Перейти к содержимому

Требования к школьным зданиям

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2015 г. № 08-2091 “О направлении функциональных требований”

С учетом перспективных задач развития системы общего образования, а также в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. № 2145-р «О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы» Минобрнауки России совместно с Минстроем России, заинтересованными профессиональными организациями разработало функциональные требования к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций (далее - функциональные требования).

Функциональные требования прошли общественное обсуждение и были одобрены профессиональным сообществом на Всероссийском совещании, проведенном Минстроем России 29 июля 2015 года.

Направляем функциональные требования для использования в работе при реализации региональных программ, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения.

Функциональные требования
к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций с учетом перспективных задач развития системы общего образования

Функциональные требования и характеристики к архитектуре современных общеобразовательных организаций выработаны с учетом того, что школа XXI века призвана создать комфортную и одновременно развивающую образовательную среду - как прообраз будущего общества, постоянно обновляющегося, но в то же время «человекоориентированного», т.е. предоставляющего максимум возможностей для самовыражения и самосовершенствования.

Ребенок в школе будет пробовать себя в разных видах деятельности, тестировать различные социальные роли - значит, само пространство школы должно предоставить ему возможность подобных образовательных путешествий.

Занятия в классных коллективах будут чередоваться с групповыми, индивидуальными и поточными.

Сами архитектурные проекты представляются модульными конструкторами, по-разному сочетающими целый спектр возможных стандартизированных вариантов.

При этом в каждой школе должен быть некий индивидуальный элемент (геометрия фасада, интерьерные решения, сочетания цветов и фактур, малые архитектурные формы, разновысотные потолки, с возможностью смены режима освещения, модульные [в том числе мягкие], раздвижные стены для мобильной трансформации и др.), придающий ей неповторимость и отражающий специфику («лицо») учебного заведения.

I. Общие базовые требования

1. Создание «школ ступеней»:

- начальная школа (I ступень, 1 - 4-е классы);

- подростковая школа (II ступень, 5 - 9-е классы);

- старшая школа (III ступень, 10 - 11-е классы).

Каждая пространственная зона (блок) имеет свой вход с улицы, при этом в школе должны быть центральный вход и общее пространство, объединяющее блоки.

2. Оформление блоков начальной, подростковой и старшей школы в совершенно разных конструктивных и интерьерных решениях, отражающих специфику возрастной психологии и образовательной программы.

3. Возможность присоединения блока для групп дошкольного возраста. Обязательны спальня (обеспечивающая звукоизоляцию), отдельная внутришкольная игровая и пришкольная территории.

4. Соблюдение принципов энергоэффективности, в том числе применение:

- типовых инженерных решений на основе современных и экономичных технологий (отопления, вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и других инженерных сетей);

- вентиляции пищеблоков столовых, учитывающей виды кухонной техники и технологию приготовления пищи, а также современных локальных приточно-вытяжных устройств в кухнях.

5. Обеспечение общей системы безопасности школьных зданий и пришкольной территории.

6. Создание безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (подъемники, лифты, широкие дверные проемы, пандусы, цветовая маркировка элементов интерьера и экстерьера здания и др.).

7. Использование внутренних и внешних поверхностей стен здания для размещения больших мультимедиаэкранов, где могут отображаться учебная, справочная, досуговая (развлекательная) информация, а также медиапродукты творческой деятельности учащихся: презентации, фильмы, мультфильмы, фотографии и др.

8. Функциональные требования к учебным помещениям.

В основу учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

1) Создание универсальных кабинетов вместо специализированных. Кабинеты естественнонаучного цикла разделены на экспериментальную и теоретическую зоны (по предметам: химия, физика, биология) и включают: учебную комнату, практикум (лаборантскую) (одна на две учебных комнаты).

Учебные комнаты, практикумы (лаборантские) объединяются внутренними дверями.

2) Формирование кабинетов для занятий в малых группах и функционально-планировочных зон: классов, классов-студий, общешкольных лекционных помещений (проекторных, помещений для конференций с большими экранами и досками), залов, библиотечно-информационно-исследовательского центра (библиотеки) и т.п.

Библиотечно-информационно-исследовательский центр включает библиотеку. В библиотеках должно быть предусмотрено зонирование помещения по видам деятельности с учетом индивидуального подхода к обучающимся (читальный зал, зона IT, демонстрационное пространство).

