Содержание:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 августа 2016 г. № 489 “О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации»
В целях обеспечения оперативности и эффективности прокурорского надзора за проведением проверок в связи с происшествиями, повлекшими повышенный общественный резонанс, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» изменение,
дополнив пункт 1.1 новым абзацем пятнадцатым следующего содержания:
«о проверках в связи с повлекшими повышенный общественный резонанс происшествиями с участием высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, руководителей крупных коммерческих организаций, известных деятелей науки, искусства, спорта и их близких родственников;»;
абзацы пятнадцатый-семнадцатый считать соответственно абзацами шестнадцатым-восемнадцатым.
2. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Обзор документа
Расширен перечень происшествий чрезвычайного характера, о которых прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны незамедлительно сообщать в Генпрокуратуру РФ.
В него включены проверки в связи с повлекшими повышенный общественный резонанс происшествиями с участием высокопоставленных должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, руководителей крупных коммерческих организаций, известных деятелей науки, искусства, спорта и их близких родственников.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральный прокурор
Заместители Генерального прокурора
О Генпрокуратуре России
Международное сотрудничество
Взаимодействие со СМИ
Правовое просвещение
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
Приказ № 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации"
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2010 N 447, от 25.08.2015 N 437, от 08.12.2015 №674, от 08.04.2016 №214)
О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации
В связи с изменениями в законодательстве и актуализацией ряда вопросов, требующих повышенного внимания, необходимостью оптимизации работы органов прокуратуры Российской Федерации и в целях установления единого порядка представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, иной обязательной информации, принятия по ним необходимых организационных и надзорных решений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
1.1. Специальным донесением незамедлительно сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по телефону или иными видами срочной связи (с последующим направлением в течение суток письменного специального донесения) о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе:
о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, преступлениях против мира и безопасности человечества;
о грубых нарушениях законодательства при проведении выборов и референдумов;
о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности, о чрезвычайных происшествиях на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
о катастрофах, взрывах, авариях, пожарах, стихийных бедствиях, повлекших значительные человеческие жертвы либо создавших на предприятиях транспорта, топливно- и ядерно-энергетического комплекса, гидротехнических сооружениях аварийную обстановку, угрожающую жизни и здоровью большого числа граждан, или вызвавших прекращение их деятельности;
о фактах угона или захвата воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, противоправного блокирования аэропортов и основных транспортных магистралей, других случаях незаконного вмешательства в их деятельность, повлекшего значительные сбои в работе транспорта;
о массовых несанкционированных митингах и демонстрациях, приведших к нарушениям общественного порядка, иным тяжким последствиям;
об экологических преступлениях, вызвавших массовую гибель и заболевание людей, распространение эпидемий и другие тяжкие последствия;
о нападениях на воинские части и военизированные подразделения с целью завладения оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, боевой техникой, о фактах угона или захвата боевой техники;
о преступлениях, касающихся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств (т.н. "рейдерство");
о нападениях и побегах, совершенных лицами, содержащимися под стражей, и осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, фактах смерти данных лиц, причинении им телесных повреждений, применении специальных средств, повлекшем причинение вреда здоровью, совершении преступлений сотрудниками уголовно-исполнительной системы, массовых пищевых отравлениях, в том числе спиртосодержащими суррогатами и наркотическими средствами, массовых голодовках лиц, заключенных под стражу, и осужденных, членовредительстве, беспорядках и пожарах в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
о преступлениях в отношении прокурорских работников, а равно повлекших их гибель или причинение тяжкого вреда их здоровью, об их безвестном исчезновении, а также о преступных посягательствах на здания и другое имущество прокуратуры; о фактах утраты и хищения оружия, выданного прокурорским работникам; о несчастных случаях с прокурорскими работниками, повлекших смерть или причинение тяжкого вреда их здоровью;
о противоправных действиях в отношении судей, мировых судей, судебных приставов, депутатов, руководителей высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, правоохранительных органов, военнослужащих высшего офицерского состава, связанных с исполнением ими служебных обязанностей, повлекших причинение тяжкого вреда их здоровью или смерть, а также о похищении и безвестном исчезновении вышеперечисленных лиц;
о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам;
о задержании сотрудников посольств, консульств, представительств иностранных государств;
об иных чрезвычайных происшествиях, имеющих повышенную общественную значимость;
о фактах незаконной регистрации сообщений о преступлениях прокурорских работников, проведении по ним процессуальных проверок в порядке ст. 144 УПК РФ, принятых процессуальных решениях и мерах прокурорского реагирования.
