Содержание:
Лицензия на обработку отходов
Статья полезна компаниям, которые занимаются обращением с отходами, а конкретно – обработкой. Итак, мы рассмотрим, что такое лицензия на обработку отходов и как на сегодняшний день ее получить.
Работа с отходами способна негативно влиять на людей и окружающую среду. Поэтому эта деятельность регулируется на уровне законодательства. Одной из таких мер служит лицензирование деятельности, связанной с обращением с отходами.
Под обращением с отходами подразумевается комплекс из 6 различных операций (см. рисунок ниже).
Разбираемся в терминологии
Целесообразно сначала определить, что входит в понятие "обработка отходов".
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. (ФЗ №89 "Об отходах производства и потребления"). Термин также приводится в "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения":
Обработка отходов - деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
К обработке относят к тому же разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
Интересно то, что в ГОСТ дается определение и "переработки отходов", которое даже при вдумчивом сравнении сложно отличить от определения обработки отходов:
Переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Поэтому рекомендуем ориентироваться на определение из Федерального закона.
Ранее обработка отходов входила в общий термин "использование отходов", который подразумевал обработку и утилизацию. Однако со вступлением в силу ФЗ №203 от 29.06.2015 обработка отходов стала отдельным видом деятельности. Для примера к обработке отходов относится извлечение крупного мусора от общей массы, отбор макулатуры и стекла, сортировка мусора по материалам.
Получаем лицензию
Всякий отход имеет класс опасности:
чрезвычайно- (I), высоко- (II), умеренно- (III), мало- (IV) и практически неопасные (V) отходы.
Согласно 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензирование попадает деятельность по обработке отходов I – IV классов опасности.
Важно. С 1 июля 2016 года предприятия сферы обращения с отходами I - IV классов обязаны работать с лицензией и несут административную ответственность, а именно, уплачивают штрафы или прекращают деятельность на период до 90 дней.
Лицензия на обработку отходов - это частный случай лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности. В самом документе указывается его обобщенное название (Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности) и далее приводится пояснение по поводу видов обращения и классов опасности отходов, с которыми соискатель планирует работать.
Выдачей лицензий занимается Росприроднадзор. За услугу необходимо повторно уплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей.
Что требуется при оформлении
Изначально лицензиат обязан соблюсти следующие требования:
- первое - владеть на законных основаниях зданиями, сооружениями помещениями, предназначенными и оснащенными для размещения и обезвреживания отходов;
- второе - официально обучить своих сотрудников, задействованных в обращении с отходами. Без прохождения обучения их деятельность считается незаконной; то же касается и самого соискателя лицензии, если он – ИП.
Если оба условия соблюдены, соискатель-лицензиат приступает к сбору пакета документов. Согласование лицензии проходит в трех инстанциях - ФБУЗ, Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре.
Для начала собираются исходные данные. Сюда войдут:
- Учредительные документы;
- Пояснительная записка, в которую входят: аннотация, сведения о заявителе, описание работы по обращению с отходами на площадке, процессы-источники образования этих отходов, приложение с документами. В приложение входят:
- копии документов, о наличии зданий, сооружений, помещений, задействованных в работе с отходами;
- копии документов о праве использования оборудования, задействованного в обращении с отходами;
- копии документов о прохождении сотрудниками обучения по обращению с отходами и медицинских осмотров;
- если заявитель – ЮЛ, копия документа, удостоверяющего существование в компании сотрудника, в чьей компетенции допуск других сотрудников к операциям с отходами I – IV категорий.
Примечание. Как правило, обработка отходов – не единственная операция на предприятии по обращению с ними. Только на обработку лицензию, как правило, не получают, ведь этому обязательно предшествует сбор.
Далее материалы передаются во ФБУЗ , где проходят проверку на полноту представления и правильность оформления. Достоверность данных проверяется инспектором Роспотребнадзора на выездной проверке.
Если в ходе проверки ФБУЗ не было обнаружено каких-либо нарушений, заявителю выдается экспертное заключение о соответствии лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормам.
Следующий шаг – направление экспертного заключения в Роспотребнадзор с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленной деятельности своду санитарных правил и норм.
Все результаты предыдущих двух этапов согласовываются в Росприроднадзоре.
Ко всем материалам перед подачей в Росприроднадзор прикладывается заявление, содержащее:
- наименование и контакты предприятия;
- ИНН;
- данные из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- реквизиты документа, доказывающего факт оплаты госпошлины;
- адрес фактической реализации лицензируемых работ;
Дополнительную информацию, если оформляем именно лицензию на обработку отходов:
- таблицу с перечислением образуемых/эксплуатируемых в ходе функционирования фирмы отходов, включающую их названия, классы, коды, а также перечисление работ, образующих деятельность по обработке отходов;
- реквизиты санэпидзаключения Роспотребнадзора о соответствии задействованной в обработке отходов материальной базы санитарным правилам и нормам.
