Содержание:
Выборы в Государственную Думу
Подборка наиболее важных документов по запросу Выборы в Государственную Думу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Выборы в Государственную Думу
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выборы в Государственную Думу
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Формы документов: Выборы в Государственную Думу
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Подписан закон о переносе выборов в Государственную Думу
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2015 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года.
Справка Государственно-правового управления
В соответствии с Федеральным законом день голосования на выборах депутатов Государственной Думы перенесён с первого воскресенья декабря года, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва, на третье воскресенье сентября этого же года.
Одновременно устанавливается, что выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва проводятся в третье воскресенье сентября 2016 года. Государственная Дума седьмого созыва собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после её избрания.
Депутатам Государственной Думы шестого созыва, не избранным депутатами Государственной Думы седьмого созыва либо в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, до 4 декабря 2016 года включительно сохраняются гарантии неприкосновенности, а также ряд социальных гарантий.
Внесены изменения в закон о выборах депутатов Госдумы
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 7 февраля 2018 года и одобрен Советом Федерации 14 февраля 2018 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом уточняется срок проведения дополнительных выборов депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, в случае досрочного прекращения депутатских полномочий.
В настоящее время голосование на таких выборах проводится не позднее чем через один год со дня появления вакантного депутатского мандата. При этом дополнительные выборы назначаются не позднее чем за 85 дней до дня голосования.
В целях совмещения дня голосования на дополнительных выборах депутата Государственной Думы с днём голосования на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, проводимых в единый день голосования, Федеральным законом предусматривается, что голосование на дополнительных выборах проводится (с учётом срока их назначения) в ближайшее второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
На выборах в Государственную Думу граждане смогут подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения
Одобренный сенаторами федеральный закон также предоставляет право назначения наблюдателей на выборах в ГД Общественной палате РФ и общественным палатам субъектов РФ.
Сенаторы поддержали Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Докладчиком по этому вопросу на заседании Совета Федерации стал член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров. Александров
Алексей Иванович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области
30 мая 2018 года, 14:26
Документ вносит ряд изменений, аналогичных изменениям, внесенным в 2017 г. в Федеральный закон «О выборах Президента РФ». В частности, исключается возможность голосования по открепительным удостоверениям на выборах депутатов ГД и предусматривается, что избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией РФ.
Федеральный закон предоставляет право назначения наблюдателей Общественной палате РФ и общественным палатам субъектов РФ. При этом общественные палаты субъектов РФ могут назначать наблюдателей только в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ. Также предусматривается возможность применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории РФ.
Порядок применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети «Интернет», а также хранения соответствующих видеозаписей будут установлены Центральной избирательной комиссией РФ.
Законом также предусматриваются изменения, уточняющие порядок формирования избирательных участков, порядок составления списков избирателей, порядок и сроки подачи заявлений о включении избирателей в списки избирателей по месту нахождения.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Выборы в госдуму федеральный закон
Глава 5. Федеральное Собрание
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
Законодательство о выборах в Государственную думу (2016)
Здесь дается краткий обзор особенностей Федерального закона от 22.02.2014 № 20−ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (и некоторых связанных с ним документов ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ), представляющих интерес, в первую очередь, для организации краткосрочного наблюдения.
Применимость Закона № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» [ ]
В отличие от региональных и местных выборов, где нормы регионального законодательства безусловно не действуют в случае противоречия нормам Закона № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», при проведении выборов в Государственную Думу возникает конкуренция федеральных законов с неоднозначным результатом.
С одной стороны, Закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» содержит явное указание на свой приоритет по отношению к другим федеральным законам о выборах.
Приоритет Закона № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» признает и сам Закон № 20−ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы…», хотя и неявно, лишь порядком перечисления законов:
С другой стороны, известен прецедент, когда суд указал, что Конституция РФ не предусматривает придание отдельным федеральным законам бо́льшей силы по сравнению с другими. Поэтому нельзя исключать толкования, основанного на том, что Закон № 20−ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы…» является специальным законом по отношению к общим нормам Закона № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», а по общему правилу именно специальные нормы подлежат применению при коллизии норм.
