Перейти к содержимому

Штраф за невыполнение производственного контроля

Штраф за невыполнение производственного контроля

каков порядок их наложения?
профиль деятельности предприятия торговля автотехникой

подскажите, плиз, у меня нет правовых баз.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Производственный контроль: право или необходимость?

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 2

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАВО ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42). В связи с этим одним из основных направлений государственной политики является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе контроль за соблюдением санитарных правил организациями и индивидуальными предпринимателями, а также проведением ими санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Комплекс таких мероприятий закрепляется в программе производственного контроля (ППК) - документе, обязательном для каждой организации. Что представляет собой производственный контроль и как составляется программа, вы узнаете из этой статьи.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять производственный контроль закреплена в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ). Данная обязанность заключается в том числе в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, проведении лабораторных исследований и испытаний, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Кроме этого, обязанность по осуществлению производственного контроля устанавливается другими федеральными законами применительно к той или иной отрасли. Например, для организаций, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, она установлена Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Санитарно-эпидемиологические требования также установлены нормативными правовыми актами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 ими являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

"Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, но с учетом особенностей гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать санитарные правила, установленные для этой территории.

Основополагающий порядок организации и проведения производственного контроля установлен Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее - Правила).

Согласно п. 2.2 Правил целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

К объектам контроля Правила относят:

- производственные, общественные помещения, здания, сооружения;

- санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны;

- оборудование, транспорт, технологическое оборудование;

- технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;

- сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, отходы производства и потребления.

В соответствии с п. 2.4 Правил производственный контроль включает в себя:

1. Наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

2. Осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных Правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Обратите внимание! Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Осуществляются такие испытания либо непосредственно работодателем, либо с привлечением аккредитованной лаборатории.

3. Организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

4. Контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5. Обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

6. Ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

7. Своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ о создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов.

8. Визуальный контроль, осуществляемый специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации, за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Порядок проведения производственного контроля может устанавливаться санитарными правилами для конкретных отраслей. Такие правила применяются до тех пор, пока не вступят в силу соответствующие технические регламенты (п. 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ). На сегодняшний день регламентов принято очень мало, один из них - Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Поскольку технические регламенты устанавливаются федеральными законами, их требования к осуществлению производственного контроля будут приоритетными, а положения санитарных правил будут применяться только в случае, если регламентом не установлено иное.

Помимо санитарных правил и регламентов существуют различные рекомендации по организации и проведению производственного контроля, утвержденные на уровне субъекта. Например, в Санкт-Петербурге организацию и проведение производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов, осуществляют в соответствии с Методическими рекомендациями при организации и проведении производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов, утвержденными Приказом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23.

Программа производственного контроля

Правила, порядок и периодичность выполнения производственного контроля в обязательном порядке должны быть прописаны в локальном нормативном документе - программе производственного контроля. Она может разрабатываться юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо его уполномоченным представителем. При этом согласование ППК с федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Обратите внимание! Программа производственного контроля составляется работодателем до начала осуществления деятельности. А в случае изменения вида деятельности, технологии производства или других существенных изменений деятельности организации, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (или) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в программу вносятся соответствующие поправки (п. 2.6 Правил).

Несмотря на то что программа производственного контроля составляется в произвольной форме, Правилами предусмотрены как обязательные сведения:

- официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

- о должностных лицах (работниках), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

- о химических веществах, биологических, физических и иных факторах, а также объектах производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности такого отбора (исследований и испытаний);

- о должностях работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

Читайте так же:  377 по хранению приказ

- об осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работах и услугах, выпускаемой продукции, а также видах деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;

- о формах учета и отчетности, связанных с осуществлением производственного контроля;

- перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- о мероприятиях, предусматривающих обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработку методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

- о других мероприятиях, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

Примечание. Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

Для организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, установлены типовые формы ППК. Так, Письмом от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 Роспотребнадзор направил для информирования и руководства хозяйствующим субъектам Типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения.

Предприятия, для которых таких программ не существует, как правило, обращаются за помощью к сторонним организациям, оказывающим услуги по разработке ППК.

Согласно Правилам работодатели обязаны выполнять не только требования санитарного законодательства, но и постановления и предписания должностных лиц органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Роспотребнадзора. Кроме этого, орган Роспотребнадзора может направить в организацию запрос о представлении информации о результатах производственного контроля, а работодатель обязан ему ответить (п. 2.8 Правил). Порядок и форма запроса устанавливаются органами Роспотребнадзора.

