Содержание:
Силиконовая пуща
Правительство России 18 сентября согласилось отменить льготы по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования с больших зарплат. Большой, по этой норме, считается зарплата свыше 52 тысяч рублей в месяц. С одной стороны, это шаг в сторону уравнивания в правах и обязанностях налогоплательщиков. С другой — эта мера неизбежно ухудшит положение высокотехнологичных компаний, которые и без того выводят свой бизнес за границу.
Легче заплатить
В группе компаний «Русский порт» семь сотрудников. Это классическое малое предприятие IT-сектора, работающее на рынке информационных технологий с 1994 года. Небольшая фирма продает оборудование и программное обеспечение, удаленно обслуживает компании, которым слишком дорого содержать в штате собственного системного администратора. По закону о страховых взносах, действующему с начала 2014 года, эта компания может претендовать на льготы по уплате страховых взносов. Однако директор «холдинга» Алексей Дубовик не спешит этого делать. Опыт использования льгот по уплате налогов отбил у него всякое желание связываться с государственными послаблениями.
Собственно, стать группой компаний, включающей целых два юридических лица, фирму вынудила именно система налоговых льгот. «Когда в 2008 году ввели льготу по НДС при продаже программного обеспечения, головной боли у меня только прибавилось. Чтобы ее применять, необходимо было отчитываться перед налоговой инспекцией по каждой операции по покупке и продаже софта. Для нормальной работы мне нужно было бы взять на работу бухгалтера, который бы занимался только тем, что ксерокопировал бумажки. Поначалу мы делали это своими силами, проработали так полгода и поняли, что это невыносимо», — рассказывает предприниматель. Кроме того, когда его клиенты получали счет без НДС, они недоумевали, почему они должны оплачивать дополнительные расходы и грозились уйти к конкурентам. Чтобы избежать ненужной бумажной работы, Алексей перестроил свою фирму, сделав два юрлица: одно проводит операции с НДС, другое — без НДС.
Про льготы по страховым взносам Алексей Дубовик слышал, но относится к ним крайне скептически: «Я стараюсь не пользоваться льготами. Возможно, крупные компании от них выигрывают, а для меня это скорее напасть, чем облегчение. Если я начну ими пользоваться, то мне придется объяснять налоговой, что я имею право использовать ту или иную льготу. А издержки на эти отчеты и доказательства гораздо выше, чем просто платить налог без всяких льгот», — считает бизнесмен.
Примечательно, что поначалу льготы по страховым взносам были введены для компаний с минимальным числом сотрудников в 50 человек. Для IT-сектора компании с такой численностью сотрудников считаются довольно крупными. Затем, в 2012 году, этот порог был снижен до 30 человек, но и в таком виде закон затронул лишь меньшинство IT-компаний. Дело в том, что средняя численность в IТ-компаниях в России составляет пять-десять человек. Лишь с начала текущего года порог численности персонала был снижен до семи сотрудников. Изначально льготы по социальным платежам придумывались совсем не для малого бизнеса, а для компаний покрупнее. Его допустили к системе льгот только позднее.
Отвесить поклон и разойтись
Компании IT-сектора пользуются льготами при уплате страховых взносов еще со времени их введения в 2010 году. Устанавливая льготы, правительство предполагало облегчить бремя инновационным компаниям и малому бизнесу. Страховые взносы перечисляются в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Общая ставка страховых взносов составляет 30 процентов фонда оплаты труда. Из них 22 процента идет в ПФР, 2,9 — в ФСС и 5,1 — взносы в ФОМС.
Пониженные тарифы страховых взносов для IТ-компаний в размере 14 процентов действуют как минимум до 2017 года и распространяются на выплаты объемом не более 624 тысяч рублей на одного работника в год (база для начисления страховых взносов). В случае, если выплаты превышают лимит, сумма, на которую превышен этот объем, не облагается взносами. Лимит выплат ежегодно устанавливается постановлением правительства.
