Содержание:
Общие требования к методам обучения
Целесообразность применения того или иного метода (методического приёма) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований.
Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения.
Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковывают инициативу ребёнка, требуют лишь механического воспроизведения движений.
Соответствие принципам обучения. Метод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом.
Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения.
Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные закономерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последовательным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придётся чаще предлагать метод разучивания по частям.
Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя. Каждый педагог должен владеть всеми методами обучения в полном объёме. Тем не менее по целому ряду причин одни учителя лучше владеют одними методами, другие – другими. И эти особенности нельзя не учитывать. Если в конкретном случае от двух методов ожидается примерно одинаковый результат, то разумнее использовать тот метод, которым учитель владеет лучше.
Соответствие условиям занятий. Располагая, например, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптимальной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом. Если же в зале всего 2–3 каната, то обучая лазанью, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные элементы лазанья. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.
Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным или основным. Универсализация любого метода порождает недоверие к нему. Поэтому «центр тяжести» с отдельных методов должен переноситься на их систему. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учителя. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо применять системы методов обучения. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Это положение находит подтверждение в практике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяснением, объяснение включает описание, указание и т.д. Методов, одинаково пригодных для всех учеников и для всех условий работы не существует. Возведение какого-либо метода в универсальный ограничивает творческую инициативу учителя, и позволяет использовать все возможности детей.
Результативность метода оценивается прежде всего прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.
При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков, с тем чтобы целесообразно управлять процессом их формирования. Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия, выполняющей роль его программы.
Подробно о педагогике:
Модели построения распределенных систем непрерывного образования
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в уче .
Изучение влияния использования упражнений в рамках коммуникативного метода на развитие умений письменной речи учащихся
Так как экспериментальное обучение в нашей работе осуществляется в двух классах, то основной упор на развитие умений письменной речи учащихся будет происходить в экспериментальной группе - 7 "АШ" класс. Соответственно, 8 "АШ" класс - контрольная группа. В экспериментальной групп .
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся. Гимнастика до учебных занятий Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических .
6.2. Классификация методов. Общие требования к их выбору
В настоящее время в теории физической культуры имеется несколько классификаций методов, предложенных Л.П. Матвеевым, Б.А. Ашмариным, В.П. Лукьяненко, Ю.Ф.Курмашевым, Ю.И.Евсеевым и др.
В предлагаемой Ю.Ф.
Рис. 3. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических способностей
В каждой группе методов можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов.
Выбор радконкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:
1. Поставленными задачам обучения и воспитания.
2. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
3. Возможностями занимающихся - их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.
4. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.
5. Временем, которым располагает преподаватель.
6. Структурой отдельных занятий и их частей.
7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).
8. Особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количеством инвентаря).
Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.
Дидактика средней школы
После установления целей и организации содержания определяются методы обучения. Как указывалось в гла ве о мет одах обучения, сначала выбирается метод в более широком его понимании, а затем уже намечаются способы реализации. Урок — это система действий, в которой и действие учителя, и действие ученика подчинено определенной задаче. Даже интересная для учащихся деятельность не заставит активно работать длительное время весь класс, если нет правильной смены действий, не предусматривается логически правильная смена методов, приемов, если нет нарастания трудности, сложности действий. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы на уроках в начальных классах переходы от одних методов и приемов работы к другим происходили чаще, чем в старших классах.
Таким образом, урок становится эффективным не только благодаря правильно определенным и сформулированным целям, научно обоснованной организации содержания изучаемого материала, но и благодаря рациональному выбору и использованию методов обучения, обеспечивающих продуктивную деятельность учащихся. При этом необходимо определить место и роль каждого ученика в общей деятельности; познавательную нагрузку всех и каждого с учетом индивидуальных различий среди учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы включить школьников в работу, побудить их жить тем, что изучается на уроке, глубоко и прочно овладевать знаниями и осуществлять при этом мыслительные операции высшего уровня.
Изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблюдалась тенденция найти универсальный, наиболее эффективный метод. Одни пытались во всех случаях использовать один метод, другие — другой, забывая, что каждый метод имеет свою специфическую область применения. Вследствие этого и в связи со сложностью, многоплановостью современных целей обучения наиболее рациональным будет комплексное (комбинированное) применение методов и способов их реализации, основанное на всестороннем анализе всех аспектов учебного процесса на уроке. Это теоретическая основа правильного выбора методов обучения и способов их реализации на любом уроке. В соответствии с ней нельзя решать вопрос о методах обучения альтернативно: плохо, когда выбираются методы, не обеспечивающие продуктивной самостоятельной деятельности школьников, но также плохо, если применяются методы, не дающие возможности учителю осуществлять планомерное руководство на всех этапах учебного процесса.
При выборе методов обучения и способов их реализации следует учитывать такие вопросы: требования к методам обучения; критерии выбора методов обучения и способов их реализации на планируемом уроке.
Требования к методам обучения (и способам их реализации). В настоящее время ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Оба требования тесно связаны: школьники не могут быть активными на уроке, если не понимают изучаемого материала, но они не смогут понять его без активного включения в учебный процесс. Эти требования играют важную роль не только в обучении, но и в воспитании, и в развитии познавательных способностей учащихся.
Первое требование исходит из объективного закона обучения — закона безусловной необходимости активности учащихся в познавательной деятельности (формулировка принадлежит М. Н. Скаткину). Сущность данного закона заключается в еле-дующем: характер и степень активности учащихся в обучении могут быть различными, но акт обучения не может состояться, если они пассивны, не проявляют активности в учебной деятельности. Никто не может извне вложить в голову обучаемых никаких знаний — усвоение знаний всегда является результатом их собственной познавательной деятельности, хотя и руководимой и направляемой учителем. То же самое относится к развитию познавательных способностей школьников — это результат их собственной мыслительной деятельности, хотя она также направляется и управляется преподавателем. Значит, процесс обучения на уроке представляет систему взаимодействий учителя и учащихся, где преподаватель занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от деятельности самих учащихся. Выбор методов обучения и средств их реализации в значительной степени определяет структуру учебного взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, причем под влиянием указанного выше требования характер этого взаимодействия стал другим за счет изменения стиля работы учащихся. Под стилем работы учащихся понимается качество и количество их непосредственного участия в процессе обучения. Сейчас на уроке учащиеся должны иметь больше возможностей для непосредственного участия на всех этапах работы. В связи с этим сочетание, например, лекции с самостоятельной работой учащихся (когда после освещения определенной части материала преподаватель предлагает учащимся выполнить упражнения, практические задания, поработать с учебником, а затем снова продолжает лекцию) больше отвечает современным представлениям об эффективном обучении на уроке, чем раздельное использование непрерывной лекции или длительной самостоятельной работы. Это способствует органической связи внутренних и внешних действий учащихся, обеспечивающей высшую степень их активности на уроке.
Второе требование — обеспечение глубокого понимания учащимися изучаемого на уроке материала также имеет большое значение не только для осмысленного, сознательного усвоения знаний, но и для целенаправленного воспитания учащихся и для развития их познавательных способностей. Движение к глубокому пониманию — сложный и длительный процесс, который начинается с определения основных, наиболее существенных сторон изучаемого явления, события. Когда учащийся в состоянии выявить и указать основные факты, черты, положения в изучаемом, а также отделить их от всего неосновного, второстепенного, то создаются условия для глубокого понимания учебного материала, т. е. для выявления и усвоения глубинных связей между этими факторами, чертами, положениями, которые обычно неярко выражены и потому не могут быть вскрыты сразу, при первом знакомстве с материалом. Они-то и отражают сущность явлений, событий, до которой отдельные учащиеся так и не доходят даже после завершения изучения темы и учебного предмета в целом (отметим, что ученики, заявляющие о понимании изучаемых явлений уже после первичного восприятия знаний, даже не догадываются о том, что в действительности очень многого не понимают).