В те же сроки информировать управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствующем федеральном округе с направлением копии специального донесения (кроме транспортных прокуроров, которым специальные донесения и информации направлять в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере), а также передавать в инспекторское управление Главного организационно-инспекторского управления с использованием средств факсимильной связи копии специальных донесений, содержащих сведения о правонарушениях, совершенных прокурорскими работниками либо в отношении их.
1.2. В 3-дневный срок с момента получения копии постановления о возбуждении уголовного дела направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации специальные донесения:
об убийствах, совершенных при отягчающих обстоятельствах;
об убийствах, которые исходя из способа совершения, личности погибшего, иных факторов вызвали большой общественный резонанс;
об убийствах малолетних, их похищениях и совершении в отношении их иных особо тяжких преступлений;
об уголовных делах, возбужденных в связи с совершением преступных деяний в отношении лиц, осуществляющих правозащитную деятельность, адвокатов, журналистов и нотариусов;
об уголовных делах, возбужденных по фактам хищения бюджетных средств в особо крупном размере или выделенных для реализации приоритетных национальных проектов, их нецелевого использования, невыплаты населению заработной платы, пенсий и иных социальных платежей;
об уголовных делах, возбужденных по фактам совершения преступлений коррупционной направленности, в результате которых причинен особо крупный ущерб или наступили иные тяжкие последствия;
об уголовных делах, возбужденных по результатам рассмотрения материалов Счетной палаты Российской Федерации;
о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, совершенных в крупном размере лицом с использованием служебного положения или организованной группой;
о преступлениях, предусмотренных ст. 209, 210 УК РФ;
о других преступлениях, имеющих повышенный общественный резонанс.
Копию информации направлять в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствующем федеральном округе (кроме транспортных прокуроров, которым специальные донесения и информации направлять в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере).
1.3. В 3-дневный срок после получения уведомления или копии постановления о соединении в одно производство уголовных дел о серийных убийствах и покушениях на убийства, иных насильственных серийных преступлениях сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в ее соответствующее подразделение в федеральном округе (кроме транспортных прокуроров, которым специальные донесения и информации направлять в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере).
2. В специальных донесениях указывать известные к моменту направления данные об обстоятельствах происшествия или преступления, о причастных лицах, наступивших последствиях, причиненном ущербе, возбуждении уголовного дела.
Специальные донесения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации подписывать прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур или лицам, исполняющим их обязанности, возложить на них персональную ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений, своевременность их направления.
3. По окончании проверки по фактам, о которых сообщалось специальным донесением, в течение суток направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации подробную информацию о ее результатах и принятом решении, в том числе о его законности.
В случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заключение о его законности в 3-дневный срок со дня принятия процессуального решения направлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
По окончании расследования уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, в 3-дневный срок информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в том числе ее управление в соответствующем федеральном округе (кроме транспортных прокуроров), о результатах следствия, а по окончании судебного рассмотрения - о результатах судебного разбирательства, а также о вступлении судебного решения в законную силу.
После направления уголовного дела в суд информацию об этом направлять в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
По окончании рассмотрения уголовного дела судом, не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, направлять в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладную записку о результатах рассмотрения дела, наличии либо отсутствии оснований для обжалования судебного решения.
В случае прекращения уголовного дела или приостановления предварительного расследования направлять в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключение о законности принятого решения.
4. Дежурным прокурорам, иным уполномоченным должностным лицам, принявшим сообщения о чрезвычайных происшествиях, незамедлительно докладывать о них Генеральному прокурору Российской Федерации и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе курирующим управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. В случаях, не терпящих отлагательства, принимать меры оперативного реагирования в соответствии со складывающейся конкретной ситуацией.
При поступлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сообщения из дежурных служб подразделений Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти после доклада руководству при необходимости информировать эти органы о принятом решении.
О наиболее значимых происшествиях, повлекших многочисленные жертвы либо иные тяжкие последствия, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему соответствующий участок работы, незамедлительно докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации лично с предложениями о мерах прокурорского реагирования.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
5.1. Своими приказами определить порядок и сроки представления специальных донесений и иной обязательной информации из районных, городских, других территориальных и приравненных к ним специализированных прокуратур.
