Содержание:
Требования к вокалисту
К вокалистам как исполнителям предъявляются определенные требования. Эти требования должны знать учащиеся вокальных отделений музыкальных школ. А преподавателям необходимо руководствоваться при обсуждении исполнения ученика на академическом концерте. В помощь педагогам предлагаю приблизительную схему анализа выступления учеников-вокалистов. Список требований можно взять за основу при обсуждении и оценивании учащихся комиссией на академконцерте.
Требования к выступлению вокалиста:
1. Сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон)
2. Внешний вид
3. Правильная певческая установка
4. Эмоциональный отклик на музыку. Исполнение в характере
5. Понимание и чувство формы и целостности произведения.
6. Драматургия произведения
7. Понимание выразительности музыкального языка
8. Подвижная мимика
9. Артикуляция:
— активный артикуляционный аппарат
— четкая и ясная артикуляция
— свободная нижняя челюсть
10. Дикция:
— четкая и внятная дикция, согласные — короткие и твердые, гласные – наполненные звуком
— правильная орфоэпия
— донесение до слушателя содержания произведения
11. Правильное певческое дыхание:
— нежнереберно-диафрагмальное
— активное, объемное, бесшумное
— в характере и в темпе произведения
— фазы дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох
— правильное распределение выдоха
12. Атака звука
— мягкая, твердая или придыхательная
— соответствие атаки звука характеру произведения
13. Динамика:
— подвижность динамики
— пение с разнообразными нюансами: от тихого пения (пиано) до громкого (форте). Применение крещендо (постепенный переход от тихого звучания к громкому) и диминуэндо (постепенный переход от громкого звучания к тихому)
— динамический план произведения
— динамические контрасты
14. Характеристика звука:
— легкий, ровный, нефорсированный, полетный, округлый, подвижный, гибкий
— выработка кантилены (напевности звучания)
— вокальная позиция – близкое пение в высокой позиции
— головное резонирование
— точное интонирование
— качественная фразировка
— движение в фразах
— сглаживание регистров
— наличие вибрато
— единая манера звукообразования — плавный переход от одного гласного в другой без смены положения гортани и певческого тембра
— диапазон голоса
— обертоновая насыщенность. Тембр: богатый или бедный, яркий, насыщенный или тусклый, блеклый
.
Как Вы считаете, уважаемый читатель, что можно добавить к этому списку требований, предъявляемых к выступлению вокалиста?
Напишите в комментариях. И не забудьте поделиться сообщением в социальных сетях. Возможно, кому-то эта схема пригодится.
Артист-вокалист (солист)
Должностные обязанности. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему партии (роли) в новых постановках или в порядке ввода в спектакли текущего репертуара, а в случае производственной необходимости - в порядке срочного ввода. Исполняет в спектаклях, концертах, других представлениях театра партии (роли) на стационаре, гастролях и выездах. Обладая необходимыми вокальными, музыкальными, сценическими данными, актерским мастерством, создает убедительные вокально-сценические образы. Является на репетиции творчески подготовленным. Занимается с репетитором и концертмейстером, совершенствуя вокальное и актерское мастерство, самостоятельно занимается тренажем. Сохраняет и поддерживает свои актерские данные, соответствующие характеру исполняемых партий (ролей), выполняет несложные задачи, поставленные балетмейстером. Участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра; теорию и практику мастерства солиста-вокалиста; историю музыкального театра, вокального искусства, других видов искусств; классическую и современную музыкальную драматургию; творческие достижения современного музыкального театра; основы сценической речи, сценического движения и хореографии; методы тренажа и самостоятельной работы над партией (ролью); текущий репертуар музыкального театра; основы организации театрального дела, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Артист-вокалист (солист) - ведущий мастер сцены - высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) высшей категории.
Выдающиеся вокальные, музыкальные и сценические данные; яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных партий (ролей); широкое признание зрителей и общественности.
Артист-вокалист (солист) высшей категории - высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 3 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) первой категории.
Отличные вокальные, музыкальные и сценические данные; яркая творческая индивидуальность; профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных (первых и вторых) партий (ролей); признание зрителей и общественности.
Артист-вокалист (солист) первой категории - высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) второй категории.
Хорошие вокальные, музыкальные и сценические данные; творческая индивидуальность; профессиональное мастерство при исполнении партий (ролей) второго и третьего плана.
