Перейти к содержимому

Приказ департамента здравоохранения города москвы 1273

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 27 января 2015 г. N 44 "О совершенствовании оказания паллиативной медицинской помощи онкологическим больным"

В целях совершенствования оказания паллиативной медицинской помощи онкологическим больным приказываю:

1. Утвердить Положение об обеспечении онкологических больных наркотическими средствами и психотропными веществами при оказании паллиативной медицинской помощи (приложение 1).

2. Прикрепить государственные казенные учреждения хосписы Департамента здравоохранения города Москвы к аптечным организациям для обеспечения больных, выписанных из хосписов, наркотическими средствами и психотропными веществами по выписанным рецептам (приложение 2).

3. Начальнику Управления организации медицинской помощи, председателю городской комиссии по контролю за использованием (учетом, хранением, назначением, уничтожением) наркотических средств и психотропных веществ А.В. Жолинскому, главному специалисту по оказанию паллиативной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы Д.В. Невзоровой, главному специалисту онкологу Департамента здравоохранения города Москвы И.Е. Хатькову провести семинар по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи и организации работы по контролю за использованием наркотических средств и психотропных веществ для руководителей медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, окружных специалистов онкологов и окружных специалистов по паллиативной помощи.

Срок: до 15 февраля 2015 года

3.1. Главному специалисту онкологу Департамента здравоохранения города Москвы И.Е. Хатькову совместно с главным специалистом по оказанию паллиативной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы Д.В. Невзоровой организовать обучение врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по проведению обезболивающей терапии.

Срок: до 15 февраля 2015 года

4. Главным врачам медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях государственной системы здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы, направлять информацию о выписке онкологических больных 4 стадии (4 клинической группы) в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях Департамента здравоохранения города Москвы за сутки до предполагаемой выписки больного из стационара (приложение 3).

5. Главным врачам медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, обеспечить неукоснительное исполнение пункта 2 "Назначение и выписывание наркотических средств и психотропных веществ" приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 20.12.2013 N 1273 "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в список II, и психотропных веществ, внесенных в список III, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Н.Н. Потекаева.

Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 27 января 2015 г. N 44

Положение
об обеспечении онкологических больных наркотическими средствами и психотропными веществами при оказании паллиативной медицинской помощи

Применение наркотических средств и психотропных веществ при оказании паллиативной медицинской помощи онкологическим больным осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ и приказом Департамента здравоохранения от 20 декабря 2013 года N 1273 "О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II, психотропных веществ, внесенных в список III в медицинских организациях системы здравоохранения города Москвы".

При выписывании из стационара пациента, получающего наркотические средства и психотропные вещества и проживающего на территории обслуживания хосписа, специальные рецептурные бланки на наркотические средства и психотропные вещества могут выдаваться на руки больному или доверенному лицу больного на срок приема наркотических средств и психотропных веществ до 5 дней.

Наркотические средства и психотропные вещества могут быть выданы хосписом на срок приема до 5 дней:

- при выписывании из хосписа пациента, проживающего на территории обслуживания хосписа в отдельных случаях, при отсутствии доверенных лиц, по решению врачебной комиссии на руки больному;

- при выписывании из хосписа пациента, не проживающего на территории обслуживания хосписа, на руки больному или доверенному лицу больного.

Обеспечение наркотическими средствами и психотропными веществами больных, выписанных из хосписов, по выписанным рецептам осуществляется в аптечных организациях в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.

Сведения о больных, выписываемых из хосписа, с указанием выписанного наркотического средства и психотропного вещества, дозировки и кратности его приема направляется в прикрепленную аптечную организацию в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу не менее, чем за три дня до выписки больного из хосписа.

Врач выездной патронажной службы хосписа при осмотре больного, проживающего на территории обслуживания хосписа, при необходимости изменения наименования или увеличения дозы наркотического средства или психотропного вещества имеет право выписать рецептурный бланк на наркотические средства и психотропные вещества с оформлением его в хосписе в установленном порядке.

