Разъяснения ОАО "мотопром" по вопросам регистрации самодельной мототехники
В настоящее время о вашей организации довольно много информации, в частности, благодаря публикациям в журнале "Мото". Однако, несмотря на это, тема регистрации "самопалов" еще актуальна. Из СМИ и интернета можно узнать условия, при которых можно получить заключение от ОАО "МОТОПРОМ". Но многие самодельщики сомневаются в положительном решении по их конструкциям, так как не знают принципы по которым вы производите оценку мотоциклов.
Также плохо освещены требования к предоставляемым документам, на основании которых выносится заключение.
В связи с этим, мы задали некоторые вопросы непосредственно специалистам ОАО "МОТОПРОМ". Ответил нам инженер испытательного центра "МОТОДВС" С.Н.Панкратов.
Самодельщикам сомневающимся в конечных результатах своего творчества лучше не начинать этим заниматься.
Процедура легализации самостоятельно проведённых переделок (переоборудования) и самостоятельно изготовленных мотоциклов можете оказаться весьма затруднительной. Рассматривая вопросы "переделок" ГИБДД руководствуется Приказом № 1240 МВД РФ от 7 декабря 2000г., который определяет всю процедуру легализации.
Однако существует чиновник, который в зависимости от региона или даже подразделения имеет свой "специфический" подход к тем или иным действующим нормативным документам. К этому надо быть готовым.
Экспертиза "самоделок" проводится руководствуясь "Едиными методическими указаниями по экспертной оценке самодеятельной автомобильной и мотоциклетной техники", согласованной с ГИБДД, "Техническими требованиями к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке" также согласованными с руководством ГИБДД.
- Какие основные требования и параметры должны быть учтены в конструкции?
Экспертиза как "самоделок" так и переоборудованных мотоциклов предусматривает в первую очередь проверку соответствия предоставленного образца требованиям обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Это требования в части торможения, органов управления, светотехники, экологии и др., в основном это требования Правил ЕЭК ООН принятых в РФ к прямому применению.
- Если проводятся какие-то расчеты (на прочность, жесткость и т.д.), то по каким методикам и где с ними можно ознакомиться?
- При необходимости проведение каких-либо расчётов они проводятся по принятым в машиностроении методам, специальных методик для мотоцикла нет. Однако следует заметить. что не имея специального образования лучше этим не заниматься, а поручить этот вопрос специалистам.
- Какие детали и агрегаты не могут подвергаться переделке?
- В принципе, возможна переделка любых деталей, узлов и агрегатов если это не ведёт к снижению их прочностных свойств и не нарушает требований предъявляемых к мотоциклу.
- Какие детали и агрегаты не могут устанавливаться на мотоцикл?
- При переоборудовании или самостоятельном изготовлении мототехники нельзя использовать узлы и агрегаты не прошедшие сертификации. (Приказ № 59 МВД РФ от 27 января 2003г.). Узлы, агрегаты и детали выпускаемой в РФ автомототехники проходят сертификацию в составе транспортного средства или отдельно как запасные части. Собирать целиком из запасных частей серийно выпускаемую мототехнику не разрешается.
- Есть ли примеры правильного оформления документов заявки на экспертизу и где с ними можно ознакомиться?
- Примером правильного оформления документов заявки на экспертизу, являются проведённые многочисленные экспертизы, выданные заключения и последующая регистрация транспортного средства в ГИБДД. С конкретными примерами можно ознакомиться в испытательном центре ОАО "МОТОПРОМ".
- На основании каких нормативных актов ГИБДД обязаны принять данные вашей экспертизы и зарегистрировать мотоцикл?
- Полномочия испытательного центра ОАО "МОТОПРОМ" ИЦ "МОТОДВС" системе сертификации определены и подтверждены Госстандартом России (Аттестат аккредитации № POCC RU.0001.22MT03).
- Если по данным экспертизы вынесено решение о допуске мотоцикла к регистрации в ГИБДД, то какими документами описывается конструкция? (рассказывают о случаях, когда отказывали в регистрации, ссылаясь на то, что проводилась экспертиза не того мотоцикла или не в той комплектации, которая указана в заключении)
- По результатам экспертизы выдаётся заключение о соответствии транспортного средства действующим нормативным документам и допуске его к эксплуатации в котором приводится описание конструкции и прилагается техническая характеристика транспортного средства. ГИБДД соответственно контролирует возможные подтасовки.
- Есть ли какие-то особенности в регистрации трайков, а также в требованиях к их конструкции?