К сведению. Одна из обязанностей работодателя - принятие мер в случае выявления нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля. В данной ситуации работодатель должен приостановить или прекратить деятельность отдельных цехов, участков или определенные виды работ, использование в производстве материалов, не соответствующих санитарным требованиям. Кроме этого, о принятых им мерах он должен информировать орган Роспотребнадзора.

Отметим, что у Роспотребнадзора, в свою очередь, существует обязанность в случае обращения к нему организации, предпринимателя бесплатно предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний (п. 6.2 Правил).

Законодательством РФ также установлено право должностных лиц Роспотребнадзора осуществлять проверки организаций, порядок проведения которых регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Методическими рекомендациями по применению норм данного Закона (далее - Рекомендации).

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103.

Проверки можно классифицировать, выделив плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов.

Обратите внимание! В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной и социальной сферах, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок соответствующих предприятий устанавливаются Правительством РФ (ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Планы предстоящих проверок размещаются на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора в Интернете либо доводятся до сведения компаний, включенных в график, иным доступным способом. Сообщить организации о плановой проверке необходимо не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. В случае нарушения указанного срока результаты проверки могут быть отменены по заявлению работодателя (п. 4.10 Рекомендаций).

Внеплановая проверка может проводиться в случаях:

1) истечения срока исполнения юридическим лицом (предпринимателем) выданного ему предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступления в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан;

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

- издание приказа (распоряжения) руководителя органа Роспотребнадзора в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ (п. 5.4 Рекомендаций).

Отметим, что проверки запрещено проводить при отсутствии руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя), кроме проверок по факту причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Что касается документарной проверки, ее предметом являются только сведения, содержащиеся в документах организации, и проводится она по месту нахождения территориального органа Роспотребнадзора. При выездной же проверке инспекторы могут проверять не только документы, но и территорию организации, помещения, оборудование, товары.

Примечание. Инспекторы Роспотребнадзора не имеют права: проверять выполнение требований, которые не входят в их компетенцию; требовать представления документов и образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки; отбирать образцы продукции и делать пробы объектов окружающей и производственной среды без оформления протоколов и с нарушением правил отбора; выдавать предписания о проведении мероприятий по контролю за счет проверяемого (п. 2.8 Рекомендаций).

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Исключение установлено для плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства: в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п. 6.3 Рекомендаций).

Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) также влекут за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

По результатам проверки должностное лицо Роспотребнадзора, ее проводившее, составляет акт по установленной форме (в двух экземплярах), в котором должны быть отражены обнаруженные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенной фирмой деятельности, производимых и (или) реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства, а также сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей. В случае устранения проверяемым лицом выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также должна быть в акте.

Руководитель организации (или иное должностное лицо, или уполномоченное им лицо) имеет право сделать в акте отметку о своем согласии или несогласии с результатами проверки или с действиями инспекторов Роспотребнадзора.

Отметим также, что у работодателя должен быть в наличии журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (п. 9.10 Рекомендаций).

В результате проверки сотрудники Роспотребнадзора могут установить следующие нарушения:

- непроведение производственного контроля;

- отсутствие программы производственного контроля;

Читайте так же:  Заявление в загс на регистрацию брака в другом городе

- отсутствие лабораторных исследований в определенных санитарным законодательством случаях;

- нарушение технических регламентов и санитарных, санитарно-эпидемиологических правил;

- отсутствие у персонала медицинских книжек;

- отсутствие журнала регистрации результатов медосмотров, прохождения гигиенической подготовки и аттестации; и др.

В силу п. 3 ст. 32 Закона N 52-ФЗ и п. 2.7 Правил лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. При выявлении нарушений порядка производственного контроля должностные лица Роспотребнадзора выдают работодателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также привлекают лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушения и вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением. В случае невыполнения предписания в установленный срок виновный может быть привлечен к ответственности согласно ст. 19.5 КоАП РФ.

Если работодатель до вынесения предписания представит в орган Роспотребнадзора доказательства о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, то предписание не выносится.

Итак, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена административная ответственность - налагается штраф по ст. 6.3 КоАП РФ:

- на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 6.3 определяет общую административную ответственность, но Кодексом предусмотрена и специальная. Так, ст. 6.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ст. 6.6 - за нарушение санитарно-эпидемиологических требований организациями питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), ст. 8.1 - за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, ст. 14.4 - за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Как правило, за отсутствие программы производственного контроля штраф налагается по ст. 6.3 КоАП РФ. Если же при этом были обнаружены нарушения санитарных правил и технических регламентов, установленных специальными нормами, ответственность наступит в соответствии с ними.

