1. Понятие "информация"
и общие требования к ней
Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.
Информация (посмотреть словарь).
Закон РФ "О защите прав потребителя" устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), а режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести. Поэтому продавец (изготовитель, исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара и на основе этого сделать правильный и нужный выбор товара (работы, услуги), а в дальнейшем использовать товар по назначению без помощи профессионалов.
Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара. За достоверность рекламной информации отвечает то лицо, по чьему заказу реклама размещается в средствах массовой информации или иными способами доводится до потребителя.
Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.
Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" от 27 декабря 1996 г. № 1575 установлено, что с 1 мая 1997 г. запрещена продажа на территории нашего государства импортных продуктов питания без информации о них на русском языке (постановлением от 14 июля 1997 г. № 869 в Правила были внесены измененя и дополнения). Согласно Правилам, импоретеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 с 1 июля 1998 г. запрежена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Информация должна быть представлена на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п.2., ст. 8 Закона).
В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет.
За содержание рекламы отвечает рекламодатель. Определенные требования к рекламе как к виду информации отражены в Международном кодексе рекламной практики (МКРП), который предназначен для использования в рамках национальных законов и международных правил, а в судебной практике - как справочный материал. МКРП провозглашает основные принципы рекламной деятельности:
- благопристойность;
- честность;
- правдивость.
Информация в рекламе должна правдиво и четко указывать природу, состав, местонахождение производства, дату выпуска, срок годности, область применения, потребительские свойства, условия доставки, обмена, возврата товара, а также условия ремонта, обслуживания и даже размер прибыли от реализации, предназначенной на благотворительные цели.
Закон "О защите прав потребителей" устанавливает объем сведений, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю - это сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Способы доведения информации до потрбителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае, она доводится в наглядной и доступной форме.
(к содержанию)
2.Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
Содержание необходимой информации об изготовителе (исполнителе, продавце) заключено в ст. 9 Закона. Согласно требованиям этой статьи Закона информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна отражать следующие сведения:
Фирменное наименование (наименование) организации. Оно дает возможность потребителю отличать одних изготовителей (исполнителей и продавцов) от других. Фирменное наименование может представлять собой полное название (например, "Тульский хладокомбинат") или сокращенное название (ГАЗ, ЗИЛ, "Тулэнерго"), или оригинальное название ("Рот-Фронт", "Лакомка", "Чайка"). Оно неотделимо от самой организации и в случаях отчуждения осуществляется только вместе с ней. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ "наименование и место нахождения юридического лица", наименование предприятия должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от этой формы зависит объем имущественной ответственности предприятия, которую они несут в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики своей деятельности обязан предоставить информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.
Место нахождения организации (юридический адрес). В соответствии с российским законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, проходят государственную регистрацию. Таким образом, место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, т. е. юридическим адресом. Конкретный адрес той или иной организации указывается в уставе или учредительном договоре организации. Если потребитель вступает в товарно-денежные отношения с индивидуальным предпринимателем, то этот предприниматель должен предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Значение юридического адреса велико, так как он определяет точное местонахождение организации, дает возможность потребителю предъявлять претензии и судебные иски, исполнять в отношении организации различные обязательства и решать многие другие проблемы.
Режим работы продавца (исполнителя). Продавцы, исполнители и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают режим функционирования своей организации (за исключением государственных (муниципальных) организаций. Организация обязана соблюдать установленный режим работы и предоставить потребителю информацию о нем. В этой информации сообщается время начала и окончания работы (например, с 9.00 до 20.00; круглосуточно и т. д.), если есть - то время перерыва; дни недели, когда организация работает; санитарные и сокращенные дни, выходные дни. Режим работы предприятия должен соответствовать объявленному. Информация о продавцах (исполнителях), режиме их работы должна находиться на вывеске предприятия. Вывеска помещается на доступном для ознакомления с указанной на ней информацией месте.
