Перейти к содержимому

Требования к шрифту рабочей программы

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Программа курса "Шрифты" содержит систематическое изложение дисциплины, соответствующей учебному плану и предусмотренной в соответствии с нормативно-правовыми документами для специальности "Дизайн". Программой предусмотрены разделы по истории и эволюции шрифтовых форм; классификации шрифтов; анатомия шрифта и элементы знака; системы и единицы измерения типографских шрифтов. Учебное электронное текстовое издание. Подготовлено кафедрой культурологи и дизайна УГТУ-УПИ.

Требования к шрифту рабочей программы

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• требования к знаниям и умениям обучающихся;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

4. Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

МБОУ
"Северодвинская гимназия №14"

Лицей №42 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 42

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район

Московской области

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ лицея № 42

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Министерство образования Московской области, МБОУ ВП «Академия социального управления», 2012г.), Уставом муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 42 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов МОУ лицея № 42.

Читайте так же:  Пособие по аппликации в детском саду

1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (2009, 2010гг.) к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

- процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания

1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально - технического обеспечения ОУ.

  1. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОУ (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех уровнях образования.

2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), на параллель или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, элективы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной программой по учебному предмету и/или авторской программой, должны быть обоснованными в пояснительной записке (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

2.9. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на каждый учебный год.

2.10. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения основного общего образования

  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года)
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы педагога на предмет соответствия требованиям настоящего положения. Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений лицея, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, педагогу необходимо доработать рабочую программу в указанные сроки.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям программа утверждается директором лицея после согласования с заместителем директора по учебно - воспитательной работе не позднее 31 августа.

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора лицея по учебно - воспитательной работе.

  1. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»,

Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»,

Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 2)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.4. Рабочая программа основного общего образования, среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 3)

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.5. Рабочая программа электива по учебному предмету должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 4)

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание электива по учебному предмету
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.6. Рабочая программа кружка должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 5)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса
  3. Содержание курса с указанием форм организации и видов кружковой работы
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Читайте так же:  Какой налог на 350 л с

5.Содержание и оформление рабочей программы

5.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы Приложения. На титульном листе указываются: наименование ОУ; название предмета/курса/электива/кружка (для программ по ФГОС 2004г. дополнительно указывается уровень программы); параллель или класс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя программы; гриф утверждения программы и год составления программы.

5.2. Пояснительная записка

  • для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. включает в себя указание названия авторской программы по предмету/курсу/элективу/кружку, издательства и года издания. Указание УМК (автор, название, издательства и года издания), по которому ведется обучение.
  • для рабочих программ по ФГОС 2004г.: если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу и при наличии у учителя опубликованной авторской программы, в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе (автор, название, издательства и года издания) и кратко обосновать причину ее выбора и особенности реализации в конкретном ОУ.

5.3. Для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета курса/электива/кружка» раскрываются результаты, формируемые учебным предметом. Результаты систематизируются по трем видам: личностным, метапредметным, предметным результатам.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

5.4. Содержание учебного предмета/курса/электива/кружка – структурный элемент рабочей программы, включающий:

- перечень и название разделов и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы;

- темы практических и лабораторных работ;

- творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

- возможные виды самостоятельной работы учащихся;

- использование резерва учебного времени.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Содержание учебного предмета» приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем и перечня дидактических элементов каждой темы. Указывается количество часов на освоение учебного материала по каждому разделу. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

При создании рабочей программы курсов внеурочной деятельности и кружковой работы содержание расписывается с учетом форм организации и видов деятельности в виде таблицы:

Положение о рабочей программе педагога по ФГОС

Положение о рабочей программе педагога по ФГОС

Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пгт.Ярославский (далее - МБОУ СОШ пгт.Ярославский), должностными инструкциями педагогических работников и регламентирует порядок разработки рабочих программ педагогов.

Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (курса), основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), примерной и авторской программе по учебному предмету или курсу внеурочной деятельности.

Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине и организации внеурочной деятельности.

