Перейти к содержимому

Педагогические и гигиенические требования к игрушкам

Г) ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

-Отвечает задачам воспитания;

-радует содержанием и привле­кательной формой;

-пробуждает интерес к окружающей действительности;

-побуждает к творческому отображению явлений события жизни;

-дает возможность активно действовать;

-побуждает к совместным играм;

-содержит здоровых юмор, забавное отношение к оригиналу

-Безопасна с точки зрения устройстве, материала и окраски;

-легко подвергается гигиенической обработке.

Внесение новой игрушки

Новая игрушка - всегда радостное событие. Методика её внесения зависит от задач воспитания. Проявляя свое положительное отношение к игрушке, воспитатель пробуждает такое же отношение к ней у детей. Хорошо если новая игрушка будет сюрпризом и интересно обыграна. Можно что-то рассказать от имени игрушки, организовать диалог с ней.

Воспитатель раскрывает назначение каждой игрушки, подчеркивает присущие ей свойства и качества, при необходимости показывает способы обращения и предупреждает о мерах, предосто­рожности и бережном отношении.

Вместе с детьми воспитатель находит место для новой игрушки.

Дети участвуют в наведении порядка в игрушечном царстве.

Педагогические и гигиенические требования к игрушкам

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д

Гигиенические требования к игрушкам

Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие.

Игрушка необходима ребенку для игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Она является символом окружающего материального мира, удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, разнообразных движениях. Решению различных дидактических задач способствуют ярко выраженные в игрушках цвет, форма, назначение, величина, материал. Эмоциональное отношение к игрушке воспитывает нравственные качества. В игре формируется детский коллектив, при уходе за игрушками рождается интерес к труду, игрушка развивает эстетический вкус, возбуждает фантазию.

Таким образом, при умелом применении игрушка может стать действенным средством всестороннего воспитания, обогатить жизнь ребенка.

Игрушка должна быть идеологически выдержанной, функциональной, действующей, способствовать развитию умственных возможностей ребенка, его фантазии, воображения, выглядеть правдоподобно, давать правильное представление об изображаемом предмете. Необходимо соответствие игрушки полу и возрасту ребенка. Высокие требования предъявляются к художественному оформлению игрушки.

Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушек по принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.

В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальны м проблемам.

Министерство образования РФ утверждает нормативно-техническую документацию (ГОСТы, ОСТы, ТУ) по изготовлению игрушек, а также согласует все новые образцы сырья и материалов и опытных образцов изделий с привлечением институтов гигиенического профиля, медицинских институтов и крупных санитарно-эпидемиологических станций.

Гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, транспортировки, эксплуатации. Все требования устанавливаются с учетом возраста ребенка.

Материал, из которого изготавливают игрушки, должен быть исследованы на токсичность, отношение к микробной флоре, огнестойкость, возможность легкого ухода.

В вытяжках из игрушек для детей старше 3 лет цинка не должно быть более 5 мг/л, мышьяка — 0,05 мг/л, свинца — 0,03 мг/л, кадмия — 0,001 мг/л, селена — 0,001 мг/л, ртути — 0,0005 мг/л, стирола — 0,1 мг/л.

Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами. Поверхность игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать, поэтому рекомендуется использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах дошкольного возраста.

Запрещается использование в производстве игрушек целлулоида, материалов с меховой поверхностью, которая вспыхивает при приближении огня и по поверхности которых пламя распространяется со скоростью более 500 мм/с.

В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше), матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).

Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольного учреждения возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность), значит фиксация краски неудовлетворительна.

Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г — для детей до 7 лет, 800 г — для детей 7— 10 лет. Масса игрушек типа «погремушка» должна быть не более 100 г.

Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм. Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края (особенно у металлических игрушек), у нее не должно быть выступающих острых углов, мелких, легко отделяющихся частей.

Читайте так же:  Судебная практика перерасчетов

Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо. Диаметр детали игрушки для детей этого возраста не менее 30 мм, высота 12 мм.

