Содержание:
Функции и полномочия Уполномоченного по правам человека
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
– восстановлению нарушенных прав,
– совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
– развитию международного сотрудничества в области прав человека,
– правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
– рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
– анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
– развитие международного сотрудничества в области прав человека;
– правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
– подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
– выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
– направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
– обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
– обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
– принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
– анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
– информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
– направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:
1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
Уполномоченный по правам человека полномочия
Восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Липецкой области;
совершенствование законодательства Липецкой области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Правовой статус и основные направления деятельности определены Уставом Липецкой области (статья 65) и Законом Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» от 27.08.2001 г. №155-ОЗ.
Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства области в части защиты прав человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой области.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
ст. 1, 13, 14, 17 Закона Липецкой области
«Об Уполномоченном по правам человека
в Липецкой области» от 27.08.2001 г. №155-ОЗ
Функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Любые студенческие работы - ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:
1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;
2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;
4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Таким образом, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:
рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитие международного сотрудничества в области прав человека;
правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, Генеральному прокурору РФ;
выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;
обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;
направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Помимо прямо предусмотренных ФКЗ основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Например, в сентября 2007 г. к Уполномоченному по правам человека В.П. Лукину обратилась Анна Николаевна Ф., проживающая в Смоленской области, ранее работавшая аппаратчиком дозирования в цехе нитроаммофоски ОАО «Дорогобуж». В феврале 2001 г. она получила тяжелую производственную травму, в результате которой ей была ампутирована рука на уровне средней трети правого плеча.
Еще не достигшая пенсионного возраста, Анна Николаевна признана инвалидом с утратой 100% трудоспособности, не может обслуживать себя и нуждается в постоянном уходе. Пережитое сказалось и на состоянии ее здоровья, ей требуется лечение и медикаменты. Ее семья испытывает теперь постоянные материальные трудности.
В.П. Лукин направил ходатайство Генеральному директору ОАО «Дорогобуж» Антонову И.Н. об оказании помощи пострадавшей.
В полученном на имя Уполномоченного ответе сообщалось, что администрация ОАО «Дорогобуж» выплатила Анне Николаевне единовременное пособие в размере 7 - летнего минимального размера оплаты труда, приобрела протез, заключила договор со Смоленским гуманитарным университетом на оплату обучения ее дочери.
В мае 2009 года к Уполномоченному обратилась гражданка О., мужу которой его работодатель – ЗАО «СВ- Поволжское» (г. Тольятти Самарской области) – не выплачивал зарплату с начала года.
Найдя это обращение обоснованным, Уполномоченный направил в прокуратуру Самарской области ходатайство о проверке изложенных в нем фактов и о принятии мер прокурорского реагирования. Факты невыплаты зарплаты работникам предприятия подтвердились.
В результате руководство ЗАО «СВ-Поволжское» было привлечено к административной ответственности, а задолженность перед его работниками полностью погашена.
У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и получить необходимые консультации.
Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы «выездных приемных» в тех субъектах РФ, откуда поступает наибольшее количество жалоб.
Например, в период с 24 по 30 июля 2007 г. состоялась совместная выездная приемная Уполномоченного по правам человека в РФ, Министра обороны РФ и Главного военного прокурора на 10-й испытательный полигон противоракетной обороны РВСН в г. Приозерск, Республики Казахстан, организованная отделом защиты прав военнослужащих и членов их семей.
В ходе работы приемной одной из проблем, с которой обращались военнослужащие, члены их семей и другие граждане, были трудности с получением ими паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку они не имели возможности выезжать на территорию России для его оформления, что существенно затрудняло его получение и влекло материальные затраты.
С целью разрешения этой проблемы Уполномоченный обратился к Директору Федеральной миграционной службы, откуда получен ответ, что воинские части, дислоцированные за пределами РФ, закреплены за территориальными органами Федеральной миграционной службы, которые будут осуществлять оперативное оформление и выдачу паспортов граждан России заявителям при их личном обращении. По данному вопросу руководством ФМС даны конкретные указания начальникам органов ФМС по субъектам РФ.
Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.
Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).
Таким образом, основной функцией института омбудсмена можно назвать функцию «моста между обществом и властью», функцию посредника, восстанавливающего связность социальной системы, разрывы между простым человеком и государственной машиной. Институт омбудсмена становится своеобразным «дружелюбным интерфейсом» государственного механизма. Эта функция получила отражение в названии института омбудсмена во Франции - институт Медиатора (посредника).
Наконец, институт омбудсмена берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя свой деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти. И здесь деятельность омбудсмена приближается, по сути, к функциям восстановительного правосудия, к функции «восстановления мира в общине».
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Статус и полномочия
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
- рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
- не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
- принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Электронная приемная
Письменное обращение необходимо направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве (далее – Уполномоченный) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее – заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы
- на действия (бездействие), решения федеральных правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, и т.д.);
- на нарушение прав, свобод и законных интересов в иных субъектах Российской Федерации, кроме города Москвы.
- на действия (бездействие) граждан, организаций, не находящиеся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти города Москвы (в том числе, коммерческие банки, коммерческие организации, предоставляющие платные юридические услуги, страховые компании и т.д.).
Уполномоченный не вправе разрешать споры между гражданами, хозяйствующими субъектами.
Уполномоченный не вправе оценивать принятое судом решение на предмет его законности и обоснованности, а также не вправе рассматривать жалобы на судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу (судебные акты обжалуются в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в вышестоящие судебные инстанции, наделенные соответствующими полномочиями).
Уполномоченный не может являться участником уголовного судопроизводства.
Уполномоченный и его аппарат не вправе по собственной инициативе вступать в гражданское дело, которое рассматривается судом первой инстанции, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях дачи заключения по делу в рамках своих полномочий, а лишь в случае привлечения его судом к участию в деле. Если Уполномоченный и его аппарат не были привлечены к участию в деле судом первой инстанции, вступить в процесс на стадии апелляционного, либо кассационного обжалования судебного акта они не вправе.
Уполномоченный не наделен правом обращения в суд с иском в защиту интересов конкретных граждан, либо неопределенного круга лиц. Уполномоченный и специалисты аппарата не представляют интересы физических и юридических лиц в суде по доверенности.
Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.
Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя (полномочия законного представителя должны быть подтверждены соответствующими документами) или уполномоченного представителя (полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены надлежаще оформленной доверенностью).
Жалобы в интересах третьих лиц без надлежащего удостоверения полномочий действовать в их интересах к рассмотрению не принимаются.
Жалоба может быть подана следующими способами:
- через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ» на официальном сайте Уполномоченного;
- через приемную аппарата Уполномоченного (в дни и часы приема, указанные в разделе «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» на официальном сайте Уполномоченного);
- через почтовое отделение;
- с использованием телеграфной и факсимильной связи.
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, должна быть написана на русском языке и содержать:
- наименование государственного органа, в который она направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации (в случае подачи жалобы в электронном виде через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ», в жалобе указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме);
- изложение существа решений или действий (бездействие), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (в случае, если решения или действия (бездействие) обжаловались в судебном или административном порядке, к жалобе должны быть приложены копии соответствующих решений);
- личную подпись заявителя и дату.
Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.
Права Уполномоченного при получении жалобы:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав свою позицию (отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит).
К сведению заявителей:
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное постановление, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве организован личный прием граждан руководящими сотрудниками по следующему графику.
Название структурного подразделения
МОСКВА, 3 окт – РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», призванный повысить статус и расширить полномочия федерального детского омбудсмена и работающих в регионах коллег.
Опрошенные РАПСИ эксперты поддержали идеи, заложенные в законопроекте, подчеркнув важность расширения полномочий детского омбудсмена с точки зрения защиты прав и свобод граждан.
Повышенный статус
Адвокат Дмитрий Аграновский поддержал предоставление федеральному уполномоченному полномочий по обжалованию действий государственных органов и должностных лиц и права на проход в исправительные учреждения и СИЗО.