Торговые организации, должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с нормами технического оснащения. Так, например, в магазине это весы, гири, метры, мерные емкости и иные измерительные приборы, которые должны иметь клейма. В любой час работы продавцы обязаны обслуживать население на должном уровне. Запрещено прекращать доступ покупателей до наступления времени обеденного перерыва или закрытия магазина. Продавцы должны в течение всего времени торговли отпускать товары, а кассиры - рассчитываться с покупателями. Все находящиеся в магазине покупатели, имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены. Однако нередко возле какого-то отдела можно увидеть надпись типа "Закрыто на прием товара". Такое недопустимо. Если же случилось, что в отделе закончился товар, то администрация магазина обязана его пополнить, не отвлекая продавца торгового зала от обслуживания покупателей. Некоторые кассиры также нарушают правила торговли, прекращают прием денег у покупателей, чтобы подсчитать выручку. Подсчет выручки должен происходить в свободное от расчетов с покупателем время.
Потребитель может приобретать товары, заказывать услуги не только в организациях, но и на ярмарках, с прилавков, тонаров, во временных помещениях. В таких случаях также должна быть предоставлена информация об изготовителе (исполнителе, продавце), от имени которых ведется торговля или осуществляются различные виды обслуживания населения. Такие сведения помещаются на лотке, прилавке, за стеклом витрины, на вывеске или доводятся до потребителя любым иным способом.
Сведения о лицензии. Согласно п.2 ст.9 Закона "если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Если у организации нет лицензии, то государственные органы имеют право остановить ее работу. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная отвественность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальными предпринимателями, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Ст. 49 ГК РФ указывает, что перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. Федеральный закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу с 3 октября 1998 г. Этот закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. В п. 2 ст. 1 Закона перечисляются виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона. В ст. 4 данного Закона выделены критерии определения лицензируемых видов деятельности. К основным критериям относятся возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Согласно ст. 6 Закона лицензирующие органы обладают следующими полномочиями: надзор за соблюдениемлицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 "о лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.
(к содержанию)
3. Информация о товарах (работах, услугах)
Главной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую ему возможность правильного выбора (п.1 ст.10 Закона).
В ст. 10 Закона содержится объем требований, к информации обо всех товарах, оказываемых работах и услугах. Информация обо всех товарах, а также об оказываемых услугах должна содержать:
- обозначения стандартов, требованиям которых соответствуют товары (работы, услуги);
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цена и условия приобретения товара (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного пользования товарами (работами, услугами);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом;
место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
Информация о продуктах питания помимо вышеуказанной должна содержать в себе:
- сведения о составе продукта (в том числе перечень использованных в процессе его изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок);
- сведения о весе или объеме продукта;
- калорийность продукта;
- содержание в продукте вредных для здоровья человека веществ (сравнительно с обязательными требованиями стандарта);
- противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации). Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевания, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. № 481;
- при упаковке или расфасовке продуктов питания на территории РФ они снабжаются информацией о месте их изготовления.
Если при определенных условиях возможна потеря каких-либо потребительских свойств продукта питания (например, хранение во влажном месте), то на упаковке товара указываются правила его хранения "Хранить в сухом месте" и способ восстановления свойств (например, на упаковке готовых завтраков "Подушечки", "Хлопья" и т. д. указывается следующая информация: "В случае потери хрустящих свойств продукт рекомендуется подсушить").
Информация о продуктах питания, ввозимых в РФ, должна содержать следующие сведения:
- наименование продукта и его вид;
- страна, фирма-производитель;
- вес и объем продукта;
- наименование основных ингридиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
- пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов) - для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания;
- условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);
- срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);
- способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);
- рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
- условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболевания.
Организации, осуществляющие импорт продуктов питания в РФ, предусматривают в контрактах на их поставку в качестве одного из обязательных условий наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения. Согласно Указу Президента РФ от 7 февраля 1996 г. при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства продавцы обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии со ст. 10 закона "О защите прав потребителей", предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации-импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы и таможенное оформление конкретной партии продукции.
Информация размещается в технической документации к товару (работе, услуге), на этикетках и осуществляется путем маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае невозможности поместить текст информации полностью из-за недостаточной площади упаковки, этикетки, ярлыка допускается сообщение информации о товаре или ее части на специальном листе-вкладыше, который прилагается к каждой единице товара.
Важное значение как один из способов информирования имеет правильное, доступное и красочное оформление витрин. Например, в витринах магазина, ателье выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже или изготавливаться в организации. Каждый образец снабжается четко оформленным ярлыком и ценником. Прейскуранты цен на товары или услуги должны висеть на видном месте. По мере необходимости и с учетом сезона витрины обновляются. Витрины должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями и обеспечены средствами, предупреждающими запотевание или обледенение стекол. В вечернее время витрины должны быть хорошо освещены. Образцы товаров, находящиеся в витринах, могут быть проданы по требованию покупателя. Образцы товаров, используемые как элемент композиционного оформления витрин или являющиеся инвентарем организации, ярлыками и ценниками не оформляются и продаже не подлежат.
