Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276
"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408
Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.
Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.
Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась - 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.
Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.
Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 4 июня 2014 г. N 124
Результаты заседаний аттестационных комиссий
Решение Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических кадров на квалификационную категорию (первую или высшую)
Оформление результатов аттестации
- Аттестационный лист Порядком аттестации (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») не предусмотрен.
- Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом.
- Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
- Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
Распорядительные акты органов исполнительной власти
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.
Реализация работодателем принятого распорядительного акта об установлении квалификационной категории
Работодатель в соответствии с п.3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек (приложение 1 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек») вносит в трудовую книжку запись об установлении квалификационной категории.
Содержание записи в трудовой книжке:
- в графе 1 «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи;
- в графе 2 – дата внесения записи;
- в графе 3 – запись об установлении квалификационной категории следующего содержания: «__» __________ 20__г. установлена первая/высшая квалификационная категория по должности ______.
- в графе 4 указывается дата и номер распорядительного акта уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
Аттестационные листы Порядком аттестации (Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»)
не предусмотрены.
Аттестация педагогических работников
Нормативная база
Федеральный уровень:
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.05.2016 № 828 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
- Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования» от 31.05.2016 № 181/2-о «О назначении ответственных лиц за организационно-техническое, технологическое, консультативное, информационно-методическое сопровождение проведения аттестации педагогических работников, обеспечения деятельности аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2016 году»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 11.10.2016 г. № 1525 «Об утверждении персонального состава и сроков полномочий экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 05.12.2016 № 1792 «Об утверждении графика заседаний аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2017 году»
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26.01.2017 № 113 «О внесение изменений в приказ «Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.05.2016 № 828 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»
Методические материалы
Уровень образовательной организации
Перспективный план аттестации педагогических работников
База данных по аттестации и курсах повышения квалификации
Приказ о создании аттестационной комиссии
Приказ об аттестации на соответствие занимаемой должности в 2018 году
Приказ об обеспечении выполнения организационных функций по аттестации
Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
Нормативная база
Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.
Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Периодичность проведения
Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:
- имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
- беременные женщины;
- сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
- не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.
Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:
- стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
- определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
- повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
- дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.
Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.
Порядок проведения
Представление аттестуемого
Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.
Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.
Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.
- заявление на прохождение проверки на профпригодность;
- копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
- копии дипломов о педагогическом образовании;
- копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
- копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
- характеристика или сопровод с места работы.
В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.
Как проходит аттестация
Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.
Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.
По итогам проверки комиссия выносит решение:
или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,
Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.
Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.
По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.
В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.
Можно ли не проходить аттестацию
Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2018 году составляют пять лет. Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ , каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину. Преподаватели — не исключение. Отказ является нарушением трудовой дисциплины. За это руководитель образовательного учреждения может наложить на преподавателя следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение ( ст. 192 ТК РФ ).
Что касается аттестации на повышение квалификации, то она не является обязательной. Если же педагог своевременно не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. Соответственно, никакого наказания за игнорирование такой проверки не последует.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность "
Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408
В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).
Министр Д. Ливанов
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
I. Общие положения
1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).
2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории 1 .
3. Основными задачами проведения аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) 2 .
6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.
9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.
11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) наименование должности на дату проведения аттестации;
в) дата заключения по этой должности трудового договора;
г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением пoд роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самим педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации, решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[3] и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии) 4 .
26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 5 ;
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 5 ;
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается е установлении квалификационной категории).
40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".
45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
1 Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
2 Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
4 Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Аттестация педагогических работников
С 15.06.2014 вступил в действие Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Новый порядок применяется к педагогическим работникам образовательных организаций, замещающим должности, указанные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности - в обязательном порядке один раз в 5 лет;
в целях установления квалификационной категории - по желанию работников, категория присваивается на 5 лет.
При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за её присвоением только через год. Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
С 1 января 2014 года процедура сопровождения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Ульяновской области передана в Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования, учредителем которого является Министерство образования и науки Ульяновской области.
Приём документов в аттестационную комиссию по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Ульяновской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, производится по адресу:
г. Ульяновск, ул. Доватора 14, кабинет № 35. Отдел работает по графику: понедельник-пятница с 9.00 по 18.00, обед с 13.00 по 14.00.
Создан электронный ресурс, представляющий возможность педагогам подавать заявление на участие в процедуре аттестации в электронном виде. Процедуру подачи заявления можно осуществить через личный кабинет аттестуемого, зарегистрировавшись на сайте: val.csnk.ru
Педагогические работники и руководители образовательных учреждений могут получить консультацию по вопросам аттестации:
- очно по адресу: г. Ульяновск, ул. Доватора 14, кабинет № 35;
- по телефону (организационные вопросы) (8422) 613-539.