3) Расположение кабинетов (отдельных зон), рассчитанных на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (для индивидуальной работы, проектной деятельности, игровые, мастерские, творческие студии [художественные, театральные, хореографические и др.], помещения для внеурочных и дополнительных занятий, web-мастерские, мультимедиакабинеты, лингафонные кабинеты).

4) Оборудование кабинетов для проведения дистанционных занятий и консультаций в онлайн режиме (для длительно болеющих обучающихся, находящихся на лечении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Кроме того, необходимы общественные пространства, располагающие возможностями для самоподготовки и отдыха.

Все учебные помещения должны быть оснащены мобильным оборудованием (мебелью) и современными мультимедиа-средствами, включая ИКТ, иметь подключение к сети «Интернет».

9. Функциональные требования к физкультурно-оздоровительному комплексу.

1) Создание помещений для занятий физкультурой и спортом внутри общеобразовательной организации (спортивного зала, спортивных помещений для индивидуальных и групповых занятий и др.), отвечающих современным требованиям и стандартам.

Количество и типы спортивных залов (бассейнов) предусматриваются в зависимости от образовательной организации и ее вместимости.

Спортивный зал должен быть многофункциональным, трансформируемым для возможности проведения одновременных занятий для нескольких классов (могут быть использованы мобильные перегородки). При этом необходимо наличие раздевалок для одновременного пользования обучающимися различных возрастных групп, помещения для хранения инвентаря.

Возможен вариант размещения отдельных спортивных залов в территориально разнесенных зонах начальной школы, подростковой школы, старшей школы.

При оформлении спортивных помещений должны быть использованы современные материалы и технологии (противоударное напольное и настенное покрытие, мобильные зрительские трибуны, стенки для скалолазания и др.).

10. Размещение и оборудование на территории общеобразовательной организации легкоатлетических, спортивных площадок, стадиона, отвечающих современным требованиям и стандартам.

11. Функциональные требования к специальным помещениям.

1) Выделение офисной зоны для педагогов и администрации, объединенные в деловой центр (приемная, кабинеты административной группы, методический центр [учительская, мультимедиа-кабинет], помещение для школьного самоуправления и т.п.).

2) Размещение лаборантских, подсобных помещений при кабинетах.

3) Размещение кабинетов логопеда-дефектолога (для начальной школы), психолога, социального педагога с зонами для индивидуальной работы и релаксации.

4) Размещение и оборудование актового зала в соответствии с современными требованиями и стандартами (сцена, зрительный зал, костюмерная, гримерная, подсобное помещение).

Мобильный актовый зал может объединять в себе функции спортивного зала (с помощью использования мобильной мебели) или зала для хореографии (с зеркальной стеной, станками, душевой, раздевалками).

5) Возможность создания музейной (интерактивной, постоянной, сменной экспозиции) и «природной» (зимний сад, кабинеты природы, помещение для «живого уголка» и т.п.) зон, которые могут располагаться как в отдельных помещениях, так и в центральном общественном пространстве школы или примыкать к нему.

6) Оснащение спальных комнат.

7) Оснащение игровых комнат или зон (в блоке начальной школы).

8) Оснащение помещений (зон) для занятий по прикладному искусству, по техническому конструированию, моделированию и т.д.

9) Оборудование медицинского блока.

10) Расположение подсобных помещений и складских помещений.

12. Функциональные требования к пришкольной территории (общественное пространство вокруг общеобразовательной организации, места для отдыха, спорта, игр, зона озеленения, навесы, тенты, беседки, пришкольное хозяйство и т.п.).

1) Школьные здания и их комплексы должны иметь привлекательный внешний вид, соотнесенный с окружающим ландшафтам.

2) Входы-выходы на территорию должны располагаться на расстоянии не менее 50 метров от улиц с интенсивным автомобильным движением.

3) Пришкольная территория должна проектироваться в зависимости от возрастной ступени и включать:

- внутренний двор (не обязательно полностью замкнутый, но создающий внутреннее пространство школьной жизни);

- центральный школьный двор - примыкает к центральному входу в школу, представляет собой центральное общественное пространство с дружелюбной средой и возможностью проводить школьные мероприятия;

- площадку для общих торжественных мероприятий (плац, корт);

- зоны отдыха (ландшафтные решения);

- спортивную зону (легкоатлетические площадки, стадион и др.);

- образовательную зону (разметка для изучения правил дорожного движения, экологическая тропа, лабиринты, малые архитектурные формы, развивающие комплексы и др.);

- игровые площадки (для начальной школы).