В заявлении можно попросить Росприроднадзор уведомлять о ходе работы по электронной почте. Материалы, подаваемые в Росприроднадзор через Интернет, подкрепляются усиленной квалификационной электронной подписью.
После подачи в течение 20 рабочих дней Росприроднадзор выезжает на площадку предприятия.
Во время выездной проверки инспектор оценивает состояние материальной базы, участие которой предусмотрено в работе с отходами. Затем проверяется наличие и профподготвка персонала, официально задействованного в сфере обработки отходов I – IV классов.
Почему крайне важно внимательно собирать документы и готовиться к проверкам
Вам отказывают в приеме документов, если на любом этапе:
- Документ (например, заявление) составлен не по образцу.
- Запрашиваемая информация в документах указана не в полном объеме.
- Обнаружена недостоверность усиленной квалифицированной электронной подписи соискателя.
В случае любого из трех нарушений можно исправить ситуацию, повторно подав исправленные документы в течение 30 дней.
Любой из органов правомерно отказывает в услуге, если:
- Представлена недостоверная информация.
- Не соблюдены изначальные условия предоставления лицензии (отсутствуют или не доказано право собственности на материальные объекты, задействованные в заявленных работах; отсутствует или не доказано разрешение работников на деятельность по обращению с отходами).
- При выездной проверке выявлены отклонения от представленных в документации сведений или нарушения изначальных лицензионных условий.
По завершении проверки инспектором составляется подробный акт с результатами. Наконец, в случае прохождения проверки Росприроднадзор в течение двух рабочих дней выдает компании лицензию.
Лицензия на обработку отходов действительна до тех пор, пока:
- неизменные состав и фактический адрес площадки;
- не вышли законодательные "новшества".
Лицензия на сбор отходов: рассмотрим процедуру получения документа
Определение сбора отходов
Уточним для начала, что такое сбор отходов и что в него входит.
По ФЗ-89, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Сбор отходов – это составная часть деятельности по обращению с отходами (см. рисунок ниже).
Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?
Законодательство России заставляет компании и предпринимателей, занятых сбором отходов I-IV классов, получать лицензию на эту деятельность (89-ФЗ, 99-ФЗ).
Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.
Поэтапное получение
1. Соблюдаем лицензионные требования
Выявляем все виды отходов, которые компания планирует собирать. Классифицируем их – получаем на каждый вид паспорт отхода.
Обеспечиваем площадку всем необходимым оборудованием для сбора отходов.
Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:
- стационарные;
- передвижные;
- с возможностью сортировки (активно используются в медицине);
- специализированные (например, для ртутных ламп).
Для контейнеров должны быть оборудованы контейнерные площадки.
С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий. В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:
- площадь не более 23 000 м2;
- контейнеропоток не более 50 000 ДФЭ грузов в год,
Примечание: в ДФЭ ("Двадцатифутовый эквивалент") измеряется вместимость грузовых средств, в т. ч. контейнеров;
На промышленной контейнерной площадке должны находиться:
- территория для хранения контейнеров;
- место для разгрузки/погрузки транспорта (грузовой фронт);
- подъездные пути и проезды;
- крытое помещение для ремонта контейнеров;
- ливневая канализация;
- системы безопасности;
- устройства освещения.
Обучаем работников.
Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:
- "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами"- для управленцев и специалистов;
- "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" – если работник не управленец и не специалист.
При нарушении хотя бы одного из этих трех условий (наличие паспортов отходов, оборудования, обучения сотрудников) лицензию получить не удастся.
Лицензия на сбор отходов I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать "право" заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.
2. Собираем документы и отправляем во ФБУЗ:
Учредительная документация;
Пояснительная записка, которая должна включать:
- аннотацию;
- сведения о соискателе и его основной деятельности;
- сведения о работах по обращению с отходами;
- пояснение, какие рабочие процессы приводят к образованию отходов;
Прикладываем к пояснительной записке копии документов, которые подтверждают соблюдение всех лицензионных условий для работ по сбору отходов, а именно:
- наличие зданий и помещений, участие которых предполагается в заявленных работах;
- профподготовку и профпригодность работников, занятых в сборе отходов;
- для соискателя-ЮЛ наличие сотрудника, который отвечает за допуск остальных сотрудников компании к работе с отходами I - IV классов.
ФБУЗ изучает документацию, затем выезжает на предприятие, чтобы сравнить написанное на бумаге с реальной обстановкой в компании.
Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретно СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03. Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.
Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.
3. Получаем санэпидзаключение в Роспотребнадзоре
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения составляется путем заполнения установленной формы (можно найти в Приложении 1 Приказа Роспотребнадзора N 775). К заявлению прилагается экспертное заключение из ФБУЗ, и все передается в местный Роспотребнадзор.
