
Методическая работа на базе школ и ДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственности, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитателями присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.
Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и другое.
Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другие.
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Общественные организации являются неправительственными, негосударственными, но на основе определенных договоров и совместных планов работы, возможно сотрудничество с детским садом, на основе общих интересов, например организации национально-культурных центров, центры традиционной культуры разных народов и другие. Совместное проведение мероприятий, праздников, общественных движений. Так же как и общественные организации, социальными партнерами детского сада могут быть и центры досуга и творчества. Центры досуга и творчества могут быть как частными, так государственными, здесь работа может быть индивидуальной и групповой.
При заключении договора о партнерстве, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.
Солодухина И.И. выделяет следующие принципы социального партнерства:
1) уважение и учет интересов участников соглашения;
2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях
3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей
5) равноправие и доверие сторон
6) невмешательство во внутренние дела друг друга
7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования
8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства
9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей
10)систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений
11)ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Деятельность дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования [6]. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного образования.
Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования - это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного соглашения на определенный период времени, соглашения направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.
Таким образом, современная система образования вступила во времена активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развития современной модели образования через систему социального партнерства.
1. Шеханова И.И. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования// Среднее профессиональное образование. 2009. №12. С. 53-54.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.09.2015).
3. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2015. №3. С. 767-769.
4. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 8-28.
5. Общее библиотековедение / Н.С. Карташов [и др.]. М.: Изд-во МГУК, 1997. 256 с.
6. Казаева Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода [Текст] / Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 55-59.
Студенческий научный форум - 2016
VIII Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
Библиотека и детский сад: грани сотрудничества
В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. С недавних пор активизировали свою работу с дошкольниками и библиотеки. Опыт их разнообразен и, на наш взгляд, достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Центральная городская детская библиотека им. М. Горького г. Ижевска решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.
Все началось с того, что в 1994 г. Алевтина Анатольевна Перминова, заведующая ЦГДБ им. М. Горького, разработала концептуальную программу «Дошкольник. Книга. Библиотека». Именно с этого времени библиотека стала уделять особое внимание читателям дошкольного возраста.
Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками дошкольных учреждений, свою работу библиотека строит совместно с детскими садами.
Замечательно, что в нашей библиотеке есть сотрудники, которые фантазируют, сочиняют и играют вместе с детьми, стараясь сделать библиотеку «теплым домом». Первой встречает дошкольников в этом доме Анна Михайловна Смолина, всегда улыбающаяся и чуть-чуть озорная. Именно она приглашает детвору на экскурсию в сказочную страну Читалию. Путешествуя по библиотеке, малыши знакомятся с ее жителями. На абонементе их встречает Гномик. Он охраняет здесь тишину и спокойствие, следит за порядком на книжных полках и, конечно, все знает, потому что много читает. Гномик любит разговаривать с ребятками, прячась за стеллажами. В игровую комнату малышей зазывает потешный кукольный Петрушка. Он смешит детвору шутками, прибаутками, приглашая их к разговору. Наперебой малыши рассказывают Петрушке о том, в какие игры они играют дома и в детском саду. А Петрушка демонстрирует свои настольные игры, предлагает поиграть на игровых приставках, почитать комиксы и посмотреть диафильмы. Любуясь восторженными лицами детей, наблюдая, как они, прощаясь с Петрушкой, гладят его по ручкам и колпачку, мы не сомневаемся, что слово «библиотека» будет теперь вызывать у детей только радостные воспоминания, и в следующий раз они придут сюда с ожиданием нового, интересного.
Это новое, в форме библиографических уроков «Книжкина грамота», предлагает наш библиограф Ирина Робертовна Филатова. Под космические звуки и треск «Машины времени» малышня отправляется путешествовать в прошлое, чтобы узнать, откуда азбука пришла, на чем писали наши предки. На практической части занятий дети разгадывают письмена древних людей - пиктограммы, пишут писалом на бересте, мастерят книжные закладки. А на заключительном театрализованном уроке Знайка учит, как бережно и правильно обращаться с книгами.