Артист-вокалист (солист) второй категории - высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и участие в течение 3 лет в деятельности любительских коллективов (хор, музыкальный коллектив).
Наличие необходимых вокальных, музыкальных и сценических данных.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Артист-вокалист (солист)» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция артиста-вокалиста, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).
Требования к вокалисту
Любите участвовать в детских, молодежных конкурсах фестивалях творчества и искусства?
Для того, чтобы креативная деятельность, участия в конкурсах по вокалу, музыкальных фестивалях и творческих концертах доставляли радость зрителям и удовольствие самим исполнителям, необходимо исключить нервные травмы и срывы: должен быть доброжелательный психологический климат. Это обусловлено тем, что при стрессах и психологических расстройствах буквально сразу страдает голос. Нельзя применять принуждение, чрезмерный напор, агрессию в работе и учебе артиста, общение должно быть исключительно позитивным, искренним. Каждому певцу требуется индивидуальный подход с учетом его личного потенциала и возможностей.
Многие признанные преподаватели считают (и не безосновательно), что психика – главный элемент образования звука. Она помогает корректно влиять на голосовой аппарат, координировать его. Правильно воздействуя на психику можно отлично замотивировать начинающее дарование и вдохновить его на покорение новых вершин.
Наставники должны обладать знаниями в области гигиены голоса и физиологии
Данное требование всегда актуально. Особенно внимательно стоит в связи с этим выбирать композитора, который создает материал для исполнителя. Важно, чтобы музыкальные сочинения учитывали природные задатки вокалиста. Для других сотрудников, таких как дирижеры, хормейстеры, педагоги, концертмейстеры максимально важно знать суть и свойства голоса. Об этой теме поговорим отдельно в других статьях.
Необходимо правильно рассчитывать силы и время в день выступления
Для того, чтобы принять участие в региональных, всероссийских и международных вокальных конкурсах, концертах требуются немалые затраты: энергетические, моральные, физические и т.д. Нужно изучить потребности организма артиста и распланировать день так, чтобы остались силы для креатива. Стоит отложить некоторые дела на другой день, избегать утомления, физической изнуряющей работы.
Необходимо продумать режим дня до выступления на детском (молодежном) творческом конкурсе талантов. К примеру, артист должен знать, можно ли ему долго спать перед работой на публике. Для одних сон — релакс для голоса, а у других он вызывает расслабленность, вялость. Нельзя употреблять успокоительные или тонизирующее средства, особенно новые, когда реакция на них еще неизвестна.
Систематизация репетиций и технических отработок
Для правильной выработки рефлексов важна проработанная система, позволяющая воспитать должную выносливость, отточить навыки. Кроме того, она позволяет в значительной степени минимизировать риск профессиональных недугов, помогает совершенствоваться и расти юному дарованию. Если тренировок недостаточно или они проводятся не слишком системно, это приводит к быстрой утомляемости и резкому снижению выносливости голосового аппарата.
Перегруженность голосовых связок и длительное пение в большинстве случаев активно провоцируют хронические заболевания задействованных в процессе звукообразования органов. К этому следует отнестись очень серьезно: каждый человек индивидуален, поэтому нужно уметь чутко прислушиваться к себе, а обучить этому навыку чуткости Вас должен Ваш преподаватель. Для формирования такой чуткости прежде всего следует обрести мышечный контроль.
Мышечный контроль – филигранное умение чувствовать голосовым аппаратом гармонично льющееся звучание, что помогает в дальнейшем ориентироваться на привычные мышечные ощущения, а не на слух, что великолепно помогает при хоровом пении, при котором отдельный голос слышно невнятно.
Вредно пользоваться голосом и присутствовать на репетициях при болезни
Практика (и это подтверждено многократно) показывает, что голосовой аппарат находится «во всеоружии» как при активном, так и мысленном пении. Петь, болея, нецелесообразно и даже опасно, ведь последствия могут быть катастрофическими.
Преподаватель должен четко разграничивать случаи, когда голосовой аппарат ученика не работает вследствие ОРЗ, ОРВИ и пр., а когда — по причине неправильного голосообразования.
Нельзя переутомлять голос и форсировать звук
Молчание – истинное золото, об этом говорили еще древние мыслители. Актуален постулат и сегодня для вокальных тренировок. Если имеет место перегрузка голоса, нужно расслабиться, погрузиться в отдых. Длительное пение без перерыва недопустимо!Оптимальное время для профи умещается в пределы 45-60 минут.