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса;

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины, курса с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса и контингента обучающихся;

Функции рабочей программы:

нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);

целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она

должна быть реализована);

определения содержания курса;

процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся).

Технология разработки рабочей программы.

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

Календарно-тематическое планирование составляется с учетом особенностей контингента класса.

Структура рабочей программы

Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса, как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

2.2. Структура Программы по ФГОС включает в себя следующие элементы:

Пояснительная записка (конкретизируются общие цели образования с учетом образовательной программы ОУ, уровня образования; общая характеристика и специфика учебного предмета, курса; обоснование УМК, описание места учебного предмета, курса в учебном плане).

Результаты освоения рабочей программы (уровень, класс) по учебному предмету, курсу (см. требования к результатам и к оценке результатов).

Содержание учебного предмета, курса (содержательные линии, разделы по уровню и классам).

Календарно-тематическое планирование (Приложение № 3).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, информационно методические ресурсы.

Оформление рабочей программы

Текст набирается в текстовом редакторе Word for Windows (или аналогичном) шрифтом Times New Roman (или аналогичным), кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, абзац 1см, поля слева 2,5, сверху, снизу и справа 1,5, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств текстового редактора (жирный и (или) курсивный шрифт, подчеркивание), листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист оформляется в книжном развороте.

Титульный лист (Приложение № 1) считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

полное наименование образовательного учреждения;

записи о согласовании и рассмотрение Программы

гриф утверждения программы директором школы с указанием даты;

название Программы (предмет, курс);

адресность (класс или уровень обучения, или возраст обучающихся);

сведения об авторах (Ф.И.О., должность, квалификационная категория);

место и год составления рабочей программы.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (Приложение № 3).

К календарно-тематическому планированию прикладывается график контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий с указанием тем. (Приложение 4).

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета, курса.

Утверждение рабочей программы

4.1. Проверка и согласование рабочей программы осуществляется заместителем директора по УР.

4.2. При несоответствии рабочей программы требованиям государственного стандарта, заместитель директора по УР накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Рабочая программа утверждается приказом директора школы до 1 сентября текущего года.

Педагог вправе вносить в Программу свои комментарии, замечания, примечания, не нарушая основную структуру Программы, - это свидетельствует о творческом подходе к выполнению Программы педагогом.

Контроль выполнения рабочих программ, внесения изменений в рабочие программы

5.1. Контроль реализации Программ осуществляет администрация МБОУ СОШ пгт.Ярославский в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5.2. В конце каждого полугодия педагоги сдают заместителям директора по учебной работе отчет по прохождению программ в формате Эксель и объяснение причины не прохождения программы в печатном виде. (Приложение № 2).

5.3. Внесение изменений в рабочие программы утверждается приказом директора МБОУ СОШ пгт.Ярославский на основании докладной записки заместителей директора по учебной работе.

Доступность рабочих программ

Утвержденные рабочие программы находятся у педагогов и администрации МБОУ СОШ пгт.Ярославский (в бумажном и электронном вариантах). На период отсутствия педагога на рабочем месте, рабочая программа передается педагогу, его замещающему.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Анненская средняя общеобразовательная школа"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Анненская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

Протокол № 5 от 09 апреля 2015г.

Директор школы_______________/Т.В. Качурина/

Приказ МОУ Анненская СОШ № 54 –А /ОД

Положение

об учебной рабочей программе педагога,

реализующего ФГОС НОО, ООО

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учебных предметов педагогами.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана МОУ Анненская СОШ.

1.3. Цель рабочей программы — сохранение единого образовательного пространства школы, создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы на каждой из ступеней обучения.

- обеспечить достижение обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

Читайте так же:  Ответственность банка за нарушение договора банковского счета

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

1.5. .К рабочим программам относятся:

- программы по учебным курсам;

- программы по учебным предметам;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных курсов;

- программы дополнительных образовательных курсов

- программы внеурочной деятельности.

