Перейти к содержимому

Наша новая школа новые образовательные стандарты это требования

Проект предполагаемых изменений МОУ СОШ № 2 при реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Государственная политика в области образования определены в федеральных целевых программах развития образования, Приоритетном национальном проекте “Образование”, национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования решались задачи: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования, совершенствование объективных независимых процедур оценки качества образования. Начиная с 2006 года выполнение ФЦПРО было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта “Образование”, в результате которого удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть общеобразовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, конкурентную среду и группу лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Как же будет меняться наша школа – МОУ МОШ №2 г.о. Орехово-Зуева, в которой я работаю учителем биологии? Для того, чтобы соответствовать требованием времени, быть успешным педагогом, необходимо изучить процессы модернизации образования происходящие в учебном учреждении.

Практическая часть

Проблема: изучение процесса модернизации школьного образования в МОУ СОШ №2.

Цели проекта:

    оптимизация условий для реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”,
  • повышение методического уровня педагогов и образовательного уровня родителей в период модернизации Российского образования,
  • распространение опыта работы школы по внедрению программы “Наша новая школа”
  • формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетенции.

Задачи проекта.

    Модернизация образования в соответствии с современными требованиями.
  1. Создание банка методических материалов.
  2. Планирование работы коллектива учащихся школы и родителей.

Объект исследования. Педагогические работники и учащиеся МОУ СОШ №2 и их взаимодействие при реализации проекта “Наша новая школа”

Выдвижение гипотезы. Анализируя информацию с августовской педагогической конференции, материалы Публичного доклада Управления образования г.о. Орехово-Зуево, был сделано предположение, что работа педагогического коллектива МОУ СОШ №2 соответствует современным требованиям, а следовательно в нашей школе начался процесс модернизации образования, предусмотренный программой “Наша новая школа”

Планирование этапов выполнения.

  • Изучение документов правительства Российской Федерации.
  • Изучение и анализ нормативных документов МОУ СОШ №2.
  • Систематизация материалов и подготовка материалов для выступления на педсовете школы и родительском собрании.
  • Оформление проекта и проектного продукта – презентации.
  • Выбор методов и способов поиска информации.

  • Поиск информации по заданной теме в источниках разного типа.
  • Работа с информацией (нормативными документами, работа с книгой, электронными СМИ, Интернетом).
  • Словесные методы (беседа, диалог, интнрвьирование).
  • Проблемно-поисковый (анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадка, логическое обоснование, публикация, проект-презентация, публичное выступление по теме).
  • Сбор, систематизация и анализ полученных результатов.

    В ходе выполнения проекта я познакомилась с документами:

    • федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.,
    • приоритетный национальный проект “Образование”,
    • национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”,
    • публичный доклад директора школы Вороновой Т.А. по итогам 2010-2011 года,
    • перспективный план развития школы по реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному собранию,
    • план работы и отчет о проделанной работе организатора спортивно-массовой работы - Яковлева Д.В.,
    • программы “Здоровье”, “Детское научное общество”, “Дистанционное обучение” Грачевой Н.М.,
    • итоги предметных олимпиад, планирование и отчет о выполнении воспитательной работы по программе “Истоки” зам. директора по воспитательной работе - Евтеевой Е.Ю.,
    • “Трудные подростки” социального педагога Борисовой О..А.,
    • “Дети-инвалиды, обучение на дому” зам. директора по УВР школы - Орловой Н.А.

    Изучив вышеперечисленные документы, я выяснила, что МОУ СОШ №2 г.о. Орехово-Зуево Московской области к началу учебного года насчитывает 432 ученика и 38 педагогических работников, работает в режиме пятидневной (1-4 классы) и шестидневной (5-8 классы) учебной недели. Годовой календарный график из 6 учебных периодов. Между учебными периодами установлены каникулы продолжительностью 1 неделю. Обучение ведется в одну смену. Школа имеет три ступени обучения: начальную, основную, среднюю. По состоянию здоровья на дому обучаются 22 человек. В школе 14 учащихся включены в Федеральный проект “Дистанционное обучение детей-инвалидов”.

