Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 650000 - "Техника и технологии" и отнесенных к нему специальностей и направлению подготовки бакалавра 550000 - "Технические науки". Настоящая брошюра содержит методические указания к выполнению лабораторных работ по разделу дисциплины "Физика": Электричество и магнетизм.
Содержание:
Методика обучения физике в средней школе
Лабораторные работы с физики
Лекция 10. Лабораторные работы с физики
Литература 4, с. 171 - 190; 12, с. 103 - 110; 23.
1. Проблему развития мышления школьников нельзя закрывать усвоением умственных действий учениками, поскольку умение ученика теоретически рассуждать об определенной системе действий еще не обеспечивает умения выполнять эти же действия реально. Завершающим этапом в развитии умственных операций учеников является не становление умственного действия, а реализация этого действия в практической деятельности. Поэтому обучение физике предусматривает привлечение школьников к таким видам деятельности, которые позволяют использовать приобретенные знания на практике, в частности, к выполнению школьниками лабораторных работ.
Под лабораторными работами понимают такую организацию учебного физического эксперимента, при которой каждый ученик работает с приборами или установками.
Дидактическая роль лабораторных работ чрезвычайно большая. Восприятия при выполнении лабораторных работ основаны на большем и более разнообразном количестве чувственных впечатлений и становятся более глубокими и более полными сравнительно с восприятиями при наблюдении демонстрационного эксперимента. При выполнении лабораторных работ ученики учатся пользоваться физическими приборами как орудиями экспериментального познания, приобретают навыки практического характера. В некоторых случаях научная трактовка понятия становится возможной лишь после непосредственного ознакомления учеников с явлениями, что требует воссоздания опытов самими учениками, в том числе и во время выполнения лабораторных работ. Выполнение лабораторных работ способствует углублению знаний учеников из определенного раздела физики, приобретению новых знаний, ознакомлению с современной экспериментальной техникой, развитию логического мышления
Лабораторные работы имеют также важное воспитательное значение, поскольку они дисциплинируют учеников, приучают их к самостоятельной работе, прививают навыки лабораторной культуры.
за содержанием - из механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и др.;
за методами выполнения и обработки результатов - наблюдения, качественные опыты, измерительные работы, количественные исследования функциональных зависимостей величин;
за мерой самостоятельности учеников во время выполнения - проверочные, эвристические, творческие;
за дидактической целью - изучения нового, повторение, закрепление, наблюдение и изучение физических явлений, ознакомление с физическими приборами и измерение физических величин, ознакомление со строением и принципом действия физических приборов и технических установок, выявление или проверка количественных закономерностей, определения физических констант;
за местом в учебном процессе - предыдущие, иллюстративные, итоговые;
за организационным признаком - фронтальные лабораторные работы, физические практикумы, домашний эксперимент.
Последняя классификация самая общая и самая распространенная. Она дает возможность рассматривать эксперимент с точки зрения методов учебы, правильно определять место каждого из его видов в системе учебных занятий из физики, рационально подбирать учебное оборудование.
Фронтальные лабораторные работы - это такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. Слово "фронтальный" означает, что в данном случае все ученики класса проводят одинаковый эксперимент, пользуясь при этом одинаковым оборудованием. Если длительность фронтальных лабораторных работ не превышает 10 -15 минут, то их часто называют фронтальными опытами. Фронтальные лабораторные работы проводятся во время изучения соответствующего материала.
Физическим практикумом называют такую форму проведения лабораторных работ, при которой все звенья или группы звеньев учеников получают разные задания усложненного содержания. Практикум проводится после изучения определенного раздела курса физики или чаще всего в конце учебного года. Его задания охватывают большие темы курса и требуют для своего выполнения сложной физической аппаратуры и экспериментальных установок.
Домашний эксперимент - лабораторные работы, которые выполняются учениками дома по заданию учителя. При этом ученики пользуются предметами домашнего употребления или самостоятельно изготовленными самыми простыми приборами.
Репродуктивный метод выполнения лабораторной работы заключается в том, что в данном случае не предусматривается самостоятельное получение новых знаний, а лишь подтверждаются уже известные факты и истины или иллюстрируются теоретически установленные утверждения.
