Перейти к содержимому

Требования к организации тура

Технология проектирования тура

В широком смысле слово технология обозначает совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также объем знаний, которые можно использовать для производства услуг и товаров. Относится этот термин и к туристическому бизнесу.

Давайте рассмотрим, как используются технологические методы при разработке тура.

В процессе разработки тура туроператору необходимо знать, как правильно взаимодействовать со следующими объектами внешней среды: потребители (рынки потребления), конкуренты (рынок предложения), а также поставщики и партнеры.

Потребители. В процессе формирования и планирования тура потребители являются основным и определяющим объектом. Туристское предприятие в первую очередь ориентируется на изучение потребителей, чтобы правильно сформировать идею, замысел и непосредственную разработку тура. Изучение контингента потребителей будет охватывать выявление их предпочтений, возможностей и вкусов в проведении туристического отдыха, покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем. Также необходимо учитывать ряд других факторов и характеристик, которые определяют поведение потребителей по отношению к туру. Изучение потребителей проводится на основе анализа комплекса маркетинговых исследований.

Конкуренты. Конкуренты являются важным аспектом при проведении исследований и прогнозировании. Изучение конкурентов при разработке тура предполагает маркетинговые исследования рынка предложения, а также анализ конкурирующих туров и ближайших конкурентов. На основе такого анализа туроператор разрабатывает свой замысел и реальное воплощение тура. При этом в тур закладываются конкурентные преимущества, его необходимо сделать более привлекательным для потребителей, а также следует предусмотреть ряд мер, направленных на противодействие конкурентов на выбранном сегменте рынка. У туроператора есть возможность выбрать для себя такой продукт или потребительский сегмент рынка, на котором конкуренция отсутствует, а если и присутствует, то минимальная.

Партнеры и поставщики. Эта позиция является одним из основных направлений взаимодействия туристского предприятия. При такой ситуации туроператору необходимо проводить изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для продвижения и сбыта своего конкурентоспособного продукта, который максимально отвечает потребностям потребителей. Также туроператор организовывает сотрудничество со своими партнерами и поставщиками. Под партнерами следует понимать другие туристические предприятия, как отечественные, так и зарубежные, которые принимают участие в полном или частичном формировании туристского продукта туроператора. Поставщиками являются производители первичных услуг туристского характера, которые включаются в тур. Сюда относятся отели, транспортные предприятия, предприятия питания, страховые, финансовые, транспортные компании, а так же ряд других организаций, чьи услуги можно включать в состав тура, как основные, так и дополнительные.

Большую роль в работе туристического предприятия играет также внешняя среда, которая включает в себя правительственные и другие государственные организации, а также профессиональные и общественные объединения, различные представительства иностранных государств, союзы и различные объединения потребителей.

Очень часто считают, что туристическая организация не может в полной мере воздействовать на внешнюю среду. Считается, что такая связь носит исключительно однонаправленный характер, и что туристическая организация должна только учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Но в действительности это не совсем так, так как обратное воздействие является очень важным, и оно заключается в формировании приемами и методами паблик рилейшнз благоприятного влияния со стороны внешней среды по отношению к деятельности туристических организаций. В конечном результате это дает возможность спланировать и организовать четкую работу туристической организации, и в конечном итоге снизить угрозы со стороны внешней среды.

Порядок формирования туров регламентирует ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги».

Основу для разработки тура составляет его краткое описание. Сюда будет входить набор необходимых требований, которые выявлены в результате исследования рынка туристических услуг, согласованных с заказчиком с учетом возможностей исполнителя.

Проектирование тура включает в себя следующие этапы:

1. Разработка технологической документации.
2. Установление технологии процесса обслуживания клиентов.
3. Установление нормируемых характеристик тура.
4. Определение методов контроля качества.
5. Анализ проекта.

Проект тура в обязательном порядке должен содержать ряд конкретных требований и мероприятий для обеспечения безопасности тура. Документация, которая предъявляет требования к процессам обслуживания туристов, должна содержать следующие позиции:

1. Договорное обеспечение туров.
2. Детальное описание процессов, методов и форм обслуживания туристов.
3. Расчет количества обслуживающего персонала и их уровень профессиональной подготовки.
4. Определение значений характеристик процессов обслуживания туристов.

К технологической документации по туру также будет относиться Технологическая карта туристского маршрута, к которой прилагаются рекомендации по ее правильному заполнению. Кроме того, здесь должен быть график загрузки туристкой организации и информационный листок к туристической путевке.

Раздел по контролю качества должен содержать установленные формы, методы и способы организации контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов, который должен полностью соответствовать запроектированным характеристикам.

Завершающей стадией проектирования будет стадия анализа проекта, который будет подтверждать следующую информацию:

1. Методы контроля качества должны обеспечивать объективную оценку характеристик процесса обслуживания туристов.
2. Требования к процессам обслуживания туристов должны полностью отвечать запроектированным характеристикам услуг.
3. Характеристики проектируемого тура должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья туристов, а также охрану окружающей среды.

Анализ проекта направлен на своевременное выявление и устранение несоответствий в разделах проекта. После проведения анализа составляется перечень уточнений и дополнений к каждому разделу технологического проекта туристского предприятия.

После чего туристское предприятие может перейти к следующей позиции – формированию тура.

Требования к организации приключенческих туров

Требования к организациям приключенческого тура делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья, туристов, сохранности их имущества.

Общие требования безопасности: при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах), возникающих в стране путешествий.
Риск для жизни и здоровья человека в туристско – экскурсионном обслуживании возникает в условиях: существования источников риска; проявления данного источника на опасном для человека уровне; подверженности человека воздействию источников опасности.
Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом: травмоопасность; воздействие окружающей среды; пожароопасность; психофизиологические нагрузки; опасность излучений; специфические факторы риска [4, с.155].