При осмотре врачом выездной патронажной службы хосписа больного, не проживающего на территории обслуживания хосписа, при необходимости изменения наименования или увеличения дозы наркотического средства или психотропного вещества, ему выдаются письменные рекомендации по лечению (по месту прикрепления пациента) для врачей медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (приложение 3 к настоящему приказу).

Информация о количестве выписанного или выданного на руки больному или его доверенному лицу наркотического средства или психотропного вещества оперативно направляется сотрудниками хосписа (по месту прикрепления пациента) в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (по факсу и ЭДО).

При назначении наркотического средства и психотропного вещества необходимо осуществлять взаимодействие с аптечной организацией, в части уточнения наличия рекомендуемого наркотического средства и психотропного вещества.

Главный врач хосписа обязан направлять ежегодно в срок до 01 января последующего года в прикрепленную аптечную организацию список врачей хосписа, имеющих право на выписку рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества с образцами подписей, личных печатей, круглой печати медицинской организации. При внесении изменения в список врачей, информация в течение суток направляется в прикрепленную аптечную организацию.

* В стационарах, имеющих лицензию, в том числе на работы (услуги) в амбулаторных условиях и в структуре которых предусмотрены отделения по оказанию паллиативной медицинской помощи, обеспечение рецептурными бланками на наркотические средства и психотропные вещества осуществляется в соответствии с дополнительным приказом Департамента здравоохранения города Москвы по прикреплению учреждения к аптечной организации.

Приложение 2
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 27 января 2015 г. N 44

На главную страницу

О новой инструкции по порядку оборота наркотических средств и психотропных веществ Департамента здравоохранения г. Москвы

В своих предыдущих статьях ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА неоднократно освещал основные изменения в законодательств е, связанном с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Сегодняшняя статья посвящена утверждению Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.12.2015 № 1077 (далее – Приказ № 1077) новой Инструкции «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II Перечня, психотропных веществ, внесенных в список III Перечня в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (далее – Инструкция). Действовавшая ранее и утратившая теперь силу инструкция была утверждена Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.12.2013 № 1273 (далее – Приказ № 1273).

О структуре Инструкции

Инструкция была разработана в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, регламентирующи ми вопросы, связанные с порядком приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания НС и ПВ.

Основной целью Инструкции согласно преамбуле Приказа № 1077 является обеспечение государственног о контроля за оборотом наркотических средств (далее – НС) и психотропных веществ (далее – ПВ), и повышение эффективности оказания первичной медико-санитарн ой помощи и паллиативной медицинской помощи гражданам, страдающим неизлечимыми прогрессирующим и заболеваниями.

Напоминаем, что Перечень НС и ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (далее – Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 в соответствии с которым НС и ПВ распределены по четырем спискам.

Так, согласно названному постановлению в Список II включены НС и ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательств ом РФ и международными договорами РФ, а в Списке III представлены ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательств ом РФ и международными договорами РФ.

Отметим, что изменения, внесенные в новую Инструкцию, утверждённую Приказом № 1077, коснулись как ее структуры, так и содержательной части и были направлены на приведение Инструкции в соответствие с изменениями, внесенными ранее (множественные поправки 2014 и 2015 годов) в федеральные нормативные правовые акты, регламентирующи е те же правоотношения. К названным нормативным правовым актам, в частности, относятся:

* Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

* Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»

* Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Подробнее об изменениях в регламентации вопросов, связанных с оборотом НС и ПВ, ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА ранее был подготовлен ряд публикаций, к которым, в том числе, относятся следующие:

О праве на осуществление деятельности по обороту НС и ПВ и о допуске сотрудников к работе с НС и ПВ

Отметим, что положения Инструкции, устанавливающие требования для осуществления деятельности по обороту НС и ПВ и порядок допуска сотрудников к работе с НС и ПВ, остались неизменными, поскольку основываются на федеральных нормативных правовых актах, которые не претерпевали существенных изменений в соответствующих частях со времени издания Приказа № 1273 в 2013 году и утверждения в 2015 году новой Инструкции Приказом № 1077.