Понимание тесно связано и с умением объяснить, доказать что-то, а объяснение предполагает описание явления с различных аспектов, точек зрения. Такое умение не может быть сформировано, если в процессе обучения применяются только методы, при которых учащиеся не включаются сами в процесс объяснения, доказательства. Кроме того, понимание включает умение делать достаточно обоснованные предсказания относительно различных сторон изучаемых явлений, которое эффективно формируется посредством исследовательского метода. Понимание делает учение значимым для школьников — раскрывает смысл изучаемого содержания, показывает значение этого содержания для текущей учебной и будущей практической деятельности и побуждает к использованию (а следовательно, развитию) высших умственных процессов. Такое учение захватывает учащихся, включает в познавательную деятельность не только их ум, но и волю, и чувства.
Критерии выбора методов и способов их реализации на уроке. Выбор методов и способов реализации в большой степени определяется целями урока. Неверно, например, использовать лекцию, если планируется, что уже на уроке учащиеся должны овладеть знаниями на уровне применения их на практике. Напротив, для побуждения учащихся к учению, для влияния на их мнения, понимания, убеждения при прочих равных условиях лучшими будут способы, которые ставят учителя в непосредственное взаимодействие с учащимися (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
Прямой контакт учителя с учащимися в учебном процессе более эффективен и действует тем сильнее, чем больше учитываются индивидуальные особенности учащихся. Это в определенной степени объясняется тем, что учащиеся обычно предпочитают получать информацию непосредственно от учителя. Сообщения лучше, точнее, быстрее достигают цели, если у учащихся есть возможность непосредственно попросить учителя более подробно раскрыть некоторые положения, задать вопросы и т. д. (именно поэтому следует вести лекцию, объяснение так, чтобы ученики имели возможность на любом этапе задавать вопросы; с этой целью надо использовать проверку качества понимания учащимися объясняемого материала на различных этапах).
При выборе методов и способов их реализации целесообразно учитывать, посредством каких органов чувств учащиеся будут воспринимать изучаемый материал. Известно, что глаз может перерабатывать намного больше информации, чем ухо, поэтому группировка слов и значений посредством слуха (при слушании учащимися лекций, объяснений) осуществляется намного труднее, особенно при наличии в материале большого числа данных, фактов. Группировка материала значительного -объема при указанных способах его подачи возможна лишь в той степени, в какой ученики могут нести в памяти всю полученную во время объяснения необходимую информацию. Это очень сложно, и многим учащимся плохо удается. Однако эти способы в целом содействуют более быстрому усвоению и более длительному сохранению изученного материала, который не перегружен деталями. Перечисленные недостатки названной группы способов в значительной мере устраняются при подаче содержания в зрительном плане (работа с книгой и др.). Они дают учащимся возможность устанавливать свою, наиболее удобную для каждого из них скорость продвижения, возвращаться к прочитанному по мере надобности, перечитывать непонятное и устанавливать связи одного параграфа с другими. Все это, бесспорно, помогает лучше усваивать и удерживать в памяти изучаемый материал.
Методы обучения и способы их реализации должны способствовать включению в учебный процесс на уроке не только мышления, но и воображения школьников, которое относится к активной внутренней жизни учащихся. Воображение — это сила, которая делает учение интересным и увлекательным. Чтобы воображение учащихся включилось в процесс обучения, обычные виды деятельности на уроке должны сочетаться с необычными, особенными. Это относится ко всем стадиям обучения, к урокам по всем предметам. Например, в начальных классах изучение тех или иных явлений может быть представлено в виде игры; в средних и старших классах можно организовать исследование различных комбинаций элементов изучаемого материала. Тогда учение превращается в захватывающую деятельность. Включение воображения в учебный процесс помогает не только более глубокому и всестороннему пониманию изучаемых явлений, но и способствует раскрытию неизвестных школьникам сторон и аспектов этих явлений. Выбор методов и способов их реализации, которые будут применяться на уроке,— трудная и ответственная задача, требующая глубокого анализа многих факторов. Помимо перечисленных выше, необходимо принимать во внимание способности учащихся, их знания, умения, навыки по изучаемому вопросу, отношение к предмету, а также сильные и слабые стороны самого учителя.