К рекомендуемым требованиям относятся:

– Соответствие назначению – услуга должна отвечать ожиданиями физическим возможностям туристов. Поэтому туроператору необходимо составить список требований к физической подготовке туристов;
– Точность и своевременность исполнения – предоставляемые услуги по объёму и срокам должны соответствовать отраженным в договоре и программе обслуживания, путевке, ваучере, то есть транспорт, питание должно подаваться вовремя и соответствовать классу обслуживания, гостиница должна установленной категории, экскурсии должны быть проведены в полном объеме, оговоренном в договоре;

– Комплексность – предоставляемые услуги должны обеспечивать возможность получения других услуг, создающие нормальные условия для жизнедеятельности туристов;

– Этичность обслуживания – туристу должна быть гарантирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов;
– Комфортность;

– Эстетичность – маршрут желательно прокладывать по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажами, прекрасными объектами экскурсионного показа;

– Эргономичность – предоставляемо туристам снаряжение должно соответствовать их возможностям при его эксплуатации. Обувь, одежда должна быть адекватно физическому строению туристов.

Основные тенденции приключенческого туризма

Во всем мире наблюдается постоянная и неуклонная тенденция роста спроса на туристические услуги. В прогнозе развития туристских направлений, сделанном Всемирной туристической организации (ВТО) и представленном в исследовании «Tourism:2020 Vision», определены самые перспективные направления туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020г. станут: круизы, экологический (в том числе приключенческий), тематический туризм [31].

Приключенческий туризм начал активно развиваться после Второй Мировой Войны, когда в мирных целях стал использоваться военный инвентарь, например джипы, палатки, рафты. Со временем он приобрел широкую популярность во многих странах мира и превратился в целую индустрию со своими игроками (туристические компании, производители оборудования), органами саморегулирования (всевозможные фонды, как международного так и национального масштаба), средствами массовой информации (популярные журналы, телепередачи, интернет – порталы), школами и институтами.

Сегодня приключенческий туризм – это лишь маленькая рыночная ниша. Но это постоянно растущий сегмент. За последние пять лет, начиная с нового тысячелетия, он вырос значительно, особенно в Европе и США [24, с. 118].

Самая основная тенденция приключенческого туризма – это тенденция роста.

Глава 2. Туристский потенциал Алтайского края

Сенин В.С. Организация международного туризма

Глава 9. Стандарты туристского обслуживания. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация, безопасность и качество туристских услуг

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты России; правила, нормы, и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей и предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Стандарты туристского обслуживания являются частью государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма и гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.

Целями стандартизации в сфере туристского обслуживания являются обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур-продукта или отдельной туристской услуги, защита интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.

В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательный к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.

Стандарт как нормативный документ в более широком смысле -документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристской, и доступный широкому кругу потребителей.

Стандарт является одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов, и потребителей туристских услуг.

Стандарт по своей природе предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т.п.

Объект стандартизации - услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации.

Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие, услуги которых относятся к сфере материальных услуг.

Существуют находящиеся во взаимосвязи следующие категории стандартов:

- Государственные стандарты Российской Федерации, которые являются нормативной базой лицензирования и сертификации - ГОСТ Р;
- стандарты отрасли - ОСТ;
- стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций) - СТП;
- стандарты общественных объединений - СТО.

К нормативным документам по стандартизации относятся также общероссийские классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается Госстандартом России.

При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран.

Базу стандартизации, существующей в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:

- ГОСТ 28681. О-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионно-го обслуживания. Основные положения»;
- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
- ГОСТР 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
- ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;
- ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»;
- ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный тест ИСО 9002-87)»;
- ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
- ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования».

Руководство и координацию деятельности по организации стандартизации в сфере туризма осуществляет технический комитет ТК-199 при Госстандарте России.

Непосредственно к сфере туризма имеют отношение следующие нормативные документы, содержащие классификационные признаки:

- Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства -ОКОНХ;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОКДП (ОК 004-93);
- Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН (ОК 002-93);
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Документы ОКОНХ и ОКДП используют при идентификации отраслевой принадлежности организации или предпринимателя к сфере туризма. Например, код 90220 ОКОНХ означает принадлежность к гостиничному хозяйству, код 91600 - к организациям отдыха и туризма, код 91620 - к предприятиям туризма, а код 91517 - к санаторно-курортным учреждениям. Эти коды приводятся в статистических документах туристских фирм и гостиниц.

При проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используется Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН (ОК 002-93), в котором приводится перечень экскурсионных и туристских услуг (код раздела 060000), а также услуг гостиниц, санаторно-курортных учреждений, предприятий общественного питания, транспорта и ряд других (с изменениями, внесенными в 1999 г.), содержащиеся в Приложении 22.

Коды классификатора ОКУН применяются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и указываются в сертификатах соответствия безопасности и качества услуг.

Кроме этого в практике туристской и гостиничной деятельности используются такие нормативные документы, как правила. В первую очередь к ним относятся:

- Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490.
- Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036.

Кроме того, в международной туристской практике нашли применение следующие классификации:

- Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);
- Стандартная международная классификация видов деятельности в области туризма (СИКТА).

Лицензирование международной туристской (гостиничной) деятельности является одним из видов правового досудебного механизма ее государственного регулирования. Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление международной туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий.

Читайте так же:  Доверенность на право вождения автомобилем

Выдача лицензий осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

В перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включены туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95. Положение по продаже прав на клубный отдых находится в стадии разработки. Данным Постановлением предусмотрено, что лицензирование туроператорской и турагентской деятельности осуществляется Минэкономразвития России.

В соответствии с Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти и субъектов Российской Федерации» от 24 января 1999 г. № 119-ФЗ Минэкономразвития России может передать свои права по выдаче лицензий субъектам Федерации. Положениями о лицензировании установлен срок действия лицензий - 5 лет.

В числе лицензионных требований и условий при осуществлении туроператорской деятельности названы следующие: наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 человек работников; при этом не менее 30% работников должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет; руководитель фирмы должен иметь как профессиональное образование в туризме, так и стаж работы не менее 5 лет. При этом следует отметить, что нормативные документы о том, что считать профессиональным образованием в туризме и как определять стаж работы в настоящее время отсутствуют, так же, как и государственные стандарты по турагентской и туроператорской деятельности.

