Содержание:
Реализация фгос дошкольного образования требования к результатам ооп
Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.
Зарплата учителя
Неужели в 2019-м случится чудо?
«Почему труд учителей так обесценился?»
«А теперь представьте себе масштаб недоплат…»
Если бы вам предложили выбрать регион для работы учителем и гарантировали бы там прекрасные условия (хорошую квартиру, зарплату, адекватную нагрузке), то вы бы выбрали:
Москву и Московскую область
Краснодарский край или другие южные регионы
Регионы Сибири и Крайнего Севера
Конечно, Калининградскую область
Всего проголосовало: 151
Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!
номер 02, от 8 января 2019
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
"Почему ребенок меня не слушается и не слышит?" - этот вопрос, по словам педагога-психолога из Красноярска Кирилла Карпенко, родители задают регулярно. Правда, похоже, они не слышат и сами себя, ведь ключевое слово в их вопросе - "меня". Кирилл же уверен: идея о послушании ребенка настолько абсурдна, насколько может быть абсурдна и идея о послушании кому бы то ни было пожилого человека. И он готов доказать, что это чистая правда.
Экзамены неумолимо приближаются. От их результатов во многом зависит будущая жизнь выпускников. "Можно ли подготовиться к ЕГЭ без репетитора? " - уже задаются вопросом некоторые мамы и папы, да и дети тоже. И большинство уверены – без репетитора никуда. Но разве он гарантирует поступление в выбранный вуз? И как найти такого, который не оставит у разбитого корыта знаний и с пустым кошельком? Об этом в новом выпуске газеты в газете "Эпицентр".
Назначение школьного учебника – служить источником научной информации, параметры которой определяет школьная программа, поэтому учебник должен доходчиво излагать основы учебной дисциплины и давать должный теоретический и методический уровень. Но из любого правила есть исключения… Речь идет об учебнике литературы, который не соответствует ни одному из этих критериев. Почему? Свой ответ есть у профессора, доктора филологических наук Эдуарда Афанасьева.
Наши приложения
Основная образовательная программа дошкольного образования
Для руководителя образовательной организации важно понимать, что основная образовательная программа дошкольного образования - инструмент реализации ФГОС ДО. Но ФГОС ДО коренным образом отличается от образовательных стандартов начальной, основной и старшей школы. Что, безусловно, задает особые рамки основной образовательной программы дошкольного образования.
Паспорт
основной образовательной программы дошкольного образования, ГБОУ школы №109 г. Москвы
1.1. Основополагающие документы для разработки программы
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, в действующей редакции).
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (№124-ФЗ, в действующей редакции).
4. Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
6. Постановление правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (в действующей редакции) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07 (№157).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. №118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный №4673).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).
10. Устав ГБОУ «Школа №109 г. Москвы».
1.2. Государственный заказчик программы
Департамент образования города Москвы.
Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.
Управа муниципального района Теплый Стан города Москвы.
1.3. Общественный заказчик программы
Конференция школы, представляющая коллектив педагогов, выпускников, обучающихся и их родителей ГБОУ «Школа №109 г. Москвы», в лице:
управляющего совета;
попечительского совета;
педагогического совета;
научно-методического совета;
административного совета;
методических объединений учителей и классных руководителей;
ученического совета;
родительского комитета;
совета трудового коллектива.
1.4. Авторы основных концептуальных идей программы и авторы-разработчики, составители и редакторы программы
Е.А.Ямбург (академик РАО, д.п.н., директор школы), В.А.Могилевская (заместитель директора, магистр управления), С.В.Шариков (руководитель проектного офиса «УчимЗнаем», профессор PhD (history), С.Д.Забрамная (куратор психолого-педагогической службы школы, профессор), Л.В.Нефедова (старший методист дошкольного отделения школы №109.) При разработке программы использованы методические рекомендации сотрудника ФИРО, кандидата педагогических наук Н.В.Немовой.
1.5. Научное руководство разработкой и реализацией программы
Осуществляется действительным членом РАО, доктором педагогических наук Е.А.Ямбургом с привлечением кафедр и лабораторий:
Московского городского психолого-педагогического университета;
Московского городского педагогического университета;
Московского педагогического государственного университета.
