Содержание:
Изменения ОСАГО. Что ждет автовладельцев
Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО. ЦБ и Минфин совместно работают над изменением тарифов, размером страховых выплат, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования.
ТАСС рассказывает подробнее о реформе.
Как определяется стоимость ОСАГО?
Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в вилке 3432–4118 рублей с учетом:
- стажа и возраста водителя;
- коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
- региона регистрации;
- мощности двигателя.
Что предложил изменить ЦБ?
Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% вниз и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц уменьшатся на 5,7% — до ставки 2058–2911 рублей.
Также регулятор предлагает изменить КБМ и перейти на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за каждым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ — например, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько значений КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.
Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов. Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным — повысят.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) полностью поддержала предложения ЦБ.
Какие поправки разработал Минфин?
Минфин предлагает введение новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас, и трех вариантов страховой суммы:
- 500 тыс. рублей;
- 1 млн рублей;
- 2 млн рублей.
Сейчас это 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей — за вред имуществу.
Также ведомство хочет отменить два коэффициента:
- по мощности автомобиля;
- региональный;
и место этого разрешить страховщикам устанавливать цену на 30-40% отклоняющуюся от базового тарифа в большую или меньшую сторону. При этом цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.
Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.
А изменения повлияют как-то на оформление договоров?
Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.
Регулятор добавил ряд новых правил. В частности:
- технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
- электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
- на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
- ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
- документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.
Изменения вступили в силу с 4 сентября 2018 года.
Центробанк рассчитывает, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.
Когда введут изменения?
Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по возрасту и стажу, ЦБ изначально планировал ввести еще летом 2018 года. В итоге регулятор отложил реализацию мер. И совет директоров утвердил указание о расширении тарифного коридора только 30 ноября. В ближайшее время документ направят на регистрацию в Министерство юстиции. Ранее в ЦБ заявляли, что рассчитывают на вступление указания в силу с 1 января 2019 года.
Второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывал внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию, но в итоге, как узнали СМИ, не успевает это сделать. Представитель ведомства рассказал, что из-за замечаний законопроект сейчас дорабатывается — суть замечаний и возможный срок внесения документа в Госдуму он не уточнил.
В чем цель реформы?
ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.
Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.
За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новых параметров ОСАГО — возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие.
Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.
Что ждать водителям?
Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.
Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг.
Кроме того, нововведения помогут "очистить" рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.
А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.
Зампред ЦБ Владимир Читюхин заявил, что для аккуратные водители, которые безаварийно ездят 2 — 3 года, смогут получить снижение стоимости полиса.
ОСАГО 2019 изменения
От автогражданки ОСАГО в 2018-2019 годах можно ожидать удорожания, однако, вместе с этим автовладельцам будут представлены полисы в расширенном ассортименте.
Полис подорожает, но будет представлен в более широком ассортименте ? так коротко характеризуются изменения в ОСАГО в 2018-2019 годах. Цена на полис, вероятно, вырастет, причем существенно. Не исключено, что автовладельцам придется платить в три раза больше, чем в 2017 году!
Основные определения
ОСАГО – это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.
Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО – это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам – транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.
Упразднят ли бумажные полисы ОСАГО?
Обязанность предъявлять инспекторам бумажную версию страхового полиса могут отметить уже в 2019 году. Соответствующие поправки в законопроект о повышении лимита по европротоколу предлагают внести в Минфине. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев отметил, что в ведомстве предлагают создать полностью электронный полис ОСАГО, который будут проверять автоинспекторы с помощью специальных устройств. Моисеев надеется, что новый закон об ОСАГО успеют принять до конца 2018 года.
В чем суть либерализации «автогражданки»?
Водителям предложат самостоятельно выбирать сумму страхового покрытия из трех вариантов:
- покрытие в 2 000 000 рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
- покрытие в 1 000 000 рублей по материальному ущербу и по ущербу, нанесенному здоровью и жизни;
- покрытие в 400 000 рублей по материальному ущербу и 500 000 рублей, нанесенному здоровью и жизни.
Одновременно с этим выбором будет, возможно, доступна опция выбора срока заключения соглашения со страховой компанией: если сейчас договор заключается только на один год, то в будущем реально получить полис ОСАГО на три года. Возможно ? потому что страховщики не согласны с такими изменениями условий.
Когда ждать изменений?
Все предполагаемые изменения сейчас находятся лишь на стадии тщательной проработки. Их реализация ожидается в течение ближайших лет, но точных дат не могут назвать даже сами инициаторы. Кроме того допускается, что изменения могут вводить частями (поэтапно). Одной из проблем является то, что сами чиновники не могут спрогнозировать то, как отреагируют на нововведения в сфере ОСАГО автовладельцы. При этом для страховых компаний тоже приемлемы далеко не все новшества. Вот и выходит, что на данный момент власти не очень торопятся с введением изменений.
Как будут изменены коэффициенты?
В планах полный отказ от применяемых сейчас коэффициентов (территориальности и по мощности двигателя авто). При этом все подсчеты существенно усложнятся, в особенности, если сроки заключения договоров будут увеличены до 3-х лет.
Возрастной коэффициент (по водительскому стажу и по самому возрасту автоводителя) тоже будет изменен. Вполне может быть, что на конечную стоимость полиса автогражданки повлияют даже такие факторы, как использование автомобиля в определенное время суток (ночное/дневное) и стиль вождения владельца ТС. При этом нарушители будут вынуждены платить за полис ОСАГО больше. К примеру, если автоводитель нарушил ПДД и его за это лишили автоудостоверения, то в последующие периоды (когда автоправа будут восстановлены), стоимость ОСАГО для него будет больше.