Положениями предусмотрено, однако, и повышение квалификации работников не реже одного раза в 3 года.

Лицензионные требования и условия при осуществлении турагентской деятельности практически одинаковы с туроператорской, за некоторыми исключениями: отсутствуют требования к количеству работников; наличие профессионального образования и опыта работы в туризме не менее 3 лет требуется только у 20% работников.

Таким образом, вместо одной лицензии на осуществление международной туристской деятельности, выдаваемой турфирмам ранее, в зависимости от направления их деятельности в турбизнесе, могут потребоваться и все три.

Известно, что туристская деятельность относится к сфере услуг. При этом услуга, оказываемая турфирмой потребителю туристских услуг - туристу, является результатом той деятельности, на которую выдана лицензия. Рассмотрим виды туристской деятельности, на осуществление которых требуется лицензия согласно новому законодательству.

Содержание туроператорской и турагентокой деятельности определено Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». При этом под туроператорской деятельностью в Законе понимается «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта», а под турагентской деятельностью - «деятельность по продвижению и реализации туристского продукта».

Таким образом деятельность туроператора сводится в конечном итоге к двум моментам: организации путешествий (отдыха) по заявке клиента-туриста и реализации отдельных туристских услуг или их комплекса. Об этом четко и недвусмысленно сказано в статье 2 Директивы ЕЭС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» (от 13 июня 1990 г. № 90/314/ EEC): «Организатор - лицо, которое регулярно организует «услуги, включающие все» и продает их или предлагает для продажи непосредственно сам или через посредство продавца. Продавец - лицо, которое продает или предлагает для продажи услуги, включающие все, предложенное организатором».

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУП) ОК-002-93 (в редакции 1999 г.) относит к туристской деятельности «Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов» (раздел 060000), выделяя при этом «услуги туроператора по организации внутреннего туризма» (подраздел 061100), «выездного туризма» (061200) и «въездного туризма» (061300), а также «услуги турагента» (061400) и «отдельные услуги туроператора и турагента» (061500) опять-таки по организации путешествия (отдыха). При этом огромное разнообразие видов туризма, организуемое туроператором, в ОКУНе сводится к пяти турам: оздоровительному, познавательному, профессионально-деловому, спортивному и религиозному, а все остальное названо «прочие туры».

Услуги турагента в ОКУН не расшифровываются, они просто обозначены.

Однако, кроме ОКУН, в России действует и такой нормативный документ, как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП-ОК-004-93), разработанный при участии Минэкономики России. Этот классификатор более или менее гармонизирован с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК)» и «Классификацией основных продуктов (КОП)», а также со «Стандартной международной классификацией видов деятельности в области туризма (СИКТА)». Классификация туристских и экскурсионных услуг, оказываемых туроператорами и турагентами по группировке 631 ОКДП «Деятельность в области туризма и экскурсий» представлена на рис. 5.2. Откуда следует, что туристская деятельность и здесь сводится к деятельности по организации путешествий (гораздо более разнообразной) и деятельности по реализации туристских услуг, в которой реализация путевок на выездной туризм номинирована отдельным разделом.

В 2000 г. Госстандартом РФ принят и введен в действие ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», который поставил больше вопросов, чем дал ответов на вопрос, что такое туристская услуга. По стандарту туристская услуга «результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих». При этом не учитывается тот факт, что «услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя». Так вот, собственная деятельность туроператора состоит в организации путешествия, бронировании его компонентов, продвижению услуг на рынок и ответственности за надлежащее выполнение условий путешествия и его безопасности для жизни, здоровья и имущества туристов. Непосредственное взаимодействие туроператора и туристов состоит в заключении договора на туристское обслуживание и продажу тура. Собственная деятельность турагента включает взаимодействие с туроператором (посредническую деятельность по оптовой покупке пакетов услуг, организованных туроператором и определение меры ответственности за совершаемое туристом путешествие), непосредственное, а также взаимодействие с туристом, состоящее в заключении договора на туристское обслуживание и продаже тура.

Таким образом, лицензия на туроператорскую деятельность во-первых разрешает туристской фирме организовывать индивидуальные и групповые туристские поездки по всем типам, категориям и видам туризма как внутри страны, так и за рубежом, и, во-вторых, реализовывать туристские услуги как оптовому, так и розничному покупателю.

Лицензия на турагентскую деятельность оставляет туристской фирме только одно - реализацию туристских услуг розничному покупателю, и ничего другого.

Таким образом, основополагающие моменты туристской деятельности, приведенные в группировке 631 ОКДП, не нашли отражения в Положениях о лицензировании турагентской и туроператорской деятельности.

Особая проблема заключается и в пересмотре вопросов, связанных с сертификацией туристских услуг. Очевидно, что турагент в сертификации (как обязательной, так и добровольной) туристских услуг не нуждается. Он эти услуги продает, а сертификация услуг осуществляется туроператором.

Обязательная сертификация туристских услуг, организуемых туроператором, весьма сомнительна по нескольким причинам. Во-первых, до сих пор в ГОСТах Р, на соответствие требованиям которых должны проверяться туристские услуги, не устранены многочисленные погрешности в терминах и определениях туристских услуг, оказываемых турагентами и туроператорами. Во-вторых, терминология классификаторов ОК-002-93 (ОКУН) и ОК-004-93 (ОКДП) различается, стандарт «Требования к туроператорской и турагентской деятельности» до сих пор не разработан. По действующему законодательству перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается правительством РФ. В действующем Постановлении от 13 августа 1997 г. № 1013 обязательной сертификации подлежат «Туристские и экскурсионные услуги», включающие в себя услуги, названные в старом ОКУНе (в редакции от 1993 г.). «Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц» Госстандарт России отменил с 1 сентября 2000 г., а новые до сих пор не разработаны.

