Перейти к содержимому

Методы социальная экспертиза

Методы социальная экспертиза

Для осуществления сильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнение решений социальной экспертизы.

Социальная экспертиза – деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально-ориентированным планируемым или осуществляемым решениям – должна проводиться экспертиза по специальным (специалистами) методикам. В связи с этим большое значение приобретают требования к личности эксперта.

Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, подразумевающих процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме.

Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Это заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).

Надежность заключения включает определенный выбор составляющих свойств: обоснованность, независимость заключения от методов и способов его получения, адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.

Информативность – комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонентов, входящих в итоговое заключение, что достигается путем решения установленных экспертом задач по определенном им проблеме.

Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении, определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблеме.

Полезность определяется как заданием, устанавливаемым для эксперта, так и от восприятия и понимания полученной в заключении информации; характеризуется способностью удовлетворять требованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованием итогового заключения.

Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы:

• диалектический – метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;

• аналитический – метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;

• синтетический – метод исследования, суть которого- в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

• специальные - методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу и способы применения. Это, например, методы статического, структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций, моделирования и др.

Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.

Моральная статистика. Понятие «моральная статистика»
Понятие «моральная статистика» относится к наименее разработанным в концептуальном и методологическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, пробле .

Эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления. Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами
Технологии управления социальными ресурсами (УСР) в международной практике существенным образом отличается от технологии управления социальными ресурсами в своей стране. Международное УСР отличается более значительным влиянием факторов вн .

Виды (направления) социального патронажа
Холостова Е.И. различает два направления социального патронажа семьи. Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие ви .

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

В большинстве случаев экспертиза представляет собой исследование, плохо поддающееся количественному анализу, в других случаях экспертиза — это освидетельствование (врачебно-трудовая, психиатрическая, медицинская). Экспертиза необходима там, где существуют трудно формализуемые задачи (сфера социальной работы).
Социальная экспертизаявляется проводимым экспертами исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие соци

альные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования.
Функции социальной экспертизы:

  • диагностическая — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
  • информационно-контрольная — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажение;
  • прогностическая — выявление возможных состояний социального объекта в перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
  • проектировочная — выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам — люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность. Необходимость в социальной экспертизе возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей.
Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы2:
«Рецензия» включает заказ на рецензию экспертам, предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию, принятие выработанной рецензии, одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта.
«Мониторинг» применяется, если производство экспертизы требует ее долговременного, регулярного характера. Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга,
См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холо- стовой. Ч. 1. с. 71—74.

которую автоматически применяет. Затем представляет полученные результаты заказчику, в том числе сравнение данных результатов с более ранними.
«Проект». Эта модель направлена на решение группы задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
Использование экспертиз очень актуально в оценке социальных проектов и управленческих решений до их внедрения. Проектная экспертиза — это анализ созданных и имеющихся проектов, подлежащих реализации. Пост- проектная экспертиза — оценка ожидаемых и реальных эффектов воздействия от реализации проекта. Социальная экспертиза может содействовать более разумному и осмысленному человеческому существованию.
Социальная экспертиза в социальной работе сопряжена с осуществлением социальной диагностики. Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis — распознавание. Термин возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социальной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности[4]. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России —

дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, Ще оказываются конкретные категории детей, которые подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой систе- мы4. Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации. Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий. Таким образом, социальная диагностика — это:

  • оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ его социальных патологий и проблем;
  • качественный, всесторонний анализ, осуществляемый в соответствии с основными принципами системного подхода с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения;
  • отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания.

Принципы социальной диагностики:

  • принцип объективности (независимость исследователя от внешних факторов, желания начальства, интеллектуальной моды);
  1. См.: Е, Р. Ярская - Смирнова Социокультурный анализ нетипичности.
  • Саратов.: СГТУ., 1997.

    структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей.
    Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций.
    Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социаль-

    НОГО диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики.
    ^РВопросыдпя самопроверкии самоподготовки
    1. Прочитайте нижеуказанные обращения и ответьте на вопросы :

    1. Кого вы стали бы использовать в качестве информантов в указанных ситуациях?

    Б. Какую дополнительную информацию вы хотели бы собрать, прежде чем предпринять какие-либо действия?

    1. Какие законодательные и программные документы необходимо изучить для анализа ситуации?

    А. Обращениеродителей
    Супруги Исаевы беспокоятся за старшую дочь <15 лет), которая постоянно прогуливает занятия и, как они считают, «связалась с плохой компанией». Они хотят, чтобы социальный работник посетил их и «как следует» с пей побеседовал.