По данным Минкомсвязи, которое регистрирует IT-компании, по состоянию на 1 сентября 2014 года, из аккредитованных 4,2 тысячи фирм, льготой пользуется около половины. Помимо минимальной численности персонала для применения пониженных тарифов страховых взносов необходимо, чтобы доля «профильных» доходов компании составляла не менее 90 процентов общей суммы доходов. То есть компания должна доказать свою принадлежность именно к IT-сектору.
В прошлом году Минкомсвязи предлагало продлить срок действия пониженных страховых взносов в 14 процентов не до 2017-го, а до 2020 года. Однако с 2020 года тариф все равно планируется поднимать — сначала до 21 процента, а затем — до 28. Снижения порога численности персонала компаний, претендующих на льготы, добиться удалось, а сохранения самой льготы до 2020 года — нет.
По словам генерального директора компании DrWeb Бориса Шарова, у некоторых IT-компаний фонд заработной платы составляет до 85 процентов всех затрат. «Для них страховые взносы очень сильно напоминают оборотные налоги. То есть при 30 процентах страховых взносов такие компании сильно теряют в рентабельности или вообще становятся нерентабельными», — говорит он. Однако, по словам Шарова, DrWeb к таким компаниям не относится. «Если льготу отменят — будем смотреть на ситуацию. Если собственник не увидит для себя интереса вести этот бизнес — отвесим государству низкий поклон и разойдемся. Если сохраним приемлемую рентабельность — будем работать», — предполагает глава компании.
«Отвесить поклон и разойтись» вряд ли означает сворачивание прибыльного бизнеса. Тем более что информационные технологии очень мобильны. Компании этого сектора вольны выбирать себе юрисдикцию наиболее благоприятным климатом. Благо таковые есть.
Уйдем к соседям
Одной из особенностей IT-бизнеса является возможность построить его на основе так называемого аутсорсинга. Аутсорсинг — передача бизнес-процессов другим компаниям, контрагентам и предоставление сотрудникам возможности работать вне офиса. Таким образом, бизнес одной компании может оказаться распределен даже по разным странам. В июне текущего года, например, два крупных российских IT-разработчика — Luxoft и Game Insight объявили о переводе штаб-квартир и ряда важных функций, вроде маркетинга и продуктового планирования, в страны Евросоюза. Но популярностью пользуются не только страны ЕС.
Зачастую российские IT-компании размещают свой бизнес вовсе не в офшорных зонах, а в странах, входящих с Россией в Таможенный союз. Речь идет о ближайших соседях — Казахстане и Белоруссии. Некоторые компании, формально являясь российскими, держат персонал в этих юрисдикциях, оставляя в России лишь подразделения по продажам.
Конечно, одна из причин — это уровень оплаты труда. Зарплата, за которую в Москве согласится работать, в лучшем случае, выпускник вуза, позволяет в Белоруссии нанять лучшие программистские кадры. Среднемесячный заработок программиста в Белоруссии — в районе 870 евро, а специалиста по IT — 1080 евро.
Но не последнюю роль играет налоговый режим. Например, в Казахстане работодатели платят социальный налог в размере 11 процентов, а за своих граждан — 21 процент. Разместив бизнес в этой стране, российский предприниматель может сократить НДС втрое (размер этого налога — 11 процентов). Ставка социальный взносов в этой стране равна пяти процентам от фонда оплаты труда, а ставка подоходного налога — 10 процентам. Кроме того, Казахстан привлекателен такими особенностями, как единый налоговый кодекс, электронная налоговая отчетность, стабильный налоговый режим.
В Белоруссии в последнее время создаются IT-парки с особыми условиями для их резидентов. Подоходный налог для компаний, работающих в этих зонах, составляет всего девять процентов. Также предусмотрены льготы по уплате налога на добавленную стоимость, ввозной пошлины, офшорного сбора, арендной платы и социальным взносам. Сама ставка социальных отчислений в Белоруссии больше (34 процента), но это компенсируется низким уровнем зарплат.