Требования к методам обучения
Требования к методам обучения. Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников. Научность методов. Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Слайд 13 из презентации «Формы и методы обучения» к урокам педагогики на тему «Методы обучения»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Формы и методы обучения.ppt» можно в zip-архиве размером 93 КБ.
Методы обучения
«Активное обучение» - . Ж.-Ж. Дидактические предпосылки. Взгляды сторонников активности ученика. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. История возникновения. В. А. Сухомлинский (1918—1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.
«Активные методы обучения» - Активные методы обучения: семинары и дискуссии. Состязательность, игровой характер проведения занятий. Активные методы обучения. 02.08.2011. Эмоциональное воздействие. Неимитационные. Неигровые. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Признаки методов активного обучения.
«Методы обучения в школе» - Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. По программам д\о в США работает сегодня и ТВ. Использование электронной почты, телеконференций, аудиообучение (телефон + телефакс). Модель международного электронного университета. Лабораторное оборудование (приборы, аппараты, чертежное оборудование).
«Виды учебной деятельности» - Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности. Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками.
«Реферат» - Тема Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу… Е.Н.Ястребцевой;пер. с англ. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Темой реферата является… Основные этапы работы над рефератом. Список использованных информационных ресурсов завершает работу. Титульный лист.
«Технологии и методы обучения» - Сравнение характеристик инновационных моделей обучения. Инновационные образовательные технологии. Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя является новое знание. Единицей задания содержания в контекстном обучении выступает проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.
Всего в теме «Методы обучения» 34 презентации
Современные методы обучения
Главная > Реферат >Педагогика
1.Определение метод обучения 4
2.Современная классификация методов обучения 7
3.Выбор метода обучения в современной педагогике 10
Список использованной литературы 14
Современная образовательная ситуация и в России, и в большинстве стран цивилизованного мира характерна опорой на экспериментальную педагогику, широко использующую не только собственно-педагогические методы исследования, но и методы сопредельных социальных и естественных наук. В современной педагогической теории и практике особенно актуальна проблема развития личной активности обучающихся. В настоящее время внимание многих педагогов привлекают вопросы организации условий, при которых обучение протекало бы наиболее успешно, а так же вопросы, связанные с формированием стойкой положительной мотивации учащихся к обучению, создание условий для личностного роста и развития познавательных интересов школьников.
Цель реферативной работы: рассмотреть современные методы обучения.
раскрыть понятие «метод обучения»;
рассмотреть классификацию современных методов обучения;
сформулировать основные требования к применению данных методов обучения.
В настоящее время внимание многих педагогов привлекают вопросы организации условий, при которых процесс обучения был бы наиболее успешным, этому посвящена наша работа.
1.Определение метод обучения
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность учебной работы, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Однако, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов обучения остается по-прежнему актуальной. До настоящего времени продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему методов обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.
Слово “метод” в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в учебном пособии по педагогике под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности” 1 .
В современной педагогике выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, которые выступают как сложное, многомерное и многокачественное образование, взаимосвязанное с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами).
В определении понятия “метод обучения” в теории педагогики находят отражение, с одной стороны, моменты реально осуществляющейся педагогической практики, а, с другой, объективные закономерности педагогической деятельности, как специфической области общественного труда. Обычно, при раскрытии данного понятия представители различных школ и направлений фиксируют характерные для этой педагогической системы признаки: цели обучения, приоритетный способ усвоения, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся. Таким образом, дидактические методы отражают целевой, психологический и гносеологический аспекты обучения.
Анализ педагогической литературы показывает, что в ХХ веке дискуссии о том, как наиболее эффективно организационно и методически правильно построить процесс обучения в высшей школе не завершились. Так, в учебниках для педагогических вузов 70-х годов за основу чаще всего берется положение о том, что любое педагогическое явление включает четыре компонента: субъект, объект, цели деятельности, предмет совместной деятельности (вещи, свойства, отношения, существующие в объективной реальности, а также знания о них, являющиеся продуктом культурного развития).
