Перейти к содержимому

Пособия для учителей по музыке

Пособия для учителей по музыке

Это методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для I—IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа. Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя.

Содержание УМК основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования образовательной области «Искусство», а также в той или иной мере воплощены в действующих программах по предмету «Музыка» (в частности, в программе «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной). Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.

Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. В центре УМК — различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России.

Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они и могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» — темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Учебники для учащихся II, III и IV классов состоят из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм », «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье », — которые дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки.

Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационности в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания — его музыкальной речи.

Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.

Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается.

Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в УМК представлены различные жанры и формы музыкального искусства, включая произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др ). Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию — помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения, а не в средней школе, как это обычно происходит на практике. Музыкальные сочинения в УМК с первого года обучения подобраны и организованы так, чтобы в дальнейшем (при повторном к ним обращении) учащиеся почувствовали и осознали их неповторимость и своеобразие с позиций традиций и новаторства, смогли выявить черты, составляющие «сердцевину» творчества того или иного композитора. Структурной, смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство.

Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК, — залог успешной работы.

Нотная графика выполняет в учебниках и рабочих тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности.

В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др.

Литературный ряд учебника (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей. Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.

Методика работы с УМК «Музыка» в начальной школе предполагает органичное и естественное его включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также обращение ребенка к учебникам и рабочим тетрадям дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке.

Проведение урока с использованием УМК нацеливает учителя на расширение образовательной среды и повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепрограммах, при посещении концертов, «слышание» музыки в фильмах, спектаклях, на понимание ее роли в школьных праздниках, при организации домашнего досуга, детского музицирования и пр.

Методический принцип сходства и различия, основанный на принципе «тождества и контраста» (Б. В. Асафьев), определил выстраивание музыкального материала в УМК и способ подачи методического материала в данном пособии. На страницах этого пособия вы найдете конкретные рекомендации по применению таких методов музыкального образования и воспитания младших школьников, как метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи. Некоторые из этих методов (метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» и метод концентричности организации музыкального материала) нашли свое отражение в структуре данного пособия.

В методике работы с учащимися I класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно.

Методика работы с УМК II—IV классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

Обобщенные темы разделов учебников I—IV классов дают возможность учителю музыки «дозировать» объем изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся. С учетом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств.

Авторы выражают надежду на то, что данное пособие и предлагаемые в нем рекомендации помогут с самого начала музыкального образования учащихся познакомить их со всем тем, что, по словам Б. В. Асафьева, может заставить «и радоваться, и печалиться, и вздохнуть, и поучиться интригам музыкального развития, и ощутить в себе энергию и суровое мужество», «и все это услышать не по поводу музыки или под музыку, а испытать в ее интонациях».

Регион РФ: Москва

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам "Музыка" для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно. Методика работы с УМК 2-4 классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Пособия для учителей по музыке

1 место в рейтинге "Лучшие частные школы Москвы 2009" журнала "Карьера"

Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы

МУЗЫКА 1—4 КЛАССЫ

Это методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно- методическим комплектам «Музыка» для I—IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа.
Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя.

Содержание УМК основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования образовательной области «Искусство», а также в той или иной мере воплощены в действующих программах по предмету «Музыка» (в частности, в программе «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной).
Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.

Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.

В центре УМК — различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России. Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно- педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они и могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» — темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Учебники для учащихся II, III и IV классов состоят из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», — которые дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки.

Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря».

Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационности в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания — его музыкальной речи.

Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.

Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в УМК представлены различные жанры и формы музыкального искусства, включая произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др ).

Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию — помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения, а не в средней школе, как это обычно происходит на практике. Музыкальные сочинения в УМК с первого года обучения подобраны и организованы так, чтобы в дальнейшем (при повторном к ним обращении) учащиеся почувствовали и осознали их неповторимость и своеобразие с позиций традиций и новаторства, смогли выявить черты, составляющие «сердцевину» творчества того или иного композитора.

Читайте так же:  Отчетность общества участнику

Структурной, смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.

Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК, — залог успешной работы. Нотная графика выполняет в учебниках и рабочих тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности.

В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др. Литературный ряд учебника (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений. Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни.

Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.

Методика работы с УМК «Музыка» в начальной школе предполагает органичное и естественное его включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также обращение ребенка к учебникам и рабочим тетрадям дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке.

Проведение урока с использованием УМК нацеливает учителя на расширение образовательной среды и повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепрограммах, при посещении концертов, «слышание» музыки в фильмах, спектаклях, на понимание ее роли в школьных праздниках, при организации домашнего досуга, детского музицирования и пр.

Методический принцип сходства и различия, основанный на принципе «тождества и контраста» (Б. В. Асафьев), определил выстраивание музыкального материала в УМК и способ подачи методического материала в данном пособии. На страницах этого пособия вы найдете конкретные рекомендации по применению таких методов музыкального образования и воспитания младших школьников, как
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно- стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод концентричности организации музыкального материала;
метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении);
метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи.

Некоторые из этих методов (метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» и метод концентричности организации музыкального материала) нашли свое отражение в структуре данного пособия.

В методике работы с учащимися I класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно.

Методика работы с УМК II—IV классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

Обобщенные темы разделов учебников I—IV классов дают возможность учителю музыки «дозировать» объем изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся. С учетом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств.