Президент и генеральный директор группы компаний ABBYY Сергей Андреев отмечает, что ухудшение условий налогообложения на фоне экономических трудностей приведет к быстрой деградации бизнеса. Он не исключил, что в качестве защитной меры некоторые производители софта могут уйти в другие юрисдикции. «Частичный вывод бизнеса в результате повышения налогов возможен для аутсорсинговых компаний, для продуктовых компаний это менее вероятный сценарий», — считает Андреев. По его мнению, продуктовые компании вынуждены будут сократить объем производства будущих продуктов, поскольку тот же самый расход будет финансировать меньшее количество инженеров. «Не исключено, что средние и малые компании будут переходить к более сложным зарплатным конструкциям, что в итоге приведет не к увеличению поступления налогов, а к их уменьшению», — пояснил топ-менеджер.
В условиях, когда необходимо соблюсти баланс между стимулами для развития бизнеса и равным распределением бремени, справедливо было бы установить общую для всех низкую ставку страховых взносов. Однако этого не позволяют сделать социальные обязательства, взятые на себя правительством. Коль скоро правительство пошло по пути установления особого режима обложения для IT-сектора, то оно должно быть постоянным, а не временным. Российской индустрии информационных технологий нужны не временные меры, а постоянная, закрепленная законом низкая ставка обложения. Обидно проигрывать конкуренцию по условиям для ведения инновационного бизнеса Белоруссии и Казахстану.
Перечень льгот для IТ-компаний в 2018 году
В конце 2016 года президент Владимир Путин продолжил действие ранее подписанного им закона о применении к IТ-компаниям сниженных тарифных ставок по страховым взносам до 2023 года включительно. Новый законопроект вступил в действие 1 января 2018 года. О чем идет речь в его тексте, на какие льготы может рассчитывать фирма, продвигающая программное обеспечение?
- Отчисления в ПФ РФ составляют 8%.
- На случай временной нетрудоспособности работников страхуют под 2% взносов, зафиксированных от ежемесячного заработка.
- На обязательное медицинское страхование работники должны выделить всего по 4% дохода от дохода.
В сумме получается 14%, и это при том, что для других налогоплательщиков остается действенной 30% ставка. Налоги, отчисляемые трудящимися через работодателя, не работающего в сфере IТ-технологий, распределяются в 2018 году таким образом:
- 22% уходит на формирование будущей пенсии;
- временная нетрудоспособность и материнство – 2,9%;
- ОМС – 5,1%.
Кто может пользоваться льготами
Льготниками в 2018 году признаны такие предприятия:
- задействованные в сфере информационных технологий;
- компании, осуществляющие разработку, создание, реализацию программного обеспечения для ЭВМ, баз данных;
- фирмы, которые предлагают услуги по настройке, установке, тестированию программ;
- сопровождающие обслуживание ЭВМ и программного обеспечения в течение всего периода эксплуатации.
Предприятие, которое может претендовать на льготное налогообложение, должно отвечать таким требованиям:
- у руководства на руках имеются документы о прохождении государственной аккредитации;
- часть доходов, полученных от проведения профессиональной деятельности в разрезе обслуживания программ, их продажи и установки, составляет от 90% и выше, если учитывать абсолютно все доходы IТ-фирмы;
- количество сотрудников, которые работали на предприятии в течение последних 9 месяцев еще до перехода на новую систему отчисления налогов с зарплат работников, должно быть не меньше 7 человек.
Могут ли отобрать льготу на налоги
Такое действительно возможно. Льгота, которая раньше была выдана IТ-компании, утрачивает свою действенность в следующих случаях:
- Если фирма лишается государственной аккредитации.
- Численность работников меньше 7 человек.
- Объем выручки от сделок с программным обеспечением меньше 90% от совокупного дохода.
Наличие хотя бы одного из этих параметров уже служит фактором для прекращения использования льготы для российских IT-компаний.
При этом учитывается начало подотчетного периода, то есть бухгалтеру придется пересмотреть и внести коррективы в отчисления из заработных плат сотрудников, сделанные ранее. Об общем тарифе налогообложения мы уже писали выше.