1.6. Исполнители программы
Администрация школы.
Педагогический, ученический и родительский коллективы школы.
Социальные партнеры школы.
1.7. Приоритетные стратегические цели школы
Подробно изложены в Концепции развития.
В основе ценности личностного универсального образования, призванные формировать у учащихся:
целостное гуманистическое мировоззрение;
вырабатывать у воспитанников полноценную российскую гражданскую идентичность (патриотизм, толерантность, гражданское самосознание), позволяющую быть готовым к ответственному самоопределению в стремительно меняющемся социуме;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности личности, способной противостоять деструктивным и асоциальным процессам;
необходимые предпосылки целостного мировоззрения формируются в раннем детстве.
Приоритетные задачи ООП ДО
Соответствуют стратегическим целям школы, направлены на создание необходимых предпосылок формирования личности дошкольника. (Конкретное раскрытие задач - в целевом разделе «Программы».)
1.8. Источники финансирования программы
Текущее бюджетное финансирование.
Средства, выделенные на государственные работы для реализации социально значимых проектов.
Средства от приносящей доход деятельности.
Средства, предоставленные попечительским советом и социальными партнерами школы.
Аннотация
Основная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) ГБОУ «Школа №109 г. Москвы» (далее - школа) подготовлена педагогическим коллективом и утверждена педагогическим советом, управляющим советом.
Управление реализацией ООП ДО осуществляется школой самостоятельно с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
ООП ДО в соответствии с требованиями стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание дошкольного образования и включает парциальные образовательные программы, ориентированные на достижение воспитанниками личностных результатов, в том числе:
- программы развития психических функций дошкольников;
- программы раннего выявления проблем и особенностей развития ребенка (комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика);
- коррекционно-развивающие программы;
- программы когнитивного развития дошкольников;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени дошкольного образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программы эстетического развития;
- программы, решающие задачи повышения мотивации учебной деятельности дошкольников, формирования у них первоначальных навыков исследовательской и проектной деятельности;
- программы постепенной практической реализации концепции инклюзивного образования;
- программы интеграции тех дошкольников, для которых русский язык не является родным;
- программы, удовлетворяющие социальные запросы населения микрорайона: группы краткосрочного пребывания, консультативная работа специалистов (психологов, дефектологов).
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- гибкий учебный план дошкольного образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы дошкольного образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми учащимися основной образовательной программы дошкольного образования, конкретизируются и закрепляются в заключенном между ними и школой юридически обязывающем документе (договоре), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1. Целевой раздел основной образовательной программы дошкольного образования
1.1. Пояснительная записка
Программа дошкольного отделения формируется с учетом возрастных психологических особенностей детей на основе ФГОС дошкольного образования. Ведущая парадигма - личностная.
К психолого-педагогическим особенностям данного возраста относятся:
- Активное созревание различных физиологических систем организма, центральной нервной системы.
- Появляются защитные механизмы и создаются предпосылки для систематического воспитания и обучения.
- Формируются сложные виды деятельности, ведущей из которых является игра.
Главными задачами дошкольного отделения являются гармоническое развитие каждого ребенка, укрепление физического и психического здоровья; создание условий жизнедеятельности, способствующих максимальному сенсорному, интеллектуальному, эмоционально-волевому развитию. Центральная задача - формирование психических функций. Для ее решения осуществляется социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Основная образовательная программа дошкольного образования имеет свою ярко выраженную специфику, существенно отличающую ее от основных образовательных программ иного уровня образования. Она служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования. Но новые стандарты задают лишь общие требования к результатам дошкольного образования, а в остальном выполняют рамочные функции. Следовательно, ключевые требования к основной образовательной программе дошкольного образования - ее вариативность, гибкость, мобильность, ориентация на образовательные потребности конкретных детей с учетом особенностей их развития. Перечисленные требования опираются на научную методологию.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Принципы и подходы основной образовательной программы дошкольного образования базируются на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и системно-деятельностном подходе А.Н.Леонтьева. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) назначение ООП определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».