    Документы
    Информанты
    Дополнительная
    информация

    Б. Обращение председателя ТСЖ
    Председатеяь ТСЖ просит помощи для супругов Лариных, у которых проблемы с умственно отсталой дочерью (41 год) непрерывно нарастают. «Все их просьбы о помощи проигнорированы». Ольга Ларина (дочь) находится в приемной.

    Информанты
    Документы
    Дополнительная
    информация

    В. Обращение анонимного соседа
    Звонящий заявляет, что его ближайшая соседка Романова Татьяна, мать-одиночка, уже несколько раз на ночь оставляла детей (четырех и семи лет) одних в доме.

    Методы социальная экспертиза

    Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

    Социальная экспертиза является технологической про­цедурой социальной работы, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным категориям населения. Эта процедура связана и взаимо­действует с такими общими технологиями как диагности­ка, профилактика и др. Социальная экспертиза применяется при диагнос­тике, проектировании, составлении прогнозов, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, по­печительства, социального обеспечения.

    Потребность в проведении социальной экспертизы воз­никает тогда, когда принятие определенного социально значимого решения может сказаться неоднозначно (пози­тивно или негативно) на процессах реальной жизни. При­чем у социального субъекта, принимающего данное норма­тивное решение, нет ясности, что последует за этим. В та­ком случае социальная экспертиза становится востребованной самой жизнью.

    Социальная экспертиза имеет свою специфику. Под ней принято пони­мать профессиональное (экспертное) исследование состоя­ния социального объекта и вынесение соответствующего заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового про­токола совещания специалистов.

    Важнейшим направлением экспертной работы являет­ся социально-психологическая экспертиза. В такой экс­пертизе могут нуждаться лица, испытывающие затрудне­ния в социальном общении. Экспертное заключение по­зволяет определить конкретные навыки и недостатки со­циального общения клиента. Социально-психологическая экспертиза нередко приме­няется и в отношении лиц, склонных к девиантному пове­дению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы позволя­ет предотвратить опасное для общества деяние или же по­мочь следствию, когда преступление уже совершено.

    Особым видом социальной экспертизы является судебно-психиатрическая. В ходе ее проведения решается воп­рос вменяемости и невменяемости лица. Проводят ее высо­коквалифицированные специалисты, как правило, медики.

    Медико-социальная экспертиза занимает особое место в практике социальной работы. На государственную службу медико-социальной экспер­тизы возлагают следующие задачи: -определение группы инвалидности, ее причин, сроков,времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты; -разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; -контроль за реализацией мер социальной защиты, включая меры реабилитации, и оценка их эффективности; -оказание содействия инвалидам в получении необхо­димых мер социальной защиты, включая реабилитацию; -изучение состояния, динамики инвалидности населения и факторов, приводящих к инвалидности;

    При проведении социальной экспертизы применяются различные группы методов. Экспертиза управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) тре­бует проведения научного анализа документов, поступаю­щих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целе­сообразно использовать метод сопоставления, что позво­ляет подготовить более содержательное экспертное заклю­чение. Если, производство социальной экспертизы по опре­деленным параметрам общественного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговремен­ной основе, то важной задачей экспертов становится пери­одическое сравнивание новых результатов с данными бо­лее ранних экспертиз. В данном случае эксперты будут ра­ботать в режиме мониторинга.

    При проведении социально-психологической эксперти­зы наряду с методами сопоставления, экспертного анали­за активно используется и метод тестирования. В ряде слу­чаев, например, в ходе экспертизы оценки социального общения, применяются методы наблюдения и самонаблю­дения.

    Разнообразные методы применяются и в ходе медико-социальной экспертизы. Их использование определяется характером экспертизы и ее направленностью (специаль­но-медицинская, функционально-диагностическая, профориентационная, реабилитационная и др.).

    Таким образом, социальная экспертиза является одной из важнейших технологических процедур практической социономии, средством решения целого ряда жизненно необходимых социальных вопросов и проблем.

    95. Какие методы применяются при проведении социальной экспертизы?

    95. Какие методы применяются при проведении социальной экспертизы?

    При проведении социальной экспертизы применяются различные группы методов. Экспертиза административно-управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) требует проведения научного анализа документов, поступающих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целесообразно использовать метод сопоставления, что позволяет подготовить более содержательное экспертное заключение. Если производство социальной экспертизы по определенным параметрам общественного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то важной задачей экспертов становится периодическое сопоставление новых результатов с данными более ранних экспертиз. В данном случае эксперты будут работать в режиме мониторинга.