    В районе проживает большое количество семей с временной регистрацией. В школе 83 семьи являются социально незащищенными, 55 семей многодетные, 22 ребенка находятся под опекой. Учащимся льготных категорий предоставлено горячее питание.

    Как же в нашей школе решается переход на новые образовательные стандарты? Принято решение органа государственного общественного совета о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО. Рабочая группа разработала программу образовательного учреждения. Сформированы списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО. Идет модернизация кадровой политики, реализуется план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно-методического семинара в связи с введением ФГОС НОО (с ГОУ Педагогическая академия, муниципальной методической службой. Четыре педагога Варламова Т.Г., Брежнева О.В. Улитина Л.М, Савочкина Н.Е.. и зам. директора по ВР Евтеева Е.Ю. прошли курсовую подготовку по ФГОС. Были написаны рабочие программы по УМК “Школа России”, “Школа 2100” в соответствии с требование ФГОС второго поколения и образовательных программ для начальной школы. Разработаны локальные акты, регламентирующие введение ФГОС.

    Новая школа – это школа для всех.

    В нашей школе организованы занятия дошкольников по адаптации к школе (6 – леток) на курсах “Знайка”. Занятия проводят учителя начальной школы Варламова Т.Г. и Антонович В.П. В период каникул организовывается городской лагерь на базе школы для обеспечения занятости детей группы – риска. (Евтеева Е.Ю. – зам директора по ВР.)

    С 2010 года реализуется Федеральный проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. Был организован методический центр дистанционного обучения. В кабинете методического центра оборудовано шесть рабочих мест педагогов для работы с учащимися на надомном обучении, а режиме on-Line, что позволяет разнообразить обучение детей, находящихся на надомном обучении. Технические средства размещены и в квартирах учащихся. Учащиеся получили возможность общаться с педагогами с помощью системы Skype. В дистанционное обучение вовлечено 14 детей. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, являются:

    • добровольное участие детей инвалидов,
    • обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
    • компьютерные обучающие программы,
    • электронные учебные пособия,
    • компьютерные системы тестирования и контроля знаний,
    • электронные справочники,
    • учебные аудио и видео материалы.

    При дистанционном обучении расширяются виды деятельности учащихся:

    • возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида,
    • возможность интерактивности и оперативной обратной связи,
    • возможность доступа к различным источникам информации,
    • возможность организации совместных телекоммуникативных проектов,
    • возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.

    Учитель может адаптировать модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития детей-инвалидов, вести коррекцию нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов к использованию элементов дистанционных технологий. Обучение осуществляется штатными педагогами-предметниками на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей и пожеланий родителей. Для учителей-предметников были организованы курсы “Особенности организации учебного процесса в системе дистанционного обучения”, которые вела зам. директора по УВР Орлова Н.А. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому привлекаются к участию в праздниках и конкурсах, в том числе дистанционных:

    • “ДЕНЬ науки”.
    • “Творческие конкурсы рисунков и сочинений”.
    • “Права ребенка глазами детей”.
    • “Интеллектуальный марафон”.
    • “Календарные праздники”.
    • .Организуются совместные праздники с общественным движением “Дети без границ”.

    Сохранение и укрепление здоровья школьников в МОУ СОШ №2.

    Наша школа работает по формированию здоровьесберегающей образовательной среды.Принята программа “Здоровье”, направленная на сохранение физического и психического здоровья учащихся и сотрудников школы. В 2010-1011 учебном году были проведены комплексные мероприятия:

    • Соблюдение требований базисного учебного плана с целью предупреждения перегрузки учащихся.
    • Осуществляется систематический контроль выполнения требований, обеспечивающих безопасные условия образовательного процесса.
    • Педагогом психологом регулярно проводятся тестирования, анкетирования с целью выявления психосоматических нарушений и отклонений в поведении. Учащимся оказывается психологическая помощь.
    • Организовано дежурство учителей и администрации, ведутся беседы с учащимися и родителями по предупреждению детского травматизма
    • Уделяется внимание правильному питанию. Разработано приложение к программе “Здоровье” - “Поговорим о правильном питании”. В рамках реализации этой программы был проведен комплекс мероприятий по популяризации здорового питания. Горячим питанием охвачено более 82% учащихся начальной школы, более 50% учащихся среднего звена, более 60% учащихся старшей школы.
    • В школе работает врач и медсестра. С целью контроля здоровья учащихся и педагогов регулярно проводятся осмотры врачами-специалистами, профилактическая вакцинация, диспансеризация педагогов, профессиональное консультирование по профпригодности учащихся 9-11 классов, организация санитарно-просветительных мероприятий в период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом (вакцинация, санирование).
    • Организованы здоровьесберегающие мероприятия для учащихся начальной школы: зарядка перед началом уроков, физкультминутки, зарядка для глаз, работа в парах и малых группах для активного передвижения учащихся, используются игровые формы работ, малоподвижные игры на переменах подвижные игры в продленной группе, уроки ритмики. Большой блок в реализации программы “Здоровье” посвящен вопросам профилактики употребления психоактивных веществ. Школьный фестиваль “Возьмемся за руки друзья” объединил учащихся всех возрастных категорий. Учащиеся 1-4 классов в рисунках и поделках рассказывали о привлекательности окружающего мира, о пользе физкультуры и спорта. Ребята 5 -7 классов стали участниками конкурса агитбригад. “ Мы за здоровый образ жизни”, создан иллюстрированный “ Паровозик здоровья”. Старшеклассники соревновались в создании творческих презентаций “Я выбираю жизнь”. Победители фестиваля определялись по результатам зрительского голосования и были направлены на муниципальный тур. Презентация учащейся 10 класса Комисаровой Надежды стала победителем муниципального тура. Учащиеся 8 класса Макаров Иван и Ванюшин Дмитрий изучили общественное мнение ребят среднего звена по вопросам курения и предложили школьникам лекторий “Курить или нет?” с демонстрацией практических опытов и видеоматериалов. С успехом прошли в течение года Единые дни здоровья. В спортивных соревнованиях, занимательных программах приняли участие все ребята школы. Опытом работы по теме “Здоровье и безопасность” педагогические работники поделились на семинаре” с руководителями методических объединений и социальными педагогами школ города Орехово-Зуева. Неотъемлемой частью программы “Здоровье” является спортивные соревнования по футболу, баскетболу, участие в спартакиаде школьников. 85 человек посещали спортивные секции в школе. Реализация программы “Здоровье” проходит через деятельность профильных отрядов: “Юных инспекторов движения”. “Юных друзей милиции”. “Дружины юных пожарных” под руководством учителя ОБЖ Артамонова В.В. Ребята стали призерами в 8 номинациях городских слетов профильных отрядов и показали хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Школьное методическое объединение классных руководителей организовало круглый стол по обмену опытом работы по пропаганде здорового образа жизни. Социальный педагог - Борисова О.В. реализовала курс валеологической направленности по ранней профилактике психоактивных веществ “Все цвета кроме радуги” для учащихся 2-3 классов. Учитель начальных классов Усанова Н.Е. организовала учебный процесс с использованием здоровьеохранительных педагогических технологий В.Ф. Базарного - доктора медицинских наук руководителя лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем обучения. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется ростомерная мебель – конторки, за которыми дети часть урока стоят, другую часть сидят за партой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль – позвоночник - основа энергетики нашего организма. Важнейшей особенностью всех уроков по системе В.Ф. Базарного является то, что они проводятся в режиме движения наглядного материала на стене, шторке, в любом другом месте класса. Их нужно найти и использовать в своей работе, поэтому дети не только не прикованы к парте и конторке, а находятся в постоянном движении, в постоянном поиске. Постоянный спонтанный поиск - фундаментальное начало и важнейший принцип творческой самодеятельности человека. Проведение такой работы очень нравится детям. Каждый желает выйти и найти карточку. Данная работа часто проводится в группах, где выделяется лидер, отвечающий за работу всей группы, поэтому группы необходимо чаще менять. Способствует расширению зрительно – двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
    Читайте так же:  Федеральный закон о курении штраф

    Работа коллектива школы по формированию здоровьесберегающей образовательной среды обеспечивает государственные гарантии охраны здоровья детей и подростков, стабилизирует показатели здоровья.