Обнаруженные коллизии [ ]
15. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями , равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами этой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность искажения волеизъявления избирателей.
14. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями , инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
10. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями , равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
Конкретная аналогичная норма отсутствует, однако в статье 29 утверждается равенство прав всех членов комиссии
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу.
4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.
Активное избирательное право [ ]
Активное избирательное право для голосования по федеральному округу (по партийным спискам) определяется фактом наличия гражданства.
Активное избирательное право для голосования по конкретному одномандатному округу может определяться, помимо (вместо) обычной регистрации по месту жительства, еще и регистрацией по месту пребывания (ч. 2 ст. 4) при соблюдении условий, указанных в ч. 11 ст. 17:
- гражданин зарегистрирован по месту пребывания на территории конкретного избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования (т. е. для выборов 18.09.2016 самый поздний срок регистрации — 17.06.2016);
- гражданин подал письменное заявление в соответствующий ТИК территориальная избирательная комиссия за 60−21 день до дня голосования (с 19.07 по 27.08).
При получении такого заявления информация передается в ТИК территориальная избирательная комиссия по месту жительства, где в соответствующей строке списка избирателей делается отметка «Включен в список избирателей на избирательном участке №». Закон предусматривает процедуру обратного уведомления, если по месту жительства избиратель уже исключен из списка ранее или ему выдано открепительное удостоверение.
Кроме того, активное избирательное право по одномандатному округу возникает у голосующих за рубежом граждан в соответствии с прикреплением соответствующего зарубежного участка к определенному одномандатному округу.
Возрастным критерием наличия активного избирательного права и прав на участие во всех избирательных действиях является достижение 18 лет на день голосования.
Списки избирателей и избирательные участки [ ]
- Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (утв. пост. ЦИК от 22.06.2016 № 13/107−7)
- Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (приложение к выписке из прот. ЦИК от 08.06.2016 № 10−3−7)
- Методические рекомендации по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации (утв. пост. ЦИК от 07.04.2015 № 278/1649−6)
- Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (приложение к выписке из прот. ЦИК от 08.06.2016 № 10−4−7)
- Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва — предположительно будут приняты (см. аналогичный документ для президентских выборов)
Избирательные участки и участковые комиссии [ ]
Информация об участках, которая должна доводиться до сведения избирателей, включает границы участков, места нахождения УИК участковая избирательная комиссия и помещений для голосования, а также номера телефонов. Тексты с информацией об участках на территории воинских частей должны согласовываться с командиром части (ч. 3 ст. 15).
Создание участков в местах временного пребывания [ ]
Согласно пункту 1.7 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва категории мест временного пребывания определяются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации от 07.04.2015 № 278/1649−6. Согласно этому определению предприятия с непрерывным циклом работы не являются местом временного пребывания избирателей. Неформальным критерием места временного пребывания (нигде в явном виде не сформулированном) фактически является наличие помещений для проживания.
2.3. При принятии решения о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания. должна учитываться информация руководителя организации, предприятия о примерном количестве избирателей, которые будут находиться на их территории в день голосования, а также документы, регламентирующие правила внутреннего трудового распорядка организации.
2.4. Решение об образовании избирательного участка в месте временного пребывания. (согласовании его образования) принимается на заседании предусмотренной законом комиссии с предварительным оповещением о заседании всех членов комиссии и незамедлительным ознакомлением с этим решением всех избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов. В решении должно содержаться обоснование каждого случая образования (согласования его образования) избирательного участка в месте временного пребывания.
Пункт 5.6, последний абзац — WTF.
Списки избирателей [ ]
Этот материал необходимо дополнить.
Раздел о списках избирателей надо доделать с учетом Инструкции ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации .
Вышестоящие комиссии [ ]
Отсутствующие ТИКи должны быть сформированы не позднее чем через 35 дней со дня опубликования решения о назначении выборов, то есть не позднее 22.07.2016. Сообщение о приеме предложений по составу ТИК территориальная избирательная комиссия публикуется не позднее чем через 3 дня со дня опубликования решения о назначении выборов (то есть не позднее 20.06.2016). Предложения должны приниматься в течение 30 дней (ч. 1 ст. 22).
ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе формировать на установленный ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации срок один или несколько ТИКов для организации деятельности участков на судах и полярных станциях в общем порядке, установленном ФЗГ (ч. 2 ст. 22).
ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе формировать на установленный ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации срок один или несколько ТИКов для организации деятельности участков за рубежом численностью от 5 до 10 человек, на которых не распространяются установленные ФЗГ ограничения для членов комиссий (ч. 3 ст. 22).
Организация голосования [ ]
Помещение для голосования [ ]
Состав обязательной информации на стенде в помещении для голосования расширен извлечениями из Уголовного кодекса и КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 8 ст. 78). Кроме того, в помещении для голосования должны иметься федеральные списки кандидатов (ч. 11 ст. 78). Перечень участков, где на информационных стендах должна размещаться информация для слепых и слабовидящих избирателях, определяется ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (ч. 10 ст. 78).
Видеонаблюдение, при его наличии, должно сопровождаться трансляцией в интернете, за установку средств видеонаблюдения и организацию трансляции отвечает Минсвязи, порядок применения и трансляции устанавливает ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации . Не допускается видеонаблюдение на участках, организованных в больницах и медучреждениях, имеющих стационары (даже если это обычные участки); на участках в местах временного пребывания; на судах и полярных станциях; на участках за рубежом; на участках, где голосуют военнослужащие (по всей видимости, имеются в виду участки, где есть книги списка избирателей от воинских частей). Видеонаблюдение на участках в воинских частях организуется по согласованию с командиром части (ч. 15 ст. 78).
Бюллетени для партсписка и одномандатных округов должны отличаться по форме. Тексты бюллетеней по одномандатным округам на русском языке утверждаются ОИК окружная избирательная комиссия не позднее чем за 22 дня до дня голосования, то есть не позднее 26.08.2016 ; они должны быть односторонними, если кандидатов не более 30; при большем числе может быть брошюра (ч. 4 ст. 79). Тексты на дополнительных языках утверждаются ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (ч. 10 ст. 79).
Бюллетени могут изготавливаться в два завода (ч. 11 ст. 79).
УИКи в труднодоступных местностях, судах в плавании, полярных станциях, на зарубежных участках по согласованию с ТИК территориальная избирательная комиссия / ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации могут изготавливать бюллетени самостоятельно (ч. 18 ст. 79).
Открепительные удостоверения [ ]
Открепительные удостоверения выдаются в ТИКе за 45−11 дней до дня голосования (то есть с 03.08.2016 по 06.09.2016), а позднее — в УИКах; если на участке организуется досрочное голосование, то выдача открепительных удостоверений в ТИКе завершается за 21 день, то есть 27.08.2016 (ч. 5 ст. 80).
Заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений в ТИКе передаются в УИКи вместе с первым экземпляром списка избирателей. Отметки в списке избирателей «Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение №…» делаются в УИКе (ч. 9 ст. 80).
При выдаче открепительных удостоверений в УИКе в списке избирателей делается отметка «Получил открепительное удостоверение №…» (ч. 10 ст. 80).
Возможно получение открепительного удостоверения по доверенности (ч. 11 ст. 80).
В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их числа и номеров вносятся соответствующей избирательной комиссией в акт (ч. 16 ст. 80).
Порядок голосования [ ]
Явно предусмотрено предъявление опечатанных переносных ящиков с бюллетенями досрочного голосования отдельных групп избирателей (ч. 4 ст. 81).
Непосредственно перед наступлением времени голосования членам комиссии выдаются книги списка избирателей, а также бюллетени под роспись (ч. 5 ст. 81).