Утомление имеет свойство копиться, аккумулироваться, что приводит в конечном итоге к срыву. При сильных частых нагрузках мышцы гортани слабеют, а звучность и свежесть голоса теряются.
Для оперных певцов (солистов) работа с голосом не должна превышать 5 часов за день.
Не стоит удивлять слушателей и мощью голоса. Выделять некоторые места в произведении нужно при помощи выразительных специальных вокальных эффектов. Это поможет сохранить голосовой аппарат в рабочем состоянии долгие годы.
Соблюдение данных норм и правил надежно оградит Вас от износа голоса и профессиональных заболеваний.
Вред физических и моральных нагрузок
Профзаболевания могут возникнуть при неграмотной изнуряющей подготовке к концертам, музыкальным экзаменам и иным творческим мероприятиям (юношеским фестивалям, вокальным конкурсам для детей и т.д.) при неожиданных заменах артистов в оперных партиях, которые давно не практиковались. Причина — неравномерная физическая нагрузка, переутомление нервной системы.
Исследования показывают, что затраты физической энергии у некоторых профессий интеллектуального труда превышают их у работников физического. Например, за 1 час игры на фортепиано трудной пьесы тратится больше энергии, чем, скажем, при восхождении на гору.
Нельзя многократно исполнять трудные места произведения и высокие ноты
Пользы от таких действий нет, а вот риск переутомиться и лишиться голоса велик. Кроме того, такие действия приводят к развитию вредных условных рефлексов и тормозят нужные, которые терпеливо воспитывает в исполнителе наставник.
При отсутствии правильных навыков вокального искусства нельзя работать в хоре
Многие известные преподаватели выступают решительно против того, чтобы молодой исполнитель, который еще не умеет владеть голосом, занимался в хоре, поскольку он просто-напросто не слышит себя и не контролирует звучание. Это, в свою очередь, приводит к формированию вредных привычек.
В специализированных учебных заведениях режим занятий должен быть составлен правильно
Необходимо чередовать предметы с нагрузкой на голос и без нее. Чтобы иметь возможность регулировать нагрузку и избежать нервного и физического истощения, желательно разрешить учащимся в период концертов, экзаменов, участия в конкурсах искусств частично пропускать согласованные занятия.
Необходимость распевания при любой вокальной работе
Распевание — разминка перед тренировкой. Она прогревает мышцы и создает нужный психологический настрой:
• возбуждает эмоциональный фон, заставляет трепетать воображение;
• обеспечивает четкую координацию аппарата звукообразования;
• позволяет закрепить условные рефлексы, вырабатывающиеся на занятиях;
Особенности характера, необходимые артисту для достижения успеха
Существуют качества, которые артисту необходимо воспитывать в себе. К таким качествам относятся: смелость, уверенность, внимание, целеустремленность, ровность, стабильность настроения, самодисциплина, воля. Данные качества характера помогают формировать правильные привычки и идти к поставленной цели быстрыми твердыми шагами.
Поддержание голосовой формы
Нужно регулярно проверять звучание собственного голоса, это делают даже именитые певцы. Исполнитель не слышит изъянов и потерь, которые появляются со временем, поэтому необходимо, чтобы его периодически слушал профессионал со стороны. Восстанавливать певческие навыки и рефлексы следует постоянно, системно.
Предпочтительно, чтобы вокалиста консультировал и контролировал преподаватель, который ранее с ним занимался. Менять педагога можно только на начальном этапе обучения. Методики работы и требования у всех преподавателей разнятся, что может побудить хаос и растерянность у артиста.
Питание − важная составляющая профессиональной деятельности
Существует ряд моментов, связанных с питанием и считающихся вредными для вокальной деятельности: горячая или холодная еда, острые приправы, выжигающие слизистую, низкое качество продуктов. Пища – энергия и двигатель, она должна быть качественной. Некоторые продукты нельзя есть непосредственно перед пением: виноград, орехи, печенье, постное масло, семечки, шоколад. Они создают першение в горле, что мешает продуктивной работе артиста.
Правильная организация ритма жизни
Жизнь — это чередование отдыха и активной деятельности. Правильно выстроенный ритм жизни позволяет сохранить здоровье, не допустить физического и морального истощения, а также обеспечивает хороший сон и отличное настроение.
