Перейти к содержимому

Налог на прибыль нк рб

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 142. Ставки налога на прибыль

1. Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 18 процентов, если иное не определено настоящей статьей.

5. Ставка налога на прибыль по дивидендам, указанным в пункте 1 статьи 126 и подпункте 3.1 пункта 3 статьи 128 настоящего Кодекса, а также по доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам, устанавливается в размере 12 процентов.

6. Научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).

Положения части первой настоящего пункта применяются при условии, если деятельность научно-технологических парков, центров трансфера технологий соответствует направлениям деятельности, определенным законодательством, а деятельность резидентов научно-технологических парков является в соответствии с законодательством инновационной.

Обоснованность применения в течение налогового периода ставки, указанной в части первой настоящего пункта, подтверждается посредством представления в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет ежегодно не позднее установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль по итогам четвертого квартала истекшего налогового периода подтверждения Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь о соблюдении научно-технологическими парками, центрами трансфера технологий и резидентами научно-технологических парков условия, предусмотренного частью второй настоящего пункта.

7. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов, за исключением случая, установленного подпунктом 1.13-3 пункта 1 статьи 140 настоящего Кодекса.

8. Банки и страховые организации уплачивают налог на прибыль по ставке 25 процентов.

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 140. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль

1. От налогообложения налогом на прибыль освобождается:

1.2. прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям для строительства и (или) реконструкции объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду, Белорусскому детскому хоспису, Белорусскому общественному объединению ветеранов, Белорусскому общественному объединению стомированных, Международному благотворительному фонду помощи детям «Шанс», Международному общественному объединению «Понимание», Белорусскому республиканскому общественному объединению инвалидов «Реабилитация», Международной общественной организации «SOS – Детские деревни», унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения, или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права;

1.3. прибыль организаций от реализации произведенных ими протезно-ортопедических изделий (в том числе стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

1.4. валовая прибыль организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

1.5. валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности) организаций, использующих труд инвалидов, если средняя численность инвалидов в них в среднем за период с начала года по отчетный период включительно составляет не менее 50 процентов от средней численности работников в этот же период.

Для целей настоящего подпункта:

численность работников (инвалидов) организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников (инвалидов) за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев, за которые определена средняя численность работников (инвалидов);

средняя численность работников (инвалидов) за каждый месяц определяется как исчисленная в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев либо назначением их опекунами, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в связи с усыновлением (удочерением) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в возрасте от трех до шестнадцати лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников);

расчет численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения;

торгово-закупочная деятельность – деятельность, в основе которой лежат отношения по продаже приобретенных товаров;

1.7. прибыль организаций, полученная от реализации произведенных ими продуктов детского питания;

1.9. прибыль, полученная страховыми организациями в результате осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов (математических резервов и резервов дополнительных выплат) и их размещения по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений застрахованных лиц;

1.13. прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства – в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь. Такое освобождение от налога на прибыль применяется при наличии на последний день налогового периода соответствующего сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, и прекращается со дня прекращения действия указанного соглашения;

1.13-2. прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров Республики Беларусь (далее в настоящем пункте – перечень инновационных товаров).

Для целей применения части первой настоящего подпункта к товарам собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем инновационных товаров, относятся товары, одновременно соответствующие следующим условиям:

товары произведены в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в перечне инновационных товаров. Копия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, представляется организацией в налоговый орган по месту постановки ее на учет;

товары созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, которые не участвовали в производстве товара другого наименования, ранее включенного в перечень инновационных товаров;

с 1-го числа месяца, в котором в бухгалтерском учете признана выручка от первой реализации товара, и до 1-го числа месяца, в котором в установленном порядке в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь представлен комплект заявочных документов на включение товара в перечень инновационных товаров, прошло не более двух лет;

товары созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, на которые выданы патенты (свидетельства), с даты выдачи которых прошло не более трех лет (за исключением патента на изобретение).

Для целей применения настоящего подпункта товар определяется наименованием продукции согласно сертификату продукции собственного производства.

Организации ведут раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства;

1.13-3. прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (далее в настоящей главе – перечень высокотехнологичных товаров), в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.

Для целей применения части первой настоящего подпункта и пункта 7 статьи 142 настоящего Кодекса:

к товарам собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем высокотехнологичных товаров, относятся товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в перечне высокотехнологичных товаров. Копия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, представляется организацией в налоговый орган по месту постановки ее на учет;

организации ведут раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства;

1.13-4. прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности.