Производственный контроль

Необходимость наличия программы производственного контроля (ПК) и проведения производственного контроля обусловлена требованием Российского законодательства:

  • Положением «О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554

Порядок организации и проведения производственного контроля, юридическим лицам и индивидуальными предпринимателями , установлен:

СП 1.1.1058-01

Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий."

Ответственность работодателя за нарушения выявленные при проверке Роспотребнадзора

Основные виды нарушений:

  • - непроведение производственного контроля;
  • - отсутствие программы производственного контроля;
  • - отсутствие лабораторных исследований в определенных санитарным законодательством случаях;
  • - нарушение технических регламентов и санитарных, санитарно-эпидемиологических правил;
  • - отсутствие у персонала медицинских книжек;

По итогам проведения проверки и выявления нарушений порядка производственного контроля, должностные лица Роспотребнадзора выдают работодателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также привлекают лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушения и вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением. В случае невыполнения предписания в установленный срок виновный может быть привлечен к ответственности согласно ст. 19.5 КоАП РФ.

Если работодатель до вынесения предписания представит в орган Роспотребнадзора доказательства о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, то предписание не выносится.

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрена административная ответственность - налагается штраф по ст. 6.3 КоАП РФ:

- на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 6.3 КоАП РФ определяет общую административную ответственность, но Кодексом предусмотрена и специальная.

Статья 6.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению,

Статья 6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований организациями питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.),

Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов,

Статья 14.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Cпециалисты нашего Центра окажут оперативную поддержку при разработке программы производственного контроля или расчете стоимости услуг проведения измерений в рамках выполнения действующей программы производственного контроля в организации.

Производственный контроль на предприятии

Производственный контроль – это контроль за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обязанность по организации и осуществлению производственного контроля лежит на всех без исключения работодателях, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ в редакции от 18 апреля 2018 года.

Производственный контроль на предприятии проводится независимо от результатов специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, наличия или отсутствия превышений допустимого уровня воздействия соответствующих вредных и опасных факторов.

В настоящее время порядок выполнения производственного контроля установлен СП от 13.07.2001 №1.1.1058-1 (с изменениями от 27.03.2007).

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности для человека и среды его обитания, путем выполнения санитарных норм и правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения, здания, сооружения;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг (в том числе на выделенных участках работ на территории заказчика);
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль на предприятии включает мероприятия, направленные на поддержание и обеспечение безопасного уровня производственного воздействия на человека и его среду обитания, а также на предупреждение возможного негативного воздействия. Полный перечень мероприятий производственного контроля указан в п. 2.4 СП от 13.07.2001 № 1.1.1058-01.

Все необходимые лабораторные исследования и испытания выполняются лабораторией, аккредитованной в установленном порядке.

Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Все это отражается в программе (плане) производственного контроля. Как разработать программу производственного контроля? >>>

Согласно указаниям санитарных норм и правил, а также общепринятой практике, периодичность производственного контроля физических факторов проводится один раз в год, но может быть установлен иной срок, в соответствии с вашей программой производственного контроля.

В типовых программах производственного контроля на предприятиях рекомендуется проводить указанные замеры:

  • от 1 раза в квартал для некоторых химических веществ;
  • 2 раз в год для микроклимата;
  • 1 раз в год для освещённости и ряда других факторов включая химические, ЭМИ, шум, вибрацию. Последние могут проводится 1 раз в 3 года, но не реже 1 раз в 5 лет.
Читайте так же:  Входит ли налог усн в расходы

До 2007 года ППК утверждалась в Роспотребнадзоре. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13, внесены изменения в СП 1.1.1058-01 и такая необходимость отменена. Программа производственного контроля утверждается руководителем организации. Проверка правильности разработки ППК проверяется инспектирующими специалистами Роспотребнадзора во время соответствующих проверок. При выполнении измерений, специалисты лаборатории нашего Центра могут проконсультировать о правильности указания периодичности проведения измерений.

Не проведение производственного контроля является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ответственность за данное нарушение установлена статьей 6.3 КоАП РФ:

Осуществлять производственный контроль должны не только производители

Требования проверяющих правомерны лишь частично. Продовольственный магазин должен иметь программу (план) производственного контроля и выполнять ее.

Производственный контроль проводят не только производители продукции, но и те, кто ее реализует. Цель контроля — обеспечить безопасность и (или) безвредность продаваемой продукции для человека.

А вот требование инспекторов предъявить договоры на экспертизу реализуемых продуктов незаконно.