При таком подходе понятие “метод” как педагогическая категория характеризуется через изменение во времени всех четырех компонентов:
– метод как сторона деятельности субъекта;
– метод как сторона деятельности объекта педагогического воздействия;
– метод в зависимости от намеченных общих и частных целей деятельности;
– метод как характеристика структуры и формы предмета их совместной деятельности.
На основе последнего аспекта формулируется достаточно сложное определение. “Метод обучения есть способ управления (со стороны субъекта) процессом формирования индивида или группы (поскольку педагогически осознанное воздействие есть один из наиболее общих факторов такого формирования) через придание определенной формы и структуры предмету их совместной деятельности в соответствии с преследуемыми целями. Следовательно, метод есть способ управления за счет выбора субъектом педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания 2 ”
Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов, а прием рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, запись базовых понятий применяется как при объяснении нового материала преподавателем, так и при самостоятельной работе обучающихся. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания курсантов и слушателей при восприятии ими нового материала или повторении пройденного, стимулируют познавательную деятельность. Метод и прием могут меняться местами. Например, если преподаватель сообщает новые знания методом объяснения, в процессе которого демонстрирует наглядные пособия, то эта демонстрация выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и базовые знания курсанты и слушатели получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
2.Современная классификация методов обучения
Одной из наиболее дискутируемых проблем современной дидактики высшей школы является представление существующих методов обучения с системных позиций. В настоящее время нет единой точки зрения по данному вопросу. В связи с тем, что разные авторы при распределении методов обучения на группы и подгруппы используют различные признаки, существует ряд классификаций. Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе (табл. 1).
Таблица 1 - Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе
Требования и характеристики методов обучения
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, нацеленная на выполнение задач образования, воспитания и развития в обучении.
Классификация и выбор методов обучения
Методы обучения являются важным компонентом в образовательном процессе. При выборе соответствующих методов обучения исходят из цели и задачи обучения.
Выделяют 3 основные группы методов обучения с множеством подгрупп:
- Методы реализации и организации обучения:
- В соответствии с источником передачи и восприятием деятельности:
- Практические;
- Наглядные;
- Словесные.
- В соответствии с логикой передачи и восприятия информации:
- Дедуктивные;
- Индуктивные.
- В соответствии с самостоятельностью мышления:
- Проблемно-поисковые;
- Дедуктивные.
- В соответствии со степенью управления учебной деятельностью:
- Под наблюдением преподавателя;
- Самостоятельная деятельность учеников.
- В соответствии с источником передачи и восприятием деятельности:
- Методы стимулирования и мотивации учебного процесса:
- Методы стимулирования интереса к учебе:
- Дискуссии;
- Познавательные игры;
- Организационно-деятельностные игры;
- Эмоционально-нравственные ситуации.
- Методы стимулирования ответственности:
- Поощрения и наказания;
- Убеждения;
- Требования.
- Методы стимулирования интереса к учебе:
- Методы контроля и самоконтроля над эффективностью обучения:
- Методы устного контроля и самоконтроля:
- Устные экзамены;
- Устные зачеты;
- Индивидуальные опросы;
- Фронтальные опросы.
- Методы письменного контроля и самоконтроля:
- Письменные контрольные работы;
- Письменные экзамены;
- Письменные зачеты;
- Письменные работы.
- Методы практического контроля и самоконтроля:
- Лабораторный контроль;
- Машинный контроль.
- Методы устного контроля и самоконтроля:
Подобная классификация методов обучения достаточно целостная, поскольку в ней учитываются основные структурные элементы деятельности: восприятие, осмысление и практическая деятельность. В данной классификации не только объединены различные подходы, но и рассмотрены во взаимосвязи и единстве. Причем важное значение имеет выбор оптимального сочетания методов.