1.9. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ на учебный год.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем или группой педагогов на ступень обучения или на отдельный класс.

2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту;

- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы;

- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

- федеральному перечню учебников;

- - методических рекомендаций ЧИППКРО;

- основной образовательной программе МОУ Анненская СОШ соответствующей ступени образования.

2.4. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной.

2.5. Рабочая программа учебного курса, предмета является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год. (Приложение 2)

2.6. В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы, что может быть отражено как в самой рабочей программе, так и в дополнительной пояснительной записке с указанием причин корректировки.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Структура, оформление и требования к оформлению рабочей программы

3.1. Текст рабочей программы набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman , кегль 12, межстрочный интервал одинарный на листах формата А4. Титульный лист считается первым. Список литературы строится в алфавитном порядок и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

3.2. Учитель составляет рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских учебных программ.

3.3. Рабочая программа по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в данный интегрированный курс.

3.4. Рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам при отсутствии авторской программы разрабатываются на основе учебной литературы.

3.5. Структура рабочей программы

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка.

3) Общая характеристика учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

6)Содержание учебного предмета, курса.

7)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

8)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9)Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

3.6. Структурные элементы рабочей программы:

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

В титульном листе (приложение № 1) указываются:

- полное наименование школы (в соответствии с Уставом);

- где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

- наименование учебного предмета;

- указания на принадлежность учебной программы к ступени обучения, уровню общего образования;

- срок реализации данной программы;

- указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая программа;

фамилия, имя и отчество учителя, составившего данную рабочую программу, преподаваемый предмет (в родительном падеже

В пояснительной записке конкретизируются нормативные документы, на которые опираются составители рабочей программы (в первую очередь ФГОС ООО и ООП ООО МОУ Анненская СОШ»; далее можно указать примерную программу по учебному предмету и авторскую программу. Указывается направленность программы на формирование личности, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельстного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС и др.

Формулируются цели изучения предмета

Общая характеристика учебного предмета, курса

Раскрывается роль и важность предмета / курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучения данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Указываются классы, в которых планируется осуществить освоение рабочей программы учебного предмета / курса в основной школе, кол-во часов, выделенных на освоение рабочей программы. Надо указать количество часов по неделям и годам обучения. (В соответствии с учебным планом ООП ООО)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса

В разделе в формате списка раскрываются названия тем / разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам.

Тематическое планирование представляется в виде таблицы:

Предмет « ________________» 5 класс.

Раздел, кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

(Виды деятельности обучающихся прописаны в примерных программах по учебным предметам и в авторских программах.)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Все формулировки в этом пункте прописываются по годам

- для базового уровня результатов «выпускник научится»,

- для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

4.Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ

4.1 Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:

  • Первый этап – 1 - 27 августа – Рабочая программа рассматривается на заседании ШМО учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующего предмет.
  • Второй этап – 28- 31 августа– Рабочая программа рассматривается и утверждается (общим списком) приказом руководителя ОУ после принятия на заседании педагогического совета учреждения.

4.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ из-за выполнения учебного плана не в полном объёме (карантин, природные факторы, болезнь учителей и т.д.) руководитель ОУ издаёт приказы:

- о внесении изменений в рабочие программы;

- об утверждении рабочих программ с учётом корректировки.

На основании данных приказов на титульном листе строкой ниже переоформляется гриф утверждения и согласования программы. Изменения в перечень рабочих программ в данном случае не вносятся, указываются только выходные данные приказа об утверждении рабочих программ с учётом корректировки.

4.3.Рабочая программа утверждается ежегодно.

4.4.Даты проведения уроков проставляются в начале учебного года, в течение четверти допускается их корректировка.

4.6.Данное Положение рассматривается на педагогическом совете, утверждается директором школы и действует до замены новым

4.7. Рабочая программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в электронной форме, второй экземпляр на бумажном носителе передается педагогу для осуществления учебного процесса.

  1. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

6. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля школы.

Для любых предложений по сайту: [email protected]