В настоящее время постановлением Госстандарта России от 8 октября 2001 г. № 86 из «Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» все виды туристских услуг и услуг средств размещения исключены.

Основным ГОСТом, на соответствие требованиям которого органами по сертификации проверялась безопасность туристских услуг, является ГОСТ Р 50644-94 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», который до настоящего времени не отменен. Среди многочисленных требований основным является следующее: при оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.). «Приемлемый уровень риска» декларирован, а в каких единицах он выражается, что приемлемо, а что нет - неизвестно. Можно привести и другие примеры многочисленных нестыковок и несоответствий в действующих нормативных документах, но очевидно одно - подобная сертификация не делает туристские услуги более безопасными для потребителей, а только удорожает их стоимость, и поэтому должна быть отменена. Безопасность туристских услуг как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста, окружающей среде должна быть предусмотрена в договорах туроператора с контрагентами (принимающей стороной) и может быть декларирована самим туроператором, тем более что порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации уже установлен соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766), нуждается только в его распространении на туристские услуги. Предполагаемое лицензирование деятельности по продаже прав на клубный отдых заслуживает особого рассмотрения. Понятие о клубном отдыхе (таймшере) появилось в России в последнее десятилетие. В законе об «Основах туристкой деятельности в Российской Федерации» клубный отдых не упоминается. До настоящего времени ни одного клуба отдыха в России не создано, хотя во всем мире их насчитывается уже более 6000, и международная индустрия клубного отдыха развивается более высокими темпами, чем традиционный туризм. Организация туризма в сфере клубного отдыха имеет ряд существенных особенностей, а агрессивность и недобросовестность фирм, занимающихся продажей прав на клубный отдых, привели к отрицательному имиджу клубного отдыха на российском рынке туристских услуг. Положение осложняется тем, что в России практически полностью отсутствует законодательная и нормативная база клубного отдыха.

Известны попытки разработки законопроекта «Об основах регулирования рынка в сфере клубного отдыха», который в настоящее время активно обсуждается заинтересованными структурами. Однако, когда закон будет принят, неизвестно.

В настоящее время ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения» относит клубы с проживанием (клубы отдыха) к коллективным средствам размещения. Это единственное упоминание «клубов отдыха» в государственных стандартах Российской Федерации.

Известно, что права на клубный отдых могут быть реализованы как на первичном рынке продаж (самими клубами отдыха или аффелированными ими фирмами) или на вторичном рынке продаж (самими владельцами тайм-шер-сертификатов) при их перепродаже через клубы отдыха или специализированные организации, так называемые туристские биржи. На что и кому будет выдаваться лицензия по продаже прав на клубный отдых, неизвестно. В большой степени не осмыслены и проблемы обязательной сертификации услуг клубного отдыха. Недобросовестная практика продаж и перепродаж прав на клубный отдых в последнее время переместилась из Европы в Россию в связи с введением в странах ЕС Директивы 94/47/ЕС от 24 октября 1994 г. «По защите покупателей в отношении некоторых контрактов, касающихся приобретения права использования недвижимой собственности в режиме разделенного времени» (Приложение 7).

Право на отдых при этом регулируется соответствующим письменным договором, который должен содержать определенные существенные условия, включая полную информацию о клубе (продавце), условия оплаты, «время охлаждения» - время отмены договора покупателем без объяснения причин отказа (10 календарных дней) и ряд других положений. Минимальный срок действия договора составляет 3 года, при этом запрещаются любые предварительные оплаты со стороны покупателя до окончания периода, в течение которого он может воспользоваться правом отмены договора. Цель Директивы - гармонизация национальных законов, регулирующих актов и административных мер, действующих в отношении клубного отдыха в государствах-участниках ЕС. Директивой предлагалось ввести в действие законы, нормативные документы по клубному отдыху не позднее, чем через три года после ее опубликования. Время принятия и некоторые отличия в законодательстве стран Европы от Директивы ЕС по таймшеру даны в табл. 9.1.

Организация шоп-туров

Звоненко Д. П., юрист

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что современный российский выездной туризм во многом обязан своим становлением и развитием явлению, называемому «челночный бизнес». Однако сейчас значительная часть шоп-туров ориентирована на покупку товаров за рубежом уже не для перепродажи, а для самого туриста. Современные шоп-туры довольно разнообразны. Это поездки за одеждой, за недвижимостью.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ТУРАХ НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ КЛИЕНТУ?

Организация шоп-туров подчиняется общим требованиям российского законодательства, регламентирующего деятельность турагентов и туроператоров, и в первую очередь требованиям и правилам, установленным Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Однако специфика подобных туров предполагает ряд дополнительных обязанностей турфирм, которые они должны выполнить по отношению к клиентам.

Прежде всего это более подробное их информирование о таких аспектах поездки, как правила, установленные таможенным и валютным законодательством. При этом речь идет о требованиях не только российских, но и иностранных законов. Хотя большинство стран, популярных с точки зрения шоп-туров, достаточно либеральны в плане законодательства, регламентирующего операции с валютой и приобретением местных товаров. Тем не менее существуют разные нюансы, которые должны быть известны клиенту. Они могут касаться необходимости декларирования иностранной валюты при въезде (выезде) в иностранное государство, ограничениях на вывоз некоторых товаров, иногда даже на вывоз национальной валюты.

Многие страны, заинтересованные в получении доходов от туристов, принимают ряд стимулирующих мер, направленных на то, чтобы сделать экономически выгодным покупку товаров местных производителей. В качестве таких мер можно назвать полное или частичное возмещение иностранному покупателю налогов, включенных в стоимость товара, при его выезде из страны. Данные вопросы также должны быть разъяснены клиенту.

Особенности местной торговли

Турфирма должна информировать клиента о местных особенностях торговли в конкретной стране. Так, для множества стран (особенно восточного региона) хорошим тоном в процессе приобретения того или иного товара является торг с продавцом.

