Содержание:
Парламент италии структура полномочия внутренняя организация палат
Состав -315 сенаторов
Формирование палатПарламента Италии осуществляетсяодинаковым путем– посредством прямых выборов населением страны. При этом используется смешаннаямажоритарно-пропорциональная система(25% избираются по пропорциональной, 75% - по мажоритарной системе).
Однако сама процедура выборов различна для нижней и верхней палаты:
Страна делиться на 27 избирательных округов, от которых по пропорциональной системе избирается 25 % депутатов (квота Хэра, загр. пункт 4%).
Избирательные округа состоят из более мелких одномандатных округов, в которых по мажоритарной системе избираются остальные 75 % депутатов.
Порядок выборов в целом такой же, однако:
От каждой области избирается не менее 7 сенаторов (от малых - меньше);
Нет заградительного пункта, иной способ распределения мандатов (метод Д`Ондта)
Кроме выборных сенаторов, есть назначаемыепрезидентом (не более 5 человек, за особые заслуги)
Срок полномочийобеих палат одинаков и составляет 5 лет (а обычно у верхних палат срок больше). На каждых выборах обе палатыобновляются полностью(и здесь отличие – как правило, верхние палаты обновляются по частям).
Характерные чертыпарламента Италии:
Обе палаты формируются одинаково и имеют одинаковый партийный состав;
Палаты равноправны, а значит, верхняя палата является сильной;
Срок полномочий обеих палат одинаков и обновляются они полностью;
Для парламентских выборов установлены высокие возрастные цензы (одни из самых высоких в Европе) – для нижнейпалаты активное и пассивное избирательное право начинается соответственно с 18 и 25 лет, дляверхней– 25 и 40 лет.
Особенность компетенции, итальянского парламента – вся она являетсясовместной(обычно для двухпалатных парламентов существует помимо совместной и раздельная компетенция палат). Сама компетенция не определена в конституции детально, фактически являясь неограниченно
Законодательный процессв парламенте Италии, состоит из обычных стадий, хотя и обладает определенными особенностями:
редусмотрен достаточно широкий круг субъектов (что встречается не так часто). Законодательная инициатива принадлежит 3 группам субъектов:
Члены палат парламента
Иные субъекты
Обсуждение в палатах
лавная стадия процесса. Законопроект рассматривается сначала комиссией палаты (к профилю которой относиться), затем – всей палатой. При этом сначала – постатейное одобрение законопроекта, после чего – заключительное голосование в целом. Поправки могут вноситься на всех стадиях законотворческой процедуры.
Процесс обсуждения в палатах, в итальянском парламенте имеет особенности. Фактически, возможны 2 процедуры:
Рассмотрение законопроекта всей палатой. Так обсуждаются наиболее важные (политические) законопроекты:
Конституционные и избирательные;
Делегирование законодательных полномочий;
Ратификация международных договоров;
Рассмотрение законопроекта профильной комиссией. На рассмотрение всей палаты такие законы не выносятся – комиссия сама голосует за них.
В таком порядке принимается большинство законов, не имеющих конституционно-правового и политического значения.
ринятый парламентом закон направляется президенту, который обязанпромульгировать его в течение 1 месяца.
Права вето у президента нет. Вместе с тем, конституция предусматривает институт, который может рассматриваться как его аналог – право требовать от парламента повторного рассмотрения закона.
Такое вето является «слабым» - преодолевается в упрощенном (по сравнению с обычным) порядке – парламенту достаточно проголосовать за закон еще раз (простым, а не квалифицированным большинством!). Сравнивать его с вето главы государства в президентских или смешанных республиках невозможно.
Внутренняя организация парламента и его палат
Внутренние органы парламента. Основы организации и деятельности парламента определяются конституцией, а детально — правилами палат (однопалатного парламента), которые принимаются в форме регламентов (каждая палата принимает регламент для себя) или в форме законов (в Великобритании — закон об организации Палаты общин 1978 г., в США — о реорганизации 1970 г., в Швеции — о Риксдаге 1974 г. и др.).
В палатах парламента есть различные внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего — иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий (председатель палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум сессии Всекитайского собрания народных представителей). В Швеции председатель и вице-председатели палаты избираются только на одно заседание, в Швейцарии — на один год. Председатель палаты может быть не избранным, а занимающим это место по должности (вице-президенты являются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в Палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха [1] ).
В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время председательствования из своей партии. В Великобритании он даже не может обедать вместе с другими членами Парламента, чтобы те не оказали на него влияния. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парламентского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну, тогда голос спикера дает перевес.