Организовать дежурство работников прокуратуры таким образом, чтобы обеспечить незамедлительное реагирование на чрезвычайные происшествия и преступные проявления повышенной общественной опасности и значимости, оперативное информирование руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5.2. Установить взаимодействие со следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с целью своевременного получения информации о чрезвычайных происшествиях и преступлениях.
5.3. При возникновении чрезвычайных ситуаций, повлекших значительные человеческие жертвы, разрушения, прекращение деятельности транспортных предприятий и предприятий энергетического комплекса, блокирование транспортных магистралей, иные тяжкие последствия, в случае совершения преступлений террористического характера и иных особо тяжких преступлений, а также при получении данных о нарушении закона при проведении первоначальных следственных действий лично выезжать (либо обеспечить по установленному графику дежурств выезд одного из своих заместителей) на места происшествий в целях координации действий сотрудников правоохранительных органов, своевременного решения вопроса о подследственности, осуществления надзора за законностью проведения оперативно-разыскных и процессуальных действий.
В случае выезда в выходные и праздничные дни за пределы территории, на которую распространяется их надзорная юрисдикция, заблаговременно, не позднее рабочего дня, предшествующего выходному или праздничному дню, направлять письменное уведомление курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации с указанием, на кого из своих заместителей возлагается обязанность по обеспечению исполнения требований данного пункта приказа в период своего отсутствия. При крайней необходимости допускается направление уведомления в день выезда.
5.4. Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сообщения и информации по организационным, кадровым и иным вопросам:
статистические отчеты, сведения о штатной численности и наличии вакантных должностей, доклады об исполнении приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и постановлений координационных совещаний - в сроки, установленные соответствующими организационно-распорядительными документами;
копии приказов о поощрениях работников, назначаемых на должности Генеральным прокурором Российской Федерации, примененных к ним взысканиях и их досрочном снятии, копии представлений, протестов и заявлений в суды по наиболее актуальным и общественно значимым вопросам - в 5-дневный срок со дня подписания, копии ответов на вышеуказанные акты прокурорского реагирования, информацию о решениях судов (копии постановлений) - в 5-дневный срок с момента поступления в прокуратуру документов или сообщения о принятом решении;
копии планов работы прокуратур на полугодие, работы их коллегий и координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью - не позднее 15 июля и 15 января; доклады об итогах работы за истекший год - к 30 января.
6. Порядок и сроки представления специальных донесений и сообщений о происшествиях и преступлениях, а также статистической и иной информации в следственных органах прокуратуры дополнительно устанавливаются приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а в системе органов военной прокуратуры - соответствующим организационно-распорядительным документом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
7. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить оперативность рассмотрения поступивших специальных донесений, контроль за принятием по ним организационных, надзорных и иных необходимых мер.
8. Признать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 04.10.2007 N 158 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Приказ генерального прокурора о спецдонесениях
О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
30 января 2003 г.
№ 32
О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.