Условием применения освобождения, установленного частью первой настоящего подпункта, является направление организациями культуры, за исключением государственных организаций культуры, которым оказывается поддержка в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2010 г. № 457 «О поддержке отдельных организаций культуры и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 1999 г. № 770» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 214, 1/11930), денежных средств, высвобождаемых в соответствии с частью первой настоящего подпункта, на приобретение и ремонт основных средств, приобретение имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности;

1.13-5. прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности;

1.13-6. прибыль, полученная от реализации имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности, сведения о которых содержатся в государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности, а также прибыль, полученная от реализации материальных объектов, относящихся к этим правам, если реализация имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности одновременно сопровождается передачей таких объектов.

Основанием для применения освобождения является указание в договорах, предусматривающих передачу имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности их обладателем другому лицу или предоставление правообладателем другому лицу права на использование результатов научной и научно-технической деятельности, сведений о номере и дате регистрации прав на результаты научной и научно-технической деятельности, наименования данных результатов, содержащихся в государственном реестре прав на результаты научной и научно-технической деятельности, а также ведение раздельного учета выручки по реализации имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности и материальных объектов, затрат и сумм, участвующих при определении налоговой базы по указанной реализации;

1.14. прибыль организаций в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 141. Определение налоговой базы налога на прибыль

1. Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.

2. Плательщики ведут учет выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в том числе с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков). При этом:

Читайте так же:  Земельный налог с физических лиц в границах городских поселений

2.1. прямые затраты, которые на основании первичных учетных документов непосредственно связаны с той или иной операцией, относятся к соответствующей операции прямым счетом без распределения;

2.2. косвенные затраты (в том числе общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями пропорционально сумме выручки, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

2-1. Положения подпункта 2.2 пункта 2 настоящей статьи в части порядка распределения затрат распространяются также на операции, доходы от которых получены при применении особых режимов налогообложения и в соответствии с настоящим Кодексом не признаются объектами налогообложения налогом на прибыль, а также при осуществлении иностранной организацией деятельности через два и более постоянных представительства, расположенных на территории Республики Беларусь.

2-2. Организации, отражавшие выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав для целей исчисления налога при упрощенной системе налогообложения и начавшие применять в текущем календарном году общий порядок налогообложения (единый налог на вмененный доход), выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных и не оплаченных до даты, с которой начато применение общего порядка налогообложения (единого налога на вмененный доход), и внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до этой даты, отражение которых в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса не приходится на указанную дату либо после нее, учитывают при определении налоговой базы налога на прибыль по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав и фактического получения внереализационных доходов, но не позднее последнего числа текущего календарного года.

3. При определении налоговой базы налога на прибыль:

выручка (доход) белорусской организации от деятельности (источников) за пределами Республики Беларусь принимается в размере до удержания (уплаты) налогов (сборов, отчислений) согласно законодательству иностранного государства;

из выручки (дохода), указанной в абзаце втором настоящего пункта, подлежат вычету суммы налогов и сборов, включенных белорусской организацией в выручку (доход), согласно законодательству иностранного государства;

затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, произведенные в связи с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь, принимаются белорусской организацией в соответствии с настоящей главой.

4. Налоговая база налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, определяется в соответствии с настоящим пунктом белорусскими организациями, начислившими дивиденды.

Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, и доходам, приравненным к дивидендам, – дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.

Исчисление налоговой базы производится по формуле:

НБ = К х (ДН – ДП), где:

НБ – сумма налоговой базы;

К – отношение суммы дивидендов, причитающейся плательщику, к общей сумме прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДН – общая сумма прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДП – сумма дивидендов, полученная белорусской организацией, начислившей дивиденды, в текущем календарном году и (или) в непосредственно предшествовавшем календарном году, если эти суммы дивидендов ранее не учитывались такой организацией при определении налоговой базы в составе показателя ДП и получены не ранее 1 января 2009 года. При этом дивиденды, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их получения.

При определении налоговой базы значение показателя ДП учитывается в размере, не превышающем значение показателя ДН.

Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 327. Особенности налогообложения в СЭЗ

1. Резиденты СЭЗ:

1.1. исчисляют и уплачивают в порядке, установленном настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза:

налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной пунктом 1 статьи 142 настоящего Кодекса, но не более чем по ставке 12 процентов;

налог на добавленную стоимость;

налог на недвижимость, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

земельный налог, если иное не установлено пунктом 5 настоящей статьи;

местные налоги и сборы;

1.2. выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате (начислении) заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. При установлении иных налогов, сборов (пошлин) обязанность по их уплате по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, возлагается на ее резидентов путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 1 настоящей статьи.

3. Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. Положение настоящего пункта не распространяется на резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых после 31 декабря 2011 года.

3-1. Прибыль резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых после 31 декабря 2011 года, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение десяти календарных лет с даты объявления ими валовой прибыли.

3-2. С 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года прибыль резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых до 1 января 2012 года, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль.

4. Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость:

4.1. в течение трех лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный трехлетний период, независимо от направления их использования, если иное не установлено частью второй настоящего подпункта. При этом днем утраты права на льготу является последний день указанного трехлетнего периода.

Льгота, предусмотренная частью первой настоящего подпункта, не распространяется на объекты налогообложения налогом на недвижимость, взятые и (или) сданные (переданные) резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также на здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 настоящего Кодекса;

4.2. по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

5. Освобождаются от земельного налога:

5.1. земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, используемых не по целевому назначению), с 1-го числа месяца, на который приходится дата указанной регистрации, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более пяти лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ. Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, действует независимо от положений пункта 4 статьи 194 настоящего Кодекса;

5.2. с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению). Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, и действует независимо от положений пунктов 4 и 5 статьи 194 настоящего Кодекса.

7. Отсчет пятилетнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Положения части первой настоящего пункта не распространяются на резидентов СЭЗ, у которых отсчет пятилетнего периода начат до 1 января 2011 года. Для указанных резидентов СЭЗ отсчет пятилетнего периода производится в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 года.

Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации резидента СЭЗ перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения пяти лет с даты объявления им прибыли.

7-1. Отсчет десятилетнего периода, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение освобождения от налога на прибыль, предусмотренного пунктом 31 настоящей статьи, если иное не установлено частью второй настоящего пункта, производится с первого налогового периода (включительно), в котором у организации возникла валовая прибыль за отчетный период нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную организацией после ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Для организаций, у которых за 2012 и (или) 2013 годы возникла валовая прибыль нарастающим итогом с начала налогового периода, включающая прибыль от реализации товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров, полученную после регистрации этих организаций в качестве резидентов СЭЗ, отсчет десятилетнего периода производится с первого налогового периода из указанных налоговых периодов, по итогам которого возникла такая валовая прибыль.

Организация, к которой в соответствии с законодательством о СЭЗ в результате реорганизации резидента СЭЗ, зарегистрированного в качестве такового после 31 декабря 2011 года, перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, предусмотренное пунктом 31 настоящей статьи, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ, до истечения десятилетнего периода, отсчет которого начат в соответствии с положениями настоящего пункта.

8. Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль в соответствии с пунктами 3–32 настоящей статьи, и прибыль, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке в соответствии с абзацем вторым подпункта 1.1 пункта 1 настоящей статьи, определяются в течение налогового периода нарастающим итогом как сумма прибыли и убытков, полученных с начала налогового периода от деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

Читайте так же:  Многодетные семьи льготы 2019 красноярск

Прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми настоящим Кодексом для целей исчисления налога на прибыль, в том числе от операций по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), не учитываются в составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль в соответствии с пунктами 3–32 настоящей статьи, и прибыли, по которой исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются по пониженной ставке в соответствии с абзацем вторым подпункта 1.1 пункта 1 настоящей статьи.

Изменения в Налоговый кодекс-2019

Что нам готовит Налоговый кодекс?

Представляем Вам экспертный дайджест по всем материалам, касающимся подготовки изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь в 2018-2019 году.

  • Раздел создан для тех, кто хочет знать свежую информацию о планируемых изменениях в Налоговом кодексе;
  • Раздел регулярно обновляется. Свежие материалы выделены желтым маркером .

(Комментарий к проекту Налогового кодекса Республики Беларусь)

В белорусском налоговом законодательстве вторым по значимости налогом после НДС является налог на прибыль. В силу специфики расчета и наличия многочисленных законодательных ограничений, связанных с исчислением налога на прибыль, организациям целесообразно ознакомиться с предлагаемыми к внесению в НК новациями. Это позволит своевременно выработать определенный алгоритм его налоговой оптимизации.