Что говорят эксперты?
расти благодаря увеличению количества застрахованных машин.
Согласно прогнозу по российскому рынку страхования до 2021 года, который сделан Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА), изменение тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности маловероятно до 2019 года. Это связано «с электоральным циклом», отметили эксперты.
Аналитики считают, что сборы страховщиков по ОСАГО будут расти за счёт увеличения количества застрахованных автомобилей. В прогнозе, на который ссылается ТАСС, говорится о том, что возможности для роста тарифа будут ограничены также и после выборов 2018 года. «На послевыборный период уже отложено внедрение ряда социально чувствительных реформ (налоговая, пенсионная, ЖКХ), реализация которых одновременно ощутимо скажется на благосостоянии населения», — поясняют эксперты.
Самым серьёзным риском для страхового рынка является кризис системы ОСАГО, отмечают в АКРА. Убыточность сегмента продолжает увеличиваться: в Российском союзе автостраховщиков подсчитали убыток компаний по договорам «автогражданки» 2016 года и оценили его в 3,6 миллиарда рублей.
Техосмотр автомобиля в 2019 году
Прежде всего следует отличать техосмотр от техобслуживания.
Техобслуживание - процедура плановой замены расходных деталей автомобиля, описанная и рекомендуемая автопроизводителями.
Техническое обслуживание может проводиться официальными дилерами, другими автосервисами или владельцами автомобилей самостоятельно.
При техобслуживании заменяют расходные детали и материалы: масло в двигателе, свечи зажигания, всевозможные фильтры и т.п. Кроме того, при техосмотре проводится контроль износа механизмов автомобиля, контроль уровня технических жидкостей. Зачастую автомобиль проверяется на наличие диагностических сообщений (ошибок) с помощью специализированного программного обеспечения.
Техническое обслуживание - не является обязательным. Но если владелец нового автомобиля не будет своевременно проходить техническое обслуживание, ему может быть отказано в гарантийном ремонте. Если, конечно, дилер докажет, что неисправность произошла из-за несвоевременно не проведенного технического обслуживания.
Стоимость технического обслуживания зависит от модели автомашины, дилера и прочих условий. Начинаться может от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков.
Техосмотр (ТО) - процедура проверки технического состояния автомобиля, находящаяся под контролем государства или уполномоченных им организаций/лиц. Так как именно гос. органы отвечают за безопасность на дорогах, поэтому они устанавливают жесткие требования к состоянию автомобилей.
Процедуру проведения техосмотра имеют право осуществлять только аккредитованные операторы (специализированные организации).
Во время техосмотра происходит проверка исправности таких первостепенных узлов и агрегатов автомобиля, как:
- Тормозная система
- Стеклоомыватели и стеклоочистители
- Внешние световые устройства
- Сигнализация
- Двигатель
- Рулевая система.
Периодичность техосмотров устанавливается государством и составляет:
- Если автомобилю нет еще и трех лет с момента сборки, ТО можно не проходить.
- Если транспорту от 2 до 7 лет, ТО проводится раз в два года.
- Водители или владельцы ТС, перечисленных в ч.2 ст.12.1 КоАП РФ, проходят ТО раз в 6 месяцев.
- Всем прочим автомобилистам и мотоциклистам, чей транспорт старше 7 лет, требуется проходить ТО ежегодно.
Стоимость техосмотра начинается от 500 рублей и до несколько тысяч в зависимости от категории транспортного средства и региона-местонахождения.
Технический осмотр – процедура обязательная. В случае не прохождения автомобилем техосмотра его владелец не сможет приобрести страховой полис ОСАГО. В свою очередь, это наложит запрет на управление автомобилем согласно пункту 2.1.1 ПДД. Штрафные санкции за управление автомобилем без пройденного техосмотра предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, в частности ч.2 ст.12.1 КоАП РФ:
«Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»
Таким образом, отсутствие диагностической карты о прохождении техосмотра необходимо лишь некоторым категориям водителей. Большинство водителей, управляющие автомобилями категории «В», от административной ответственности за непрохождение техосмотра освобождаются.
Однако без Диагностической карты, выдаваемой после успешного прохождения ТО невозможно получить полис ОСАГО. Штраф же за управление ТС без полиса ОСАГО от 500 до 800 рублей. Причем, в последнее время появились камеры, способные выявлять автомобили без полиса ОСАГО и, значит, «письма счастья» со штрафами не избежать как раньше. Выписываться такой штраф может не чаще одного раза в сутки. Поэтому «выгоду» считайте сами!
Правила прохождения
С 4 мая 2018 года в России внесены изменения в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, закон о которой подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 23 апреля.
Новые положения ужесточают требования, делая ход процедуры более регламентированным. Техосмотр коснётся не только автомобилей, но и всего рода прицепов, мототранспорта, автобусов и прочих транспортных средств.
Также изменились условия наказания недобросовестных операторов техосмотра.
Предыдущая редакция Закона вводила ответственность за выдачу диагностических карт владельцам только неисправных автомобилей. Теперь специально отмечается, что операторы подлежат наказанию за выдачу карты с разрешительным вердиктом при условии, что транспортное средство не соответствует требованиям безопасности.
Прописаны основные требования к транспорту и самой процедуре проверки:
-
теперь положительное заключение не получат автовладельцы, установившие на фары плёнки или нанесшие любые по размеру рисунки. Сюда же относится тонировка на оптических конструкциях машин, плёнка затемнения, полное закрашивание фары краской любой прозрачности.