Обозначенные подходы позволяют сформулировать особенности основной образовательной программы дошкольного образования:
планируемые результаты дошкольного образования фиксируются не в качестве целей, а как целевые ориентиры;
целевые ориентиры отличаются от целей невозможностью их определения во времени, а следовательно, их получение к определенному сроку не может быть проверено в отличие от промежуточной аттестации по итогам освоения основной образовательной программы начальной школы;
в качестве результатов рассматриваются базовые характеристики развития личности ребенка. Знаниевые результаты не должны доминировать;
оценка развития детей происходит не на основе их сравнения с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития;
на основании результатов развития детей нельзя производить оценку работников детских садов.
Функции и задачи ООП ДО
Служит механизмом реализации стандартов.
Указывает способы достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Является основой для осуществления контроля и коррекции образовательного процесса.
Центральная задача программы - развитие эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка. Ведущая идея программы - поддержка детской инициативы. В этом состоит ее инновационный характер.
Инновационный характер программы, ее отличия от сложившейся практики:
создание условий для проявления активности самим ребенком;
новые функции взрослых, которые состоят не в организации деятельности ребенка «сверху», а являются поддерживающими, создающими условия для саморазвития;
включение детей в коллективное планирование своей деятельности с помощью взрослых и других сверстников (планирование с детьми общих значимых событий в течение недели, месяца, года);
проведение общих сборов по итогам значимых событий с элементами коллективной рефлексии;
создание гибкой, мобильной предметной пространственной среды, необходимой для различных сторон развития ребенка, включая детей с ОВЗ;
описание возможных способов самостоятельного использования ребенком объектов, материалов и предметов среды для приобретения опыта познания окружающего мира.
Реализация ООП ДО связана с целым рядом рисков.
Риски, возникающие в ходе реализации образовательной программы:
дефициты ресурсной базы: финансовые, материальные, научно-педагогические, кадровые;
задача психолого-педагогической поддержки каждого ребенка решается в условиях переполненных групп детского сада;
разрозненные парциальные программы, используемые в работе с детьми, не соответствуют друг другу и потому не дают синергетического эффекта;
традиционное планирование и организация жизнедеятельности детей входят в противоречие с инновационными подходами ООО ДО.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ДО
Целевые ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие со сверстниками окрашено яркими эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления, охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и пр.);
с удовольствием двигается - ходит в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения программы
К семи годам:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности. Способен выбрать себе род занятий и участников по совместной деятельности.
Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, следует игровым правилам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания. Владеет построением речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Целевые ориентиры, представленные в программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются непосредственным основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Оцениваются:
- качества условий образовательной деятельности (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические);
- разнообразие вариантов образовательной среды;
- организация психолого-педагогической поддержки детей;
- система мониторинга динамики развития детей и их образовательных достижений, включающая педагогическую и психологическую диагностику, зафиксированную в карте развития ребенка;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- создание оснований преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Программой предусмотрены следующие уровни оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
внутренний аудит, самооценка организации;
внешняя оценка организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
2. Содержательный раздел
1.1. Содержание психолого-педагогической поддержки детей
Большое влияние на характер всего последующего развития оказывает психолого-педагогическая поддержка детей в раннем возрасте.
Новообразованием этого возрастного этапа является появление у ребенка прямохождения, ходьбы, которые расширяют его возможности ознакомления с окружающим миром. Идет бурное двигательное развитие. Формируются предметные действия, появляется конструктивная деятельность (по подражанию, способом проб и ошибок, на основе зрительного соотнесения с учетом величины и формы). Идет накопление словарного запаса, становление регулирующей функции речи. Важную роль в этом возрасте играет общение со взрослыми. Дети к трехлетнему возрасту уже начинают понимать и действовать по речевой инструкции. Наблюдается желание действовать самостоятельно, но не всегда эти желания соответствуют реальным возможностям ребенка, что приводит к негативным поведенческим реакциям. Наступает кризис трехлетнего возраста.
В этот период в процесс сопровождения активно включаются педагоги и психологи, которые помогают родителям предотвратить закрепление в поведении детей отрицательных форм эмоционального реагирования. Они показывают родителям приемы, позволяющие предупредить возможные формы истерических реакций, упрямство и т. п.
Сопровождение включает в себя обязательный контроль за состоянием здоровья ребенка и динамики его психического развития.