В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:
- комплект документов предоставлен полностью;
- все предоставленные документы оформлены правильно;
- содержание отвечает требованиям законодательства и включает всю запрашиваемую информацию;
- вся информация достоверна, факты не противоречат друг другу;
- испытательная лаборатория имеет аккредитацию в должной области;
- результаты экспертизы показали, что заказчик не нарушает в процессе своей деятельности санитарные правила и нормы;
- предприятие-соискатель исследовано по всем необходимым параметрам, при этом ФБУЗ придерживался только законных методик.
Положительным результатом рассмотрения поданных материалов являетсясанитарно-эпидемиологическое заключение, которое свидетельствует, что оборудование, помещения и сама деятельность удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.
Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целом при отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.
Теперь, когда мы подготовили всю исходную базу и оформили необходимые документы, обращаемся непосредственно за лицензией в Росприроднадзор.
4. Получаем лицензию в Росприроднадзоре
Для этого заполняется заявление (пример можно посмотреть в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132).
Если лицензируется деятельность, которая включает сбор отходов, то к заявлению прикладываются:
- перечень отходов, с которыми работает предприятие, с указанием названия, номера по классификационному каталогу отходов, класса опасности каждого и операций, где задействован отход или группа их;
- реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения, которые было получено в Роспотребнадзоре.
Всю документацию можно подать через Интернет. В этом случае она должна быть подкреплена усиленной электронной подписью соискателя.
В течение следующих 20 дней Росприроднадзором проверяются поданные документы на оформление, полноту и достоверность запрашиваемой информации. Если подача документов происходила через Интернет, то проверяется на подлинность усиленная квалификационная электронная подпись.
Если ни по одному критерию не выявлено нарушений, ответственный инспектор выезжает с проверкой на предприятие заявителя. При проверке инспектором изучаются:
- Соответствие производственной площадки лицензионным требованиям (есть паспорта на все отходы, материальная база подготовлена, сотрудники обучены);
- Наличие у сотрудников, допущенных к операция с отходами, положительных результатов медицинских осмотров и соответствующей квалификации в этой сфере.
Если не было обнаружено каких-либо несоответствий по указанным требованиям, составляется подробный акт проверки, затем в течение двух дней предприятию выдается лицензия.
Сколько времени занимает получение лицензии
Подведем итог по сроку, в течение которого получается лицензия на сбор отходов:
- составление всей исходной документации, которая запрашивается на начальных этапах проверки – до 2 месяцев;
- получение экспертного заключения от ФБУЗ – около месяца;
- получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре – до 30 календарных дней;
- подача документов в Росприроднадзор и прохождение проверки документарной и выездной – до 1,5 месяца или до 2,5 месяцев в случае, если требуется внести поправки в представленный комплект документов.
Итого весь процесс получения лицензии «с нуля» занимает до 5,5 – 6,5 месяцев.
Где можно найти информацию о лицензии на сбор отходов
Юридическая подкованность значительно сокращает срок получения лицензии. Если вы заранее знаете, какие лицензионные условия предъявляются к вашей деятельности, какие бумаги запрашиваются в разных инстанциях и на каких этапах следует быть особо внимательным, то получение лицензии не станет проблемой.
Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:
89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;
99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами определено Федеральным законом №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и одноименным постановлением Правительства РФ №135.
Под обращением с опасными отходами подразумевается деятельность касающаяся сбора, обезвреживания, использования, накопления, транспортирования, размещения отходов содержащих вредные вещества, обладающих свойствами опасными для здоровья человека и окружающей среды (непосредственно или в результате взаимодействия с другими веществами).
Для оценки степени опасности отходов предусмотрена следующая классификация:
- отходы I класса: чрезвычайно опасные;
- отходы II класса: высокоопасные;
- отходы Ш класса: умеренно опасные;
- отходы IV класса: малоопасные;
- отходы V класса: практически неопасные;
Деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию. Для деятельности связанной с накоплением отходов данных классов опасности лицензия не предусмотрена, но необходима разработка проекта ПНООЛР.
Органом выдающим лицензии на обращение с опасными отходами является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и ее территориальные отделения.
Требования к предприятию-соискателю лицензии на осуществление деятельности (сбор отходов, использование отходов, обезвреживание отходов, транспортировка отходов, размещение отходов) по обращению с опасными отходами.
- выполнение предприятием-соискателем лицензии нормативов и требований Законодательства РФ, международных договоров и прочих нормативных документов устанавливающих порядок и правила обращения с опасными отходами;
- сотрудники предприятия-соискателя лицензии, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обладать профессиональными знаниями и подготовкой, подтвержденными свидетельствами (сертификатами) на право работы с подобными отходами;
- наличие у предприятия-соискателя лицензии производственных помещений, соответствующего оборудования, объектов размещения отходов, специализированных транспортных средств необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
- наличие у предприятия-соискателя лицензии измерительных приборов и средств контроля за степенью воздействия на окружающую среду.
