Перейти к содержимому

Приказ для создания резервов

Как составить приказ о создании резерва по сомнительным долгам?

Ответ: Обычно правила учета резерва по сомнительным долгам закрепляются в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета, но запрета на разработку отдельного приказа нет.

Обоснование: Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью организации, исключения составляют только организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, поскольку они могут не применять Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) (далее - ПБУ 8/2010) об оценочных обязательствах, которыми в том числе является и резерв по сомнительной задолженности, они могут не создавать резерв, закрепив это правило в учетной политике (п. 3 ПБУ 8/2010).

В то же время положения, четко устанавливающие, каким образом и когда должен рассчитываться данный резерв, отсутствуют. В связи с чем данные правила организация должна разработать самостоятельно, используя общие принципы бухгалтерского учета.

Обычно правила учета резерва по сомнительным долгам закрепляются в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета, но запрета на разработку отдельного приказа нет.

Соответственно, приказ должен быть подписан руководителем организации и содержать в себе следующую информацию:

- каким образом выявляется и фиксируется сомнительная задолженность (на практике данный факт устанавливается на основании проведенной инвентаризации, однако требование по ее проведению для создания резерва исключено еще в 2010 г., так что организация может разработать свои методы выявления данной задолженности);

- как рассчитывается резерв (можно установить правила, аналогичные изложенным в ст. 266 Налогового кодекса РФ, либо разработать собственные правила расчета резерва, которые будут отвечать основным принципам по отражению достоверной информации в бухгалтерской отчетности);

- когда резерв создается (организация может создавать резерв в начале или в конце только налогового периода, либо также в начале или конце каждого отчетного и налогового периода);

- какая задолженность признается безнадежной (по правилам ст. 266 НК РФ либо по правилам, разработанным организацией, которые будут отвечать основным принципам по отражению достоверной информации в бухгалтерской отчетности).

Также можно указать, какие счета бухгалтерского учета будут задействованы при учете резерва.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Как составить приказ о создании резерва по сомнительным долгам?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
В то же время положения, четко устанавливающие, каким образом должен рассчитываться данный резерв, отсутствуют. В связи с этим данные правила организация должна разработать самостоятельно, руководствуясь в том числе требованием осмотрительности учетной политики.
Правила формирования и учета резерва по сомнительным долгам следует закрепить в учетной политике организации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается приказом об учетной политике или иным письменным распоряжением руководителя организации.
Отражение операции по формированию резерва по сомнительным долгам на счетах бухгалтерского учета осуществляется на основании бухгалтерской справки-расчета.
В учетной политике рекомендуем закрепить в том числе следующую информацию:
- каким образом выявляется и фиксируется сомнительная задолженность (на практике данный факт устанавливается на основании проведенной инвентаризации, однако требование по ее проведению для создания резерва исключено с отчетности за 2011 г., тем не менее это наиболее объективный метод оценки задолженности, организация также может дополнительно разработать другие методы выявления данной задолженности);
- как рассчитывается резерв (в части, не противоречащей бухгалтерскому законодательству, можно воспользоваться правилами, изложенным в ст. 266 НК РФ);
- какая задолженность признается безнадежной.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Приказ о создании резерва по сомнительным долгам (образец)

В процессе деятельности предприятию, как правило, удается быть как кредитором, так и заемщиком. Это может произойти, когда партнер по какой-либо причине не выплачивает долг своевременно, а то и вовсе отказывается от своих обязательств по финансам. Данные события необходимо отражать прозрачно в учете фирмы. Этой цели служит формирование резерва по сомнительным долгам.

Читайте так же:  Жалоба дилер

Таковым называется не выплаченная компании задолженность от дебиторов или же та, которая возможно не будет оплачена своевременно и плюс к этому не надежна. Другими словами, это долги, которые могут быть не выплачены организации в итоге. Так, резерв по сомнительным долгам создается по всем видам ненадежных долгов от дебиторов, выплатам контрагентам, а так же авансам и займам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 511-91-49 . Это быстро и бесплатно !

Как происходит создание резерва по сомнительным долгам?