13. Функциональные требования к комплексу общешкольных помещений.

1) Наличие общешкольного атриума, пространства разновозрастного общения. Основные требования - достаточное по площади пространство, много света, места для сидения (возможно трибуны), в том числе и на полу, наличие свободных стен с соответствующим покрытием для размещения выставочных работ.

2) Зонирование в столовой общего помещения.

3) Наличие рекреаций зального типа и зонированных холлов (места для старшеклассников с возможностью свободного доступа в Интернет, мягкие трансформерные кресла и стулья; для младших классов - возможность проведения групповых игр, конструирования, игровых уголков для девочек и мальчиков).

4) Размещение и оборудование помещений для охраны (видеонаблюдения) и серверных для электронных систем видеонаблюдения, противопожарных и антитеррористических систем.

5) Выделение входной группы и фойе (с корпоративной символикой, индивидуальными интерьерными решениями); гардеробов для учеников, педагогов, гостей и родителей, место для родителей, встречающих детей из школы.

II. Дополнительные базовые требования (крупные образовательные центры, специализированная направленность)

1. Наличие спортивного зала, бассейна и столовой в каждом «возрастном» блоке или в отдельном блоке.

2. Размещение каждой пространственной зоны (блока) со своим входом с улицы, со своей пришкольной территорией (возможно, внутренним двориком).

3. Организация центрального входа, ведущего к центральному общественному пространству школы (атриум). Вокруг этого пространства должна выстраиваться композиция из блоков (начальной, подростковой и старшей школы).

4. Наличие блока дополнительного образования (направления: театральное, музыкальное, художественное, техническое, спортивное). Этот блок должен быть смежным с центральным общественным пространством школы (атриум) и обладать отдельным выходом для возможности обслуживания местного населения района.

5. Функциональные требования к специальным помещениям.

1) Наличие кабинетов технологии, позволяющих осваивать профессиональные навыки, в том числе в объеме начального профессионального образования, в том числе:

- мастерская по обработке металла и дерева (универсальная);

- кабинеты технологии (обработка тканей, пошив, кулинария, дизайн);

- универсальная мастерская по техническим видам труда:

2) Наличие помещений для творческих студий (художественные, театральные, хореографические и т.д.).

3) Наличие web-мастерских и мультимедиакабинетов.

4) Наличие лингафонных кабинетов для изучения иностранных языков.

5) Выделение офисной зоны для педагогов и администрации, объединенные в деловой центр (приемная, кабинеты руководителей, бухгалтерия, методический центр, мультимедиакабинет, пресс-центр, зал совещаний, зал для членов школьных советов; зоны для переговоров и т.п.).

6) Размещение кабинетов логопеда-дефектолога (для начальной школы), психолога, социального педагога с зонами для индивидуальной работы и релаксации.

7) Оборудование медицинского блока.

8) Оснащение спальных комнат.

9) Размещение и оборудование актового зала в соответствии с современными требованиями и стандартами (сцена, зрительный зал, костюмерная, подсобное помещение).

10) Создание музейной и «природной» зон (зимний сад, кабинеты природы, помещение для «живого уголка» и т.п.).

11) Размещение игровых комнат, зон отдыха, помещения для клубных занятий (интеллектуальных игр; прикладного искусства; фото-, видео-; технического конструирования; моделирования одежды - для детей и взрослых).

12) Расположение подсобных и складских помещений.

6. Функциональные требования к пришкольной территории.

Пришкольная территория должна проектироваться в зависимости от возрастной ступени и может включать:

- зоны отдыха (ландшафтные решения);

- спортивные площадки (корты, площадки, стадион);

- образовательные зоны (разметка для изучения правил дорожного движения, экологическая тропа, малые архитектурные формы, уличную мебель, развивающие комплексы и др.);

- лабиринты, игровые площадки (для начальной школы);

- парковка для автомобилей, гараж.

7. Функциональные требования к комплексу общешкольных помещений.

1) Наличие общешкольного атриума, пространства разновозрастного общения. Основные требования - достаточное по площади пространство, много света, места для сидения (возможно трибуны), наличие свободных стен с соответствующим покрытием для размещения выставочных работ.