Что будет, если перерасчет не будет проведен самим работодателем? Тогда этим вопросом займутся проверяющие органы, позже организации все равно придется расстаться с недоимками, а также за несвоевременное следование действующему законодательству уплатить административный штраф. Какой будет величина пени, вычисляется в индивидуальном порядке.
Еще один нюанс – льготу могут отобрать если доход IТ-компании слишком большой, например, доходит до 1 миллиарда рублей. Депутаты считают, что успешным предприятиям не нужно помогать, лучше поддержать малый бизнес, а твердо стоящие на ногах фирмы в состоянии сами за себя постоять и обеспечить средствами. Какие налоги придется оплачивать IТ-фирмам в таком случае?
- НДС.
- Имущественный налог.
- Отменяется нулевая ставка в отношении налога на прибыль.
Какими могут быть претензии страховщиков
Самой распространенной причиной, по которой страховщикам будут отказывать в льготном налогообложении, специалисты считают несоответствие необходимой доли доходов от продажи и установки программного обеспечения для ПК. В итоге работодателю придется задним числом доначислять страховые отчисления.
Аналитики считают этот пункт закона совершенно несправедливым, а все потому, что в доходы не учитывают даже те программы, которые ранее были установлены другими IТ-компаниями или обслуживались ими. Какой процент российских фирм сможет функционировать и получать прибыль от реализации исключительно своей программной продукции? Единицы. Именно поэтому льготным налогообложением сможет воспользоваться минимальное число IТ-предприятий.
Можно ли отстоять свое право пользоваться льготой? Судебной практике известны разбирательства, в ходе которых судьи поддерживали компьютерную организацию, но таких решений слишком мало, чтобы рисковать и экспериментировать с налоговыми отчислениями из зарплат сотрудников фирмы.
Иногда проверяющие органы набираются наглости и игнорируют деятельность компании в информационной сфере. Опять же оставлять все в таком ключе не стоит, отстаивайте свои права в суде и платите государству меньше, в размерах, установленных российским законодательством.
Как принимался закон
2016 год ознаменовался для IТ-компаний так называемыми налоговыми каникулами. Даже частичное уменьшение налоговых отчислений способствовало расширению уже зарегистрированных и появлению новых компьютерных фирм. Первоначально закон был принят на временной основе, поэтому, когда президент Владимир Путин проинформировал о своем решении продлить действие законопроекта до 2023 года, депутатов, не согласных с ним, оказалось немало.
В первую очередь против выступили Минфин, Минтруд и Минздрав, пояснив свою позицию недостатком средств в федеральном бюджете. Кризис также переживают фонды социального страхования, пенсионерам нечем выплачивать пенсию, поэтому снижение налогообложения в 2018 году якобы очень нежелательно.
Кто был за сохранение льгот для IТ-фирм:
- Минкомсвязи, которое считает, что, если к 2018 году по отношению к российским предприятиям, занимающимся продвижением программного продукта, вырастет налоговая нагрузка, достойно конкурировать с мировыми компаниями они будут не в состоянии. Для имиджа и развития страны это невыгодно, ведь России, как никогда, необходимы современные технологии, только так можно развивать экономику.
- Минэкономразвития.
Дискуссия между депутатами и президентом длится с 2015 года, сегодня льготами налогообложения пользуется 34,5% зарегистрированных IТ-фирм, при этом продажи и доходность за последние 2 года значительно увеличились. Как видно, тенденция развития компаний по душе российским властям, ведь чем больше прибыль фирм, тем больше наполняется бюджет страны, что в 2018 году выгодно даже с применением льготы.
Социальный налог it компаний
Кто про что, а мы опять про оптимизацию. На этот раз пишу про уменьшение социального налога. На хабре, начиная с 2011 года, уже много раз обсуждался закон про уменьшение налоговой ставки для IT-компаний. Действительно, с 34% (сейчас это 30%) ставку можно уменьшить сначала до 20%, а потом, если сильно постараться, то и до 14%. Согласитесь, что разница 30 и 14 уже заметная. Этот вопрос стоит проработать. Что для этого нужно и так ли это сложно?
