Перейти к содержимому

Налоговый учет и налоговая отчетность в российской федерации

Налоговая отчетность

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая отчетность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Налоговая отчетность

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налоговая отчетность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Налоговая отчетность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

    1 Оглавление Введение ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Налоговый учет и налоговая политика. 13 Основные понятия, связанные с налоговым учетом Налоговый учет Объекты налогового учета Цели налогового учета по отдельным налогам Налоговая учетная политика Общие положения о налоговой учетной политике Особенности ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями Документирование налогового учета Система документирования при ведении налогового учета Хранение документов бухгалтерского и налогового учета Изъятие документов налогового учета Обеспечение тайны содержания данных налогового учета Документы налогового учета Первичные учетные документы Унифицированные формы первичной учетной документации Бланки строгой отчетности. 25

    2 4 Оглавление Первичные документы налогового учета Аналитические регистры налогового и бухгалтерского учета Общие понятия об аналитических регистрах Формы регистров налогового учета Регистры бухгалтерского учета Формы аналитических регистров налогового учета по налогу на прибыль организаций Регистры промежуточных расчетов Регистры учета хозяйственных операций Налоговая отчетность Налоговая декларация Место, сроки и формы представления налоговых деклараций Варианты сдачи налогоплательщиком декларации Перечни междокументных соотношений показателей налоговых деклараций Исправление ошибок в налоговой декларации Корректирующая декларация Особенности возмещения излишне уплаченного налога по налогу на добавленную стоимость Уточненная налоговая декларация в отношении организации, которая перестала существовать Освобождение налогоплательщика от ответственности ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ Методы признания доходов и расходов. Налоговый учет доходов Понятия методов признания доходов и расходов Метод начисления для доходов Метод начисления для расходов Кассовый метод признания доходов и расходов. 49

    3 Оглавление 5 Ведение налогового учета доходов Налоговый учет доходов от реализации Налоговый учет внереализационных доходов Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы Налоговый учет расходов Налоговый учет расходов на производство и реализацию Прямые расходы на производство и реализацию Оценка остатков незавершенного производства Косвенные расходы на производство и реализацию Начисление амортизации Отнесение имущества к амортизируемому Амортизируемое имущество, не подлежащее амортизации Амортизация нематериальных активов Распределение амортизируемого имущества по амортизационным группам Методы и порядок расчета сумм амортизации Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом Особенности налогового учета расходов по основным средствам Определение стоимости основных средств Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств Расходы на ремонт основных средств ГЛАВА 3. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Налоговый учет и отчетность по налогу на добавленную стоимость. 75

    4 6 Оглавление Учетная политика для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость Налоговая база (реализация) и момент ее определения при исчислении налога на добавленную стоимость Момент определения налоговой базы (реализации) Особенности момента определения налоговой базы по отдельным операциям Операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость Перечень операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость Условия предоставления льгот по освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость Порядок уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении безденежных расчетов Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость Порядок раздельного учета налога на добавленную стоимость Порядок налогового учета налога на добавленную стоимость при возврате некачественного товара Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика Порядок и условия освобождения Срок освобождения Утрата права налогоплательщика на освобождение Порядок возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщику Документы, служащие основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению Счет-фактура Учет сумм налога на добавленную стоимость Условия и размеры восстанавливаемого налога на добавленную стоимость. 97

    5 Оглавление 7 Налоговая декларация по налогам на добавленную стоимость Налоговый учет и отчетность по акцизам Подакцизные товары, их состав и особенность акцизного налога Состав отдельных групп подакцизных товаров Особенность акцизного налога Объект обложения акцизами Особенности налогообложения при ввозе и вывозе подакцизных товаров. Особенности освобождения от налогообложения экспорта подакцизных товаров Особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на территорию России Особенности налогообложения при вывозе подакцизных товаров Особенности освобождения от налогообложения экспорта подакцизных товаров Налоговые ставки, налоговая база, налоговый период Налоговые ставки Налоговая база Налоговый период Определение суммы акциза Предъявление налогоплательщиком исчисленной суммы акциза к оплате покупателю Налоговые вычеты по акцизам Виды налоговых вычетов Условия предоставления налоговых вычетов Действия в отношении суммы акцизов, подлежащей возврату Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет Налоговая декларация по акцизам Общая декларация Декларация по акцизам на табачные изделия. 117