- Экспертиза трёхколёсных транспортных средств категории L5 проводится обычным порядком, но проверяется в этом случае соответствие представленного ТС требованиям предъявляемым к этой категории ТС. Процедура экспертизы начинается с рассмотрения заявления автора, которое пишется в произвольной форме с приложением тех. характеристики ТС, фотографий, чертежей или как минимум эскизов переоборудованных или самостоятельно изготовленных узлов, агрегатов и деталей. Посмотрев заявление в каждом отдельном случае определяется объём и порядок проведения экспертизы, о чём сообщается заявителю.
Надеемся, что ответы на эти вопросы помогут многим самодельщикам легализовать свои мотоциклы и получить заветный талон техосмотра. И еще раз благодарим С.Н.Панкратова за полезную информацию и подробные ответы.
Деятельность российских мотосамодельщиков всегда носила, в основном, колхозно-прикладной характер – что-то упрочняли, что-то меняли, приваривали. Внешне же мотоциклы практически оставались такими же серыми, как и вся наша двух- и трехколесная продукция.
Люди стали жить получше, и началась эпоха самодельщиков-эстетов. А когда граждане прознали, что в мире существуют всякие-разные шоссейники и прочие эндуро, всплеск мотоциклостроения захлестнул города и села. Под ножовки, «болгарки» и газоэлектросварку попали все, за малым исключением, представители отечественного мотопрома. Наибольшее же распространение в массах получила идея создания чопперов.
Постройка самодельного мотоцикла предполагает езду на нем. Тут-то и начинаются проблемы.
Типичный случай. Двое молодых граждан сделали для себя по большому чопперу, оба – с «запорожскими» двигателями. Собрали их не абы как, а с чувством, с толком, с расстановкой. На наш взгляд, получилось здорово – и с технической стороны, и с эстетической. Но для автоинспектора, особенно когда у него плохое настроение, эти доводы значения не имеют. Переделки считаются незаконными и подлежат запрету, а то и изъятию, если не оформлены (легализованы) в порядке, предусмотренном Правилами дорожного движения, иначе говоря, и на самопал должен иметься документ.
Устав от постоянных объяснений с автоинспекторами и рассказов о трудностях самодеятельного мотоциклостроения, Николай и Андрей – так зовут наших умельцев – решили попробовать зарегистрировать свои байки по всем правилам. И обратились с вопросом в «Мото»: как это сделать? Вопрос показался нам достойным внимания. Ведь самодельщиков и их изделий – уйма! И мы решили прибегнуть к эксперименту: посоветовали, как следует поступить, в какие организации обратиться, с какими бумагами, инкогнито сопроводить парней во всех инстанциях, а потом рассказать, что из этого получилось.
Первым делом, чтобы не оказаться в дураках, провели «внутренний» – редакционный «экзамен» мотоциклов. Взяли для этого подшивку «Мото» за 1994 год. Там, в № 6 опубликованы «Технические требования к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке». О ужас! Огромные чопперы Николая и Андрея не вписываются ни в габариты, оговоренные в «Требованиях», ни в ограничение по мощности на тонну снаряженной массы самоделки. Что делать? Есть ли реальные шансы получить вожделенные документы?
Вопрос завис в воздухе. Оставалось надеяться на торжество здравого смысла тех, кто подвергает технику сертификации. Ведь с тех, едва ли не былинных времен, когда был составлен упомянутый свод ограничений и запретов на самоделки, минули десятилетия. По всей планете разъезжают огромные «Голд Винги», длиннющие круизеры, а энерговооруженность большеобъемных шоссейников на порядок превосходит те, что оговорены в «Требованиях» – 60 лошадиных сил на тонну массы. Но, может, что-то изменилось в подходе к самодельной технике? Что ж, тем интереснее будут результаты эксперимента.
В подмосковном Серпухове расположен ВНИИМотопром – могущественная когда-то организация, ныне разделившая судьбу отечественной мотопромышленности. Именно она всегда занималась «одобрением» мотосамоделок. До развала Союза такими же полномочиями были обличены отделы главных конструкторов ирбитского, киевского и рижского мотозаводов. Но те – далече.
В Серпухове остановились у девятиэтажного здания искомого учреждения. На проходной, спустя минуту после телефонного звонка внутренней связи, к нам вышел мужчина в кожаной мотоциклетной куртке. Когда ребята объяснили, зачем приехали, их любезно запустили во двор вместе с байками и пригласили в отдел дорожных испытаний. Владимир Павлович Ерохин (запоминайте, самодельщики!), заведующий этим отделом, как раз и занимается тем, за чем прибыли. Приехавшим выдали бланки технической анкеты в трех экземплярах на каждый мотоцикл. Выяснилось, что владельцы уникумов обязаны предоставить фотографии мотоциклов (вид сбоку, сзади, спереди и «в три четверти»), чертежи или эскизы с указанием всех основных размеров (длина, высота, база…). В ходе беседы узнали, что, если рама мотоцикла полностью самодельная, потребуются ее прочностные расчеты (методика подробно описана в книге С. Ю. Иваницкого «Мотоцикл» издательства «Машгиз», 1958 г.).