Обучающиеся старшей и подростковой школ должны заходить в школу через атриум. Атриум - место, где могут проходить школьные праздники, приветствуется наличие сцены. Атриум может быть использован в качестве кинозала, дискпола, места для занятий музыкой, пением.

2) Размещение в столовой буфета с индивидуальными столиками. Предусмотреть зонирование пространства.

3) Обустройство внутреннего пространства школы посредством: размера, цвета, формы помещения коридоров, зонирования рекреаций, навигации по школьным этажам и классам.

III. Дополнительные требования (опции по инициативе заказчика)

1. Использование крыши зданий для формирования рекреационной и спортивной зон (в том числе озеленение поверхности крыши).

2. Использование внутренних и внешних поверхностей стен здания для размещения больших мультимедиаэкранов, где могут отображаться учебная, справочная, досуговая (развлекательная) информация, а также медиапродукты творческой деятельности учащихся: презентации, фильмы, мультфильмы, фотографии и др.

3. Наличие многофункционального спортивного зала-трансформера с возможностью одновременных занятий для нескольких классов (при этом могут быть использованы мобильные перегородки) и проведения спортивных соревнований по различным видам физической культуры и спорта.

Читайте так же:  Отдел опеки и попечительства люблино

Необходимо оснащение нескольких отдельных раздевалок с душевыми и санузлами для одновременного пользования учащимися различных возрастных групп (как вариант-наличие отдельных спортивных залов в территориально разнесенных зонах начальной школы, подростковой школы, старшей школы). Использование качественного напольного и настенного (противоударного, например пробкового) покрытия, зрительских трибун (скамьи могут быть откидные), стенок для скалолазания. При зале располагается отдельное помещение для хранения инвентаря.

4. Оборудование бассейна: не менее трех 25-метровых дорожек, возможность для прыжков, «лягушатник» для обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста. Размещение разноуровневых спусков в воду. Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерской, подсобного помещения.

5. Оформление уличных спортивных площадок (возможно стадионов) со специальным спортивным покрытием, уклоном площадки, исключающим образование луж. Участок школы должен иметь ландшафтное решение, позволяющее проводить не только спортивные занятия на улице, но и другие уроки (летний амфитеатр, общественные пространства с газонами и малыми архитектурными формами, уличной мебелью, разнообразную растительность - для проведения уроков биологии).

6. Размещение хореографического зала (зеркальные стены, станки, специальное покрытие пола) с раздевалками, душевыми, гримерными.

7. Размещение информационно-исследовательского центра, включающего библиотеку (выставочные стенды и хранилище), читальный зал, зал IT, демонстрационный зал и (или) конференц-зал (свободная расстановка стульев; возможность мобильной трансформации пространства), в общественных пространствах школы.

8. Оборудование интерактивного музея (постоянная экспозиция, сменная экспозиция, зал для музейных занятий) в центральном общественном пространстве школы.

9. Создание площадки для стритбола, скейтбординга и других современных молодежных видов спорта.

10. Размещение амфитеатра для проведения занятий, музея на открытом воздухе.

11. Наличие подсобного ученического хозяйства.

12. Создание застекленных веранд для проведения изозанятий, физкультурных занятий и других занятий на свежем воздухе.

Обзор документа

Разработаны функциональные требования к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций.

Концепция такова. Пространство школы должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок мог пробовать себя в разных видах деятельности. Занятия в классных коллективах будут чередоваться с групповыми, индивидуальными и поточными. Сами архитектурные проекты представляются модульными конструкторами, по-разному сочетающими целый спектр возможных стандартизированных вариантов. При этом в каждой школе должен быть некий индивидуальный элемент (геометрия фасада, интерьерные решения, сочетания цветов и фактур, разновысотные потолки, раздвижные стены и пр.).

Для реализации указанных задач предусмотрено создание "школ ступеней" (блоков). I ступень - начальная школа (1-4-е классы), II - подростковая школа (5-9-е), III ступень - старшая школа (10-11-е). Каждый из блоков должен быть оформлен в разных конструктивных и интерьерных решениях и учитывать специфику возрастной психологии и образовательной программы. Кроме того, каждый блок должен иметь свой вход с улицы. При этом в школе должны быть центральный вход и общее пространство, объединяющее блоки.

Необходимо обеспечить возможность присоединения блока для групп дошкольного возраста. Обязательны спальня, отдельная внутришкольная игровая и пришкольная территории.