Выполнение лабораторных работ репродуктивным методом предусматривает проведение актуализации знаний учеников, повторение способа измерения необходимых физических величин, выяснения принципиальной схемы установки. После этого ученикам предлагается собрать схему установки, провести измерение, обработать результаты опыта и сделать соответствующие выводы.
Данный метод выполнения лабораторных работ является самым распространенным в практике обучения физики, но он имеет существенные недостатки: он рассчитан на воспроизводящую деятельность учеников и требует от них действий по образцу.
Частично-поисковый метод заключается в том, что учитель, систематически давая последовательные указания, руководит практическими действиями учеников, а затем своими вопросами направляет их умственную деятельность на анализ полученных из опытов результатов и на формулировку нового, раньше неизвестного им закона или факта. Этот метод позволяет органически включать в изложение нового материала лабораторный эксперимент как источник новых знаний, добытых учеником в результате своих наблюдений на самостоятельно собранной установке.
Частично-поисковым методом целесообразно пользоваться в тех случаях, когда все действия, которые должны выполнить ученики, уже усвоенные или выполняются легко. Данный метод может использоваться в работах, посвященных либо наблюдению явлений, либо установлению функциональных зависимостей между определенными физическими величинами.
При исследовательском методе выполнения ученики получают только задание, а пути его выполнения они отыскивают сами и самостоятельно проводят все этапы исследования - собирают установку, проводят измерение, обрабатывают результаты и тд.
Исследовательский метод в чистом виде может быть использован лишь в индивидуальной работе с сильными учениками. Но элементам этого метода необходимо учить всех учеников. Для этого в канун выполнения лабораторной работы целесообразно предложить ученикам продумать возможные способы непрямого измерения какой-либо величины, самим указать необходимые приборы и способы проведения измерений. Предложения учеников обсуждаются в классе и производится единственный подход к выполнению работы. Вся последующая работа выполняется учениками полностью самостоятельно. Роль учителя заключается лишь в контроле за действиями учеников.
Количественное соотношение между методами выполнения лабораторных работ нельзя определить нормативно, поскольку на их выбор влияет много факторов: соответствие избранного метода цели урока, подготовленность учеников к восприятию материала на определенном уровне, содержание эксперимента. Выбирая метод выполнения лабораторного эксперимента, учитель должен руководствоваться тем, что каждая работа должна обеспечивать выполнение программных требований к экспериментальной подготовке учеников, а именно обучение целесообразно организовывать в зоне ближайшего развития каждого школьника.
4.a) Количество и тематика фронтальных лабораторных работ из каждой темы школьного курса физики определяется учебной программой. При этом предусматривается, что в случае необходимости (отсутствие необходимого оборудования или условий) указанные работы можно заменить равноценными им работами. Для выполнения фронтальных лабораторных работ предусматривается использование специальных (лабораторных) приборов.
Подготовка до выполнения фронтальных лабораторных работ начинается из создания соответствующей материальной базы - подбору необходимых для выполнения работы приборов с таким расчетом, чтобы с одним набором работало 2 ученика. Выполнение фронтальных лабораторных работ проводится "парами", которые формируются таким образом, чтобы обеспечить высокую эффективность работы каждого ученика.
Накануне выполнения фронтальной лабораторной работы учитель сообщает ученикам тему работы и объем материала, который необходимо повторить для ее выполнения.
Занятие начинается из вступительного слова учителя и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы (в зависимости от выбранного метода выполнения инструктаж будет носить разный характер и объем рассматриваемых вопросов). Учитель проводит также короткий инструктаж учеников из техники безопасности при выполнении данной работы и делает соответствующие записи в "Журнал инструктажу из техники безопасности", который содержится в кабинете физики.
Ученики записывают в тетрадях дату, номер и тему лабораторной работы, список приборов и материалов, чертят таблицу результатов измерений и вычислений.
Экспериментальную часть задания ученики выполняют самостоятельно под контролем учителя. В случае необходимости учитель оказывает ученикам помощь, обращает их внимание на приемы правильной работы с приборами, отмечает нарушение правил техники безопасности. Учитель фиксирует также качество и самостоятельность выполнения работы каждым учеником.