Бывает «сильный» и «слабый» председатель. В первом случае (например, спикер в нижней палате в Великобритании или Индии) толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комитетов (комиссий) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте), без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении прений (если оно поддержано определенным числом членов палаты), группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определенное время (Индия). «Слабым» является, например, председатель Палаты лордов в Великобритании, Сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений фактически не ограничено.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (в Сенате Испании). К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Ранее в условиях многопартийности в некоторых социалистических странах фракции создавались и другими партиями, кроме правящей (Болгария, ГДР, Польша и др.). В настоящее время среди стран тоталитарного социализма несколько партий существует только в Китае: фракций в парламенте они не создают, депутаты группируются по территориальному признаку (по провинциям).
Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества: свое помещение в парламенте, пропорциональное представительство во внутренних органах палаты, право вне очереди выступать от имени фракции и др.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 15 в Сенате в Парламенте Франции, соответственно 20 и 14 — в Парламенте Италии, 15 и 14 — в Генеральных кортесах Испании, 5 — в парламентах Швейцарии и Австрии; 10% депутатов — в нижней палате парламента Бразилии, 15% — в нижней палате Парламента Индии). Фракция пропорционально представлена в комиссиях (комитетах) палат и объединенных комитетах парламента (если такие создаются). Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей и заместителей председателей постоянных комитетов (комиссий) палат, что оформляется «пакетным согласием».
У фракций имеется свое руководство, фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании («за», «против» и т. д.). «Свободное обсуждение» и «свободное голосование», когда депутаты могут выступать и голосовать, не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комиссии (комитеты) в каждой палате. Число их различно и часто меняется. В однопалатном Кнессете Израиля 9 комитетов, в Палате общин Великобритании 15 специализированных комиссий, в нижней палате Конгресса США 22 комитета, а в Сенате — 16, в Парламенте Швеции — 16 и т. д. Постоянные комитеты бывают отраслевыми (специализированными, профилирующими), например по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению, и неспециализированными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в Великобритании). В последнем случае председатель палаты решает, в какую из них следует направить законопроект для предварительного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов, в Польше — треть. Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта. Права законодательной инициативы комитеты и комиссии, за редчайшими исключениями, не имеют.
Постоянные комитеты (комиссии) обсуждают информацию министров по своей отрасли. Министры не несут ответственность перед постоянными комиссиями, последние не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению (например, в Словакии). Если такой обязанности не предусмотрено, министры в демократических странах не уклоняются от этого из этических соображений, опасаясь публичного осуждения в случае пренебрежительного отношения к парламенту (комиссиям, комитетам). Министры имеют право быть выслушаны по их требованию в постоянной комиссии. Во многих странах закон обязывает каждого давать информацию комитетам и комиссиям парламента, являться по их вызову, давать свидетельские показания. За отказ может последовать уголовное наказание как за неуважение к парламенту.
Особые полномочия имеют так называемые решающие постоянные комиссии в Испании, Италии, секции в Греции. При определенных условиях они вправе принимать законы вместо палат. В некоторых из этих стран ббльшая часть законов принимается именно таким образом, но это законы, не имеющие существенного значения (об этом — ниже).
Палаты в случае необходимости создают временные комиссии — следственные, ревизионные, редакционные и др. Такие комиссии тоже бывают объединенными (например, согласительные комиссии, создаваемые во Франции, в Германии при разногласиях палат). Особого рода временная комиссия — комиссия всей палаты — известна странам с влиянием англосаксонского права. Она представляет собой своего рода юридическую фикцию: палата принимает решение о преобразовании ее в комиссию для ускорения процедуры рассмотрения неотложных законопроектов или законопроектов, не имеющих существенного значения, не вызывающих разногласий.
Во многих палатах создаются бюро палаты, советы палаты или советы старейшин (в Италии — конференция палаты). Бюро или совет старейшин обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций. Такое бюро не является органом по руководству заседаниями палаты. Советы старейшин, бюро решают некоторые организационные вопросы, например о дате пленарного заседания, о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.
Могут быть избраны или назначены секретари палаты (Испания, Германия, Франция), клерки (Великобритания), генеральный секретарь. Они готовят материалы, ведут протоколы, обеспечивают публикации (часто эти задачи обеспечивают не избранные депутаты, а служащие палат).
В парламентах часто избираются, обычно из числа молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете парламента, а также подсчет голосов при открытом голосовании. Во Франции, в Бельгии, Италии квесторы играют более значительную роль: они руководят деятельностью административных и финансовых служб парламента. В некоторых испаноязычных странах (Испания, Мексика и др.), в Португалии создаются особые органы — постоянные депутации из избранных представителей обеих палат (в Португалии парламент однопалатный). Между сессиями они осуществляют некоторые организационные полномочия парламента и отчитываются об этом на ближайшем заседании палат.
Органы при парламенте. Парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся органы, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер и др.), парламентские комиссары (омбудсманы) — уполномоченные (комиссары парламента) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил, комиссии гражданской (т. е. публичной) службы и др.