(к содержанию)
4. Ответственность за ненадлежащую информацию
Закон "О защите прав потребителей" не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:
- недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности, фактическим данным, показателям;
- недостаточно полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю сделать правильный выбор необходимого товара (работы, услуги) либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.
За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации потребителю наступает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона.
П. 1 ст. 12 Закона предусматривает ответственность за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В таком случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.
Если были нарушены права потребителя в части непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы или услуги) продавцу (исполнителю). П. 1 ст. 12 Закона воспроизводит положения п. 3 ст. 495 ГК РФ, который расматривает непредоставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона устанавливается единая ответственность за непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), как за недостаки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствии отсутствия у него такой информации. Нарушение, предусмотренное п. 2 ст.12 является материальным, то есть требующим для наступления ответственности определенных последствий, таких как возникновение недостатков товара (работы, услуги), а также наличие причинной связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотренно ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и т. д.), находящимся в собственности потребителя на основаниях, предусмотренных законом, либо во владении в соответствии с законом или договором, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Законом предусмотрены различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае происходит возмещение вреда по правилам ст.14 Закона, а во втором - возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК, причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорны отношений с потерпевшим.
Рассматривая споры между потребителем продавцом (изготовителем, исполнителем), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
(к содержанию)
Об индивидуальном предпринимателе - ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ
Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(ст. 23, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Статья 24. Имущественная ответственность гражданина
Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
(ст. 24, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Статья 25. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя
1. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
2. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.
3. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
4. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.
Сохраняют силу требования граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.
5. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
(ст. 25, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
2. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
(ст. 257, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 настоящего Кодекса.
Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным настоящим Кодексом и земельным законодательством.
2. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
3. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
(ст. 258, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
2. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 258 настоящего Кодекса.
(ст. 259, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994))
Что такое уголок потребителя, какой перечень документов в 2018 году для ИП он предполагает?
Оформление уголка потребителя и перечень документов для ИП регламентируется законодательством РФ. Информационный стенд должен содержать всю исчерпывающую информацию, которая необходима покупателю или может понадобиться ему в экстренной ситуации. Государственное законодательство выставляет предпринимателям четкие требования, касающиеся оформления уголка потребителя. Официальные стандарты и нормы предполагают целый перечень документов, которые ИП обязан использовать при создании информационного стенда в 2018 году.
Создавать данную информационную базу для клиентов обязаны индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере оказания услуг или занимаются розничной торговлей. Отсутствие точной информации и всех необходимых бумаг на стенде торговой площадки считается грубым нарушением государственных стандартов в сфере предпринимательства. Законодательство РФ предусматривает разные виды наказаний за отсутствие необходимой клиенту информации. Метод наказания определяется на основе уровня отклонения от норм и правил государства в той сфере предпринимательской деятельности, в которой ИП был официально зарегистрирован. В данном случае свидетельство индивидуального предпринимателя и справка ОКВЭД являются главными идентификаторами направленности бизнеса.
Особенности информационного стенда в 2018 году
Наличие уголка потребителя регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Основными мотивами введенного для ИП обязательства по созданию и поддержанию в актуальном состоянии уголка потребителя, выступает необходимость предоставить потребителю (покупателю) полную информацию о предпринимателе, о его квалификации, о регистрационных данных, о лицензировании его деятельности и т.д.
Особых правил по оформлению уголка или его наименованию нет. Индивидуальный предприниматель может назвать стенд информационным, или стендом для покупателя, или уголком потребителя, не важно. Главное – выдержать требования законодательства по содержанию уголка. При этом надо помнить, что законодательство РФ – это постоянно дополняющийся и изменяющийся организм. Следствием этого является частое обновление законов, в том числе касающихся защиты прав потребителей, налогообложения, лицензирования, кодов и т.д. Поэтому очень важно следить за обновлениями в законодательстве и своевременно приводить уголок потребителя в соответствие с последними модификациями закона.