К счастью, на подопытных чопперах рамы оказались лишь переделанными из «ураловских», потому расчеты не потребовались. По завершении бумажных дел все направились к мотоциклам.
В первую очередь эксперты осмотрели тормозные механизмы и светотехнику. Здесь все оказалось в порядке: «ижевские» главные и рабочие цилиндры, диски, колодки. Фары и фонарики, строго выдержанные в байк-стиле, тем не менее четко функционировали и соответствовали «Требованиям» (мы знали кого посылать!).
Для опытного специалиста достаточно одного взгляда на геометрию передней вилки, чтобы сказать: хорошо или плохо управляется мотоцикл. Оказывается, на одном из байков его создатель попал в «яблочко». На другом дело обстояло чуть хуже, но в допустимых пределах. Подвеска заднего колеса на обоих чопперах – классическая, на двух «ураловских» амортизаторах, потому и этих вопросов не возникло. Посидев немного в седлах, понажимав рычаги и педали, эксперты сказали «о’кей» удобству и расположению органов управления. Попутно рассказали веселую историю об испытаниях английских мотоциклов, у которых педаль тормоза оказалась с «неправильной» стороны.
В этот момент к толпе, окружившей мотоциклы, подошел какой-то господин. Да непростой, а штатный испытатель дорожной лаборатории. Конечно, дали прокатиться. Профессионала распознали сразу: только тронувшись с места, водитель поставил ноги на подножки. Несколько разгонов, торможений. Проверка управляемости, устойчивости в поворотах, и через пять минут – возвращение. По выражению лица мы поняли, что все нормально.
Ближе к концу рабочего дня мы поднялись в кабинет и договорились встретиться через несколько дней – привезти недостающие бумаги. На том и распрощались.
Дома парни сделали эскизы мотоциклов с основными размерами, взвесили их. Из уже имевшихся фотографий подобрали подходящие и опять поехали в Серпухов. Мы – с ними.
К нашему повторному приезду нужные документы для чопперов уже были подготовлены. Требовалось только подшить к досье привезенные чертежи, фото и дополнить свежими замерами. Рассчитавшись за экспертизу (по 300 рублей за мотоцикл), весьма довольные все отправились домой.
Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) необходимо для подтверждения соответствия единичных транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колёсных транспортных средств» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877).
Таким образом, для того чтобы понять, нужно ли вам оформлять свидетельство СБКТС, надо определить, попадает ли ваше ТС под термин «единичное транспортное средство». К этому термину относятся следующие транспортные средства:
1) изготовленные в государствах — членах Таможенного союза:
— в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или
— вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или
— являющееся результатом индивидуального технического творчества; или
— выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;
2) ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза:
— физическим лицом для собственных нужд; или
— ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет.
Кроме того, надо иметь в виду категории ТС, на которые оформляется СБКТС:
легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства, автомобили грузовые, специальные и специализированные, прицепы и полуприцепы к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, мототранспортные средства, в том числе мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы, мопеды, мокики, мотовелосипеды.
Порядок оформления СБКТС (проведения оценки соответствия единичного транспортного средства требованиям Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств»):
1) в аккредитованную испытательную лабораторию подается заявка и комплект документов;
2) в течение трех рабочих дней эксперты обрабатывают заявку и представленные документы;
3) проводится идентификация ТС;
4) проводится экспертиза ТС, а при необходимости — испытания; в ходе экспертизы проверяется выполнение требований, предусмотренных пунктами 11-14 и Приложениями 4-6, пунктом 4 Приложения 7 ТР ТС 018/2011;
5) готовится протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства;
6) оформляется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и передается заявителю.
Обращаем ваше внимание, что также есть список ТС, для которых СБКТС не требуется:
- те, которые не предназначены для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования,
- неполнокомплектные транспортные средства (шасси),
- имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч;
- предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
- категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, а также категорий M2, M3 и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
- ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза, на срок не более 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;
- ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей;
внедорожные большегрузные транспортные средства.
Разъяснения ОАО "мотопром" по вопросам регистрации самодельной мототехники
В настоящее время о вашей организации довольно много информации, в частности, благодаря публикациям в журнале "Мото". Однако, несмотря на это, тема регистрации "самопалов" еще актуальна. Из СМИ и интернета можно узнать условия, при которых можно получить заключение от ОАО "МОТОПРОМ". Но многие самодельщики сомневаются в положительном решении по их конструкциям, так как не знают принципы по которым вы производите оценку мотоциклов.