Все показатели ребенка (группа здоровья), качественные характеристики его достижений и особенности в физическом двигательном, речевом, умственном, эмоциональном развитии и т. д. фиксируются в карте развития ребенка на бумажных или электронных носителях. (Ответственность за защиту личных данных несет школа.) Это обеспечит детям более благоприятный переход на следующий возрастной этап - дошкольный.
Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется активным созреванием различных физиологических систем организма, центральной нервной системы. Появляются защитные механизмы, и становится возможным систематическое воспитание и обучение. Формируются сложные виды деятельности.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игра. Постепенно от выполнения отдельных игровых действий к 6-7 годам дети переходят к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, отображая отношения между людьми. В процессе игры совершенствуются умения (одевание куклы, мытье игрушечной посуды, расчесывание волос и т. д.), расширяется кругозор детей, формируется представление об окружающем мире. Растет познавательная активность, формируются высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь. Особенно бурно развивается речь: совершенствуется звукопроизношение; расширяется пассивный словарь и возрастает объем активного словаря; используются грамматически сложные речевые конструкции. Дети к началу школьного обучения уже производят простейшие мыслительные операции; начинают выделять главное в предметах, явлениях; сравнивают предметы, устанавливают сходство и различие; устанавливают причинные зависимости и делают простые умозаключения; создают сюжетные изображения, конструкции. Память приобретает осмысленный характер.
Через совместную с детьми и взрослыми игру, предметную деятельность происходит усвоение общественного опыта, усвоение норм и правил поведения; закладываются качества личности (нравственные, эстетические и др.). К 6-7 годам дети способны регулировать собственные действия. Начинают понимать и принимать точку зрения собеседника, умеют слушать и подчиняться, используют речь, чтобы договориться с ним.
Презентация на тему:
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС
Дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;
Обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия №119 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила воспитатель старшей группы №7 Скоблова С.Н .
Цель: П ознакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС. Задачи: Д ать понятие «ФГОС», «Стандарт»; О беспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС .
Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Зачем нужен стандарт? Основными ЦЕЛЯМИ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ЯВЛЯЮТСЯ: • обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; • сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Педагоги спрашивают: - Каковы эти требования? Зачем нужен стандарт? (продолжение)
Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации; 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) . Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров : * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка. Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ООП ДО Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. - Что такое целевые ориентиры? Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка. Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики: - Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы) . - Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов) - Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество - Развитые творческие способности, -Р азвитая устная речь -Хорошо развитая крупная и мелкая моторика -Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности - Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации? « Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности » . « В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни » , — подчеркнул Александр Асмолов , руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. « При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “ Не навреди ” , — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе » . Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. " В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", — сказал руководитель группы разработчиков.
Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям? С оциализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, приемственность со школой (готовность к содействию с педагогом) ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО? ФГТ 2 группы требований: - к структуре ООП; -к условиям реализации ООП; -4 направления развития; - 10 образовательных областей; 80%- обязательная часть программы; 20% - вариативная ФГОС ДО 3 группы требований -к структуре ООП; -к условиям реализации ООП; - к результатам освоения ООП 5 образовательных областей : Физическое развитие Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие ; -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) -речевое развитие 60%- обязательная часть программы; 40% - вариативная
Понятие вариативная часть программы. Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части. Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности: Вариативная часть Реализация регионального содержания образования Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО Требования к результатам освоения ОП Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. - Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте - Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Интегративные личностные качества ФГТ ФГОС
Для дошкольников
- Главная
- Начальная школа
- Требования фгос дошкольного образования
ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Григорьева Ирина Александровна, Власова Н. В.
г. Малая Вишера Новгородской области.
В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2]
Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна? Разработчики Стандарта указывают на то, что стандарт дошкольного детства – это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта – это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы. [5]
В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе: к условиям её реализации, к её структуре и к результатам её освоения.
По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.
Понятно, что требования к материально - техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.
Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным основополагающим методом в изучении ребенка. Поэтому остается открытым вопрос: будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?
Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». [1] В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.
Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты, в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки… [3], [1]
Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. [4]
В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». [5]
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
2. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
3. Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06. 2013 г.
4. Проект государственного стандарта дошкольного образования: комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон», № 11 от 15.06. 2013 г.