Авторы выражают надежду на то, что данное пособие и предлагаемые в нем рекомендации помогут с самого начала музыкального образования учащихся познакомить их со всем тем, что, по словам Б. В. Асафьева, может заставить «и радоваться, и печалиться, и вздохнуть, и поучиться интригам музыкального развития, и ощутить в себе энергию и суровое мужество», «и все это услышать не по поводу музыки или под музыку, а испытать в ее интонациях».

Цель учебника-тетради для I класса четырехлетней начальной школы — ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию.
Главное — пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.

В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Авторы стремились к тому, чтобы события, которые сопровождают жизнь ребенка, такие как смена времен года (осень, зима), времени суток (утро, вечер), праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.), соответствовали временным рамкам учебных четвертей и помогали связывать его музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг.

Первоклассников по страницам учебника «поведет» Муза. Это своеобразный символ данной учебной книги, объединяющий единым художественно- содержательным смыслом жизненные и музыкальные впечатления детей. Первоклассникам будет интересно искать ее изображение на каждом развороте книги. Муза предстает перед детьми в разных «ролях»: древнегреческой богини, оперной певицы, балерины, художницы, музыканта, крестьянки… Каждый разворот учебника-тетради имеет свое название. Небольшой по объему и доступный по содержанию текст вводит школьников в содержание урока. Вопросы и задания, а также объемные тексты (былинный сказ «Садко», алжирская сказка «Чудесная лютня» и русская сказка «Баба-яга») рекомендуется читать детям вместе с родителями. (Эти тексты помечены специальным значком «Читаем с родителями».)

Основой содержания учебника-тетради являются музыкальные жанры. От простых, доступных каждому ребенку интонаций песен, танцев, маршей, которые они осваивают, включаясь в процесс активного их исполнения, к более сложным жанрам, таким как опера («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха- цокотуха» М. Красева), балет («Щелкунчик» П. Чайковского), симфоническая картина («Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига), музыка кино (например, И. Дунаевского из кинофильма «Цирк», Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты») и др. Эти жанры становятся доступными образно-смысловому восприятию детей, так как раскрываются через увлекательный рассказ, игру, сказку. Чтобы музыкальный язык стал понятен первоклассникам, в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, которые они осваивают в процессе пения, пластического интонирования, инструментального музицирования, импровизаций.

Большое внимание в учебнике-тетради для I класса уделяется развитию речевых навыков первоклассников, связанных с расширением их эмоционально- смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и настроение музыки. В связи с этим на страницах учебника предложены яркие, подчас мало употребляемые в речи детей определения, эпитеты, метафоры. Помощь в систематизации словарного запаса детей может оказать такой разворот учебника-тетради, как «Твой музыкальный словарик», который дети должны составить самостоятельно, как бы отгадывая кроссворды. В помощь к каждому слову даны рисунки. Словарный запас будет пополняться и закрепляться в последующих классах начальной школы на новом музыкальном материале.

На страницах учебника-тетради предлагаются разнообразные творческие задания для учащихся. Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с выразительным чтением стихов, сочинением простейших мелодий, пластическим выражением характера музыки, изобразительной деятельностью — от восприятия картин к собственным рисункам и пр. Проблемные вопросы, обращенные к юным «композиторам», исполнителям, слушателям, настраивают их на размышления о музыке. Детям предлагается высказывать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные, оригинальные исполнительские интерпретации.

МУЗЫКА ВОКРУГ НАС

«И Муза вечная со мной!» Открывая учебник, дети знакомятся с Музой. Для первоклассников Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед ними чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Дополнительная информация Музы, богини, покровительницы поэзии, искусства и наук, — дочери Зевса и Мнемозины. Зевс — владыка Олимпа, главный древнегреческий бог. Мнемозина (греч. «память») — мать девяти муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. Эрато покровительствует любовной поэзии, ее атрибут — лира. Эвтерпа — покровительница лирической поэзии. Она изображается с флейтой. Каллиопа (греч. «имеющая прекрасный голос») — муза эпоса и знания — изображается с дощечкой и резцом. Свиток и палочка для письма — атрибуты музы истории Клио — «дарующей славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Мельпомена («поющая») — муза трагедии, Талия — муза комедии. Атрибут первой — трагическая маска, второй — комическая. Полигимния («богатая гимнами»), муза греческой поэзии, изображается со свитком в руке. Урания покровительствует астрономии, ее атрибуты — небесный свод и циркуль. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Как богини пения, музы находились под предводительством Аполлона, в греческой мифологии — бога солнца, мудрости, покровителя музыки, пения, поэзии, бога-воителя, бога предсказаний.

Скульптурная группа (квадрига) — четыре вздыбленных коня в колеснице Аполлона, отлитая из красной меди по модели скульптора П. К. Клодта, украшает здание Государственного академического Большого театра России. В росписи потолка зрительного зала — изображение Аполлона с золотой кифарой в окружении девяти муз. Путешествие первоклассников в мир музыки начинается с фрагмента из второго акта балета Петра Ильича Чайковского (1840—1893) «Щелкунчик» — «Па-де-де»1.

Красота, возвышенность этой музыки обычно производят на детей сильное эмоциональное впечатление. Насыщенное звучание симфонического оркестра, яркая, запоминающаяся мелодия (кстати, построенная на звуках нисходящей гаммы), светлый, праздничный колорит вызывают у детей непосредственный эмоциональный отклик.

Предложите им подобрать слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку, а также те чувства, которые возникают у них. После прослушивания этого фрагмента из балета можно обратиться к тем понятиям, которые были названы в учебнике-тетради в обращении к первоклассникам: композитор, исполнитель, слушатель. Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины.

Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. А может быть, кто-то из детей знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? Это дирижер. Вот так, шаг за шагом, дети вместе с учителем начинают раскрывать тайны Музыки. Чем больше информации они «добудут» самостоятельно, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный и музыкальный опыт, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки. Чем чаще учитель будет наигрывать главную мелодию «Па-де-де» или напевать ее вместе с детьми, предлагая им вслушиваться в наиболее яркие, запоминающиеся ее интонации, ритмы, краски, тем успешнее будет идти процесс накопления музыкально-слуховых впечатлений учащихся. Не следует забывать о том, что свойство детского восприятия младших школьников требует постоянной звуковой «подпитки», восстановления в памяти незнакомого музыкального образа. Поэтому здесь уместны всевозможные игровые приемы музицирования — игра в дирижера, исполнение мелодии на воображаемых инструментах, пластические этюды и пр.

Забегая вперед, подчеркнем, что первые развороты всех учебников «Музыка» открывают известные всему миру мелодии из крупных сочинений русских композиторов-классиков:
II класс — вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского;
III класс — 2-я часть Четвертой симфонии П. И. Чайковского;
IV класс — 1-я часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

Конечно, необходимо на первых уроках музыки подчеркнуть новый «социальный статус» детей — они стали школьниками и предоставить им возможность побывать в роли исполнителей. Например, предложить им спеть знакомые всем популярные детские песни, начать разучивать с ними одну из песен о школе, азбуке и т. п., которые учитель найдет в «Хрестоматии музыкального материала к учебнику-тетради. 1 класс». Мы часто обращаемся к детям со словами «прислушайся», «послушай». Как же понимать эти слова, ведь музыка со страниц учебника не звучит? Пусть они попробуют какую-нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя. При этом можно закрыть глаза — это очень помогает сосредоточиться. Оказывается, мы можем научиться слышать музыку мысленно, внутри себя, слышать «внутренним слухом» даже тогда, когда в действительности она не звучит. Этот «внутренний слух» есть у каждого, и развить его в себе — значит научиться слышать музыку вокруг и исполнять ее.
«Хоровод муз».

Следующий разворот учебника знакомит детей с понятием «хор» и «хоровод», с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах. Пусть ребята вспомнят какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни. Муза, путешествуя из страны в страну, как бы раскрывает перед нами характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хор издавна был одним из действующих лиц древнегреческого спектакля. Позже этим словом стали называть певческий коллектив и музыкальное произведение для хорового исполнения.

Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. В нем сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. Помещенные здесь иллюстрации подтверждают это. На этом уроке учащиеся услышат в записи и музыку русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением).

Сравните эти танцы между собой, обращая внимание на сходство или различие их характера и настроения, выделяя характерные интонации, ритмы, особенности инструментального сопровождения, манеру звучания солирующих инструментов или певческих голосов. Здесь можно вспомнить с первоклассниками и исполнить хорошо известные всем русские народные песни (хоры) и хороводы.

Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями, нравами, бытом, особенностями речи и темперамента людей, с природой, которая их окружает. Учитель использует метод «сходства и различия», с помощью которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, ее музыкального языка. Хоровод муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.

Читайте так же:  Финансовая отчетность банка за 2019

«Повсюду музыка слышна». Составление учителем сценарного плана урока по этому развороту должно быть направлено на знакомство детей с народными песенками-попевками. Их сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека.
В ролевой игре «Играем в композитора» учащимся предлагается определить характер, настроение песенок, их жанровую основу.
Для расширения словаря эмоциональных терминов на этом и последующих разворотах предлагаются слова, из которых дети выбирают наиболее соответствующие характеру каждого из фольклорных текстов. Конечно, не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. Важно в игровой, увлекательной форме предложить ребятам «войти в роль» композитора.
В результате возникают«Солнышко» как песенка-закличка, «Гори, гори ясно…» — песенка-считалка, «Трам, трам, трам» — песня-марш, «Баю, баюшки, баю» — колыбельная. Главное в том, чтобы мелодекламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную.

Вокальные «опусы» детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений (например, покачивания колыбельки). Наиболее удавшиеся индивидуальные импровизации, самые яркие мелодии или даже отдельные интонации, ритмы аккомпанемента можно разучить всем классом. Эти импровизации можно выстроить как своеобразную композицию, где органично соединятся пение (сольное или всем классом), инструментальная импровизация-проигрыш, ритмические движения, пластические композиции. Учитель же при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы предложить школьникам свои короткие импровизации-сочинения на предложенные в учебнике тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы, предложенные на этом развороте. Если учитель никогда ранее не использовал на уроках элементы импровизации, нужно попытаться освободиться от этого «комплекса» и, вдохновившись приемами «рождения» песни в фольклорной традиции, попытаться все-таки «сложить» ее, разыграть так, как этого требует природа народного песнетворчества — естественно и свободно, без традиционных шаблонов и стереотипов, так, как «спелось и сыгралось», от души. Учителю предлагается ступить на путь ученичества и вместе с первоклассниками погрузиться в увлекательный мир композиторского творчества.

«Душа музыки — мелодия». Напомните ребятам ситуацию, которая так часто случается с каждым из нас в жизни: какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась. Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию. Мелодия — это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.

