Перейти к содержимому

Закон о необходимости опеки над совершеннолетними недееспособными

Опека над недееспособным. Порядок согласно законодательству

Существующие положения в законодательстве, которые касаются опеки над недееспособными лицами, показывают несовершенство данного института права, отсутствие эффективной работы в этой области и как следствие – рост нарушений интересов и прав недееспособных граждан.

На сегодняшний день все реже устанавливается опека над недееспособными, при том, что число пациентов в психоневрологических и психиатрических учреждениях растет. Это обусловлено снижением уровня жизни граждан и сокращением семейных связей. Не каждый морально и психологически готов взять на себя заботу о человеке с психическим расстройством.

Регулирования опеки над недееспособными гражданами возложено на ГПК и ГК РФ, а так же на Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу 1.09.08 г.). И если в кодексах закреплены основные положения, то ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, которые возникают в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над полностью или частично недееспособными лицами.

Назначение опекуна над недееспособным лицом

С момента вступления в законную силу решения суда о признании лица недееспособным, суд обязан в трехдневный срок сообщить об этом органу опеки и попечительства. Данное правило выполняется для установления опеки над недееспособным (ст. 34 ГК РФ). Опекун назначается соответствующим органом по месту жительства недееспособного гражданина.

Орган опеки и попечительства – это органы местного самоуправления. Возложение такой функции, как опека и попечительство, осуществляется на основании законодательства региона и устава соответствующего муниципального образования.

Согласно действующему законодательству орган опеки и попечительства должен в течение месяца назначить опекуна недееспособному лицу. Отсчет регламентированного времени начинается с момента уведомления органа опеки и попечительства судом, о необходимости в назначении опекуна для конкретного гражданина.

При не назначении опекуна недееспособному лицу в течение отведенного времени, исполнение обязанностей первого возлагается на орган опеки и попечительства. Данная норма направлена на устранение случаев, когда недееспособному гражданину, по различным причинам опекун так и не назначается.

В качестве опекуна может выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, давший на то свое согласие. Обязательным условием назначения опекуна является учет его личных и нравственных качеств, существующие личностные отношения между нуждающимся в опеке и предполагаемым опекуном, а также способность к исполнению опекунских обязанностей. Если недееспособный гражданин может выражать свою волю, то учитывается его пожелание при назначении опекуна.

Заинтересованные лица могут оспорить назначение опекуна над недееспособным лицом в судебном порядке.

Опекунами недееспособных граждан, которые находятся на лечении в соответствующих учреждениях или в учреждениях социальной защиты населения являются данные учреждения (ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 39 ГК РФ орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна от опекунских обязанностей при помещении недееспособного лица в данные учреждения, при условии что это не противоречит интересам подопечного. До введения этой нормы, возникала масса проблем связанных с потерей активной связи подопечного с опекуном, длительное время осуществлявшим защиту законных прав и интересов недееспособного.

В обязанности органов опеки и попечительства после назначение опекуна недееспособному гражданину входит уведомление об этом налоговых органов. Срок на уведомление – 5 рабочих дней (ст. 85 НК РФ). Такие сведенья необходимы налоговым органам для регистрации информации о том, кто представляет интересы данного налогоплательщика. Информация о передаче имущества недееспособного лица в доверительное управление опекуну, также передается в налоговые органы.

Обязанности опекуна недееспособного гражданина

  • осуществление защиты прав и интересов подопечного;

Распространяется на отношения с любыми лицами, суды и так далее. На что опекуну не требуется специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, п. 5 ст. 37 ГПК РФ). При обращении опекуна за помощью к адвокату или иному лицу, выбранному им в качестве представителя, в суде могут участвовать два представителя: опекун – законный представитель и адвокат, юрист – избранный представитель.

  • совершение от имени и в интересах подопечного сделок (ст. 32 ГК РФ);
  • дача согласия на обработку, хранение, использование и накопления данных о подопечном (п. 6 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»);
  • забота о содержании подопечного (ст. 35 ГК РФ);

Распространяется на уход и обеспечение, лечение, защиту интересов и прав подопечного. В случае устранения оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным, опекун должен подать ходатайство о признание своего подопечного дееспособным.

  • регулирование осуществления в отношении подопечного диспансерного наблюдения и выполнение подопечным предписаний врача, помещение подопечного на стационарное лечение при возникновении такой необходимости;
  • посещение подопечного находящегося в стационаре;
  • сохранность жилья подопечного;
  • отслеживание действий подопечного, что бы он не нарушал чужих интересов и прав;
  • приобщение подопечного к трудовой деятельности;

Как показывает статистика, правильное осуществление опеки, может в значительной степени ускорить реабилитацию больного.