Правильно организовать график своей жизни артист должен независимо от всех перипетий — своей волей и собранностью, подчинив жизнь главной задаче, цели, мечте…и тогда его несомненно ждет большой успех, любовь и признание публики!
Не забывайте об этих простых и важных правилах, следуйте рекомендациям и советам Ваших наставников, верьте в мечту, и у Вас все получится!
Немного о вокале. Как стать "качественным певцом"
Список разделов / Для музыкантов / Немного о вокале. Как стать "качественным певцом"
Вокалист (от латинских слов vox — "голос" и vocalis — "звучащий") — музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.
Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.
Певец — тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец — наиболее распространённая разновидность вокалиста.
В классической музыке и в опере голос трактуется исключительно как музыкальный инструмент. Композиторы пишут музыку для этого инструмента, учитывая мастерство и особенности голоса певца.
Лидер-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.
Бэк-вокалист — участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).
Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.
Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:
сопрано — высокий женский голос
меццо-сопрано — средний женский голос
контральто — низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
тенор — высокий мужской голос
баритон — средний мужской голос
бас — низкий мужской голос
Другие вокальные разновидности — колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).
Где научиться петь?
— вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.
Классификация вокала по манере исполнения
академический (классический, оперный),
эстрадный,
джазовый,
народный
При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.
При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.
Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.
В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов — на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.
Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное — дело тренировок.
В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала — это история на несколько лет.
Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу — индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы — это целый отдельный мир).
Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания — ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.
Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает .
Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене — ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.
Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания — более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).
Один подробно расскажет про строение гортани (с рисунками и схемами) и как она должна встать, чтобы звук был правильный. Другой будет что-то говорить про купол во рту, а третий просто предложит взять в рот огурец.
Бывают и оригиналы, которые заставляют распевать разные неприличные слова: и это, оказывается, очень эффективно работает.
Стоимость индивидуальных занятий у разных педагогов колеблется от 80грн. до $100 за академический час.
Но опять-таки, высокая цена не говорит о супер профессионализме педагога, исходить нужно скорее из собственных возможностей: заниматься необходимо минимум два раза в неделю (аккомпаниатор оплачивается отдельно).
Непрофессиональный педагог — это кошмар всех начинающих вокалистов, поскольку идентифицировать его новичку довольно сложно. Халтура часто вскрывается только потом. например, при переходе к более опытному специалисту, когда голос уже испорчен, — приходится переучиваться.
Если на уроках поётся несвободно и длительное время нет улучшений (первые хорошо слышимые результаты, в принципе, должны появляться уже через 8-10 уроков) или, ещё хуже, появляется боль в горле или сиплость — от такого педагога нужно бежать немедленно. При подобных проблемах можно обратиться к врачу-фониатру — он наверняка определит, что работа с голосом идет неправильно.
Учиться никогда не поздно
Зато начинать учиться вокалу можно когда угодно. Любому голосу отпущен определённый период, после которого он при активном использовании постепенно «стирается». Это примерно 30 лет. Так что, начав петь лет в 40, можно и не дожить до конца своей славы.
Вопиющий случай: пришёл учиться дедушка 70 лет, у него был шикарный баритон, тембр — как у молодого. Правда, склероз брал своё, и певец часто забывал. слова своих арий прямо во время выступления.
В музыкальные школы, как правило, берут только детей. А в любое музыкальное училище, готовящее академистов, нужно поступать уже с готовыми, отработанными произведениями (песня, романс, ария).
Если знакомых педагогов нет совсем, можно поискать в музыкальных консерваториях, или училищах — многие преподаватели вокала подрабатывают и частной практикой.
Чтобы избежать лотереи (увы, даже профессор может испортить ученику голос), сходите на концерты-зачёты, которые часто бывают общедоступными, и послушайте, как поют разные ученики, — это будет наилучшим свидетельством профессионализма преподавателя.
В конце концов, дойдите до ближайшего Дома культуры и узнайте, нет ли там студии эстрадно-джазового, народного или оперного вокала.