Законодательством прописан только универсальный регламент создания резерва. Фиксированные правила расчетов сумм не прописаны. Согласно нормам учета в бухгалтерии, чтобы определить весь объем финансового запаса по компании, необходимо провести инвентаризацию всякого сомнительного долга.

Необходимо учитывать финансовое положение и состоятельность каждого дебитора и способность выплатить задолженность. Организация определяет методы расчетов размера запаса с помощью учетной политикой.

Если руководствоваться принципами, прописанными ниже, то можно достичь максимального соответствия учетов в компании (бухгалтерского и налогового):

  • учитывать всю задолженность, которая просрочена больше чем на девяносто дней;
  • учитывать 50% от задолженности, если она просрочена от сорока пяти до девяноста дней включительно.

Создание финансового запаса по неблагонадежным задолженностям дает шанс любой компании с долгами от дебиторов, сроки выплат которых прошли, обзавестись послаблениями по налогам.

Для этого нужно представить резервы как расходы, в дальнейшем их можно будет восстановить (в случае оплаты долга), либо списать. При составлении плана выгод от налогов, нужно обратить внимание, что туда могут попасть только те долги, которые возникли после продажи товаров или услуг.

Приказ на создание денежного запаса выпускается от имени руководителя компании. Предварительно требуется подробно прописать, как формируется резерв по сомнительным долгам в организации. Величина финансового запаса не должна превышать десять процентов выручки. Если просрочка составляет от сорока пяти до девяноста дней, тогда в резерв относится 50% суммы, если свыше девяноста дней, то вся. Этим принципом необходимо руководствоваться независимо от его наличия в приказе руководителя.

Несмотря на то, что в НК не указано, что для подсчета суммы резерва можно брать сумму с НДС, практика судебных заседаний показывает, что это возможно. Поэтому организация может занести это в приказ.

В случае, когда договором не фиксируется дата оплаты, могут возникнуть проблемы с отнесением суммы к сомнительным долгам. Тогда можно руководствоваться НК, по которому задолженность должна быть погашена в течение 7 дней после направления требования.

От подачи требования идет отсчет задержки платежа с целью планирования резерва. После нужно принять решение: переводить ли оставшуюся часть денежного запаса на будущий отчетный период или нет.

Как написать приказ о создании финансового запаса?

Обязательно необходимо записать в приказе, когда планируется создание резерва – или же по окончании всякого отчетного периода, либо только в конце года. Сотрудники налоговой службы утверждают, что компания, планирующая создание финансового запаса, обязана делать отчисления по окончании каждого отчетного периода.

Однако формулировка НК РФ позволяет сделать выводы, что в случае, когда основная часть прибыли поступает в компанию в конце года, организация имеет право формировать резерв исключительно по окончании года. Значит, фирма не будет проводить излишнюю работу по проведению инвентаризации всякий отчетный период перед тем, как создать резерв по сомнительным долгам.

Кроме того, компания имеет право указать в приказе, что сумма задолженности включается в резерв только после согласования с определенным должностным лицом, к примеру, главным бухгалтером. Благодаря этой уловке, появляется возможность контроля резервного фонда на протяжении года, но исключительно в меньшую сторону. Зато это поможет уйти от чрезмерных убытков в декларации.

Образец приказа о создании резерва по сомнительным долгам вы можете скачать на нашем сайте по ссылке.

Как документально оформить резервный фонд?

Для создания резерва по сомнительным долгам используется справка-расчет. Оформляется этот документ бухгалтером. Это не нормативный документ, потому необходимо подобрать и отдать на утверждение руководству форму. Безусловно, в справке-расчете по неблагонадежным долгам должны присутствовать все обязательные реквизиты.

В учете задействуется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Формирование резерва по сомнительным долгам отражается записью: Дт 91 (субсчет «Прочие расходы») Кт 63.

Отчисления в финансовый запас относятся на счет «Прочие расходы». Для этой проводки основание – Справка-расчет.

Как восстановить резерв по сомнительным долгам?