Для исключения поражения детей током напряжение микроэлектродвигателей, используемых в игрушках для детей до 7 лет, допускается не более 12 В. Напряжение питания игрушек, подключенных к сети переменного тока, должно быть до 12 В и подаваться с понижающего трансформатора, установленного отдельно от игрушки. Не допускается применение автотрансформатора.

При хранении игрушек должны соблюдаться следующие условия:

• доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

• общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;

• поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкаI)ах, а для детей дошкольного возраста — в доступных для детей местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие — на полках повыше, но К, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам.

Крупные строительные материалы обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках. Настольный строительный материал хранят на полках в той упаковке, в которой он был приобретен, если он не используется в данный момент.

Дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам на одной или нескольких полках.

В целях предупреждения инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. Игрушки требуют ежедневного ухода. Для снижения миграции химических веществ, избавления от неприятного запаха необходимо промывать вновь приобретенные игрушки. Согласно санитарным правилам, все игрушки, за исключением мягконабивных, перед поступлением в групповые необходимо мыть в течение 15 мин проточной водой (37 °С) с мылом и затем высушивать. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.

Последующая санитарная обработка: в группах раннего возраста их моют 2 раза в день горячей водой (50 °С) щеткой, мылом в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (37 °С) и высушивают.

В группах дошкольного возраста игрушки моют в конце дня. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Санитарно-эпидемиологическими правилами для проведения дезинфекции игрушек рекомендуется, в соответствии с инструкцией по их использованию, следующие препараты: доместос, гипохлорид натрия, лиолит.

Виды игрушек и требования к ним

2. Педагогические требования к игрушке.

1. Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна

содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

2. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло.

3. Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки.

4. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

5. Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

6. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

1. Сюжетные игрушки имеют еще одно название — образные игрушки (куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства — автомашины, поезда, самолеты, тележки, посуда, мебель и др.)

2. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.

3. Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей. (фигурки людей, животных)

4. Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

5. Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха.

6. Театрализованные игрушки

7. Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

8. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

9. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями.

Книга: Гигиена детей и подростков

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги - 0

Гигиенические требования к игрушкам

Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизни.

Игрушки — это увлекательный и в то же время поучительный мир для ребенка, им принадлежит особая роль в физическом и умственном развитии, нравственном и эстетическом воспитании. Они вводят малышей в удивительный и прекрасный мир фантазии, чудес и волшебства; помогают ему освоиться с жизнью взрослых, понять их и подражать им. Игрушка формирует у детей любовь к труду, повышает их двигательную активность, развивает интерес к техническому творчеству, любознательность, наблюдательность; воспитывает художественный вкус и т. д.

В последние годы игрушкам стало уделяться очень большое внимание со стороны педагогов, художников, конструкторов, производственников и врачей, так как изменилось место игрушки в жизни ребенка. Игрушка сегодня — это своеобразная книга, читая которую ребенок узнает жизнь. Поэтому игрушки должны быть идеологически выдержанными, педагогически целесообразными, художественно совершенными, отвечать физическим и умственным возможностям детей, соответствовать возрасту, полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасными и гигиеничными.

За разработкой, производством и продажей игрушек, предназначенных для детей всех возрастных групп, установлен государственный санитарный надзор. Производству и реализации подлежат игрушки, образцы и нормативно-техническая документация которых имеет положительное заключение органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Заключение выдается с учетом результатов гигиенической оценки игрушек, включающей органолептические, санитарно-химические и, при необходимости, другие исследования. При получении хотя бы одного, отрицательного показателя образец игрушки считается неудовлетворительным, дальнейшее исследование не проводится, образец игрушки от согласования отклоняется.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, транспортировки, эксплуатации и методов их исследования. При этом все требования устанавливаются в соответствии с возрастными группами детей, для которых они предназначаются, и с учетом коллективного пользования игрушками. Для обеспечения выбора игрушек не только родителями, но и работниками учебно-воспитательных учреждений, на потребительской упаковке указывается возраст детей, а также делается надпись о возможном виде опасности. Например, бумажные змеи и другие

летающие игрушки имеют следующее указание: «Внимание! Не использовать вблизи электропередач». Надувные игрушки с одной воздушной камерой имеют надпись: «Не использовать как спасательный круг» и т. д.