При любом раскладе не стесняйтесь своего неумения — практически любой хороший педагог с удовольствием берётся именно за неопытных учеников. Конечно, умение сыграть хотя бы простенькую гамму не повредит. Но даже те, кто не знает, что такое нотный стан, в процессе обучения вокалу все равно усваивают хоть какие-то основы музыкальной грамоты — во-первых, в этом нет ничего сложного, а во-вторых, просто нет другого выхода.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
С какого возраста можно учиться пению?
Приобщаться к пению можно в любом возрасте. Желательно — в юном, даже. в утробе матери (учёными было показано, что зародыш реагирует на музыку изменением ритма своего сердца!). Пусть ребенок "спит у рояля", когда родители музицируют. Будущему певцу еще до "взрослых" занятий желательно формироваться музыкально. Это ускорит будущее вокально-техническое развитие. Детские впечатления прочны и создают фундамент для предстоящей профессии. Многие выдающиеся певцы начинали петь в детском хоре, соблюдая умеренную голосовую нагрузку. Если после мутации (у мальчиков, в процессе созревания, голос может стать более низким) сформируется профессиональный голос, то пение в детстве явится существенным вкладом в становление вокалиста.
Какой этап развития голоса основополагающий?
Начальный период! Не заложив фундамента, не жди успехов. Выражаясь афористично, учение в молодости — резьба по камню, в старости — черчение на песке. Первые вокальные шаги намечают и закрепляют нейромышечные координации. Если начальные координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезают, а лишь покрываются новыми навыками и в неблагоприятных условиях рецидивируют. Начальные впечатления зачастую создают шоковые ассоциации, вырабатывают на уровне подсознания стойкие условные рефлексы. Хаотичные же рефлексы вызовут голосовые неполадки даже в отдаленном будущем.
Каковы основные качества голосов?
Основные качества: тембр, диапазон и громкость. Важнейшее — тембр. При умеренном диапазоне и малой силе голос может представлять интерес, если тембр красив. Но при плохом тембре (даже с широким диапазоном и большой громкостью) классическое пение лишено привлекательности. Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых складок, сила — от интенсивности выдыхания и амплитуды колебаний складок, тембр — от состава обертонов.
Как быстро можно научиться петь?
Все зависит от Ваших голосовых природных данных. Обычно, обучение вокалу занимает 2-5 лет. Но фактически, совершенствование голоса продолжается на протяжении всей жизни, если проводятся регулярные занятия и тренировки.
По каким свойствам классифицируют певческие голоса?
Тип певческого голоса определяется по тембру, диапазону, переходным звукам, способности комфортно выдерживать определенную тесситуру. Имеет значение характер голосовых складок. Тип голоса определяется и по качеству звучания регистров. У сопрано зачастую более свободно звучат высокие звуки. У басов — центр и низы, у меццо-сопрано — средний регистр.
Почему тип голоса иногда определяют ошибочно?
Ошибки в определении типа голоса случаются нередко, а последствия этого негативны. Голос новичка не развит, не может выразиться полноценно. К тому же, подражая кому-либо, начинающий певец "подгоняет" голос под какой-то стандарт. Оценка типа голоса должна уточняться в процессе развития певца. Немало и "промежуточных" голосов. Например, ни бас, ни баритон, а бас-баритон. Иногда такого певца стремятся вести как баса либо баритона, частично искажая природу. Утрировка одного из регистров помогает имитировать более низкий или высокий; тип голоса. Но сгущение, например, грудного тембра ведет к затрудненности "верхов". Во всех индивидуальных оттенках определить тип голоса очень важно. Когда годы поют "не своим" голосом — это разрушительно для него. Голосовой аппарат во вред себе способен приспосабливаться и имитировать звучание, которому хочется соответствовать.
Легко ли овладеть основами вокальной техники?
Если голос "поставлен" от природы, то легко. Но это большая редкость. Попадаются счастливцы, у которых гортань анатомически удачно построена и организована для пения. Им не требуется особых приспособлений для перехода от речи к пению. Для большинства же такой переход сопряжен с поисками приспособлений гортани. Обычно овладевают голосом долго, отчасти вслепую. А бывает, неудачное звучание исправляется малой частностью. Например, исполнитель форсировал голос, но поменял его тип или осознал пользу для него придыхательной атаки — и тон стал мягким, певучим. Корректировать голос надо "уважительно" по отношению к его природе.
Почему пению учатся долго?