Все доходы подопечного расходуются опекуном только в интересах подопечного. Опекун, без согласия органа опеки и попечительства, не имеет права совершать сделки, которые влекут за собой уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ). Согласно ст. 575 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки дарения от имени недееспособного гражданина, исключая обычные подарки стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда.

К сожалению ГК РФ, не предусматривает отчетность опекуна по осуществлению его полномочий. Введение данной нормы могло бы оказать положительное воздействие на защиту интересов и прав недееспособных граждан.

Органы опеки и попечительства призваны осуществлять надзор за деятельностью опекунов (п. 3 ст. 34 ГК РФ). В компетенцию органа опеки и попечительства входит освобождение от исполняемых обязанностей опекуна.

Отстранение от исполнения опекунских обязанностей над недееспособным гражданином производится:

  • по личной просьбе опекуна, при наличии уважительных причин;
  • по решению органа опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна обязанностей (использование опеки в корыстных целях, оставлении подопечного без необходимой помощи или без надзора);
  • по решению суда, когда подопечный признается дееспособным.

Консультация адвоката по гражданским делам может понадобиться на судебных заседаниях при признании гражданина недееспособным или дееспособным, при составлении ходатайства от имени подопечного, при осуществлении защиты его прав и интересов, и т.д. В связи со сложностью и противоречивостью законодательства об опеке и попечительстве над недееспособными гражданами, помощь адвоката по гражданским делам позволит найти правильное правовое решение.

Советуем прочесть также:

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

1. Что такое опека над совершеннолетними гражданами?

Опека над совершеннолетними – это форма устройства, признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

2. Кто может быть признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным?

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

3. Кто может быть опекуном недееспособного гражданина?

Преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами имеют близкие родственники совершеннолетнего подопечного: родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Но, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

При необходимости, исходя из интересов подопечных, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

4. Как осуществляется контроль за деятельностью опекунов?

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекуны и доверительные управляющие ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, представляют отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, также в нем указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. Отчет хранится в личном деле подопечного. Его форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" совершеннолетние граждане, ограниченные судом в дееспособности, самостоятельно принимают меры по охране своих имущественных интересов.

5. Чтобы стать опекуном необходимо проходить какую-либо подготовку?

В отличие от кандидатов в опекуны несовершеннолетних граждан, опекунам совершеннолетних недееспособных граждан проходить обязательную специальную подготовку не нужно. Но, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

6. Выплачиваются ли опекунам денежные средства на содержание совершеннолетних недееспособных подопечных?

Нет, свои обязанности опекуны совершеннолетних недееспособных граждан осуществляют безвозмездно.

За дополнительной информацией по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами можно обратиться по адресу:г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 10 или по телефону: 4- 53-35.

Процедуру установления "родственной опеки" над взрослыми недееспособными гражданами планируется упростить

Минтруд России разработал поправки в постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан". Соответствующий проект правительственного постановления 1 вынесен на общественное обсуждение.

Подготовленные изменения направлены на упрощение процедуры установления опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны их близких родственников при условии их совместного проживания с момента рождения.

Так, в случае одобрения документа родители, бабушки, дедушки, братья и сестры (далее – близкие родственники), выразившие желание стать опекуном совершеннолетнего подопечного, при условии их совместного проживания с момента его рождения, должны будут представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении опекуном (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с потенциальным опекуном, на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Сейчас, по общему правилу, гражданин, желающий стать опекуном, помимо указанных документов, должен представить в орган опеки и попечительства справку с места работы или документ, подтверждающий доходы, медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования, документ о прохождении подготовки, автобиографию.

Предусмотрена ли законом постоянная регистрация опекуна по месту жительства недееспособного опекаемого? Узнайте из "Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Согласно поправкам, близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, должен будет представить документы на общих основаниях только в случае, если он не проживал совместно с совершеннолетним подопечным, либо отсутствует письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Кроме того, проектом предусмотрено проведение органом опеки и попечительства обследования условий жизни близкого родственника подопечного, в ходе которого определяется отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Такое обследование планируется проводить в течение недели со дня представления необходимых документов, предоставив близким родственникам право при необходимости оспорить акт такого обследования в судебном порядке.