не допускается подтекание рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Старые правила допускали подтекание жидкостей «из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи и систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств» с интервалом не более 20 капель в минуту. Теперь капли считать никто не будет: любые заметные подтекания жидкостей из этих систем запрещены.
кроме знака аварийной остановки обязательно проверяется наличие и состав аптечки, а в транспортных средствах категории «D» аптечек должно быть три.
конструктивные изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, также могут стать препятствием для прохождения техосмотра. Сюда относятся любые несоответствия конструкции, как недостающие, так и избыточные. Причиной для отказа может послужить даже отсутствие стеклоочистителя или бачка-омывателя.
Теперь шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства
не пройдут ТО машины с незарегистрированным газобаллонным оборудованием.
изменилось само оформление диагностической карты. До 2018 года она содержала 21-значный номер, а с 1 января количество символов в коде уменьшается до 15. Карты, выданные ранее, действуют до момента окончания срока.
теперь допускается действие 2 видов диагностических карт технического осмотра – бумажный и электронный.
Ранее проведение и контроль за техосмотром было возложено на Российский союз автостраховщиков (РСА). Теперь контроль за ТО передан под контроль Ространснадзора. Именно его органами будут проводиться периодические проверки пунктов, оказывающих услугу проведения техосмотра.
Стоимость
Стоимость прохождения техосмотра не будет зависеть от года выпуска автомобиля.
- Цена диагностической карты для легкового автомобиля класса «В» в любом из регионов России не может превышать 800 руб.
- Мототранспортные средства передвижения – до 240 руб.
- Прицепы, в зависимости от модели, до 0,75 т – 600 руб., 3,5 – 10 т – 1050 руб.
- Для пассажирского транспорта – от 1290 до 1560 руб.
- Водителям грузовиков техосмотр обойдётся в 770 – 1630 руб.
В эту цену уже включена госпошлина, отдельно она не оплачивается.
Где и как проходят
Приятной новостью для всех владельцев транспортных средств стало то, что пройти техосмотр теперь можно не только по месту регистрации автомобиля. Процедуру можно провести в любом регионе Российской Федерации.
Для того, чтобы удостовериться в надлежащем проведении процедуры, процесс техосмотра будет фиксироваться с помощью видеозаписи на цифровые носители.
В обязательном порядке на видео должно быть зафиксировано следующее:
- гос.номер транспортного средства;
- дата (число, месяц, год);
- пункт проведения техосмотра (адрес пункта, свидетельство об аккредитации);
- ход проверки.
Что необходимо взять с собой
Сначала на станции ТО происходит сверка документации. В первую очередь, проверяются документы на машину. Для этого нужен ПТС или СТС, где описываются основные характеристики технического средства (ТС).
После выяснения информации об автомобиле сотрудник пункта ТО изучает информацию о водителе автомобиля.
Его интересуют следующие вопросы:
- является ли он собственником представленного имущества;
- если нет, то есть ли у него право управлением автомобиля;
- в наличии ли права, не просрочены ли они;
- соответствует ли категория водительских прав типу представленного транспорта;
- если да, то имеется ли доверенность от собственника, которая разрешает транспортировать автомобиль до места осмотра и обратно.
Таким образом, список документов, необходимый для предъявления в компанию по осмотру автомобилей для физических лиц, выглядит так:
- паспорт технического средства или свидетельство о регистрации (ПТС или СТС).
- паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, временное удостоверение личности, выданное отделом УФМС, полиции или миграционной службы.
- Доверенность на водителя, не являющегося собственником.
Для юридических лиц:
- свидетельство о регистрации учреждения.
- балансовая справка, где указано количество автомобилей в парке.
- копия устава предприятия.
- карточка предприятия, в которой перечисляются основные реквизиты компании типа ИНН, ОКПО, расчетного счета.
Штрафы
Усугубились и санкции против тех, кто незаконно торгует диагностическими картами:
-
если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф до 10 000 рублей;
если выяснится, что сотрудник умышленно передавал в центральную базу заведомо недостоверные сведения, то его смогут привлечь к уголовной ответственности: принудительные работы сроком до четырех лет.
в случае, если деяние совершено «группой лиц по предварительному сговору», может назначаться тюремный срок до двух лет. Соответствующие нормы будут внесены в УК;
Штраф для владельцев пунктов, допустивших подобные правонарушения, поднимается до 100 000 рублей;
совместно со штрафными санкциями – лишение аккредитационного свидетельства. И нарушитель не сможет больше заниматься данным видом деятельности.
Водитель вышеописанных категорий транспортных средств, у которых инспекторы имеют право проверять наличие карты ТО, не сможет ехать на транспортном средстве дальше в случае ее отсутствия или просроченного срока действия. Его машину, скорее всего, направят на штраф стоянку. Инспектор не допустит передвижение потенциально неисправного автомобиля по дороге. При повторном допущении нарушения, виновное лицо оштрафуют уже на 5 тысяч рублей и дополнительно могут лишить права управления авто на срок до 3 месяцев.
Если машина только куплена, то водителю дается десять дней для её оформления. Сюда же относится прохождение ТО, если его нет, покупка ОСАГО и постановка машины на учет. Все три процедуры взаимосвязаны между собой.
Согласно действующему законодательству, отсутствие ОСАГО карается следующими штрафами:
Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей. За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 рублям.
Если водитель имеет при себе просроченный полис ОСАГО или же предъявляет документ, оформленный без учета законодательных норм, на него налагается санкция в размере 500 рублей.