Досрочное голосование [ ]
ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации могут разрешать досрочное голосование всех избирателей труднодоступных участков, участков на судах в плавании и на полярных станциях; ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может разрешать досрочное голосование всех избирателей на зарубежных участках. Голосование назначается не ранее чем за 20 дней до общего дня голосования, то есть 28.08.2016 или позднее, и проводится по обычным правилам дня голосования (ч. 1 ст. 82).
ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации могут разрешать досрочное голосование отдельных групп избирателей из труднодоступных местностей, отдаленных от помещений для голосования; ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может разрешать досрочное голосование отдельных групп избирателей на зарубежных участках. Такое досрочное голосование начинается не ранее чем за 20 дней до общего дня голосования, то есть 28.08.2016 или позднее (ч. 2 ст. 82). Расписание досрочного голосования устанавливается решением УИК участковая избирательная комиссия и публикуется или обнародуется (ч. 11 ст. 82).
Для досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики, количество которых определяется УИК участковая избирательная комиссия . До проведения досрочного голосования пустые ящики опечатываются (пломбируются) в присутствии большинства членов УИК участковая избирательная комиссия и наблюдателей (ч. 3 ст. 82). Состав выездной группы [2] и ее оснащение при проведении досрочного голосования аналогичен обычному голосованию вне помещения для голосования, но вместо реестра (выписки из реестра) заявок о голосовании вне помещения используется список избирателей либо выписка из него (ч. 5 ст. 82). В списке/выписке делается отметка о дате и времени досрочного голосования. Если используется выписка, то сведения из нее переносятся в список после окончания проведения досрочного голосования, а выписка хранится вместе со списком (ч. 6 ст. 82).
О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указывается дата и время досрочного голосования, число избирателей, получивших бюллетени, а также состав выездной группы. Акт хранится вместе с ящиком (ч. 8 ст. 82). Прорезь ящика после завершения досрочного голосования опечатывается председателем, и ящик в таком виде живет до подсчета (ч. 9 ст. 82).
Каждый этап подсчета выполняется для федерального и одномандатного округа.
Переносные ящики досрочного голосования обрабатываются до переносных ящиков выездного голосования (ч. 14 ст. 85).
Протокол № 1 — по одномандатному округу, протокол № 2 — по федеральному округу (ч. 1 ст. 84). Нумерация строк собственная: нет строки 4 (соответственно дальнейшая нумерация сдвинута на 1), а строки 11а − 11з получили самостоятельные номера 11−18 (ч. 3 ст. 84).
Жалобы, относящиеся и к федеральному, и к одномандатному округу, учитываются в числе жалоб в протоколе № 1 и прилагаются к нему, а к протоколу № 2 прилагается копия жалобы (п. 1 ч. 6 ст. 84).
Вторые экземпляры протоколов вместе с предусмотренными настоящим Федеральным законом избирательными документами, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и печать участковой избирательной комиссии передаются на хранение в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы (ч. 29 ст. 85).
Протоколы с труднодоступных и т. п. участков, а также зарубежных участков передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи при наличии соответствующего оборудования (ч. 30 ст. 85).
Комиссия обязана извещать о проведении заседания для составления повторного протокола всех лиц, имеющих право присутствовать при подсчете, указав, что будет составляться повторный протокол (ч. 31 ст. 85).
Данные протоколов размещаются ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в сети Интернет по мере их ввода в ГАС Государственная автоматизированная система «Выборы», но не позднее чем через сутки с момента подписания (ч. 6 ст. 86).
ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы
Федеральный закон 20 о выборах депутатов Государственной Думы регламентирует процедуру голосования, а также условия и требования к его проведению. Положения документа основываются на принципе равного избирательного права всех граждан. Предписывается тайна прямого голосования, а также добровольность волеизъявления. Согласно положениям закона никто не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах депутатов.
