Закон г. Москвы от 21 февраля 2018 г. N 4 "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"
1) часть 1 дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31) организации - в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.";
2) часть 3 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) пунктом 31 части 1 настоящей статьи;".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, и утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Москва,
Московская городская Дума
21 февраля 2018 года
N 4
Обзор документа
До 2018 года движимое имущество, поставленное на учет с 1 января 2013 г. и имеющее срок полезного использования свыше трех лет, освобождалось от уплаты налога на имущество организаций согласно НК РФ. С 2018 г. такая льгота стала возможной только в случае принятия субъектом РФ соответствующего закона.
Принятый Закон г. Москвы сохраняет льготу в отношении движимого имущества до 1 января 2019 г.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г., и утрачивает силу с 1 января 2019 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Налог на имущество (недвижимость) в г. Москве в 2018-2017 году
Порядок, ставки и сроки уплаты налога на недвижимость в г. Москве Московской области на 2017-2018 год установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц", опубликованным на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru (с изменениями, действующими в 2018 г.).
Порядок и сроки уплаты налога на имущество в Москве
В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 г., в Москве и Московской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:
- жилой дом;
- жилое помещение (квартира, комната);
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обратите внимание, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Срок уплаты налога на недвижимость в г. Москве
Н алог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2016 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2017 г., за 2017 г. – до 1 декабря 2018 г. , а за 2018 год - до 1 декабря 2019 года.
При нарушении установленного срока уплаты, налоговым органом начисляются пени.
Ставки налога на имущество в Москве
Ставки налога на имущество физических лиц в г. Москве устанавлены дифииринцированно в зависимости от стоимости объекта налогообложения и составляют в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
Кадастровая стоимость объекта налогообложения
Ставка налога на 2016-2017, 2018 годы
До 10 млн. рублей (включительно)
Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)
Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)
Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)
В отношении иных объектов недвижимости налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены в г. Москве в следующих размерах (исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения):
Номер п/п
Объект налогообложения
Ставка налога ((в % от кадастровой стоимости)
за 2015-2016 годы
за 2017 год
за 2018 год
за 2019 год
Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом
Гаражи и машино-места
Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.
Прочие объекты налогообложения
Ставки налога такие же как и большинстве городов Московской области.
Порядок расчета налога
Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.
При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:
- 10 кв.м. в отношении комнаты,
- 20 кв.м. в отношении квартиры,
- 50 кв. м. в отношении жилого дома.
- 1 миллион рублей - в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.
В случае, если при применении налоговых вычетов, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
Поправочные коэффициенты
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога:
- 0,2 – при расчете налога за 2015 г.;
- 0,4 - при расчете налога за 2016 г.;
- 0,6 - при расчете налога за 2017 г.;
- 0,8 - при расчете налога за 2018 г.
Начиная с 2019 года поправочный коэффициент не применяется.
При этом сумма налога рассчитывается по формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где
- Н - сумма налога, подлежащая уплате;
- Н1 - сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
- Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
- К – поправочный коэффициент.
Пример расчета
Рассчитаем сумму налога на квартиру общей площадью 70 кв. м., расположенную в г. Москве в районе станции Метро Проспект Мира с кадастровой стоимостью 6 млн. рублей. Сумма налога за 2014 г., исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 950 рублей.
Справочно. Узнать кадастровую стоимость квартиры (жилого дома) можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request), а затем самостоятельно с помощью калькулятора рассчитать сумму налога на имущество.
1. Итак, налоговый вычет составляет 20 кв.м., то есть налоговая база равна:
6 000 000 / 70 кв.м. * 20 кв.м. = 1 714 285,71 рублей.
2. Ставка налога на данную квартиру составляет 0,1 %.
(6 000 000 - 1 714 285,71) * 0,1 % = 4 285,71 рублей.
3. Применяем формулу расчета налога с учетом поправочного коэффициента:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2
Сумма налога к уплате за 2015 г. = (4 285,71-950)*0,2+950 = 1617,14 рублей.