Воспитатели говорят, что все услышанное в библиотеке дети с интересом повторяют в детском саду. А в некоторых группах, где действуют маленькие библиотечки, ребятишки увлеченно играют в библиотекарей. Возможно, повзрослев, никто из них не выберет эту профессию. Мы не ставим перед собой таких целей, но надеемся , что эти дети полюбят книгу, увлекутся чтением, и в будущем их не назовут нечитающим поколением.
Свою работу с детскими садами библиотека строит на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов. В 1997 г. библиотека впервые за время своей работы организовала и провела День специалиста для педагогов детских садов. Поскольку он был первым и нам предстояло ближе познакомиться друг с другом, в программу вошли экскурсия по библиотеке, краткий анализ опыта работы библиотеки с дошкольниками, обзоры у выставки-просмотра периодических изданий для дошкольников и профессиональной литературы для специалистов, консультация о справочно-библиографическом аппарате библиотеки для руководителей детского чтения.
Целью следующего Дня специалиста было оказание информационной помощи воспитателям, работающим по программе «Радуга». Их вниманию мы представили широкий репертуар документов и провели обзоры в соответствии с разделами данной программы и поставленными в них конкретными вопросами. Например:«Что такое землетрясение?», «Что такое кров?», «Почему у деревьев ствол внизу толстый, сверху - тонкий?», «Что такое нефть и нефтяное пятно?» и др.
В последнее время у библиотеки стали складываться новые профессиональные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и с отдельными педагогами детских садов. Каждая сторона старается быть максимально полезной друг другу. Так, Галина Васильевна Родионова, педагог д/с № 114, подготовила для родителей-читателей библиотеки консультационные листы «О домашних занятиях с ребенком». В библиотеке побывала экспозиция рисунков воспитанников этого детского сада «Небывальщина удмуртского народа». Со своей стороны библиотека взяла на себя обязанность индивидуально информировать педагога по теме «Экологическое воспитание детей». Кроме этого библиотека готовит подборки литературы «К уроку педагога». С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости». С большим успехом в детских садах проходят «гастроли» нашего театра «Теремок». Дети с удовольствием смотрят кукольные спектакли «Заюшкина избушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Малышкам о книжках», играют в народные игры и разгадывают загадки на театрализованных фольклорных праздниках «Рождественские колядки», «Ай да, Масленица!», «Пасхальная ярмарка». Руководит этим красочным задорным действом библиотекарь отдела досуга Елена Витальевна Гузикова..
Детская экологическая библиотека "Радуга"
Визитная карточка
Адрес: 180019, г. Псков, ул. Новосёлов, 11
Тел.: (811-2) 53-68-63
Как добраться: автобусом, маршрутами № 5,11,22,25,30, остановка «Архив» или «Новосёлов»
Пн-Пт 10.00 - 18.00,
Вс 10.00 - 17.00.
Выходной день - суббота.
Первый вторник месяца - санитарный день
Заведующая библиотекой - Незнанова Ольга Викторовна
Добро пожаловать!
Основная информация о библиотеке
Категория пользователей
Детская экологическая библиотека «Радуга» обслуживает детей от рождения и до 14 лет, а также мы рады взрослым - родителям, педагогам и воспитателям.
Основные направления работы
Основными направлениями работы является информационная, просветительская и культурно - досуговая деятельность.
Приоритетными направлениями работы являются экологическое краеведение, нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Особое внимание уделяется удовлетворение информационных потребностей жителей микрорайона, правовому воспитанию детей, продвижению книги и чтения.
Сотрудники библиотеки оказывают информационную помощь в изучении школьных предметов, ведут профилактику негативных явлений в жизни детей и подростков, в своей работе активно используют новые технологии.
Фонд библиотеки
Книжный фонд библиотеки универсальный, составляет 27 588 экз., из них 467 экземпляров на электронных носителях.