Учебные помещения должны быть организованы по принципу универсального учебного кабинета, рассчитанного на фронтальные, групповые и индивидуальные занятия.

Также установлены требования к спортивным и специальным помещениям, пришкольной территории, комплексу общешкольных помещений. В их числе, например, наличие общешкольного атриума. Он должен быть светлым, иметь места для сидения (в т. ч. на полу) и свободные стены для размещения выставочных работ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу

Земельный участок школы должен быть приближен к месту жительства обслуживаемого контингента населения, что опреде­ляется радиусом обслуживания в зависимости от возраста детей, климатических особенностей и характера застройки местности.

Вблизи школьного участка не должно находиться предпри­ятий, загрязняющих воздух химическими веществами или яв­ляющихся источниками шума, опасности травматизма, гара­жей, рынков и других объектов, способных ухудшить состояние окружающей среды.

Земельные участки школ должны иметь достаточные разме­ры и включать следующие зоны: физкультурно-спортивную, начальной военной подготовки, учебно-опытную, отдыха, хо­зяйственную.

В состав физкультурно-спортивной зоны должны входить ста­дион с беговой дорожкой, футбольное поле, площадки для спортивных игр (волейбольная, баскетбольная), гимнастики, метания мяча, прыжков в высоту и длину.

Зона начальной военной подготовки включает учебный горо­док и полосу препятствий.

Учебно-опытная зона должна иметь участок для начальных классов, участки полевых и овощных культур, плодового сада, цветочно-декоративных растений, теплицу с зооуголком, мете­орологическую и географическую площадки.

Зона отдыха должна состоять из площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

В хозяйственной зоне, имеющей собственный подъезд, раз­мещаются сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Здания школ размещают на земельном участке, отступив не менее 25 м от красных линий.

Блочная композиция современных школьных зданий обес­печивает компактную секционную планировку по возрастному и предметному признакам.

Набор помещений в школьном здании — классные комнаты, кабинеты, лаборатории с лаборантскими комнатами, помеще­ния для трудового обучения, лекционная аудитория, библиоте­ка, актовый зал, столовая (буфет); рекреационные, игровые, учебно-спортивные, административно-хозяйственные помеще­ния, санузлы, вестибюль с гардеробной.

Площади основных учебных помещений принимаются со­гласно СНиП 2.08,02—89 "Общественные здания и сооруже­ния". В классах и кабинетах общеобразовательного профиля предусматривают не менее 2 м2 на одного учащегося; лабо­ратории по естественным наукам, кабинеты черчения и рисова­ния, лингафонные кабинеты — 2,4 м2; кабинет информатики и вычислительной техники — 6 м2 на 1 рабочее место у дисплея.

Высота помещений — не менее 4 м.

Ориентация окон на юг и юго-восток, а кабинетов черчения, рисования, информатики — на север, северо-восток и северо-запад. СК — в пределах 1:4—1:5, КЕО не менее 1,5 %.

Расчетная наполняемость для всех классов — 30 учащихся.

В помещении с помощью рациональных систем отопления и вентиляции должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: температура воздуха — 18—20 °С, относительная влажность — 40—60 %, подвижность воздуха — 0,2—0,4 м/с.

Уровни искусственной освещенности на поверхности учеб­ных столов должны составлять не менее 150 лк при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при освещении люми­несцентными лампами,

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.4.2.576-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 49)

2.3. Требования к школьному зданию

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ I, II ступеней - 250 учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.

2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4 - 5 этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяется по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного - двух - трех предметов.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.10. Обучение учащихся II - III ступени должно осуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе - кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов - кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II - III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география, литература - иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до 1 боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II - III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 - 7 лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).

2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2 - 4 подгруппы.

2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должны использоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятий по техническому творчеству по согласованию с органами госсанэпиднадзора.

2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности школьников необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12 x 12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70 - 108 кв. м), в зависимости от назначения нового образовательного учреждения.

В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи - стоя), площадь на одно рабочее место должна составлять: для масляной живописи - 3,5 кв. м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв. м.

2.3.19. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры должны предусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты: 9 x 18 м, 12 x 24 м, 18 x 30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 кв. м каждая; душевые площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора площадью 9 кв. м.

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью не менее 10 кв. м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв. м, склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов площадью 10 кв. м, склад хранения костюмов площадью 10 кв. м.