По месту расположения уголка нет четких требований закона. Иногда, во время проверок контролирующие органы предъявляют претензии по поводу того, что уголок находится в затемненном месте, или плохо доступен для ознакомления с ним. Однако ни один законодательный акт в 2018 году не предусматривает ответственности за неправильное расположение информационного стенда.
Необходимые документы и нормы их размещения
Любой индивидуальный предприниматель, который не хочет иметь проблем с законом, обязан знать все требования к созданию и оформлению информационного стенда для потребителя в 2018 году. Перечь необходимых документов и правил создается государством на основе самых главных потребностей клиентов, стандарты и нормы призваны защитить интересы потребителя и уберечь его от риска приобретения некачественной продукции, а также предостеречь покупателя от опрометчивых решений в процессе приобретения товаров и услуг.
В 2018 году ИП обязан предоставлять своим клиентам следующий перечень документов:
- распечатка законопроекта «О защите прав потребителя» Российской Федерации, актуального на сегодняшний день. Текст закона должен содержать свежую информацию и все правки, внесенные государством;
- список действующих лицензий, которые предприятие имеет на сегодняшний день;
- оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации определенного вида экономической деятельности;
- копия документа, свидетельствующего о нормальных санитарных и эпидемиологических условиях помещений, которые задействованы в процессе предоставления услуг или продажи товаров;
- специальная книга предложений и жалоб для клиентов предприятия;
- подробный план эвакуации из торгового зала или помещения для предоставления услуг;
- стандарты и правила обслуживания граждан в сфере бытовых услуг (для отдельного вида предприятий);
- контакты, номера телефона и юридический адрес того ведомства Роспотребнадзора, в котором данное предприятие находится на учете;
- контакты, телефоны и юридический адрес служб экстренного вызова;
- список групп населения, которые имеют право обслуживаться вне очереди на торговой площади данного предприятия;
- вывеска или объявление, содержащие информацию о запрете продажи алкоголя лицам, которые не достигли своего совершеннолетия;
- общие правила соблюдения санитарных и эпидемиологических норм, обеспечение гигиены сотрудников на рабочем месте (требования касается заведений общественного питания и розничных магазинов);
- указание на местонахождение контрольных весов, на которых потребитель может проверить вес купленного товара.
Очень важно красиво и правильно оформить информацию из закона «О защите прав потребителей». Именно на эту часть уголка потребителя чаще всего обращают внимание, особенно, представители Роспотребнадзора.
Обратите внимание! Лучше всего купить готовую, красиво оформленную версию закона. Самостоятельно распечатанная информация может не соответствовать всем требованиям читабельности и эстетичности. Правильно подобранный шрифт, оптимальная жирность текста и рациональный интервал между строк повысят доверие клиентов и инспекторов уполномоченных органов контроля.
Если ИП занимается продажей алкогольной или другой подакцизной продукции, тогда наличие лицензии в уголке потребителя является обязательным требованием. Данный документ будет выступать главным аргументом в пользу повышения доверия к торговой точке. А вот инспекторы при осуществлении контроля запросят данную бумагу в первую очередь.
Особое внимание необходимо уделить книге жалоб и предложений, инспекторы буду проверять этот элемент стенда с повышенными требованиями. Основные требования к созданию и оформлению данного атрибута любой торговой точки выглядят следующим образом:
- книга должна быть прошита, все страницы пронумерованы в обязательном порядке;
- документ должен содержать основную информацию о владельце предприятия;
- книга должна предоставляться клиенту сразу же после первого запроса;
- лучше разместить тетрадь предложений и жалоб внутри информационного стенда, так книга всегда будет на видном месте, в результате чего доверие клиентов будет возрастать.
ИП имеет право не помещать подробный план эвакуации в случае чрезвычайных происшествий в уголок потребителя, однако его наличие в торговом зале является государственным требованием. Отклонение от этого правила может расцениваться, как нарушение. Инспектор будет обязан проверить выполнение рекомендаций во время последующих проверок.
Законодательство Российской Федерации предусматривает создание дополнительных требований для ИП, наличие на торговой площадке таких документов выставляются местными органами власти. К дополнительным бумагам могут относиться:
- прайсы с точным указанием цен на определенные товары или услуги;
- сертификаты качества и соответствия;
- другие документы, по которым возможно идентифицировать качество и происхождение товарной продукции.