Во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.12.2002 № 70 «О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации»,
1. Прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур Приморского края немедленно сообщать специальными донесениями в прокуратуру Приморского края по телефону или иными видами срочной связи с последующим направлением в течении суток письменного донесения о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе:
о преступлениях против конституционного строя и безопасности государства (ст.ст. 275 - 282 УК РФ);
о катастрофах, авариях, взрывах, пожарах, стихийных бедствиях, повлекших человеческие жертвы либо создавших аварийную обстановку на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на предприятиях ядерно-энергетического комплекса, гидротехнических сооружениях, угрожающую жизни и здоровья населения;
о преступлениях против общественной безопасности (ст.ст.205, 205-1, 206, 208, 209, 212, 215.1, 221, 226 УК РФ), а также об иных преступлениях, совершенных в террористических целях;
о фактах угона или захвата воздушных, морских, речных судов, железнодорожного, подвижного состава, противоправного блокирования аэропортов и основных транспортных магистралей, других случаях незаконного вмешательства в их деятельность, повлекших значительные сбои в работе транспорта;
о нападениях на воинские части и военизированные подразделения с целью завладения оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, боевой техникой, о фактах угона или захвата боевой техники;
о чрезвычайных происшествиях на почве межнациональной и религиозной вражды и розни;
о преступлениях против мира и безопасности человечества;
о грубых нарушениях законодательства при проведении выборов и референдумов;
о массовых несанкционированных митингах и демонстрациях, повлекших нарушения общественного порядка или иные тяжкие последствия;
о вооруженных нападениях и групповых побегах подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, а также осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, беспорядках в местах исполнения уголовного наказания, групповых побегах военнослужащих содержащихся в дисциплинарных частях;
о преступлениях в отношении работников прокуратуры, а также о преступных посягательствах на здания и другое имущество прокуратуры; о фактах утраты и хищения оружия, выданного работникам прокуратуры; о несчастных случаях с руководителями прокуратур, повлекших смерть или причинение тяжкого вреда их здоровью;
о нападениях на сотрудников правоохранительных органов, судей, судебных приставов исполнителей, депутатов, руководителей высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, военнослужащих высшего офицерского состава при исполнении ими служебных обязанностей, повлекших причинение тяжкого вреда их здоровью или смерть, а также о похищении, безвестном исчезновении или самоубийстве вышеперечисленных лиц;
о преступлениях, совершенных прокурорско-следственными работниками, судьями, депутатами Государственной Думы или. членами Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, руководителями высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти, руководителями высших органов законодательной и исполнительной власти Приморского края;
о задержании сотрудников посольств, консульств, представительств других
государств;
о других преступлениях и происшествиях, имеющих повышенную общественную значимость.
1.1. В спецдонесениях указывать известные к моменту направления данные обобстоятельствах происшествия или преступления, о причастных лицах, мерах, принятых для установления, розыска и задержания подозреваемых, наступивших последствиях, причиненном ущербе, возбуждении уголовного дела.
Спецдонесения в прокуратуру Приморского края подписывать руководителям прокуратур, или лицам исполняющим их обязанности, которые несут персональную ответственность за достоверность, полноту сведений, своевременность их направления.
1.2. По окончании проверки по фактам, о которых сообщалось специальным донесением, в течении суток направлять в Прокуратуру Приморского края подробную информацию о ее результатах и принятом решении.
1.3. Кроме перечисленных спецдонесений направлению в прокуратуру края в 2-х дневный срок с момента возбуждения уголовного дела подлежат следующие сообщения:
- о делах, возбужденных по фактам хищения и нецелевого использования бюджетных средств, невыплаты заработной платы, пенсий и иных социальных платежей населению;
- об экологических преступлениях, повлекших массовую гибель, заболевание людей, распространение эпидемий, иные тяжкие последствия;
-о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями и учредителями крупных промышленных предприятий, финансовых компаний и коммерческих структур с использованием своих полномочий или служебного положения;
- об убийствах, совершенных при отягчающих обстоятельствах (пп. «а», «б», «в»,
«е», «з», «л», ч.2 ст. 105 УК РФ.
В тот же срок сообщать (с направлением копии постановления) о соединении в одно производство уголовных дел о серийных убийствах и покушениях на убийства, насильственных серийных преступлениях сексуального характера
1.4.По окончанию расследования уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения (сообщения), в 2-х дневный срок высылать в прокуратуру Приморского края подробную информацию о результатах следствия, а по окончании судебного рассмотрения - о результатах судебного разбирательства.
2. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры края:
- в течение суток после поступления из горрайспецпрокуратур специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, предусмотренных п.1. настоящего приказа направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации специальное донесение с направлением копии специального донесения в отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.
- в течение трех дней после поступления из горрайспецпрокуратур информации и сообщений, предусмотренных и.1.3., 1.4. настоящего приказа направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации информацию с направлением копии информации в отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.
2.1. Заместителям прокурора края, руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры края обеспечить контроль за своевременным рассмотрением поступивших специальных донесений, иных сообщений, принятием по ним организационных, надзорных и иных необходимых мер.
