Перейти к содержимому

Спор о человеке в драме горького на дне цитаты

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М.Горького имеет много общего с философской драмой: на ее страницах ведутся споры о человеке, о человеческом достоинстве, о том, как надо относиться к людям. Мне хотелось бы остановить свое внимание на жизненной философии трех персонажей: Бубнова, Луки, Сатина.

Бубнов, картузник сорока пяти лет, крайне циничен. И этот цинизм бросается в глаза сразу, с первых же страниц пьесы. Умирающая несчастная Анна, будучи не в силах переносить скандал, умоляет: «Каждый божий день… Дайте хоть умереть спокойно!». Бубнов равнодушно отвечает: «Шум смерти не помеха…». Когда Сатин вспоминает, каким он был образованным человеком, Бубнов грубо обрывает его: «Слыхал…Сто раз! Ну и был… Эка важность?».

Актер поверил в праведную землю, где хорошо живется человеку. Бубнов откровенно смеется над словами актера: «Всё - выдумки. Тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же!». Когда-то у него, скорняка Бубнова, дела шли в гору, но потом заведение его прогорело, он остался ни с чем, разочаровался в жизни. Вот и обозлился этот герой на весь мир. Философия его жизни бесчеловечна: все умрут рано или поздно, поэтому-то зачем жалеть людей? Счастья в мире нет. О людях, о человеке у Бубнова очень низкое мнение.

Бубнов считает, что говорить всем и всегда нужно только правду, какой бы она ни была. Герой горьковской драмы удивляется: «И почему люди врать любят… По-моему, вали всю правду, как она есть!». Вот и лезет он во все, не стесняясь, со своей правдой. А ведь как ни похвально такое человеческое качество, как честность, откровенность, есть ситуации, когда лучше о чем-то промолчать. Согласно Бубнову, жалеть не надо ни о чем и никогда. Но ведь жить, ни о чем не жалея, могут только равнодушные люди. Итак, согласно философии Бубнова, жизнь человека бессмысленна, одаривать кого-то душевным теплом – глупо.

Другой персонаж пьесы – Сатин. По сравнению с другими обитателями ночлежки, он выглядит более начитанным и принципиальным в своих высказываниях. В противовес Бубнову, герой призывает относиться к человеку с уважением. По мнению Сатина, человека надо «не жалеть - уважать надо». Сатин утверждает, что «человек – выше сытости». Большое значение в жизни имеет труд, но только такой, который доставляет радость: «Когда труд - удовольствие, жизнь хороша, когда труд – обязанность, жизнь - рабство». Каждый может и должен заниматься любимым делом - вот мысль Сатина.

Но все-таки в самых «рискованных» ситуациях, когда Настя мечтает о любви или Лука рассказывает о праведной земле, автор уводит Сатина за сцену. Сатин против жалости, значит, он не смог бы, подобно Луке, поддержать Настю в ее беспочвенных мечтах, но и грубо ответить бы ей тоже не смог, очень уж он уважает человека. Сатин произносит монолог о величии человека, об уважении к нему, монолог страстный, восторженный. Он звучит странно в устах безграмотного, далекого от философских учений человека.

До сих пор не затихают споры вокруг образа Луки. Лука – старичок с пытливым характером, своего рода правдоискатель. Жизнь достаточно сурово распорядилась этим человеком. Опыт прожитой жизни сформировал его своеобразную философию сострадания к обиженным людям: он пытается помочь всем, кто нуждается в сострадании. И делает это при помощи доброго слова. Сложность характера Луки заключается в том, что чрезвычайно трудно узреть грань, на которой заканчивается сострадание и начинается обман. Утешения Луки основаны на вере в возможности человека: «Человек – всё может…лишь бы захотел».
Этот герой стремится утешить людей, сказать им при жизни добрые слова. Зная о доброте старичка, умирающая Анна просит: «Дедушка! Говори со мной, милый…Тошно мне». Ласковым голосом Лука успокаивает Анну, советует ей не бояться смерти, ибо смерть – избавление от мук мирских. С одной стороны, Лука где-то прав: вера в счастье, во что-то лучшее придаёт людям силы. Действительно, если бы не вера, надежда, человек раньше срока сгибался бы под тяжестью забот. Кроме того, Лука своей теорией не давит ни на кого, даёт возможность каждому решать, согласиться с его позицией или нет. Так, на вопрос «Есть ли Бог?» он отвечает неожиданно: «Коли веришь – есть; не веришь – нет».