Если автовладелец не может предъявить заявленный документ прямо на месте, на него налагается штраф в размере 500 рублей. Другой вариант, предусмотренный законодательством — официальное предупреждение.
Если водитель не вписан в ОСАГО, на него налагается санкция в размере 500 рублей.
Затянут гайки: что ждёт водителей в 2019 году
В России появятся жесткий техосмотр, дорогое ОСАГО и новые лимиты скорости
Есть новости хорошие и новости плохие: в этом году почти наверняка подорожает ОСАГО и техосмотр, зато подешевеет топливо и упростится регистрация автомобилей. О наиболее значимых для автомобилистов изменениях — в нашем обзоре.
Техосмотр станет обязательным
В первом чтении Госдума одобрила фундаментальные поправки к КоАП, Уголовному кодексу и закону «О техническом осмотре», и если запал не ослабнет, техосмотр заработает на полную катушку уже в этом году.
Из небытия его вернут большими штрафами для водителей за езду без диагностической карты — 2000 рублей. Камеры смогут наказывать за такое нарушение ежедневно.
Для нелегальных продавцов диагностических карт предусмотрено уголовное наказание, а пункты техосмотра должны фиксировать весь процесс на видео.
В 2019 году проходить техосмотр нужно легковым автомобилям 2012 года выпуска и старше, а также 2014 и 2016 годов выпуска.
ОСАГО станет гибким и дорогим
Реформу ОСАГО осенью 2018 года перенесли, но не отменили. В новом году водителей ждёт расширение тарифных коридоров вверх и вниз на 20%, но на практике это означает, что максимальная стоимость полисов возрастёт. Власти надеются снизить удар по водителям за счёт повышения гибкости ОСАГО: например, вместо четырёх комбинаций коэффициентов стажа и вождения в новом законе предусмотрено пятьдесят. Но максимальная скидка для взрослых и опытных составит всего 4%.
Долги по штрафам спишут напрямую
В течение 2019 года упростится взыскание долгов по штрафам на сумму до 3000 рублей. Сегодня приставы должны возбуждать исполнительное производство, но «лайтовая» процедура позволит обойтись без него: должника уведомят в ускоренном режиме, а затем спишут деньги с банковского счёта, накинув 1000 рублей «за удобство».
Лимиты скорости ужесточат
Правительство инициировало разработку законопроекта, который снизит порог нечувствительности к превышению скорости с 20 км/час до 10 км/час.
Вероятнее всего, возродят первую часть статьи 12.9 КоАП, которая до 2013 года наказывала за превышение от 10 до 20 км/час. Штраф составит 500 рублей. МВД должно определиться с нюансами до 1 февраля.
Не исключено, что усилят и наказание за превышение на 20–40 км/час, чтобы сохранить «ступенчатость» статьи 12.9 КоАП.
Топливо подешевеет
Соглашение между правительством и нефтяными компаниями ограничило розничную цену бензина и дизельного топлива: напишите в комментариях, сколько стоит разное топливо на заправках в ваших краях.
Предельную планку установили для каждого региона, но в среднем по России цена литра бензина АИ-92 не должна превышать 41,7 рубля за литр, бензина АИ-95 — 44,1 рубля. Правда, независимым АЗС разрешили поднять цену на 4% относительно этого уровня.
В 2019 году введут крупные штрафы для АЗС, которые недоливают топливо.
Водителей избавят от бумажек
В 2019-м продолжится переход на цифровые документы. Внедрение электронных ПТС ожидается к лету — пока они используются добровольно и в тестовом режиме. Такие ПТС содержат предысторию автомобиля: количество аварий, прохождение техосмотра, регулярность обслуживания и так далее.
ГИБДД тем временем определяется с форматом электронных водительских прав и свидетельства о регистрации, предъявлять которые водители смогут прямо со смартфона. А ещё инспекторы тестируют планшеты, которые устанавливают личность водителя по его внешности.
Переход на электронные полисы ОСАГО идёт уже несколько лет, а в декабре 2018 года распечатку е-ОСАГО уравняли в правах с обычным полисом.
В 2019 году электронными станут диагностические карты техосмотра. ГИБДД планирует навести порядок с медсправками: информацию о водителях с противопоказаниями (алкоголизм, серьезные заболевания) занесут в базу данных Минздрава, доступ к которой получит МВД.
Стать «наркоманом» станет проще
ГИБДД совместно с Минздравом установит пределы содержания в моче водителей фенобарбитала и димедрола: наказание ждёт как водителей, которые употребляли препараты в медицинских целях, так и любителей зелья, но в последнем случае — более жесткое.
Фенобарбитал является активным компонентом многих успокоительных, например корвалола и валокордина. Корвалольный вопрос существует не первый год: бывает, под суд идут водители с «лечебными» дозами психоактивных веществ. Но есть и обратная проблема, когда от наказания уходят наркоманы.
Функционал камер расширят
Использовать камеры для проверки полисов ОСАГО планировали ещё в ноябре 2018 года, но возникли проблемы с адаптацией базы данных РСА для работы «в прямом эфире», как того требуют камеры. Работы продолжаются, и в 2019 году систему должны протестировать в Москве, а затем перенести опыт в регионы, где оборудование уже готово для работы. Камеры смогут наказывать и водителей без диагностической карты техосмотра.
Для снижения ошибок ГИБДД разрабатывает новый стандарт для камер, который обяжет предоставлять больше фотографий нарушения, делать их цветными и лучшего качества. Попутно тестируется нейронная сеть, которая распознает марку и модель для выявления машин с чужими номерами. До 1 февраля 2019 года МВД должно разработать систему ужесточения наказаний за езду с плохо читаемыми и подложными номерами.