Аппарат парламента. Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: 1) вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.); 2) консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах; 3) личные помощники парламентариев, референты, секретари.
Считается, что вспомогательный аппарат парламента должен быть в высшей степени профессиональным и максимально деполитизиро- ванным. Поэтому в ряде стран парламентское меньшинство имеет право назначать часть сотрудников во вспомогательный аппарат.
Лоббисты при парламентах. При парламентах многих стран действуют лоббисты (от. англ, lobby — прихожая, коридор), которые «проталкивают» определенные законы. Они действуют открыто и имеют свои организации. Сложились две системы лоббизма: американская и европейская континентальная. Американская основана на первой поправке к Конституции США — праве граждан обращаться к парламенту с петициями. В США, Канаде, Польше, Литве действуют законы о парламентском лоббизме. Лоббисты и их конторы зарегистрированы при парламенте, ведется учет их доходов и их задач по «проталкиванию» законов, они обязаны заявлять, в чьих интересах работают. Аналогичные правила относятся к «парламентским агентам» в Великобритании. Европейская континентальная система предполагает создание разного рода контактных бюро, экономических и социальных советов при парламенте, которые часто строятся на основе корпоративного представительства. При данной системе нет точного учета лоббистов, но при принятии законов парламентарии обязаны заявлять, если у них есть какой-то интерес на стороне, связанный с данным законом. Американская система лоббизма, по существу, встроена в парламент, европейская менее формализована, используются главным образом консультативные методы.
- [1] Предполагается избрание председателя Палаты лордов.
Парламент Италии: структура, полномочия, внутр.организация
Парламент Италии (итал. Parlamento Italiano) — национальный парламент Италии, двухпалатный законодательный орган, в который входят 945 избранных парламентариев (parlamentari).
Палата депутатов Италии — включает 630 депутатов (deputati).
Сенат Италии — включает 315 сенаторов (senatori). Формально палаты равны по своему статусу.
Традиционно существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и
Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии в то время, как нижняя обеспечивала представительство широких слоев населения, чем и объясняется более демократичный характер ее деятельности. В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, когда верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам. Двухпалатная система имеет место во Франции, США, Канаде, Мексике, Италии, Испании, Австрии и др. Однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Дания, Финляндия, Венгрия, Швеция). Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. В современных парламентах практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из структурных подразделений палат, именуемом комитетом, который и выносит его на решение палаты.
Рассмотрим теперь основные полномочия парламентов.
3.1. Законодательные полномочия. Образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. Согласно теории разделения властей законодательная власть должна принадлежать представительному органу - парламенту. Однако в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей, так как за редким исключением, парламенты подавляющего большинства стран утратили исключительное право законодательствовать. За исключительной властью закрепилось право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью
3.2. Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента. Например, Конституция швейцарского Союза 1874 г. Возлагает на Федеральное собрание (парламент) полномочия высшего контроля за федеральной администрацией и федеральной юстицией (п.11 ст.85). Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер (хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов характер контроля является чисто юридическим.
3.3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров. Ратификация - это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права. В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права. Однако ратификация (как и денонсация) одновременно является институтом внутреннего права, т.к. только оно определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Как правило, такими органами являются главы государств и парламенты.
3.4. Назначение референдумов. Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое решение. Назначение референдума - не слишком частое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.
3.5. Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего относится право объявления войны (состояние обороны). Например, согласно Конституции США, решение вопросов войны и мира возложено на Конгресс. Он наделен правом "объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на море" (разд.8 ст.1).
3.6. Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно к ним можно отнести:
1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание привлечения к суду импичмента - измена, взяточничество, иное тяжкое преступление. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути дела - это политический процесс, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления, что не освобождает от обычной судебной ответственности в дальнейшем.
2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.
16.4. Парламент: полномочия и внутренняя организация
Высший орган законодательной власти — бикамеральный Парламент, состоящий из Палаты депутатов и Сената.
В Палату депутатов, состоящую из 630 человек, избрание происходит путем всеобщих прямых выборов по смешанной системе представительства. С середины 90-х гг. 75% депутатских мест в парламенте распределяется по одномандатным округам, 25% мест— по партийным спискам.
В Сенат — верхнюю палату — избрание происходит по областям. Количество избираемых сенаторов пропорционально населению области. Каждая область (а их 20) должна быть представлена в Сенате не меньше чем семью сенаторами, исключая область Молисе (два сенатора) и Валле-д'Аоста (один сенатор). Таким образом, общее число избираемых сенаторов — 315.
Кроме того, следует отметить такое различие между выборами в депутатов и Сенат, как возрастной ценз. Активное и пассивное избирательное право по выборам в нижнюю палату составляет 18 и 25 лет соответственно, а в Сенат — 25 и 40 лет. Такой возрастной ценз при реализации пассивного избирательного права — один из самых высоких в мире.