Результаты работы заносятся в тетрадь, где проводится их обработка и записывается соответствующий вывод (полученное значение ли физической величины).
Оценка за фронтальную лабораторную работу выставляется на основе заметок учителя и проверки отчета ученика. Эта оценка заносится в классный журнал.
4.б) Учебная программа из физики отводит определенное время на выполнение работ физического практикума в 9 - 11 классах. Здесь же наводится и ориентировочный перечень тем работ физического практикума в каждом классе. Учитель, в зависимости от целесообразности и возможностей, выбирает те работы, которые будут предложены ученикам для выполнения. Организационно эти работы могут быть одно- и двухчасовыми. В первом случае работы должны быть проще для выполнения и требовать меньших затрат времени, но их количество будет в два раза более большой. Для выполнения работ практикума используются более сложные приборы (сравнительно с приборами для фронтальных работ), что дает возможность точнее провести измерение и ознакомить учеников с приборами, которые используются для физических исследований.
При выполнении работ физического практикума одновременно выставляются все работы, которые выполняются звеньями учеников согласно специально сложенного графика.
До проведения практикума учитель готовит инструкции, которые содержат: цель работы, метод решения экспериментального задания, перечень необходимых приборов, порядок действий при выполнении эксперимента, таблицу результатов измерений и их обработки, контрольные вопросы.
До выполнения каждой работы ученики готовятся дома, повторяя теоретический материал. На занятиях они проводят экспериментальные исследования, получают и обрабатывают результаты, формулируют выводы и отчитываются перед учителем.
Первому занятию предшествует вступительная беседа, в ходе которой рассматриваются следующие организационные вопросы: проводится инструктаж из техники безопасности; выясняется, как готовиться к работе, что должен делать ученик на занятиях, какие требования ставятся к отчету о работе, как будет организован контроль и оценка работ учеников, знакомятся ученики с графиком выполнения работ.
В процессе выполнения работ учитель следит за качеством подготовки учеников к работе, за правильностью сбора установки и работы с измерительными приборами, за соблюдением учениками правил техники безопасности.
На основе своих наблюдений и поданного учениками отчета учитель выставляет общую оценку за работу в классный журнал. Во многих случаях учителя практикуют такую организацию зачетной работы, когда ученики "защищают" полученные результаты.
4.в) Методика использование домашнего эксперимента во время учебы физики имеет свои особенности. В частности, он должен быть органическим продолжением и дополнением той работы, которая выполнялась учениками в классе. Поэтому часто бывает целесообразным предлагать ученикам домашние экспериментальные задания после выполнения ими фронтальных лабораторных работ. Дифференциация таких заданий создает благоприятные условия для работы каждого ученика на оптимальном для него уровне. Домашние экспериментальные задания должны предусматривать использование бытовых и несложных самодельных приборов, а также материалов, которые есть дома у каждого ученика. Выполнение этих заданий не должно создавать ситуаций, которые могут угрожать жизни и здоровью детей.
Выполнение домашних экспериментальных заданий должно обсуждаться в классе с учениками, проверяться и оцениваться учителем.
5. Широкие возможности при выполнении лабораторного эксперимента из физики дает использование компьютерной техники на разных этапах этой работы. Использование компьютера позволяет графически подать какую-нибудь математическую функция (зависимость между определенными физическими величинами), моделировать физические процессы, сложные физические и технологические установки, рассматривать физические процессы в динамике. Применение аналого-цифровых преобразователей дает возможность использовать компьютер во время выполнения лабораторных работ для измерения физических величин и графической интерпретации протекания физических процессов. Применение электронно-вычислительной техники во время обработки результатов эксперимента позволяет избежать больших затрат учебного времени на выполнение однообразных вычислений и увеличить частицу творческой работы школьников.