Основное содержание фонда
Детская литература, художественная литература и периодические издания, книги по всем отраслям знаний, энциклопедии, справочники, словари, материалы на электронных носителях
Библиотечные услуги
Библиотека оказывает бесплатно следующие услуги:
- подбор и выдача документов из фондов библиотеки;
- выполнение справок;
- проведение массовых мероприятий;
- информирование о наличии документа в фонде библиотеки и фонде ЦБС;
- консультирование по справочно-библиографическому аппарату библиотеки;
Библиотека выполняет запросы читателей, используя возможности межбиблиотечного абонемента (МБА) и внутрисистемного обмена (ВСО).
Библиотека оказывает дополнительные сервисные услуги: аренда компьютеров; распечатка документа с любых носителей; ксерокопирование; набор текстов; сканирование; доступ к Интернет-ресурсам; отправка и получение электронной почты.
С перечнем дополнительных видов деятельности и прейскурантом на платные услуги можно ознакомиться на сайте ЦБС.
Структура библиотеки
В библиотеке к услугам читателей 2 отдела обслуживания и читальный зал
• Отдел обслуживания дошкольников и младших школьников. Здесь каждый найдет для себя книгу по интересам: для самых маленьких есть книжки - малышки и книжки – игрушки, для старших дошкольников – увлекательные книги и журналы, книги из серии «Читаем сами», «Читаем по слогам», для младших школьников – энциклопедии, справочники, художественная литература.
• Отдел обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста и РДЧ. Здесь каждый найдет для себя книгу по интересам: художественные, научно – популярные, справочники, энциклопедии.
Читальный зал делится на 2 сектора:
• Информационно-библиографический сектор. Основную часть фонда разновозрастного сектора составляет справочная литература: словари, энциклопедии, сборники. Здесь можно подготовить реферат, сделать домашнее задание, а так же с пользой провести время, читая журналы, которых библиотека выписывает 32 наименования, и газеты, посмотреть познавательные мультфильмы. Здесь же выпускается собственная печатная продукция: буклеты, рекомендательные списки, закладки, афиши, отражающие экологический профиль библиотеки, ведение электронной базы по экологии.
• Сектор культурно-досуговой деятельности является местом проведения всех массовых мероприятий, встреч, бесед, конкурсов и игровых программ.
Организация досуга
Регулярно проводятся мероприятия для детей, отражающие экологическую направленность библиотеки, литературные игры, викторины, экскурсии, библиотечные уроки, книжные выставки, а также библиотека и читатели участвуют в мероприятиях, которые организовывают и проводят партнёры библиотеки.
Как записаться в библиотеку?
Записаться в нашу библиотеку может любой житель г. Пскова, независимо от адреса его фактического проживания.
Подробнее с правилами записи в библиотеку и правилами пользования фондами библиотек города можно ознакомиться здесь.
Библиотека "Радуга" имеет договора о сотрудничестве и социальном партнёрстве со следующими организациями и физическими лицами:
- МОУ «Естественно-математический лицей №20»
- МБОУ «Социально-экономический лицей №21»
- МБОУ «Погранично-таможенно-правовой лицей»
- МБДОУ «Детский сад №34»
- МБДОУ «Детский сад №38 «Умка»»
- МБДОУ «Детский сад №40 «Ручеек»»
- МБДОУ «Детский сад №41»
- МБДОУ «Детский сад №43 «Улыбка»»
- МБДОУ «Детский сад №52 «Бусинка»»
- ПРОО Зоозащита г. Пскова
- ООО «Лес Вит»
- ООО «АСПО» г. Псков
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области
- Руководитель проекта «Трезвая Россия» Титов Сергей Сергеевич
Впервые в 2016 году заключены договора со следующими организациями и физическими лицами:
- МП г. Пскова «Горводоканал»;
- МБОУ детский сад №36 «Рябинка»
- Студия йоги и пилатеса «Умное тело».
Впервые в 2017 году заключены договора с организациями и физическими лицами:
- Псковское региональное общественное движение «За чистый берег»
- Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Псковский политехнический колледж»
- Координатор проекта «Трезвая Россия» Яковлев Дмитрий Александрович