Порядок получения лицензии на деятельность по обращению (сбор отходов, использование отходов, обезвреживание отходов, транспортировка отходов, размещение отходов) с опасными отходами.
Для получения лицензии на обращение с опасными отходами предприятие соискатель лицензии должно предоставить в лицензирующий орган заявление содержащее следующие сведения: полное и сокращенное наименование организации, контакты и реквизиты, ФИО руководителя, наименование заявляемого вида деятельности и видов работ, информация о местах, адресах и сроках их осуществления. Так же необходим ряд документов, полный список которых отражен в ФЗ №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Срок принятия решения о предоставлении или об отказе предоставления лицензии составляет 60 дней со дня передачи заявления и всех необходимых документов в лицензирующий орган. В этот период лицензирующий орган имеет право привлекать специализированные органы, профильные организации, а так же отдельных специалистов для проведения оценочных работ выявляющих соответствие предприятия лицензионным требованиям.
Лицензия по ведению деятельности в сфере обращения (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение) с опасными отходами выдается на 5 лет, после чего лицензию необходимо продлить.
Необходима ли лицензия на утилизацию и транспортировку медицинских отходов класса «А», «Б» и «В»?
Необходима ли лицензия на следующие виды деятельности:
- утилизация и транспортировка твердых бытовых отходов;
- утилизация и транспортировка медицинских отходов класса "А", "Б", "В"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицензированию подлежит деятельность по утилизации и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV классов опасности.
Для утилизации и транспортирования медицинских отходов классов "А", "Б" и "В" лицензия не требуется.
I. Отметим, что в настоящее время вместо понятия "твердые бытовые отходы" в законодательстве используется термин "твердые коммунальные отходы". По сути дела, эти понятия идентичны (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155), абзац двадцать первый ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). По смыслу ст.ст. 1, 5, 6, 8, 12, 13, 13.2, 13.3, 24.2 названного закона твердые коммунальные отходы представляют собой разновидность отходов (смотрите также Федеральный классификационный каталог отходов*(1), утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445).
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Причем согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов соответствующего класса опасности представляют собой самостоятельные виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.
II. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163) медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, к числу которых отнесен и класс "Г" — токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности. Иными словами, к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г", обращение с которыми и подлежит лицензированию. Лицензирование же обращения с иными медицинскими отходами не предусмотрено*(2) (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2015 N Ф09-3668/15 по делу N А60-44352/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 N 17АП-17458/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 N 13АП-24480/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 N 02АП-9198/15, решения Управления ФАС по Республике Удмуртия от 30.04.2015 N АШ 07-06/2015-135 3 и N АШ 07-06/2015-134 3 и решение Управления ФАС по Кировской области N 28/03-16-3 (опубликовано 12 февраля 2016 г.)).
*(1) Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792) последний знак кода данной классификации обозначает класс опасности вида отходов: 1 — I-й класс опасности; 2 — II-й класс; 3 — III-й класс; 4 — IV-й класс; 5 — V-й класс.
*(2) Вопросы, связанные с обращением с медицинскими отходами класса "Д" (радиоактивными отходами), в данной консультации не рассматриваются.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Как получить лицензию на отходы: чеклист лицензиата
Чтобы получить лицензию на отходы, любой компании стоит оценить шансы на ее выдачу. В этой статье мы свели все действующие требования, которые позволяют оценить готовность бизнеса к подаче на лицензию.
Законы, регулирующие лицензирование отходов
- федеральный закон 4 мая 2011 года № 99-фз «о лицензировании отдельных видов деятельности».
- постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности».
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.11.2011 № 885.
Требования, позволяющие получить лицензию на отходы
1. У компании-соискателя лицензии на отходы должны быть в собственности или на правах аренды (т.е. в наличии):
а) здания, строения, сооружения, задействованные в работе с отходами (включая места размещения отходов);
б) оборудование и установки для выполнения указанных работ;
в) транспортные средства, оснащенные оборудованием и спецзнаками для работ по транспортированию отходов 1-4 классов;
г) трудовые договоры и сертификаты, свидетельствующие о профподготовке сотрудников в области обращения с отходами;
д) должностное лицо, которое отвечает за допуск персонала к работе с отходами;
2. Соискателем лицензии должны быть проведены мероприятия:
е) мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов с определением степени их воздействия на окружающую среду (в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 3, ст. 12).
ж) рекуперация вредных веществ из отходов перед их захоронением — для деятельности по размещению отходов (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 51, пункт 2).
Бесплатная консультация прямо сейчас
А вы знали, что на получение лицензии потребуется от 90 дней?