Очень часто такие дополнительные требования выставляются товарам, которые по государственному законодательству должны иметь фиксированные цены. Органы власти играют важную роль при формировании ценообразования таких категорий товаров.
Обратите внимание! Наличие на информационном стенде дополнительных данных не освобождает индивидуального предпринимателя от размещения основной информации, обязательной для всех форм организации.
Уголок потребителя должен максимально отвечать на все актуальные вопросы клиента, так как удовлетворение потребностей является главной задачей любого предпринимательства.
Владельцам частных клиник и аптек необходимо уделить особое внимание оформлению информационного стенда. Медицинская сфера имеет свои особенности и нюансы, поэтому уголок потребителя необходимо дополнять следующими бумагами:
- выписка из закона Российской Федерации, которая гарантирует всем гражданам возможность получения лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизни;
- сертификаты;
- лицензии на каждый вид услуги, процедуры или проведение исследования.
Ответственность за нарушения при оформлении информационного стенда для клиентов предприятия
Государственное законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за отсутствие информационного стенда. Уголок потребителя может быть оформлен с явными недостатками и упущениями, в данном случае предприниматель также не сможет избежать ответственности. Грубыми нарушениями может считаться отсутствие копии лицензии на совершение определенного вида деятельности и данных о владельце компании, неправильное оформление книги жалоб или выписки из закона РФ.
Предупреждение и выписка рекомендаций, которые являются обязательными, выступают самыми мягкими мерами наказания, которые имеют место при негрубых нарушениях стандартов. Государство использует также четкую систему штрафов, которые применяются при грубых нарушениях порядка:
- физические лица – от 1 500 до 2 000 рублей;
- должностные лица – от 3 000до 4 000 рублей;
- юридические лица – от 30 000 до 40 000 рублей.
Данные расценки регламентированы административным кодексом Российской Федерации и не подлежат рассмотрению или изменению.
Заявления и жалобы о несоблюдении правил оформления информационного стенда, отхождения от норм прав потребителей рассматриваются в территориальных органах Роспотребнадзора.
Каких-либо сведений о том, в каком конкретном месте должен располагаться информационный стенд для клиента, в государственном законодательстве нет. Лучше всего, если данной вывеске будет отведено центральное место на территории торговой площадки. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно принимать решение о выборе размера и типа стенда, размещать необходимые бумаги можно также по своему усмотрению.
При оформлении уголка потребителя необходимо выделить отдельное место информации о скидках и акциях магазина или торговой организации. Отлично, если стенд будет иметь привлекательный и эстетичный вид, но не слишком вызывающий. Необходимо позаботиться, чтобы все важные документы и бумаги были легкодоступными для покупателей, при этом нужно учитывать физические особенности людей с ограниченными возможностями, разный рост клиентов и другие нюансы. Лучше всего дополнить стенд ручкой, которой клиент всегда сможет воспользоваться при заполнении книги жалоб и предложений.
Федеральный закон 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора)
Федеральным законом от 26 декабря2008 г. N294-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 июля 2009 г.
Федеральныйзакон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ
О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
(с изменениямиот 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая,2 июля, 31 декабря 2005 г., 30 декабря 2006 г., 22, 26 декабря 2008 г.)
Принят Государственной Думой 14июля 2001 года
Настоящий Федеральный законнаправлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениифедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный законрегулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (далее- органы государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведениегосударственного контроля (надзора) в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон неприменяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуетсявзаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанностипо предоставлению информации и исполнению требований органов государственногоконтроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношенииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.
Федеральнымзаконом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Федеральнымзаконом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Федеральнымзаконом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 31 декабря 2005 г.
Федеральнымзаконом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗв пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральнымзаконом от 30 октября 2002 г. N 132-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящегоФедерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального законавнесены изменения
3. Положения настоящегоФедерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением:
банковского и страхового надзора,а также других видов специального государственного контроля за деятельностьююридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;
транспортного контроля (в пунктахпропуска транспортных средств через Государственную границу РоссийскойФедерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территорииРоссийской Федерации);
государственного контроля(надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службамигражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;
государственного контроля(надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения,экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия нажелезнодорожном транспорте;
контроля безопасности прииспользовании атомной энергии;
контроля за обеспечением защитыгосударственной тайны;
санитарно-карантинного,карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах переходаГосударственной границы Российской Федерации;
контроля объектов, признаваемыхопасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особоважных и режимных объектов, перечень которых устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации;
оперативно-розыскных мероприятий,дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;
государственного метрологическогоконтроля (надзора);
государственногоконтроля за осуществлением частной детективной и охранной деятельности.