«Я горячо приветствую и то, и другое, так как было бы странно, если бы была создана структура без каких-либо полномочий и рычагов влияния. В принципе, у уполномоченных по правам человека и других омбудсменов не так много полномочий. То, что уполномоченный по правам ребенка сможет обращаться с административными исками к разным инстанциям, является жизненно необходимым. Что касается предоставления возможности посещать в СИЗО и колониях несовершеннолетних лиц, беременных женщин и матерей с малолетними детьми, я вижу только плюс. Это будет способствовать соблюдению прав человека», - заявил Аграновский.
По мнению эксперта, принятие отдельного закона повысит статус Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, но при этом важно, чтобы государственные органы и должностные лица чаще шли навстречу всем российским омбудсменам.
«Создание такой государственной правозащитной структуры — это всегда плюс. Отношение к государственным органам и служащим не такое, как к общественным организациям. Я надеюсь, что после принятия закон будет работать, а федеральный уполномоченный будет активно подавать административные иски и посещать несовершеннолетних и женщин в СИЗО. К сожалению, у нас такая арестная практика, что женщины, в том числе беременные, – о мужчинах я даже не говорю - часто оказываются под стражей. Беременные женщины и женщины с малолетними детьми нуждаются в посещении и контроле со стороны государственной правозащитной структуры», - заключил Аграновский
Крайне важный шаг
Адвокат Сталина Гуревич, в свою очередь, считает, что законопроект «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» существенно повысит возможности федерального детского омбудсмена при защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
«Я считаю, что это действительно очень хорошая идея. Федеральный и региональные омбудсмены должны быть наделены всеми полномочиями, которые необходимы для защиты прав и законных интересов детей. Причем, как детей страдающих, так и детей, которые нарушают закон, - и тех, и других федеральный уполномоченный должен иметь возможность защитить без каких-либо промедлений, без согласования с дополнительными учреждениями», - сказала защитница
По словам адвоката Людмилы Айвар, данный законопроект заслуживает положительной оценки. Как отметила защитник, полномочиями соблюдать за исполнением законодательства в отношении несовершеннолетних наделена и Прокуратура РФ, однако уровень доверия к детскому омбудсмену со стороны граждан и государственных органов выше.
«Граждане чаще обращаются как раз к уполномоченному по правам ребенка для того, чтобы решить свои насущные проблемы воспитания, содержания, обучения детей», - сказала Айвар, отметив, что данный законопроект упростит процедуру обращения за помощью к федеральному омбудсмену.
Ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Иван Мельников рассказал о том, что в рамках сотрудничества с Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой он регулярно принимает участие в совместном посещении следственных изоляторов, в которых содержатся несовершеннолетние граждане, беременные женщины и матери с малолетними детьми. Мельников назвал важным шагом закрепление права на беспрепятственный доступ в учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) для детского омбудсмена на законодательном уровне.
«Это крайне важно. В настоящее время данный вопрос законодательно не урегулирован, и выдача разрешения на проход уполномоченного фактически зависит от воли администрации СИЗО или руководителя регионального управления ФСИН. Могут пустить, а могут не пустить. На практике с этим не возникало проблем, но теперь полномочия федерального детского омбудсмена могут быть расширены официально. Это абсолютно правильная позиция, Анна Юрьевна (Кузнецова – прим. ред.) уделяет много времени вопросу соблюдения прав граждан в местах принудительного содержания, и законодательное закрепление права на беспрепятственный проход в соответствующие учреждения поможет ей в работе», - заявил ответственный секретарь ОНК Москвы.
Мельников отметил, что в регионах у членов ОНК далеко не всегда есть возможности для оперативного взаимодействия с федеральным уполномоченным. Вместе с тем, в практике ОНК часто встречаются обращения по поводу острых проблем, которые необходимо решать как можно скорее с привлечением уполномоченного по правам ребенка. Зачастую времени на обращение к федеральному детскому омбудсмену или на прохождение всех разрешительных процедур просто нет, поэтому положение законопроекта о праве региональных уполномоченных на проход в исправительные учреждения и СИЗО также заслуживает одобрения, считает ответственный секретарь ОНК Москвы.