2.2. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры края направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации также следующее:
- статистические отчеты, сведения о штатной численности и наличии вакантных должностей, доклады об исполнении приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации, решений коллегий Генеральной прокуратуры и постановлений координационных совещаний в сроки, установленные соответствующими организационно - распорядительными актами:
- копии приказов о поощрениях и взысканиях работников, назначенных на должности Генеральным прокурором Российской Федерации, копии представлений, протестов и заявлений в суды по наиболее актуальным и общественно значимым вопросам в -5 дневный срок со дня подписания;
копии отпетой на вышеуказанные акты прокурорского реагирования, информацию о решениях судом (копни постановлений) п 5-дневный срок с момента поступления в прокуратуру документов или сообщения о принятом решении;
копии планов работы на полугодие не позднее 15 июля и 15 января;
доклады об итогах работы за истекший год к 25 января.
2.3. Заместителю прокурора края Лучанинову СИ. организовать работу следственного управления прокуратуры края таким образом, что бы незамедлительно реагировать на чрезвычайные происшествия и иные преступные проявления, своевременное формирование и выезд на место происшествия следственно –оперативных групп, принятия решения о возбуждении уголовного дела, оперативное информирование Генеральной прокуратуры Российской Федерации и отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о чрезвычайных происшествиях и совершенных преступлениях.
При возникновении чрезвычайных ситуаций, повлекших человеческие жертвы, разрушения, иные тяжкие последствия, а также в случае совершения особо тяжких преступлений обеспечить немедленное информирование прокурора края и выезд его на место происшествия.
3. Приказ прокурора Приморского края № 69 от 2.06.1997 г. признать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей прокурора Приморского края по направлениям деятельности.
Приказ направить всем прокурорам городов и районов, спецпрокурорам Приморского края.
Прокурор Приморского края
государственный советник юстиции 3 класса
В.В.Василенко
Приказ генерального прокурора о спецдонесениях
Христинич Ирина Валерьевна
аспирант, кафедра отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
350000, г.Краснодар, ул.Седина, 36
Khristinich Irina Valer'evna
Central District Prosecutor's Office in Krasnodar
350000, g.Krasnodar, ul.Sedina, 36
Известно, что органы прокуроры с момента своего создания стали существенным образом влиять на состояние законности в России. Прокуроры охватывали все правовые сферы жизнедеятельности, в том числе сферу обеспечения пожарной безопасности. В дореволюционной России пожарная безопасность, наравне с вопросами национальной безопасности, находилась в поле зрения прокуроров. Главная задача сводилась к осведомленности о всех случаях пожара и о принятых мерах к охране населения от пожаров.В послереволюционный период органы и организации, обеспечивающие пожарную безопасность, являлись объектами прокурорского надзора. Основные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры СССР свидетельствуют о таких направлениях прокурорского надзора в сфере пожарной безопасности, как надзор за исполнением законов административными органами по проведении профилактической работы, по пожарно-техническому обследованию объектов, контролю за исполнением предписаний, надзор за соблюдением законодательства об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.На основе исторического экскурса автором делается вывод, что как самостоятельное направление прокурорский надзор за исполнением законов о пожарной безопасности стал формироваться в постсоциалистический период.
Ключевые слова: пожар, прокурор, закон, прокурорский надзор, пожарная безопасность, направление, Сенат, надзор, законность, ущерб
Дата направления в редакцию:
It is well known that the prosecution authorities have started to significantly influence the level of legitimacy in Russia since the very moment those authorities were created. Prosecutors deal with all legal spheres of life activities including fire safety. In the pre-revolutionary Russia fire safety was already controlled by prosecutors along with the issues of national security. The main goal was to inform the authorities about all incidents of fire and fire safety measures. In the pre-revolutionary period all fire safety agencies and organizations were under the supervision of prosecution agencies.
The main regulatory and administrative documents of the Prosecutor General of the USSR describe the following directions of prosecution supervision in the sphere of fire safety: supervision of the execution of laws by administrative agencies conducting preventive maintenance and fire safety investigations, control over the execution of orders and instructions and supervision of the execution of laws on responsibility for violation of fire safety rules.
Based on this insight into the history, the author of the article makes a conclusion that as an independent activity, prosecutor's supervision over the execution of fire safety rules started to form at the post-socialist period of Russian history.
fire, prosecutor, law, prosecutor's supervision, fire safety, direction, Senate, supervision, legality, damage
Деятельность российской прокуратуры почти за трехсотлетний период убедительно доказала свою восстребованность в государственной системе.