Разрабатываете софт или сайты? Уменьшаем ставку с 30% до 20%
На эту налоговую льготу могут претендовать все IT-компании, которые занимаются разработкой и поддержкой программного обеспечения (включая создание сайтов). Для этого необходимо выполнить два условия. 1) 70% оборота компании должен составлять доход от деятельности связанной непосредственно с разработкой ПО. 2) В выписке из ЕГРЮЛ у вас должен присутствовать ОКВЭД 72. Подробнее об этом, со ссылкой на документы я писал в этой статье.
Для среднестатистической студии (10-12 человек) такая экономия позволяет высвободить хорошую сумму, сравнимую с ЗП одного сотрудника.
Вы достигли штата в 30 человек? Тогда уменьшаем налоговую ставку до 14%
14% = ПФР 8% + ФСС 2% + ФФОМС 4% (вместо ПФР 22%, ФСС 2,9%, ФФОМС 5,1%)
Тут дела обстоят немного сложнее. Для того, что бы получить эту налоговую льготу необходимо выполнить еще несколько условий.
- Подтвердить статус ИТ-компании, получив документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
- Средняя численность работников должна составлять не менее 30 человек.
- Доход от разработки и продажи программного обеспечения (или сайтов), по итогам девяти месяцев, предшествующих году перехода компании на льготную уплату страховых взносов, должен составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
- Наличие контрактов с госучреждениями или муниципальными организациями
Более подробно это описано в комментариях к закону «Расчеты по страховым взносам в 2013 году»
Мы прошли этот путь на практике. Вот несколько комментариев по каждому из пунктов:
Условие 1. Получение государственной регистрации
Государственную аккредитацию осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Для того, что бы получить аккредитацию, компания должна осуществлять деятельность в области информационных технологий. Коды ОКВЭД по данному виду обязательно должны быть прописаны в Уставе. Достаточно, как и в первом случае, кода ОКВЭД 72.
- Для прохождения процедуры аккредитации необходимо сформировать пакет документов:
- заявление о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в сфере информационных технологий (скачать бланк);
- справка о подтверждении осуществления деятельности в области информационных технологий (скачать бланк);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (должна быть получена Организацией не ранее, чем за шесть месяцев до подачи заявления об аккредитации);
- стандартные учредительные документы.
Комплект документов необходимо отправить заказным письмом в Министерство Связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Адрес: улица Тверская, дом. 7, г. Москва, 125375. Регистрация длится около 30 дней с момента подачи заявления. Нам прислали даже раньше. После отправки документов, можно позвонить и уточнить статус заявки по телефону.
Даже если вы не планируете получать льготную ставку, госаккредитация, в любом случае, будет полезна при работе с крупными заказчиками и участиях в тендерах. Вот, кстати, как она выглядит.
Условие 2. Штат в 30 человек
Если вас уже более 20 человек – значит вы близки к заветной цифре в 30 человек (мы за год выросли больше чем на 10 человек). Что бы получить льготу, возможно, стоит официально оформить временных и удаленных сотрудников, стажеров и т.д. Экономия при таком штате сотрудников уже существенна и позволяет высвободить более существенную сумму, чем в первом варианте. С этой суммы можно, например, чаще обновлять технику в офисе, оплачивать обеды сотрудникам или фитнес-зал.
Условие 3. Оборот от дохода разработки ПО должен составлять 90% оборота компании
К целевому обороту можно отнести доходы от разработки, адаптации (портирование и локализация) и модификации программного обеспечения. Сюда так же можно отнести услуги по установке, тестированию и техническому сопровождению ПО (включая сайты). Если вы только этим и занимаетесь, тогда все просто.
Идем в пенсионный фонд и фонд социального страхования для заявления о переходе на льготную налоговую ставку. С собой берем ссылку на закон, выписку по государственной аккредитации, подтверждение среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год (форма КНД 1110018), подтверждение по целевому доходу (соответствующий раздел в форме РСВ 1). Все это сопровождаем письмом, которое регистрируем в приемной. После этого начинаем платить налог по льготной ставке.