Перечень документов для подачи на лицензию на отходы
С целью получить лицензию на отходы соискатель направляет в лицензирующий орган пакет документов (в соответствии с 99-ФЗ, ст. 13, часть 1):
- заявление на лицензию, в приложении к которому идут документы:
- заверенные копии учредительных документов (или копии с предъявлением оригинала);
- перечень видов отходов, на которые требуется лицензия (включая наименование, класс опасности и код ФККО каждого вида отхода);
- перечень работ, соответствующих указанным видам отходов;
- копии документов на промбазу, стоянку, здания, сооружения и т.д., которые будут использоваться в составе лицензионной деятельности (это бывает: свидетельство о праве собственности, договор (суб-)аренды, акт и приказ о передаче в оперативное пользование и т.д.);
- копии документов оборудования и установок, задействованных в выполнении заявленных работ. В данном случае это – технологический регламент или иной технический документ описывающий технологию, заключение госэкспертизы на технологию, техническая документация на саму установку (ТУ, сертификат ГОСТ РФ, санитарно-эпидемиологическое заключение (при наличии), допуск от Ростеха, и т.д.;
- СанЭпид заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, планируемые к использованию для выполнения заявленных работ. (Получение может входит в пакет услуг проектной организации по получению лицензии);
- положительное заключение госэкспертизы по проектной документации всех объектов, задействованных в обезвреживании и размещении отходов. Не относится к объектам, получившим разрешение на строительство до 30.12.2008 — т.е. до даты вступления в силу ФЗ-309 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
- реквизиты из разрешения на строительство/ввод в эксплуатацию капитального строения, выданные в период с 18.12.2006 по 30.12.2008 (т.е. с момента вступления в силу закона ФЗ-232 и по вступление в силу закона ФЗ-309) — для работ по обезвреживанию и размещению опасных отходов;
- копии свидетельств/сертификатов на право работы с отходами (на руководителя или его зама и на работников, находящихся в штате и непосредственно задействованных на работе с отходами);
- копии трудовых договоров и приказов о зачислении на работу;
- приказ о назначении должностного лица, которое отвечает за допуск сотрудников к работе с отходами;
- копии материалов, подтверждающих наличие системы производственного контроля (ранее ППЭК). С учетом принятия ФЗ-458 система производственного контроля делается по всем направлениям: воздух, вода, отходы;
- платежка об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
- лист с описью указанных документов.
Общую информацию о лицензировании и видах лицензии на обращение с отходами читайте в этой статье.
Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено долгожданное Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2015) и признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности», которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение-2012).
Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1]:
- лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г.[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Таким образом, теперь лицензируются все виды обращения с отходами (кроме непосредственно образования и накопления). Что ж, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Напомним, несколько лет назад мы уже попадали в подобную ситуацию. Тогда требования контролирующих органов доходили до абсурда: инспекторы при проверке арендодателей заставляли их получать лицензию, если арендаторы помещений не имели своего мусорного контейнера и договора на вывоз мусора и их отходы вывозились на полигон твердых бытовых отходов по договору арендодателей с этим полигоном. В результате под давлением представителей бизнеса перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами был сокращен до обезвреживания и размещения.
С 1 июля 2015 г. все вернулось на круги своя: хозяйствующие субъекты вынуждены в спешном порядке переоформлять свои лицензии или получать их заново. Учитывая, что лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов нужно получить до 1 января 2016 г., а новое положение о лицензировании «немного запоздало», природопользователям придется очень сильно постараться, чтобы успеть в срок.
А теперь обо всем по порядку.
Для начала освежим в памяти определения терминов, обозначающих виды обращения с отходами. Это важно, поскольку данные термины за последнее время тоже претерпели изменения, в результате чего изменился спектр действий по обращению с отходами, на осуществление которых теперь нужно получать лицензию.
Обратимся к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) (выделено автором):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 1. Основные понятия
[…]
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
[…]
сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
[…]
В одной из своих статей[3] автор уже обращала внимание на то, что в свете последних изменений в области лицензирования очень важно четко представлять себе, как долго вы планируете складировать тот или иной отход:
- если сроком до 6 месяцев, в этом случае речь идет о накоплении отходов, которое не подлежит лицензированию;
- если сроком более 6 месяцев, такое складирование уже будет именоваться хранением и подлежать лицензированию[4].
Процедура получения лицензии сложная (причем окончательный результат зависит от многих факторов, в т.ч. решений государственных органов), длительная (а ведь 1 января 2016 г. уже не за горами) и к тому же дорогостоящая. Чтобы разобраться, как изменится (точнее, уже изменилась) данная процедура, проведем подробный сравнительный анализ Положения-2015 и Положения-2012.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Различия обнаруживаются уже в п. 1 рассматриваемых документов (выделено автором):
Как мы видим, был расширен перечень лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами (подробный перечень работ приведен в приложении к Положению-2015).