Собеседник агентства положительно оценил идею предоставить федеральному уполномоченному право обжаловать действия должностных лиц и органов власти, если это требуется для защиты интересов несовершеннолетних.
«Подача административного иска — это крайне важный инструмент, например в случае, когда органы государственной власти отказывают в предоставлении тех или иных документов, в том числе медицинских. На практике нередки случаи, когда органы ФСИН направляют бессодержательные ответы, отписки, либо не реагируют вовремя. Это большая проблема. ОНК направляет обращение, нам пишут, что все хорошо, мы выезжаем на место и видим совсем иную картину. Я считаю, что право уполномоченного подавать административные иски будет стимулировать должностных лиц к более ответственному исполнению должностных обязанностей», - заключил Мельников.
Уполномоченный по правам человека в Калужской области
КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2009 Автор:Д.В. Никифоров;Калужский филиал негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» Научный руководитель: Безгубов А.С.
Деятельность Уполномоченного по правам человека многогранна. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав граждан и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации - важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека - своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Уполномоченный по правам человека - это российский омбудсмен.
В Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой 9 декабря 1998г. Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркнуто, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государстве. При этом каждое государство должно обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод (ч. 2 ст. 2). Для решения такой задачи государство обязано обеспечивать создание и развитие национальных учреждений по вопросам защиты прав человека и основных свобод на всей территории, находящейся под его юрисдикцией, в том числе института уполномоченных по правам человека (ч. 3 ст. 14).
Институт уполномоченного по правам человека появился в Швеции в XIII в. Через семь столетий шведский термин "омбудсмен" используется в правовых актах ряда других государств. Многие страны ввели собственное наименование такого органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), уполномоченные по правам граждан и по правам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), Народная правозащита (Австрия), Адвокат народа (Румыния), Комиссар по делам администрации (Великобритания), Посредник (Франция), Защитник народа (Испания). Основными функциями омбудсмена служат рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав, защита их в соответствующих государственных органах, анализ соблюдения прав человека и гражданина в стране, информирование об этом парламента, внесение законодательных предложений. Это должностное лицо не вправе самостоятельно устранять нарушения прав граждан. Омбудсмен принимает меры к возмещению ущерба, реституции, в частности побуждает стороны к переговорам, достижению соглашения, рекомендует обращаться, например, в органы прокуратуры. Такое должностное лицо обычно назначается парламентом. В России институт уполномоченных по правам человека создан и активно действует на федеральном уровне и в ряде субъектов Федерации.
Настоящая работа посвящена изучению компетенции Уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации. Однако возникает вопрос, что означает термин "компетенция". Авторы Юридической энциклопедии, изданной в 1997 г ., определяют компетенцию как "совокупность установленных нормативно-правовыми актами прав и обязанностей "полномочий" организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие "исполнительно-распорядительные" функции. В свою очередь, под полномочием понимается составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством.
Объем компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц закреплен в соответствующих правовых актах. Например, компетенция Президента России закреплена в Конституции страны, компетенция Уполномоченного по правам человека содержится во многих статьях Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г . N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; компетенция Уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации в региональных законах, компетенция представительного органа местного самоуправления - в ст. 35 и других статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г . N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Большую роль в деятельности уполномоченных по правам человека играют законодательные акты субъектов Федерации.
В настоящее время институт Уполномоченных по правам человека действует в 50 регионах России, в том числе и в Калужской области. В Калужской области закон «Об Уполномоченном по правам человека № 124-был принят 10 июня 2002 года. Первым Уполномоченным по правам человека в Калужской области 18 сентября 2003 года был избран Юрий Иванович Зельников. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействия) органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. [1] Примерно такая же компетенция и у Уполномоченных других регионов. К примеру, в компетенцию Уполномоченного по правам человека в г. Санкт-Петербурге входит защита фундаментальных гражданских и политических, а также иных прав человека в ситуации их систематического либо массового нарушения на территории города (ч. 4 ст. 1). В соответствии с Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области" деятельность указанного должностного лица дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (ст. 3). Аналогичная роль отведена названному органу государства Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области", в котором особенно подчеркнуто, что учреждение должности уполномоченного не влечет вмешательства в компетенцию других государственных органов, действующих в сфере защиты и восстановления нарушенных прав и свобод. Обязательным условием деятельности уполномоченного служит взаимодействие с означенными институтами государства, в том числе с прокуратурой (ч. 2 ст. 1). Подобные законоустановления действуют в законах об уполномоченных по правам человека в других субъектах Российской Федерации (Республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Приморском и Хабаровском краях, Брянской, Липецкой, Новгородской, Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и др.).