Сумма налога к уплате за 2016 г. = (4 285,71 -950)*0,4+950 = 2284,28 рублей.
Сумма налога к уплате за 2017 г. = (4 285,71 -950)*0,6+950 = 2951,42 рублей.
Сумма налога к уплате за 2018 г. = (4 285,71 -950)*0,8+950 = 3618,56 рублей.
Сумма налога к уплате за 2019 г. и последующие годы = 4 285,71 рублей.
Льготы по налогу на недвижимость в Москве
Льготы по уплате налога на имущество имеют категории граждан, перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации (федеральные льготы). К ним относятся:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
- инвалиды I и II групп инвалидности;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- чернобыльцы;
- пенсионеры по старости и другие.
Новое. Если прежнее законодательство предусматривало полное освобождение от уплаты налога по всем видам объектов для льготной категории лиц, то с 2016 г. льгота предоставляется по выбору налогоплательщика на один объект одного вида: 1) квартира, комната; 2) жилой дом; 3) специально оборудованные творческие мастерские, ателье, студии; 4) гараж или машино-место и т.д.
Например, если у пенсионера в собственности имеется квартира, комната, жилой дом и гараж, то он имеет право на льготу: на один объект по выбору - квартиру или комнату (так как указанное жилье входит в один вид объектов), жилой дом и гараж.
Местные льготы
1. В г. Москве для федеральных льготников дополнительно предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении одного гаража или машино-места, если:
- в течение налогового периода они не использовали право на льготу на основании ст. 407 НК РФ в отношении указанных объектов;
- площадь гаража или машино-места не превышает 25 кв. м;
- объект расположен в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом условий абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
2. Налогоплательщики (за исключением федеральных льготников) уплачивают налог в отношении одного гаража или машино-места, указанного в п. 1, в следующих размерах:
- 8,3 % суммы налога, исчисленной за 2015 год;
- 7,7 % суммы налога, исчисленной за 2016 год;
- 7,1 % суммы налога, исчисленной за 2017 год;
- 6,7 % суммы налога, исчисленной за 2018 год и последующие налоговые периоды.
Налоговые льготы, предусмотренные пунктами 1, 2, предоставляются в отношении одного гаража или машино-места с максимальной исчисленной суммой налога вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Дополнительных льгот по уплате налога на имущество для многодетных семей, малообеспеченных граждан, детей-сирот на местном уровне в г. Москве не установлено.
Для получения льгот необходимо обратиться с письменным заявлением (по ссылке можно скачать форму заявления на льготу) в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, и документы, подтверждающие право на льготу.
Путин подписал закон о новом порядке исчисления налога на имущество физических лиц
МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц, что сократит возросшие в последние годы выплаты граждан. Соответствующий документ опубликован в пятницу на официальном портале правовой информации.
Сейчас при исчислении налога действует коэффициент, который предусматривает ежегодное увеличение на 20% суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости. То есть в первый год применения кадастровой стоимости для расчета граждане платят налог с коэффициентом 0,2, затем соответственно 0,4, 0,6, 0,8 и только на пятый год выходят на 100%-ную оплату налога.
Но применение такого порядка "привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости", - говорится в пояснительной записке к документу.
Поэтому закон отменяет указанный выше коэффициент, начиная с четвертого года применения кадастровой стоимости для расчета, то есть когда коэффициент — 0,8.
Одновременно вводится новый коэффициент, который ограничит ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости — не более чем на 10%. В 2018 году он начнет действовать в 28 субъектах РФ, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6.
Для остальных 36 регионов, где налог на имущество исчисляют по кадастровой стоимости, порядок исчисления в 2018 году не изменится, следует из текста закона.
Компенсации регионам
По данным ФНС России, изменение порядка исчисления налога на имущество физических лиц может привести к недопоступлению в 2018 году в региональные бюджеты около 6 млрд рублей. Для 28 субъектов с выпадающими доходами нужно предусмотреть их компенсацию, заявлял глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Закон также предусматривает возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных или количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.