Направления деятельности прокуроров на протяжении этого времени неоднократно менялись, но если отталкиваться от правового развития норм пожарной безопасности, то, можно констатировать, что органы прокуратуры, появившиеся значительно позже, чем пожарная служба, с момента своего учреждения существенным образом стали влиять на вопросы обеспечения пожарной безопасности.
В дореформенной России как «око государево» и «блюститель закона», генерал-прокурор обладал надзирающей функцией за деятельностью всех государственных органов, и, прежде всего, принимал участие в работе высшего органа государственной власти и законодательства – Сената, на заседаниях которого обсуждались, в том числе, вопросы обеспечения пожарной безопасности.
Например, генерал-прокурор Трубецкой Н.Ю. вносил в Сенат предложения по самым разнообразным вопросам управления и хозяйства, проявляя себя человеком государственным, радеющим за дело [1, с. 49] .
Именно по предложению генерал-прокурора Трубецкого Н.Ю. Указом от 14 июля 1740 учреждена при военном карауле в Сенатском здании должность барабанщика «для случающихся во время пожарного случая тревог, чтобы оные при всех коллегиях служители и караулы в скорейшей осторожности быть могли», что стало первым шагом к образованию пожарных команд в России. По данному Указу впервые назначается человек, поднимающий тревогу при пожаре и определяется перечень противопожарного инвентаря в важнейших государственных учреждениях [2, с.51] .
Понимая, что главная причина пожаров в городах – это легковоспламеняющиеся здания, Петр I стал родоначальником противопожарного Указа в строительстве «О строении каменных зданий», а в 1753 году генерал-прокурор Трубецкой Н.Ю. изложил Сенату имеющуюся проблему с кирпичными заводами в Москве. Заводчики «неумеренно повышают цены» и тем самым наносят ущерб интересам Ее Величества, так как кирпич в Москве нужен в большом количестве для строительства казенных зданий [3, с.50] .
В период правления Екатерины II генерал-прокурору Глебову А.И. приходилось решать множество хозяйственных и финансовых вопросов, в том числе о «вспоможении» погорельцам [4, с. 98] .
Генерал-прокурор Вяземский А.А. находился в особом доверении у императрицы Екатерины II и был первым из прокуроров, получившим возможность влиять на всю законодательную практику. С его одобрения в этот период был принят судьбоносный для развития пожарного дела Указ Екатерины II от 15 декабря 1763 года «Об утверждении штата главной Санкт-Петербургской полиции», в котором впервые определялся штат постоянной пожарной команды.
При Павле I на генерал-прокуроре Куракине А.Б. лежали обязанности по руководству охраной внутренней безопасности и поддержанию порядка в государстве. К нему поступали сведения о всех чрезвычайных ситуациях, в том числе, о пожарах. Поэтому именно генерал-прокурор занимался вопросами обеспечения мер к охране населения от пожаров. Сведения обрабатывались, анализировались и докладывались императору [5, с.207] .
Таким образом, с момента учреждения органов прокуратуры прослеживается значимая роль прокуроров как инициаторов реформирования системы обеспечения пожарной безопасности и пожарного дела в России.
После победы Октябрьской революции и ликвидации органов прокуратуры, законотворчество строилось в основном из общегосударственных декретов и решений. Исследователи отмечают, что «было такое количество законов и соответствующих им нормативно-правовых актов (постановлений ВЦИК и СНК РСФСР), что возникла потребность в создании специального органа государственной власти, который мог бы осуществлять единообразный контроль за их исполнением, т.е. обеспечивать законность в стране» [6] .
Положение о прокурорском надзоре, введенное в действие с 1 августа 1922 года, восстановило российскую модель прокуратуры надзорного типа. Прокурорам предоставлялось право присутствовать на всех заседаниях исполнительных комитетов с правом совещательного голоса, требовать от всех учреждений и должностных лиц необходимых сведений и материалов [7] . Однако как направление надзорной деятельности - надзор за пожарной безопасностью отдельно не выделялся. Сведения об осуществлении прокуратурой надзора в данной сфере правоотношений в научной и исторической литературе встречаются лишь эпизодические.
По Положению о Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР 24 июля 1924 года, прокурорам было предоставлено право запрашивать народные комиссариаты и иные центральные ведомства по поводу незаконных решений и действий и опротестовывать их в Президиуме ЦИК и СНК СССР [8, с.47] .