Читайте так же:  Что такое дк в осаго

Напомним, что деятельность по обороту НС И ПВ подлежит лицензированию и может осуществляться юридическим лицом, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональну ю подготовку, при наличии следующих документов (раздел 1 Инструкции):

* Сертификат специалиста, подтверждающий соответствующую профессиональну ю подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующег о подразделения юридического лица;

* Заключение органов по контролю за оборотом НС и ПВ о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность по обороту НС и ПВ установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техни ческими средствами охраны;

* Выданные государственным и (муниципальными ) учреждениями здравоохранения в установленном законодательств ом РФ порядке справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ и их прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

* Заключение органов по контролю за оборотом НС и ПВ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ, их прекурсоров либо с незаконным культивирование м наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ.

А допуск сотрудников к работе, связанной с оборотом НС и ПВ, согласно разделу 3 Инструкции возможен при наличии:

* справок, выданных медицинскими организациями по месту регистрации, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ, заболеваний наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;

* заключения органов по контролю за оборотом НС и ПВ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ, их прекурсоров либо с незаконным культивирование м наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ.

Также в разделе 3 Инструкции установлено, что специалист отдела кадров должен направить на сотрудников, оформляемых на работу с НС и ПВ, заявление в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве с приложением анкет указанных лиц.

Для получения справок сотрудниками, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ руководитель организации (лицо, его замещающее) должен выдать направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительног о (периодического ) медицинского осмотра (обследования) в наркологическом диспансере и психиатрическог о освидетельствов ания.

На основании полученной информации отдел кадров составляет письменное заключение о возможности допуска специалиста к работе с НС и ПВ.

Следует обратить внимание на то, что согласно разделу 3 Инструкции установлена обязанность ежегодно (до 15 января текущего года) направлять список сотрудников, имеющих допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденный приказом по медицинской организации, и список лиц, уволенных в прошедшем году, имевших допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами в УФСКН России по г. Москве

Кроме того, в соответствии с разделом 2 Инструкции руководителем медицинской организации (или лицом его замещающим) ежегодно в срок до 10 января текущего года, должен быть издан приказ о допуске сотрудника к работе с НС и ПВ (далее – Приказ), с которым должны быть ознакомлены все сотрудники, имеющие допуск к работе с НС и ПВ и имеющие право назначения и выписывания НС и ПВ на специальных рецептурных бланках на НС или ПВ, с указанием фамилии, инициалов, должности, даты ознакомления и подписи. Список ознакомленных сотрудников прилагается к приказу.

Отметим, что перечень информации, которая должна быть включена в Приказ, был частично изменен в новой Инструкции. Данные изменения наглядно представлены в сравнительной таблице, с которой Вы можете ознакомиться в полной версии этой заметки на нашем сайте ( http:// www.kormed.ru/ novosti/2016/3/ o-novoy-instrukt sii-po-poryadku -oborota-narkot icheskikh-sreds tv-i-psikhotrop nykh-veshchestv -departam/).

Назначение и выписывание НС и ПВ

Назначение и выписывание НС и ПВ, являющихся лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В соответствии с разделом IV Инструкции назначение и выписывание НС и ПВ, внесенных в список II Перечня и ПВ, внесенных в список III Перечня производится пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза, а также пациентам с нарушением сна, судорожными состояниями, тревожными расстройствами, фобиями, психомоторным возбуждением, осуществляется самостоятельно медицинским работником, либо медицинским работником по решению врачебной комиссии (в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования первичного назначения с врачебной комиссией).

Отметим, что в новой Инструкции, как и в старой, установлено, что разовые, суточные и курсовые дозы при назначении НС и ПВ определяются лечащим врачом исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам медицинской помощи. А назначение НС и ПВ (наименование препаратов, разовая доза, способ и кратность приема или введения, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения) фиксируется в медицинских документах больного (карте стационарного больного, карте амбулаторного больного, листе назначения).

При этом, обращаем внимание на то, что в действующей Инструкции установлены порядки назначения НС и ПВ:

* в стационарных медицинских организациях;

* в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарн ую помощь.

В утратившей же силу инструкции были предусмотрены порядки назначения НС и ПВ:

* при амбулаторном лечении;

* при оказании стационарной помощи;

* при предоставлении больными симптоматическо го лечения на дому.