Вместе с тем, используя компьютер в лабораторном эксперименте, следует помнить, что моделирование физических процессов на компьютере мало способствует формированию у школьников экспериментаторских умений и навыков. Ведь компьютер лишь моделирует физический эксперимент, а модель никогда не может подать исчерпывающие сведения о явлении. Поэтому использование компьютера в лабораторном эксперименте должно дополнять, но не подменивать его. Ученики должны уметь работать с реальными физическими приборами, собирать экспериментальные установки, пользоваться измерительными приборами. Моделирование же разнообразных ситуаций, например, во время работы "конструкторами электрических цепей" и другими аналогичными компьютерными программами, позволит быстрее познать закономерности тех или других процессов и явлений.
Классификация фронтальных лабораторных работ с физики
Структура, содержание и оформление лабораторной, практической работы по химии, физике: ГОСТ, общие правила
Трудимся
Оформление лабораторной работы по ГОСТу по физике, химии или любому другому предмету предполагает соблюдение определенных требований и рекомендаций.
Чтобы сдать работу с первого раза, нужно четко знать не только сам предмет, но и как оформить результаты проведенных исследований в рамках лабораторной.
Лабораторная работа представляет собой научный отчет небольшого объема, в котором обобщается работа в рамках определенной темы, проведенная учащимся/студентом.
В результате полученных данных преподаватель сможет оценить степень выполнения заданий, а также общую профессиональную подготовку учащегося.
Требования к оформлению лабораторных работ
Лабораторная работа должна состоять из следующих глав:
- Титульный лист.
- Описание цели работы.
- Предоставление кратких теоретических сведений.
- Описание технического оснащения и методики проведения эксперимента.
- Полученные в ходе проведения эксперимента результаты.
- Анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Подведение итогов.
Содержание отдельных частей при оформлении лабораторной работы по ГОСТ
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
При написании цели работы должна быть указана тема лабораторной, перечислены основные задачи, поставленные перед студентом.
Краткие теоретические сведения
При перечислении кратких теоретических сведений можно привести необходимые формулы, расчеты. Здесь не нужно указывать совпадающие с учебником или методичкой сведения – достаточно в общем виде упомянуть основные понятия, законы, расчетные таблицы и формулы, которые использовались в ходе проведения эксперимента. По объему эта часть не должна превышать 1/3 всего документа.
Техническое оснащение
При описании технического оснащения и методики проведения эксперимента следует привести описание хода работы, подробно изложить ход эксперимента, метод получения информации и способ ее обработки.
Описание проведения эксперимента
В процессе описания полученных в ходе проведения эксперимента результатов нужно предоставить сами результаты, которые учащийся получил при выполнении лабораторной работы. Здесь нельзя забывать об указании погрешностей измерений.
В разделе с анализами данных, полученных в ходе проведения эксперимента, должна содержаться подробная информация с анализом полученных результатов, а также их интерпретация на основах законов изучаемого предмета.
Подведение итогов
В разделе с подведением итогов следует делать выводы, подкрепленные экспериментальными действиями и теоретическими знаниями.
Теперь вы знаете, как оформить лабораторную работу по химии и другим предметам. Если у вас при проведении лабораторной работы возникли определенные трудности или на ее выполнение вообще не хватает времени, вам всегда помогут толковые специалисты. Они моментально сделают лабораторную работу, также вы можете заказать дипломную работу.
Требования к отчетам по лабораторным работам по физике
МЕХАНИКА.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И
ТЕРМОДИНАМИКА
Методические указания к выполнению
лабораторного практикума по физике
с использованием пакета «Открытая физика 2.5»
Часть 1
Составитель: О.А. Денисова, доцент, к.ф.-м.н.
Механика. Молекулярная физика и термодинамика: Методические указания к выполнению лабораторного практикума по физике с использованием пакета «Открытая физика 2.5». Часть 1 / Сост.: О.А. Денисова.- Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2007.- 98 с.
В методических указаниях приведена краткая теория изучаемого вопроса, порядок выполнения и правила оформления лабораторных работ по физике разделы «Механика. Молекулярная физика и термодинамика» с использованием пакета «Открытая физика 2.5».
Предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения инженерных специальностей.
Рис. 58, моделей 25, Библиогр.: 6 назв.
Рецензент: С.В. Шапиро, профессор, д.т.н.