Кроме того, п. 1 Положения-2012 содержал требование о необходимости включения отходов, деятельность по обращению с которыми планирует осуществлять (осуществляет) соискатель лицензии (лицензиат), в федеральный классификационный каталог отходов[5] (далее — ФККО). Теперь же это требование раскрывается через необходимость указания в заявлении на получение лицензии перечня конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО (подп. «а» п. 5 Положения-2015).
В соответствии с п. 2 Положения-2015 лицензирующим органом (т.е. органом, выдающим бланки лицензий) по-прежнему остается Росприроднадзор.
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В Положении-2015 лицензионные требования, которые предъявляются к соискателям лицензии (лицензиатам), дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 1).
Теперь сравним лицензионные требования, установленные Положением-2012 и Положением-2015.
Требования подп. «а» и «б» п. 3 Положения-2015 практически полностью дублируют аналогичные требования Положения-2012. Так, для осуществления деятельности по обращению с отходами необходимо иметь в собственности здания, строения, сооружения, помещения (если речь идет о сборе, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов) и специальное оборудование (если речь идет об обработке, утилизации, обезвреживании отходов), соответствующие установленным требованиям.
Данное лицензионное требование обусловлено тем, что несколько лет назад в нашей стране процветали фирмы-посредники, которые занимались сбором и транспортировкой отходов, но не имели своих производственных активов, транспорта или оборудования. При этом они искусственно завышали стоимость приема и передачи отходов организациям, осуществлявшим захоронение или обезвреживание отходов. Кстати, после того как лицензирование сбора и транспортировки отходов было отменено (до недавних пор), подобных организаций стало еще больше.
В связи с возвращением транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности подп. «в» п. 3 Положения-2015 предусмотрено новое (в сравнении с Положением-2012) лицензионное требование — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6] (оно касается только тех соискателей лицензии (лицензиатов), которые планируют осуществлять (осуществляют) транспортирование отходов).
Лицензионное требование Положения-2012 о прохождении работниками, которые допущены к обращению с отходами, специального обучения и получении ими сертификата на право обращения с отходами остается в силе (подп. «г» п. 3 Положения-2015). Данное требование закреплено в Федеральном законе № 89-ФЗ:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности
1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]
Таким образом, соискатель лицензии должен определить круг лиц, которые будут осуществлять обращение с отходами, и направить их на специальные курсы. Проблема в том, что данные курсы являются продолжительными и дорогостоящими, а срок действия сертификатов составляет всего 3 года, поэтому обучение всех сотрудников предприятия-природопользователя представляет весьма сложную задачу.
Подпункт «д» п. 3 Положения-2015 содержит еще одно лицензионное требование, которое ранее было предусмотрено Положением-2012, — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I–IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов (это требование применяется в отношении соискателей лицензии, которые планируют осуществлять работы по размещению отходов).
Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228 (в ред. от 03.10.2015; далее — Постановление № 228) утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 данного Постановления в целях государственного учета обращения ОРВ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение ОРВ на территории Российской Федерации:
- ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
- представляют ежегодно, начиная с 2015 г., не позднее 1 апреля, в Минприроды России отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ по форме согласно приложению № 1 к Постановлению № 228 (см. извлечение ниже);
- обеспечивают своевременность представления данной отчетности и достоверность указанных в ней сведений.
В то же время из перечня лицензионных требований, приведенных в Положении-2015, в сравнении с Положением-2012 были исключены:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами. Однако в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Следовательно, такое должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата);
- проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Однако обязанность по проведению такого мониторинга предусмотрена ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
[…]
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
[…]
Более того, Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»[7];
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК[8], осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением хозяйствующих субъектов IV категории:
Извлечение
из Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий
(утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029)
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Отметим, что в первоначальном тексте проекта Положения-2015 в перечень лицензионных требований было включено в том числе наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов[9]. В утвержденном Положении-2015 такое требование отсутствует. В связи с этим следует обратить внимание на следующий факт, который автор уже упоминала в октябрьском номере журнала: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ (выделено автором):
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
[…]
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
[…]
ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В перечень грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 в Положении-2015 (п. 4) были дополнительно включены:
- отсутствие у лицензиата, осуществляющего транспортировку отходов I–IV классов опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности.
Последнее требование следует из ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности
1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I–IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности.
[…]
3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Напомним, что из перечня лицензионных требований было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
- использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I–IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11[10] ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ.
В то же время из перечня грубых нарушений лицензионных требований в сравнении с Положением-2012 было исключено непроведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (напомним, проведение данного мониторинга теперь вообще не является лицензионным требованием).
ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии соискатель лицензии должен был направить или представить в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии с приложением необходимых документов. Информация, которую должно было содержать это заявление, не была указана непосредственно в Положении-2012, т.е. при составлении заявления соискатель лицензии должен был руководствоваться лишь требованиями Федерального закона № 99-ФЗ.