Об изменениях в Инструкции, связанных с рецептурными бланками

Разделы Инструкции, определяющие порядок оформления специального рецептурного бланка на НС и ПВ (раздел 5), особенности работы со специальным рецептурным бланком на НС и ПВ (раздел 6), а также порядок выписывания рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в том числе выписывание НС и ПВ (раздел 7), остались практически неизменными, за исключением некоторых положений.

В частности, в раздел о порядке оформления специального рецептурного бланка на НС и ПВ был введен пункт о том, что с 01 января 2016 года вступает в силу положение о вписывании на рецептурном бланке формы № 148-1/ у-88 НС и ПВ, внесенных в список II Перечня в виде трансдермальных терапевтических систем.

Так же установлено, что допускается оформление всех реквизитов рецептурных бланков формы № 107-1/у, имеющих номер и (или) серию, место для нанесения штрих-кода, и формы № 148-1/у-06/(л) с использованием компьютерных технологий и оформление всех реквизитов (за исключением реквизита «Подпись лечащего врача») рецептурных бланков формы № 148-1/у-06/(л) и формы № 107-1/у (не имеющих номер и (или) серию, место для нанесения штрих-кода) с использованием печатающих устройств.

Кроме того, определено, что с 01 января 2016 года рецепты, выписанные на рецептурном бланке формы № 148-1/у-88, действительны в течение 15 дней со дня выписывания.

Еще одно изменение произошло в разделе Инструкции об особенностях работы со специальным рецептурным бланком на НС и ПВ.

Так, в настоящее время установлено, что в срок до 1 октября текущего года медицинские организации государственной системы здравоохранения Департамента здравоохранения должны представлять заявки на специальные рецептурные бланки на НС или ПВ в ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы» и ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Троицкого и Новомосковского административны х округов города Москвы». Обобщенные заявки предоставляются в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы» для последующего предоставления в Департамент здравоохранения города Москвы.

Согласно же предыдущей инструкции, утвержденной Приказом № 1273, было установлено лишь то, что заявки необходимо представлять в ГБУЗ города Москвы «Центр лекарственного обеспечения и контроля качества Департамента здравоохранения города Москвы».

Также инструкция была дополнена положением о том, что НС и ПВ, внесенные в список II Перечня для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получения лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на специальном рецептурном бланке по форме № 107/У-НП, к которому дополнительно выписываются рецепты в двух экземплярах на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) или формы № 148-1/у-06 (л). Кроме того, введена норма о том, что на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л) рецепт выписывается медицинским работником в 2-х экземплярах, с одним экземпляром которого пациент обращается в аптечную организацию, второй экземпляр рецепта подшивается в амбулаторную карту или архивируется.

* НС и ПВ списка II Перечня, выписываются на специальном рецептурном бланке на НС и ПВ по форме № 107/ У-НП (утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.08.2012 № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления»).

* ПВ, внесенные в список III Перечня, комбинированные лекарственные препараты, предназначенные для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, выписываются на рецептурном бланке № 148-1/у-88, к которому дополнительно выписываются рецепты в двух экземплярах на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л) или формы N 148-1/у-06(л), которые утверждены Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Читайте так же:  Печать договора дарения

О прочих изменения в Инструкции

Сообщаем, что помимо указанных выше изменений, внесенных в Инструкцию, следует так же обратить внимание и на следующие скорректированн ые положения Инструкции:

Так, в разделе 8 Инструкции о приобретении и учете НС и ПВ для медицинских организаций, имеющих в своей структуре аптеки, положение о том, что расчет годовой потребности наркотических средств и психотропных веществ составляется в 2-х экземплярах, заверяется подписью руководителя медицинской организации и круглой печатью было дополнено также нормой о том, что при предоставлении заявок на НС и ПВ, расчет потребности медицинской организации осуществляется исходя из нормативов, утверждаемых Министерством здравоохранения РФ.

Кроме того, установлено, что в срок до 15 сентября медицинские организации государственной системы здравоохранения Департамента здравоохранения должны предоставлять заявку в ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы» (в действовавшей ранее инструкции было установлено, что первый экземпляр заявки должен направляться в ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы» в срок до 1 января последующего года, а второй экземпляр должен оставаться в аптеке медицинской организации и хранится в течение 10 лет).