Программа производственного контроля нужна

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять производственный контроль закреплена в ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такой контроль предполагает, в частности, проверку соблюдения санитарных правил и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Что касается непосредственно организаций торговли продовольственными товарами, для них на основании указанного закона Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г. утверждены санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066—01».

Согласно п. 1.4 этих правил в организациях торговли независимо от форм собственности должен быть организован производственный контроль.

Необходимость наличия программы производственного контроля при торговле пищевыми продуктами предусмотрена в п. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В нем сказано, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, разрабатываемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании государственных стандартов и технических документов.

Содержание и программа производственного контроля

Проведение производственного контроля, порядок составления и содержание программы регламентированы Санитарными правилами СП 1.1.1058—01, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (далее — Санитарные правила) и государственными стандартами.

Считается, что производственный контроль организован должным образом (п. 2.4 Санитарных правил), если:

  • имеются официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с видом деятельности организации (ИП). К таким факторам относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные;
  • проводятся медицинские осмотры, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация должностных лиц и работников;
  • имеются необходимые сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, личные медицинские книжки, санитарные паспорта;
  • ведется учет и отчетность, установленные действующим законодательством, по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

Согласно п. 2.6 Санитарных правил программу (план) производственного контроля составляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель до начала деятельности. При изменении вида деятельности, технологии производства или иных существенных изменениях в деятельности в программу вносятся поправки и дополнения.

Разработанную программу утверждает руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо иное уполномоченное лицо.

Программа составляется в произвольной форме.

В разделе III Санитарных правил сказано, что она должна содержать перечни:

  • санитарных правил, методов и методик контроля;
  • должностных лиц (работников), на которых возложен такой контроль;
  • видов деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
  • мероприятий по обеспечению безопасности продукции, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

Образец программы производственного контроля предприятий торговли приведен в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 № 26 (приложение 1).

В образце к числу упомянутых мероприятий отнесены, например, проверки:

  • температуры воздуха внутри холодильников;
  • сроков прохождения сотрудниками гигиенической подготовки и медосмотров;
  • качества поступающей на реализацию продукции (документальная и органолептическая проверки), а также сроков и условий ее транспортировки, хранения и реализации;
  • качества и своевременности уборки помещений, соблюдения режима дезинфекции, использования средств индивидуальной защиты, соблюдения правил личной гигиены.

Конкретные санитарно-эпидемиологические требования, соблюдение которых должно быть предметом производственного контроля в организации торговли, содержатся в СП 2.3.6.1066—01. Это требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

Что касается лабораторных исследований и испытаний, торговые организации не обязаны их проводить. То есть заключать договоры на экпертизу реализуемых продуктов продовольственному магазину не нужно. Это следует из подп. «б» п. 2.4 и п. 4.1 Санитарных правил.

Ответственность

В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать санитарные правила.

Пункт 1.5 Санитарных правил обязывает выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (органы Роспотребнадзора).

По запросам Роспотребнадзора юридические лица и индивидуальные предприниматели предоставляют информацию о результатах производственного контроля (п. 2.8 Санитарных правил).

Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений (в частности, разработать программу), вынесенное должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора по результатам проверки, необходимо исполнить в установленные в нем сроки.

За непроведение производственного контроля и отсутствие его программы Роспотребнадзор может привлечь торговую организацию к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся, например, в нарушении действующих санитарных правил. Наказание для юридических лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу № А53-13376/2009 и Северо-Западного округа от 20.12.2010 по делу № А13-7519/2010).

Кроме того, в ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ закреплена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил. Причем наказание за это нарушение более суровое — штраф от 40000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.

Отметим, что между ст. 6.3 и ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ существует противоречие, поскольку и в той и в другой статье установлена ответственность за нарушение санитарных правил.

Органы Роспотребнадзора и суды иногда путают, по какой из них квалифицировать нарушение санитарных правил. И в судебных решениях правонарушения нередко переквалифицируются с одной нормы на другую. Тем не менее при выявлении нарушений санитарных правил, регламентирующих организацию продажи товаров или оказания услуг, чаще применяется ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

ФАС Северо-Кавказского округа, например, обосновал это так. В случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена другими статьями данного Кодекса, действия лица квалифицируются по специальной норме. То есть ч. 2 ст.14.4 КоАПРФ признается специальной нормой по отношению к ст. 6.3 КоАП РФ (постановление от 07.04.2010 по делу № А53-18983/2009).

Итак, если нарушений санитарных правил в отношении организации продажи продукции не обнаружено, ответственность за отсутствие программы производственного контроля налагается по ст. 6.3 КоАП РФ.

Для любых предложений по сайту: [email protected]