И всё-таки доброта Луки носит поверхностный характер. Более действенного рецепта, чем утешительная ложь, красивые слова, у Луки нет. Он получает удовлетворение, видя благодарные взгляды тех, кому говорит добрые слова, и этого ему достаточно. Герою не важно, что будет после его ухода. А, между тем, красивая ложь Луки имела последствия: Актёр покончил жизнь самоубийством, Васька Пепел попал в тюрьму. Не оттого ли Лука долго не живёт на одном месте?

Как же сам Горький оценивал своего героя, Луку? Приговор автора суров: «Лука - жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит разные слова для утешения».

Слабость философии Луки состоит ещё и в том, что он призывает любить и уважать всякого. Он говорит так: «Мне – всё равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все прыгают…». Я считаю, гуманное начало, которое должно обязательно присутствовать в человеке, вовсе не включает обязательное уважение ко всем людям. Разве все достойны уважения ?

Кто же прав в рассуждениях о правде и лжи: Бубнов или Лука? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И правда Бубнова (грубая, циничная, рождённая от зла), и ложь Луки (утешительная, добрая, красивая) унижают людей. И только страстный, пусть даже где-то пафосный, высокопарный монолог Сатина дышит верой и любовью к Человеку.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

М.Горький. Пьеса "На дне". Спор о человеке, проблема правды

Разделы: Литература

Тип занятия: обобщение и систематизация изученного материала.

Метод обучения: проблемный метод, дискуссия.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

1. Цель обучения:

  • показать студентам, как жанровое своеобразие пьесы “На дне” отражается в конфликтах;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев.
  • 2. Цель развития

  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссии, преодолевать нравственный максимализм.
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции.
  • 3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала;
  • формировать гуманное отношение к обездоленным людям, стремление делать добро всякому, способность сострадания, способность откликаться на чужую боль;
  • воспитывать "культуру спора".
  • знать:

  • содержание пьесы М.Горького “На дне”;
  • характеристику основных образов-персонажей пьесы “На дне”.
  • уметь:

  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.
  • Междисциплинарные связи:

  • “История”;
  • “Обществознание”.
  • 2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.

    2. Формирование целевого пространства.

    3. Знакомство с планом урока.

    2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

    2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.

    2. Заключительное слово преподавателя.

    2. Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).

    1. Организационный момент.

    Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.

    На прошлом занятии мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького “На дне”. Узнали об истории создании пьесы, ее постановки на сцене, познакомились с главными героями пьесы, их историями, занятиями в настоящий период времени.

    Вопросы для беседы:

  • Жанр пьесы – философский, почему? (Ответы студентов о том, что в произведении решается вечный вопрос, волнующий человека, о правде и лжи).
  • Кто из героев пьесы заставляет всех остальных вспомнить, что они, прежде всего, люди? Заставляет их открыть свои сердца? Лука.
  • У Луки своя жизненная позиция, своя манера поведения по отношению к окружающим людям. Кто из ночлежников имеет полярную точку зрения, кто может стать оппонентом Луки в вопросе правды и лжи – основного вопроса, решаемого в пьесе? Сатин.
  • 3. Мотивация учебной деятельности.

    Итак, основной спор в пьесе о человеке, а какая проблема волнует героев? Правда и ложь.

    Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? Спор о человеке, проблема правды. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте число и запишите тему (Слайд 2).

    Обратимся к эпиграфу занятия: “Тем не менее – ни публика, ни рецензята – пьесу не раскусили. Хвалить – хвалят, а понимать не хотят”. (Из письма М.Горького.) (Слайд 3).

    Чего не поняли современники Горького в пьесе? На этот и другие вопросы мы должны будем ответить на сегодняшнем занятии.

    Вопросы для обсуждения.

    1. Возбудителем спокойствия ночлежников является Лука. Что несет он обитателям ночлежного дома?

    2. Чтобы выяснить, что нужнее ночлежникам: правда или ложь, что мы должны будем сегодня сделать? Выяснить жизненные позиции (философии) основных оппонентов пьесы, влияние каждого из них на остальных героев пьесы, к чему приводят в итоге разговоры Луки.

    4. Основная часть.

    Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше и решить основной вопрос пьесы, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого прошу вас разделиться на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты Луки – это “оптимисты”, а выписывавшие высказывания Сатина, основного оппонента Луки, – “критики”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.