Одновременно предполагается уменьшить количество проводимых органами опеки и попечительства плановых проверок (в виде посещения совершеннолетнего подопечного) для опекунов – близких родственников: до одного раза в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя и одного раз в три года в течение последующих лет. По действующему порядку предусмотрено проведение проверки один раз в течение первого месяца после назначении опекуна, один раз в три месяца в течение первого года после назначения и раз в полгода в течение второго года и последующих лет.

Также проектом постановления исключается необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в отчетах опекунов и попечителей о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом. Опекунам – близким родственникам не надо будет представлять информацию о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных.

До 18 февраля проект постановления будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что реализация предлагаемых поправок позволит увеличить число совершеннолетних недееспособных граждан, в отношении которых устанавливается "родственная опека", и соответственно уменьшить число граждан данной категории, которые после достижения 18 лет направляются в психоневрологические интернаты.

Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Основной задачей при осуществлении деятельности по опеке и попечительству является защита прав и интересов подопечных граждан. Все действия, предпринимаемые опекуном (попечителем), органами опеки и попечительства, а также иными органами, организациями и лицами в рамках правоотношений по опеке (попечительству), должны быть направлены на обеспечение прав и законных интересов недееспособного или не полностью дееспособного лица. Эта центральная задача обусловливает содержание прав и обязанностей органов опеки и попечительства.

Одним из принципов законодательства об опеке и попечительстве является контроль за деятельностью по опеке и попечительству, включающий в себя контроль за исполнением опекунами и попечителями своих обязанностей, контроль деятельности организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также и контроль работы органов опеки и попечительства. Подконтрольность деятельности по опеке и попечительству проявляется в содержании норм гражданского законодательства, посвященных ответственности опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, осуществлению надзора органами опеки и попечительства, оспариванию в судебном порядке актов органов опеки и попечительства, их действий (бездействия).

Данное Руководство разработано Федеральной службой по труду и занятости с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в части подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, рекомендации по соблюдению обязательных требований в части осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

II. Основные понятия, используемые в данном Руководстве

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) опека - форма устройства признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

6) органы опеки и попечительства - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Читайте так же:  Общие требования безопасности труда технологических процессов

III. Основные нормативные правовые акты в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, содержащие обязательные требования

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан, содержащими обязательные требования, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», приказ Минздравсоцразвития России от 8 августа 2011 г. № 891н «О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927».

Органы опеки и попечительства обязаны соблюдать обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, на территории которого они осуществляют свою деятельность.

Федеральной службой по труду и занятости также разработан и утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Данный Перечень, утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 декабря 2016 г. № 538, размещен на официальном сайте Роструда.

IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации деятельности органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан

К полномочиям органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства, а также оказание содействия в подготовке таких документов.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Вред, причиненный личности подопечного или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

В соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) органы опеки и попечительства обязаны сообщать о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней.

Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.

Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного.

Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет опекуна или попечителя.

Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

Для установления опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином его близкие родственники (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, внуки), с которыми указанный гражданин проживал совместно не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, подготавливают следующие документы:

- заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;

- документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Минздравом России (принимается органом опеки и попечительства в течение 3 месяцев со дня его выдачи);

- копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

Иные граждане, выразившие желание стать опекунами, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

Читайте так же:  Штраф за свалку мусора закон

- заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;

- справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения) (принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи);

- медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Минздравом России;

- копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

- документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки (при наличии).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Орган опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах (организациях) следующие имеющиеся в их распоряжении документы (сведения):

а) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;

б) справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемую органами внутренних дел;

в) справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами;

г) справку, подтверждающую получение пенсии, выдаваемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером;

д) заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия. Межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями.

Межведомственный запрос направляется в течение 2 рабочих дней со дня подачи гражданином, выразившим желание стать опекуном, в орган опеки и попечительства заявления и соответствующих документов.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Срок подготовки и направления ответа на запрос органа опеки и попечительства не может превышать 5 рабочих дней со дня его поступления.

В целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, за исключением близких родственников, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления соответствующих документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.

Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни гражданина).

Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни гражданина может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

В целях назначения опекуном близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня представления соответствующих документов орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни близкого родственника).

Акт об обследовании условий жизни близкого родственника оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни близкого родственника оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется близкому родственнику, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта об обследовании условий жизни близкого родственника, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни близкого родственника может быть оспорен близким родственником, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления соответствующих документов и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки или попечительства.

Договор заключается как в отношении одного совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданин, так и в отношении нескольких совершеннолетних подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна или попечителя.