    Читайте так же:  Требования к человеку повару

    6 8 Оглавление Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль организаций Содержание учетной политики по налогу на прибыль организаций Расчет налоговой базы Порядок формирования сумм доходов и расходов Методы и порядок расчета сумм амортизации Создание резервов Методы оценки отдельных видов активов и их списание Ставки налога Порядок уплаты налога в бюджет Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций Налоговый учет и отчетность по единому социальному налогу Объект налогообложения единым социальным налогом и налоговая база Налоговая база Перечень расходов, не являющихся объектом налогообложения по единому социальному налогу Выплаты, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом Налоговые льготы по единому социальному налогу Система взносов в специальные фонды Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Порядок исчисления единого социального налога. Дата получения доходов Порядок исчисления единого социального налога Дата получения доходов. 141

    7 Оглавление 9 Порядок и сроки уплаты единого социального налога. Налоговые декларации и регистры налогового учета по единому социальному налогу Порядок и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями Порядок и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями Налоговые декларации и регистры налогового учета по единому социальному налогу Налоговый учет и отчетность по налогу на имущество организаций Объект налогообложения по налогу на имущество Формирование стоимости облагаемого налогом имущества для исчисления налоговой базы Определение остаточной стоимости имущества Исчисление стоимости облагаемого имущества в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) Определение стоимости не облагаемого налогом имущества Льготы по налогу на имущество Налоговая база по налогу на имущество Особенности определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций Особенности формирования налоговой базы по налогу на имущество кредитных организаций Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество страховых организаций Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на имущество. 153

    8 10 Оглавление Порядок налогового учета имущества при переходе организации на уплату единого налога на вмененный доход Налоговая отчетность по налогу на имущество Налоговый учет и отчетность по платежам за природные ресурсы Налоговый учет и отчетность по водному налогу Объекты налогообложения водным налогом Налоговая база по водному налогу Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога Налоговая декларация по водному налогу Налоговый учет и отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых Налогоплательщики Объект обложения Перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых Налоговая база Налоговый период и налоговые ставки Порядок исчисления и уплаты Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых Налоговый учет и отчетность по лесному доходу Размеры лесных податей Объект обложения лесными податями ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Налоговые ставки для исчисления налога для физических лиц и их отражение в аналитических регистрах Особенности определения налоговой базы по налогам для физических лиц Доходы в денежной форме. 167

    9 Оглавление 11 Доходы в натуральной форме Доходы, полученные в виде материальной выгоды Определение налоговой базы по отдельным видам доходов Определение даты фактического получения дохода Перечень доходов, не подлежащих налогообложению по налогу для физических лиц Условия определения налоговой базы по налогу для физических лиц и налоговые вычеты Обязанности по налоговому учету налога для физических лиц налоговых агентов и частных предпринимателей Представление налоговой отчетности по налогу для физических лиц Приложение 1. Регистры промежуточных расчетов Приложение 2. Регистры учета хозяйственных операций Приложение 3. Обязательные элементы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций Приложение 4. Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам Литература. 205

    Налоговый учет и налоговая отчетность предприятия на примере ООО «КПД- 80»

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16

    Статья просмотрена: 3910 раз

    Библиографическое описание:

    Талягина Е. Ф. Налоговый учет и налоговая отчетность предприятия на примере ООО «КПД- 80» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1467-1471. — URL https://moluch.ru/archive/116/31670/ (дата обращения: 04.01.2019).

    В настоящее время современные организации независимо от вида, форм деятельности и подчиненности ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств, хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. Изменения, которые происходили в российской налоговой системе до сегодняшнего дня, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Поэтому ведение налогового учёта наряду с бухгалтерским стало необходимостью для каждой организации.

    На практике оптимальным вариантом организации налогового учёта является вариант при котором необходимые для исчисления налога данные можно получить из бухгалтерского учёта. В этом случае достаточно определить в учетной политике, что тот или иной регистр бухгалтерского учёта будет использоваться как источник информации для составления декларации. Ведь обобщающим признаком бухгалтерского и налогового учёта является формирование конечных данный налоговой отчетности.

    Рассмотрим использование такого оптимального варианта налогового учета на примере действующей организации ООО «КПД-80» г. Находка. Основной вид деятельности предприятия: производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство изделий из бетона для использования в строительстве. Дополнительные направления:

    – производство прочих изделий из бетона, гипса и цемента;

    – производство изделий из бетона для использования в строительстве;

    – производство товарного бетона.

    Предприятие также имеет утвержденную проектную документацию, землеотводные и горноотводные документы, лицензию на недра, лицензии на право добычи и производства щебня, экологические природоохранные согласования и другую техническую документацию по виду деятельности.

    Особенности деятельности ООО «КПД-80» и применение общей системы налогообложения обусловили состав налогов, которых рассчитывает и уплачивает предприятие, а также систему налогового учета. В основу налогового положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы.