    При проведении социально-психологической и судебно-психологической экспертизы наряду с методами сопоставления, экспертного анализа активно используются специальные методики и тесты. Некоторые их названия выше уже приводились. В ряде случаев, например в ходе экспертизы оценки социального общения, применяются методы наблюдения и самонаблюдения. Технология самонаблюдения предполагает применение дневников самонаблюдения. Эксперты просят своих клиентов описывать в дневниках происходящие с ними сложные ситуации, в которых они были удовлетворены своим поведением. Описание таких ситуаций позволяет социальным работникам определить, что именно клиент считает успешным. Это дает возможность выработать более действенные экспертные рекомендации, направленные на снятие ограничений социального общения.

    Социальная экспертиза возможных решений административных органов, а также в отдельных случаях и социально-психологическая экспертиза могут проводиться при очном или заочном участии экспертов. В первом случае экспертное заключение готовится в ходе непосредственного контакта экспертов между собой. При заочной экспертизе обеспечивается раздельное участие экспертов в подготовке заключения. Среди очных методов экспертизы довольно распространенным является метод ситуационного анализа, когда анализируется конкретная жизненная ситуация. В ходе экспертизы выявляется проблема, ее причины, типичность. Затем после рассмотрения возможных вариантов ее решения называется наиболее удачный.

    В ходе экспертного анализа, как, кстати, и во время прогнозирования, применяется заочный метод исследования «Делфи», позволяющий в некоторой мере преодолеть конформизм экспертов. Анонимность и многоэтапность (многотуровость) экспертизы в таком случае позволяют постепенно сузить разброс экспертных оценок путем обсуждения крайних позиций, их сближения или исключения.

    Реадаптация и ресоциализация Сочивко Дмитрий Владиславович

    Социальная экспертиза и социальная диагностика

    Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям. Она должна проводится экспертами (специалистами, обладающими знанием, опытом, авторитетом в определенной области науки и практики) по специальным методикам. В этой связи большое значение приобретают требования к личности эксперта, включая такие их критерии, как: компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи; эрудиция; принципиальность и независимость; необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными мнениями; эвристичность и интуиция; умение анализировать социальные проблемы с
    различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, а
    также учитывать реальные возможности удовлетворения социальных потребностей населения и его отдельных групп.

    Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, которые подразумевают процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме. Качество социального диагноза и экспертного прогноза является интегральным свойством. Это обозначает, что сформированное на их основе заключение характеризует способность удовлетворять требованиям, обусловленным назначением формируемого решения по проблеме и/или фактическим использованием.
    Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
    Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств: обоснованность, которая определяется как достаточностью экспертной системной информации, которая предоставляется эксперту, так и входной информацией, дополнительно используемой экспертом; соответствие эксперта вышеуказанным требованиям; независимость заключения от методов и способов его получения; адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.
    Информативность — комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонент, входящих в итоговое заключение — достигается путем решения установленных экспертом задач по определенной им проблеме/ам.
    Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы.

    Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы

    3. Синтетический — метод исследования, суть которого в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

    4. Специальные — методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.) и способы применения.

    24. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

    1. Доходы населения и источники их формирования

    2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Показатели уровня жизни

    3. Социальная политика и способы ее реализации.

    Доходы населения представляют собой важный социально-экономический показатель уровня жизни. Величина и динамика доходов населения, их дифференциация являются либо стимулом, либо тормозом развития производительных сил и производственных отношений.

    Доходы населения – это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени. Они имеют форму заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей ( пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т.д.). Доходы поступают населению в денежной и натуральной ( продукты питания, одежда . т.п.) формах..

    Уровень доходов населения отражается при помощи следующий показателей :

    Среднедушевые денежные доходы исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население. Номинальные денежные доходы характеризуют общее количество денег, которое получено (начислено) за определенный период времени. Располагаемые денежные доходы могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за минусом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

    На доходы населения значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, который отражает это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ) - индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. Потребительская корзина ( ПК) представляет собой набор товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

    ИПЦ = ( ПК в текущих ценах / ПК в базовых ценах ) * 100.

    Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода – это располагаемые денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

    Основными источникамидоходов населения являются :

    · факторные доходы ( доходы от основных факторов производства – заработная плата, рента, процент, дивиденды , прибыль);

    · трансфертные платежи : пенсии, пособия, стипендия и т.п.;

    · другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи валюты и пр.

    В зависимости от источников доходы делятся на : трудовые и нетрудовые.