Также плохо освещены требования к предоставляемым документам, на основании которых выносится заключение.
В связи с этим, мы задали некоторые вопросы непосредственно специалистам ОАО "МОТОПРОМ". Ответил нам инженер испытательного центра "МОТОДВС" С.Н.Панкратов.
Самодельщикам сомневающимся в конечных результатах своего творчества лучше не начинать этим заниматься.
Процедура легализации самостоятельно проведённых переделок (переоборудования) и самостоятельно изготовленных мотоциклов можете оказаться весьма затруднительной. Рассматривая вопросы "переделок" ГИБДД руководствуется Приказом № 1240 МВД РФ от 7 декабря 2000г., который определяет всю процедуру легализации.
Однако существует чиновник, который в зависимости от региона или даже подразделения имеет свой "специфический" подход к тем или иным действующим нормативным документам. К этому надо быть готовым.
Экспертиза "самоделок" проводится руководствуясь "Едиными методическими указаниями по экспертной оценке самодеятельной автомобильной и мотоциклетной техники", согласованной с ГИБДД, "Техническими требованиями к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке" также согласованными с руководством ГИБДД.
- Какие основные требования и параметры должны быть учтены в конструкции?
Экспертиза как "самоделок" так и переоборудованных мотоциклов предусматривает в первую очередь проверку соответствия предоставленного образца требованиям обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Это требования в части торможения, органов управления, светотехники, экологии и др., в основном это требования Правил ЕЭК ООН принятых в РФ к прямому применению.
- Если проводятся какие-то расчеты (на прочность, жесткость и т.д.), то по каким методикам и где с ними можно ознакомиться?
- При необходимости проведение каких-либо расчётов они проводятся по принятым в машиностроении методам, специальных методик для мотоцикла нет. Однако следует заметить. что не имея специального образования лучше этим не заниматься, а поручить этот вопрос специалистам.
- Какие детали и агрегаты не могут подвергаться переделке?
- В принципе, возможна переделка любых деталей, узлов и агрегатов если это не ведёт к снижению их прочностных свойств и не нарушает требований предъявляемых к мотоциклу.
- Какие детали и агрегаты не могут устанавливаться на мотоцикл?
- При переоборудовании или самостоятельном изготовлении мототехники нельзя использовать узлы и агрегаты не прошедшие сертификации. (Приказ № 59 МВД РФ от 27 января 2003г.). Узлы, агрегаты и детали выпускаемой в РФ автомототехники проходят сертификацию в составе транспортного средства или отдельно как запасные части. Собирать целиком из запасных частей серийно выпускаемую мототехнику не разрешается.
- Есть ли примеры правильного оформления документов заявки на экспертизу и где с ними можно ознакомиться?
- Примером правильного оформления документов заявки на экспертизу, являются проведённые многочисленные экспертизы, выданные заключения и последующая регистрация транспортного средства в ГИБДД. С конкретными примерами можно ознакомиться в испытательном центре ОАО "МОТОПРОМ".
- На основании каких нормативных актов ГИБДД обязаны принять данные вашей экспертизы и зарегистрировать мотоцикл?
- Полномочия испытательного центра ОАО "МОТОПРОМ" ИЦ "МОТОДВС" системе сертификации определены и подтверждены Госстандартом России (Аттестат аккредитации № POCC RU.0001.22MT03).
- Если по данным экспертизы вынесено решение о допуске мотоцикла к регистрации в ГИБДД, то какими документами описывается конструкция? (рассказывают о случаях, когда отказывали в регистрации, ссылаясь на то, что проводилась экспертиза не того мотоцикла или не в той комплектации, которая указана в заключении)
- По результатам экспертизы выдаётся заключение о соответствии транспортного средства действующим нормативным документам и допуске его к эксплуатации в котором приводится описание конструкции и прилагается техническая характеристика транспортного средства. ГИБДД соответственно контролирует возможные подтасовки.
- Есть ли какие-то особенности в регистрации трайков, а также в требованиях к их конструкции?
- Экспертиза трёхколёсных транспортных средств категории L5 проводится обычным порядком, но проверяется в этом случае соответствие представленного ТС требованиям предъявляемым к этой категории ТС. Процедура экспертизы начинается с рассмотрения заявления автора, которое пишется в произвольной форме с приложением тех. характеристики ТС, фотографий, чертежей или как минимум эскизов переоборудованных или самостоятельно изготовленных узлов, агрегатов и деталей. Посмотрев заявление в каждом отдельном случае определяется объём и порядок проведения экспертизы, о чём сообщается заявителю.