Не всегда долго, хотя в большинстве случаев. На достижение и закрепление культуры вокального звучания обычно уходит много времени. Вокалист не видит собственных "клавиш" и в поисках технического развития нередко ошибается, долго исправляется вслепую. Капризна вокальная техника, но это лишь средство. Певец должен быть грамотным музыкантом, выразительным артистом. Этому тоже долго учатся.
Можно ли научиться петь по книгам?
Петь учит практика. Учиться петь по книгам — учиться плавать на берегу. Но грамотные книги передают опыт, помогают осознать голосовые проблемы, содействуют самостоятельной работе певца, сокращают время обучения. Если ученик не умеет работать самостоятельно, или даже подготовленный вокалист не осознает свою технику, то они, встретив новые певческие трудности, легко теряют вокальную форму.
Существуют ли секреты обучению пению?
Мистического нет, есть непознанное. Учащимся нужны вокальные данные, работоспособность, талант. Даже — везение. Пой согласно природе голоса! Если индивидуальные свойства голоса и нервной системы называть "секретами", то они существуют.
Что называют вокальным слухом?
Вокальный слух — это способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов. Вокалисты воспринимают певческое звучание не только слухом, но и мышцами голосового аппарата, вибрационными ощущениями, зрением, то есть взаимодействием разных органов чувств, опыта, интеллекта слушающего. Главный инструмент вокальной педагогики — слух, связанный с субъективными певческими ощущениями, тоже отчасти субъективен, особенно у неопытных исполнителей. Он нуждается в подстраховке. Певец слышит в преломлении ощущений своего голоса. Слуховая информация перерабатывается сознанием, связана с аналитическими способностями, нуждающимися в развитии и в опыте.
Что называют атакой звука?
Атакой звука называют его начало, зарождение. Воинственный смысл слова не имеет отношения к пению. Условно различают три типа атаки: твердую (сначала смыкаются голосовые складки, затем давление воздуха размыкает их); мягкую (подача дыхания и смыкание складок происходят одновременно); придыхательную (сначала обильно подается через голосовую щель дыхание, затем включаются в работу складки). От того, как голосовые складки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса. За основу в пении обычно берется мягкая атака звука. Другими пользуются, когда этого требуют технические и художественные задачи. При напряженном звучании голоса наиболее полезна придыхательная атака.
Какое дыхание целесообразно в пении?
Наиболее приемлемо смешанное дыхание, или, что одно и то же, грудобрюшное, реберно-диафрагматическое, косто-абдоминальное. Оно сопровождается движением диафрагмы, нижних и средних ребер, брюшной стенки. Менее применим грудной тип дыхания. Всеми отрицается дыхание ключичное. Гигиенично дышать через нос: наружный воздух очищается от пыли, увлажняется, согревается. Этим предохраняются дыхательные пути от раздражения.
Работать ли над дыханием вне пения?
Тренировать певческое дыхание вне пения, как правило, не рекомендуется. Все части голосообразующей системы тесно взаимодействуют. Изолированно работают над дыханием редко и по решению педагога.
В какие часы результативнее петь?
Не всегда есть возможность выбирать время. Но хронотипы людей различны (хроно — от греческого: время). "Жаворонкам" лучше распеваться утром (10 — 12 часов), "совам" — к вечеру (15 — 18). Специалисты по биоритмам даже утверждают, что, теряя контакт с нашим телом, люди через десятилетия наживают патологию.
Можно ли обходиться без вокальных упражнений?
В бытовом пении (бурлаки, крестьяне в поле и т. д.) упражнений вообще не пели. В академическом обучении исключения тоже бывают, но профессиональная подготовка в целом не обходится без вокальных упражнений. Они не только приводят голос в наилучшее рабочее состояние, но тренируют его целенаправленно с учетом индивидуальных и ситуативных задач.
Какой диапазон голоса требуется от певцов?
От исполнителей оперных партий — две октавы. От камерных певцов — полторы. Необученные певцы чаще используют объем септимы (типичный, средний диапазон народных песен). Рамки эти условны.
Что мешает расширять диапазон певческих голосов?
Необученные певцы используют звучание преимущественно одного регистра. У мужчин — чаще грудного. Этим и ограничиваются. Расширению диапазона путем микстования (искусственного объединения грудной и головной функций голоса) мешает в первую очередь стабилизация и перегрузка грудного звучания. А также зажатость гортани, напористое дыхание, искажение природы, типа голоса. Попытки подогнать верхние звуки к грудному тембру — это типичное нарушение природы голоса, игнорирование регистровых механизмов, они, несомненно, чреваты последствиями.