Описание закона
Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» принят 14 февраля 2014. Структурно он состоит из глав, статьи которых регулируют следующие вопросы:
- общие положения документа;
- избирательные округа и участки, перечень избирателей;
- избирательные комиссии;
- наблюдатели, в том числе и международные, а также представители средств массовой информации;
- политические партии, участвующие в выборах депутатов;
- создание федеральных списков кандидатов, а также кандидатов по одномандатным округам;
- статус кандидатов;
- информирование избирателей и предвыборная агитация;
- финансирование выборов депутатов Госдумы;
- проведение голосования;
- подсчет итогов и определение результатов;
- принципы замещения вакантных депутатских мест;
- порядок обжалования нарушений и ответственность;
- заключительные положения ФЗ о Госдуме.
Общие положения регламентируют следующие аспекты:
- основные принципы законодательства, согласно которым проводятся выборы депутатов;
- избирательная система, по которой проводится голосование, а также права граждан;
- порядок назначения выборов депутатов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение голосования;
- право кандидатов в депутаты на предвыборную агитацию, финансирование.
Глава об избирательных округах и участках предписывает процедуру формирования таковых, включая образование одномандатных округов. Согласно окружному разделению формируются списки участников. Положения закона предусматривают также процедуру информирования граждан о созданной системе.
Положения об избирательной комиссии включают в себя вопросы о ее статусе и функционировании. Предписывается порядок создания окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, назначение полномочий и статус их членов. Ряд положений регламентирует перечень полномочий различных комиссий, а также принцип гласности их деятельности в выборах депутатов.
Отдельные положения посвящены статусу наблюдателей. Законом о выборах депутатов дается определение и назначение данных лиц, регламентируется участие иностранных наблюдателей. Предписывается порядок допуска представителей средств массовой информации.
Глава 5 Федерального закона 20 указывает на участие политических партий в выборах депутатов. Предусматривается использование наименования и эмблемы. Также учитывается деятельность полномочных представителей и региональных отделений партии.
Выдвижение и регистрация кандидатов, формирование их списков осуществляется в согласовании со следующими положениями:
- выдвижение кандидатов по федеральным спискам, политическим партиям, а также самовыдвижение;
- предоставление требуемых документов и сбор подписей избирателей;
- проверка достоверности предоставленных сведений и соблюдения процедуры выдвижения;
- порядок регистрации кандидатов.
Статус кандидатов предписывает их равенство. Положения Закона о выборе депутатов определяют ограничения по должностным полномочиям. Предписываются и гарантии деятельности кандидатов, а также регулируется их выбытие и отзыв.
Отдельная глава Закона о выборах депутатов в Госдуму посвящена информированию избирателей и агитации. Статьи данного раздела предписывают следующие аспекты:
- формирование общей информационной системы, направленной на уведомление избирателей;
- опубликование результатов опросов общественного мнения;
- организация информирования через средства массовой информации;
- порядок проведения предвыборной агитации и допустимые мероприятия;
- условия для использования средств массовой информации в агитационных целях, а также ограничения на ее проведение.
Финансирование выборов депутатов в Государственную Думу определяется главой 9 Федерального закона 20. Предписывается создание избирательных фондов, а также порядок формирования специальных счетов политических партий и кандидатов. Регламентируется порядок добровольного внесения средств в избирательный фонд. Важным аспектом является отчетность в растраченных средствах, а также порядок их возврата. Отдельные положения предусмотрены для финансирования избирательных комиссий и контрольно-ревизионных служб.
Процедура голосования определяется следующими положениями:
- предоставление помещений для выборов депутатов;
- определение избирательных бюллетеней и открепительного удостоверения;
- порядок голосования, в том числе и досрочного;
- возможность волеизъявления граждан вне регламентируемых помещений.
Подсчет голосов и определение результатов определяется по следующим положениям:
- формирование комиссиями протоколов по итогам голосования;
- порядок подсчета голосов и поэтапное определение результатов;
- метод пропорциональности в распределении депутатских мандатов и установление общих результатов;
- условия для повторного проведения выборов депутатов;
- регистрация избранников и порядок опубликования соответствующей документации.