Наконец, очень важно подробно проинформировать клиентов о тех правилах, соблюдение которых необходимо для того, чтобы ввезти покупку в Россию. Эти правила могут касаться соблюдения требований таможенного законодательства, в частности необходимости уплаты пошлин, соблюдения требований санитарного законодательства. Ведь зачастую туристы, совершив за рубежом дорогостоящую покупку, не знают тонкостей ее ввоза в нашу страну и, столкнувшись с законными, но, по их мнению, несправедливыми требованиями таможенных органов, могут рассматривать турфирму в качестве виновника испорченного настроения и дополнительных расходов.

Читайте так же:  Повышение тарифов по осаго закон

Отдельного внимания заслуживает информирование туристов, предполагающих купить недвижимость. В данном случае турфирма должна быть готова дать четкие ответы на множество вопросов, которые возникнут у ее клиента при покупке квартиры или дома за рубежом. Эти вопросы касаются налогового законодательства, регистрации сделок, контроля за денежными средствами, используемыми для покупки недвижимости, ограничений, существующих для приобретения или использования недвижимости иностранными гражданами, расходов по содержанию недвижимости и т. п.

Часто турфирмы, заинтересованные в получении бонуса от зарубежных партнеров, фокусируют внимание россиян исключительно на выгодах приобретения зарубежной собственности, «забывая» о множестве обязанностей, которые налагает законодательство конкретного государства на иностранного собственника. И в случае дальнейшего возникновения тех или иных конфликтов именно турфирма будет в первую очередь сталкиваться с претензиями покупателей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛИЕНТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ ТОВАР?

Некоторые шоп-туры (скажем, за шубами) довольно дешевы. Объясняется это тем, что при приобретении тура клиент берет на себя обязательство купить в период поездки товар на сумму не менее той, что указана в договоре. При соблюдении данного обязательства турфирма предоставляет тур по крайне низким ценам, компенсируя подобную щедрость получением бонусов от своих иностранных партнеров.

Если по тем или иным причинам турист не исполняет обязательство по приобретению товара, он должен возместить турфирме полную стоимость тура, которая в этом случае уже не будет отличаться от цены, которая складывается по данному направлению на российском туристическом рынке. Однако, несмотря на внешнюю выгоду такого варианта, в случае возникновения конфликтной ситуации с туристом, который не приобрел товар на оговоренную сумму и отказался произвести доплату за тур, турфирма будет вынуждена обращаться в суд.

И хотя российское законодательство, в частности пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, допускает возможность обязательного заключения договора на основании добровольно принятого обязательства, тем не менее в любом случае судебное разбирательство может занять немало времени.

Поэтому для турфирмы выгоднее использовать иную модель отношений с туристом, при которой в случае совершения покупок на определенную сумму ему компенсируется часть стоимости тура.

Разумеется, с точки зрения рекламы и маркетинга такой вариант менее привлекательный в противоположность рекламе о «турах за 5 евро». Однако он страхует турфирму от конфликтов, связанных с отказом туриста приобрести тот или иной товар.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ

REQUIREMENTS PROVIDED FOR TOURIST’S SECURITY

ГОСТ Р 50644-2009

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Сведения о стандарте

1. Разработан Открытым акционерным обществом “Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации”, Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации с участием Федерального агентства по туризму.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 “Туристские услуги и услуги средств размещения”.

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст.

4. Взамен ГОСТ Р 50644-94.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества туристов при совершении путешествий.

Настоящий стандарт распространяется на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг

ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 22.3.03, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Безопасность туризма: безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства при совершении путешествий.

3.2. Безопасность туристской услуги: отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте.

3.3. Риск (возможная опасность) в туризме: вероятность причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

3.4. Недопустимый (неприемлемый) риск: уровень риска, установленный административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению.

3.5. Приемлемый риск: уровень риска, с которым общество готово мириться для получения определенных благ и выгод в результате своей деятельности.

3.6. Источник опасности: основная причина возникновения ущерба, явление или процесс, свойство или развитие которого может стать причиной вреда.

3.7. Источник опасности природного характера: источники опасности, зависящие от состояния окружающей природной среды, которые находятся вне контроля и воли человека.

3.8. Источники опасности техногенного характера: объекты материального мира, которые в определенные моменты способны выходить из-под контроля человека и развиваться в окружающей среде (техногенные аварии и техногенные катастрофы).

3.9. Источники опасности социального (антропогенного) характера: источники опасности, связанные с жизнью общества, взаимодействием людей и их поведением (вооруженные мятежи и конфликты, террористические акты, преступления и иные посягательства на жизнь, здоровье и имущество туристов, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями в отношении туристов).

3.10. Источники опасности в чрезвычайных ситуациях: источники опасности, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных или иных бедствиях в местах пребывания туристов и способные повлечь за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью, а также материальные потери и нарушение жизнедеятельности туристов.

3.11. Травмоопасность: состояние, характеризующееся повышенным риском получения туристом травм.

3.12. Пожароопасность: опасность, представляющая собой риск возгорания.

3.13. Гидрометеорологическая опасность: опасность, обусловленная атмосферными, сезонными, погодными, климатическими и географическими факторами, а также атмосферными явлениями, не присущими региону обычного пребывания туристов.

3.14. Биологическая опасность: опасность, возникающая при воздействии на туриста болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, при контакте с ядовитыми растениями и животными и употреблении некачественных продуктов питания.

Примечание – Биологическая опасность может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.

3.15. Экологическая опасность: опасность, возникающая при отклонении от допустимых значений параметров, характеризующих состояние природной среды, в которой находятся туристы (химический состав воздуха, воды, почвы и т.д.).

3.16. Токсикологическая опасность: опасность, возникающая при высоком содержании в воздухе, воде и окружающей туристов среде химических веществ, вредных для здоровья, нарушении правил проведения дезинфекции и дератизации в местах пребывания туристов.

3.17. Радиоактивная опасность: опасность, возникающая при радиоактивном заражении мест пребывания туристов.