    Новая школа - центр творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.

    В настоящее время идет процесс информатизации школьного пространства.

    Создан сайт школы, соответствующий требованиям поступления информации от различных структурных подразделений. Отражается внеурочная и досуговая деятельность, страница социально- психологической службы, страничка уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, работа школьных методических объединений, информация (расписание, график работы школы по триместрам, образовательная программа школы на год,, режим работы учреждения, используемые программы и учебные планы, расписание кружков и секций, положения о текущих конкурсах, о работе школьного актива) , разделы ГИА и ЕГЭ, наш фотоальбом, текущие новости, методическая копилка - материалы из опыта работы учителей.

    Возросла активность участия учащихся, классных коллективов, педагогов в конкурсах различного уровня (школьного, областного, регионального, всероссийского, международного). Расширился спектр и тематика конкурсов, участниками которых являются школьники всех возрастных категорий. Увеличилось число участников конкурсов международного уровня, в основном в дистанционной форме. (Приложение 1)

    Заключение и выводы

    В ходе выполнения практико-ориентированной работы я познакомилась с документами в области образования федерального уровня, изучила школьную документацию, работая и книгой, интернетом, нормативными документами, беседуя с коллегами – учителями, школьной администрацией, учащимися, расширила кругозор и повысила свой методический уровень, выяснила какой должна быть “Наша новая школа” в соответствии с документом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. “Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.

    Работая над проектом, я изучила разные спектры деятельности нашего образовательного учреждения: учебный процесс (ФГОСЫ, дистанционное обучение, работа по методике В.Ф. Базарного, учебные эксперименты), воспитательную деятельность, работу объединений дополнительного образования,, здоровье сберегающие программы, инициативы социально – психологической службы.

    Сопоставляя основные направления развития общего образования ,изложенные в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” и направления деятельности муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ СОШ №2 г.о. Орехово Зуево) в котором работаю я учителем биологии могу заявить, что моя гипотеза подтвердилась, действительно в нашей школе начался процесс модернизации школьного образования и я в нем участвую.

    Наша школа имеем здание типичное для сотен других школ, не отличается оригинальными дизайнерскими решениями, но внутри “жизнь кипит”.

    Наша школа действительно для всех: детей - шестилеток, школьников здоровых и детей-инвалидов, для детей “группы риска”. Обеспечивается социализация детей с ограниченными возможностями, детей – инвалидов путем вовлечения в программу дистанционного обучения.

    Начальная школа переходит на новые образовательные стандарты, учителя повышают квалификацию, приобретают профессиональные педагогические компетенции.

    Коллектив школы сохраняет и укрепляет здоровье школьников. В работу вовлечены все учителя, медицинские работники, социально-психологическая служба, работники столовой, администрация.

    Можно сказать, что наша школа это центр творчества, информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Об этом повествует сайт школы и многочисленные награды за участие в различного вида конкурсах разного уровня (международных, всероссийских, региональных, муниципальных).

    Я осознала, что и я, как учитель биологии тоже вношу свой вклад в процесс модернизации школы, участвуя в экспериментальных программах дистанционного обучения детей-инвалидов, в работе опытно-экспериментальной площадки педагогической академии последипломного образования про теме ”Введение и апробация нового содержания образования предметов естественнонаучного цикла” УМК “Сферы”, которые вызывают интерес и повышают качество знаний учащихся. Внедряю здоровьесберегающие технологии в учебный процесс и во внеклассной работе активно пропагандирую здоровый образ жизни. Это мои ученики Макаров Иван и Ванюшин Дима стали призерами городского Дня науки с проектом “Курить или нет?”, организовали лекторий для учащихся с показом опытов и своего видеофильма. Повышаю свой профессиональный уровень: посещаю курсы повышения квалификации учителей, осваиваю новые педагогические технологии.