    Напоминаю правила для участников. (Слайд 4)

    1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

    2. Неуместные шутки запрещаются!

    3. Острое, меткое слово приветствуется!

    4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

    5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

    6. Поднятая рука – прошу слова.

    В пьесе проблема человека, значения для него правды решается тремя способами (Слайд 5), представленными точками зрения автора, Луки и Сатина.

    Давайте познакомимся с авторской позицией: А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. (Слайд 6)

    Композиция пьесы разоблачает философию Луки. (Запись основных моментов в тетрадь).

    4.1. Обсуждение опережающего задания.

    К сегодняшнему занятию у вас было опережающее задание. Вы должны были его выполнить по вариантам: 1 вариант – выписать из теста выражения, цитаты, характеризующие жизненную философию Луки, а 2 вариант – Сатина. Какие цитаты из текста вы выписали? Какие выражения характеризуют жизненную философию Луки? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).

    Читайте так же:  Налог с продажи дома менее 3 лет в 2019 году

    Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Луки. (Слайд 7)

    Основным оппонентом Луки является Сатин. Какие выражения характеризуют его жизненную философию? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).

    Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Сатина. (Слайд 8)

    Итак, в пьесе представлены три философии. Кто прав? Чья философия побеждает? (Слайд 9)

    А.М.Горький говорил: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”.

    - Можно ли сказать, что это вопрос вечный. Почему?

    В течение сегодняшнего занятия попробуем ответить на этот вопрос.

    1. Самый неоднозначный образ в пьесе – это Лука, который, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только "заметные" люди заставляют говорить о себе. Лука: Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи, бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже.

    (Студент зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: "В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая").

    А какие ассоциации вызывает это имя у вас? (Фронтальная беседа).

    • Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
    • Лука – производное от слова “лукавый”, т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
    • Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.

    Так кто же он, этот “любопытный” старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

    Жанр этого произведения позволяет трактовать образ Луки по-разному (Слайд 10). Перед вами три точки зрения:

    1) Лука - вечный, неуёмный странник, искатель истины. (Трактовка Константина Сергеевича Станиславского, МХАТа, актер – Иван Москвин);

    2) Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука - приспособленец. (И. Анненский);

    3) Лука - апостол. (Мережковский)

    Предлагаю “оптимистам” пояснить мнение режиссера МХАТа К.С.Станиславского и Д.Мережковского, а “критикам” мнение – И.Анненского. Постарайтесь отстоять свою позицию. (Обсуждение в группах 2-3 минуты, затем общее обсуждение).

    Вывод. Луке свойственны и положительные качества и отрицательные, нельзя утверждать, что этот герой приверженец какой-то одной стороны.

    2. Лука на протяжении пьесы взаимодействует практически со всеми героями, о чем его рассказы? Кому они адресованы? (Слайд 11)

  • Рассказ о загробном мире, обещание успокоения.
  • рассказ о лечебнице для алкоголиков;
  • рассказ о Сибири, “золотой стороне”;
  • рассказ о “праведной земле”.
  • С какой целью Лука рассказывает эти истории? Чего он хочет этим добиться?

    Вывод. Лука самый старший из героев пьесы, ему 60 лет, по тем временам древний старик – значит, мудрый. Опять же странник, а странники всегда рассказывали истории, вспомните Феклушу из пьесы Н.Островского “Гроза”. Лука старается морально поддержать ночлежников, говоря им то, что они хотят услышать.

    3. Так, какой же Лука: добрый или хитрый? (Обсуждение в группах 2-3 минуты, затем общее обсуждение), (Слайд 12)

    Вывод. Лука добрый от природы, именно поэтому он старается поддержать морально обитателей ночлежки, так как ничего больше не может им предложить. Но и в хитрости ему не откажешь: оказавшись в незнакомом обществе людей, которым нечего терять, он вынужден вести себя так, чтобы его приняли и не обидели.