Каждый бывший президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой при- вилегии. Глава государства может назначить пожизненными сенаторами пять граждан, прославивших Отечество выдающимися заслугами в сфере общественной деятельности, науки, искусства, литературы. В 2000 г. в верхней палате заседало в общей сложности 324 сенатора, включая четырех бывших президентов и назначенных за заслуги перед государством.
По законодательству можно быть членом или Палаты депутатов, или Сената. Императивный мандат отсутствует. Парламентарии пользуются ограниченным иммунитетом. Большинство депутатов являются профессиональными политиками, пользующимися поддержкой политических партий или общественных объединений. Парламентарии получают от государства солидные
Право палат собираться на совместные заседания ограничено несколькими основаниями: избранием Президента, принесением им присяги, в случае предания Президента суду, формированием списка возможных членов суда над Президентом, а также избранием третьей части членов Высшего совета магистратуры и судей Конституционного суда.
Каждая палата имеет свой Регламент, который должен соответствовать Конституции и иным нормам. По своему статусу регламенты палат приближаются к законам, а по отдельным положениям даже занимают более высокое место в иерархии правовых актов.
Палаты собираются на весеннюю сессию в первый непраздничный день февраля, на осеннюю — в первый непраздничный день октября. Каждая палата может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе ее председателя, или Президента Республики, или одной трети ее членов. Когда одна палата созывается на чрезвычайную сессию, собирается на сессию и другая.
Руководящими органами палат являются председатель и бюро конкретной палаты, на которых возложены обязанности по ее организации и надлежащему функционированию. В функцию председателей палат, в частности, входят две важнейшие прерогативы: право созыва палаты на чрезвычайную сессию и консультации Президента Республики в связи с его намерением распустить палаты.
Помимо бюро палаты имеют специальные депутатские или сенаторские комиссии, называемые джунтами, которые также занимаются вопросами регламента, выборов, парламентской неприкосновенности и т.
В соответствии с Конституцией законодательная деятельность возложена на парламентские комиссии. При формировании последних большую роль играют парламентские группы, создаваемые по партийному принципу. В Палате депутатов каждая парламентская группа должна назначить равное число своих депутатов в любую из комиссий. В Сенате парламентская группа назначает своих членов в комиссию из расчета 1 сенатор на 12 членов группы. Тем парламентским группам Сената, где количество членов меньше, чем комиссий, Регламент разрешает назначать одного сенатора в две комиссии, чтобы каждая группа имела своих представителей в каждой комиссии. В комиссиях для решения организационных вопросов создаются соответствующие бюро.
Комиссии обладают разнообразными функциями, в том числе контрольными и политическими. Регламентами предусмотрена возможность совместного заседания нескольких комиссий, создание специальных следственных комиссий.
Парламент и его палаты осуществляют ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно- контрольные полномочия. Право на представление законопроекта, прежде всего, имеет правительство. Однако он вносится разрешающим декретом Президента Республики при условии контрасигнования председателем или ответственным министром. Правом законодательной инициативы обладают все члены Парламента, а также парламентские группы и комиссии.
Существует институт народной правотворческой инициативы (ст. 71 Конституции). Законопроект может быть внесен в Парламент «от имени не менее чем 50 тысяч избирателей».
Областные советы — представительные органы областей — также имеют право законодательной инициативы, но только по вопросам, касающимся исключительно областей, если они не могут быть урегулированы законом области.
Закон промульгируется Президентом в течение месяца со дня его утверждения.
Особенностью итальянского законотворчества является возможность делегирования палатами своих законодательных функ- ций правительству (ст. 76 Конституции), которое в этих случаях принимает декрет.
Обе палаты вправе принимать резолюции, содержащие политические заявления или рекомендации. Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, как резолюция недоверия правительству, интерпелляция, право депутатского запроса. Каждая из палат может образовывать специальные следственные комиссии по вопросам, представляющим государственный интерес. Подобные следственные комиссии, образованные в 90-х гг., внесли большой вклад в дело борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Президент избирается Парламентом с участием представителей областей.
Палаты своим решением могут также отменять областные законы, если они превышают свою компетенцию, противоречат общенациональным интересам или интересам других областей. Это дает право считать, что Парламент в подобных случаях выступает в качестве квазисудебного органа несудебного конституционного контроля.
Парламент: полномочия и внутренняя организация
Место и роль парламента в системе государственных органов определяется прежде всего формой правления, установленной Конституцией Италии 1947 г., и принципом разделения властей.
Высший орган законодательной власти - бикамеральный парламент, состоящий из палаты депутатов и сената. Палаты избираются сроком на пять лет, и продление срока полномочий допускается только в случае войны. Легислатура парламентской деятельности ограничена тремя сроками, т.е. 15 годами.