4. Настоящим Федеральным закономустанавливаются:
порядок проведения мероприятий поконтролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
права юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
обязанности органовгосударственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведениимероприятий по контролю.
5. Если международным договоромРоссийской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установленынастоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящемФедеральном законе
В целях настоящего Федеральногозакона используются следующие основные понятия:
государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований ктоварам (работам, услугам), установленных федеральными законами илипринимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также -обязательные требования);
мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля(надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлениемнеобходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатовпроверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю;
саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной цельюобеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членамисаморегулируемой организации.
Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Основными принципами защиты правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора) являются:
презумпция добросовестностиюридического лица или индивидуального предпринимателя;
соблюдение международныхдоговоров Российской Федерации;
открытость и доступность дляюридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов,устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется припроведении государственного контроля (надзора);
установление обязательныхтребований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативнымиправовыми актами;
проведение мероприятий по контролюуполномоченными должностными лицами органов государственного контроля(надзора);
соответствие предмета проводимогомероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
периодичность и оперативностьпроведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимальнобыстрое проведение его в течение установленного срока;
учет мероприятий по контролю,проводимых органами государственного контроля (надзора);
возможность обжалования действий(бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора),нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящимФедеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативными правовыми актами;
признание в порядке,установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью иличастично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования,соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральнымзаконам;
устранение в полном объемеорганами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случаепризнания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателяобоснованной;
ответственность органовгосударственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведениигосударственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РоссийскойФедерации;
недопустимость взимания органамигосударственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаеввозмещения расходов органов государственного контроля (надзора) наосуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которыхвыявлены нарушения обязательных требований;
недопустимость непосредственногополучения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм,взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей врезультате проведения мероприятий по контролю.
Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной властив области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля (надзора)
Определение федеральных органовисполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля(надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций ипорядка деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации илиПравительством Российской Федерации в соответствии с Федеральнымконституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
К полномочиям федеральных органовисполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в том числеотносятся:
разработка и реализация единой государственнойполитики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
организация государственногоконтроля (надзора) на территории Российской Федерации, проводимого федеральнымиорганами исполнительной власти, подведомственными им государственнымиучреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля(надзора);
координация деятельности органовгосударственного контроля (надзора) в Российской Федерации в соответствующейсфере контроля;
обеспечение исполнениямеждународных обязательств Российской Федерации;
осуществление других полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 5 настоящего Федеральногозакона утратила силу
Статья 5. Полномочия органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)
Федеральнымзаконом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 5 настоящего Федеральногозакона утратила силу
Статья 6. Полномочия органов местногосамоуправления в области защиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Глава II. Требования к организациии проведению мероприятий по контролю
Федеральнымзаконом от 1 октября 2003 г. N 129-ФЗ в статью 7 настоящего Федеральногозакона внесены изменения
Статья 7. Порядок проведения мероприятий по контролю
1. Мероприятия по контролюпроводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственногоконтроля (надзора).
В распоряжении (приказе) опроведении мероприятия по контролю указываются:
номер и дата распоряжения(приказа) о проведении мероприятия по контролю;
наименование органагосударственного контроля (надзора);
фамилия, имя, отчество идолжность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
наименование юридического лицаили фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которыхпроводится мероприятие по контролю;
цели, задачи и предметпроводимого мероприятия по контролю;
правовые основания проведениямероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательныетребования которых подлежат проверке;
дата начала и окончаниямероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) опроведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копияпредъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю,руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальномупредпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
2. Мероприятие по контролю можетпроводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано враспоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
3. Продолжительность мероприятияпо контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях,связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний),экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основаниимотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие поконтролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или егозаместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но неболее чем на один месяц.
Федеральнымзаконом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗв пункт 4 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. В целях проверки выполненияюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требованийорганом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенциипроводятся плановые мероприятия по контролю.
В отношении одного юридическоголица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственногоконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено неболее чем один раз в два года.