Разъезжаться полюбовно запретили
В 2019 году нужно забыть об оформлении аварий без ГИБДД или европротокола: оформлять придется мелкие инциденты, даже если стороны примирились или вред причинен только самому виновнику. Поправки в ПДД действуют уже с декабря.
Теперь в случае аварии водитель обязан сделать звонок в ГИБДД, а если инцидент подходит под критерии европротокола — в страховую компанию.
ГИБДД устала менять правила
В декабре вступило в действие целых два обновления ПДД: первое в числе прочего отменило знак «Шипы», второе касалось в основном велосипедистов и дипломатов. Госавтоинспекция осталась недовольна столь бурной фантазией смежных ведомств (в данном случае, Минтранса) и предложила мораторий на изменение ПДД, чтобы водители привыкли к нынешнему тексту. Но единого мнения у чиновников так и не сформировалось, поэтому изменения в правилах возможны.
Госномера: новые и красивые
В ГИБДД отсрочили выдачу госномеров измененного формата до июля 2019 года из-за технических причин. Новый стандарт предусматривает вариативность госномера, например появился типоразмер для мотоциклов и праворульных автомобилей с иной площадкой для знака.
По-прежнему тлеет идея продавать красивые буквенно-цифровые комбинации через аукционы, но конкретика появится позже в течение года.
VIN разрешат восстанавливать
Летом вступит в силу уже одобренная редакция закона «О государственной регистрации транспортных средств», которая легализует электронные ПТС, разрешает ставить автомобили на учёт силами дилера, а ещё — описывает законную процедуру восстановления поврежденного VIN. Сегодня автомобили, идентификационный номер которых пострадал из-за ДТП или ржавчины, часто становятся мёртвым грузом для владельцев.
Что ещё обсуждают власти
С прошлого года разрабатывается законопроект об ужесточении наказания для водителей, скрывшихся с места аварии, если в ней пострадали или погибли люди. Их предлагают считать уклонившимися от медосвидетельствования, то есть фактически нетрезвыми, и наказывать по более строгим частям статьи 264 УК РФ.
МВД лоббирует очередное ужесточение наказания для водителей, которые ездят после лишения.
На подходе утверждение поправок в КоАП, продлевающих период оплаты штрафа с 50-процентной скидкой ещё на 20 дней, если «письмо счастья» по вине почты пришло после окончания льготного периода. Попутно обсуждается инициатива полной отмены скидок за своевременную оплату штрафов — с таким предложением выступили власти Татарстана.
ГИБДД продвигает идею регулярной сдачи теоретического экзамена при смене прав — большинство водителей делает это раз в десять лет. Пока сдавать теорию нужно для возврата прав после лишения.
Определение опасного вождения появилось в ПДД ещё в 2016 году, но штрафа до сих пор нет. Ожидается, что он появится в 2019 году и составит 5000 рублей, в ноябре об этом рассказал глава ГИБДД России Михаил Черников.
А вот интересная идея уравнять смартфоны и регистраторы с комплексами видеофиксации повисла в воздухе: подготовлено уже несколько законопроектов, но обсуждение буксует.
ОСАГО привяжут к водителю. Оцените, сколько будет стоить полис для вас
В Государственной думе и Совете Федерации прошли слушания по поводу реформы, которую предлагают провести Центральный банк и Министерство финансов. В итоге одни будут платить за страховой полис больше, другие – меньше.
За всех и каждого
Ситуация, когда аккуратный и соблюдающий правила дорожного движения водитель платит в три раза больше алкоголика, который не привык себя хоть в чем-либо ограничивать, поражает воображение масштабами несправедливости и неадекватности существующей формулы расчета цены полиса.
Взаимосвязь между тяжестью и количеством нарушений правил и последствиями в виде аварий очевидна. Однако основная тяжесть тарифа ОСАГО ложится сегодня на аккуратных водителей.
Для того чтобы понять происходящее в сфере ОСАГО, надо вспомнить, что было полтора года назад. Именно тогда вступили в действие поправки к Закону об ОСАГО, которые установили приоритет так называемой натуральной формы возмещения – проще говоря, преимущество ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Отличие ремонта от выплаты деньгами принципиальное. Например, денежная выплата учитывает амортизацию стоимости запасных частей, в связи с чем почти всегда меньше, чем реальная стоимость ремонта. Если же ремонт осуществляет страховая компания по новым правилам, то используются только новые запасные части. Новые правила привели к возрастанию расходов страховых компаний, и рынок движется к реальной убыточности ОСАГО.
Самым простым подходом, который можно применить в условиях возросших затрат на возмещение ущерба, является линейное повышение тарифа. Однако это вызывает серьезные протесты со стороны добропорядочных автомобилистов, которые ездят аккуратно, в аварии не попадают, а стоимость полиса для них постоянно растет. Проведенный анализ аварийности показал, что таких адекватных водителей – 85%. Оставшиеся 15% ответственны за львиную долю всех аварий в нашей стране. Самые же отъявленные 5% совершают 50% аварий, и при этом стоимость полиса ОСАГО для маргиналов практически не отличается от стоимости полиса для ответственного водителя. Нетрудно догадаться, что их бесшабашное поведение оплачиваем мы все. И это несправедливо.
В других странах, где давно действует система, аналогичная нашему ОСАГО, используются различные способы, чтобы отделить плохих и, следовательно, рисковых водителей от хороших. Основной вклад в такую оценку вносит история вождения, включая нарушения ПДД. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что если водитель дважды попался за рулем в нетрезвом виде, значит он представляет повышенную угрозу на дороге по сравнению с тем водителем, который за десять лет ни разу не нарушил ПДД даже в мелочах.