В палату депутатов избрание с 2006 г. происходит путем всеобщих прямых выборов по пропорциональной системе представительства. До этого в течение 15 лет применялась мажоритарно-пропорциональная система. С 2008 г. в нижнюю палату избирается 512 депутатов, а не 630, как было до последних выборов. В 2005 г. по инициативе премьер-министра и лидера движения "Вперед, Италия" С. Берлускони и его сторонников в избирательное законодательство были введены два новшества. Во-первых, это принцип "премии большинству", смысл которого состоит в том, что партия (коалиция, избирательный блок), завоевавшая в нижней палате большинство, по менее 340 голосов, получает недостающие до этого числа дополнительные мандаты, призванные гарантировать управляемость государством. Во-вторых - предоставление права голоса соотечественникам, проживающим за рубежом. В результате этих законодательных новаций левые, получив на парламентских выборах 2006 г. ничтожно малый перевес (0,07%), смогли сформировать правительство. Однако из-за раскола внутри левоцентристского блока оно, после почти двух лет нахождения у власти, ушло в отставку.
После выборов 2008 г. у избирательного блока "Народ за свободу", в котором доминирует партия С. Берлускони, в палате депутатов - 340 мест, а у левых в лице ПЛД - 239. В сенате преимущество у правых почти в 40 голосов (168 мест). Ситуация осложнилась после раскола у правых летом 2010 г. и образования самостоятельной депутатской группы "Будущее и свобода".
В сенат - верхнюю палату - избрание происходит по областям пропорционально их населению. Каждая область должна быть представлена не менее чем 7 сенаторами, исключая области Молисе (2 сенатора) и Валле-д'Аоста (1 сенатор). Всего в Италии 20 областей, таким образом, общее число избираемых сенаторов, которые представляют интересы областей, - 315.
Кроме того, следует отмстить такое различие между выборами в палату депутатов и сенат, как установление возрастного ценза. Активное и пассивное избирательное право по выборам в нижнюю палату составляет 18 и 25 лет соответственно, а в сенат - 25 и 40 лет. Такой возрастной ценз при реализации пассивного избирательного права - один из самых высоких в мире.
Каждый бывший президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии. Глава государства может назначить пожизненными сенаторами пять граждан, прославивших отечество выдающимися заслугами в сфере общественной деятельности, науки, искусства, литературы. В 2006 г. в верхней палате заседало в общей сложности 324 сенатора, включая 4 бывших президентов.
По законодательству можно быть только членом палаты депутатов или сената. Императивный мандат отсутствует. Парламентарии пользуются ограниченным иммунитетом. Большинство депутатов являются профессиональными политиками, пользующимися поддержкой политических партий или общественных объединений. Парламентарии получают от государства солидные вознаграждения. Недавно принят закон, согласно которому полную, весьма солидную депутатскую пенсию народный избранник получает по достижении 65-летнего возраста, даже если он давно ушел с депутатской должности. Однако при этом ставится условие, что депутат будет иметь право на подобное социальное обеспечение только в том случае, если оставался членом парламента как минимум полных пять лет и при этом все эти годы исправно платил взносы в пенсионный фонд. В целом это решение парламента принято в соответствии с политикой по снижению расходов на содержание государственного аппарата и поддержано избирателями.
Право палат собираться на совместные заседания ограничено несколькими случаями: избранием президента, принесением им присяги, приданием президента суду, формированием списка возможных членов суда над президентом, а также избранием третьей части членов Высшего совета магистратуры и судей Конституционного суда.
Каждая палата имеет свой собственный регламент, который должен соответствовать Конституции и законам. По своему статусу регламенты палат приближаются к законам, а по отдельным положениям даже занимают более высокое место в иерархии правовых актов.
Палаты собираются на весеннюю сессию в первый непраздничный день февраля, на осеннюю - в первый непраздничный день октября. Каждая палата может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе ее председателя, или президента Республики, или 1/3 ее членов. Когда одна палата созывается на чрезвычайную сессию, собирается на сессию и другая.
Руководящими органами палат являются председатель и бюро конкретной палаты, на которых возложены обязанности по ее организации и надлежащему функционированию. В функцию председателей палат, в частности, входят две важнейшие прерогативы: право созыва палаты на чрезвычайную сессию и консультации президента Республики в связи с его намерением распустить палаты.
Помимо бюро палаты имеют специальные депутатские или сенаторские комиссии, называемые джунтами, которые также занимаются вопросами регламента, выборов, парламентской неприкосновенности и т.д.