Архивные документы 1938-1949, содержащие докладные записки, спецдонесения прокуратуры, суда, органов УНКВД Краснодарского края свидетельствуют о том, что противопожарными делами занимались исключительно органы внутренних дел, вернее, пожарные отделы УМВД по Краснодарскому краю, которые в основном отчитывались в Крайкомы о случившихся пожарах и выявленных противопожарных недостатках. Общий надзор прокуратуры находился в «неудовлетворительном состоянии, по причине недостаточной юридической квалификации многих районных прокуроров, не имеющих ни достаточной теоретической подготовки, ни практического опыта» [9] .
После принятия Конституции СССР 1936 г. предметом надзорной деятельности прокуроров названо точное исполнение законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР.
С мая 1955 года на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за точным соответствием актов, издаваемых министерствами, ведомствами и подчиненными им учреждениями и предприятиями, а также исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, кооперативными и иными общественными организациями, - Конституции и законам СССР, Конституциям и законам союзных и автономных республик, постановлениям Совета Министров СССР, советов Министров союзных и автономных республик, за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами СССР [10] .
В целях упорядочения предоставления в прокуратуру СССР информации о наиболее серьезных происшествиях и преступлениях прокуроры обязаны были фиксировать крупные пожары, причинившие значительный ущерб, и немедленно сообщать о них телеграммой или по телефону с последующей высылкой подробного письменного спецдонесениях в прокуратуру СССР [11, с.54] .
Сравнительный анализ «Положения о государственном пожарном надзоре в СССР» [12, с.360] и Закона «О Прокуратуре СССР» [13, с.41] отчетливо свидетельствует о поднадзорности прокуратуре сферы обеспечения пожарной безопасности.
Так, согласно ст.12 Положения о государственном пожарном надзоре в СССР, возложение на органы государственного пожарного надзора функций не освобождает министерства, ведомства, Советы Министров союзных и автономных республик и исполнительные комитеты Советов народных депутатов от обязанностей систематически контролировать выполнение установленных требований по вопросам обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов народного хозяйства и не снимает с руководителей предприятий, учреждений и организаций персональной ответственности за пожарную безопасность вверенных им объектов.
То есть обеспечение пожарной безопасности являлась неотъемлемой частью деятельности всех тех органов, которые в соответствии со ст.22 Закона «О прокуратуре СССР» являлись объектами прокурорского надзора. Органы государственного пожарного надзора, как органы административной юрисдикции, соответственно находились под надзором прокуратуры, так как прокурор осуществлял надзор за всеми стадиями производства по делам об административных правонарушениях, начиная с 1946 года [14] .
Необходимо отметить, что указанным Положением о государственном пожарном надзоре выделен отдельным направлением государственный контроль за выполнением правил пожарной безопасности в лесах, осуществление которого вменено органам, входящим в систему Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, также поднадзорному прокуратуре.
В основных организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры СССР имеется ряд документов, свидетельствующих об обеспокоенности прокуроров ежегодно причиняемым пожарами материальным ущербам и серьезных недостатках в работе административных органов, выраженных в слабом проведении профилактической работы, допускаемых фактах поверхностного пожарно-технического обследования объектов, отсутствии контроля за исполнением предписаний и т.д.
Так, в Указании Генерального прокурора СССР от 16 августа 1972 №3/43с «Об усилении надзора за соблюдением законодательства об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности» [15, с.223] прокурорам предлагается принять необходимые меры к усилению прокурорского надзора за соблюдением законодательства об ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем, истребовать от органов государственного пожарного надзора, а в необходимых случаях от руководителей республиканских, краевых и областных хозяйственных организаций данные о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности и в зависимости от этого организовать проверки законности мер, принимаемых органами государственного пожарного надзора, администрацией предприятий и учреждений, исполкомами местных Советов депутатов трудящихся по фактам нарушения или невыполнения должностными лицами и гражданами правил пожарной безопасности.
Недостатки в работе Госпожнадзора отмечены также в совместном Указании заместителя Генерального прокурора СССР и заместителя Министра внутренних дел СССР от 12 апреля 1976 года №3Д-72-76608с «О мерах по охране социалистической собственности от уничтожения и повреждения ее пожарами» [16, с.220] , в котором указано, что совместно состояние борьбы с пожарами обсуждается крайне редко и действия органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и судов в этом направлении не координируются. Мало проводятся общенадзорных проверок исполнения законов по этим вопросам, в связи с чем, предлагается при проведении проверок работы подчиненных органов по вопросам обеспечения сохранности государственного и общественного имущества уделять внимание состоянию борьбы с пожарами.