В любом случае в зарубежном ОСАГО выполняется принцип: ездить в маргинальном стиле по дорогам, постоянно нарушая правила, – очень дорого. Страховка для таких странных людей стоит космических денег, которые жалко отдавать даже тем, у кого они есть.
В России начинается постепенный переход к подобному принципу формирования тарифа на полисы. Начало положат под занавес 2018 года, когда будет реформирован коэффициент «возраст-стаж» (КВС). На текущий момент этот коэффициент не дает возможности детально оценить риски, создаваемые конкретным водителем, так как имеет всего четыре градации. В новой шкале градации будут идти с 5‑процентным шагом, что даст несколько сотен различных вариантов.
Следующим шагом будет реформа коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент предоставляет скидку за безаварийную езду, однако если вы не покупали полис ОСАГО год (например, ездили по полису без ограничения числа водителей или просто продали машину), то КБМ сбрасывается до 1 – и весь ваш безаварийный стаж идет псу под хвост. После первого шага реформы КБМ не будет сбрасываться никогда, его привяжут к водителю, вся история всегда будет доступна для расчета стоимости полиса.
Здесь многих автомобилистов может ждать сюрприз. Дело в том, что при расчете КВС часто бывает, что стаж после замены водительского удостоверения… обнуляется. И опытный водитель, который намотал за баранкой не один десяток лет, с точки зрения страховщиков оказывается неопытным юнцом, который должен купить полис ОСАГО с серьезной наценкой.
КБМ сейчас является самым проблемным коэффициентом в ОСАГО. Именно его расчет и становится предметом большинства жалоб от страхователей. Как правило, страховые компании ошибаются в бóльшую сторону, цена полиса возрастает порой в два раза. С учетом того, что в новой системе координат этот коэффициент будет играть одну из главных ролей, проверьте свой КБМ прямо сейчас и, если он не соответствует количеству тех аварий, в которых вы являлись виновником, немедленно пишите жалобу в Центральный банк, который произведет корректировку. Это в ваших интересах.
Строже и дороже: к чему готовиться водителям России в 2019 году?
В 2019 году автомобиль станет для россиян еще более дорогим удовольствием во всех смыслах - от покупки до владения. Все уже действующие или готовящиеся удорожания и ужесточения (а также и некоторые приятные новшества) - в нашей подборке.
Увеличение НДС и подорожание автомобилей
Одна из самых неприятных новостей 2019 года – увеличение ставки НДС с 18 до 20%, что почти неизбежно приведет к очередному удорожанию всего, что только можно. Естественно, не обойдет оно стороной и автомобили – вопрос лишь в величине роста.
И некоторые компании уже начали озвучивать свои корректировки цен. Первой стала Mitsubishi: компания официально заявила, что из-за повышения НДС в 2019 году ее автомобили подорожают на сумму от 25 до 50 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации автомобиля. Также в среднем на 3% подорожали и некоторые вазовские модели.
Не забудем о том, что на цены также влияют курсы валют к рублю. И то, что рубль опять начал падать, может дополнительно наложиться на эффект от выросшего НДС. При этом ситуация с господдержкой автопрома на 2019 года пока остается туманной.
Рост цен на топливо
В конце декабря 2018 года во время большой ежегодной пресс-конференции глава России Владимир Путин заявил, что правительство не допустит резких скачков цен на нефтепродукты и моторное топливо в 2019 году. Их должно сдержать недавно подписанное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями о "заморозке" цен на топливо, действующее как минимум до конца марта 2019 года.
Но при этом глава государства все же признал, что в начале 2019 года возможен рост цен на бензин и дизель на 1-1,5% - тоже из-за повышения ставки НДС.
Не забудем и то, что с конца ноября мелким и независимым сетям АЗС "развязали руки", разрешив поднимать стоимость горючего, хотя и максимум на 4% относительно розничных цен на заправках крупных компаний.
Отмена "бесплатного" лимита в +20 км/час
В 2019 году у российских автомобилистов могут отобрать эту поблажку. По поручению правительства, в МВД и Минтрансе уже прорабатывают этот вопрос и свои предложения ведомства должны подготовить к 1 марта 2019 года. И недавно уже стало известео, что глава Минтранса Евгений Дитрих одобряет снижение "бесштрафного" порога за превышение скорости до 10 км/ч, сообщил "Коммерсант". Он добавил, что это решение повысит дисциплину вождения и уменьшит количество нарушений.
Помимо возврата к прежнему "нештрафуемому" скоростному лимиту в 10 км/ч (его сохраняют ради скидки на погрешность спидометра и измерительных приборов ГИБДД), ведомства могут выступить с инициативой повышения штрафов за превышение скорости в целом. Соблаз "закрутить гайки" очень велик: по официальной статистике, именно превышение скорости – самое частое нарушение ПДД и возврат к старым ограничениям может принести до 50 млн дополнительных штрафов только в Москве!
Новые штрафы и автоматическое взыскание
Из свежих - увеличение наказания за неоплаченную парковку в Москве с 2 500 до 5 000 рублей, введенное вслед за резким повышением тарифов на стоянку.
Кроме того, в Москве в 2019 году вполне могут заработать камеры, умеющие выписывать штраф за непристегнутый ремень и разговоры по телефону за рулем, фиксировать выезд на перекресток, за которым образовался затор и вычислять мотоциклистов без шлемов! Во всяком случае, власти столицы уже объявили конкурс на установку 400 комплексов автоматической фиксации, и установить их должны в этом году.