Каждый метод, в свою очередь, представлен совокупностью методических приемов. По этой причине методы определяются совокупностью методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Методы по источнику восприятия и передачи деятельности
К словесным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и т.д. Используя этот метод, педагог через слова излагает и подает учебный материал, а ученики слушают, запоминают и усваивают.
Рассказ представляет собой устное повествовательное изложение материала с вопросами к обучаемым. Цели и ситуации использования у рассказа могут быть разными.
Рассказ-вступление подготавливает учеников к овладению новым учебным материалом. Данный вид рассказа довольно краткий и эмоциональный, он вызывает интерес к новой теме. Во время рассказа в доступной форме педагоги сообщают задачи деятельности учеников.
Рассказ-изложение дает возможность раскрыть содержание новой темы. Он составляется последовательно, по плану с использованием картинок и ярких примеров.
В рассказе-заключении резюмируются главные мысли, формулируются выводы и обобщения.
Данный метод оказывается эффективным при дистанционной форме обучения. Значимость применения рассказа обуславливается тщательным обдумыванием темы, удачной подборкой примеров и картинок, поддержанием эмоционального тонуса в изложении.
В отличие от рассказа учебная лекция предусматривает изложение трудоемкого учебного материала. Результативность проведения лекции зависит от плана лекции, последовательного изложения пунктов плана с выводами. Главное, это обеспечить доступность изложения, пояснить термины, осуществить подборку примеров и наглядных средств. Лекция прочитывается в темпе, который дает возможность ученикам записывать конспект.
Метод беседы требует общения между учителем и воспитанниками. Беседа организуется посредством системы вопросов, которые подводят учеников к усвоению фактов, новых терминов и закономерностей. В методе беседы применяются способы постановки вопросов и обсуждения ответов и мнений учащихся, способы корригирования ответов, способы формулировки выводов. Подготавливаемые вопросы к беседе должны быть объемными для целостного восприятия. Они требуют от учащихся сложных ответов.
Наглядные методы очень важны в процессе обучения, которые обладают визуальным восприятием действительности. Использование наглядных методов обучения одновременно развивает и абстрактное мышление учеников. Наглядные методы обучения и словесные методы переплетаются друг с другом.
Практические методы используются в процессе обучения совместно со словесными и наглядными методами обучения, поскольку практической работе предшествует объяснение педагога в виде инструкции.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
С помощью индуктивных и дедуктивных методов обучения формулируется логика раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему либо наоборот.
Индуктивный метод эффективен при освоении фактического материала. Повсеместно применяются индуктивные методы при заучивании технических устройств и выполнении практических заданий.
С помощью индуктивного метода решаются многие математические задачи. Однако индуктивный метод требует много времени на изучение новой информации. При этом он не развивает абстрактное мышление.
Дедуктивный метод обучения – это метод, который дает возможность за короткое время пройти учебный материал, активно развить абстрактное мышление. Его целесообразно используют при изучении теории.
Данные методы содержания учебного материала раскрываются логическим образом – индуктивно либо дедуктивно.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
В процессе репродуктивного мышления происходит активное восприятие и запоминание материала. Использование данных методов возможно только совместно со словесными, наглядными и практическими методами обучения. Перечисленные методы представляют собой материальную основу этих методов. Репродуктивные методы эффективны, когда содержание учебного материала информативно, несет описание способов практических действий, не предусматривает поиск знаний. Репродуктивные методы обучения не развивают мышление, самостоятельность, поисковую деятельность.
Проблемно-поисковые методы находят применение в проблемном обучении. С таким подходом педагог искусственно создает проблемную ситуацию и организует обсуждение всевозможных подходов для ее решения. Проблемно-поисковые методы обучения, как правило, используются в дистанционном обучении. Изложение материала методом проблемного рассказа или лекции требует от преподавателя размышления, доказательства, обобщения, анализа фактов и порождения мышления слушателей. Наглядные учебные материалы при этом используются только для постановки экспериментальных задач. Проблемно-поисковые упражнения эффективны для самостоятельного выполнения действий учащимися, которые подталкивают их к усвоению новых знаний.