Надеемся, что ответы на эти вопросы помогут многим самодельщикам легализовать свои мотоциклы и получить заветный талон техосмотра. И еще раз благодарим С.Н.Панкратова за полезную информацию и подробные ответы.
Yandex: /2017-06-17 14:49:59/
[b]Сервисный центр Apple в Москве[/b]
Совет 1: Как сделать кроссовый мотоцикл самому
- Как сделать кроссовый мотоцикл самому
- Как выбрать мотоботы для кроссового мотоцикла
- Как сделать держатель для напитков для мотоцикла
Совет 2: Как поставить мотоцикл на учет
- - ваш гражданский паспорт
- - паспорт транспортного средства
- - справка-счет или договор купли-продажи
- - полис обязательного страхования автогражданской ответственности
- - талон государственного технического осмотра
Совет 3: Как сделать мотоцикл своими руками
- - старый велосипед;
- - топливный бак;
- - двигатель;
- - глушитель.
- как сделать мопед самому
Совет 4: Как переделать мотоцикл в снегоход
- - мотоцикл;
- - лыжа для снегохода;
- - гусеничная лента;
- - грунтозацепы;
- - защитный кожух;
- - багажник;
- - растяжками и стержнем-амортизатором.
Совет 5: Как сделать спортбайк самому
- - работоспособный мотоцикл;
- - теплый гараж;
- - слесарные инструменты, ключи;
- - болгарка;
- - стол с тисками;
- - сварочный аппарат и электороды;
- - компрессор для окраски.
- спортбайк своими руками
Совет 6: Как на мотоцикл "Урал" поставить один карбюратор
- - металлическая четырехмиллиметровая пластина;
- - гайки;
- - металлические полоски;
- - резиновый шланг;
- - пружина;
- - карбюратор;
- - набор инструмента.
- Установка карбюратора Солекс на Урал
- один карбюратор на мотоцикл урал
Совет 7: Какой кроссовый мотоцикл выбрать
Основные критерии выбора кроссового мотоцикла
Основные характеристики кроссового мотоцикла можно обозначить одной фразой: «Ничего лишнего». В конструкции нет фар, поворотных огней, электростартера. Заводятся кроссовые мотоциклы с кик-стартера. В городе и на трассах «кроссач» использовать нельзя из-за угрозы безопасности других участников движения.
Выбор кроссового мотоцикла, отличие от похожего класса «эндуро» довольно ограничен. Новичкам в мотоспорте лучше ориентироваться «железных коней» с двухтактными двигателями (собственно, дети и подростки, начинающие учиться мотокроссу, стартуют именно с двухтактных мотоциклов). Кроме того, у таких моделей есть ряд преимуществ перед четырехтактными. Во-первых, небольшой вес: легкие мотоциклы менее травмоопасны и более маневренны на кроссе. Во-вторых, проводить техобслуживание и починку мотоцикла с двухтактным двигателем гораздо дешевле.
Следует отметить, несмотря на технические плюсы и минусы, выбор кроссового мотоцикла – очень субъективное решение и порой зависит от того, какой экстерьер понравится будущему владельцу, какой суммой он располагает на момент покупки и какие цели преследует. Так, 4T – лучший выбор для любителей, которые собираются просто получать адреналин от бездорожья, без участия в соревнованиях.
Популярные модели
Одним из ярких представителей кроссовых мотоциклов является Yamaha YZ250. Объем двигателя составляет 249 куб.см, что дает довольно большую мощность при передвижении. Модель производят в Японии, что гарантирует высокое качество сборки. Yamaha YZ250 прекрасно подходит как для новичков (занимающихся не меньше полугода), так и для опытных спортсменов.
Похожей по техническим характеристикам является двухтактная модель Suzuki RM250. От предыдущего мотоцикла RM250 отличается более ярким дизайном и большим количеством модификаций Стоимость подержанного мотоцикла 2009-2010 годов выпуска составляет около 60 тысяч рублей, по затратам он экономнее Yamaha YZ250, так как на него легче найти запчасти.
Интересным мотоциклом с четырехтактным двигателем можно назвать довольно популярную модель Honda CRF250R. Она отличается довольно «агрессивным» норовом, более высоким крутящим моментом, благодаря которому мотоцикл может поворачивать мягче и разгоняться быстрее и легче. Для тяжелых по весу мотогонщиков Honda CRF250R будет лучшим выбором, чем почти невесомые 2T.
Типичный случай: двое молодых граждан сделали для себя по большому чопперу, оба – с «запорожскими» двигателями. Собрали их не абы как, а с чувством, с толком, с расстановкой.