Глава 13 Закона о выборах депутатов Государственной Думы регулирует обжалование нарушений, выявленных в ходе проведения голосования:
- предусматривается порядок обжалования тех действий, которые нарушают избирательное право граждан;
- указываются на основания для аннулирования списков кандидатов, отмены регистрации и иных действий, связанных с исключением кандидатов из голосования;
- учитывается процедура отмены решений избирательной комиссии об итогах выборов депутатов Государственной Думы;
- назначается ответственность за нарушение законодательных норм о выборах депутатов Госдумы.
В заключительные положения документа входят статьи, указывающие на вступление ФЗ 20 в силу. Предписывается также необходимость признать отдельные правовые акты устаревшими в связи с принятием данного закона.
С момента принятия Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы постоянно дорабатывается. Поправки вносятся для устранения неточностей и исключения двоякого толкования. Последняя редакция документа проводилась в июне 2017.
Последние изменения, внесенные в Закон о выборах депутатов
Последние изменения, введенные 18 июня 2017 года, коснулись статьи 27 ФЗ 20 о полномочиях Центральной избирательной комиссии РФ. Поправки изменили редакцию пункта 22 об установлении порядка доставки в избирательные комиссии документов, связанных с проведением выборов депутатов.
Отдельно следует обратить внимание на изменения, внесенные Постановлением Конституционного Суда РФ 13 апреля 2017. Документ разработан в результате иска правозащитников и по результатам рассмотрения дела выявил следующие моменты:
- часть 2 статьи 40 и часть 10 статьи 42 признаются не соответствующими Конституции РФ;
- часть 11 статьи 42 ФЗ 20 признана не противоречащей Конституции РФ.
Согласно Постановлению КС РФ противоречащие главному закону страны положения должны быть изменены. До внесения поправок регламентирование вопросов части 2 статьи 40 и части 10 статьи 42 Закона о выборах депутатов осуществляется Постановлением КС РФ.
Порядок выбора депутатов в Госдуму
Анализируя структуру Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, можно выявить следующую процедуру избрания:
- формирование избирательных участков, комиссий, списков избирателей;
- выдвижение кандидатов, их регистрация;
- процедура информирования избирателей, агитация;
- порядок голосования;
- подсчет голосов, определение результатов и распределение депутатских мандатов.
Порядок голосования определяется статьей 81 ФЗ 20 и предписывает следующие аспекты:
- голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени, в отдельных случаях допускается перенести начало на более раннее время;
- о дне, месте и времени избиратели должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней до голосования, при его досрочном проведении – за 5 дней;
- перед началом выборов депутатов проверяются и пломбируются ящики для голосования, выдаются книги с перечнем избирателей;
- каждый гражданин, предъявивший паспорт, заменяющий его документ или открепительное удостоверение, имеет право на получение двух бюллетеней — для голосования по федеральному и одномандатному округам;
- получение бюллетеней фиксируется в списке избирателей с указанием паспортных данных;
- голосование осуществляется гражданином путем внесения любого знака в квадрат, соответствующий выбранному кандидату;
- не допускается голосовать за других граждан, каждый изъявляет свою волю самостоятельно;
- в случае невозможности самостоятельно проголосовать, допускается привлечение доверенного лица, личные данные которого указываются в соответствующей графе списка избирателей;
- если была допущена ошибка, избиратель вправе обратиться за получением нового бюллетеня для выбора депутатов Государственной Думы;
- заполненный бюллетень опускается в опломбированный ящик для голосования;
- председатель участковой комиссии следит за соблюдением порядка в помещении;
- для обеспечения гласности во время проведения голосования и при подсчете голосов в помещении могут находиться уполномоченные лица;
- при нарушениях процедуры выборов депутатов члены комиссий или иные уполномоченные лица, включая наблюдателей, удаляются из помещения.
Отдельный запрет действует на доставку политическими партиями избирателей к месту голосования.
Скачать ФЗ 20 о выборах в Государственную Думу
Скачать Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» можно здесь. Документ приводится в последней редакции с изменениями, актуальными на июль 2017. Текст будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся со своим избирательным правом, так и для правозащитников, углубленно изучающих законодательные нормы.