    4. Вопросы для фронтальной беседы. (Слайд 14)

    1. Помог ли Лука реально кому- либо из обитателей ночлежки?
    2. Как Лука повел себя с умирающей Анной? Актером? Васькой Пеплом? Наташей?
    3. Случайно ли старик не называет город, в котором лечат от алкоголизма?
    4. Виноват ли Лука в смерти Актёра?
    5. Хоть что-нибудь изменилось в ночлежке? (Слайд 15). Сатин: “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”.
    6. Что происходит после ухода Луки? (Слайд 16).
    7. Почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством? (Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя, был слишком мягким человеком или пошёл туда, где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство, нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь- помогай до конца).
    8. Как бы могли развиваться события, если бы Лука не исчез? (В группах: положительный и отрицательный сценарий событий).
    9. Сатин. Почему он защищает Луку? (Слайд 17).
    10. “Между Лукой и Сатиным существенной разницы нет”, – писал А.В.Луначарский. Что дает основания А.В.Луночарскому так утверждать? Почему он ставит Луку и Сатина в один ряд?
    11. Как вы считаете, нужен ли человеку Лука (не персонаж), а человек, который хотя бы на короткое время может подарить надежду?
    12. Так что же тогда правда? Что понимают под правдой герои пьесы, и какая правда нужна им? (Настя уверяет прежде всего себя в существовании светлой любви (Акт 3, стр. 611-612), Барон – в существование своего благополучного прошлого (Акт 3, стр. 613); Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным после смерти жены (Акт 3, стр. 615-616). Другой уровень правды – мировоззренческий. (Лука) “Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…” (Акт 2, стр. 603).
    13. Куда приводит ночлежников правда Луки? (Васька Пепел пойдет на каторгу в Сибирь, осужденный за убийство Костылева; Актер, потеряв веру в себя, повторит судьбу героя притчи, рассказанной Лукой).

    Вывод. Значит, ложная надежда очень опасна? Но ведь Лука и не обещал вывести со дна жизни, он просто поддержал их веру в то, что выход есть.

    Может, дело не в Луке и его “лжи”, а в слабости ночлежников, в их неспособности противостоять обстоятельствам?

    (Слайд 18). Подтверждено документально, что в то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и, по крайней мере, в 2 из них были бесплатные места.

    Малоосвоенная Сибирь в то время для сильного человека, а Пепел именно таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как “вор”, “воров сын” не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.

    15. Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Чего не поняли современники Горького в этой пьесе?

    Д. Гранин писал: “На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

    Статья Д. Гранина, пробудившая нравственные силы общества, называлась “О милосердии”.

    - Можно ли утверждать, что именно этого не поняли современники М.Горького?

    А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а подведем итоги нашей беседы.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Современна ли пьеса? Можно ли сказать, что она не только о людях “дна”, а вообще о человеке, о каждом из нас?

    (Одни студенты говорят о том, что иногда ложь “во спасение” может помочь человеку, он хоть какое-то время будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.

    Другие – об опасности жить иллюзиями, о том, что нельзя жить вслепую, надо обязательно попытаться разобраться в себе для того, чтобы жить осмысленно.)

    2. Удалось ли нам ответить на основной вопрос пьесы? Что важнее для человека: истина или сострадание? (Слайд 20)

    Вывод. (Слайд 21). У автора свое мнение, но пьеса – особый жанр, который подразумевает, что зритель или читатель самостоятельно сложит свое мнение о предмете рассуждения героев, самостоятельно сделает вывод.

    Основной вопрос пьесы так и остается неразрешенным. Каждый сам решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку в трудную минуту жизни нужны и сочувствие, и поддержка, но жить одними иллюзиями бессмысленно.

    3. А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии (Слайд 22). Приложение.

    Обсуждение результатов самооценки студентов.

    Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?

    6. Подведение итогов.

    Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

    7. Задание на дом. (Слайд 23)

    1. Выполнить проблемное задание: “Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актера. Как его встретят “бывшие” люди”?

    2. Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).

    Спор о человеке в драме горького на дне цитаты

    Проблематика пьесы «На дне» и ее связь с общест­венной жизнью 90-х годов.

    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

    Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

    Правда «голого человека».

    Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне».

    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

    «Правда богосвободного человека!» (по пьесе «На дне»).

    Две правды (по пьесе «На дне» ).

    Идейно-нравственный идеал М. Горького (по пьесе «На дне» ).

    Лукаблуждающий персонаж.

    Проблема гуманизма в произведениях М. Горького.

    Сатин и Баронбывшие интеллигентные люди.

    Драматургическое мастерство М. Горького.

    Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»,

    В чем современность пьесы М. Горького «На дне».

    Человек в творчестве М. Горького.

    Проблема гуманизма в творчестве М. Горького.

    Особенности драматургии М. Горького.

    В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина.

    Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

    Л у к а. Мне — все равно! Я и жуликов ува­жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. так-то. Где тут, ми­лая, приспособиться мне?