Часто, значительную часть дохода, особенно веб-студий, составляет доход от рекламы. Этот доход не позволяет вам выйти на 90% целевого дохода для получения пониженной ставки. Что делать с этим? Способа лучше, чем вывести этот доход в отдельное юридическое лицо – мы пока не нашли. Возможно, есть компании, которые решили этот вопрос по-другому. Поделитесь советом.
Для нас этот путь казался темным лесом, пока не начали по нему идти. Оказывается все не так сложно. Ставка утверждена по 2017 год. Стоит попробовать.
Lex Digital Blog
Интеллектуальная собственность в Интернете
Налоговые льготы для IT-компаний. Изменения 2012
С 2007 года в российском законодательстве предпринимаются попытки предоставить налоговые стимулы для развития компаний в сфере информационных технологий. В основном они заключаются в уменьшении налогов для таких фирм и их клиентов и в снижении страховых взносов во внебюджетные фонды.
Самая большая сложность возникла в связи с заменой единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами: сначала льгот для IT-компаний вообще не было предусмотрено. При этом основная налоговая нагрузка на IT-компании заключена именно в этих платежах. Затем законодатель предусмотрел снижение ставок в подобных случаях, но установил в качестве одного из требований наличие в штате компании не менее 50 сотрудников. Естественно, для большинства небольших компаний именно оно и оказалось невыполнимым.
03 декабря 2011 года был принят закон, по которому существующая система страховых взносов с 01 января 2012 года подвергнется изменениям. И, что самое главное, немного уменьшатся требования к IT-компаниям – для применения пониженных тарифов им достаточно будет иметь в штате 30 сотрудников, что не может не радовать. При этом к программному обеспечению будут предъявляться некоторые новые требования.
Рассмотрим эти нововведения и существующие льготы более подробно.
Сначала об изменении тарифов по страховым взносам.
В 2012-2013 годах их размер будет регулироваться статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая вводится в действие с 01.01.2012 г
а) В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 году она составит 512 000 рублей — Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 №974; в 2013 году 568 000 рублей — Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 №1276, в 2014 г. 624 000 рублей — Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 №1101) тарифы составляют:
— в Пенсионный фонд – 22%;
— в Фонд социального страхования – 2,9%;
— в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
То есть общая ставка в пределах 512 000 руб. будет снижена с сегодняшних 34% до 30%.
б) Но с базы, превышающей 512 000 руб., необходимо будет уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 10% (в остальные фонды выплаты не производятся).
Напомним: в 2011 году база составляет 463 000 рублей, при ее превышении взносы не уплачиваются.
Теперь о требованиях к IT-компаниям, которые дают право на применение следующих пониженных ставок тарифов (п. 3 ст. 58 ФЗ №212-ФЗ):
а) в 2012-2017 годах:
— в Пенсионный фонд – 8%;
— в Фонд социального страхования – 2%;
— в Фонд обязательного медицинского страхования – 4%.
То есть всего 14%. (10% дополнительная ставка при этом не применяется!!).
б) в 2018 году – общий размер тарифов составит 21%.
в) в 2019 году – 28%.
Для применения этих тарифов IT-компании должны удовлетворять следующим требованиям:
1) К организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, относятся российские организации (т.е. имеющие регистрацию на территории Российской Федерации), осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Обращаем внимание, что в эту формулировку добавлено указание (оно вступит в силу с 01.01.2012 года), что реализуемое программное обеспечение и базы данных должны быть разработаны данной IT-компанией. Ранее такого ограничения не было.
Поэтому если компания будет заниматься реализацией не только собственного, но и чужого ПО, то доходы от продажи чужого ПО, скорее всего, не будут учитываться при проверке, имеет ли IT-компания право на льготы (об этом смотрите далее).
В отношении услуг по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения и баз данных такого требования по принадлежности ПО не установлено.
В связи с этим не попадут в круг получателей льготы фирмы, которые:
— занимаются только реализацией чужого ПО без сопроводительных услуг;
— имеют доход от реализации чужого ПО в размере большем, чем 10% общего дохода компании.
2) Доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату пониженных страховых взносов, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период.
С учетом указанного выше требования о разработке реализуемого ПО самой IT-компанией, важно следить, чтобы более 90% доходов копании составляли именно доходы от реализации собственного ПО (БД) и/или от услуг по разработке, адаптации и т.п.
3) Организацией получен документ о государственной аккредитации.
Аккредитацию осуществляет Минкомсвязь РФ. Подробнее смотрите здесь.
Обычно для аккредитации требуются:
— справка о соответствии требовании за подписью руководителя организации;
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), ее можно получить в вашей регистрирующей налоговой инспекции (бесплатно при оформлении в течение недели, и за плату при более быстром оформлении);
— копия Устава организации.
Аккредитация осуществляется бесплатно в течение 30 дней после предоставления документов.
4) Средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 30 человек (это правило будет действовать с 2012 года). С 01.01.2014 г. требование к численности снижено до 7 человек (подробнее здесь).
В среднюю численность работников включаются сотрудники, работающие по трудовому договору, внешние совместители и лица, выполняющие работы по гражданско-правовому договору (Приказ Росстата от 12.11.2008 №278. Обратите внимание: начиная с отчетности за январь 2012 года этот приказ Росстата был заменен Приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435, действовавшим до конца 2013 г. С 01.01.2014 г. применяется новый Приказ Росстата от 28.10.2013 №428.
Если IT-компания только создана, то она тоже вправе рассчитывать на применение пониженных тарифов. Требования к ней те же, только расчетный срок составляет не 9 месяцев, а фактический отчетный период, и в числе «среднесписочной численности работников» учитываются только сотрудники, работающие по трудовому договору (Приказ Росстата от 12.11.2008 №278).
Если во время работы IT-компания перестает соответствовать какому-либо из указанных выше требований, то она автоматически утрачивает право на применение пониженных тарифов.
Дополнительные нормативные акты: По вопросам применения указанных льгот рекомендуем ознакомиться также с Приказом Минтруда России от 19.03.2013 №107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения», и с Приказом Минтруда России от 28.12.2012 №639н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения»,
Налог на прибыль
IT-компании вправе признать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники материальными расходами и списать единовременно на момент ввода техники в эксплуатацию, не начисляя на нее амортизацию (п. 6 ст. 259, пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Чтобы применить это право IT-компания должна соответствовать следующим требованиям:
1) Организация получила документ о государственной аккредитации (порядок см. выше).
2) Доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов.
При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
3) Среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек. В среднесписочную численность, напомним, включаются сотрудники, работающие по трудовому договору.
К сожалению, в Налоговом кодексе требования к численности сотрудников IT-компании пока не изменены.
Налог на добавленную стоимость
Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) передача на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Норма эта действует уже достаточно давно. Важно сделать только два замечания:
1) Согласно разъяснениям Минфина РФ эта норма НК применяется и при дальнейшей передаче прав по сублицензионному договору (см., например, Письмо Минфина РФ от 28.12.2010 №03-07-07/81).
2) Льгота не применяется, если при купле-продаже ПО на материальных носителях или в электронной форме письменный лицензионный договор не заключается.
Возможна и обратная ситуация, когда приобретателю ПО важно выставление сверх его стоимости НДС. Для этого необходимо четко прописывать в договоре, что передается не право использования ПО, а материальные носители.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 01.09.2011 №КА-А40/9419-11 по делу №А40-140882/10-129-522 суд указал, что заключенный сторонами договор не является лицензионным, поскольку в нем отсутствует указание на разрешенные способы использования программного обеспечения в нарушение п. 2 ч. 6 ст. 1235 ГК РФ.
Не дает права на применение льготы и передача носителей ПО, когда условия договора присоединения изложены на приобретаемом экземпляре или на упаковке (так называемая оберточная или упаковочная лицензия (п. 3 ст. 1286 ГК РФ). Смотрите Письмо Минфина России от 01.04.2008 №03-07-15/44.