Для производства игрушек разрешаются только те виды сырья и материалов, которые не выделяют ни в воздушную, ни в модельные среды химических и токсических веществ в концентрациях, превышающих установленные нормы для воды питьевой и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Использование утиля для изготовления игрушек запрещается. Такие немоющиеся натуральные материалы, как мех, шерсть, кожа и др., а также набивочные материалы применяются только после влажной их дезинфекции.

В целях предотвращения несчастных случаев, причиной которых могут явиться легковоспламеняемые игрушки, запрещается использование в их производстве целлулоида, материалов с меховой поверхностью которая вспыхивает при приближении огня и по поверхности которых пламя распространяется со скоростью более 500 мм/с.

Игрушки серийного производства по форме, конструкции, внешнему виду, окраске должны соответствовать образцу — эталону и быть удобными, безопасными, гигиеничными. Поверхность игрушек должна быть гладкой, ровной, без трещин, заусенец, сколов; острые кромки и углы должны быть притуплены; острые концы крепежных деталей, гвозди, шурупы и т. п. должны быть скрыты, утоплены. Детали игрушек для детей до 3 лет, изготовленные из металла, дерева или других жестких материалов, должны быть закреплены в игрушке таким образом, чтобы они не могли быть ребенком отсоединены или разорваны. Составные части игрушек для детей ясельного возраста (пирамиды, наборы колец, шариков на стержне и др.) должны быть диаметром не менее 32 мм. В игрушках типа погремушек в качестве наполнителя используют материалы диаметром не менее 5 мм, объем которых во влажной среде не изменяется более чем на 5%.

Читайте так же:  Приказ сайт образовательного учреждения

Требования по безопасности касаются и шнуров для игрушек на колесиках или роликах. Чтобы исключить возможность травмы кожных покровов кистей рук ребенка и снять мышечное напряжение рук, необходимое для удержания шнура, предусматривается минимальная толщина его для детей до 3 лет 2 мм, без узловых соединений, на конце шнура — ручка в виде шарика, цилиндра и т. п.

Игрушки должны по массе соответствовать силе ребенка и способствовать развитию его мускулатуры. Максимальная масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных ' или механизированных) не должна превышать 400 г для детей до 7 лет, 800 г — для детей от 7 до 10 лет. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, не должна превышать 100 г.

Дифференцированы требования к уровню шума, издаваемого игрушками. Так, уровень шума для всех игрушек не должен превышать 65 дБА на расстоянии 50 см от игрушки-; для игрушек, предназначенных для игр на открытом воздухе,— 75 дБА на расстоянии 50 см от игрушки; для игрушек, издающих импульсный шум в качестве игрового момента (например, одиночный выстрел), допускается уровень звука до 95 дБА «I» на расстоянии 25 см от игрушки. Уровень шума, издаваемого игрушками-моделями для спортивных соревнований на стадионах и треках, настроенными музыкальными игрушками, духовыми и ударными инструментами, не нормируется.

В целях исключения поражения детей током напряжение микроэлектродвигателей не должно превышать 12 В в игрушках для детей до 7 лет, 18 В — для детей старше 7 лет. Напряжение питания игрушек, подключенных к сети переменного тока (за исключением электрогирлянд и переключателей к ним), должно быть в пределах 12 В и подаваться с понижающего трансформатора, установленного отдельно от игрушки.