    Л у к а. Все мы на земле странники. Гово­рят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

    Л у к а. Мяли много, оттого и мягок. (Смеет­ся дребезжащим смехом.)

    Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа.

    Читайте так же:  Статья 11 12 ук рф

    Л у к а. Ну, чего? Ты. лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. что­бы, значит, даром их лечить. Признали, ви­дишь, что пьяница — тоже человек. и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, ва­ляй! Иди.

    Л у к а. Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!

    Л у к а. А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!

    Л у к а. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то – один иди… Ты – молодой, успеешь бабой обзавестись.

    Л у к а. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам – мертвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

    Л у к а. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

    За красной стеной тихо звучит гармоника и песня

    Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

    Сатин

    С а т и н. Так. Надоели мне, брат, все челове­ческие слова. все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз.

    С а т и н. Был. (Усмехаясь.) Есть очень хоро­шие книги. и множество любопытных слов. Я был образованным человеком. знаешь?

    С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются. Работа? Сде­лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо­жет быть, буду работать. да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем.

    С а т и н. Брось! Люди не стыдятся того, что те­бе хуже собаки живется. Подумай — ты не ста­нешь работать, я — не стану. еще сотни. тыся­чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни­кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?

    С а т и н (смеясь). И вообще. для многих был. как мякиш для беззубых.

    С а т и н. Какая польза тебе, если я тебя по­жалею.

    С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье. молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже. Ты — ни­чего не понимаешь. и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот Правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! Я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!

    С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…

    Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

    (Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А – для чего лучшего люди-то живут, милачок! Вот, вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди. и все крестьяне. и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя про­живает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет. а может, и больше — для лучшего человека живут!»

    С а т и н. Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек — сво­боден. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Маго­мет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала я концы. Всё — в человеке, всё — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че­ло-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо! Вы­пьем за человека, Барон! (Встает..) Хорошо это. чувствовать себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по улице, лю­ди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются. и часто говорят мне — «Мерза­вец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда прези­рал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сы­тости.

    С а т и н (негромко). Эх„, испортил песню. дур-рак!

    Бубнов

    Б у б н о в. Слыхал. сто раз! Ну и был. эка важность. Я вот — скорняк был. свое заведение имел. Руки у меня были такие желтые — от кра­ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са­мой смерти не отмою. так с грязными руками и помру. А теперь вот они, руки. просто гряз­ные. да!

    Б у б н о в. На что совесть? Я — не богатый.

    Б у б н о в. А кто пьян да умен — два угодья нем.

    Б у б н о в. Что было — было, а остались — од­ни пустяки. Здесь господ нету. все слиняло, один голый человек остался.

    Б у б н о в (спокойно). Ты везде лишняя. да и все люди на земле — лишние.

    Б у б н о в. Мм-да. А я вот. не умею врать! За­чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

    До вынужденного ухода Луки самочувствие ноч­лежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Это, в первую очередь. Актер и Пепел. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием.

    Актер

    А к т е р. (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)

    А к т е р (сидит, обняв руками колени). Обра­зование — чепуха, главное — талант. Я знал ар­тиста. он читал роли по складам, но мог играть героев так, что. театр трещал и шатался от вос­торга публики.

    А к т е р. Идем, Навухудоноссор! Напьюсь — как. сорок тысяч пьяниц.

    А к т е р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хоро­шая память. А теперь вот. кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворе­ние с большим успехом. гром аплодисментов! Ты. не знаешь, что такое аплодисменты. это, брат, как. водка. Бывало, выйду, встану вот так. (Становится в позу.) Встану. и. (Мол­чит.) Ничего не помню. ни слова. не помню! Любимое стихотворение. плохо это, старик?

    А к т е р (останавливается, не затворяя две­ри, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил. слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

    Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

    А к т е р. Искать город. лечиться. Ты - то­же уходи. Офелия. иди в монастырь. Понима­ешь — есть лечебница для организмов. для пья­ниц. Превосходная лечебница. Мрамор. мра­морный пол! Свет. чистота, пища. всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь я. снова буду. Я на пути к возрожденью. как ска­зал король. Лир! Наташа. по сцене мое имя Сверчков-Заволжский. никто этого не знает, ни­кто! Нет у меня здесь имени. Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички.

    Пепел

    П е п е л. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово­рит, у нас совести.