Восстановление резерва по сомнительным долгам возможно в таких ситуациях:

  • если происходит выплата задолженности частично или полностью;
  • при ликвидации резерва, если закончился предельный срок.
Читайте так же:  Какой налог берут с вклада

Приказ, который позволит учесть расходы еще до их возникновения

10 января 2010 10752

Популярное по теме

Как документ позволит сэкономить. Резерв по сомнительным долгам позволяет любой компании, имеющей просроченную задолженность, получить налоговую выгоду. То есть сначала признать в расходах отчисления на резерв, а только потом их восстановить (если вернут долг) или использовать под списание задолженности (ст. 266 НК РФ, подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем на практике многие организации, входящие в группу компаний, искусственно формируют просроченную задолженность.

При планировании налоговых выгод от создания резерва необходимо учитывать, что его можно формировать только по долгам, возникшим в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 266 НК РФ). Если проанализировать разъяснения Минфина России, то под это определение не подпадают, в частности, следующие долги:

  • задолженность поставщику, получившему предоплату (письмо от 17.06.09 № 03-03-06/1/398);
  • долги по штрафным санкциям за нарушение условий договора (письмо от 05.05.06 № 03-03-04/2/129);
  • долги, приобретенные по договору уступки права требования (письмо от 04.08.09 № 03-03-04/3);
  • задолженность по ценным бумагам (письмо от 15.11.05 № 03-03-04/3/15).

В каком виде составляется. В форме приказа руководителя. Но чтобы иметь возможность без проблем сформировать резерв в 2010 году, это безопаснее изначально зафиксировать в налоговой учетной политике на этот год. Со ссылкой, что более подробный порядок прописывается в отдельном приказе руководителя организации.

Что обязательно должно быть в документе. Порядок создания резерва довольно подробно прописан в статье 266 НК РФ. Его размер не должен превышать 10 процентов от суммы выручки отчетного или налогового периода. При просрочке от 45 до 90 дней долг включается в резерв в половинном размере, при опоздании с оплатой свыше 90 дней – полностью. Эти условия действуют независимо от того, прописаны они в приказе руководителя или нет. Поэтому их утверждать не обязательно. Эффективнее уделить внимание неясным моментам, которые могут возникнуть.

В приказе можно указать, что для расчета резерва используется задолженность с учетом НДС. Прямо это в НК РФ не прописано, но судебная практика исходит из того, что в расчет должна приниматься вся сумма, предъявляемая покупателю (определение Конституционного суда РФ от 12.05.05 № 167-О, постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.05 № 6602/05).

Сложность в признании долга сомнительным может возникнуть, если в договоре не указан срок оплаты. В этом случае помогут нормы пункта 2 статьи 314 ГК РФ, согласно которым такое обязательство должно быть исполнено в течение семи дней с момента предъявления требования кредитором. С этого дня отсчитывается срок опоздания с платежом для целей формирования резерва. Налоговикам на местах будет труднее оспаривать этот порядок, если он будет закреплен в приказе руководителя и подтвержден успешной судебной практикой (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 04.05.09 № А32-15410/2008-59/155, Поволжского от 08.05.08 № А12-10217/07, Волго-Вятского от 19.11.07 № А82-15294/2006-37 округов).

Далее необходимо решить организационный вопрос: переносить ли на следующий отчетный или налоговый период остаток резерва, который не был использован (п. 5 ст. 266 НК РФ).

на цифрах По состоянию на 31 марта 2010 года резерв сформирован в сумме 200 тыс рублей. В течение II квартала за счет него было списано 15 тыс. рублей безнадежных долгов. Неиспользованный остаток составил 185 тыс. рублей. Исходя из результатов инвентаризации на 30 июня, резерв должен равняться 230 тыс. рублей.

Если компания будет переносить остаток резерва, то для корректировки во II квартале она учтет 45 тыс. рублей в расходах (230 – 185). Если она откажется от переноса, то ей придется восстановить в доходах остаток резерва в сумме 185 тыс. рублей и учесть в расходах формирование нового – 230 тыс. рублей. В обоих случаях налоговая база II квартала уменьшится на 45 тыс. рублей.