Три пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька») — создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения. Перед их прослушиванием напомните школьникам, что с музыкой П. И. Чайковского они уже встречались на страницах учебника, и наиграйте «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Опираясь на простые жанры музыки — песню, танец и марш, учитель вместе с детьми выявляет их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто не поет голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано, — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента.
В танце — движение и ритмы, плавность и закругленность мелодии и узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. Характерные черты этих жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования.

Первое, что могут сделать учащиеся вместе с учителем, это попытаться спеть мелодии этих пьес без слов, на какой-либо слог в удобной для пения тональности. В песне отчетливо слышна плавная мелодическая линия, которую учащиеся могут сыграть на воображаемой скрипке, изображая длинные, певучие движения смычка. В марше пальчики-«солдатики» маршируют на столе или на коленях (если в классе нет столов и парт), играют на воображаемых барабанах. Можно также под «Марш деревянных солдатиков» организовать игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «игрушечных кукол», мальчики играют ее на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой).

В вальсе дети могут изображать мягкие ритмичные покачивания корпуса и рук над головой влево-вправо, в польке — исполнять равномерными хлопками пульс, а акценты в начале или в конце фраз — отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек. Прежде чем начать выполнять задание из учебника-тетради и записывать пульс вертикальными линиями, можно предложить детям изобразить его в воздухе воображаемыми мелками под музыку. Два-три ученика могут делать это на доске. Для того чтобы выяснить, кто же из первоклассников самый внимательный слушатель, можно вновь обратиться к игре — предложить детям в своих ритмических импровизациях (маршировке, игре на воображаемых инструментах) отмечать те изменения, которые будут происходить в музыке. Для этого желательно, чтобы фрагменты названных пьес П. И. Чайковского учитель исполнял сам, изменяя темп (быстро — медленно, ускоряя — замедляя), динамику (тихо — громко), регистры (высокий — средний — низкий) и т. п.
В результате использования такого приема можно озадачить детей вопросами: что произошло с маршем?
Сохранился ли его «игрушечный» характер?
Что делало его «игрушечным»? И т. п.

Исполнение музыки учителем открывает несравнимо большие возможности не только при организации детского музицирования, но и при интонационно- образном анализе музыки детьми, который требует постоянного вслушивания в отдельные элементы музыкальной речи, их вычленения, подчас нарочитого подчеркивания, а иногда и изменения («метод разрушения»). Учитель может рассказать детям о том, что П. Чайковский посвятил свой знаменитый «Детский альбом» (1878), в который вошли 24 пьесы, своему племяннику Володе Давыдову.

«Музыка осени». Задача этого разворота — связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П. И. Чайковского и Г. В. Свиридова, детскими песнями. Разными настроениями пронизаны стихи А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, поэтическая зарисовка из русского фольклора. Важно, чтобы чтение стихов детьми и учителем было предельно выразительным и в то же время музыкальным: напевно, неторопливо, с грустной интонацией — «Скучная картина…»; ритмично, бодро, в стиле заклички — «Осень, осень, в гости просим». А как прочитать стихи А. С. Пушкина?

Пусть ребята задумаются, с каким чувством поэт пишет об осени: «Унылая пора! очей очарованье. » Могут ли эти стихи прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы? Музыкальность стихов органично переплетается с образами музыкальных сочинений, которые звучат при изучении этой темы. Так, народные стихи об осени можно предложить детям разыграть в народной манере, сочетая пение с движениями, изображающими сюжет, затем сравнить свои варианты импровизации на этот текст с народной песней, которая приводится в хрестоматии музыкального материала для I класса. Ее разучивание позволит детям ответить на вопросы: похожи ли интонации их сочинений на интонации народной песенки? что их роднит и что отличает?

Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов. На уроке может прозвучать «Осень» Георгия Васильевича Свиридова (1915—1998) из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» или фортепианная пьеса «Октябрь» («Осенняя песнь») П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Слушая «Осень» Г. Свиридова, ребята наверняка обратят внимание на выразительную, напевную в духе русских народных протяжных песен мелодию. «Поет» ее один из самых искуснейших музыкальных инструментов — скрипка. Голос скрипки сродни человеческому голосу. Возможно, тембр этого инструмента дети смогут определить самостоятельно. Какими чувствами наполнена эта музыка? Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека, любующегося красотой осени — золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?

В пьесе «Октябрь» («Осенняя песнь») П. Чайковского стоит выделить плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека — печаль, грусть, его прощание с теплом, светом. Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность музыки объединяет эти две пьесы русских композиторов. В них — задумчивость, щемящая грусть, а может быть, и одиночество. Ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.
Можно сказать ребятам о том, что, передавая определенное эмоциональное состояние, композитор, как и поэт и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые (мажор, или мажорный лад) или более приглушенные, неяркие, а подчас и темные (минор, или минорный лад). Так в каком же ладу написаны эти две пьесы русских композиторов?

При знакомстве детей с песней «Капельки» В. Павленко (слова Э. Богдановой) можно сразу привлечь их внимание к припеву. Повтор одной и той же интонации (спойте ее с классом) вносит в песню некоторую монотонность, однообразие. И это не случайно. Эта изобразительная интонация очень выразительна, в ней суть песни. Разучивание песни можно начать с припева. В этом случае возникает несложная композиция: учитель поет запев каждого куплета, а дети — только припев. Это поможет школьникам понять форму песни — куплетная (с запевом и припевом). В дальнейшем такого рода двухчастная композиция может исполняться так: запев — хор, припев — солист (или солисты) или наоборот. При разучивании песни нужно стремиться к максимально напевному ее звучанию.