Методы стимулирования ответственности
Методы стимулирования ответственности требуют объяснения общественного и личного значения учения, предъявления конкретных требований, поощрения добросовестного выполнения обязанностей. Чувство ответственности воспитывают, привлекая слабых учеников для осуществления образцов работы более сильных, путем закрепления устоявшихся способов деятельности, привлечения учеников к анализу непростых задач, поддержания эмоциональной творческой атмосферы на уроках
Требования к методам обучения;
1. Научная обоснованность (с точки зрения познания).
2. Соответствие поставленной задачи обучения.
3. Обеспечение воспитывающего характера обучения.
4. Соответствие методов всей системе принципов обучения.
5. Соответствие методов специфике учебного материала, его сложности.
6. Соответствие методов индивидуальной и групповой подготовленности учеников.
7. Соответствие индивидуальным способностям и особенностям учителя.
8. Соответствие условиям занятий.
9. Разнообразие методов.
21. Двигательные умения и навыки (определение и общая характеристика, примеры)
Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.
Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.
Навык – это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Качество навыков различно из-за различной способности автоматизировано выполнять частные действия данной деятельности. Навыки делятся на: 1. Умственные (сенсорные) – это навыки восприятия, сравнения (музыкальный слух, глазомер, чтение показанияприборов) 2. Волевые навыки – это навыки дисциплины, подавления эмоций3. Двигательные (моторные). Процесс физического воспитания связан, в основном, с формированием двигательных навыков
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека подвлиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретатьразличный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условияхрационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования исовершенствования двигательного действия в таких условиях принятосхематически представлять как последовательный переход от знаний ипредставлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения кнавыку.Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью ихосвоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующихпредпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличиядвигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; притворческом мышлении в процессе построения новой системы движений.Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способавыполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями.Это и составляет сущность двигательного умения.Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В однихслучаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенноговладения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умениявырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае ониявляются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материалшкольной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровнеумения.[1]Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главнымв них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтездвижений.В результате формирования двигательного действия возникает первоначальноедвигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие«двигательный навык», относится преимущественно к технической сторонеспособности совершать двигательные действия и вместе с тем отражаетопределенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умениепредставляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностейчеловека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действиена основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степениавтоматизации) целенаправленных операций.[2] К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:- постоянная концентрация внимания в процессе действия насоставляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокаястепень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;- относительная нестандартность параметров и результатадействия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программойдействия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особеннопод влиянием сбивающих факторов;- расчлененность или мало выраженная слитность операций,обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всегопрочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны.Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательныеступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократномповторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умениепереходит в навык (таб. 1). Это достигается постоянным уточнением икоррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивостьдвижения, а главное – автоматизированный характер управления движением. Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательныхвозможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся:- повышенная степень участия двигательныхавтоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, исвязей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на егодетали, сколько на реализацию общей цели;- выраженная стереотипность частных операцийи параметров действия (если не возникает объективных условий, требующихварьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению ксбивающим факторам;- выраженная слитность операций и сокращениевремени выполнения действия.Таким образом, двигательный навы
к - это оптимальная степень владениятехникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. приминимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокойпрочностью и надежностью исполнения.
22. Общая физическая подготовка в физическом воспитании (определение, задачи, критерии)
Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.
Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
* приобрести общую выносливость;
*повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
*улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
*научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.
Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Гимнастика - это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.
Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика содействует более успешному выполнению требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.
Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.
Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.
Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.
Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.
Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.
23. Специальная Физическая подготовка (определение, содержание и краткая характеристика)
Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
* профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) -- это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, -- массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта -- укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений -- добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
*устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
*кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
*способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
*способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
*способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.
Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.
Задачи ППФП направлены на:
*всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;
*преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;
*формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;
*подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;
* воспитание специфических волевых качеств.
* содействовать повышению производительности труда работающих;
*способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду;
*создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.
ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся ВУЗов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.
Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.