Получилось здорово – и с технической стороны, и с эстетической. Но для автоинспектора, особенно когда у него плохое настроение, эти доводы значения не имеют. Переделки считаются незаконными и подлежат запрету, а то и изъятию, если не оформлены (легализованы) в порядке, предусмотренном Правилами дорожного движения, иначе говоря, и на самопал должен иметься документ.
Устав от постоянных объяснений с автоинспекторами и рассказов о трудностях самодеятельного мотоциклостроения, Николай и Андрей – так зовут наших умельцев – решили попробовать зарегистрировать свои байки по всем правилам. И обратились с вопросом в «Мото»: как это сделать?
Вопрос показался нам достойным внимания. И мы решили прибегнуть к эксперименту: посоветовали, как следует поступить, в какие организации обратиться, с какими бумагами, инкогнито сопроводить парней во всех инстанциях, а потом рассказать, что из этого получилось.
Первым делом, чтобы не оказаться в дураках, провели «внутренний» – редакционный «экзамен» мотоциклов. Взяли для этого подшивку «Мото» за 1994 год. Там, в № 6 опубликованы «Технические требования к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке».
О ужас! Огромные чопперы Николая и Андрея не вписываются ни в габариты, оговоренные в «Требованиях», ни в ограничение по мощности на тонну снаряженной массы самоделки. Что делать? Есть ли реальные шансы получить вожделенные документы?
Вопрос завис в воздухе. Оставалось надеяться на торжество здравого смысла тех, кто подвергает технику сертификации. Ведь с тех, едва ли не былинных времен, когда был составлен упомянутый свод ограничений и запретов на самоделки, минули десятилетия. По всей планете разъезжают огромные «Голд Винги», длиннющие круизеры, а энерговооруженность большеобъемных шоссейников на порядок превосходит те, что оговорены в «Требованиях» – 60 лошадиных сил на тонну массы. Но, может, что-то изменилось в подходе к самодельной технике? Что ж, тем интереснее будут результаты эксперимента.
В подмосковном Серпухове расположен ВНИИМотопром – могущественная когда-то организация, ныне разделившая судьбу отечественной мотопромышленности. Именно она всегда занималась «одобрением» мотосамоделок. До развала Союза такими же полномочиями были обличены отделы главных конструкторов ирбитского, киевского и рижского мотозаводов. Но те – далече.
В Серпухове остановились у девятиэтажного здания искомого учреждения. На проходной, спустя минуту после телефонного звонка внутренней связи, к нам вышел мужчина в кожаной мотоциклетной куртке.
Когда ребята объяснили, зачем приехали, их любезно запустили во двор вместе с байками и пригласили в отдел дорожных испытаний.
Владимир Павлович Ерохин (запоминайте, самодельщики!), заведующий этим отделом, как раз и занимается тем, за чем прибыли.
Приехавшим выдали бланки технической анкеты в трех экземплярах на каждый мотоцикл. Выяснилось, что владельцы уникумов обязаны предоставить фотографии мотоциклов (вид сбоку, сзади, спереди и «в три четверти»), чертежи или эскизы с указанием всех основных размеров (длина, высота, база…). В ходе беседы узнали, что, если рама мотоцикла полностью самодельная, потребуются ее прочностные расчеты (методика подробно описана в книге С. Ю. Иваницкого «Мотоцикл» издательства «Машгиз», 1958 г.).
К счастью, на подопытных чопперах рамы оказались лишь переделанными из «ураловских», потому расчеты не потребовались.
По завершении бумажных дел все направились к мотоциклам.
В первую очередь эксперты осмотрели тормозные механизмы и светотехнику. Здесь все оказалось в порядке: «ижевские» главные и рабочие цилиндры, диски, колодки. Фары и фонарики, строго выдержанные в байк-стиле, тем не менее четко функционировали и соответствовали «Требованиям».
Для опытного специалиста достаточно одного взгляда на геометрию передней вилки, чтобы сказать: хорошо или плохо управляется мотоцикл. Оказывается, на одном из байков его создатель попал в «яблочко». На другом дело обстояло чуть хуже, но в допустимых пределах.
Подвеска заднего колеса на обоих чопперах – классическая, на двух «ураловских» амортизаторах, потому и этих вопросов не возникло.
Посидев немного в седлах, понажимав рычаги и педали, эксперты сказали «о’кей» удобству и расположению органов управления. Попутно рассказали веселую историю об испытаниях английских мотоциклов, у которых педаль тормоза оказалась с «неправильной» стороны.
В этот момент к толпе, окружившей мотоциклы, подошел какой-то господин. Да непростой, а штатный испытатель дорожной лаборатории. Конечно, дали прокатиться.
Профессионала распознали сразу: только тронувшись с места, водитель поставил ноги на подножки. Несколько разгонов, торможений. Проверка управляемости, устойчивости в поворотах, и через пять минут – возвращение. По выражению лица мы поняли, что все нормально.