При учреждении региональных омбудсменов за образец, как правило, брался институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Полномочия и порядок деятельности федерального и регионального омбудсменов аналогичны. Так, например, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г . N 287-КЗ (в ред. от 8 июня 2007 г .) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" "должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в крае, их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления крае и должностными лицами". Закрепленные в ст. 5 краевого Закона задачи Уполномоченного по правам человека аналогичны задачам федерального омбудсмена, закрепленным в ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г . N 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г .) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" . Закон также закрепляет принципы независимости омбудсмена, его политической нейтральности, конституционности и законности, уважения достоинства личности; конфиденциальности проводимых расследований и субсидиарности. Процедурная форма правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (ст. ст. 11 - 14 Закона Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае"), а также формы реагирования на нарушения прав граждан (ст. ст. 15 - 17 Закона) аналогичны используемым федеральным омбудсменом. Аналогичная форма правозащитной деятельности омбудсмена закреплена и в законодательстве большинства субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ: например, в Законе Астраханской области от 22 января 1999 г . N 1/99-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области"; Законе Волгоградской области от 31 марта 2000 г . N 388-ОД "Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области"; Законе Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г . N 148 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея"; Конституционном законе Чеченской Республики от 8 февраля 2006 г . N 1-РКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике".
Существует "сфера конкурирующей компетенции" между федеральным и региональными омбудсменами, поскольку гражданин в случае нарушения его прав может одновременно обратиться и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и к Уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте. Жалоба будет рассматриваться параллельно в обеих омбудсменовских структурах. Вторая проблема состоит во взаимодействии региональных омбудсменов с федеральными правоохранительными органами и федеральными судами при рассмотрении жалоб на нарушения прав граждан действиями и решениями последних. Российское процессуальное законодательство не предусматривает возможности участия Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в каком-либо качестве ни в уголовном, ни в гражданском процессе. Процессуальный закон не предоставляет региональным омбудсменам никаких прав по участию в расследовании уголовных дел или в рассмотрении судами гражданских или уголовных дел. Законодательство субъектов Российской Федерации, определяющее статус уполномоченных по правам человека, не может вносить изменения и дополнения в уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное законодательство, которое в соответствии со ст. 71 (п. "о") Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. В основном омбудсменовская форма правозащитной деятельности в субъектах Российской Федерации используется для защиты социально-экономических прав граждан.
В какой-то степени эти проблемы можно решить путём заключения соглашений о взаимодействии и сотрудничестве региональных Уполномоченных и федеральными структурами в регионах. К примеру, многими Уполномоченными заключены соглашения с органами прокуратуры. Несмотря на разную правовую природу института уполномоченных по правам человека, в субъектах Российской Федерации и органах прокуратуры, разность форм и методов работы, законодательством перед названными государственными институтами ставятся общие цели и задачи, главной из которых можно назвать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, содействие гражданам в восстановлении нарушенных прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами данных органов, укрепление законности в этой сфере.
Именно для конкретизации правовых предписаний, определяющих взаимодействие прокуратуры и уполномоченных по правам человека, приняты соответствующие соглашения. В декабре 2008 года было подписано соглашение между Уполномоченным по правам человека в Калужской области и прокуратурой Калужской области. Цель соглашения - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Соглашение предусматривает обмен информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Органы прокуратуры информируют Уполномоченного по правам человека о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту. Уполномоченный по правам человека направляет в прокуратуру свои ежегодные и специальные доклады. По мере необходимости проводятся совместные совещания по вопросам защиты основных прав и свобод граждан.