При этом размер резерва необходимо ограничивать 10 процентами от выручки до корректировки на остаток (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.07.07 № Ф09-7932/06-С3 оставлено в силе определением ВАС РФ от 08.11.07 № 14255/07). Это также можно отразить в приказе.

При формировании резерва может возникнуть вопрос: можно ли включать в расчет долги, ставшие сомнительными в прошлые налоговые периоды. В письме от 20.01.05 № 02-3-08/274 ФНС России указала, что можно. Это подтверждают и суды (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 27.11.08 № Ф09-8876/08-С3, Дальневосточного от 15.12.08 № Ф03-5524/2008 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 19.06.09 № ВАС-4187/09) округов), но для усиления своей позиции это можно зафиксировать в приказе.

Особенно в документе важно прописать, когда создается резерв – по итогам каждого отчетного периода или только в конце года. Налоговики однозначно заявляют, что раз компания решила создавать резерв, то это нужно делать каждый отчетный период. Однако формулировки НК РФ позволяют и другую трактовку, что подтверждают даже суды (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.08 № А56-48759/2007, от 03.08.07 № А56-49676/2006). Таким образом, если у компании основная прибыль ожидается в конце года, она может выбрать формирование резерва только по итогам налогового периода. Тогда компания избежит ненужной работы по инвентаризации и формированию резерва в течение года, когда он не приносит ожидаемой налоговой экономии.

Читайте так же:  Судебная экспертиза в череповце

Еще одна возможность самостоятельно варьировать размер резерва – установить в приказе, что для включения долга в расчет необходимо одобрение, например, финансового директора компании. Тогда компания сможет контролировать сумму отчислений в резерв в течение года. Правда, только в сторону уменьшения. Это позволит избежать лишних убытков в декларации по налогу на прибыль.

Дополнительные меры безопасности. Некоторые налоговики на местах считают, что компании не вправе создавать резерв по сомнительным долгам, если просрочка платежей невелика, а безнадежных долгов и вовсе нет. Конечно, суды выносят решения в пользу налогоплательщика, но споры не исключены (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 17.01.08 № А56-12719/2007, Волго-Вятского от 28.12.05 № А11-1770/2005-К2-19/95 округов).

Если компания оказалась в такой ситуации, например, только недавно была создана, то по имеющимся просроченным долгам она может сделать оценку вероятности погашения долга. Ее может провести уполномоченный сотрудник самой компании. И его пессимистический прогноз можно будет использовать в споре с инспекторами.

Заметим, в бухгалтерском учете также можно создать резерв по сомнительным долгам, зафиксировав это в учетной политике (п. 70 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Однако соответствие учетов не является обязательным (письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.07 № 20-12/031921, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.08 №А56-12719/2007).

Документы, необходимые для создания резерва по сомнительным долгам

Цитата: Создание резерва в бухгалтерском учете

Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. По сомнительной задолженности, выявленной в результате инвентаризации, компания должна сформировать резерв.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четких правил формирования резерва по сомнительным долгам, поэтому порядок создания резерва фирма должна разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом необходимо помнить о том, что сроки создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете все же могут не совпадать. Например, такая ситуация может возникнуть, если фирма-должник ликвидируется и долги остаются непогашенными. В бухгалтерском учете необходимо всю сумму задолженности по данному контрагенту включить в резерв, так как имеется информация о невозможности погашения задолженности контрагентом. В налоговом же учете основания для создания резерва по этому контрагенту могут не возникнуть по причине того, что срок для создания резерва не наступил. Так как Налоговый кодекс предусматривает создание резерва по истечении 45 и 90 календарных дней после срока оплаты, предусмотренного договором.

Если у одного и того же контрагента одновременно имеются сомнительная дебиторская и кредиторская задолженность, то компания вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении сомнительной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает ее (компании) кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528).

Автор: Ирина Горячева, старший аудитор аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»
Журнал «Актуальная бухгалтерия» № 12/2011

Приказ для создания резервов

Приказ о создании резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Положение по обработке и защите персональных данных

Версия сайта: 2.2.12

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Подборка наиболее важных документов по запросу Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Для любых предложений по сайту: [email protected]