Содержание:
Что такое КВС и КБМ в ОСАГО
Каждый владелец транспортного средства обязан застраховать его. Стоимость полиса обязательного страхования регулируется государством и зависит от ряда факторов. На цену полиса среди прочих влияет коэффициент возраста и стажа водителей (КВС), а также качество его управления автомобилем или коэффициент бонус-малус (КБМ).
Как узнать свой КВС
Узнать свой КВС достаточно просто. Информация постоянная, не содержит изменяющихся переменных или расчетных данных. Достаточно выбрать графу, которая соответствует возрасту и стажу вождения гражданина.
Если страхуется автомобиль, зарегистрированный за рубежом, КВС равняется 1,7.
Коэффициент возраста и стажа не применяется при страховании гражданской ответственности владельцев прицепов, а также ТС, собственниками или страхователями которых выступает юридическое лицо.
Как рассчитать КВС ОСАГО
Для расчета КВС достаточно выбрать необходимое значение из приведенной выше таблицы. Если в полисе указывается несколько водителей, допущенных к управлению, выбирается максимальный коэффициент, то есть КВС самого молодого и неопытного из перечисленных лиц.
В расчет стажа принимается дата получения водительского удостоверения соответствующей категории.
При неограниченной страховке коэффициент ограничения количества водителей (КО) принимает значение 1,8, а КВС равен 1. Таким образом, стоимость страховки возрастает почти вдвое и в случае неограниченного количества лиц, допущенных к управлению, и если ТС управляет молодой и неопытный водитель.
Стоимость страховки ОСАГО определяется по формуле:
Цена ОСАГО = TБ*KT*KБM*KВC*KO*KM*KC*KН,
ТБ – базовый тариф, утвержденный правительством РФ
КТ – коэффициент, устанавливаемый для регионов
КБМ – коэффициент бонус-малус
КВС – коэффициент возраста и стажа
КО – количество допущенных к управлению транспортным средством водителей
КМ – мощность двигателя автомобиля
КС – срок, на который заключается договор страхования
КН – количество нарушений
На что влияет коэффициент возраста стажа
Коэффициент возраста и стажа относится к повышающим коэффициентам. Для водителей, возраст которых превышает 22 года, а стаж более 3-х лет, не произойдет удорожания страховки, поскольку коэффициент равен единице. Меньше единицы КВС в ОСАГО не бывает. Поэтому, сколько бы лет водитель не управлял автомобилем, какой бы опыт не приобрел, скидок по этому показателю он не приобретет.
Максимальная скидка от КВС и КБМ
Как указывалось выше, скидок от КВС ОСАГО не предусматривает, он может только увеличить стоимость полиса, если водитель молод и/или получил права недавно. Несмотря на то, что статистика не подтверждает факта преобладающего числа аварий с участием молодых водителей, они вынуждены платить за полис дороже.
Единственным коэффициентом в формуле, способным повлиять на понижение стоимости страховки, является коэффициент бонус-малус. Значение коэффициента зависит от числа аварий, которые произошли по вине водителя и по которым имели место страховые выплаты пострадавшим. При безаварийном вождении в течение года водитель получает право на 5% скидку при продлении страховки.
Максимальный класс 13, ему соответствует КБМ = 0,5. Таким образом, максимальная скидка от КБМ может составлять 50% стоимости страховки. Чтобы ее получить необходимо в течение 10 лет демонстрировать безаварийное вождение. По статистике, большинство автолюбителей получают скидку 35%, которая соответствует 10 классу.
Если водитель в течение года становился участником ДТП и виновным выплачивались страховые выплаты, класс понижается на 2-4 позиции. Класс 3 считается нейтральным. Он присваивается всем без исключения водителям, у которых нет истории страхования, например, при первом заключении договора. КБМ в этом случае равняется 1 и на стоимость страховки не влияет. Класс 2, 1, 0 и М ведут к удорожанию полиса в 1,4, 1,55, 2,3 и 2,45 раз соответственно. Наихудшим считается класс М, за страхование в этом случае придется платить в 2,45 раз дороже.
КБМ привязывается к конкретному физическому лицу, а не к машине. Если в полисе указывается несколько водителей, то класс присуждается каждому из них, а в расчет цены берется коэффициент водителя с наихудшим показателем. При оформлении страховки на неограниченное количество допущенных к вождению лиц цену полиса определяют по владельцу транспортного средства.
Покупка нового автомобиля не приводит к обнулению КБМ. Заработанный класс сохраняется.
Что такое КВС ОСАГО: как влияет на стоимость полиса и как правильно рассчитать
Законодатель обязывает каждого владельца автомобиля страховать его. За неисполнение этого требования предусмотрена административная ответственность. В свою очередь страховщики должны такую возможность людям предоставить. Так как стоимость услуг по обязательному страхованию регламентируется Государством, то необходимую к оплате страховым агентам сумму можно примерно посчитать самостоятельно. Необходимо только учесть все составляющие ценообразования. Давайте подробно рассмотрим КБМ и КВС ОСАГО, что это такое и влияют ли они на стоимость страховки, как рассчитать квс осаго и как применяются эти коэффициенты на практике.
Что такое КВС в ОСАГО
На самом деле все достаточно просто. Это всего лишь коэффициент возраста и стажа. То есть страховщик при определении стоимости полиса обязательного автострахования учитывает не только опыт водителя, но и количество прожитых им лет.