Прибыль – это конечный показатель эффективности работы организации.

Наличие прибыли дает выгоду всем – и собственнику, и государству, и коллективу организации. Собственники получают часть прибыли в качестве дивидендов. Государство формирует бюджет за счет отчислений налогов из прибыли. Коллектив организации имеет возможность развивать материально-техническую базу и повышать материальное благосостояние.

Учитывая значимость прибыли, рассмотрим изменения, планируемые для внесения в гл. 14 «Налог на прибыль» НК.

В Беларуси решили не вводить трехлетний мораторий на изменение налогового законодательства. Госорганы и бизнес будут ежегодно готовить предложения по улучшению налогового законодательства, сообщил 21 декабря во время онлайн-конференции в пресс-центре БелТА заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

"Первоначально, когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, обсуждали вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждения, в том числе с бизнес-сообществом, в принципе все участники пришли к пониманию необходимости сохранить нынешнюю практику в последующем", - отметил Дмитрий Кийко. Это значит, что сохранится возможность изменений налогового законодательства ежегодно.

Заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время онлайн-конференции в пресс-центре БелТА рассказала об изменениях в правилах трансфертного ценообразования, предусмотренных обновленным Налоговым кодексом.

"Мы предприняли ряд мер, чтобы усовершенствовать механизм и несколько снять то излишнее бремя, которое ложилось на наших плательщиков в части круга плательщиков. Будем осуществлять контроль за трансфертными ценами только лишь между субъектами, которые являются взаимозависимыми лицами. Это значит, что одно предприятие, например, может управлять другим посредством владения большей частью в уставном фонде либо акциями этого предприятия", - сказала замминистра.

В Беларуси планируется начать работу по совершенствованию механизма взимания налога на добавленную стоимость. Об этом во время онлайн-конференции в БелТА рассказал заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

"Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость, - отметил он. - У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов".

Предельный размер повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов, с 2020 года будет снижен с 2,5 до 2 раз. Это предусматривает обновленная редакция проекта Налогового кодекса, сообщил во время онлайн-конференции в БелТА заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

Дмитрий Кийко отметил, что во время работы над редакцией проекта Налогового кодекса бурную дискуссию вызвал вопрос отмены повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, которые сегодня имеют право устанавливать Советы депутатов. В настоящее время это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза.

Единый налог для ИП с 1 января 2019 года будет рассчитываться по-новому, а плательщики единого налога смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Об этом во время онлайн-конференции в пресс-центре БелТА сообщил заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко, комментируя изменения в Налоговый кодекс.

Обновленная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. На такие меры Беларусь пошла для адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру в России. Министерство финансов не исключает, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Об этом сегодня во время онлайн-конференции в БелТА сообщил заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

Министерство финансов Беларуси в пределах своей компетенции уделяет большое внимание вопросам дедолларизации экономики и предпринимает меры для того, чтобы уйти в налоговой системе от привязки к иностранным валютам. Такая политика нашла отражение и в обновленной редакции проекта Налогового кодекса, сообщил во время онлайн-конференции в БелТА заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

Дальнейшее совершенствование налогового законодательства будет осуществляться по двум направлениям. "Во-первых, мы будем вырабатывать предложения по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на бизнес и одновременно проводить ревизию налоговых льгот и преференций, налоговых режимов, которые действуют в стране", - сказал министр. Ревизия будет проводиться, с одной стороны, для того, чтобы оценить эффективность этих налоговых льгот, а с другой, чтобы за счет отмены малоэффективных или не дающих результата, компенсировать снижение общей налоговой нагрузки на экономику страны, пояснил Максим Ермолович.

Палата представителей приняла сегодня во втором чтении проекты республиканского бюджета на 2019 год и обновленного Налогового кодекса, передает корреспондент БелТА.

В проекте новой редакции Налогового кодекса учтены предложения депутатов. Это особо отметила в своем докладе о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Нижевич, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента.

Одно из предложений депутатов – установление оценки эффективности налоговых льгот. С учетом результатов такой оценки будет приниматься решение о сохранении или отмене налоговых льгот.

Палата представителей приняла сегодня в первом чтении проект обновленного Налогового кодекса, передает корреспондент БелТА.

Считанные дни остались до завершения работы над подготовкой проекта нового Налогового кодекса (далее – проект НК-2019). Предлагаем вашему вниманию планируемые изменения в части налога на недвижимость.