Договор заключается по месту жительства совершеннолетнего подопечного (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по месту жительства опекуна или попечителя) в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетнего подопечного решения о назначении опекуна или попечителя.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна или попечителя письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна или попечителя об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства совершеннолетнего подопечного договор расторгается и органом опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного заключается новый договор.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну или попечителю по договору за счет доходов от имущества совершеннолетнего подопечного, не может превышать 5 процентов дохода от имущества совершеннолетнего подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом или по отчету попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или невозможности заявителя быть опекуном - в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или невозможности заявителя быть опекуном направляется (вручается) на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности заявителя быть опекуном орган опеки и попечительства возвращает заявителю все представленные документы и разъясняет порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

На основании заключения о возможности заявителя быть опекуном орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня подписания указанного заключения вносит сведения о заявителе в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Заключение о возможности заявителя быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту жительства заявителя либо в другой орган опеки и попечительства по своему выбору.

При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности заявителя быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, снимается с учета:

а) по его заявлению;

б) при назначении его опекуном;

в) при получении органом опеки и попечительства сведений об обстоятельствах, препятствующих в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации назначению заявителя опекуном;

г) по истечении 2-летнего срока со дня постановки заявителя на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном, в том числе:

а) ознакомить его с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам психологии и основам медицинских знаний;

в) обеспечить психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, с их согласия для оценки их психологической готовности исполнять обязанности опекуна.

Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется по примерной программе, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать опекуном, за подбором совершеннолетнего подопечного, о выдаче направлений на посещение совершеннолетнего подопечного, а также результаты таких обращений и посещений отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Формы журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами, заявления о назначении опекуном, акта об обследовании условий жизни гражданина и акта об обследовании условий жизни близкого родственника утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2011 г. № 891н «О реализации пункта 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, могут также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами).

Данные полномочия осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства. Для осуществления данных полномочий руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заявление может быть подано в орган опеки и попечительства в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Орган опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает у Федеральной налоговой службы информацию о факте внесения сведений об организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Межведомственный запрос направляется в течение 2 рабочих дней со дня подачи руководителем организации в орган опеки и попечительства заявления и соответствующих документов.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе.

Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса.

Руководитель организации вправе по собственной инициативе представить в орган опеки и попечительства копию документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление соответствующих полномочий либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия такого решения направляется организации в течение 7 дней со дня его подписания.

Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как двух полномочий, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации, осуществляющей данные полномочия, устанавливается органом опеки и попечительства.

Выявление совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан осуществляется организациями в ходе:

а) оказания специализированной медицинской помощи в наркологических специализированных медицинских учреждениях лицам, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами;

б) оказания лицам психиатрической помощи в учреждениях здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь;

в) предоставления лицам социальных услуг организациями социального обслуживания;

г) наблюдения за состоянием здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения;

д) предоставления лицам образования различных уровня и направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

е) проведения по обращениям юридических и физических лиц проверок в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, указывающих на необходимость установления над совершеннолетними гражданами опеки или попечительства, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем выявления соответствующей информации, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения совершеннолетнего гражданина.

Орган опеки и попечительства, получивший указанную информацию, вносит в установленном порядке сведения о совершеннолетнем гражданине в журнал первичного учета граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, обращается в суд с заявлением об ограничении гражданина в дееспособности или о признании гражданина недееспособным (при условии, что такое заявление не подано членами семьи или близкими родственниками совершеннолетнего гражданина или психиатрическим либо психоневрологическим учреждением), а также при необходимости обеспечивает временное устройство совершеннолетнего гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство либо в организацию.

Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном, о назначении его опекуном и иные документы, а также акт об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня их представления передаются организацией в орган опеки и попечительства для принятия решения о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном) либо об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном).

Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной основе.

VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетними подопечными плановые проверки проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного, за исключением случая, когда опекуном назначен близкий родственник:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков, которые постоянно совместно с ним проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, плановые проверки проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного:

Читайте так же:  Учебное пособие ваз

а) 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

При осуществлении плановых и внеплановых проверок исполнения обязанностей по опеке в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина оцениваются жилищно-бытовые условия совершеннолетнего недееспособного гражданина, состояние его здоровья, внешний вид и соблюдение гигиены, эмоциональное и физическое состояние, отношение с опекуном, возможность опекуна обеспечить потребности совершеннолетнего недееспособного гражданина, включая выполнение реабилитационных мероприятий, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекунами своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании соответствующего акта.