Также обращаем внимание на то, что из новой Инструкции полностью был удален раздел о приобретении и учете НС и ПВ для медицинских организаций, не имеющих в своей структуре аптеки.

Раздел 9 Инструкции (о порядке ведения и хранения журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ) был дополнен положением о том, что регистрация операций, связанных с оборотом НС и ПВ, ведется по каждому наименованию НС и ПВ на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.

Изменения в Инструкции произошли также в части Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ в медицинских организациях.

Данные изменения связаны с поправками, внесенными в Приказ МВД России № 855, ФСКН России № 370 от 11.09.2012 «Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техни ческими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности» (далее - Приказ МВД № 855, ФСКН № 370), вступившими в силу с 11 января 2016 года.

В частности, в Инструкции было изменено категорирование помещений для хранения НС и ПВ, а также скорректированы общие требования к минимально необходимому составу технических средств охраны для различных категорий объектов, применительно к аптечным и медицинским организациям (на основании соответствующих изменений, внесенных в Приказ МВД № 855, ФСКН № 370).

Подробнее с изменениями требований к оснащению средствами охраны объектов, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ Вы можете ознакомиться в опубликованной ранее ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИНКОГО ПРАВА статьей ( http:// www.kormed.ru/ otkrytie-i-licen zirovanie/ licenziya-na-dey atelnost-svyaza nnuyu-s-oboroto m-ns-i-pv/ ob-izmeneniyakh- trebovaniy-k-os nashcheniyu-sre dstvami-okhrany -obektov-v-koto rykh-osushchest vlyaetsya/).

В разделе 11 Инструкции об отпуске наркотических средств и психотропных веществ из аптеки медицинской организации в отделения и кабинеты также было внесено изменение в отношении срока хранения требований-накл адных.

Так, в соответствии с новой Инструкцией требования-накл адные (документы, на основании которых производится отпуск НС и ПВ из аптеки медицинской организации в структурные подразделения осуществляется заведующей аптекой или ее заместителем старшим медицинским сестрам отделений) по истечении календарного года должны сдаваться в архив медицинской организации, где хранятся в течение 5 лет в сброшюрованном виде, в то время как в утратившей силу инструкции срок хранения составлял 10 лет.

Также был скорректирован раздел 12 Инструкции о порядке перевозки НС и ПВ. Положения данного раздела были приведены в соответствие с последними изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 807 в Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 449 «О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов».

Изменения также коснулись раздела № 14 Инструкции (Порядок учета и уничтожения использованных и неиспользованны х ампул из-под НС и ПВ, и специальных рецептурных бланков на НС или ПВ).

В частности, в Инструкции установлено, что при наличии филиала в структуре стационарного отделения медицинской организации старшая медсестра филиала хранит использованные ампулы из-под НС и ПВ до уничтожения, которое проводится в филиале, а неиспользованны е НС и ПВ в филиале хранятся у старшей медицинской сестры филиала, и передаются для уничтожения главной медицинской сестре за день до уничтожения. В соответствии же с предыдущей редакцией при наличии филиала в структуре стационарного отделения медицинской организации старшая медсестра филиала не реже одного раза в 7 дней должна была передавать использованные ампулы из-под наркотических средств и психотропных веществ, не полностью использованные ампулы наркотических средств и психотропных веществ и использованные трансдермальные терапевтические системы главной медицинской сестре медицинской организации для их последующего уничтожения.

Кроме того, изменения в Инструкции произошли и в части уничтожения использованных ампул из-под НС и ПВ и порядке списания и уничтожения неиспользованны х НС и ПВ и специальных рецептурных бланков на НС и ПВ, что связано с изменениями, внесенными в Приказ Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127 «Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразны м» (Приказом Минздрава России от 07.05.2015 № 228н).

Обращаем также внимание на то, что в новую Инструкцию был введен раздел 15, устанавливающий порядок работы постоянно действующей комиссии по контролю за оборотом НС и ПВ для медицинских организаций, государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях а также для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарн ую помощь в амбулаторных условиях взрослому и детскому населению.

