В последнее время все большую популярность у нас в стране приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп. Цели и задачи создания таких групп различны и многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социальными проблемами, которые существуют в нашем обществе.
Однако отечественной психотерапии и специальной психологии не известны примеры создания групп, в которых бы осуществлялась работа по коррекции психо-травмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Родители такого ребенка, столкнувшиеся с подобной бедой, испытывают множество трудностей различного характера.
Предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в специальных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности кор-рекционной работы с семьей аномального ребенка можно назвать и собственные, личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации, препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. К ним могут быть отнесены: неприятие личности больного ребенка, ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя, который в одно мгновение сделает ребенка здоровым, рассмотрение рождения больного ребенка как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается погружен родитель больного ребенка.
Содержание:
Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ
- Новые поступления
- Простой поиск
- Расширенный поиск
- Помощь
- Авторы
- Издательства
- Серии
- Тезаурус (Рубрики)
- Учебная литература:
- Список дисциплин
Электронный каталог: Ткачева, В.В. - Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья
Ткачева, В.В. - Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья
Ткачева, В.В.
Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник / В.В. Ткачева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Инфра-М, 2017. – 281 с. – (Высшее образование: Бакалавриат) . – 17,56 усл. печ. л. – ISBN 978-5-16-012286-1.
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, - направление в отечественной специальной психологии, возникшее на рубеже XX и XXI столетий, которое оказывает помощь не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и включает в коррекционный процесс их родителей. Книга является первым учебником, в котором раскрываются теоретико-методологические подходы и практические технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена авторская методика коррекционной работы, раскрыты особенности воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предлагаются психотерапевтические приемы, направленные на преодоление стрессовых переживаний родителей детей, отражены специфика преемственности в работе разных специалистов и межведомственный подход. Первое издание книги вышло в 2007 г. под названием «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии». Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения. Учебник адресован студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Может быть полезен практикующим психологам, дефектологам, психотерапевтам, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспит. Методическое пособие Предисловие
Эта методика была разработана в связи с отсутствием подобного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития. Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика.
Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров.
Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.
^ 1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
0 баллов — отказ идти в школу;
1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;
2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;
3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.
^ 2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;
1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;
2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;
3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).
^ 3. Принятие доступной пониманию инструкции
0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
1 балл — проявление упрямства;
2 балла — частичное выполнение инструкции;
3 балла — полное выполнение инструкции.
^ 4. Соблюдение доступных правил поведения
0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;
1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);
2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);
3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);
1 балл — общая замкнутость и заторможенность;
2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;
3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.
^ 6. Продолжительность занятий
0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;
1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;
2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;
3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.
0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);
1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;
2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;
3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.
^ 8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)
0 баллов — отсутствие навыков;
1 балл — приобретение одного навыка;
2 балла — приобретение двух навыков;
3 балла — приобретение трех и более навыков.
0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);
1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;
2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;
3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.
Пособие ткачев в.В.
Издательство: Ай Пи Эр Медиа
Автор: Филиппов Б.И., Шерстнева О.Г.
Год издания: 2019
Издательство: Вузовское образование
Автор: Конюшков Г.В., Воронин В.И., Лисовский С.М.
Год издания: 2019
Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа
Автор: Шадрина А.В., Крец В.Г.
Год издания: 2019
Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа
Автор: Ефимова Е.А.
Год издания: 2019
Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа
Автор: Лобачев С.Л.
Год издания: 2019
Издательство: Ай Пи Эр Медиа
Автор: Буре Н.А., Быстрых М.В., Волкова Л.Б., Вишнякова С.А., Кирейцева А.Н., Колосова Т.В., Ласкарева Е.Р., Лужковская М.Ф., Моисеева В.Л., Селиверстова Е.И., Химик В.В., Шатилов А.С., Шутова Т.А.
Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, филологический факультет, филолог, преподаватель испанского языка, 1978.
Московский государственный открытый педагогический институт, дефектологический факультет; олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы, 1993.
Московский государственный открытый педагогический университет; дефектологический факультет; отделение специальная психология психолог коррекционных, диагностических учреждений, 1996.
Тема кандидатской диссертации
Тема докторской диссертации
Курсы текущего учебного года
Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Монография / В.В.Ткачева. – М.: УМК “Психология”; Московский психолого-социальный институт, 2004, 192 с. – ISBN 5-93692-053-4 Рецензенты: В.Г.Петрова, С.Д.Забрамная. (8 п.л.), 2000 экз.