3.18. Криминогенная опасность: опасность, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье и имущество туристов, возникающая при антиобщественных проявлениях, правовых нарушениях, нарушениях общественного порядка.

3.19. Военно-политическая опасность: опасность, возникающая в момент угрозы или ведения военных действий в туристском регионе, включающая террористические и экстремистские действия.

3.20. Психофизиологическая опасность: опасность, возникающая при физических и нервно-психических перегрузках туристов во время путешествия или в процессе оказания туристских услуг.

Примечание – Термины и определения: туризм, туристская деятельность, туроператорская деятельность, турагентская деятельность, туроператор, турагент, туристская организация, туристский продукт, туристская индустрия, формирование туристского продукта, продвижение туристского продукта, реализация туристского продукта, туризм внутренний, туризм въездной, туризм выездной, заказчик туристского продукта, турист, экскурсант, инструктор-проводник применены в значении, установленном Федеральным законом “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

4. Общие положения

4.1. Туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды [1], [2], [3].

В процессе оказания туристских услуг необходимо обеспечить приемлемый уровень риска для жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов) при совершении путешествий.

4.2. Безопасность туристов (экскурсантов) при совершении путешествия распространяется на:

– жизнь, здоровье, личную неприкосновенность туриста (экскурсанта), включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь;

– имущество туриста (экскурсанта), в том числе предметы туристского снаряжения и инвентаря, багаж, предметы личного обихода и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом (экскурсантом) во время путешествия.

4.3. Основные факторы, влияющие на безопасность туристов при совершении путешествия, включают в себя:

– географические и природные особенности места пребывания туристов (морская, горная, пустынная местности, климат, наличие специфических животных и насекомых и т.д.);

– культурную, социальную среду временного пребывания, особенности местной пищи, язык, культурные, религиозные и этнические традиции и т.д.;

– особенности видов туристских путешествий (экстремальный туризм, спортивно-оздоровительный туризм и др.);

– уровень качества и безопасности оказываемых услуг;

– соблюдение туристами (экскурсантами) правил личной безопасности, в том числе законов, правил и традиций (культурных, религиозных и др.) страны (места) временного пребывания, санитарно-эпидемиологических норм и правил специальных предписаний, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников, а также использование средств индивидуальной защиты.

5. Виды источников опасности и рисков

5.1. В процессе оказания туристских услуг могут проявляться следующие источники опасности:

– источники опасности природного характера;

– источники опасности техногенного характера;

– источники опасности социального характера;

– источники опасности в чрезвычайных ситуациях.

5.2. В результате воздействия совокупности или отдельных источников опасности туристы могут быть подвергнуты различным рискам.

К рискам в туризме относятся: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая, экологическая, токсикологическая, радиоактивная, криминогенная, военно-политическая опасности, а также специфические риски.

Специфические риски обусловлены:

– возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристских организаций туристской индустрии, включая маршруты путешествия, и чрезвычайных происшествий и ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в стране (месте) временного пребывания туристов);

– ненадлежащим техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных трасс, транспортных средств, в том числе воздушных судов, поездов, автобусов, автомобилей, велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных достопримечательностей и объектов показа);

– сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);

– непрофессиональностью персонала (гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников и др.);

– неподготовленностью туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);

– непредоставлением или предоставлением неполной информации об условиях путешествия туристам (экскурсантам).

6. Способы снижения рисков при совершении путешествий

6.1. Снижение риска травмоопасности обеспечивается:

– соблюдением туристами правил проезда на транспортных средствах;

– соблюдением обслуживающим персоналом правил пассажирских перевозок;

– установкой защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

– использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок при пересечении сложных участков туристского маршрута, шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного туристского снаряжения);

– соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

– соблюдением строительных требований к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов, предъявляемых к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, автомобилей, плавсредств и пр.);

– соблюдением правил эксплуатации инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивающих его безопасную работу;

– упреждающим информированием туристов о факторах риска получения травм.

6.2. Риск пожароопасности

При оказании туристских услуг и эксплуатации объектов туристской индустрии должны соблюдаться установленные требования пожарной безопасности [4].

6.3. Снижение риска гидрометеорологической опасности обеспечивается путем:

– выбора благоприятного времени года и погодных условий для осуществления туристских поездок в стране (месте) временного пребывания;

– рациональным проектированием трассы туристского маршрута с учетом погодных особенностей района;

– сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;

– оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля, пожарной и охранной сигнализацией;

– обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;

– своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых погодных условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот и др.).

Показатели микроклимата, атмосферного воздуха, освещенности в помещениях для обслуживания туристов (спальных, помещениях питания, клубных и других туристских объектах), а также в транспортных средствах должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам [5], [6], [7], [8], [9].

6.4. Снижение риска биологической опасности обеспечивается соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил при оказании туристских услуг, в том числе:

– применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;

– использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т.ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);

– проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;

– упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, насекомых, растениях, области распространения которых совпадают с туристскими маршрутами, избеганием нежелательных контактов, а также неотложных действиях туриста (экскурсанта), которые следует предпринимать в случае получения травмы (контакта);

Читайте так же:  Закон о сми лицензия

– информированием туристов о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и состоянии окружающей среды.

6.5. Снижение риска радиоактивной опасности обеспечивается информированием туристов о воздействии ультрафиолетового и других опасных видов излучения на человека и способах использования средств индивидуальной защиты.

Туристские маршруты, а также места оказания туристских услуг должны соответствовать требованиям радиологической безопасности.

6.6. Снижение риска экологической и токсикологической опасностей обеспечивается соблюдением экологических и токсикологических норм и правил, а также плановым (в отдельных случаях внеплановым) контролем содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах, помещениях, транспортных средствах.

6.7. Снижение риска психофизиологической опасности достигается:

– рациональным построением программ обслуживания туристов, графиков перемещения по туристским маршрутам, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);

– учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;

– соблюдением эргономических требований к используемым туристским снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Для уменьшения рисков, возникающих в процессе обслуживания туристов, до безопасного уровня туристская организация (туроператор) в процессе своей деятельности должна руководствоваться действующими законодательными нормативными документами по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов).