Большого внимания требуют оптические и настольно-печатные игры и игрушки. Гигиенические требования к ним устанавливаются с учетом имеющихся нормативных документов, направленных на профилактику близорукости у детей. .Так, оптические игрушки с коррекцией угла зрения должны давать изображение предмета в фокусе высотой не менее 2,75 мм и иметь устойчивую фокусировку оптической системы без самопроизвольного изменения. Минимальное расстояние от глаз до рассматриваемого предмета в оптических игрушках без коррекции угла зрения должно быть 250 мм. Окуляр в фильмоскопах должен быть с четырехкратным и более увеличением. Для защиты второго глаза от света в фильмоскопах предусматривается специальная (темная и матовая) заслонка, находящаяся на расстоянии не менее 15 мм и не более 30 мм от глаза.

Бинокли без коррекции угла зрения должны иметь плоские параллельные стекла, стереоскоп с подвижной оптической системой — меняющееся устройство с межцентровым расстоянием от 50 до 64 мм.

Конструкция калейдоскопа должна исключать доступ детей к наполнителю. Стеклышки или кусочки пластмассы, применяемые в калейдоскопах, должны быть яркими, а светорассеивающее стекло иметь коэффициент светопропускания 0,5.

Для изготовления оправ объективов оптических игрушек непосредственного наблюдения (калейдоскопы, бинокли, фильмоскопы и т. п.), соприкасающихся с лицом, должны применяться полистирол, полиэтилен высокого и низкого давления или другие материалы, разрешенные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы для изготовления изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

При изготовлении настольно-печатных игр текст должен быть напечатан только контрастным цветом, высота букв не менее 1,75 мм для игр детей в возрасте старше 10 лет и не менее 2,30 мм для детей до 10 лет. Рисунки (рельеф) игр должны быть четкими.

В .целях предупреждения травматизма запрещается в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Лук» и др. использовать в качестве метательных снарядов острые предметы, взрывчатые вещества и т. п. Наконечники метательных снарядов должны быть защищены посредством мягкой резины или присоски диаметром не менее 20 мм. Допускается изготавливать стрелы с магнитными присосками (кругами) на конце диаметром не менее 20 мм. Кинетическая энергия на вылете снарядов не должна превышать 0,5 Дж. Игрушки, имитирующие холодное оружие (шпага, кинжал, нож и др.), не должны иметь острых концов и режущих кромок.

В связи с тем что дети, особенно младшего возраста, все, что попадает им в руки, берут в рот, непременным условием при изготовлении игрушек является стойкость их поверхностного окрашивания. При этом декоративно-защитное покрытие игрушек должно быть стойким не только к действию влажной обработки, но и к действию слюны и пота. При мытье игрушек в течение 3 мин горячей водой (температура 60° С) с мылом, а также при воздействии растворов — имитаторов слюны и пота внешний вид игрушки не должен изменяться.

Детали музыкальных духовых игрушек (свистульки, дудки, губные гармошки и т. п.), предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу. Кроме того, данные игрушки рекомендуются только для индивидуального пользования.

При продаже игрушек такого типа должны также соблюдаться определенные гигиенические требования, а именно: каждая игрушка должна иметь индивидуальную упаковку; нарушать упаковку и опробывать игрушку запрещается и покупателю, и продавцу. У продавца должен быть демонстрационный образец. Проверка игрушек на звук при их изготовлении и контроле должна проводиться с помощью воздуходувной установки.

Учитывая сложность ухода за ворсованными и мягконабивными игрушками, а также специфику использования их в условиях организованных детских коллективов, рекомендуется такие игрушки приобретать только для индивидуального пользования или для детских учреждений в качестве дидактических пособий.

В организованных детских коллективах каждая возрастная группа должна иметь свой набор игрушек, игр, конструкторов и пр. Отдельные наборы игрушек должны быть выделены для изолятора и игры на участке. Игрушки хранят в специально отведенных местах; их подвергают соответствующей обработке.