Ближе к концу рабочего дня мы поднялись в кабинет и договорились встретиться через несколько дней – привезти недостающие бумаги. На том и распрощались.
Дома парни сделали эскизы мотоциклов с основными размерами, взвесили мотоциклы. Из уже имевшихся фотографий подобрали подходящие и опять поехали в Серпухов. Мы – с ними.
К нашему повторному приезду нужные документы для чопперов уже были подготовлены. Требовалось только подшить к досье привезенные чертежи, фото и дополнить свежими замерами.
Рассчитавшись за экспертизу (по 300 рублей за мотоцикл), весьма довольные все отправились домой.
На вопросы читателей отвечает заместитель начальника
Главного управления ГИБДД МВД РФ, начальник Научно-исследовательского центра ГИБДД МВД России Александр ЯКИМОВ.
Можно ли на автомобиле "Урал-375" заменить штатный бензиновый двигатель на дизельный КамАЗ-740?
В соответствии с пунктом 7.14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) такая замена двигателя запрещается без согласования с предприятием-изготовителем ТС или иной уполномоченной на то организацией. Поэтому собственник машины должен обратиться с письмом (заявлением) на предприятие-изготовитель или в иную организацию, например в Государственный научный центр "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ГНЦ НАМИ). При получении положительного заключения в конструкцию вносятся необходимые изменения. Затем собственник представляет транспортное средство в подразделение ГИБДД по месту регистрации для проверки его на соответствие требованиям правил, нормативов и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, и для внесения изменений в регистрационные документы.
ГИБДД Таганрога требует ежемесячного проведения техосмотра для микроавтобусов-такси. Правомерны ли эти требования?
Разумеется, нет. По Положению о проведении ГТО автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовики, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест более восьми (кроме места водителя), проходят ТО два раза в год. ТС, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включая год выпуска), - раз в два года, более пяти лет (или год выпуска не установлен) - раз в год. Никаких требований о ежемесячном ТО в нем нет.
Является ли выезд со двора местом, где прерывается действие знаков, запрещающих остановку и стоянку?
В соответствии с разделом 3 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации действие знаков, запрещающих остановку и стоянку, не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий, к которым относятся и дворы.
В статье 237 КоАП и Приказе МВД № 130 говорится, что за некоторые нарушения водитель может заплатить штраф без составления административного протокола. Разумеется, в этом случае "права" не изымаются. Законны ли действия инспектора ГИБДД, который отобрал водительское удостоверение, сказав, что нет с собой штрафных квитанций?
В случаях, предусмотренных статьей 237 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, протокол не составляется, если водитель не оспаривает допущенное нарушение и наложенное на него взыскание. В этом случае штраф уплачивается на месте, а водительское удостоверение не изымается, поэтому ссылки инспектора ГИБДД на отсутствие штрафных квитанций необоснованны.
Для хозяйственных нужд смастерил мотоблок с двигателем бензопилы. Иногда приходится ездить косить траву за 5-10 км от дома. Сотрудники ГИБДД утверждают, что ездить на самодельном мотоблоке запрещено. Так ли это?
Мотоблок не является транспортным средством для движения по дорогам общего пользования, поэтому требования сотрудников ГИБДД правомерны.
Для того, чтобы самостоятельно изготовленное мототранспортное средство было допущено к участию в дорожном движении, его конструкция должна соответствовать Техническим требованиям к мотоциклам, мотороллерам, мокикам и мопедам, изготовленным в индивидуальном порядке (утверждены Минавтосельхозмашем СССР 27 февраля 1989 г., ГУГАИ МВД СССР 13 февраля 1989 г., согласованы с ЦС ВДОАМ 13 февраля 1989 г.).
Мне подарили старую инвалидную мотоколяску С3Д без документов. Как ее перерегистрировать в ГИБДД, если владелец давно умер?
Прежде всего, наследник (или наследники) умершего собственника должны оформить права на наследуемое имущество (в порядке, установленном Гражданским кодексом РСФСР), снять транспортное средство с учета и зарегистрировать его на свое имя в подразделении ГИБДД по месту жительства. Только после этого новый собственник может составить договор дарения, который послужит основанием для регистрации мотоколяски за вами.
Можно ли в светлое время суток двигаться с включенными габаритными огнями или ближним светом фар, кроме случаев, предусмотренных пунктом 19.5 ПДД? Если нет, то какое следует наказание?
Движение с включенными внешними световыми приборами в случаях, не предусмотренных пунктом 19.5 ПДД, не запрещено и никакого наказания не предусмотрено.