    - Трудовые доходы, источником которых выступают трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (зарплата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности.

    - К нетрудовым доходам относятся : а) доходы, получаемые в теневой экономике ( взятки, хищения, также выигрыши в лотереи и т.п.); б) социальные доходы в виде трансфертных платежей ( пособия, пенсии, стипендии и пр.); в) бесплатные услуги ( образования, здравоохранения, юридические и пр.); г) льготы ( например, по жилищно-коммунальным услугам).

    Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы; спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства, и вмененные ( условно начисляемые).

    В условиях рынка различные источники ( труд, собственность, предпринимательство и т.д.) формируют различные виды доходов. Совокупность всех видов доходов, зарабатываемых или получаемых отдельным членом общества в течение определенного времени, образует его совокупный доход, который принято считать основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный доход включает в себя все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений , полученный от личного подсобного хозяйства и используемых на личное домашнее потребление. В структуру совокупных доходов населения входят денежная составляющая – заработная плата, другие денежные выплаты, получаемые за счет средств федерального и региональных бюджетов, фондов предприятий (организаций); стоимость льгот т бесплатных услуг из социальных фондов ( услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.д.), доходы от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

    В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов. Обычно выделяют четыре принципа:

    · рыночный ( в соответствии с владением фактором производства);

    · по накопленному имуществу;

    · привилегированное ( перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества ).

    Причины неравенства ( дифференциации) доходов в современном обществе объясняются воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социальную, цивилизационную или политическую природу. Выделяют следующие причины дифференциации доходов :

    · различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;

    · различия в оплате труда, которые , в свою очередь, связаны с различиями в интеллектуальных, физических, эстетических, сенсорных способностях; уровне образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации;

    · различия в демографических характеристиках домохозяйств : размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также географические и климатические условия проживания;

    · стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.

    · Степень рыночной власти, а также личные связи.

    Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей .

    Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различают : коэффициент фондов (медианный уровень) – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов; децильный коэффициент – соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10%% самых бедных.

    Особо наглядно отображает степень неравенства доходов кривая Лоренца . Она показывает, какая доля совокупного дохода приходится на определенную группу населения.

    25. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА И КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ

    Кривая Лоренца представляет собой график, который демонстрирует степень существующего в обществе, отрасли неравенства распределения дохода и богатства.

    Коэффициент Джини представляет собой количественный показатель, отражающий степень неравенства разных вариантов распределения дохода. Коэффициент был разработан Коррадо Джини, итальянским экономистом, демографом и статистом. Чем менее равномерно распределяются доходы, тем ближе будет коэффициент Джини к единице. Единица соответствует абсолютному неравенству. Соответственно, чем равномернее распределение, тем коэффициент будет ближе к нулю. Ноль соответствует абсолютному равенству. Системы трансфертных платежей и прогрессивного налогообложения способны приблизить распределение к линии абсолютного равенства. Как показывает опыт развитых стран, со временем неравенство в распределении доходов снижается. Еще одним из достаточно часто используемых показателей распределения доходов населения является децильный коэффициент. Он показывает соотношение между усредненными доходами десяти процентов самого высокооплачиваемого населения страны и усредненными доходами десяти процентов наименее обеспеченного.

    Кривая Лоренца отражает кумулятивные (накопленные) доли дохода населения. Построение кривой Лоренца удобнее всего рассмотреть на следующем примере:

    Представим экономику, состоящую из 3-х агентов: А, B, C. Доход агента А составляет 200 единиц, доход агента В составляет 300 единиц, доход агента С составляет 500 единиц.

    Для построения кривой Лоренца найдем доли индивидов в общем доходе. Общий доход составляет 1000. Тогда доля индивида А составляет 20%, доля В составляет 30%, доля С составляет 50%.

    Далее будем искать кумулятивные (накопленные) доли доходов и численности населения для индивидов, начав с самого бедного и постепенно включая более богатых индивидов:

    Доля в населении индивида А составляет 33%. Доля его дохода составляет 20%.

    Затем включим в анализ более богатого индивида – индивида В.

    Совместная доля А+В в населении составляет 67%. Совместная доля А+В в доходе составляет 50% (20%+30%).

    Далее включим в анализ еще более богатого индивида С.

    Совместная доля А+В+С в населении составляет 100%. Совместная доля А+В+С в доходе составляет 100% (20%+30%+50%).