Ряд документов Генеральной прокуратуры СССР за исполнением законов о пожарной безопасности ориентировали прокуроров на необходимость уделять внимание отдельным вопросам пожарной безопасности: при обеспечении сохранности государственного и общественного имущества, при проведении проверок случаев уничтожения или существенного повреждения лесных массивов в результате небрежного обращения с огнем или источниками повышенной опасности, при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
В начале нового столетия полномочия прокурора касались преимущественно интересов обеспечения пожарной безопасности, которые упоминаются в нескольких организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ, посвященных надзору за состоянием законности на оборонно-промышленных предприятиях и в лесах.
Так, приказом Генерального прокурора РФ от 26.07.2001 №47 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» на Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов возложен надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в федеральных округах управления оборонно-промышленным комплексом, их хозяйствующих субъектах, в закрытых административно-территориальных образованиях, в Главном управлении внутренних дел на режимных объектах и Первом управлении Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, их подчиненных органах на местах (в части осуществления административной юрисдикции) [17, с.91] .
Отдельно выделяется прокурорский надзор за соблюдением пожарной безопасности в лесах. В апреле-мае 1997 года подписано совместное Указание Генерального прокуратура РФ, Министра МВД РФ и Руководителя Федеральной службой лесного хозяйства РФ об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передаче материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в правоохранительные органы. В данном Указании отмечается неудовлетворительное состояние безопасности лесов от пожаров, безнаказанность поджигателей, причиняющих крупный ущерб не только лесному хозяйству, но и производственным зданиям, кордонов и жилых домов, хозяйственных построек, служебного транспорта. Акцентируется внимание на систематическом обмене необходимой информацией и незамедлительном оповещении при возникновении лесных пожаров.
Таким образом, вопросы исполнения законов о пожарной безопасности хозяйствующими субъектами и контрольно-надзорными органами, органами местного самоуправления были в поле зрения прокуратуры на всем протяжении ее исторического развития.
В настоящее время прокурорский надзор на этом направлении продолжает являться наиболее актуальным участком работы прокуроров.
Крупные пожары в населенных пунктах и общественных местах: 1999 – в здании ГУВД г.Самара (57 погибших); 2003 – в школе поселка Сыдыбыл Якутии (22 погибших школьников); в общежитии Российского университета дружбы народов, 2009 – кафе «Хромая Лошадь» и др. свидетельствовали о неудовлетворительном состояние пожарной безопасности в Российской Федерации. Проверки, организованные органами прокуратуры, подтвердили масштабность нарушений законов о пожарной безопасности на объектах социального назначения, требующих незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования и постоянного систематического наблюдения за деятельностью органов пожарного надзора, чиновников местного самоуправления.
В докладе Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайка о состоянии законности и правопорядка в 2010 год и принимаемых мерах по их укреплению от 27 апреля 2011 года отмечено, что работа по обеспечению пожарной безопасности в леса и населенных пунктах по предупреждению и тушению пожаров строилась неудовлетворительным образом. В ряде субъектов Российской Федерации программные мероприятия не выполнялись либо не планировались вообще. Предоставленные контрольным органам и органам местного самоуправления полномочия по обеспечению пожарной безопасности до конца не реализовались. Для понуждения органов местного самоуправления, лесопользователей и арендаторов принять первичные меры пожарной безопасности в населенных пунктах и лесах прокурорами в суды направлено почти 2 тысячи исков. По постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности почти 1600 виновных лиц. Правоохранительными органами возбуждено около 1700 уголовных дел. Между тем проведенные контрольные проверки показали, что пока не все органы эффективно реализуют профилактические мероприятия, которые им поручены. Поэтому прокуроры продолжают свою работу в этом направлении [18, с.4-6] .
Выводы доклада свидетельствуют о том, что надзор за исполнением законов о пожарной безопасности признан прокуратурой одним из приоритетных направлений деятельности, который влияет на общее состояние законности и стабильности в государстве, позволяет гарантировать специфичными мерами прокурорского реагирования правовую защищенность личности, общества и государства от правонарушений в сфере пожарной безопасности.