Навыки кантилены, унисонного пения, точного, одновременного вступления голосов и одновременного окончания (закрытые слоги в конце фраз трудно произносить «вместе», поэтому лучше помогать детям соответствующим дирижерским жестом) должны формироваться при естественном негромком звучании голосов, в процессе поиска выразительной фразировки, логики текстовых ударений и мягких окончаний.

Песня «Скворушка прощается» Т. Попатенко (слова И. Ивенсен) любима не одним поколением младших школьников. На ее примере наглядно видно, как настроение текста и музыки взаимосвязано. Лирический, задумчивый характер стихов выражен распевной мелодией, звучащей в неторопливом темпе, негромко. Какие музыкальные краски использует композитор для передачи осеннего печального настроения? При разучивании мелодии песни нужно стремиться к напевному, округленному звучанию гласных, особенно в тех фразах, где часто встречается гласная «е». В начале разучивания песни необходимо приучать детей к распределению дыхания по фразам, а помогать формированию этого навыка будут дирижерские жесты учителя. В дальнейшем нужно стремиться к сознательному определению фразировки самими учащимися. На последующих уроках, на заключительном этапе разучивания песни «Скворушка прощается» можно предложить школьникам выбрать музыкальные инструменты, которые смогли бы украсить ее звучание, подчеркнуть характер и настроение.
Вероятно, из нескольких предложенных инструментов (ложки, барабан, бубен, треугольник, румба, металлофон) дети выберут звонкие, прозрачные голоса треугольника и металлофона. На них можно исполнять начало или окончание фраз. Игра на фортепиано в четыре руки, несомненно, подчеркнет лирический характер песни. Главное, чтобы при восприятии и исполнении музыкальных произведений, предложенных на развороте «Музыка осени», учащиеся прониклись особым чувством сопричастности к природе, тем добрым отношением к ней, которое выражено в музыке.

Можно дополнить методическую разработку данной темы следующими вопросами и заданиями для детей:
— Какие стихи, приведенные на этом развороте, близки разученным песням?
— В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза? Как ты думаешь, какое у нее настроение?
— Какое из музыкальных произведений понравилось бы Музе больше всего и почему?
— Вспомни стихи, рассказы о приметах осени, с которыми ты познакомился на уроках чтения в школе или дома с родителями.
— Дома еще раз рассмотри рисунки в учебнике, изображающие осеннюю природу. Сравни их с музыкой, которая прозвучала на уроке. Что их объединяет?

«Сочини мелодию». Этот разворот продолжает развивать тему природы в музыке. Вновь в центре урока ролевая игра «Играем в композитора». Что нужно для того, чтобы сочинить небольшую песенку, например, на стихи А. Барто «Золотая осень»?
Учитель предлагает детям выразительно прочитать стихотворение. Что значит «выразительно»? Вероятно, ребята назовут темп чтения (неторопливо, не спеша), скажут о необходимости выделить главное, ключевое слово в тексте (несколько раз повторяется слово «золотая» — золотая стая, золотые листы, золотое письмецо). А что в этом стихотворении помогает услышать шорох листьев? Конечно, часто встречающиеся согласные звуки «з», «с» и сочетание «ст» (листья, стая, простые, листаю). Дети выразительно, нараспев читают стихотворение. Понижения и повышения голоса, остановки (длинные звуки), характерные интонации проявятся уже при мелодекламации. Можно каждому из учащихся предложить спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. Таким образом выстроится, сложится вся песенка. Этот прием используется обычно в фольклоре — не разучивание, а именно «складывание» песни по фразам, последовательно.

Учитель может выделить из общей коллективной импровизации наиболее удачные, выразительные в музыкальном отношении фразы, а также предложить свой вариант песенки. Ее можно разучить сначала без сопровождения. Подбор сопровождения будет следующим этапом сочинения песни. Это может сделать сам учитель исходя из предложений детей. На какие средства музыкальной выразительности при этом стоит обратить внимание? На характерные интонации, ритмы, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпанемента. Так в сознании детей закрепляются два понятия: мелодия, которая передает главную мысль, и аккомпанемент (сопровождение).

Сочинение песенки-диалога «Дождь идет» также опирается на поиск нужной речевой интонации, на использование эмоциональных определений, приведенных на развороте. Чередование коротких и длинных звуков в словах «Дождь идет» приводит к осмыслению детьми ритмического рисунка — две восьмые и четверть. Он может послужить основой остинатного ритмического сопровождения, своеобразной ритмической партитуры. На начальном этапе при украшении вокальной детской импровизации ударными «инструментами» (карандаш, треугольник, кулачки и пр.) целесообразно делить класс на две группы: певцы и инструменталисты. Их функции во время исполнения могут чередоваться.

Домашнее задание детям может быть следующее: а) поиск различных вариантов мелодии к данному стиху; б) исполнение своего сочинения от лица разных персонажей любимых рассказов, сказок, мультфильмов. Еще раз напомните ребятам о том, что Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, усердием, кто хочет научиться новому, даже подчас нелегкому делу — сочинению музыки.

«Азбука, азбука каждому нужна». «Музыкальная азбука». Эти развороты связаны по смыслу. От учителя будет зависеть то, по какому сценарному плану он проведет уроки музыки на эти темы. Важно, чтобы дети почувствовали взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Конечно, учитель выбирает из нескольких песен, предложенных в учебнике-тетради и хрестоматии музыкального материала, те, которые наиболее полно соответствуют потребностям детей, определяет последовательность и этапы их разучивания. Напомним, что одна из песен могла быть разучена уже на первом уроке музыки.