    Считаю, что в нашем образовательном учреждении выбраны правильные направления развития школы. Работа началась. В рамках своего проекта я не рассматриваю вопросы реконструкции школьных зданий, вопросы коммунального обслуживания школ, развитие самостоятельности в расходовании финансовых средств, привлечение инвесторов к управлению школой. Но осознаю, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь для России, который позволит ей стать конкурентным обществом в мире - 21 века. А вот какой будет система отношений школы и общества, зависит от качеств личности школьников. И чтобы личность стала инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым обучаться в течение жизни надо ученика поместить в такую школу, в которой будет комфортно, интересно, в которой захочет учиться.

    Для достижения этих целей учителям нашей школы надо быть способными воспринимать все новое, повышать квалификацию, чтобы хорошо знать свой предмет, понимать детскую психологию и особенности развития школьников, повышать качество знаний учащихся, внедрять систему работы с одаренными детьми, развивать систему олимпиад и конкурсов, создавать ситуацию успеха, заинтересовывать делом, совершенствовать проектные и программированные методы работы и современные технологии обучения и оценки качества образования. Ведь еще Ч.Дарвин утверждал: “Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения”.

    А вот, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование зависит благосостояние людей, поэтому инициатива “Наша новая школа” должна стать делом всего общества

    Планирую выступить на педагогическом совете школы для повышения методического уровня и профессиональных компетенций учителей школы в период активной курсовой переподготовки, на родительском собрании для повышения образовательного уровня родителей, поместить материал на сайт школы и в СМИ для распространения опыта по внедрению Национальной инициативы “Наша новая школа”.

    Читайте так же:  Договор купли продажи жилого помещения ипотека

    Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

    УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271

    Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

    Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

    Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

    Основные направления развития общего образования

    1. Переход на новые образовательные стандарты

    От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

    В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

    Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

    В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

    Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

    Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

    Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

    Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

    Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

    3. Совершенствование учительского корпуса

    Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

    Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.

    Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

    Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

    Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

    Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

    Читайте так же:  Почтовый перевод возврат

    В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

    Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

    С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.

    Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.

    Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

    Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

    Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

    6. Расширение самостоятельности школ

    Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

    Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.

    Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.

    Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.

    От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

    Наша новая школа

    "Наша новая школа"

    Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. Об этом он сообщил сегодня, выступая на торжественной церемонии открытия Года чителя в России.

    "Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - сказал Д.Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".

    Президент подчеркнул, что "это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, которая широко обсуждалась в обществе".

    Модернизация региональных систем школьного

    4 апреля 2011 года Председатель Правительства России Владимир Путин дал поручение по повышению заработной платы учителей и доведению её значения до значения средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации.

    В результате реализации проекта по модернизации региональных систем школьного образования должен быть существенно повышен средний уровень заработной платы учителей, в 2011 году средний уровень заработной платы учителей увеличится не менее чем на 30% или до среднего значения по экономике.

    Объем средств федеральной субсидии замещает указанный объем расходов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), тем самым высвобождаемые средства должны быть направлены субъектами Российской Федерации на повышение зарплаты учителей.

    В федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 20 млрд. рублей в 2011 году, 60 млрд. рублей в 2012 году и 40 млрд. рублей в 2013 году для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования.

    Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации школьного образования на:

    • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);
    • приобретение транспортных средств для перевозки школьников;
    • пополнение фондов школьных библиотек;
    • развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
    • повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
    • модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
    • осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

    Минобрнауки России утверждены форма соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии и форма отчёта об осуществлении расходов. К настоящему времени все субъекты представили проекты соглашений и комплексов мер по модернизации в 2011 году школьного образования.

    Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минобрнауки России исходя из достижения показателей результативности. За каждое недостигнутое значение показателей результативности предусматривается сокращение размера субсидии в размере 2% от объёма на текущий финансовый год. Ключевым показателем проекта является соотношение среднемесячной заработной платы учителей в регионе и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации.

    Для любых предложений по сайту: [email protected]