В отношении субъекта малогопредпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено неранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Положения абзацеввторого и третьего настоящего пункта не применяются в отношении плановыхмероприятий по контролю при проведении контроля за оборотом оружия.
5. Внеплановой проверке,предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранениивыявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица илииндивидуального предпринимателя при выявлении в результате плановогомероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия поконтролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также вслучаях:
получения информации отюридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственнойвласти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушенияхтехнологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования,которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающейсреде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью ижизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числев отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или)индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав изаконных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или)индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательныхтребований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами ииными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Мероприятия по контролю вслучаях, установленных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, могутпроводиться по мотивированному решению органа государственного контроля(надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы,услуги) и (или) объекты.
Обращения, не позволяющиеустановить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) немогут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
6. В отношении юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации,солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарнуюответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствиенесоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности,являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядокгосударственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановыхмероприятий по контролю в отношении 10 процентов от общего числа членовсаморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух членовсаморегулируемой организации, определяемых по выбору органа государственногоконтроля (надзора).
Порядок проведения плановыхмероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемой организацииустанавливается распоряжением (приказом) органа государственного контроля(надзора) по обращению саморегулируемой организации, которое должно содержатьсведения, подтверждающие членство в саморегулируемой организации и солидарноенесение предусмотренной настоящим пунктом субсидиарной ответственности еечленов за ущерб.
В установлении порядка проведенияплановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемойорганизации может быть отказано при наличии у органа государственного контроля(надзора) в момент обращения оснований проведения в отношении ее членоввнеплановых мероприятий по контролю.
Решение об отказе в установлениипорядка государственного контроля (надзора) саморегулируемой организации,принятое руководителем органа государственного контроля (надзора), может бытьобжаловано в установленном порядке.
7. В случае выявления нарушенийобязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лицаоргана государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановыхмероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленныхнарушениях.
В случае, если при проведенииплановых мероприятий по контролю одним из членов саморегулируемой организациидопускаются нарушения обязательных требований, органом государственногоконтроля (надзора) может быть принято решение о проведении внеплановыхмероприятий по контролю в отношении любых других членов саморегулируемойорганизации.
Нарушения обязательных требованийчленами саморегулируемой организации, выявленные при проведении внеплановыхмероприятий по контролю, являются основанием принятия решения органомгосударственного контроля (надзора) об отмене установленного порядка проведенияплановых мероприятий по контролю в отношении членов саморегулируемойорганизации.
Принятое решение с указаниемдопущенных членами саморегулируемой организации нарушений и обстоятельств,послуживших основанием принятия такого решения, доводится органомгосударственного контроля (надзора) в письменной форме до сведениясаморегулируемой организации в течение трех дней с даты его принятия.
8. Особенности проведениямероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора)устанавливаются федеральными законами или в установленном ими порядке с учетомположений настоящего Федерального закона.
Статья 8. Ограничения при проведении мероприятий по контролю
При проведении мероприятий поконтролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) невправе:
проверять выполнение обязательныхтребований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля(надзора), от имени которого действуют должностные лица;
осуществлять плановые проверки вслучае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц илиработников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либоих представителей;
требовать представлениедокументов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являютсяобъектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а такжеизымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы)продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформленияакта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве,превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иныминормативными документами;
распространять информацию,составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведениямероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации;
превышать установленные срокипроведения мероприятий по контролю.
Статья 9. Порядок оформления результатов мероприятия поконтролю
1. По результатам мероприятия поконтролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора),осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двухэкземплярах.
В акте указываются:
дата, время и место составленияакта;
наименование органагосударственного контроля (надзора);
дата и номер распоряжения, наосновании которого проведено мероприятие по контролю;
фамилия, имя, отчество идолжность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
наименование проверяемогоюридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя,фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица илипредставителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведениимероприятия по контролю;
дата, время и место проведениямероприятия по контролю;
сведения о результатахмероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере,о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или оботказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица илииндивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведениимероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
подпись должностного лица (лиц),осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отбореобразцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы(заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснениядолжностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, накоторых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, идругие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия поконтролю.
2. Один экземпляр акта с копиямиприложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю ииндивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либонаправляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, котороеприобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственногоконтроля (надзора).