О.А. Денисова, 2007
академия экономики и сервиса, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа №1. Основные понятия кинематики. Относительность движения. Перемещение и скорость………………………………………………..6
Лабораторная работа №2. Движение тел с ускорением. Равноускоренное движение тела. Скорость и ускорение. Свободное падение тела…………….…16
Лабораторная работа №3. Динамика материальной точки и твердого тела. Движение брусков………………………………………………………………….26
Лабораторная работа №4. Законы сохранения в механике. Упругие и неупругие соударения……………………………………………………………………. 35
Лабораторная работа №5. Механические колебания и волны. Колебания груза на пружине. Математический маятник………………………………………. 55
Лабораторная работа №6. Уравнение состояния идеального газа.Изопроцессы…….…………………………………………………………………..………69
Лабораторная работа №7. Основы специальной теории относительности. Относительность промежутков времени………………………………………….80
Данные методические указания направлены на определение порядка выполнения и оформления компьютерных лабораторных работ по программе «Открытая физика 2.5».
Данный пакет предназначен для изучений основных физических законов и явлений с использованием компьютерных моделей студентами очной и заочной форм обучения. Проверка знаний студента проводится во время аудиторных занятий и с помощью контрольных работ, после чего следует тестирование знаний студентов.
Интерфейс программы достаточно удобный и позволяет работать как с теоретическими материалами, так и с моделями одновременно. Кроме этого в пакете присутствует список основных физических констант, формул основных физических законов, приведены биографии великих физиков. Все это позволяет студентам всесторонне подойти к изучению необходимого материала. В пособии учтены особенности учебных планов разных специальностей. Для этого приведены таблицы с указанием количества выполняемых работ для каждого раздела лабораторного практикума.
Практические занятия по данной программе разделяются на:
1) лабораторный практикум;
2) контрольные (домашние) работы.
Лабораторный практикум состоит из 7 лабораторных работ.
Для выполнения домашних контрольных работ каждый студент обеспечивается копией данного пакета.
1. Основные цели и задачи физического практикума. Общие требования к выполнению лабораторных работ по физике
Настоящий сборник предназначен для студентов строительного факультета (сп.290300 и сп.291500) и включает лабораторные работы по курсу «Общая физика» и «Физика в строительстве» (последние в тексте отмечены "звездочкой *").
Физический практикум в вузе ставит своей целью помочь студентам понять смысл физических явлений; уяснить физический смысл законов, описывающих наблюдаемые явления, и обратить внимание на область их применения. Контрольные вопросы, приведенные в конце каждой лабораторной работы, указывают на тот минимум теоретического и практического материала, который должен усвоить студент в процессе проведения физического эксперимента и при подготовке к защите лабораторной работы.
Основные цели и задачи физического практикума при изучении курса физики в вузе можно свести к следующим.
1. Развитие навыков самостоятельной работы и умения применять теоретические знания для решения практических задач.
2. Знакомство с современными методами и приемами физических измерений и приобретение навыков в пользовании основными измерительными приборами.
3. Приобретение навыков математической обработки результатов измерений в физическом эксперименте и умения проводить анализ полученных данных.
Студенты в физической лаборатории ДОЛЖНЫ соблюдать правила техники безопасности (ТБ), с которыми их знакомит преподаватель на первом занятии. Правила ТБ, специфические для конкретной лабораторной работы, обсуждаются со студентами непосредственно перед выполнением эксперимента. При грубом нарушении правил ТБ студент ОТСТРАНЯЕТСЯ от выполнения лабораторной работы. Он вновь может быть допущен к занятиям после тщательной проработки правил ТБ и получения "допуска".
За умышленную порчу имущества и оборудования в лаборатории студент несет полную МАТЕРИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
При выполнении физического практикума студент ДОЛЖЕН выполнять общие требования к выполнению лабораторных работ, утвержденные кафедрой. При невыполнении этих требований студент НЕ ДОПУСКАЕТСЯ к занятиям.
Лабораторные работы по физике студенты выполняют в часы занятий по расписанию. В случае пропусков по уважительной причине студент может выполнить работу в другое время, назначенное преподавателем. Если же занятие пропущено без уважительных причин, то отработка лабораторной работы - в конце семестра по графику, утвержденному кафедрой.