    П е п е л. А скушно. чего это скушно мне бы­вает? Живешь-живешь —- все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно.

    П е п е л. Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо. сказки говоришь приятно! Ври, ничего. мало, брат, приятного на свете!

    П е п е л. Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал. Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын.

    П е п е л. Я сказал — брошу воровство! Ёй-бо-гу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамот­ный. буду работать. Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти. Едем туда, ну. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Ната­ша! Я .знаю. вижу. Я утешаю себя тем, что Дру­гие побольше моего воруют, да в чести живут. только это мне не помогает! Это. не то! Я — не каюсь. в совесть я не верю. Но — я одно чувст­вую: надо жить. иначе! Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать.

    В пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выра­жает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости со­страдания в жизни людей.

    LITERATURUS: Мир русской литературы

    Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

    Читайте так же:  Заявление на форму 26.2-7

    Цитаты из пьесы "На дне" Горького: высказывания, афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Пепла и др.

    Пьеса "На дне" является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

    В этой статье представлены цитаты из пьесы "На дне" Горького, высказывания и афоризмы таких героев, как Лука, Сатин, Бубнов, Васька Пепел и т.д.

    ". Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…" (Лука)

    " . умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые. "

    ". Оно, пожалуй, барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. "

    ". Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни… и чистоты нет…"

    ". если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…"

    ". Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…"

    ". За что их любить. Любить – живых надо… живых…" (Лука о покойниках)

    ". Ты – живых опасайся… вот что я скажу…" (Лука о покойниках и живых людях)

    ". не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело. "

    ". Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была. "

    ". Человека приласкать – никогда не вредно…"

    ". Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. "

    ". Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто. "

    ". Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…"

    ". Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет. "

    ". Есть – люди, а есть – иные – и человеки…"

    ". Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. "

    ". Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте. "

    ". Что такое – правда? Человек – вот правда. " (Сатин о правде)

    ". Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. " (Сатин о правде и лжи)

    ". Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо. " (Сатин о человеке)

    ". Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да. " (Бубнов)

    ". А кто пьян да умен – два угодья в нем…"

    ". Был честнóй, да позапрошлой весной. "

    ". Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…"

    ". Все хотят порядка, да разума нехватка. "

    ". Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше. "

    Цитаты Васьки Пепла

    ". В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать. " (Васька Пепел)

    ". Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит. "

    ". Образование – чепуха, главное – талант А талант – это вера в себя, в свою силу…" (Актер)

    ". Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…"

    Цитаты других героев

    " . У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…" (Барон)

    ". Мало знать, ты – понимай. " (Наташа)

    ". Я знаю – человек сам в себе не волен. " (Василиса)

    ". Не обижай человека – вот закон. " (Татарин)

    ". Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. " (Медведев)

    «Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения

    Разделы: Литература

    Цели:

    • Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
    • Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
    • Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

    Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 3.

    Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

    Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои.

    I. Вступительное слово учителя

    – Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
    Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек (Презентация, слайды № 1, 2).

    (Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

    – Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

    1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
    2. Как оказался в ночлежке?
    3. Как относится к окружающим?
    4. Отношение к «правде».

    – Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

    II. Актуализация опорных знаний

    1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3).
    Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения ваших героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.
    А сейчас прошу подойти по одному представителю из группы, кто хорошо рисует.
    (Учащиеся получают задание: создайте схематичный рисунок под названием «Возможный выход для нашего героя»)

    2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 2).

    • «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
    • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
    • «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
    • «Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
    • «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
    • «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
    • «Любить живых надо, живых». (Лука)
    • «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
    • «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)

    (Учитель комментирует уровень знания текста)

    – Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.

    III. Выступление учащихся

    Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика. Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

    Выступление первой группы. «Правда Сатина»

    • «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек,Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно!Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
    • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
    • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).

    Выступление второй группы. «Правда Бубнова»

    • «На что мне совесть? Я – не богатый!»
    • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
    • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
    • «Все люди на земле лишние…»
    • «Все сказки» (Презентация, слайд № 5).

    Выступление третьей группы. «Правда Луки»

    • «Христос всех жалел и нам велел».
    • «Во что веришь, то и есть…»
    • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
    • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
    • «Любить – живых надо…живых…»
    • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6, Приложение 3).

    (Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших)

    IV. Ролевая игра

    Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

    (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).

    V. Представление рисунков

    А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

    (Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока)

    VI. Подведение итогов

    – Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

    VII. Домашнее задание

    – Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

    Для любых предложений по сайту: [email protected]