Туроператоры, турагенты, предприятия туристской индустрии должны разрабатывать и обеспечивать выполнение персоналом соответствующих инструкций по безопасности.

Руководитель туристской организации должен организовывать подготовку персонала к действиям по обеспечению безопасности туристов в обычных и чрезвычайных ситуациях и нести ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

7. Меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов)

7.1. Безопасность туристов (экскурсантов) обеспечивается посредством реализации комплекса мер организационно-технического, дипломатического, финансового, правоохранительного и иного характера, направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг и соблюдением туристами требований личной безопасности.

7.2. Перечень мер по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) включает:

– информирование туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания;

– выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги;

– страхование жизни и здоровья туристов (экскурсантов) от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда;

– обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок;

– оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев (неотложная медицинская и правовая помощь, предоставление средств связи);

– обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии и оказание услуг, гарантирующих безопасность туристов (экскурсантов);

– обеспечение сохранности имущества туристов в стране (месте) временного пребывания (в средствах размещения, во время перевозок туристов и т.д.);

– обеспечение сопровождения туристских групп (караванов) специальными службами;

– защиту персональных данных туристов, охрану их чести и достоинства в стране (месте) временного пребывания;

– обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской индустрии;

– сертификацию (аттестацию, декларирование соответствия) оборудования объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям;

– применение специальных средств индивидуальной защиты туристов (экскурсантов) и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности;

– оказание помощи пострадавшим туристам (лечение, доставка потерпевших в медицинские учреждения и др.).

8. Требования к туристским организациям (туроператорам)

по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов)

8.1. При формировании и реализации туристского продукта туроператоры обязаны:

– провести анализ возможных рисков для туристов;

– предусмотреть меры для снижения возможных рисков до приемлемого уровня;

– создать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской и правовой помощи;

– своевременно предоставлять туристам и экскурсантам необходимую достоверную и полную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора и безопасность на туристском маршруте;

– обеспечивать услуги инструкторов-проводников, если организуемые путешествия (экскурсии) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, в горной и труднопроходимой местности (спелеологические, водные и др. объекты);

– незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы МЧС, спасательные службы и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях на маршрутах или во время проведения экскурсий на территории Российской Федерации и за ее пределами;

– предоставлять туристам (экскурсантам) гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования таких гарантий;

– предоставлять возможность дополнительного добровольного страхования жизни, здоровья, имущества и рисков туристов при наличии угрозы безопасности;

– при возникновении необходимости организовать эвакуацию пострадавшего туриста (экскурсанта) с места происшествия и из страны (места) временного пребывания;

– приостановить путешествие, экскурсию в случае возникновения риска чрезвычайного происшествия (ситуации);

– обеспечить проведение для туристов (экскурсантов) необходимых инструктажей по безопасности с учетом специфики вида туристского путешествия (маршрута) или экскурсии;

– предоставлять туристам (экскурсантам) информацию о реальной возможности спасения, эвакуации и оказания на маршруте квалифицированной медицинской помощи, схемах оповещения и сеансах связи; об аттестации маршрутов, о местах дислокации поисково-(аварийно)-спасательных служб МЧС Российской Федерации [10].

8.2. Информация, необходимая туристам в целях обеспечения безопасности их жизни, здоровья и имущества, должна предоставляться заблаговременно до заключения договора о реализации турпродукта или оказания туристских услуг, а также в процессе обслуживания туристов и в обязательном порядке должна содержать сведения, указанные в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта [11].

8.3. Особенности обеспечения безопасности туристов, путешествующих по внутренним туристским маршрутам

Туристские организации (туроператоры) при формировании и реализации турпродукта, предусматривающего путешествие по территории Российской Федерации для российских и иностранных туристов, должны соблюдать следующие требования:

– формировать и организовывать путешествия по туристским и экскурсионным маршрутам на территории Российской Федерации только в местностях с благоприятными экологическими, радиационными и санитарно-эпидемиологическими характеристиками;

– заключать договоры с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги, содержащие положения, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества туристов (экскурсантов), а также ответственность сторон и порядок возмещения ущерба в случае их нарушения.

Безопасность туристских услуг обеспечивается путем разработки стандартов, сертификации, классификации и аттестации.

Сопровождающие групп, гиды, инструкторы-проводники и другие специалисты, оказывающие туристские услуги, должны иметь документы, подтверждающие их квалификацию.

Безопасность проживания в средствах размещения туристов (туристских гостиницах, базах, кемпингах и др.) обеспечивается соблюдением:

– требований, установленных ГОСТ Р 51185 (раздел 7);

– требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов размещения туристов;

– требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;

– мер, гарантирующих личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

Транспортные перевозки туристов (экскурсантов), в том числе детских групп, во время путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил перевозок пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном и т.д.) [12], [13], [14], [15], [16], [17].

8.4. Особенности обеспечения безопасности туристов на маршрутах повышенной опасности

При формировании и реализации маршрутов повышенной опасности, связанных с прохождением горной и труднопроходимой местности, с посещением спелеологических объектов, пересечением и (или) прохождением водных объектов, а также включающих в себя занятие экстремальными видами туризма (прыжки с парашютом, сплавы по горным рекам, скалолазание, дайвинг и др.) с высоким уровнем риска для жизни и здоровья туристов, исполнитель туристских услуг (туроператор, турагент) обязан:

– уведомить о запланированном путешествии с предоставлением списков туристов специализированные службы МЧС, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проложен маршрут повышенной опасности;

– предоставить туристам (экскурсантам) необходимую информацию о сложностях и сроках прохождения маршрута, телефонах экстренной связи, радиочастотах и позывных, инструкторе-проводнике, его квалификации, а также иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества туристов и предотвращения травматизма;