Можно ли "поставить" голос раз и навсегда, существуют ли поставленные от природы голоса?
Певческая форма, трудно обретаясь, довольно легко теряется без тренировки. Ее приходится постоянно поддерживать. Происходят и возрастные изменения, требующие нахождения новых вокальных координаций. Поставленные от природы голоса - весьма редки. Абсолютное большинство голосов требует обработки.
Каковы основные дефекты звука у певцов?
Типичные недостатки: форсирование, "гортанность" голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание "верхов". Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора — тенденция к обезличиванию тембра.
Каковы способы исправления вокальных дефектов?
Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ — недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим — вибрационные.
Каковы особенности обучения певцов-любителей?
Любители занимаются добровольно и вне строгих норм профессионального обучения; имеются в виду: возрастной ценз, сроки обучения, профессиональная перспективность, технические требования, охват музыкальных стилей, четкое соответствие академической или народной манере пения. Репертуар любителей должен быть одновременно и учебным, и концертным, чтобы не снижать интерес к занятиям, не уповать на успехи лишь в отдаленном будущем.
Что называют камерным пением?
Камерное пение — от латинского "комната" — подразумевает исполнение вокальной музыки в жанрах романса, песни, ансамбля. Камерное пение требует от исполнителя богатства тонкой нюансировки (каждая песня — спектакль). Мощь голоса не обязательна.
Уместны ли выступления в подготовке новичка?
Выступления полезны на всех этапах обучения (с посильным репертуаром!). Выступления тонизируют певцов, активизируют самостоятельную работу, обнаруживают коллективно недостатки занятий, а также учат исполнителей реализовываться художественно, преодолевая концертный стресс (иногда исполнители принимают валерьянку, что конечно, само по себе не здорово).
Что нужно знать о мутации голоса?
Мутация в переводе с латинского — "изменение" — перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Она наступает примерно в 14—15 лет. У южан раньше. У девочек голос меняется плавно, даже незаметно. У мальчиков из-за резкого увеличения гортани возникает охриплость, неустойчивость фонации. Голосовые складки краснеют. Появляется обилие слизи. Новая конфигурация увеличивающейся гортани может оказаться неблагоприятной для пения. В период мутации (около двух лет) мальчикам не рекомендуется петь. А перегрузка голоса недопустима.
Каковы особенности детских голосов?
Детское пение использует фальцетное звучание, которое характеризуется легкостью, прозрачностью, звонкостью тембра, ограниченностью диапазона и силы звука. До семи лет пение сохраняет фальцетный характер. К 12 — 13 годам частично выявляется и грудной тембр.
Как работают с детскими голосами?
Необходимо строго отбирать посильный репертуар, ограничиваться естественным для данного возраста диапазоном и умеренной силой звучания. Петь без зажимов и форсировки. Можно петь систематически, но непродолжительно. Следует избегать бытового крика, типичного для детей.
Что делать, если голос "садится"?
Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос "садится", то есть устает, тускнеет, теряет свою звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.
Какой жанр удобен для первых шагов обучения?
Наиболее вокальна народная песня. Рожденная голосом, она прошла через естественный отбор голосами многих поколений. К тому же она может звучать в сопровождении разных инструментов (баян, гитара, балалайка, бубен, ложки и т. д.) и без них, что удобно в самостоятельных занятиях. Эстрадные песни далеко не все пригодны для обучения академического певца. Зачастую они написаны без учета вокальных ценностей: тембр, плавность голосоведения, удобство тесситуры. Многие из них несовместимы с пением в стиле бельканто, ведут к подражанию артистам, шепчущим или кричащим перед микрофоном.
Что главное в обучении пению?
Каждый ответит по-своему, исходя из личного опыта. Пожалуй, главное — это осознание собственных голосовых приспособлений и исполнительских возможностей. Познать себя трудно. Все стремятся соответствовать стандарту. А требуется осознание своих возможностей: что голосу выгодно, какие исполнительские стили подходят нервной системе. В техническом отношении главное для "академиста" — преодоление регистровой разрозненности путем смешения звучания. То есть выработка сплава грудного и головного звучаний, баланс которых индивидуален и изменчив тесситурно: звук выше — тембр "головней", звук ниже — тембр "грудней". Звучание есть взаимодействие дыхания с гортанью. Дефекты взаимодействия: слишком плотное смыкание голосовых складок, их регистровый, не смешанный способ работы, вялость или напористость дыхания.