Вновь приобретенные игрушки (за исключением ворсованных и мягконабивных) перед поступлением в групповые необходимо помыть в течение 15 мин проточной водой (температура 37° С) с мылом и затем высушить на воздухе. Резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные игрушки надо тщательно отжимать.

В дальнейшем игрушки в 1-й группе раннего возраста надо мыть аналогичным способом 2 раза в день, в более старших группах — в конце дня. Кукольную одежду стирают и проглаживают по мере ее загрязнения. Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня следует дезинфицировать бактерицидными лампами в течение 30 мин, установленными на расстоянии 25 см от игрушек. Пенолатексные ворсованные игрушки обрабатывают согласно инструкции завода-изготовителя.

Педагоги,, воспитатели и медицинские работники организованных детских коллективов при закупке игрушек должны обращать внимание на то, для какого возраста предназначается данная игрушка. Игрушка или игра должна выбираться в соответствии с возрастом и развитием ребенка, а также с учетом его индивидуальных наклонностей. Особой предосторожности требует выбор игрушек для детей раннего и ясельного возраста. Нельзя давать ребенку ту игрушку, которая для него не предназначена и с которой он вследствие своих физических и умственных способностей справиться не сможет.

Читайте так же:  Государственная пошлина на государственную регистрацию недвижимое имущество

Под постоянным контролем работников СЭС находятся все производственные помещения, в которых изготавливают игрушки (игры), а также торговые и складские помещения, предназначенные для хранения и реализации их. Работа осуществляется с учетом требований СанПиН № 42-125-4148—86.

В соответствии с действующими инструкциями по проведению обязательных профилактических медицинских обследований работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек (игр), подвергаются общему осмотру терапевтом и обследованиям на туберкулез — при поступлении на работу и в дальнейшем раз в год.

Психолого-педагогические и гигиенические требования к игрушкам

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования совместно с художественно-техническим советом по игрушке ещё в 1995 г. подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Методические указания, содержащие требования к играм и игрушкам, разделены на уровни.

Игрушки, соответствующие требованиям первого уровня, не должны:

— провоцировать ребёнка к агрессивным действиям, вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

— провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Эти требования обязательны для предприятий и торговых организаций.

Требования второго уровня состоят в следующем:

— возможность широкого использования игрушек в соответствии с замыслом ребёнка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления;

— возможность обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом, формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках;

— пригодность игрушки к использованию её несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнёра;

— высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству.

Эти требования носят характер пожелания. Игрушки, отвечающие этому уровню, получают режим наибольшего благоприятствования на территории России.

К сожалению, эти требования не выполняются. В соответствии с инструктивным письмом от 26.05.99 г. на территории РФ введена обязательная психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек, однако механизм реализации экспертизы затруднён по различным причинам, в том числе и финансовым. Сегодня возможно соблюдение только предъявляемых к игрушкам гигиенических требований: все игрушки, доступные ребёнку в условиях детского учреждения, должны быть безопасны для здоровья. Эти требования учитывают вид материала, из которого изготовлена игрушка, отсутствие вредных для организма химических веществ и другие характеристики. Требования к безопасности игрушки отражаются в сертификате соответствия качества, который обязаны иметь все продавцы детской игрушки.

Родители, приобретающие игрушки, редко обращают внимание на их соответствие психолого-педагогическим требованиям. Гораздо чаще они просят продавца предъявить сертификат качества. Однако его отсутствие не является препятствием для приобретения понравившейся взрослому игрушки.

В настоящее время разрабатывается Стратегия развития индустрии детских товаров РФ до 2020 года и план первоочередных мероприятий на 2013–2015 годы. Мероприятия по реализации Стратегии направлены на создание в России конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии детских товаров. Одна из задач Стратегии — повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.

Основные гигиенические требования к сырью и материалам для изготовления игрушек.

Для производства игрушек используется сырье и материалы, разрешенные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Сырье и материалы, применяемые для производства игрушек, должны полностью отвечать гигиеническим требованиям, установленным в нормативной документации, быть чистыми и неинифицированными.