– до начала путешествия необходимо осуществить оценку подготовленности группы к прохождению маршрута и в случае изменения маршрута заблаговременно уведомить специализированные службы и туристов (экскурсантов);

– составить паспорт маршрута в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50681 с указанием плана прохождения маршрута, даты и длительности похода, участка трассы похода, мест ночлега, приютов, мест укрытий, пунктов медицинской помощи, пунктов связи и т.д.;

– иметь маршрутный лист, в котором указываются опасности и категории сложности маршрута и их уровень, а также “тактический план” и “план безопасности” маршрута, где подробно описываются действия группы, инструктора-проводника, спасателей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на определенном этапе маршрута (телефоны экстренной связи, частоты радиосвязи и время выхода на связь и пр.);

– обеспечить информирование туристов (экскурсантов) о медицинских противопоказаниях к физическим и психическим нагрузкам при осуществлении ими данного путешествия (похода);

– применять знаки на маршруте и сооружениях, используемых туристами во время путешествий (походов);

– привлекать для оказания туристских услуг на маршрутах повышенной сложности профессионально подготовленных специалистов, имеющих специальную квалификацию, включая действия по обеспечению безопасности туристов в чрезвычайных ситуациях;

– предоставлять туристам (экскурсантам) дополнительную информацию, включающую:

а) сведения об особенностях физических нагрузок, индивидуальном и групповом снаряжении и экипировке, включая средства индивидуальной защиты; о правилах пользования средствами индивидуальной защиты (страховочными веревками, шлемами, ледорубами и другим страховочным, спортивным и походным снаряжением и пр.);

б) информацию о реальных и прогнозируемых климатических, барометрических условиях на маршруте, его состоянии и возможных опасностях и мерах по их локализации;

в) картографическую продукцию, включающую информацию о погодных условиях, состоянии природных объектов (паводки, оползни, камнепады), состоянии коммуникаций, туристской инфраструктуры (дорог, мостов, маркировки маршрутов, приютов и т.д.).

Оборудование и инвентарь, применяемые на маршруте, должны соответствовать требованиям безопасности, иметь соответствующую маркировку и быть исправными.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций на маршруте инструктор-проводник обязан принять меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), проинформировать специализированные службы МЧС согласно [10], [18], [19] и следовать их указаниям.

8.5. Особенности обеспечения безопасности туристов при осуществлении туристских путешествий в выездном туризме

Туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, при формировании и реализации турпродуктов дополнительно должны:

– обеспечить четкое взаимодействие с консульскими учреждениями страны выезда российских туристов в чрезвычайных ситуациях [20];

– предусматривать при заключении договоров с принимающей стороной ответственность за обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества российских туристов и возмещение причиненного ущерба, а также предоставление медицинской и правовой помощи;

– оформить необходимые страховые документы со страховым покрытием, обеспечивающим оказание туристам необходимой медицинской помощи.

9. Субъекты, обеспечивающие безопасность туристов

9.1. К субъектам, обеспечивающим безопасность туристов, относят Правительство Российской Федерации, МИД Российской Федерации, Ростуризм, МЧС Российской Федерации, туроператоров, авиаперевозчиков, страховые компании и другие организации исполнительной власти в пределах своей компетенции.

9.2. Обязанности субъектов туризма по обеспечению безопасности туристов изложены в законодательных и нормативных актах Российской Федерации [1], [2], [3], [4], [10], [11], [12], [18], [19].

10. Личная безопасность туристов (экскурсантов)

Туристы (экскурсанты) при совершении путешествий (экскурсий) в целях обеспечения личной безопасности обязаны:

– соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

– сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории, культуры в стране (месте) временного пребывания;

– соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, а также страны транзитного проезда;

– проходить профилактические мероприятия (прививки) в соответствии с международными и внутренними медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться риску инфекционных заболеваний;

– соблюдать на маршрутах повышенной опасности дополнительные меры безопасности: использовать специальное снаряжение, оборудование, выполнять установленные требования и инструкции, подчиняться решениям инструктора-проводника, пройти соответствующий инструктаж.

[1] Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской

деятельности в Российской Федерации” с изменениями и дополнениями

[2] Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера” с изменениями и дополнениями

[3] Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав

потребителей” с изменениями и дополнениями

[4] Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о

требованиях пожарной безопасности” с изменениями и дополнениями

[5] СанПиН 2.1.2.1002-2000. Санитарно-эпидемиологические требования к

жилым зданиям и помещениям

[6] СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий

[7] СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату

[8] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-2003. Гигиенические требования к

естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и

[9] СанПиН 2.1.6.983-2000. Гигиенические требования к обеспечению качества

атмосферного воздуха населенных мест

[10] Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных

службах и статусе спасателей” с изменениями и дополнениями

[11] Правила оказания услуг по реализации туристского продукта,

утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от

[12] Федеральный закон “О транспортной безопасности” от 19.01.2007 N 16-ФЗ

в редакции от 19.07.2009 N 197-ФЗ

[13] Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным

транспортом в Российской Федерации, утвержденные Минтрансом России

[14] Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами,

утвержденное Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997, в

редакции от 18.07.2000 N 75

[15] Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном

железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом Министерства путей

сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30

[16] Федеральные авиационные правила “Общие правила воздушных перевозок

пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров,

грузоотправителей и грузополучателей”, утвержденные Минтрансом

Российской Федерации от 28.06.2007 N 82

[17] Распоряжение Минтранса Российской Федерации от 20.11.2002 N ПР-27-р “О

мерах по повышению регулярности и безопасности полетов при перевозках

российских туристов чартерными рейсами российских авиакомпаний”

[18] Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 N 83 “О

специализированных службах по обеспечению безопасности туристов”

[19] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712

“Положение о государственном надзоре в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера, осуществляемом МЧС” (в редакции Постановления Правительства

Российской Федерации от 22.04.2009 N 346)

[20] Указ Президента Российской Федерации от 05.11.1998 N 1330 “Положение о

консульском учреждении Российской Федерации”

Для любых предложений по сайту: [email protected]