В Положении-2015 содержанию заявления о предоставлении лицензии посвящен отдельный пункт — п. 5. Так, в соответствии с данным пунктом для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ[11]. Информация, которая должна быть указана в заявлении, дифференцирована в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 2).
Рассмотрим данные требования подробнее.
Так, перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, который согласно подп. «а» п. 5 Положения-2015 нужно указать в заявлении, должен соответствовать Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, который содержится в приложении к Положению-2015.
СЭЗ, реквизиты которого должен указать в заявлении соискатель лицензии в соответствии с подп. «б» п. 5 Положения-2015, выдается Роспотребнадзором на основании экспертизы представленной документации. Заключение выдается в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 12.08.2010). Основной целью проведения экспертизы является выявление соответствия заявленной деятельности СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Приведем примерный перечень документов, необходимых для получения экспертного заключения и СЭЗ:
Документы, необходимые для получения экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения
- Учредительные документы (устав и свидетельства).
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, помещения и здания. План БТИ, экспликация помещений.
- Договоры с лицензированными организациями на передачу отходов (при наличии договора на транспортировку отходов необходимо приложить договор транспортировщика с лицензированным полигоном), акты вывоза отходов.
- Ассортиментный перечень товаров (работ, услуг), в ходе изготовления (проведения, оказания) которых будут образовываться отходы. Полное описание схемы обращения с отходами от их образования до удаления или иного способа обращения с ними.
- Краткая характеристика производственной деятельности и деятельности по обращению с отходами (в т.ч. численность персонала, режимы труда, штатное расписание, описание помещений, акты осмотра помещений).
- Паспорта и сертификаты на технологическое оборудование.
- Сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения на производимую продукцию и используемое сырье.
- При наличии автотранспорта — паспорта ПТС, договор с платной автостоянкой (если есть), договор на мойку автотранспорта, договор на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
- Инструкции по обращению с отходами.
- Материалы производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
- Документы, подтверждающие наличие емкостей для сбора отходов (контейнеры).
- Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха (в т.ч. на границе санитарно-защитной зоны), воды, сточных вод, почв, воздуха рабочей зоны и др.
- Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты нормативов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитной зоны (если имеются).
- Паспорта отходов I–IV классов опасности.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Расчет класса опасности отходов для здоровья человека.
- Список должностей работников, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором в установленном порядке.
- Договоры на медицинский осмотр сотрудников и актуальные результаты такого осмотра.
- Договор на проведение дезинфекционных работ с копией санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по проведению дезинфекционных работ исполнителя.
- Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, которые допущены к обращению с отходами.
- Договор на аренду санитарно-бытовых помещений для водителей по адресу хранения автотранспорта.
- Договоры на дезинсекцию и дератизацию помещений.
- Договор на стирку одежды.
- Номенклатура и нормы выдачи средств индивидуальной защиты.
Вполне вероятно, что некоторые документы из данного перечня не потребуются именно вашему предприятию, а возможно, местный Роспотребнадзор затребует дополнительные сведения. Отметим, что расчет класса опасности отходов для здоровья человека проводится чаще всего Роспотребнадзором на платной основе и является дорогостоящей услугой. В некоторых субъектах Российской Федерации его проведение обязательно, а в других данное требование считается избыточным.
В целом нужно отметить, что получить СЭЗ теперь стало намного сложнее, чем раньше. Список требований Роспотребнадзора растет как на дрожжах. Это связано с тем, что экспертиза документов до подачи заявления на получение СЭЗ проводится при отсутствии административного регламента, т.е. требования санитарных врачей ничем не ограничены, кроме их понимания соответствия хозяйственной деятельности санитарным нормам. Именно поэтому данный этап лицензирования чаще всего является самым продолжительным и затратным.
Напомним, что Росприроднадзор не требует прикладывать к материалам лицензирования проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, материалы ПЭК и паспорта отходов, в отличие от Роспотребнадзора. В связи с тем, что сейчас паспортизация отходов проводится фактически заново и процесс этот невероятно растянулся во времени, собрать полный пакет документов для получения СЭЗ становится еще сложнее.
Что касается положительного заключения ГЭЭ, реквизиты которого должны быть указаны согласно подп. «в» п. 5 Положения-2015 в заявлении соискателем лицензии, планирующим осуществлять размещение и (или) обезвреживание отходов, то согласно информации, приведенной на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/654, в состав материалов, представляемых на ГЭЭ по объектам, указанным в ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[12], входят:
- документация, подлежащая ГЭЭ, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;
- положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ срок проведения ГЭЭ (которая, кстати, проводится на платной основе) не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика.