    Отметим полученные результаты на графике:

    Линия, соединяющая левую нижнюю точку и правую верхнюю точку графика, называется линией равномерного распределения доходов. Это гипотетическая линия, которая показывает, что было бы, если доходы в экономике распределяются равномерно. При неравномерном распределении доходов кривая Лоренца лежит левее этой линии, причем чем больше степень неравенства, тем сильнее изгиб кривой Лоренца. А чем ниже степень неравенства, тем более она приближена к линии абсолютного равенства.

    В нашем случае кривая Лоренца выглядит как кусочно-линейный график. Это получилось так, потому что в нашем анализе мы выделили только три группы населения. С ростом числа рассматриваемых групп населения кривая Лоренца будет выглядеть следующим образом:

    Кривая Лоренца позволяет судить о степени неравенства доходов в экономике о ее изгибу. Для количественного измерения степени неравенства дохода по кривой Лоренца существует специальный коэффициент – коэффициент Джини.

    Коэффициент Джини равен отношению площади фигуры, ограниченной прямой абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади всего треугольника под кривой Лоренца.

    Если кривая Лоренца изображена не в %, а в долях, то площадь большого треугольника всегда равна ½. Формула коэффициента Джини для этого случая приобретает вид:

    Коэффициент Джини может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе коэффициент Джини к нулю, тем меньше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены более равномерно. Чем ближе коэффициент Джини к единице, тем больше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены менее равномерно.

    Рассчитаем коэффициент Джини для нашего примера с тремя индивидами. Для этого построим кривую Лоренца в долях, а не в %.

    Площадь внутренней фигуры D быстрее всего можно посчитать путем вычитания из площади большого треугольника площади фигур А, В и С.

    В этом случае коэффициент Джини будет равен:

    [1] Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

    [2] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/

    [3] Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

    [4] Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)// http://www.consultant.ru/document

    [5] Европейский кодекс социального обеспечения (Страсбург, 16 апреля 1964 года) (с Протоколом ETS N 048A) (ETS N 048) (рус.,англ.) ()//http://docs.cntd.ru/document/901801282

    [6] Европейская конвенция о социальном обеспечении (Париж, 14 декабря 1972 года)// https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=0900001680074631

    [7] Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)//http://base.garant.ru/2541190/#ixzz4fWyYzEUU

    [8] Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства (пересмотренная в 1952 году)// http://www.conventions.ru/view_base.php?id=283

    [9] Конвенция МОТ № 128. О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (г. Женева, 29 июня 1967 года)// http://www.conventions.ru/view_base.php?id=306

    [10] Конвенция МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ)// http://pensionreform.ru/22340

    [11] Конвенция МОТ № 157. Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (г. Женева, 21 июня 1982 года)// http://www.conventions.ru/view_base.php?id=332

    [12] Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.)// http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540657/

    [13] Конституция РФ // http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

    [14] Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в действующей редакции)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

    [15] Трудовой кодекс РФ 2017 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017// http://tkodeksrf.ru/

    Семейный Кодекс РФ с изменениями на 2017 год//http://skodeksrf.ru/

    [16] Семейный Кодекс РФ с изменениями на 2017 год//http://skodeksrf.ru/

    [17] Жилищный кодекс Российской Федерации в действующей редакции 2017 года (с комментариями)// http://logos-pravo.ru/page.php%3Fid%3D2040

    [18] Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

    [19] Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/

    [20] Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/

    [21] Об основах обязательного социального страхования (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)// http://docs.cntd.ru/document/901738866

    185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Понятие метода экспертизы

    Главное содержание экспертной деятельности - получение качественной экспертной информации. Потребность в такого род информации у субъекта управления возникает в условиях неопределенности или нестандартно развивающейся ситуации, что проявляется в недостатке информации об изучаемом объекте, неста-ционарности его характеристик, трудностях определения его состояния в перспективе и пр. Эти условия свидетельствуют о сложности рассматриваемых экспертизой вопросов и предполагаю использование соответствующих нетривиальных методов решения.

    Метод экспертизы - это инструмент получения информации от экспертов. К настоящему времени сформирован достаточн обширный арсенал методов экспертизы, часть из которого находит применение в социальной сфере. Процесс получения экспертной информации, как правило, состоит из последовательного набора определенных операций, к числу которых относятся экспертные оценки, т. е. действия по преобразованию имеющейся ил выработки новой информации. Кроме способов получения экспертной информации методы экспертизы должны предусматривать и способы ее обработки (согласования, обобщения, классификации, ранжирования и пр.).