Как узнать, что за знак установлен на дороге - временный или постоянный? Ведь, как известно, временные отменяют требования стационарных знаков и разметки.
Временные знаки устанавливают на переносных стойках и применяют для организации движения во время ремонтных работ на дороге, массовых мероприятий (спортивные соревнования, митинги, демонстрации и т. п.). Разумеется, после завершения мероприятий знаки убирают.
Постоянные знаки размещают на стационарных опорах, кронштейнах или тросах-растяжках. Использование постоянных знаков определяет ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения".
Процедура получения ПТС и постановки на учет при переоборудовании единичного транспортного средства (ТС) на газ и его регистрация в ГИБДД
С 23 сентября 2010 года вступил в силу новый «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», в соответствии с которым утверждается новый документ: Свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС), который позволяет изготовить (переоборудовать) одно транспортное средство или ввести одну единицу продукции при отсутствии соглашения об эксклюзивном представителе на территории РФ.
«Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС)» имеет такую же функцию, как и «одобрение типа…», но значительно проще и быстрее в оформлении. Фактически данное свидетельство можно назвать ОТТС на малую партию в количестве 1 шт. На основании данного свидетельства можно будет выписать ПТС и поставить автомобиль на учет в ГИБДД.
При внесении изменений в конструкцию ( перевод на газомоторное топливо и установка ГБО ) для единичных транспортных средств, документом, подтверждающим их соответствие требованиям Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств» , служит Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС).
Под понятие «единичное транспортное средство» подпадают транспортные средства:
- изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которых в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение,
- изготовленные в РФ в индивидуальном порядке из сборочного комплекта,
- являющиеся результатом индивидуального технического творчества,
- ввозимые в РФ физическим лицом для собственных нужд,
- ввозимые в РФ из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами РФ,
- выпускаемые в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Новое транспортное средство (т.е. то, которое не было допущено ранее к участию в дорожном движении за пределами Российской Федерации), ввозимое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в количестве одной штуки, единичным транспортным средством не является, и СБКТС на него не оформляется.
СБКТС оформляется на следующие транспортные средства: легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства, автомобили грузовые, специальные и специализированные, прицепы и полуприцепы к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мокики, мотовелосипеды, трициклы, квадрициклы.
СБКТС не оформляется на транспортные средства:
- которые не предназначены для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования,
- обладающие максимальной скоростью не более 25 км/ч,
- неполнокомплектные транспортные средства (шасси),
- находящиеся в эксплуатации на территории РФ, в конструкцию которых вносятся изменения,
- а также в ряде других случаев.
В соответствии с Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 30.08.2012) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005, № 6842) «в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, и на шасси при наличии ОТШ».
Состав документов для получения СБКТС
Состав документов, которые должен представить заявитель для получения СБКТС, приведен в Приложении № 11 к Регламенту. К заявке обязательно должны прилагаться заполненные заявителем таблицы технических характеристик в зависимости от категории ТС:
Сроки оформления
Срок оформления СБКТС определяется необходимостью проведения технической экспертизы (и, возможно, испытаний). Если оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, СБКТС может быть оформлено за 1-2 дня.
Порядок проведения оценки соответствия
Порядок проведения оценки соответствия единичного транспортного средства требованиям Технического регламента:
- в аккредитованную испытательную лабораторию, проводящую оценку соответствия единичных транспортных средств, подается заявка на проведение оценки соответствия.
специалисты лаборатории рассматривают предоставленные заявителем документы и принимают решение по заявке; - проводится идентификация единичного транспортного средства;
- осуществляется процедура проверки выполнения требований Регламента – путем проведения технической экспертизы конструкции данного транспортного средства и, в случае необходимости, его испытаний;
- составляется протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства, включающий, в том числе, результаты проведенных испытаний;
- оформляется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;
- оформленное СБКТС передается заявителю.
В случае, когда единичное транспортное средство относится к типу, на который было оформлено одобрение типа транспортного средства, оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, а СБКТС оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
Срок действия СБКТС не ограничивается.
Получение Идентификационного номера.
Любое транспортное средство должно иметь идентификационный номер (VIN) — и газомоторный транспорт не исключение.
Для того, чтобы получить VIN необходимо обратиться в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), г. Москва лично или по почте. Необходимо предоставить паспорт, Техническое описание и чертеж общего вида. Процедура получения VIN — платная. При положительных результатах идентификации транспортного средства, НАМИ выдаст Свидетельство о присвоении VIN на ваше газомоторное ТС
С VINом и СБКТС — необходимо обратится в местное ГИБДД для получения ПТС. Далее все стандартно — прохождение Техосмотра, получение диагностической карты, страхование ОСАГО и получение сведительства регистрации ТС.