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА надеется, что представленная статья поможет работникам системы здравоохранении Департамента здравоохранения г. Москвы быстрее и проще справиться с произошедшими изменениями в Порядке оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.11.2012 N 1273

"Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения социологических опросов по вопросу удовлетворенности населения города Москвы медицинской помощью"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. N 114-ПП "О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы", постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. N 461-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)", постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 661-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год", приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 13.05.2011 N 427 "Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы", в целях упорядочения работ по проведению социологических опросов населения города Москвы для определения уровня удовлетворенности медицинской помощью приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения социологических опросов по вопросу удовлетворенности населения города Москвы медицинской помощью (далее - Методические рекомендации) (приложение).

2. Директорам ГКУ дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы, директору ГКУЗ "Центр медицинской инспекции Департамента здравоохранения города Москвы", руководителям лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы использовать прилагаемые Методические рекомендации в работе по организации проведения социологических опросов населения по вопросам удовлетворенности медицинской помощью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Н.Ф. Плавунова.

Руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Г.Н. Голухов

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 13 ноября 2012 г. N 1273

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для организации социологических опросов, направленных на определение уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью.

1.2. Разработанную методику проведения социологических опросов рекомендуется использовать при проведении социологических опросов в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (далее - медицинские организации), участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в городе Москве.

1.3. Удовлетворенность населения медицинской помощью является одним из утвержденных целевых индикаторов, отражающих степень достижения запланированных результатов при реализации государственных программ, направленных на охрану здоровья граждан: Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)", Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве, и оценивается в процентах к числу опрошенных.

1.4. Показатель удовлетворенности населения медицинской помощью используется для оценки доступности и качества амбулаторной и стационарной медицинской помощи, в этой связи перечень вопросов для респондентов рекомендуется формировать с учетом ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Читайте так же:  Договор об образовании ссср 1922 г

1.5. Инициатором проведения социологического опроса может быть Департамент здравоохранения города Москвы, а также непосредственно медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в городе Москве.

1.6. В качестве опрашиваемых (респондентов) выступают пациенты медицинских организаций, которые являются статистическими единицами наблюдения при оценке удовлетворенности медицинской помощью.

Для получения полной (достоверной) информации рекомендуется опросить не менее 0,1% от всего количества пациентов, прикрепленных к медицинской организации.

1.7. Для оценки результатов выполнения государственных целевых программ в сфере охраны здоровья граждан социологические опросы проводятся ежеквартально.

1.8. К основным задачам анкетирования могут быть отнесены:

- определение уровня удовлетворенности населения медицинской помощью;

- оценка отдельных показателей, характеризующих доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации.

2. Методика проведения социологических опросов

2.1. В медицинских организациях социологический опрос респондентов осуществляется во время пребывания пациентов или посещения пациентами данной медицинской организации.

При проведении анкетирования в медицинских организациях время и место проведения социологического опроса согласовываются с администрацией медицинской организации, где осуществляется социологический опрос (кроме случаев, когда социологические опросы проводятся по решению администрации медицинской организации).

2.2. Социологический опрос проводится в форме опроса пациентов с использованием "закрытых вопросов" в виде формализованной анкеты, вопросы в которой определены заранее. Респонденту предлагается анкета, в которой отражаются варианты ответов на вопросы анкеты.

Заполнение анкет производится чернилами. Не допускается возможность правок и внесения изменений в заполненную анкету.

Респондент самостоятельно читает варианты ответов, из которых выбирает тот, который более всего соответствует его позиции.

2.3. Анкеты для проведения социологического опроса граждан, учтенные соответствующим образом в делопроизводстве медицинской организации, должны быть пронумерованы и зарегистрированы в журнале регистрации бланков анкет для проведения социологических опросов граждан. Форма журнала регистрации бланков анкет для проведения социологических опросов приведена в приложении 1.

2.4. Бланки анкет должны находиться в регистратуре (приемном отделении) медицинской организации с возможностью свободного доступа и выдаваться пациентам по первому их требованию, не допуская образования очереди. При выдаче анкет в журнале регистрации бланков анкет учитывается только факт выдачи бланка анкеты без регистрации паспортных данных пациента (ФИО и т.д.).