    Например, часто экспертиза применяется для выделения существенных факторов какого-то процесса и их ранжирования. При этом может быть использован метод опроса экспертов, основанный на непосредственном ранжировании, а полученные субъективные мнения обрабатываются методо ранговой корреляции . В данном примере методом экспертизы является опрос (анкетирование, интервьюирование) одной из экспертных оценок - ранжирование, методом обработки результатов - ранговая корреляция. [1]

    Таким образом, под методом экспертизы понимается способ получения экспертной информации как совокупность взаимосвязанных экспертных операций, которые осуществляют экспсрт/экспертная группа и Организатор экспертизы.

    Те экспертные операции, на основе которых вырабатываются мнения и суждения экспертов относительно разных сторон объекта/предмета экспертизы, называются экспертными оценками.

    Выбор метода и используемых экспертных оценок определяется конкретными условиями и задачами проведения экспертизы. Иногда они таковы, что требуют разработки нового или существенной модернизации имеющегося метода. Для практического применения методов экспертизы следует разрабатывать методики -руководства к действиям как совокупность правил и приемов п реализации того или иного метода.

    Любая методика экспертизы, описывающая выбранный метод, должна отвечать следующим общим требованиям:

    • • результат может быть воспроизведен другими исследователями;
    • • исходные данные, допущения и оценки должны представляться в наглядной форме и быть доступны для проверки;
    • • выбранные правила и процедуры должны быть достаточн надежны и с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
    • • метод должен быть экономичным, способным давать результате наименьшими затратами средств и времени.

    Виды экспертных оценок, которые могут быть включены в алгоритм метода, достаточно многообразны. К числу основны видов экспертных оценок могут быть отнесены:

    • 1. Вербальные оценки - мнения и суждения, сформулированные словесно.
    • 2. Группировки - представление совокупности (объектов признаков) в виде непересекающихся классов, (?) или классификации (разбиения), в том числе возможна свободна классификация, когда число классов, на которые экспер должен разбить множество, заранее не определено.
    • 3. Парные сравнения - выбор более предпочтительног объекта в каждой предъявленной паре (можно также утверждать, что они не сравнимы или равноценны).
    • 4. Множественные сравнения эксперт оценивает не пары а тройки, четверки и т. д. альтернатив из их общего числ и упорядочивает их по важности.
    • 5. Ранжирования - упорядоченный набор всех альтернати (объектов, предъявленных к рассмотрению).
    • 6. Балльные оценки — определение значения (г радации) изучаемого параметра группы объектов, каждый объект оценивается отдельно по специальной порядковой шкале.
    • 7. Интервальные оценки - эта оценка характеризует н единственно возможную ситуацию, как в балльных оценках, а множество. Одним из определяющих свойств интервальной оценки является понятие «между».
    • 8. Точечные оценки - чаще понимают оценку, выраженну одним действительным числом.
    • 9. Многоточечные оценки - совокупность точечных оценок взаимосвязанных в единое целое (например, распределение ограниченных ресурсов между конечным числом потребителей, оценки вероятности группы событий).
    • 10. Функциональные оценки - в качестве оценки используется действительная функция, что позволяет представлят оценку в виде графиков.

    Перечисленные виды экспертных оценок называют оценками первого рода. Для того чтобы придать оценкам первого рода большую информативность, к ним добавляются сведения о степени уверенности (вероятности) эксперта в своей оценке. В это случае мы имеем дело с экспертными оценками второго рода; и использование позволяет более полно описывать мнения и суждения экспертов. Например: «Полагаю с уверенностью 80%, чт завтра будет дождь» - это вербальная оценка второго рода. В т же время вероятностные оценки могут «в ряде случаев запутат эксперта, так как он обычно не представляет область своих зачастую строго детерминированных понятий в вероятностной трактовке. Указанные трудности ограничивают использование этог способа в экспертных оценках» 5 .

    Шмсрлипг Д.С., Дубровский С.А. и пр. Экспертные оценки. Методы и применение // Статистические методы анализа экспертных оценок.- М.: Наука, 1977.-С. 302.

    Определенные трудности могут возникать при использовании балльных оценок из-за разного понимания экспертами критерия оценки («цены балла»). Кроме того, в социальной экспертизе часто возникают проблемы с предоставлением количественны оценок (точечные, многоточечные оценки), что существенно усложняет работу экспертов.

    • [1] Шмсрлинг Д.С., Дубровский С.А. и пр. Экспертные оценки. Методы и применение // Статистические методы анализа экспертных оценок- М : Наука. 1977-С. 292.
    Читайте так же:  Приказ о передаче документов при увольнении
Для любых предложений по сайту: [email protected]