2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.

2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

В школах нового типа библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.

Читайте так же:  Экспертиза жилого помещения саратов

Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного ученика.

В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

2.3.23. При строительстве и реконструкции современных общеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа.

2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения должен включать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 кв. м; кабинет психолога площадью 10 кв. м.

При медпункте должен быть самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы дается в Приложении 1.

2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на одного учащегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв. м.

Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.27. В общеобразовательных учреждениях должно быть организовано 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете - раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91 столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясо - рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочная - тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная - тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В состав помещений буфета - раздаточной должны входить: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

2.3.28. В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что в и городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

Требования к школьным зданиям

1 место в рейтинге "Лучшие частные школы Москвы 2009" журнала "Карьера"

СанПиН 2.4.2.2821-10. Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях


Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- размещению общеобразовательного учреждения;

- территории общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса;

- организации медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

- соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (далее - I ступень образования);

вторая ступень - основное общее образование (далее - II ступень образования);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (далее - III ступень образования).

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

1.5. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается.

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

II. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1. Предоставление земельных участков для строительства объектов общеобразовательных учреждений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным правилам.

2.2. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

- во II и III строительно-климатических зонах - не более 0,5 км;

- в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км;

- в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км.

2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

- во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

- для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

2.6. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении.

III. Требования к территории общеобразовательных учреждений

3.1. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

3.2. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.

3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

3.4. Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

3.5. При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

3.6. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

3.7. Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

3.8. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

3.9. Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

3.10. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

3.11. При наличии в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

IV. Требования к зданию

4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:

- выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;

- расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;

- размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8 - 11 классов, административно-хозяйственных помещений;

- исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;

Читайте так же:  Транспортный налог на трактор льготы

- размещение учебных мастерских, актовых и спортивных залов общеобразовательных учреждений, их общую площадь, а также набор помещений для кружковой работы, в зависимости от местных условий и возможностей общеобразовательного учреждения, с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.

4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

4.3. Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

4.4. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно- тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

4.5. При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательного учреждения гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви.

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек, допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 - 4 классов - не выше 3-го этажа.

4.7. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 - 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м 2 на одного обучающегося), туалеты.

Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м 2 на одного ребенка.

4.8. Для обучающихся II - III ступени образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе.

При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему обучения не рекомендуется.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам.

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

- не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.13. Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных учреждениях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

4.17. В общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

4.18. При строительстве и реконструкции зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать актовый зал, размеры которого определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место.

При актовом зале рекомендуется предусматривать артистические уборные, кинопроекционную, помещения для декораций и бутафории, музыкальных инструментов, хранения костюмов.

4.19. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения.

Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м 2 на одного обучающегося.

При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.20. Рекреации общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены из расчета не менее 0,6 м 2 на 1 обучающегося.

Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов - не менее 6,0 м.

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м 2 на одного учащегося.

4.21. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м 2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м 2 .

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

4.22. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) площадью не менее 21,0 м 2 ; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м 2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м 2 ; туалет.

При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м 2 .

Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.

4.23. Кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

4.24. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 м 2 каждый.

4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м 2 на одного обучающегося.

Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.

Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м 2 . Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.

Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.

4.26. Во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

4.30. В помещениях медицинского назначения поверхности потолка, стен и пола должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом и устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в помещениях медицинского назначения.

4.31. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

4.32. В общеобразовательном учреждении и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.

4.33. В состав общеобразовательного учреждения как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательном учреждении, если общеобразовательное учреждение размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.

Здание интерната при общеобразовательном учреждении может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательного учреждения с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.

В составе помещений интерната при общеобразовательном учреждении должны быть предусмотрены:

- спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 м 2 на одного человека;

- помещения для самоподготовки площадью не менее 2,5 м 2 на одного человека;

- комнаты отдыха и психологической разгрузки;

- умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно;

- комнаты для сушки одежды и обуви;

- помещения для стирки и глажки личных вещей;

- помещение для хранения личных вещей;

- помещение для медицинского обслуживания: кабинет врача и

Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для вновь строящегося интерната при общеобразовательном учреждении основное здание общеобразовательного учреждения и здание интерната соединяются теплым переходом.

4.34. Уровни шума в помещениях общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки

Для любых предложений по сайту: [email protected]