В «Песне о школе» Д. Кабалевского (слова В. Викторова) выражены светлые чувства первоклассников, вступивших в новый, очень важный этап своей жизни. Радостная устремленность, ожидание увлекательного путешествия в школьную страну, где ребят встретят новые друзья — буквы, цифры, ноты, атмосфера добра и доверия, — вот круг настроений этой песни. Напевная, свободно льющаяся мелодия, гибкий ритмический рисунок, светлый колорит музыки требуют от учителя внимания к выразительности фразировки и интонационной точности исполнения. Несмотря на то что дыхание в этой песне берется обычно через каждые два такта, следует помнить, что фразировка в зависимости от логики текста довольно подвижна.

Дирижерские жесты учителя, выразительное звучание аккомпанемента должны помочь школьникам почувствовать устремленность движения к кульминации каждой фразы. При этом важно не затягивать темп песни. Мера освоения навыка кантиленного пения и результаты работы над этой и другими песнями учебника-тетради в целом во многом зависят от исходного уровня вокальной, интонационной подготовки класса.

Читайте так же:  Переданные полномочия бюджет

Учителю необходимо ориентироваться на этот уровень, не забывая, что урок музыки в целом и разучивание песни в частности должны доставлять детям радость. Слова «Песни о школе» — «буквы, цифры, ноты» — послужат логическим звеном, с помощью которого можно начать знакомство детей с музыкальной грамотой.

«Знакомство» — понятие условное, так как многие учащиеся, как показывает практика, в своем багаже уже имеют первичные представления об элементах нотного письма: графическом изображении нотных знаков, названиях нот, скрипичном ключе, нотном стане. Однако многие дети не имеют навыка написания нот, но эта задача и не ставится на уроках музыки в общеобразовательной школе. Элементы нотной записи, нотная графика вводятся в учебник-тетрадь с целью соединения слуховых впечатлений детей со зрительными.

Процесс развития музыкального слуха будет намного эффективнее, если в его формирование включаются зрительные, двигательные ассоциации (игра на рисованной клавиатуре, исполнение ритма, изображение звуковысотности движением и пр.).

Песенки «Семь подружек» В. Дроцевич, учителя музыки из Калужской области (слова В. Сергеева), «Домисолька» О. Юдахиной (слова В. Ключникова), «Нотная тетрадь» З. Компанейца (слова М. Садовского) и другие помогут детям в игровой, увлекательной форме совершить путешествие в мир музыкальной грамоты.

Если при исполнении песни «Нотная тетрадь» требуется активизировать навыки кантилены, чистого интонирования звукоряда, ровного произнесения гласных на разных участках диапазона, широкого дыхания, спокойного вдоха и выдоха (на ней можно попытаться построить трехзвучный аккорд!), то песня «Семь подружек» требует четкой дикции и артикуляции в быстром темпе, интонационного и ритмически точного пропевания затактовых шестнадцатых длительностей, выполнения упругих ритмов, коротких пауз.

Следующие четыре разворота учебника-тетради знакомят учащихся с наиболее распространенными музыкальными инструментами. Как и на предыдущих разворотах, музыкальные впечатления учащихся тесным образом связываются со словом и зрительным рядом.

«Музыкальные инструменты». Звучание народных инструментов — свирели, дудочки, рожка, гуслей — ассоциируется у детей с изображением исполнителей — мальчика-пастушка, гусляра, а также со стихами и фрагментами былинного сказа. Вновь детям предлагается выступить в роли композитора и найти нужные интонации, ритмы, краски для «озвучивания» песенки пастушка и старинного напева. Выразительное хоровое чтение текстов под дирижерским «управлением» учителя задает ритмическую основу будущей мелодии, ее логические ударения, фразировку, темп, динамику, характер звуковедения. После ритмизованного чтения можно попросить детей спеть мелодии про себя, а затем наиболее активные школьники могут представить свои опыты вокальных импровизаций всему классу. Вероятно, не следует перегружать память детей запоминанием тембров народных деревянных духовых инструментов, таких как дудочка, свирель, рожок. Но умение отличать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного (например, гуслей) нужно развивать уже на этом этапе.

Рисунки на страницах учебника-тетради дадут повод учителю рассказать детям о том, что первые музыкальные инструменты появились очень давно. Все они были сделаны из природных материалов: тростника, дерева, конского волоса. И у каждого народа они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, своих умельцев-исполнителей и мастеров-изготовителей, имена которых до нас не дошли. Однако о некоторых из них народ сложил легенды, былины, мифы и сказки. Учащиеся слушают и затем могут спеть тему из 5-й (заключительной) части Пасторальной симфонии Л. Бетховена (сначала без слов, а затем со словами, сочиненными к мелодии поэтом К. Алемасовой)2.

Дети, несомненно, обратят внимание на то, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки — ее отличительные особенности. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе. Дополнительная информация 17 Напомним, что среди девяти симфоний Л. Бетховена Симфония № 6 — единственная программная, т. е. она имеет не только общее название, но и названия каждой части симфонического цикла: «Радостные чувства по прибытии в деревню»,
«Сцена у ручья», «Веселая компания поселян»,
«Гроза» и «Пастушеская песня» («Радостные и благодарные чувства после бури»).