В случае изменения места жительства совершеннолетнего подопечного орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного при получении его личного дела обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

По результатам плановых и внеплановых проверок исполнения обязанностей по опеке в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина составляется акт о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдении опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина, обеспечении сохранности его имущества, а также о выполнении опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт о проверке условий жизни).

В акте о проверке условий жизни указывается оценка соблюдения прав и законных интересов совершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также оценка обеспечения его уходом и лечением, соблюдения условий его содержания.

По результатам плановых и внеплановых проверок выполнения обязанностей по попечительству в отношении совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина составляется акт о выполнении попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт об исполнении попечителем своих обязанностей), в котором указывается исполнение попечителем установленных органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений или обязательных требований.

При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в акте о проверке условий жизни или в акте об исполнении попечителем своих обязанностей указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну или попечителю о принятии мер по исполнению возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна или попечителя к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

При выявлении фактов нарушения опекуном прав и законных интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина в акте о проверке условий жизни дополнительно указываются выявленные нарушения и сроки их устранения, рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей оформляются в течение 10 дней со дня проведения соответствующей проверки, подписываются проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей оформляются в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или попечителю в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей могут быть оспорены опекуном или попечителем в судебном порядке.

Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих обязанностей являются документами строгой отчетности и хранятся в личном деле совершеннолетнего подопечного.

В случае если действия опекуна или попечителя осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному состоянию совершеннолетнего подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну или попечителю;

б) осуществляет меры по временному устройству совершеннолетнего недееспособного гражданина (при необходимости);

в) принимает решение о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в учреждение здравоохранения или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью совершеннолетнего недееспособного гражданина орган опеки и попечительства обязан немедленно принять меры по обеспечению его жизнеустройства.

VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Орган опеки и попечительства на каждого совершеннолетнего подопечного формирует личное дело, в котором хранятся:

а) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;

б) копия решения суда об ограничении совершеннолетнего гражданина в дееспособности или копия решения суда о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным;

в) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо о помещении совершеннолетнего подопечного под надзор в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме;

г) копия решения суда о помещении гражданина, признанного недееспособным, в психиатрическое учреждение здравоохранения;

д) медицинские документы, в том числе заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения с обязательным участием врача-психиатра, о состоянии здоровья совершеннолетнего подопечного и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, заключение противотуберкулезного диспансера об отсутствии активной формы туберкулеза.

В личное дело также включаются следующие документы (при их наличии):

а) выписка из домовой книги или справка о регистрации совершеннолетнего подопечного по месту жительства и составе семьи;

б) правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор социального найма жилого помещения, ордер);

в) договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих совершеннолетнему подопечному на праве собственности;

г) опись имущества совершеннолетнего подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

д) акты о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина или об исполнении попечителем своих обязанностей;

е) договоры об открытии на имя совершеннолетнего подопечного счетов в кредитных организациях;

ж) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) близких родственников;

з) полис обязательного медицинского страхования;

и) пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

к) справка (установленного образца) об инвалидности совершеннолетнего подопечного, индивидуальная программа его реабилитации, выданные учреждением медико-социальной экспертизы;

л) предварительные разрешения органа опеки и попечительства о распоряжении доходами совершеннолетнего подопечного, а также об осуществлении имущественных прав совершеннолетнего подопечного;

м) указания органа опеки и попечительства в отношении распоряжения имуществом совершеннолетнего подопечного;

н) документы, подтверждающие расходование денежных средств совершеннолетнего подопечного, и отчет об использовании денежных средств;

о) договоры (купли-продажи, доверительного управления имуществом, поручения, иные договоры), заключенные в интересах совершеннолетнего подопечного;

п) свидетельство о праве на наследство;

р) справка с места работы (учебы) совершеннолетнего подопечного;

с) справка о размере пенсии совершеннолетнего подопечного, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

т) справка об ознакомлении гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего подопечного (далее - гражданин, выразивший желание стать опекуном), с медицинским диагнозом совершеннолетнего подопечного;

у) ежегодные отчеты опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом (далее - отчеты опекуна) и отчеты попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом (далее - отчеты попечителя) с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов), утвержденные руководителем органа опеки и попечительства;

ф) удостоверение (свидетельство), подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан;

х) иные документы.