    Федеральные налоги, плательщиком которых является ООО «КПД-80»: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц (как налоговый агент — за работников предприятия), налог на прибыль. Региональный налог: налог на имущество.

    Далее представлена характеристика основных видов налогов, уплачиваемых ООО «КПД-80»:

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется в ООО «КПД-80» в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. Плательщиками данного налога являются все организации и индивидуальные предприниматели, которые согласно ст. 144 Налогового кодекса РФ подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

    Так, в 2014 году осуществлена отгрузка продукции на сумму 114588289 руб., в том числе НДС 18 % — 20625892 руб., по ставке 10 % — 27625740 руб., в т. ч. НДС — 2762574.

    Сумма налога, предъявленная к возмещению, составила 22987531 руб. Расчет налогооблагаемой базы представлен в таблице 1.

    Исходные данные для расчета НДС вООО «КПД-80», 2014г.

    Налоговый учет и налоговая отчетность в российской федерации

    Маргарита Васильевна Акулич

    Налоговый учет и отчетность: Краткий курс

    Важной новацией, установленной главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, стало введение налогового учета, служащего формированию качественной налоговой отчетности, в российскую практику налогообложения.

    Учебное пособие призвано помочь в освоении теоретических основ и практической организации налогового учета и отчетности. Здесь даны основные понятия, связанные с налоговым учетом, отчетностью, налоговой политикой; раскрыты особенности налогового учета и отчетности по ряду налогов и видов деятельности.

    Налоговый учет и отчетность представляют собой сложную дисциплину, имеющую как экономические, так и правовые аспекты. Ее изучение является одним из основных направлений подготовки будущих бухгалтеров, финансистов, специалистов по хозяйственному праву.

    В книге представлены данные по законодательным и нормативным актам, введенным в действие в 2008 году. Пособие предназначено для студентов высших, средних специальных учебных заведений, слушателей курсов подготовки и повышения квалификации кадров. Оно будет полезным для широкого круга читателей, интересующихся налоговой и учетной проблематикой.

    Глава 1. Понятия налогового учета и налоговой отчетности

    Налоговый учет и налоговая политика

    Основные понятия, связанные с налоговым учетом

    Согласно статье 313 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый учет (НУ) – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    В общем виде налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации, необходимой для обеспечения эффективного и прозрачного процесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности в установленном законодательством порядке.

    Для правильного понимания налогового учета необходимо осознавать важную роль бухгалтерского учета. Официальный бухгалтерский учет в Российской Федерации служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (и налоговой) политики, обеспечивающим реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске. Бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как основы конституционного права России. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и другой экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности.

    Читайте так же:  Подготовка к школе нужна ли лицензия

    Бухгалтерский учет играет большую роль в формировании налогового учета, который вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение. Он призван обеспечить условия:

    ♦ для учета соответствующим образом налогоплательщиками подлежащих налогообложению объектов;

    ♦ для эффективного контроля со стороны налоговых органов за правильностью расчета и своевременностью уплаты налогов.

    Налоговый учет использует данные бухгалтерского учета. В то же время НУ имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщика законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения своих доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот налогоплательщик вести бухгалтерский учет и достаточно ли налогоплательщику данных его бухгалтерского учета для решения задач налогового учета.

    Основные задачи налогового учета:

    ♦ формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

    ♦ обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля за соблюдением налогового законодательства;

    ♦ предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, связанных с уплатой налогов (избежание штрафов, переплаты, несоблюдение принципа оптимальности налогообложения и др.).

    Функции налогового учета охарактеризованы в табл. 1.1.

    Налоговая и бухгалтерская отчетности российской организации, применяющей общий режим налогообложения

    Один из самых ответственных периодов в деятельности организаций - подготовка и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. В какие сроки следует подавать налоговую декларацию, по каким налогам придется отчитаться организациям, применяющим общий режим налогообложения, и о том, какие формы бухгалтерской отчетности они обязаны представлять, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Макаренко Елену и Мягкову Светлану.

    В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета:

    • налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
    • бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

    Налоговая отчетность

    Налоговая декларация (расчет) представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, по окончании отчетного (налогового) периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 и п. 6 ст. 80 НК РФ).

    Сроки сдачи налоговой отчетности зависят от таких понятий, как "налоговый период" и "отчетный период".

    Под налоговым периодом в соответствии со ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

    Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

    При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

    Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

    Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

    Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

    Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

    Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Независимо от получения доходов организации придется отчитаться по следующим налогам.

    Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

    Налоговым периодом по НДС с 01 января 2008 года для всех налогоплательщиков является квартал (ст. 163 НК РФ).