На 5 000 рублей предлагается наказывать и за опасное вождение - соответствующий законопроект поправок в КоАП уже разработали в ГИБДД и их должна рассмотреть Госдума.
С 1 000 до 5 000 рублей также может вырасти и штраф за нарушение правил переезда ж/д путей - например, пересечение "железки" вне переезда или при закрывающемся шлагбауме, а также за остановку и стоянку на переезде. И применять его планируется и в том случае, если машина уже выехала на нерегулируемый переезд в момент приближения к нему поезда, локомотива или дрезины. Госдума ранее уже приняла в первом чтении соответствующие поправки Минтранса в КоАП.
Примечательно, что сами штрафы в 2019 году начнут взыскивать автоматически! Так называемый "упрощенный порядок" взимания судебными приставами просроченных штрафов затронет суммы до 3 000 рублей. После уведомления у должника есть двое суток, чтобы оплатить долг. Не заплатил - ФССП направляет в банк должника требование об автоматическом списании задолженности с его счетов или карт. Попутно приставы спишут с автовладельца еще и так называемый исполнительский сбор в 1 000 рублей.
Подорожание эвакуации в Москве
В довесок к подорожавшей парковке и выросшим штрафам столичные водители в 2019 году получили еще одно изменение - повышение расценок АМПП на эвакуацию неправильно припаркованных машин. В АМПП отмечают, что текущие тарифы уже не окупают затраты на перемещение автомобилей.
В самой популярной категории В (80-250 л.с.) цена перемещения на спецстоянку вырастет на 4% (5 200 против прежних 5 000). Эвакуация ТС категории А и В с мощностью двигателя до 80 л.с. с 1 января обойдется в 3 200 рублей, категории В с мощностью двигателя свыше 250 л.с. - 7 400 рублей. Для грузовых и негабаритных автомобилей стоимость перемещения на спецстоянку составит 49 200 рублей. Сохраняется скидка 25% при оплате услуг АМПП на месте, а без скидок оплатить перемещение и хранение можно в течение 60 дней.
Повышаются и расценки на хранение автомобилей на спецстоянках. За сутки с автомобиля категории А будут взимать 520 рублей вместо прежних 500, с машин категории D (массой свыше 3,5 т), категории C и E, а также негабаритных автомобилей - 2 200 рублей (сейчас - 2 000 рублей). Неизменными останутся лишь тарифы за хранение ТС категории В и D (менее 3,5 т) - 1 000 рублей.
Изменение тарифов ОСАГО
С 1 января 2019 года вступило в силу расширение тарифного "коридора" по ОСАГО на 20% в обе стороны. Если ранее базовые ставки на "автогражданку" были в диапазоне 4 118-3 432 рублей, то после вступления в силу указаний Центробанка "вилка" для легковых автомобилей физлиц - уже от 2 746 до 4 942 рублей. Для мотоциклов и мотороллеров верхнюю границу поднимут на 10,9 (до 1 407 рублей), а для машин юридических лиц – на 5,7%.
Банк России утвердил еще и изменение системы коэффициентов "возраст-стаж" и "бонус-малус". Вместо прежних четырех ступеней градации по возрасту, ЦБ предлагает довести их число до 58. Для молодых и неопытных, например, коэффициент будет равен 1,87, а для "наименее рискованного сочетания" (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) ставка будет фактически в два раза меньше – 0,93.
Коэффициента "бонус-малус" теперь будет назначаться раз в год 1 апреля (а не на момент заключения договора ОСАГО) и в течение года он не подлежит пересчету. В ЦБ считают, что новая система позволит избежать обнуления скидочного коэффициента при длительном перерыве в вождении.
В 2019 году реформу системы ОСАГО продолжит еще ряд заинтересованных ведомств. Например, Минфин предлагает дать водителям возможность заключать договор ОСАГО сразу на три года вместо одного, как сейчас, и ввести три варианта страховой суммы – 500 000 рублей, 1 млн и 2 млн. Кроме того, ведомство собирается отменить два коэффициента, привязывающие стоимость полиса к региону использования автомобиля и его мощности, позволив страховщикам индивидуально варьировать стоимость полиса в диапазоне 30-40%.
Утверждается, что либерализация системы ОСАГО позволит страховщикам более детально подходить к ценообразованию и варьировать стоимость полиса в зависимости от поведения конкретного водителя. Ранее сообщалось, что, по мнению инициаторов реформы, для законопослушных автомобилистов полис может даже подешеветь. Но, как утверждают эксперты, в краткосрочной перспективе полисы могут подорожать: страховые компании намереваются компенсировать накопленные за время существования системы убытки.
Подорожание КАСКО
Средняя стоимость КАСКО в России за 2018 год резко скакнула вверх, и в 2019 году эта тенденция наверняка продолжится по целому ряду причин.
Если в 2017 году полис КАСКО стоил в среднем 46 300 рублей, то уже к концу декабря 2018 года он подорожал до 54 600 рублей (+18%). Одной из причин называется рост курсов иностранных валют: падение рубля потянуло за собой увеличение стоимости импортных запчастей. Также выросли и сами продажи автомобилей, и доля продаж автомобилей иностранного происхождения (пусть порой и собранных на территории нашей страны). Кроме того, в период спада продаж автомобилей в 2017 году страховые компании не увеличивали цены, опасаясь отпугнуть потребителя, и постарались компенсировать недополученные средства в 2018.