В отчете опекуна или отчете попечителя указываются:

а) место хранения имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина, переданного на хранение;

б) место нахождения имущества совершеннолетнего подопечного, не переданного в порядке, предусмотренном статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации, в доверительное управление и сведения о его состоянии;

в) сведения об отчуждении имущества совершеннолетнего подопечного, совершенном с согласия органа опеки и попечительства;

г) сведения о приобретении имущества, в том числе взамен отчужденного;

д) сведения о доходах, полученных совершеннолетним подопечным за год, с указанием суммы дохода, даты получения и источника;

е) сведения о расходах совершеннолетнего подопечного, произведенных за счет полученных доходов;

ж) сведения о расходах, произведенных с согласия органа опеки и попечительства за счет имущества совершеннолетнего подопечного.

Формы отчетов опекуна и попечителя утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

После утверждения отчета опекуна орган опеки и попечительства исключает из описи имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина вещи, пришедшие в негодность, и вносит соответствующие изменения в опись его имущества.

Документы, представленные гражданином, который органом опеки и попечительства поставлен на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, после назначения его опекуном или попечителем хранятся в личном деле совершеннолетнего подопечного.

В личное дело совершеннолетнего подопечного включаются подлинники документов, повторно выданные документы (дубликаты), копии документов, в том числе в случае, установленном законом, - нотариально заверенные копии документов.

В случае поступления информации, относящейся к совершеннолетнему подопечному и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле совершеннолетнего подопечного, соответствующие документы приобщаются к личному делу и внесение изменений производится в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.

Ведение личных дел совершеннолетних подопечных, переданных под опеку или попечительство, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства.

На каждого совершеннолетнего подопечного, передаваемого под опеку или попечительство, орган опеки и попечительства передает опекунам или попечителям из личного дела совершеннолетнего подопечного подлинники его личных документов.

Документы передаются лично опекуну или попечителю под роспись о получении в течение 3 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

При смене совершеннолетним подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства совершеннолетнего подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна или попечителя в орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного не позднее дня, следующего за днем получения личного дела совершеннолетнего подопечного, обязан поставить совершеннолетнего подопечного на учет в установленном порядке.

При помещении совершеннолетнего подопечного под надзор в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, или учреждение здравоохранения орган опеки и попечительства:

а) составляет опись документов, хранящихся в личном деле совершеннолетнего подопечного, и акт о передаче личного дела совершеннолетнего подопечного, подписанный руководителем органа опеки и попечительства и руководителем организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждения здравоохранения;

б) передает документы, хранящиеся в личном деле совершеннолетнего подопечного, по описи должностному лицу организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждения здравоохранения;

в) хранит акт о направлении совершеннолетнего подопечного в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, или учреждение здравоохранения, а также акт о передаче личного дела и опись документов.

Ведение личных дел совершеннолетних подопечных, помещенных под надзор в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, или учреждения здравоохранения, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждения здравоохранения.

При передаче совершеннолетнего подопечного из организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждения здравоохранения под опеку или попечительство его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного.

По завершении пребывания совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждении здравоохранения его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетнего подопечного.

Орган опеки и попечительства, организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги в стационарной форме, или учреждение здравоохранения обеспечивают конфиденциальность сведений при хранении личных дел совершеннолетних подопечных.

По завершении пребывания совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, или учреждении здравоохранения при признании совершеннолетнего подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или не полностью дееспособным, совершеннолетнему подопечному выдаются:

а) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;

б) полис обязательного медицинского страхования;

в) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья лицо способно проживать самостоятельно (для лица, признанного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным);

г) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) близких родственников;

д) документы, подтверждающие право совершеннолетнего подопечного на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями;

е) справка о пребывании совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (в случае завершения пребывания совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме);

ж) пенсионное удостоверение (при наличии);

з) справка (установленного образца) об инвалидности совершеннолетнего подопечного (при наличии) и индивидуальная программа его реабилитации, выданные учреждением медико-социальной экспертизы;

и) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

к) копия решения суда о признании совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина дееспособным.

При переводе совершеннолетнего подопечного, признанного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, или медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, не страдающих психическими расстройствами, его личное дело передается руководителю этой стационарной организации социального обслуживания.

К личному делу дополнительно приобщаются копия решения суда о признании совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина дееспособным, а также заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к проживанию в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами.

В случае прекращения опеки и попечительства над совершеннолетним подопечным его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела совершеннолетних подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

VIII. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в главу V Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной статьей 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки органов опеки и попечительства нарушений обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан должностные лица Федеральной службы по труду и занятости обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обзор документа

Разработано руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В частности, даны рекомендации по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями.

Затронуты вопросы осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения их прав и законных интересов опекунами, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении опекаемых граждан.

Отдельные положения посвящены ведению личных дел опекаемых.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для любых предложений по сайту: [email protected]