    Соответственно, декларацию по НДС организация представляет ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

    Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

    Заметим, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Условия и порядок предоставления такого освобождения определены в ст. 145 НК РФ. В случае получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ у организации не возникает обязанности по представлению налоговой декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2008 N 19-11/077280).

    2. Налог на прибыль организаций

    Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

    Налоговый период по налогу на прибыль установлен в ст. 285 НК РФ для всех налогоплательщиков как календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

    Декларации по налогу на прибыль представляются организацией, независимо от наличия у нее обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, ежеквартально в следующие сроки:

    • по итогам отчетного периода - в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ);
    • по итогам календарного года - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

    Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

    Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Однако воспользоваться этим правом возможно только с начала нового года, т.к. для этого необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговые декларации нужно будет представлять в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, - не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого рассчитывается налог (п. 3 ст. 289 и п. 1 ст. 287 НК РФ).

    3. Налог на имущество организаций

    Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

    Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ).

    Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

    Налоговая отчетность представляется плательщиками налога на имущество организаций в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

    • по итогам отчетного периода - налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ),
    • по итогам календарного года - налоговые декларации в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

    Но, если законодательные органы субъекта РФ воспользовались правом, предоставленным им п. 3 ст. 379 НК РФ, и не установили отчетные периоды по налогу на имущество, отчитываться по нему в течение календарного года не надо. В этом случае сдается только декларация по итогам налогового периода. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

    4. Зарплатные налоги

    Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН.

    Налоговым периодом по ЕСН на основании ст. 240 Налогового кодекса РФ признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

    Налоговая отчетность представляется плательщиками ЕСН в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

    • по итогам отчетных периодов представляются расчеты в сроки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 243 НК РФ);
    • по итогам налогового периода - налоговая декларация в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
    Читайте так же:  Срок действия асу

    Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, организация не позднее 01 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п. 7 ст. 243 НК РФ).

    Форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н.

    Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

    4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

    В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

    Отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляется организацией в налоговые органы ежеквартально независимо от наличия объекта обложения страховыми взносами в следующем порядке:

    • данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей организация отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ);
    • по итогам расчетного периода представляется декларация по страховым взносам в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

    Форма расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н, а форма декларации - приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.

    Копию расчета с пометкой налогового органа следует представить в отделение Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

    Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Сведения представляются страхователем (организацией) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и за которых организация уплачивает страховые взносы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).

    В комплект документов для сдачи индивидуальных сведений входят: формы СЗВ-4-1 и АДВ-6-1, формы СЗВ-4-2 и АДВ-6-1, пояснительная записка и форма АДВ-11 (утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению").

    Указанные сведения должны представляться один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

    На основании п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики ЕСН обязаны представлять сведения (отчеты) в региональные отделения Фонда социального страхования РФ.

    Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 N 111.

    В этой же форме указываются сведения о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами и в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ при каждой выплате дохода.

    Налоговым периодом по НДФЛ в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

    По окончании календарного года налоговые агенты, на основании п. 2 ст. 230 НК РФ, представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 13.10.2006 N САЭ-3-04/[email protected]

    5. Другие налоги

    Если организация имеет зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ). Объекты налогообложения перечислены в ст. 358 НК РФ.

    При наличии у организации земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организация признается налогоплательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

    Налоговыми периодами по транспортному и земельному налогам признается календарный год, а отчетными периодами для организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал (ст. 360 и ст. 393 НК РФ).

    При установлении обоих налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360, п. 3 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

    Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по обоим налогам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 и п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

    Если законодательными (представительными) органами субъектов РФ не предусмотрены расчет и уплата авансовых платежей в течение года, то налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов не сдаются.

    Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.

    Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, а форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу - приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.

    6. Среднесписочная численность

    На основании п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

    Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/[email protected]

    Рекомендации по порядку заполнения формы "Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год" содержатся в письме ФНС от 26.04.2007 N ЧД-6-25/[email protected]

    7. Единая (упрощенная) налоговая декларация

    Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ, если организация признается налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, но не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то организация вправе представить по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

    Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

    Бухгалтерская отчетность

    Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

    Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности определены ст. 13 Закона N 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и конкретизированы приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

    Все организации (кроме кредитных и страховых, а также бюджетных учреждений) обязаны представлять следующие формы годовой отчетности:

    Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, которые имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N 3, N 4, N 5, а также некоммерческие и общественные организации, состав отчетности которых установлен п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

    В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

    Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года (п. 2 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

    Хотим обратить ваше внимание на то, что все формы и сроки подачи указанных налоговых отчетов представлены в системе ГАРАНТ в разделе "Справочная информация" подраздел "Бизнес-справки".

    Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Макаренко Елена, Мягкова Светлана

    Для любых предложений по сайту: [email protected]