Но сам Л. Бетховен отмечал, что Пасторальная симфония является не столько звуковой живописью, сколько передачей чувств, возникающих от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. «Садко». На развороте дается отрывок из русского народного былинного сказа «Садко». Его рекомендуется прочитать дома вместе с родителями. На уроке важно предложить детям послушать музыку, созвучную этому сказу (плясовую песню Садко «Заиграйте, мои гусельки»3 и «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова), и определить место этих фрагментов в тексте. Восприятие песни-пляски и песни-колыбелыной продолжает линию знакомства первоклассников с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием и со звучанием народного инструмента — гуслей.

«Музыкальные инструменты». Задача этого разворота — сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель — флейта, гусли — арфа — фортепиано. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Рыбак» в художественной форме рассказывает детям о возникновении духовых инструментов. Важно, чтобы учащиеся смогли на слух отличить наигрыши на народных инструментах от музыки, написанной для флейты, арфы, услышать богатство и разнообразие фортепианного звучания (на фортепиано, оказывается, можно имитировать игру и на гуслях, и на арфе, и на скрипке, и на других инструментах). Муза, изображенная на развороте, играет на флейте. Какую музыку она исполняет? Это могут быть два контрастных фрагмента музыки западноевропейских композиторов XVIII в. — «Шутка» из Сюиты № 2, си минор И.- С. Баха и «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (или «Шутка» И.-С. Баха в сопоставлении с «Мелодией» П. Чайковского)4 и тема Птички из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»5. К этим сочинениям учащиеся еще не раз вернутся на уроках музыки в следующих классах начальной школы.

Как звучит флейта в «Шутке» И.-С. Баха, дети смогут определить сами — радостно, оживленно, в быстром темпе. В «Мелодии» К. Глюка флейта «поет» удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию. «Мелодия» П. Чайковского столь же красива, поэтична, одухотворенна. Следует подчеркнуть танцевальность, игривость «Шутки» и песенность, певучесть «Мелодии». В теме Птички дети без труда услышат изобразительные интонации, передающие радостный щебет порхающей птички. Звучание гуслей сопоставляется со звучанием арфы, одного из древнейших струнных инструментов.

Дополнительная информация
Арфа — это многострунный щипковый инструмент, струны которого вертикально натянуты на раме, являющейся одновременно резонатором звука. Играли на арфе и кончиками пальцев, как сегодня, и длинными ногтями, и специальными пластиночками. Исследователи считают, что арфа — древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. Однако арфа простолюдина не могла быть больше 18 арфы вельможи. В храмах же арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. В Европу арфу привезли древние восточные купцы. Этот необычный инструмент с нежным голосом понравился жителям европейских стран. Древнерусские певцы-сказители исполняли свои песни под звон гуслей, которые, кстати, иногда называют лежачей или горизонтальной арфой. Арфе своим существованием обязаны десятки и даже сотни различных музыкальных инструментов. В их числе гитара и гусли, мандолина и бандура, скрипка и рояль… Все они вышли из-под многострунного крыла принцессы арфы.

Звучание арфы дети смогут услышать в 1-й части («Орнамент») концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты, где звуки арфы свободно и неторопливо «поют» былинный напев. В фортепианной пьесе В. Кикты «Гусляр Садко» разложенные аккорды фортепиано подражают неспешному звучанию гуслей. Вывод, к которому нужно подвести ребят, таков: выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, юмор; изображать различные звуки природы.

«Звучащие картины». Эта рубрика введена в учебники «Музыка» для начальной школы с целью расширения художественных впечатлений учащихся, развития их ассоциативно-образного мышления. Представленные репродукции известных произведений живописи, скульптуры, архитектуры погружают детей в атмосферу различных эпох, помогая почувствовать национальный колорит «звучащих» с картин музыкальных произведений, их принадлежность к народной или профессиональной музыке, внешний вид инструментов и исполнителей.

Вопрос, предлагаемый учащимся на этом развороте, — на каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких — профессиональная, сочиненная композиторами? — направлен именно на воспитание у учащихся чувства стиля. Ответ на него должен быть подготовлен работой с предыдущими страницами учебника-тетради, той музыкой, с которой школьники знакомились на уроках, или незнакомыми сочинениями по выбору учителя. Названия музыкальных инструментов, которые ребята подписывают рядом с картинами русских и западноевропейских художников, входят в состав музыкального словарика, помещенного в конце книги.

«Разыграй песню». Разворот направлен на развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и составления исполнительского плана вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Прежде чем познакомить учащихся с песней «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера (слова А. Коваленкова), предложите ребятам прочитать текст всех трех куплетов и выявить этапы развития сюжета, которые укладываются в рамки условной трехчастности: покой — шум, крик, происшествие — покой.

Событийная канва текста подсказывает приемы разучивания и разыгрывания песни. Определенную помощь в понимании выразительности песни может оказать ориентация учащихся на графическую запись мелодии. В ней видна ярко очерченная линия звуковысотности в мелодии (скачки, плавное движение), кульминация (с паузой), ритмическая основа, повторность фраз.

Изображение учащимися мелодической линии второго куплета предполагает пропевание мелодии песни про себя или вслух. Графическое изображение детьми мелодии или ритма не должно быть оторвано от звучания живой музыки. Самостоятельное пропевание мелодии учащимися (подыгрывание ее учителем) позволит им подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. В противном случае выполнение этого задания теряет музыкальный смысл.