Аналогичные соглашения о сотрудничестве между органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации заключены в Республиках Башкортостан, Дагестан ( 2006 г .), Саха (Якутия) ( 2007 г .), Коми ( 2007 г .), Мордовской ( 2007 г .) и Чеченской ( 2008 г .) Республиках, Хабаровском крае ( 2008 г .), Саратовской ( 2007 г .), Пензенской ( 2008 г .), Кемеровской ( 2007 г .), Смоленской ( 2006 г .), Орловской ( 2008 г .) и Амурской областях, г. Санкт-Петербурге ( 2008 г .), Ненецком автономном округе. ( 2009 г .).
Подписание таких важных документов, значительно улучшает ситуацию с обеспечением прав человека на территории субъектов Российской Федерации, ведь действенность защиты прав граждан в значительной мере зависит от уровня взаимодействия участвующих в ней государственных структур, в том числе прокуроров и уполномоченных по правам человека, как в центре, так и в регионах.
Кроме того, Уполномоченным по правам человека в Калужской области заключены соглашения со следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, УФСИН России, УФМС России, УФСС России, Роспотребнадзором по Калужской области, Жилищной инспекцией Калужской области, Росздравнадзором Калужской области и другими органами.
Многие граждане не знают о компетенции Уполномоченного, порядка и механизма рассмотрения обращений. С целью устранения данного пробела еще в 2004 году аппаратом Уполномоченного была разработана памятка (буклет) для граждан "Уполномоченный по правам человека в Калужской области (Полномочия. Как к нему обратиться)". Ее задача - ознакомить жителей области с задачами и компетенцией нового в регионе института защиты прав человека, дать координаты омбудсмана для возможности обращения за помощью. Памятка распространялась на различных встречах и конференциях с участием Уполномоченного.
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обязаны разъяснять гражданам, к кому и в рамках какой процедуры они могут обратиться, что, в частности, может быть реализовано в рамках приема граждан уполномоченными должностными лицами. Иной возможностью ознакомления граждан с компетенцией тех или иных органов публичной власти и должностных лиц могло бы стать размещение подобных сведений в средствах массовой информации, в сети Интернет и иными доступными для граждан способами. К примеру, Уполномоченным по правам человека в Калужской области разработан сайт www . ombudsman . kaluga . ru . Аналогичные сайты имеются практически у всех уполномоченных.
С целью закрепления компетенции регионального омбудсмана на федеральном уровне подготовлено несколько вариантов проекта Федерального закона "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации". Принятие такого Закона, несомненно, будет способствовать унификации статуса этих лиц и их компетенции, повсеместному принятию соответствующих законов и назначению на должности региональных Уполномоченных.
Как будущему юристу мне интересна деятельность Уполномоченного по правам человека. Трудно представить, что каких-то шесть лет назад в Калужской области этого важного института по защите прав человека не существовало. На сегодняшний день он помог не одной тысяче калужан.
На мой взгляд, характер развития этой новой правовой структуры во многом зависит от личности регионального омбудсмана. Деятельность калужского аппарата уполномоченного по правам человека никогда не была и не будет квалифицированным бюро жалоб. Деятельность Уполномоченного носит системный характер по устранению, как самих нарушений прав граждан, так и причин и условий их возникновения. Уполномоченный и сотрудники аппарата выезжают в города и районы области для приёма граждан на местах, посещают места лишения свободы, дома престарелых, детские дома и другие учреждения, где находятся наиболее уязвимые в своих правах и нуждающиеся в помощи люди.
Я уверен, что данная структура жизненно необходима. Конечно, достигнутое – не предел. И у омбудсмана, судя по его инициативности, наверняка есть новые интересные задумки. Хочется надеяться, что они реализуются в недалеком будущем и деятельность Уполномоченного полностью охватит многообразную жизнь области, защищая и отстаивая интересы её жителей.
[1] «Консультант плюс» ФЗ об Уполномоченном по правам человека в калужской области. Ст.13стр.4
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.