Какие вокальные устои типичны для академистов?
Несмотря на пестроту методических позиций, в литературе и в практике прослеживаются такие общие установки: петь на опоре, округло, с высокой позицией, смешанным звуком. Расшифруем эти понятия. Оперно-концертное звучание (не микрофонное) — опёртое, энергичное, упругое. Это относится и к звуку, и к дыханию, так как звук — колебание воздуха, вызываемое дыханием, пульсообразно проходящим через голосовую щель. Петь округло — значит петь объемно, с расширенной глоткой (на "зевке"), благородным звуком. Петь с высокой позицией — значит насыщать голос звонкостью, серебристостью, полётностью. Соединение головной и грудной функций устраняет разнотембровость регистров и расширяет диапазон академических певцов. При этом переходные звуки становятся беспроблемными.
Пользоваться ли микрофоном голосистому певцу?
Микрофон несколько изменяет тембр голоса. Степень искажения не всегда предсказуема, зависит от качества, сохранности аппаратуры. Если выступление не транслируется, а певца в зале слышно без усилителей — микрофон не нужен.
Микрофон — друг или враг вокальной культуры?
Микрофон и другие электроакустические системы способны очень помогать вокальной культуре и обучению певцов. Но если по всем каналам звучит преимущественно антивокальная продукция, то певческая культура обрекается на падение. Радио, телевидение влияют на слух народа и обучающихся пению сильнее, чем все консерватории и оперные театры. Микрофонное безопорное напевание несовместимо с оперным звучанием.
Каково влияние на певцов аудиотехники, звукозаписи?
Применение аудиотехники многопланово влияет на вокальное обучение. Звуковой эфир — это вокальный всеобуч. Засилье скудоголосия в теле и радио эфире снижает вокальный вкус слушателей и начинающих певцов. И наоборот: пропаганда на радио и телевидении вокальной классики повышает вокальную культуру общества.
Звукозапись — является эффективным инструментом вокальной педагогики, позволяющий певцам анализировать свое звучание. Действен самоконтроль и в момент исполнения (слушание себя через динамики, использование функции "караоке"). При этом мышечные и вибрационные ощущения поющего дополняются действенным слуховым самоконтролем. Ведь восприятие певцом своего голоса через костную проводимость, через мышечные ощущения дает несколько искаженное представление о своем звучании. Надо полнее использовать возможности электроакустических систем.
Какой дефект звучания более распространен?
Напряжение голосового аппарата, форсировка звучания. От скованности гортани ухудшается тембр и вибрато, страдают все технические показатели. Частая причина напряженного пения — стремление к громкости. Звучность зависит не столько от физических усилий, сколько от рациональной работы голосового органа.
Почему форсируют голос?
Форсировка голоса — дефект, приводящий к жесткости звучания, к затруднённости верхнего регистра, к засорённости тембра и тремоляции голоса (tremolo — значит «дрожащий»). Следует отметить, что тремоло - это не вибрато.
Вибрато – это в основном низкочастотная модуляция частоты звука
Тремоло – модуляция амплитуды звука.
Форсировка происходит из-за эмоционального перехлеста, из-за использования трудного репертуара, из-за неумения формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра, из-за пения "не своим голосом". Разрушителен режим даже малейшего, но длительного форсирования звука. Следует соразмерять силу дыхания с возможностями гортани. Напор дыхания на голосовые складки перенапрягает гортань, ухудшает звучание, делает голос жестким, не льющимся, выжимающимся. С годами раскачивает его. Парадоксально, но чаще форсируют обладатели крупных голосов. Первоначально удивив слушателей силой звучания, они в дальнейшем стремятся подтверждать "голосистость". Это входит в привычку и уже не замечается исполнителями.
По какой причине чаще теряется вокальная форма?
Обычно вокальная форма теряется из-за нерациональной работы гортани, хотя это редко осознается. Гортань невидима. Как правило, функционирует разнорегистрово; напрягается, замыкая голосовую щель. При этом нарушается и координация с дыханием, резонаторами. Чаще всего требуется усовершенствовать.