Понимание, осознание того, что нотный текст может оставаться без изменений, а характер музыки изменяется самими певцами в зависимости от событий, описанных в песне, дает возможность учащимся найти нужные определения характера звучания в разных куплетах и записать их в учебнике- тетради. Таким образом закладываются основы понимания развития музыки

Три последних разворота первого раздела учебника-тетради посвящены музыке, связанной с празднованием Рождества Христова и встречей Нового года. Знакомство первоклассников с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника — Рождества Христова — носит культурологический характер.

Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества. Воспевание разными народами мира рождения Иисуса Христа находит свое выражение в доступных детскому сознанию образах рождественских песен, народных песен-колядок.

«Пришло Рождество, начинается торжество». «Родной обычай старины». Сценарии уроков по этим разворотам учитель должен составлять особенно бережно, так как речь идет о прикосновении к высоким темам духовной жизни людей6.
Выбирая музыкальный материал для этих уроков, необходимо помнить о том, что наибольший эффект дает применение метода «сходства и различия», который авторы считают основополагающим для содержания учебника. Этот метод — надежная основа для выстраивания драматургии урока музыки как урока искусства. Представление учащихся о религиозных традициях может быть дополнено собственными рассказами детей и, конечно, музыкой, произведениями других видов искусства. Песни «Зимняя сказка» (слова и музыка С. Крылова),
«Звезда покатилась» В. Кикты (слова В. Татаринова),
«Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн),
«Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение),
«Колыбельная» (польская народная песня),
«Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина,
«Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня),
«Рождество Христово»,
«Все идут, спешат на праздник» (колядки) разнообразны по своему образно-содержательному строю, техническим сложностям. В некоторых из них предложены варианты двух- и трехголосия, которые учитель может использовать в последующих классах, а также в работе на занятиях с хоровым коллективом. Главное, чтобы встреча с этими песнями была радостной для учащихся, а эмоциональные и технические задачи их разучивания решались учителем в тесном единстве.

«Добрый праздник среди зимы». Этот разворот завершает первый раздел учебника-тетради для I класса «Музыка вокруг нас». Он посвящен одному из самых любимых праздников детворы — Новому году.

Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского «Щелкунчик» ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Учителю необходимо тщательно разработать сказочный сценарий урока, завершающего первое полугодие, стремясь отойти от привычного образа урока, найти нужные атрибуты его оформления (элементы костюмов, декораций, видеоряд и пр.).

Возможны также «домашние заготовки» для проведения этого обобщающего урока, которые дети могут выполнить с помощью учителя и родителей. Возможен также вариант открытого урока-сказки с приглашением родителей и других гостей. Муза знакомит первоклассников с тремя фрагментами из балета: «Маршем» детей у новогодней елки, «Вальсом снежных хлопьев» и «Па-де-де» из второго акта. Это своеобразная арка, которая объединяет первый и последний уроки первого полугодия. Эти фрагменты прежде всего связаны со сценическим действием, поэтому детей не надо ограничивать только ее восприятием и интонационно-образным анализом, а дать возможность посильным образом участвовать в ее исполнении.
Пусть школьники попытаются представить себя действующими лицами балета:
придумают ритмическое сопровождение к «Маршу» и промаршируют под его звуки; изобразят плавными движениями рук, корпуса «Вальс снежных хлопьев»;
продирижируют музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, свету, счастью, любви.

При исполнении «Марша» лучше всего подчеркнуть двухдольную маршевую пульсацию, при пластическом интонировании «Вальса…» отметить его трехдольность. Свободное (вне дирижерской схемы) дирижирование третьим фрагментом позволит учащимся почувствовать вдохновенную музыку П. Чайковского, ее взлеты и падения, контрасты, динамические сопоставления, красоту мелодии «Па-де-де».

В балете «Щелкунчик» (1892) П. И. Чайковский средствами музыки воплотил всегда привлекавшую его идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Мраком, иными словами, жизнь с ее страданиями, борениями, порывами к счастью и достижением его. Классический танец здесь чередуется с характерным танцем и пантомимой, где большую роль играют симфонические приемы развития музыкальных образов. Интересно заметить, что интонационная природа музыки балета полна оригинальных музыкальных превращений. В их основе лежит общая интонационная идея — простая гамма. Запись ее (в нисходящем виде) находим в черновиках «Щелкунчика» — в эскизах «Вальса снежных хлопьев» (Чайковский называет его «Вальс-гамма»). Она воплощает идею медленного ниспадания, соответствующую образу падающего снега. Нисходящая гамма — интонационный стержень основной темы вальса, но поначалу он скрыт в сплетении разорванных, отделенных друг от друга мотивов, напоминающих своим рисунком маленькие снежинки, кружащиеся в воздухе.

В знаменитом «Па-де-де» из второго акта нисходящая гамма впервые в своем открытом, «чистом» виде становится темой. Участие в музицировании, пластическом интонировании музыки поможет учащимся глубже понять характер эпизодов балета, стать как бы его непосредственными участниками. Конечно, желаемым вариантом вхождения детей в атмосферу музыкального театра, балета-сказки может стать просмотр видеофрагментов.

1Па-де-де (от франц. pas — па, т. е. шаг) — номер в балете, исполняемый двумя артистами.

2 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2001. — С. 34.

3 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2004. — С. 57.

4 См.: Т а м ж е . — С. 66, 68.

5 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2000. — С. 86.

6 Подробно о празднике Рождества Христова читайте в разделе «О России петь — что стремиться в храм».

Для любых предложений по сайту: [email protected]