Также перерасчет земельного налога и налога на имущество допускается только в сторону снижения. Сейчас возможно повышение платежей за последние три года.
Если налогоплательщик оспорил кадастровую стоимость и сумел доказать ее ошибочность, то закон предлагает применять измененную кадастровую стоимость не с даты начала спора, а с момента начала применения ошибочной стоимости.
Налоговые льготы и вычеты
Закон также расширяет налоговые льготы для детей-инвалидов и уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машиноместа для применения в их отношении налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц (налоговых вычетов и льготных ставок).
Поскольку принятые изменения направлены на улучшение положения плательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года - в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир", а также гаражей и машиномест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта РФ.
Госдума приняла закон о порядке исчисления налога на имущество физлиц, сокращающем выплаты
МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц, что сократит возросшие в последние годы выплаты граждан.
Документ инициирован группой депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и руководителем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.
В настоящее время при исчислении налога действует повышающий коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, по сравнению с налогом, рассчитанным по инвентаризационной стоимости. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20% (с 0,2 до 1).
"Применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости", - говорится в пояснительной записке к документу. В связи с этим законом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента, начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).
Одновременно закон вводит новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости 10% для субъектов, на территории которых налог исчисляется с коэффициентом 0,6.
Впервые такой коэффициент будет применяться в 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов РФ, где порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года.
В 36 субъектах, в которых налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления в 2018 году не изменится, следует из текста закона.
Компенсации регионам
По данным ФНС России, изменение порядка исчисления налога на имущество физлиц может привести к недопоступлению в 2018 году в региональные бюджеты около 6 млрд рублей. Для 28 субъектов с выпадающими доходами нужно предусмотреть их компенсацию, заявлял глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Закон также предусматривает возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц в случае изменения качественных или количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.
Документ исключает перерасчет сумм земельного налога и налога на имущество физлиц, уплаченных гражданами ранее, в сторону повышения (сейчас такой перерасчет возможен за три года).
Если же налог исчислялся по ошибочной кадастровой стоимости, которая в последующем была оспорена, предлагается применять измененную кадастровую стоимость не с года подачи заявления об оспаривании, как это происходит сейчас, а с даты начала применения ошибочной стоимости.
Налоговые льготы и вычеты
Закон также расширяет налоговые льготы для детей-инвалидов и уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машиноместа для применения в их отношении налоговых преимуществ по налогу на имущество физлиц (налоговых вычетов и льготных ставок).
Поскольку принятые изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физлиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года - в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир", а также гаражей и машиномест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта РФ.
Ставки налога на имущество физических лиц в Москве в 2017 и 2018 году
Ставки налога на имущество физических лиц в Москве в 2015 - 2018 году
Ставки налога на имущество физических лиц в Москве в 2017 и 2018 году
(по состоянию на 01.01.2018)
(применяются к налоговым периодам: 2015 год, 2016 год, 2017 год)
Налог на имущество физических лиц является местным, поэтому статьей 406 НК установлены лишь его минимальные и максимальные пределы, а конкретные ставки налога устанавливаются каждым муниципальным образованием, а также законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Т.к. налоговым периодом по налогу на имущество для физических лиц является календарный год, ставки налога на следующий календарный год устанавливаются в предыдущем календарном году.
В Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 № 51 "О налоге на имущество физических лиц".
Согласно статье 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 № 51 "О налоге на имущество физических лиц" налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Статьей 1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 № 51 "О налоге на имущество физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы от 29.11.2017 № 45 ) на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении:
жилых домов, жилых помещений, квартир, комнат единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) один жилой дом , а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
История новой России
Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном в виде с декабря 1991 года. Специалисты давно говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости – анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.
Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенная к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всей недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 году. Далеко не все региональные власти успешно справляются с этой трудоемкой и масштабной задачей.
Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 году упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства. Свою лепту в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.
Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Госдума впервые пыталась рассмотреть в 2004 году. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет – пока страна подпитывалась нефтяными доходами, и власти игнорировали необходимость проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе налоговой.
Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике – о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Спешно был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона “О налогах на имущество физических лиц“» от 4 октября 2014 года. Его ключевое новшество – определение налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года)
Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. В начале 2013 года БТИ были упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество – но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.
Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.
Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор:
– до 300 тыс. рублей – 0,1%,
– 300–500 тыс. рублей – 0,1–0,3%,
– свыше 500 тыс. рублей – 0,3–2%.
Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.
Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года)
Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.
Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе.
Если аналог не найден, то используется затратный метод. Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод, который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.
Оценщик независим – никто не праве влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.
Налоговый вычет. Для собственников законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:
– для квартиры – в размере кадастровой стоимости 20 кв. м,
– для комнаты – в размере кадастровой стоимости 10 кв. м,
– для жилого дома – в размере кадастровой стоимости 50 кв. м,
– для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), – 1 млн рублей.
При этом объект попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 кв. м) и исходя из нее, с учетом доли каждого, определят налог.
Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.
Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.
Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их аппетиты в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости:
– для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, – 0,1% кадастровой стоимости,
– для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, – 2%,
– для прочих объектов недвижимости – 0,5%.
Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% – в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.
Ставки налога на имущество в Москве. Московские власти воспользовались такой возможностью и установили следующие ставки для жилых домов, квартир, иных жилых помещений независимо от площади, а также хозяйственных построек площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта:
– до 10 млн рублей – 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве 77%),
– свыше 10 до 20 млн рублей – 0,15% (20% московских квартир),
– свыше 20 до 50 млн рублей – 0,2% (2% московских квартир),
– свыше 50 до 300 млн рублей – 0,3% (1% московских квартир),
– свыше 300 млн рублей – 2,0%.
Для недостроенных жилых домов установлена максимально возможная ставка – 0,3%. На рекомендованных уровнях остались ставки для гаражей и машиномест – 0,1%, для прочих объектов недвижимости – 0,5%, и для коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и др.) – 2,0%.
Ставки налога на имущество в Московской области. Для квартир и комнат в Московской области власти установили ставку 0,1%, а все остальное – жилые дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, «недострой», хозяйственные постройки, гаражи, машиноместа – подвели под максимальные 0,3%. Для коммерческой недвижимости, кроме гостиниц, оставили 2%. Гостиницы освободили от налога на имущество по экономическим соображением: область намерена развивать туристический бизнес, которому катастрофически не хватает отелей.
А, скажем, в Татарстане установил ставку для квартир и комнат – 0,2%, для жилых домов – 0,3%, для хозяйственных построек – 0,1%. Утвержденные налоговые ставки в других регионах размещены на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru
Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.
Льготы по налогу на имущество
Право не платить налог на недвижимое имущество сохранили пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, прослужившие не менее 20 лет, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, собственники хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 кв. м, расположенных на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др. Всего в списке 15 категорий льготников. Сократить этот список региональные власти не вправе, а вот расширить могут.
Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.
Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) – независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены и из этого перечня.
Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документами. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется.
Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию – обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».
Переходный период
Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, – но только до 1 января 2020 года.
За 2015–2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Практически все регионы планируют сделать это уже в 2016 году. Теперь у них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты. Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто.
С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.
Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.
Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно – в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.
Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество:
В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельными весами (коэффициентами), в сумме составляющими 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2, пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.
Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно будет до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. – 0,4, за 2017 г. – 0,6, за 2018 г. – 0,8, за 2019 г. – 1.
Посмотрим, как при этом ведет себя формула.
Несправедливая кадастровая оценка недвижимости
О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику – «хотели, как лучше, получилось, как всегда».
Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ.
Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии – тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.
Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домой и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».
Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25–30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15–20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.
Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое – ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе – проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена не произвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика.
Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение – и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.
Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран, в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания – 1,5%, Дания – 0,6–2,4%, Германия – 1–2,1%, США – 1,4%, Япония – 1,4%, Швеция – 0,7–1,2%, Нидерланды – 0,1–0,9%, Австралия – 0,35%, Испания – 0,3–0,4%.