В соответствии с Конституцией законодательная деятельность возложена на парламентские комиссии, при формировании которых большую роль играют парламентские группы, создаваемые по партийному принципу. В палате депутатов каждая парламентская группа должна назначить равное число своих депутатов в любую из комиссий. В сенате парламентская группа назначает своих членов в комиссию из расчета 1 сенатор на 12 членов группы. Тем парламентским группам сената, где количество членов меньше, чем комиссий, регламент разрешает назначать одного сенатора в две комиссии, чтобы каждая группа имела своих представителей в каждой комиссии. В комиссиях для решения организационных вопросов создаются соответствующие бюро.
Комиссии обладают разнообразными функциями, в том числе контрольными и политическими. Регламентами предусмотрена возможность совместного заседания нескольких комиссий, создание специальных следственных комиссий.
Парламент и его палаты осуществляют ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно-контрольные полномочия. Право на представление законопроекта прежде всего имеет правительство. Однако он вносится разрешающим декретом президента Республики, при условии контрассигнования председателем или ответственным министром. Правом законодательной инициативы обладают все члены парламента, а также парламентские группы и комиссии.
В Италии существует институт народной правотворческой инициативы (ст. 71 Конституции Италии). Законопроект может быть внесен в парламент "от имени не менее чем 50 тысяч избирателей".
Областные советы - представительные органы областей также имеют право законодательной инициативы, но только по вопросам, касающимся исключительно областей, если они не могут быть урегулированы законом области.
Законы промульгируются президентом в течение месяца со дня их утверждения.
Особенностью итальянского законотворчества является возможность делегирования палатами своих законодательных функций правительству (ст. 76 Конституции Италии), которое в этих случаях принимает декрет.
Обе палаты вправе принимать резолюции, содержащие политические заявления или рекомендации. Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, как резолюция недоверия правительству, интерпелляция, право депутатского запроса. Каждая из палат может образовывать специальные следственные комиссии по вопросам, представляющим государственный интерес. Подобные следственные комиссии, образованные в 1990-х гг., внесли большой вклад в дело борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Президент избирается парламентом с участием представителей областей.
Палаты своим решением могут также отменять областные законы, если они превышают свою компетенцию, противоречат общенациональным интересам или интересам других областей. Это дает право считать, что парламент в подобных случаях выступает в качестве квазисудебного органа несудебного конституционного контроля.
Структура, состав и внутренняя организация парламента и его палат;
Термин “парламент” имеет обобщающее значение. Представительные органы в различных государствах нередко имеют другие названия: “народное собрание” - Албания, Болгария; “государственное собрание” - Эстония, Венгрия; “федеральное собрание” - Россия, Швейцария. Встречаются названия “национальное собрание”, “законодательное собрание”, “законодательная ассамблея”, “палата представителей”, “палата депутатов”. В некоторых государствах парламент имеет сугубо индивидуальное название: “фолькетинг” в Дании, “альтинг” в Исландии, “стортинг” в Норвегии, “рикстаг” в Швеции, “сейм” в Латвии и Литве, “кнессет” в Израиле и Хорватии.
Конституции Австрии, Польши, ФРГ не обозначают обе палаты как единый законодательный орган - парламент.
Одним из определяющих моментов в характеристике парламентов как общего явления и определения особенностей представительных органов отдельных государств является их структура.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (закон, как правило, может быть принят при согласии этих трех составных частей). В континентально праве (Германия, Франция) под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. В некоторых странах (Финляндия) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. Иногда парламентом считается только однопалатный законодательный орган.
Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные.
Однопалатные парламенты существуют почти в 70 странах мира (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Египет, Новая Зеландия, Португалия, Турция, Венгрия). Они характерны как для небольших государств или государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами, так и для унитарных.
Преимущественно страны мира имеют двухпалатные парламенты (двухпалатность – бикамерализм). Двухпалатность присуща как для федеративных государств, так и для унитарных.
До 2-й мировой войны двухпалатность (бикамерализм) рассматривалась как признак парламентаризма. В послевоенные годы достаточно широкое распространение получили однопалатные парламенты (Греция, Дания, Португалия, Швеция, государства Азии и Африки, Центральной и Восточной Европы). В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине стран Европы. Однако характерно, что в последние годы Польша, Румыния, Словения, Чехия и Хорватия возвратились к двухпалатным парламентам.
В том случае, если отказ верхней палаты согласится с решением нижней палаты может быть преодолен последней, верхняя палата считается слабой (Великобритания, Польша и др.); если без согласия верхней палаты закон не может быть принят, то она является сильной (США, Италия).
Существенное значение для характеристики структуры парламентов играет порядок формирования их палат. Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов формируются в подавляющем большинстве случаев путем всеобщих прямых выборов. В качестве исключения из этого правила можно привести Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения, собраниями военнослужащих. Кроме того, в отдельных государствах часть членов парламента может избираться на косвенных выборах. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Существуют и другие исключения.
Срок их полномочий нижних палат и однопалатных парламентов обычно 4 - 5 лет. Палата представителей Конгресса США избирается на 2 года.