Почти подошла к концу работа по подготовке самого главного проекта налогового законодательства для 2019 г. Мы продолжаем держать руку на пульсе и информировать читателей о ключевых изменениях.

Налоговое ведомство Беларуси разработало и вынесло на общественное обсуждение поправки в постановление МНС от 25 апреля 2016 г. № 15 "Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры". Большинство изменений касается Инструкции и ориентированы на положения проекта нового Налогового кодекса.

В Беларуси планируется ввести новую форму книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Книга будет компактнее и проще для заполнения.

"Ждали законопроект на прошлой неделе, но его пока нет", – сказали корреспонденту GB.BY в пресс-службе Палаты представителей. При этом заверили, что проект будет принят до окончания сессии парламента, то есть до 20 декабря 2018 года.

Министерство по налогам и сборам выносит на общественное обсуждение проект постановления "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы", сообщает БелТА со ссылкой на сайт МНС.

Заседание рабочей группы по вопросам выполнения поручений Главы государства по доработке проекта новой редакции Налогового кодекса состоялось 4 декабря в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь. На момент его проведения из 20 замечаний были сняты 12. Рабочая группа рассмотрела восемь вопросов и пришла к согласованной позиции по каждому из них.

Обновление Налогового кодекса вызывает много вопросов. Это отметил Президент Беларуси Александр Лукашенкосегодня на совещании об итогах 2018 года и проектах прогнозных документов социально-экономического развития страны на 2019 год, сообщает пресс-служба Главы государства.

В Беларуси планируется предоставить индивидуальным предпринимателям право самим определять, как уплачивать налог на добавленную стоимость - "по оплате" или "по отгрузке". Об этом сообщила во время онлайн-конференции на сайте БелТА начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Беларуси Светлана Новикова.

Срок ограничения налоговых вычетов по НДС при импорте товаров в 2019 году планируется сократить до 30 дней. Об этом сообщила во время онлайн-конференции на сайте БелТА начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Светлана Новикова.

Эффективная реализация реформ, проводимых Министерством финансов, во многом зависит от профессионализма бухгалтеров. Об этом сообщил Министр финансов Максим Ермолович корреспонденту GB.BY в кулуарах Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам развития финансовой системы Республики Беларусь.

Проект Налогового кодекса в пакете бюджетных документов может быть внесен в Палату представителей в ноябре, сообщил 12 ноября журналистам Министр финансов Максим Ермолович, передает корреспондент БелТА.

В проекте Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – проект НК) можно выделить 3 основных момента, которые касаются применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) с 2019 г.:

1) изменения критериев для применения УСН;

2) корректировки в перечне лиц, которые вправе применять УСН;

3) предоставление права плательщикам налога при УСН применять УСН при обнаружении ошибок, результатом которых стало неправомерное применение данной системы.

Рассмотрим эти новации подробнее.

"У нас была задача провести работу по выработке предложений, направленных на совершенствование налоговой системы без существенного снижения налоговой нагрузки. Это первый этап, который мы прошли, завершив эту работу подготовкой Налогового кодекса в новой редакции", - отметил Максим Ермолович.

На сегодняшний день работа над проектом Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) продолжается. Рассмотрим, что может измениться.

Ряд изменений внесен в порядок исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), в проект Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Рассмотрим эти новации.

Совет по развитию предпринимательства поддержал проект Налогового кодекса в целом. Позиция Совета относительно проекта НК и перспектив работы по его дальнейшему совершенствованию направлена в адрес Премьер-министра и Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

В Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) предлагают внести изменения и дополнения, которые вступят в силу со следующего года. Рассмотрим, какие новшества нас ждут в отношении налогового контроля и взыскания платежей в бюджет.

Проектом Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) порядок исчисления и уплаты подоходного налога подвергся корректировке. Какие изменения можно ожидать в следующем году в части корректировок объектов налогообложения и налоговых вычетов: стандартного, социального и имущественного?

Читайте так же:  Справка о валютных операциях штраф

В рамках совершенствования исчисления НДС при подготовке проекта Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) намечены отдельные изменения в порядке определения налоговой базы НДС, момента фактической реализации, ставок НДС, отчетного периода по НДС. Рассмотрим, что предлагается.

В настоящее время госорганы ведут активную работу по подготовке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Узнаем, какие изменения готовятся в Общей части НК в части взаимодействия налоговых органов и организаций.

В 2019 г. готовится вступить в силу Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) в новой редакции. Рассмотрим основные изменения и дополнения по налогу на недвижимость, которые предусмотрены проектом НК.