Учитывая, что, согласно некоторым прогнозам, рост авторынка в России продолжится и в следующем году, вполне закономерно ожидать и дальнейшего роста цен на полисы КАСКО. Но, вероятнее всего, самое серьезное влияние на цены окажет как раз увеличение НДС с 1 января с 18% до 20% в том числе и потому, что оно спровоцирует очередной виток роста цен на автомобили и комплектующие.
Усложнение водительского экзамена
Уже в начале года МВД планирует приступить к реализации реформы водительского экзамена. Ее главный элемент - намерение ГИБДД объединить две части традиционного теста в одну – отказаться от разделения экзамена на "площадку" и "город" и проверять водительские навыки только в условиях реального дорожного движения. Однако, и часть упражнений на площадке в МВД решили оставить. Правда, формулируется это намерение пока довольно обтекаемо: "Проект не предусматривает полное исключение ряда испытательных упражнений, проводимых в настоящее время на закрытой площадке".
МВД сообщает, что проект этого постановления находится в финальной стадии его доработки, после чего будет направлен органы исполнительной власти. "По завершении согласования, предварительно в первом квартале следующего года, он будет внесен в правительство Российской Федерации", - заявили в пресс-службе МВД. Так что велика вероятность, что сдавать "на права" по-новому водителям придется уже в этом году.
Ужесточение техосмотра
В 2019 году власти будут активнее воевать с покупателями диагностических карт. Госдума уже приняла в первом чтении пакет поправок к двум кодексам – КоАП и УК. Так, штраф за отсутствие диагностической карты составит 2 000 рублей, а, поскольку взиматься будет в автоматическом режиме (этому "научат" дорожные камеры), в поправках отдельно указано, что назначать его можно будет только раз в сутки.
Для тех, кто торгует диагностическими картам, наказания куда более суровые. Штраф для оператора техосмотра без аккредитации, но выдающего диагностические карты – 300 000 рублей. По 10 000 рублей придется заплатить за выдачу карты автомобилю, не приезжавшему на техосмотр и за передачу сведений о таком ТО в информационную систему ЕАИСТО. Повторная продажа диагностической карты - сотруднику оператора "светит" дисквалификация, а самой организации – штраф в 50 000 рублей.
Интересно, что некоторые представители Госдумы назвали предложенные санкции слишком мягкими и не исключили их ужесточения ко второму чтению поправок. Сейчас проекту о внесении поправок в кодексы предстоит пройти все необходимые для принятия этапы.
Кроме того, операторов ТО скорее всего обяжут сверять номера кузова, рамы, кабины и шасси. И этот нюанс грозит осложнить жизнь любителям так называемых "контрактных" двигателей или в случае замены кузова или рамы, которые не озаботились вовремя внести изменения в регистрационные документы
Новые автономера и привязка к месту регистрации
В августе 2019 года закончится вольница, когда автомобилист с пропиской одного региона мог покупать и регистрировать автомобиль в другом регионе. Дело в том, что с 4 августа начнут действовать разработанные МВД новые правила регистрации транспортных средств. И по ним при постановке на учет можно получить номера только того региона, где зарегистрирован сам автомобилист.
Вместе с этим, с августа в России появятся автомобильные и мотоциклетные регистрационные знаки нового формата.
Для мотоциклов вводятся номера меньшего размера под небольшие крепежные места, которые часто встречаются на иностранных байках. Разрешает ГОСТ и выпуск двухстрочных автономеров, форма которых приближена к квадрату - они могли бы использоваться на подержанных американских и японских автомобилях с нестандартными местами крепления.
Между тем, ГИБДД практически снимает с себя задачу по изготовлению новых регистрационных знаков. Дело в том, что, согласно новому закону, с 4 августа ГИБДД будет только назначать комбинации букв и цифр для каждого конкретного автомобиля, а изготовлением номерных пластин автовладельцы будут вынуждены озаботиться сами. Известно, что заказывать изготовление номеров придется у неких частных фирм, которые должны будут проходить аккредитацию и работать по заранее утвержденным тарифам. Соответствующую госпошлину, которую сейчас автовладельцы платят за выдачу номеров, власти собираются отменить.
Запуск части трассы "Таврида" в Крыму
Масштабная стройка крымской трассы "Таврида" от Керчи до Севастополя летом 2018 году попортила немало нервов отпускникам, которые жарились на солнце в огромных пробках. Но этим летом должно стать полегче: в Крыму наконец-то запустили первый участок новой магистрали - от Керчи до Симферополя.
Пока, правда, движение сопряжено с определенными ограничениями. Первое время на 190-километровом отрезке дороги будут работать только две полосы – по одной в каждую сторону. И скорость движения по ним будет ограничена отметкой в 60 км/ч. Возможны и установки дополнительных ограничений в местах работы строительной техники. Останутся и три временных объезда участков трассы общей длиной 4,6 км.
Кроме того, до полного окончания работ по строительству дороги на ее обочинах не будет никакой инфраструктуры – в первую очередь, заправочных станций. Поэтому автомобилистам придется запасаться топливом заранее, но в экстренных случаях можно съехать на старую дорогу Керчь-Феодосия-Симферополь, где необходимые объекты инфраструктуры имеются: строители обещают организовать съезды с новой трассы на старую.
Трасса "Таврида" между Керчью и Севастополем в готовом виде будет иметь 4 полосы, ограничение скорости в 90 км/ч и общую длину около 250 км. Утверждается, что полностью магистраль сдадут через год: запуск "Тавриды" в эксплуатацию запланирован на декабрь 2020 года.