2.5. Сотрудники регистратуры (приемного отделения), дежурный администратор должны быть готовы дать консультацию пациенту по вопросам, возникшим в ходе заполнения анкеты.

2.6. Специально оборудованный контейнер для сбора заполненных анкет должен находиться в доступном для любого посетителя медицинской организации месте. Контейнер опечатывается и вскрывается в присутствии главного врача или дежурного администратора за 30 минут до завершения работы медицинской организации. Анкеты пересчитываются, регистрируются в журнале регистрации бланков анкет и передаются на обработку должностному лицу, определенному главным врачом медицинской организации. Результаты обработки анкет, а также анкеты, содержащие дополнительные (помимо ответов на поставленные в анкете вопросы) замечания, сделанные респондентами, предоставляются главному врачу для использования в работе.

2.7. На информационных стендах медицинской организации (в регистратуре, лечебных и диагностических отделениях, холлах медицинской организации) для пациентов наглядно предоставляется информация, в которой указываются цель проведения анкетирования, место нахождения бланков анкет, расположение специально оборудованного контейнера для сбора заполненных анкет, возможность каждого пациента принять участие в проведении социологического опроса.

2.8. В случаях проведения социологического опроса сотрудниками ГКУ дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы, а также ГКУЗ "Центр медицинской инспекции Департамента здравоохранения города Москвы" анкеты для проведения социологического опроса граждан, учтенные соответствующим образом в делопроизводстве указанных учреждений, должны выдаваться анкетеру под роспись.

2.9. Социологический опрос по уровню удовлетворенности населения города Москвы медицинской помощью может проводиться в заочной форме, которая предусматривает заполнение анкеты респондентом самостоятельно на веб-странице медицинской организации в информационной сети Интернет.

2.10. В анкете рекомендуется указать:

Сведения о респонденте:

- категория, например: работающий, учащийся (студент), пенсионер по возрасту, работающий пенсионер, инвалид, безработный, домохозяйка, временно не работающий (декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком), другое;

- материальное положение (например: месячный доход: ниже 10 тысяч рублей, от 10 до 25 тысяч рублей, свыше 25 тысяч рублей).

2.11. В анкету рекомендуется включать вопросы, характеризующие степень доступности и качество медицинской помощи.

2.11.1. Для амбулаторно-поликлинических учреждений:

- время ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и (или) инструментальные исследования;

- необходимость использования личных денежных средств при обследовании и (или) лечении;

- удовлетворенность населения работой врачей;

- отношение медицинского персонала учреждения;

- доступность врачей-специалистов по отдельным специальностям;

- уровень технической оснащенности учреждения (в том числе количество оборудованных мест для ожидания приема врача, санитарно-гигиеническое состояние помещений поликлиники), наличие пандусов, подъемников и других средств перемещения для лиц с ограниченными физическими возможностями;

- иные условия оказания плановой медицинской помощи, регламентированные постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 661-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год".

2.11.2. Для стационарных учреждений:

- время ожидания плановой госпитализации, превышающее сроки ожидания медицинской помощи, регламентированное постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 661-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год";

- уровень удовлетворенности питанием, получаемым при стационарном лечении;

- необходимость приобретения дополнительных лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, расходных материалов при получении медицинской помощи в круглосуточном стационаре;

- необходимость использования личных денежных средств на диагностическое обследование;

- платные услуги медсестер, санитарок, сиделок;

- платные манипуляции и (или) операции, включая услуги родовспоможения;

- дефекты организации лечебно-диагностического процесса (отсутствие обсуждения лечащим врачом схемы и сроков лечения, редкие обходы лечащим врачом и/или заведующим отделением во время пребывания в стационаре и проч.);

- отношение медицинского персонала;

- уровень оснащенности учреждения лечебно-диагностическим оборудованием;

- уровень материально-бытовой оснащенности учреждения (санитарно-гигиеническое состояние помещений стационара, в т.ч. палат, комнат для санитарной гигиены, диагностических кабинетов, наличие пандусов, подъемников и других средств для лиц с ограниченными физическими возможностями).

2.12. Перечень вопросов может быть дополнен по решению учреждения, проводящего анкетирование.