Ткачева, В.В. Психолого педагогическое сопровождение современной семьи. Монография / В.В.Ткачева. – М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131 с. – ISBN- 5-8288-1091-Х Рецензенты: В.Г.Петрова, И.Ю.Левченко. (8,25 п.л.), 1000 экз.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом). Глава 5, параграф 5.4. / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. Перераб. и доп. -М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С.227-240
Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Гл.7/ Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С. 277-311
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с расстройствами аутистического спектра Параграф 4.4./ Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.242-266
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с нарушениями поведения Параграф 4.5. /Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.266- 288
Ткачева В.В. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. Глава 4./ Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. Образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.54-88
Ткачева В.В. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста. Параграф 6.5. /Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. Глава 4. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.141-159
Ткачева, В.В. Ю.А.Труханова Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие/ Ткачева, В.В., Труханова Ю.А..- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.- 120с. +СД диск (Специальная психология)
Ткачева, В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография.- М.: Издательство «Спутник +», 2014.- 215 с., тираж 500 экз.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие.- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)
Повышение квалификации
Государственные и ведомственные награды
Достижения и поощрения
Исследовательские проекты и гранты
3.4.1. 15024 «Организационные и методические основы организации обучения детей с множественными психофизическими нарушениями» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.;
3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”.
3.1.1/10818 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”.
Государственный контракт № 07.028.11.0002 от 26 марта 2014 г.
«Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Государственное задание по проекту № 3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом».
Участие в конференциях
Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.
Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»
Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.
Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.
Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»
Всероссийский Семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 21-23 сентября, 2015 г.
Доклад «Роль семьи в предупреждении нарушений развития детей раннего возраста»
I Всероссийский Съезд дефектологов «Особые дети в обществе», секция «Современные модели взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития», г. Москва, 26 – 28 октября, 2015 г.
Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц со сложными нарушениями развития»
Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.
Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»
Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.
Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.
Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»
Институт детства
Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии
Профессор
Профессор
Доктор психологических наук
Профессиональные интересы
Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с нарушениями развития.
Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра.
Психолого-педагогическое сопровождение лиц со сложными нарушениями развития.
Пособие ткачев в.В.
заведующий кафедрой автоматизации и компьютерных систем Национального горного университета, доктор технических наук, профессор Ткачев Виктор Васильевич
Ткачев В.В. в 1967 году окончил Днепропетровский горный институт (ныне - Национальный горный университет) по специальности "Автоматика и телемеханика". С 1967 года работает в ДП на должностях инженера, ассистента, а после защиты кандидатской диссертации (1972 г.) - доцент кафедры автоматизации производственных процессов. С 1988 г. заведующий кафедрой автоматизации производственных процессов (ныне - автоматизации и компьютерных систем). В 1995 году защитил докторскую диссертацию.
Научная деятельность В.В. Ткачева направлена на разработку современных средств автоматики и компьютерных систем автоматизированного управления технологическими процессами горного производства. Преподавателями кафедры разработаны и внедряются на горных предприятиях современные устройства для автоматизации конвейерного транспорта, освоено серийное производство, и внедрена на горных предприятиях Украины и России компьютерная система управления конвейерным транспортом, что позволяет значительно повысить безопасность труда шахтеров, и полностью исключает возможность возникновения пожара от возгорания ленты, а также позволяет значительно увеличить производительность горного оборудования.
Под руководством Ткачева В.В. подготовлены и защищены диссертации на соискание кандидата и доктора технических наук. Ткачев В.В. руководит научной работой аспирантов. Ткачев В.В. - автор более 200 печатных научных публикаций, за последние пять лет в соавторстве написаны и изданы три учебных пособия с грифом МОН Украины, три монографии изданы в 2007-2009 годах, изданы две рабочих тетради для студентов по дисциплинам «Микропроцессорные системы» и «Программные средства систем управления». Совместно с профессорами из Германии Г. Грулером и Н. Нойбергером подготовлен к изданию с грифом МОНМС Украины учебное пособие «Микропроцессорная техника».
Ткачев В.В. член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Украины, член экспертного совета Государственной аккредитационной комиссии Украины.
Протоиерей Андрей Ткачев: «Мир как война»
11.10.2018 17:16:55
Вы обращали внимание на то, сколь тонка грань между войной и миром? Позвольте пару слов на эту тему.
Люди, возвращающиеся с реальной войны, часто проигрывают во время мира. Они, просмоленные огнями походных костров и обдутые свистом пуль, на гражданке нередко способны отчаяться и «сдуться». Даже жизнь свою заканчивают нередко самоубийством, хотя смерти в глаза не раз смотрели. Психологи придумывают всякие синдромы: «афганский», «чеченский», «вьетнамский» и проч. И ведь если вчерашний воин на гражданке лезет в петлю, то это не от благородства души, а от слабости. Нет у нас, слава Богу, культуры самурайского ритуального самоубийства. А слабость есть. Что это и откуда?
Это от непонимания обычной жизни, чья природа – скрытая и непрекращающаяся война: с одиночеством, безденежьем, предательством, враньем повседневным, мышиной возней и т.д. Стоит погрузиться в эту тему.