3. В случае выявления врезультате мероприятия по контролю административного правонарушения должностнымлицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол впорядке, установленном законодательством Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленныхнарушений.
4. Результаты мероприятия поконтролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляютсяс соблюдением требований, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации о защите государственной тайны.
5. Юридические лица ииндивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий поконтролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производитсязапись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения онаименовании органа государственного контроля (надзора), дате, временипроведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах ипредмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленныхпротоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, атакже указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившегомероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий поконтролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридическоголица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учетамероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенногомероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Статья 10. Меры, принимаемые должностными лицами органовгосударственного контроля (надзора) по фактам нарушений, выявленных припроведении мероприятия по контролю
1. При выявлении в результатепроведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лицаорганов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры поконтролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением,предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающейсреде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, кответственности.
Федеральнымзаконом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяностадней после дня официального опубликования указанного Федерального закона
2. В случае, если при проведениимероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) можетпричинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей,орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведенияпотребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способахпредотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда.
3. Орган государственногоконтроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходовна проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которыхвыявлены нарушения обязательных требований.
Статья 11. Обязанности должностных лиц органов государственногоконтроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю
Должностные лица органовгосударственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролюобязаны:
своевременно и в полной мереисполнять предоставленные в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушенийобязательных требований;
соблюдать законодательствоРоссийской Федерации, права и законные интересы юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей;
проводить мероприятия по контролюна основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственногоконтроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке,установленном статьей 8 настоящего Федерального закона;
посещать объекты (территории ипомещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведениямероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей припредъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственногоконтроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
не препятствовать представителямюридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать припроведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимсяк предмету проверки;
предоставлять должностным лицамюридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям,присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предметупроверки необходимую информацию;
знакомить должностных лицюридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей срезультатами мероприятий по контролю;
при определении мер, принимаемыхпо фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжестинарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающейсреды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав изаконных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
доказывать законность своихдействий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
Статья 12. Ответственность органов государственного контроля(надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю
Органы государственного контроля(надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функцийи служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершенияпротивоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
О мерах, принятых в отношениидолжностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации,органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщитьюридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законныеинтересы которых нарушены.
Глава III. Права юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора) и их защита
Статья 13. Права юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении мероприятий по контролю
1. Должностные лица и (или) представителиюридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители припроведении мероприятий по контролю имеют право:
непосредственно присутствоватьпри проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам,относящимся к предмету проверки;
получать информацию,предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иныминормативными правовыми актами;
знакомиться с результатамимероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии илинесогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органовгосударственного контроля (надзора);
обжаловать действия (бездействие)должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административноми (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
2. Юридические лица ииндивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органагосударственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц,ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнениюобязательных требований, и (или) своих представителей при проведениимероприятий по контролю.
Статья 14. Право юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведениигосударственного контроля (надзора)
1. Вред, причиненный юридическомулицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия)должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведениигосударственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению всоответствии с гражданским законодательством.
2. При определении размераубытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателюнеправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля(надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуальногопредпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или нафинансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическоелицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели илидолжны будут произвести для получения юридической или иной профессиональнойпомощи.
Статья 15. Государственная защита прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)
1. Защита прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствиис законодательством Российской Федерации.
2. Заявления об обжалованиидействий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и ихдолжностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
3. Нормативные правовые акты,принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушениезаконодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностьюили частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Общественная защита прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)
Организации независимо оторганизационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документамиосуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
Объединения юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе:
обращаться в органы прокуратуры спросьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовыеакты органов местного самоуправления;
обращаться в суд в защиту правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту правнеопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Статья 17. Ответственность юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона
Юридические лица, их должностныелица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители,допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованнопрепятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие вустановленный срок предписания, постановления органов государственного контроля(надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федеральногозакона
1. Настоящий Федеральный законвступает в силу со дня его официального опубликования.
2. С момента введения в действиенастоящего Федерального закона нормативные правовые акты, действующие натерритории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящимФедеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящемуФедеральному закону.
3. Предложить ПрезидентуРоссийской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие снастоящим Федеральным законом.
4. Поручить ПравительствуРоссийской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие снастоящим Федеральным законом.