Подпунктом «г» п. 5 Положения-2015 предусмотрено для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности указание в заявлении о предоставлении лицензии реквизитов разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которые были выданы в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ. Отметим, что Положением-2012 представление такой информации не требовалось.
Теперь выясним, как изменились требования к документам, которые должны входить в приложение к заявлению о предоставлении лицензии. В соответствии с п. 6 Положения-2015 они также дифференцированы в зависимости от вида обращения с отходами (табл. 3).
Таким образом, в Положении-2015 из перечня прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии документов в сравнении с Приложением-2012 исключены:
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке — эти сведения и так есть в распоряжении государственных органов;
- перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно ФККО) — эта информация теперь указывается в самом заявлении;
- сведения о наличии у соискателя лицензии СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, — реквизиты СЭЗ теперь указываются в самом заявлении;
- сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ), — реквизиты такого заключения теперь указываются в заявлении (напомним, что для работ по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности в заявлении указываются реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ и до дня вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ);
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
К СВЕДЕНИЮ
Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ). То есть от проведения ПЭК освобождены только хозяйствующие субъекты, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории.
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, однако отсутствие данного документа в перечне документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, не означает, что лицензию можно получить бесплатно, т.к. в соответствии с п. 13 Положения-2015 за предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
КСТАТИ
На основании подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.10.2015) государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 руб.
Что касается новых (в сравнении с Положением-2012) документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении лицензии, то в связи с тем, что Положением-2015 предусмотрено новое лицензионное требование к получателям лицензии — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, — соискатель лицензии, который планирует осуществлять транспортирование отходов, должен представить соответствующие сведения о соблюдении этого требования.
Интересный факт: несмотря на то что из перечня лицензионных требований в Положении-2015 в сравнении с Положением-2012 было исключено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами, соискатель лицензии все равно должен приложить к заявлению о предоставлении лицензии копию документа, подтверждающего наличие в его штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности. Это еще раз подтверждает тот факт, что соответствующее должностное лицо должно быть у соискателя лицензии (лицензиата)[13].
Внимательно изучив табл. 1–3, можно обнаружить еще один заслуживающий внимания факт, который касается транспортирования отходов.
Так, согласно табл. 1 к соискателю лицензии (лицензиату), который планирует осуществлять (осуществляет) транспортирование отходов (назовем его описательно «транспортировщик отходов»), не предъявляются лицензионные требования о наличии у него необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Одновременно с этим в соответствии с табл. 3 транспортировщик отходов не должен прикладывать к заявлению о предоставлении лицензии копии документов, подтверждающих наличие у него таких зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования.
Однако на основании табл. 2 в заявлении о предоставлении лицензии транспортировщик отходов должен указать реквизиты СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами. Парадокс!
ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем разделе статьи изменения. Однако отметим один интересный факт:
То есть в соответствии с Положением-2015 при переоформлении лицензии для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов лицензиат должен указать сведения о наличии у него специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. В то же время при получении лицензии такое требование предъявляется только к транспортировщику отходов.
- Итак, какие же требования предъявляются к соискателю лицензии (лицензиату) при получении (переоформлении) лицензии в зависимости от вида обращения с отходами? Ответ на этот вопрос содержит сравнительная таблица, которую вы можете скачать, воспользовавшись услугой «Сервис форм».
- В целом получение лицензии — процесс очень длительный, особенно если природопользователи занимаются этим самостоятельно . Если вы хотите получить лицензию, запаситесь временем (не менее года!), финансовыми средствами и, конечно, терпением, потому что никто не может вам гарантировать, что, пока вы получаете лицензию, законодательные требования вновь не изменятся: от наших законодателей можно ожидать чего угодно — они товарищи непредсказуемые.
[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).
Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).
Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).
[2] Лицензии на деятельность по обращению с отходами, выданные после 1 июля 2015 г., будут действовать бессрочно (см. ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ).
[3] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/).
[4] Хотя здесь не все так однозначно. В настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.
[5] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).
ФККО ищите здесь:
[6] О требованиях к транспортировке отходов см.: Линова С.А. Транспортировка отходов по всем правилам // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 5–16 (прим. редакции).
[8] Подробнее о разработке программы ПЭК и производственного контроля в области обращения с отходами см.:
– Согласование порядка производственного контроля в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 4–5;
– Согласование программы ПЭК // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 4–5 (прим. редакции).
[9] Подробную информацию о ведении данного реестра см.:
– Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (http://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);
– Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53 (прим. редакции).
Сам реестр ищите здесь:
[10] В соответствии с данной частью к таким последствиям относятся:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
[11] Отметим, что в Положении-2012 не было отсылки к ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствии с которой в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.
[12] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, является объектом ГЭЭ федерального уровня.
Подробнее о ГЭЭ см.:
– Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (http://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);
– Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89 (прим. редакции).
[13] Подробнее об этом см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).
М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»