В формировании верхних палат наблюдается значительное разнообразие. Наиболее распространенными способами являются следующие:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дают Индия, Норвегия и Франция.
Совет штатов Индии формируется следующим образом: 12 членов назначаются президентом, 238 парламентариев избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе, посредством единого непередаваемого голоса, то есть путем двухстепенных выборов.
Стортинг Норвегии избирается по пропорциональной системе без подразделения депутатов парламента по палатам. Затем депутаты избирают из своего состава 1/4 часть своих членов, которые образуют верхнюю палату - лагтинг, остальные 3/4 составляют нижнюю палату - одельстинг.
Сенат Франции формируется посредством дву- и трехстепенных выборов. В выборах участвуют генеральные советники, затем депутаты Национального собрания и региональные советники, и, наконец, делегаты или их заместители, избранные муниципальными советами.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат. Типичными примерами является формирование верхних палат парламентов США, Италии и Японии.
Сенат США избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора по мажоритарной системе относительного большинства.
Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, количество мест определяется исходя из численности населения области.
В палату советников в Японии по 46 префектурным округам избирается 150 депутатов, а остальные 100 - от общенационального избирательного округа.
3. Сочетание прямых и косвенных выборов. Например, в Испании часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть - представительными органами автономий.
4. Формирование верхних палат посредством назначения. Одним из наиболее показательных в этом отношении является Бундесрат ФРГ, который состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства автоматически влечет смену представительства от данной земли.
5. Смешанный порядок формирования, в котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности применяется при формировании сенатов Бельгии и Ирландии.
6. В Великобритании длительное время сохранялся феодальный способ формирования верхней палаты, который в последние годы претерпевает определенные изменения, Закон 1958 года распространил пожизненное пэрство на женщин, а законом 1963 года право занятия мест в палате лордов предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды. С 1999 г. началось реформирование Палаты лордов, которое предусматривает существенные изменения порядка ее формирования и сокращение численного состава.
Имеется закономерность между способом формирования верхних палат и объемом их компетенции и правовым статусом. Чем дальше отстоит процесс формирования от электората, тем меньше объем их компетенции.
Организация парламентов в значительной мере зависит от их состава. Численность парламентов часто устанавливается в конституциях. Численность нижних палат практически всегда больше, чем верхних.
Характеризуя общую организацию работы большинства парламентов следует отметить, что они работают сессионно.
Сессия– определенный период времени, когда парламент и его палаты проводят пленарные заседания, рассматривают законопроекты и принимают соответствующие решения.
- первая (учредительная) – проводится после формирования состава парламента; решаются организационные вопросы. На первой сессии формируются комитеты и постоянные комиссии, избирается или назначается председатель или руководящий орган, формируется коалиция и определяются приоритетные направления работы в дальнейшем.
- очередная – созывается главой государства (Япония), по решению правительства или главой парламента или руководящим коллегиальным органом на протяжении года проходит две сессии (Бразилия), а также возможно их проведение один раз в год (Великобритания, Египет).
Количество сессий в год и время их проведения решается непосредственно парламентом (Германия) или четко определяются конституцией или регламентом (Италия, США).
В некоторых странах этот вопрос решает глава государства (Япония).
- внеочередная и чрезвычайная сессии – созывается по требования председателя палаты (Италия), а также главы государства (Филиппины), по требованию правительства (Испания, Франция, Япония).
Во время такой сессии решаются вопросы, в связи с которыми она была созвана.
Чрезвычайная сессия обычно созывается в случае введения на территории государства или его части военного или чрезвычайного положения.
Перерывы между заседаниями называют парламентскими каникулами.
Продолжительность сессий в различных странах существенно отличается. Во Франции сессии длятся 80 и 90 дней, в Великобритании - 175 дней, в Португалии - 8 месяцев. Лето для парламентариев - период отпусков.
Сессионные заседания обычно открытые. Закрытые заседания проводятся по решению парламентариев. Квоты для принятия такого решения при этом устанавливаются самые различные.
В двухпалатных парламентах допускается возможность проведения совместных заседаний. Они созываются по самым различным поводам, но, как правило, - это важные вопросы внутренней или международной политики. Кроме того, совместные заседания проводятся с целью ликвидации разногласий между палатами.
Прекращение полномочий парламента происходит по различным основаниям. В обычных условиях парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава парламента, как только он приступит к работе. Досрочный роспуск парламента чаще всего происходит по следующим основаниям: если парламент неоднократно отклонял кандидатуру главы правительства, предложенную президентом (Например, трижды в России); при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент в течении определенного срока не может начать пленарные заседания и др.
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты может быть ограничен рядом условий: в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение определенного времени до окончания срока полномочий парламента или окончания срока полномочий президента и др.