В Беларуси проводится работа по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Предлагаем вашему вниманию возможные изменения в Общей части НК, которые вступят в силу с 2019 г.

Предлагаем ознакомиться с возможными изменениями в части экологического налога в новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.

Приводим изменения в части исчисления земельного налога согласно проекту Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), которые планируется ввести в действие с 2019 г.

14 сентября 2018 г. состоялся круглый стол на тему «Изменения налогового законодательства в целях дальнейшего развития предпринимательства». Его организаторами выступили Верховный Суд и МНС Республики Беларусь. Цель мероприятия – освещение проблемных вопросов по налогообложению, возникающих на практике, с целью их разрешения, а также обмен мнениями по дальнейшему развитию предпринимательства в стране. Предлагаем краткий отчет об этом мероприятии.

В настоящее время ведется работа по корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Рассмотрим нововведения в части объекта обложения НДС.

В рамках проводимой работы по изложению Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в новой редакции проектом НК предусматриваются корректировки льгот по НДС. Ниже мы приводим предполагаемые изменения.

В новом Налоговом кодекс акцент сделан на упреждение нарушений, а не применение штрафных санкций. Этого подхода МНС придерживается при проведении контрольной деятельности. "Уже сегодня информационные системы позволяют в значительной степени удаленным образом контролировать деятельность субъектов хозяйствования и осуществлять контроль без вмешательства в их текущую работу", - отметил Сергей Наливайко.

Министерство по налогам и сборам намерено продолжить налоговую реформу для снижения нагрузки на плательщиков. Об этом сообщила сегодня заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время круглого стола по изменению налогового законодательства, организованного МНС и Верховным Судом, передает корреспондент БелТА.

Министерство ведет работу по упрощению порядка ведения учета доходов и расходов для ИП, в том числе с учетом планируемых изменений в Налоговый кодекс, и предлагает всем заинтересованным принять участие.

Принцип презумпции добросовестности налогоплательщика предусмотрен в проектеновой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь. Об этом сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Беларуси Элла Селицкая на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

"Означать он будет следующее: пока контролирующим органом не будет доказано, что совершено налоговое правонарушение, и пока оно не будет зафиксировано документально, до тех пор плательщик будет признаваться добросовестным", – пояснила замминистра.

Принцип экстерриториального обслуживания плательщиков – физических лиц – одно из новшеств в проекте новой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь. Об этом сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Беларуси Элла Селицкая на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

В проекте новой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь изменятся способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней. О новшествах рассказала заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

Разработка проекта новой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь осуществлялась на двухуровневой основе. Первый уровень – специальная межведомственная рабочая группа, которая была создана при Минфине. Второй уровень – постоянно действующая рабочая группа по упрощению налоговой системы при Совете Министров, которая одобряла решения первого уровня и принимала решения по спорным вопросам.

В проект новой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь включены системные меры по привлечению инвестиций, реинвестированию прибыли, созданию новых рабочих мест. Об этом сообщил заместитель Министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко на пресс-конференции, состоявшейся вчера в Национальном пресс-центре Республики Беларусь. Указанные меры предусмотрены в целях реализации Декрета № 7 о развитии предпринимательства, уточнил замминистра.

Рассмотрим наиболее важные изменения, которые планируются в новой редакции Налогового кодекса, подготовленной по результатам работы межведомственной рабочей группы. Материал содержит сгруппированные списки изменений, которые ожидают плательщиков.

В Налоговом кодексе Беларуси с 2019 года предлагается множество новшеств. Если их примут, платить налоги будем по-новому: администрирование усовершенствуют, законодательные нормы станут проще и понятнее, налоговая нагрузка уменьшится. О самых важных изменениях, которые предлагается внести в Налоговый кодекс, в интервью БелТА рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции. Это предусмотрено проектом закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, сообщила в интервью БелТА заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

Министерство по налогам и сборам в 2019 году ожидает снижения налоговой нагрузки на предприятия после принятия новой редакции Налогового кодекса, сообщила в интервью БелТА заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

Проект обновленного Налогового кодекса планируется внести на рассмотрение Президенту к 1 сентября.

В частности, проект НК предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков. Сегодня если у субъекта образуется текущая задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам. В законопроект заложен совершенно новый механизм - он основан на риск-ориентированном подходе. Это значит: если плательщик добросовестный, однако в силу каких-то причин у него образовалась задолженность, но до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно, то ему дается еще дополнительно 10 рабочих дней, чтобы он устранил свое налоговое нарушение. Если он устраняет, то операции по его счетам приостанавливаться не будут.

Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Такая возможность предусмотрена проектом закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, сообщила в интервью БелТА заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

В настоящее время порядок исчисления его следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. Местные Советы депутатов определяют конкретный размер ставки. Однако на практике иногда это приводит к тому, что ставки налога в отдельных регионах могут быть выше, чем в Минске, хотя это неправильно, отметила Элла Селицкая.

Проект Закона "Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь" опубликован для общественного обсуждения на интернет-портале Министерства финансов. Новая редакция Налогового кодекса объемней действующей редакции – в ней 1017 страниц, включая 24 приложения, и 386 статей.

В Беларуси есть резервы для снижения общей налоговой нагрузки, заявил Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко во время онлайн-конференции на сайте БелТА.

"Ряд из них найдет отражение в новой редакции Налогового кодекса. В частности, принято решение об индексации критериев выручки для применения УСН, увеличении размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, введении пониженного (льготного) налогообложения имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты. Также планируется пересмотреть права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Все эти мероприятия помогут организациям снизить их налоговую нагрузку, оставить в своем распоряжении большие суммы на развитие производства, а значит впоследствии стать более конкурентоспособными, расширить производство", - пояснил министр

"Вопрос введения налогового вычета на медуслуги обсуждался на заседании межведомственной рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства. Мнения по этому вопросу были крайне противоречивые. На сегодня принято решение не вводить этот вычет", - сказал Сергей Наливайко.

Сергей Наливайко отметил, что сейчас ведется активная работа по стандартизации всех процессов налогового администрирования для физических лиц. "Думаю, к концу текущего года наиболее популярные административные процедуры и востребованные услуги будут стандартизированы. Что это значит? Это значит, что плательщик, обратившись в любой налоговый орган, не будет испытывать трудностей в получении той или иной услуги из-за разночтений, как это, к сожалению, иногда имеет место быть сейчас. Каждый специалист на местах будет знать алгоритм своих действий, и он для всех будет единым", - подчеркнул он.

В Беларуси до 2021 года планируется подготовить концепцию реформы налогового законодательства, заявил Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко во время онлайн-конференции на сайте БелТА.

Ставки НДС в Беларуси в 2019 году изменять не планируется. Это предусмотрено законопроектом по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси, сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время онлайн-конференции на сайте БелТА.

С 2019 года в Беларуси будет усовершенствован механизм обжалования решений налоговых органов. Об этом сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время онлайн-конференции на сайте БелТА, комментируя предложения по комплексной корректировке Налогового кодекса.

В налоговом законодательстве Беларуси появится возможность заключения с налоговым органом соглашения по ценообразованию. Об этом сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время онлайн-конференции на сайте БелТА, комментируя новации, которые планируется внести в Налоговый кодекс.

В Беларуси планируется увеличить критерии валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения. Об этом сообщила заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время онлайн-конференции на сайте БелТА, комментируя предложения по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси.

Вопрос о социальном вычете по подоходному налогу в сумме расходов плательщика на оплату медпомощи обсудила специальная межведомственная рабочая группа по комплексной корректировке Налогового кодекса Беларуси.

В рамках комплексной корректировки Налогового кодекса планируется реализовать меры по снижению налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в связи с реинвестированием прибыли в развитие производства и созданием ими рабочих мест (это предусмотрено декретом №7). В числе таких мер можно выделить, к примеру, расширение возможностей применения действующего инвестиционного вычета по налогу на прибыль (например, увеличение его размера или предоставление права на его дополнительное применение в следующем налоговом периоде)", - рассказал Заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко.

Специальная межведомственная рабочая группа предлагает исключить ряд налоговых льгот из статьи 140 "Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль" Налогового кодекса. Из НК могут исчезнуть перечисленные в материале пункты.

Размер пени ограничат, счета не будут арестовывать в случае гарантии исполнения обязательств, отдельным категориям плательщиков позволят уплачивать налоги в иностранной валюте. Соответствующие нормы включены в проект Общей части Налогового кодекса. Об этом рассказала заместитель Министра по налогам и сборам Элла Селицкая в интервью на интернет-портале БелТА.

На сегодняшний день работа над проектом Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) продолжается. Рассмотрим, что может измениться.

Для любых предложений по сайту: [email protected]