Коллеги, внимательнее законы читайте, а то вводите в заблуждение бедных ит-шников: имеют доход от реализации чужого ПО в размере большем, чем 10% общего дохода компании — утверждение неверное. Норма про 90% продолжает действовать и для чужого по.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ASZ;n=147964;dst=0;ts=53C9CBE4BDD30E6B0DB0AC5E873B9E75;rnd=0.7281508620192582;NOQUERYLOG=1;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=%D4%C7 212 %ED%E5 %EC%E5%ED%E5%E5 90%25;EXCL=PBUN,QSBO,KRBO,PKBO;SRD=true;
Здравствуйте, Константин!
Спасибо за ссылку на свежее решение по данной теме. Судебной практики по налогам ИТ-компаний пока еще не много. Но, к сожалению, данное решение ничего не меняет в упомянутом Вами вопросе.
Во-первых, условие закона 212-ФЗ о том, что доход от продажи ПО, для целей получения льгот, подразумевает продажу собственного ПО, по-прежнему остается в законе. Его никто не отменял и не изменял. В судебном порядке признать его неконституционным или противоречащим иным нормам законодательства также никто не пытался.
Во-вторых, именно такого толкования придерживаются и внебюджетные фонды. Например, ФСС в Письме от 18.12.2012 №15-03-11/08-16893 разъясняет: «На основании вышеприведенных положений пункта 6 части 1 статьи 58 и пункта 2 части 2.1, пункта 2 части 2.2 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, при проверке в целях применения пониженных тарифов страховых взносов условия о доле доходов вправе учесть доходы от реализации разработанных ею экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных и (или) доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных.
Таким образом, в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий организация вправе учитывать доходы от реализации программ для ЭВМ, баз данных собственной разработки, доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, адаптацию или модификацию которых она осуществляла».
В-третьих, ни один из судов трех инстанций в указанном Вами судебном деле не признал такое толкование не соответствующим закону. Решение ФСС было отменено в связи с тем, что он не смог доказать нарушение закона, а не потому, что сам закон следует толковать как-то иначе.
Из текстов решений видно: организация убедила суды, что она соответствовала требованиям закона и что уровень ее дохода от реализации собственного ПО составил более 90%. Тогда как орган ФСС, по ее заверению, не выяснил этого лишь по собственной небрежности. Поэтому апелляционный суд указал: «Доказательств, что заявителем реализованы несамостоятельные разработанные программы для ЭВМ, не представлено», филиал ФСС не доказал, «что в общей сумме дохода организации доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) оказания услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных менее 90 %». Тем самым суды подразумевали, что ПО было собственным. А ФСС халатно не воспользовался своими возможностями запрашивать и получать информацию, чтобы установить истинную природу сделок организации, ошибочно посчитав их не соответствующими закону.
Наконец, суд дополнительно поясняет: «При принятии решения судом первой инстанции отмечено, что правомерность применения пониженного тарифа проверяется по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев), то есть, если по итогам проверки 6 месяцев (полугода) доля дохода Общества от реализации программ собственного производства составит более 90 %, то пониженный тариф будет применен». Поэтому филиал ФСС неправомерно делает вывод о недостаточности дохода от продажи собственного ПО по итогам только 1 квартала — в последующих кварталах этот уровень может быть вполне достигнут, если предположить. Что сейчас он меньше требуемого. Даже если он не достигнут в первом квартале.
Очевидно, что суды поддерживают позицию ФСС в распространенном толковании 212-ФЗ. И если бы ФСС заранее собрал достаточные доказательства по деятельности проверяемой организации, итог дела был бы совсем иным.
Так что пока преждевременно говорить об отмене условия об уровне дохода от собственного ПО. Риски привлечения к ответственности слишком велики. С другой стороны, приведенные решения крайне полезны тем, что возлагают на ФСС обязанность доказывать нарушение условий закона проверяемой организацией, а не возлагают на нее саму обязанность доказывать свою правоту. Такой своеобразный «принцип невиновности» придется очень кстати.