От воина что требуется среди опасностей? Чтобы он был как Р е мбо? Вовсе нет. Р е мбо один бывает, да и то только в кино. А обычный солдат должен для начала просто крысой не быть. Не «хомячить» свой паек в одиночку. Обязан жить по суворовскому принципу «сам погибай, а товарища выручай». Он не обязан незаметно ползать, как змея, нюхать воздух, как гончий пес, и быть мускулистым, как Шварценеггер в лучшие годы. Оставим эту чушь для Голливуда. Терпение нужно ему в первую очередь. Терпение, чувство локтя и человечность. Но разве не то же самое нужно ежедневно всем вообще людям? Да и чем мы вообще занимаемся с утра до вечера всякий день, как не войной? Ведем постоянную рукопашную схватку в кромешной тьме с неизвестным противником, а иногда – с неузнанным другом. Как у Высоцкого: «Если друг оказался вдруг, / И не друг и не враг, а так…»
Жизнь повседневная – это война, друзья мои, хоть не сразу это понятно или заметно. И навыки выживания нам нужны одинаковые. Солдаты говорят: там все честнее и проще. «Сам стреляй, а то убьют». А на гражданке все улыбаются: «Как ваши дела?», «Доброго дня!», «Чем могу вам помочь?» (это в магазине). Но никто помогать не спешит, и до ваших дел никому особого интереса нет. Людей вокруг много, а поговорить не с кем. Так давайте же опознаем признаки специфической войны в условиях, когда сирена не гудит и самолеты огнем не плюются.
Горячие войны именно потому и происходят, что в мирное время мы войну не замечаем и, следовательно, неизбежно ее проигрываем. Проигрываем жадности, доверяемся сплетням, разносим слухи. И тогда энергия ненависти и отчужденности накапливается и выливается из чаши через край. Вот вам и вооруженные конфликты с настоящей кровью. Отсюда именно.
От всякого человека требуется ежедневное преодоление себя. Требуются выносливость и мужество. То же самое требуется, что и от солдата в окопе. Кто сказал, что честность возможна только под пулями, а в теплом офисе честности и братства быть не должно? Разве для мужества и братства нет места сегодня, прямо сейчас? И еще стоит крепко поразмыслить на тему «Кому больше мужества требуется: уставшей маме с выводком детей или мужику в камуфляже и с автоматом?»
Если человек успешно жил на адреналине, пьянел от опасности и снимал с себя всякую нравственную нагрузку, а на гражданке озлобился, спился или в бандиты подался, то это нехороший человек. И в жизни он ничего не понял, кроме того, что можно запугивать слабых и бить беззащитных, копируя кого-то виденного на экране. Путешествие такого «джентльмена удачи» в петлю или с крыши вниз следует считать закономерным возмездием за хищный характер и ложное мужество.
Я на полном серьезе считаю всю жизнь войной. Знали бы вы, какие повседневные схватки выдерживает учитель с современными разболтанными, охамевшими и самоуверенными детьми, а также с точно такими же их родителями. Какую войну с собственной слабостью терпит всякий одинокий старик, для которого поход в магазин за хлебом давно превратился в опасное и долгое путешествие. А как ежедневно воюют за Церковь Христову и все святое некоторые монахи или епископы! А чего стоит содержать семью единственному кормильцу! И как тяжело бывает просто чужую тайну не разболтать, не осудить или просто сдержаться от произнесения лишнего слова! Ведь это подлинный поединок с самим собой.
Да вы и сами все это знаете, только войной до сих пор это не считали. А зря. Научись мы правильно перевязывать друг другу житейские раны, не пришлось бы нам так часто читать некрологи или собирать деньги на протез очередному бойцу, подорвавшемуся на мине в горячей точке.
Нет мира на земле после грехопадения. Воюют не только государства и системы. Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее. Почти до бесконечности. А раз мы воюем, то и нужны нам воинские добродетели, из которых самое последнее место занимает умение быстро и метко стрелять. Воинские добродетели – это преодоление страха и эгоизма. Это вечная борьба с самим собой, чтобы не перестать внезапно в один прекрасный день быть человеком.
И это мы еще к вратам смертным не приблизились. А ведь и там будет великая битва. От малодушия и безверия в Тот день вся прожитая жизнь может бесполезно рассыпаться, как домик из песка.
Когда Толстой писал «Войну и мир», он писал не про войну и ее отсутствие. Он писал про войну и вселенную. Поэтому буква «и» в слове «мир» правильно должна писаться, как «i». По правилам старой орфографии такое прочтение слова «мiр» означает не спокойное бытие, а поверхность земли, заселенную человеком. Это потому, что везде, где есть человек и человеческое общество, там же везде есть и война в более или менее закамуфлированных формах.
Заканчивать пора, но есть еще вот что. В кондаке Святому Кресту последний назван «пособием» (помощью, то есть) христианскому роду, «оружием мира» и «непобедимой победой». То есть Христос, крестную муку претерпев, победил мир со всеми его грехами. Так и сказал: «Дерзайте, Я победил мир». И Крест Господень – это оружие, приносящее мир человеку. Это победа непобедимая. Это всегдашнее пособие. Под этим знамением и нужно вести свои тяжелые, не всегда различимые для глаза ежедневные войны.