Важнейшими элементами структуры палат парламента являются парламентские фракции, руководящие органы и комиссии. Они своей деятельностью обеспечивают функционирование представительного органа, реализацию его заданий.
Парламентские фракции (группы, клубы) создаются по принципу принадлежности депутатов к той или иной политической партии, блоку партий, имеющих представительство в парламенте. Объединение по иным принципам обычно не допускается, хотя существуют государства, где в парламенте функционируют объединения депутатов на основе региональных, профессиональных и других интересов.
Фракция имеет определенные преимущества: свое помещение в парламенте, право внеочередного выступления и др. Для создания фракции необходимо определенное количество депутатов, различное в разных странах. У фракции имеется свое руководство - председатель. В англосаксонских странах назначаются “кнуты”, в обязанность которых входит обеспечение явки членов фракции на заседания, особенно в дни голосования. Фракции принимают решения о содержании выступлений и о том, как следует голосовать.
Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие фракции.
Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: Выделенные фракцией лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
Руководящие органы парламентовбываютиндивидуальные и коллегиальные. В англоговорящих странах, Японии и некоторых других государствах руководство палатами осуществляется их председателями. В однопалатных парламентах и нижних палатах председателя избирают сами депутаты, иногда только на время сессии. Однако реально они остаются на протяжении всего периода работы парламента данного созыва.
В англоговорящих странах председателя парламента называют “спикером”. Полномочия его в разных странах различны. Обычно спикер следит за соблюдением регламента, руководит дебатами, организует исполнение парламентских решений и т.п.
Количественный состав коллегиальных руководящих органов существенно отличается. Как правило, он составляет 3 - 5 человек. В Швейцарии бюро нижней палаты - 10 человек, верхней -5; во Франции соответственно 22 и 25 человек; в Италии - по 16 человек; в президиум Бундестага ФРГ входит 19 человек.
В состав коллегиальных органов кроме председателей и их заместителей могут входить секретари и квесторы. Последние поддерживают порядок в зале заседаний, кулуарах, буфете, обеспечивают подсчет голосов при открытом голосовании.
Роль коллегиального органа в руководстве парламентом достаточно ограничена. Главную ответственность за ведение парламентских дел несет председатель этого органа. Коллегиальные руководящие органы палат парламентов обычно рассматриваются как рабочие органы палат. В большинстве стран эти органы не выполняют политические функции общего характера и ограничиваются внутри парламентскими делами.
Кроме руководящих органов, в парламентах нередко создаются другие коллегиальные структуры, которые также решают сугубо организационные вопросы и, в частности, занимаются парламентской процедурой. Это конференции председателей и т.п. В их состав, кроме руководителей палат, входят председатели постоянных парламентских комиссий (Франция) или руководители фракций (Австрия, Бельгия, Португалия).
Главным элементом внутренней структуры палат парламентов являются комиссииили комитеты. Теоретически их роль сводится, прежде всего, к подготовке вопросов, которые затем рассматриваются на сессионных заседаниях. Однако, зачастую, эти вопросы фактически решаются в комиссиях, а парламенты их затем формально утверждают. Кроме того, важнейшей их функцией является детальное рассмотрение законопроектов.
Комитеты (комиссии) парламентов могут быть постоянными либо временными.
В ряде случаев могут создаваться подкомиссии (подкомитеты).
В подавляющем большинстве случаев комитеты (комиссии) имеют предметно-определенную компетенцию. Их система в известной мере соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна этим комитетам.
В некоторых случаях палата парламента может принимать решение о преобразовании в комитет всей палаты. При такой ситуации комитет только обсуждает вопросы, но не принимает решения.
Во Франции при проведении закрытых заседаний палата преобразовывается в секретный комитет.
В двухпалатных парламентах комиссии создаются в каждой палате. Наряду с этим существует практика создания объединенных комиссий (комитетов) на паритетных началах.
В случае возникновения разногласий между палатами парламента могут создаваться временные согласительные комитеты.
Еще одной разновидностью парламентских структур являются следственные комиссиииликомитеты по расследованиям. Они расследуют дела, имеющие общественный резонанс.
В большинстве стран депутаты имеют право быть членами двух или нескольких парламентских комиссий. В Норвегии, Франции. Швеции - одной.
Основной принцип формирования комитетов (комиссий) – пропорциональное представительство депутатов от фракций парламента.
Парламент может создавать и другие органы, не входящие во внутреннюю структуру палат. Наиболее распространенными из них являются:
- счетные (контрольные) палаты, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, финансовой и хозяйственной деятельностью;
- омбудсманы (парламентские комиссары) - уполномоченные по правам человека, национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др.
Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:
- вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий - секретариат, библиотека, типография, хозяйственная часть и т.п.;
- консультанты парламента, выполняющие работы по подготовке разовых экспертных заключений;
- личные помощники парламентариев, их референты и секретари.