2.13. Образец анкеты, рекомендуемый для амбулаторно-поликлинического учреждения, приведен в приложении 2.

3. Обработка результатов социологического опроса в медицинской организации

3.1. Показатель удовлетворенности населения медицинской помощью выражается в процентах.

3.2. Расчет показателя удовлетворенности населения медицинской помощью проводится по каждому вопросу отдельно:

3.2.1. Из расчета необходимо исключить анкеты, в которых пациенты не дали ответ.

3.2.2. Варианты выбора из первых трех ответов (1 вариант ответа "абсолютно удовлетворен, все выполняется своевременно, без затруднений", 2 - "в основном удовлетворен", 3 - "больше удовлетворен, чем не удовлетворен") считаются положительными; четвертый и пятый варианты ответа (4 - "был удовлетворен только после вмешательства администрации или после подачи жалобы", 5 - "не удовлетворен") расцениваются как отрицательные.

3.3. Показатель удовлетворенности населения медицинской помощью рассчитывается как отношение суммы положительных ответов, умноженной на 100, к общему числу ответов, данных респондентом на анализируемый вопрос анкеты.

3.3.1. Показатель удовлетворенности населения медицинской помощью рассчитывается как сумма показателей удовлетворенности по каждому вопросу, деленная на число вопросов в анкете. Данный показатель определен в качестве индикатора при мониторинге государственных целевых программ в сфере здравоохранения.

3.3.2. Анализ полученных результатов наряду с другими параметрами может быть использован руководителем медицинской организации при разработке плана мероприятий по оптимизации лечебно-диагностического процесса во вверенном учреждении. Дополнительная информация, внесенная респондентами в анкету, подлежит анализу, проверке и принятию решения руководителем медицинской организации.

4. Обработка результатов социологического опроса в ГКУЗ города Москвы "Центр медицинской инспекции Департамента здравоохранения города Москвы"

Расчет показателей удовлетворенности населения медицинской помощью осуществляется по балльной шкале.

4.1. Для расчета показателя удовлетворенности населения медицинской помощью первые три ответа на вопрос следует считать положительными.

4.2. Для балльной оценки показателя удовлетворенности населения медицинской помощью предложенную в анкетах шкалу оценки оказанной медицинской помощи рекомендуется строить следующим образом:

- абсолютно удовлетворен, все выполняется своевременно, без затруднений - 1,0;

- в основном удовлетворен - 0,75;

- больше удовлетворен, чем не удовлетворен - 0,5;

- был удовлетворен только после вмешательства администрации или после подачи жалобы - 0,25;

- не удовлетворен - 0.

4.3. Коэффициент удовлетворенности пациента в таком случае предлагается рассчитывать как средний балл, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования:

- коэффициент удовлетворенности пациента;

1,0; 0,75; 0,5; 0,25 - баллы по результатам анкетирования пациентов;

- количество случаев анкетирования, получивших данный балл по результатам опроса респондентов;

- общее число ответов на вопросы (число респондентов - анкеты без ответа).

4.4. Для оценки и анализа полученных данных рассчитываются интегральные показатели, являющиеся среднеарифметическим значением оценок всех показателей, характеризующих доступность медицинской помощи, качество медицинской помощи.

Рассчитывается общий интегральный показатель удовлетворенности пациентов, позволяющий рейтинговать как отдельные медицинские организации, так и районы, административные округа (используется балльная система оценки).

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по организации проведения
социологических опросов по
определению уровня
удовлетворенности населения
города Москвы
медицинской помощью
(утв. приказом Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 13 ноября 2012 г. N 1273)

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ БЛАНКОВ АНКЕТ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ

N п/п Дата выдачи бланка анкеты Количество выданных бланков анкеты (штук) Ф.И.О., подпись выдавшего бланки анкеты

Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по организации проведения
социологических опросов по
определению уровня
удовлетворенности населения
города Москвы
медицинской помощью
(утв. приказом Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 13 ноября 2012 г. N 1273)

Анкета социологического опроса по вопросу изучения удовлетворенности населения города Москвы медицинским обслуживанием

Наименование лечебно-профилактического учреждения

Для любых предложений по сайту: [email protected]