1. К лабораторному занятию студент ОБЯЗАН готовиться дома. Для этого он ДОЛЖЕН: а) ознакомиться с теорией вопроса (тема заранее известна), чтобы иметь четкое представление об изучаемом явлении и о законах, описывающих это явление, и суметь предвидеть ожидаемый результат; б) сделать заготовку бланка отчета для новой работы и оформить отчет по предыдущей работе. Образец бланка отчета приведен в приложении 1.
2. Приступая к выполнению лабораторной работы, студент ДОЛЖЕН внимательно ознакомиться с рабочим местом и при обнаружении каких-либо недостатков (нехватка оборудования, неисправность установки по внешним признакам и т.п.) он должен поставить в известность преподавателя или лаборанта. Включение установки в сеть и ее запуск производятся только с РАЗРЕШЕНИЯ преподавателя.
3. Результаты проведенных экспериментов студент ОБЯЗАН обсудить с преподавателем не позднее, чем за 10-15 мин до окончания занятия. В случае неудовлетворительных результатов эксперимент следует повторить, устранив те недостатки, на которые указал преподаватель. После этого преподаватель подписывает отчет.
БЕЗ ПОДПИСИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОТЧЕТ НА ПРОВЕРКУ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ.
4. По окончании эксперимента рабочее место студент ДОЛЖЕН привести в порядок: схему разобрать, оборудование оставить в том виде, в каком оно было перед началом работы; измерительные приборы сдать лаборанту.
5. По каждой лабораторной работе студент ОБЯЗАН получить зачет. Для успешной защиты лабораторной работы студент ДОЛЖЕН еще раз проработать теоретический материал, ответив на контрольные вопросы. При подготовке к защите работы студент ДОЛЖЕН обратить внимание на методику проведения эксперимента. По каждой лабораторной работе должен быть проведен анализ полученных результатов и написан исчерпывающий вывод.
СТУДЕНТ, ВЫПОЛНИВШИЙ ТРИ РАБОТЫ И НЕ ЗАЩИТИВШИЙ НИ ОДНОЙ ИЗ НИХ, к следующей работе не допускается.
Студенты, не проявившие необходимой самостоятельности и достаточно твердых знаний, работающие в течение семестра не систематически, перед сессией сдают итоговый зачет, получив дополнительное задание. Работа остальных студентов оценивается по текущей работе.
Порядок ведения тетрадей по физике и их проверке
Порядок ведения ученических тетрадей по физике и их проверке
Аккуратное и правильное ведение тетрадей – залог успешного изучения физики !
1. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ, обучающиеся должны иметь 3 тетради по физике: одна общая тетрадь для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач,
вторая из 12-18 листов - для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);
третья - для текущих контрольных письменных работ по физике.
2. Требования к оформлению и ведению тетрадей
1.Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке (первой странице) делается следующая запись:
для работ по физике
ученика(цы) _________________ класса
МОУ «Средней общеобразовательной школы
для лабораторных работ
ученика(цы) _________________ класса
МОУ «Средней общеобразовательной школы с.Алексашкино»
для контрольных работ
ученика(цы) _________________ класса
МОУ «Средней общеобразовательной школы с.Алексашкино»
2.Наличие прозрачной обложки на тетради обязательно.
3.Наличие полей в тетради (3-5 клеток) обязательно
4.При выполнении работ обучающимся не разрешается писать на полях. Обязательным является соблюдение правила «красной» строки в тетрадях.
5.Обучающиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучающимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
6.Чертежи, графики и схемы выполняются с помощью линейки и карандаша.
7.Ученик имеет право использовать зеленую пасту для самооценки своего решения.
8.Разрешается выделять формулы зеленым цветом.
9.Запрещается использовать корректирующие краски и фломастеры.
10. Указывается дата записи (дата выполнения работы записывается цифрами на полях или строке в тетрадях) и вид работы (классная, домашняя, проверочная, самостоятельная и т.п.).
11.На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему.
12.При выполнении заданий в тетрадях обучающиеся должны указывать номер упражнения, задачи, вопроса.
13. Исправления делать аккуратно; неверно записанную букву или число зачеркнуть одной косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией, и над ними записать верные, если всё решение сделано неверно, то его взять в скобки или аккуратно зачеркнуть одной косой линией.