Допускается применение производственных отходов этих же материалов.

Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Натуральный мех, кожа могут быть допущены для изготовления игрушек, только при наличии на каждую отдельную партию материала соответствующего разрешения органов ветиринарного надзора. Используемые для изготовления игрушек, натуральный мех, кожа и другие не моющиеся материалы должны подвергаться предварительно влажной дезинфекции.

Для детей до 3 лет для производства игрушек не допускается применение материалов из натурального меха и кожи.

Деревянные игрушки должны изготавливаться из дерева, не имеющего короблений, трещин, заусенцев, щелей. Влажность древесины должна быть не выше 12 %.

В сырье, предназначенном для изготовления игрушек из дерева, не должны содержаться радиоактивные элементы свыше нормируемых величин ГН 2.6.1.10-1-01-2001 «Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине, продукции из древесины и древесных материалов и прочей непищевой продукции лесного хозяйства», утв. Постановлением Главного госсанврача Республики Беларусь от 11 января 2001 г.,№4.

Удельная (объемная) активность цезия-137 для игрушек из древесины и древесных материалов не должна превышать 740 Бк/кг.

Текстильные, кожа, мех и другие натуральные материалы, используемые для производства игрушек, по допустимому уровню радиоактивного загрязнения должны соответствовать СТБ 1252-2000 «Материалы текстильные, кожа, мех натуральный. Нормы радиоактивного загрязнения и методы контроля».

Для изготовления игрушек не допускается использование утиля, пластмассы вторичной переработки, древесной коры и других материалов согласно перечня сырья и материалов, запрещенных для производства игр и игрушек.

Основные гигиенические требования к конструкции и особенностям игрушек.

Игрушки должны быть безопасными для детей при использовании их по назначению.

Игрушки по конструкции и используемым для их изготовления материалом должны соответствовать возрастному предназначению с учетом адекватного поведения детей.

Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных или игрушек для дидактических игр) не должна превышать 400г для детей до 6 лет, 800г – для детей от 6 до 10 лет. Масса игрушки для детей до 18 месяцев не должна превышать 250г, в том числе игрушек-погремушек – не более 100г.

Масса игрушек для детей старше 10 лет, крупногабаритных игрушек, для дидактических игр должна соответствовать требованиям нормативной документации (ГОСТ, СТБ, ТУ и др.) для конкретного вида игрушек, согласовывается с Министерством здравоохранения при постановке игрушек на производство.

Поверхности игрушек должны быть гладкими, сухими, чистыми, не липкими. Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработке.

Окрашенные игрушки должны иметь прочную фиксацию красок. Уровень запаха игрушек не должен превышать 2 балла, игрушек для детей раннего возраста – 1 балл.

Игрушки, контактирующие с полостью рта, в том числе предназначенные для детей раннего возраста, не должны обладать посторонним привкусом.

Максимально допустимые концентрации тяжелых металлов (сурьма, мышьяк, барий, кадмий, хром, свинец, ртуть, селен) выделяемых из материалов игрушки для детей до 3 лет и игрушек, функционально контактирующих с полостью рта, должна соответствовать нормативам согласно ГОСТ-25779 и МГС ГОСТ ИСО 8124-3-2001 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Выделение вредных для здоровья ребенка элементов». В игрушках (материалах) для детей старше 3 лет миграция свинца, кадмия, мышьяка, ртути определяется на соответствие нормативам согласно ГОСТ-25779.

Физические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электростатические поля, электромагнитные поля, инфракрасное излучение) должны соответствовать требованиям СанПиН 9-29-95 (Р.Ф. № 2.1.8.042-96), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 21 февраля 1996г. №5.

Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65дБа, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБа. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБа.

Погремушки, а также детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами и ртом детей, должны быть изготовлены из легкодезинфицируемых материалов, не впитывающих влагу.

Для любых предложений по сайту: [email protected]