14 .Устанавливается следующий порядок пропуска клеток и линеек в тетрадях:
по физике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной работой – 4 клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка.
15.Контрольные работы выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. (Контрольная работа №1 по теме «Динамика», через клетку - № варианта)
16.Лабораторные работы выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ.
Оформление лабораторной работы
подписать посередине (и поставить номер работы):
Лабораторная работа № __
2.Отступить строку и на следующей строке написать название работы посередине
3.Отступить строку и с красной строки написать
4.Отступить строку и с красной строки написать
Приборы и материалы: (каждый прибор с новой строки под номером)
5.Отступить строку и на новой строчке посередине написать
Дальше нужно написать определения, законы, формулы для выполнения работы:
Определяем цену деления измерительных приборов, вычисляем абсолютную погрешность.
Таблица, в которую заносятся результаты измерений и вычислений (таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы).
В заголовке таблицы пишутся наименования физических величин с указанием единиц измерения.
В ячейках таблицы пишутся числа без единиц измерений .
Под таблицей должны быть приведены все расчёты, которые вы проводили в лабораторной работе с указанием физической величины, которую вы находите, и единицы измерения.
Если требуется в работе, пишется ответ – результат вычисления физической величины.
Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются. Списанные и одинаковые ответы на задания не оцениваются или же оценка снижается на балл.
Отступить строку и с красной строки написать
Вывод: (вывод формулируется исходя из цели работы)
В выводе необходимо ответить на вопросы:
- что вы делали, в чём цель вашей работы;
- какие результаты вы ожидали получить;
- совпали ли результаты вашей работы с ожидаемыми.
17.Ученик обязан иметь необходимые тетради на уроке и сдать их на проверку по требованию учителя
18.Родители (законные представители) обучающихся обязаны контролировать наличие и ведение тетрадей, в том числе: выполнение работ над ошибками и домашних работ, аккуратность выполнения записей.
3. Порядок проверки письменных работ учащихся
1. Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по физике в 7-9 классах – после каждого урока только у слабых обучающихся, а сильных - лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в две недели тетради всех обучающихся проверялись;
в 10-11 классах - после каждого урока у слабых обучающихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы не реже одного раза в месяц учителем проверялись тетради всех обучающихся;
2.Все виды контрольных работ по предмету проверяются у всех обучающихся.
3.Контрольные работы по физике проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ –через один - два урока.
4.В проверяемых работах по физике учитель только подчёркивает и отмечает на полях знаком
(-) допущенную ошибку, знаком (+) правильно выполненное задание, если ошибка в решении задачи незначительна, то ее отмечают знаком ( + _ ) и за выполнение данного задания засчитывается 0,5 балла.
5.Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
6.При оценке письменных работ обучающихся руководствоваться соответствующими нормами оценки знаний, умений, навыков школьников.
7.После проверки письменных работ обучающимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Методическая разработка по физике ( класс) на тему:
Сборник заданий и методических указаний для лабораторных работ по дисциплине Физика
Сборник заданий и методических указаний для проведения лабораторных работ разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика»; учитывает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 13.02.01 Тепловые электрические станции, 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем.
Методические указания предназначены для оказания помощи обучающимися при выполнении лабораторных работ по дисциплине Физика и преподавателям при организации и проведении лабораторных работ на основе интеграции требований стандартов среднего общего и среднего профессионального образования.
В основу данной разработки положены материалы по установлению соответствия требований ФГОС СОО и ФГОС СПО, поученные в ходе работы областного круглого стола «Разработка фонда оценочных средств дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО», проводимого на базе Екатеринбургского энергетического техникума в 2013 году.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями других учебных заведений в целом или частично (в соответствии со своей рабочей программой), а также может быть взята за основу как шаблон для разработки методических указаний по выполнению лабораторных работ по другим учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам. Кроме того, в работе описана схема отчета по лабораторной работе, приведены критерии оценивания, имеется шкала оценивания образовательных достижений, а так же приведен перечень возможных ошибок (что относится к грубым, негрубым ошибкам и недочетам)