Управлять автотранспортным средством может только лицо, достигшее 18 лет. Однако до 22 лет страховщики в соответствии с требованиями законодательства применяют повышенный множитель возраста и опыта к автолюбителям. Это обусловлено тем, что молодые люди еще не обладают социальной ответственностью в полной мере и по статистике чаще попадают в дорожные происшествия из-за лихачества или неопытности.
Стаж тоже является немаловажным фактором, который влияет на аварийность конкретного человека. Ведь только с опытом к человеку приходит настоящее мастерство. Стоит помнить, что он исчисляется не с момента получения водительского удостоверения, а с момента открытия определенной категории (иногда эти даты совпадают, а иногда нет).
Например, если человек имеет опыт управление транспортным средством, отнесенным к категории В, более 10 лет, то при сдаче на категорию С, ему придется снова «зарабатывать» стаж именно для таких транспортных средств.
Зачастую именно с этим и связаны жалобы граждан на автостраховщиков. Так гражданин Н обратился в Российский союз автостраховщиков с претензией на страховую компанию, где он хотел оформить полис обязательного автострахования на легковой автомобиль. В заявлении он указал, что уже более 10 лет является профессиональным водителем автобуса, постоянно страховался в этой же компании, ни разу не стал участником дорожно-транспортного происшествия. Однако при обращении за полисом на личный легковой автомобиль, агент назначил ему показатель опыта в размере 1,6. По мнению гражданина Н, это противоречит закону. В союзе автостраховщиков, рассмотрев претензию, ответили, что в действиях страховщика нарушений нет, так как стаж исчисляется с момента получения категории, а она была получена водителем незадолго до приобретения автомобиля.
Как квс влияет на стоимость полиса
При определении стоимости личной автогражданской ответственности (расчет для ОСАГО) учитывается не только КВС, но и другие коэффициенты. Однако именно он наиболее спорный среди всех показателей коэффициент ОСАГО. Законодатель четко регламентирует ставку, которая должна быть применена к страхователю транспортного средства.
Коэффициент возраст-стаж – для чего он нужен в ОСАГО и можно ли на нем сэкономить?
При расчете стоимости автогражданки страховые компании используют различные коэффициенты, существенно влияющие на итоговую сумму. Знания о них дают водителю возможность использовать наиболее выгодный вариант страхования.
Сегодня я расскажу о КВС ОСАГО что это такое, как узнать его персональное значение для автомобилиста, о возможностях и важных нюансах, связанных с данным коэффициентом.
С вами Илья Кулик, поехали.
Что такое КВС в автогражданке?
КВС расшифровывается просто – «коэффициент возраст-стаж». Это одно из важных поправочных значений, используемых при расчете стоимости полиса ОСАГО.
КВС имеет и более полное название – «коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством». И он применяется в страховой практике с первого года внедрения ОСАГО в России (с 07.05.2003 г. – ПП РФ № 264, п. 4).
Из расшифровки аббревиатуры КВС понятно, что данный коэффициент состоит из двух показателей:
- Возраста водителя;
- Стажа водителя.
В страховании КВС условно считается «временным» значением, т. к. для него установлены границы возраста и стажа, по достижении которых он принимает постоянный нейтральный показатель.
Возраст водителя в КВС
Как известно, водительские права, дающие гражданину доступ к передвижению на автотранспорте по дорогам общего пользования в РФ можно получить с 18-и лет. Предельной планки на право вождения по возрасту после совершеннолетия не существует (если позволяет медкомиссия).
Однако в обязательном страховании для молодых водителей введена «дискриминационная» поправка, действующая 5 лет – от 18 по 22 год с даты рождения.
Согласно ей, для автомобилистов с одинаковым стажем вождения (например, в 4 года), но с разницей в возрасте (до 22-х лет и после) применяются разные повышающие поправки, что дает разную стоимость страховки. И эта разница сегодня уже не копеечная.
Молодежь подобная «несправедливость» возмущает. Отсюда возникают претензии:
- Правомерно ли подобное возрастное разграничение?
- Не является ли это разграничение возрастной дискриминацией?
Давайте разберемся с этим интересным вопросом, ведь в сети по нему практически нет адекватных ответов.
Правомерно ли разграничение водителей по их возрасту?
С точки зрения страховщиков, граница в 22 года полностью правомерна – ведь нормативы по ОСАГО принимаются государством, а не страховыми компаниями (СК).
Это действительно так – 22-х летний «ценз» подтвержден следующими нормативами:
- Постановлениями Правительства РФ (последнее – № 739 от 08.12.2005 г. – упразднено);
- Указанием Центробанка РФ № 3384-У (от 19.09.2014 г. – действующее).
Однако оба вышеприведенных норматива дают только указания, но там нет никаких их юридических обоснований.
А с другой стороны, существуют два норматива-«тяжеловеса», которые гласят, что права и обязанности всех лиц, достигших возраста совершеннолетия (в РФ это 18 лет), равны и не могут быть ограничены или попраны.
Это следующие документы:
- Конституции РФ – ст. 60;
- Гражданский Кодекс РФ – ст. 21.
Согласно процессуальному приоритету, Верховный Суд РФ, в случае иска по данному вопросу, должен будет аннулировать действие поправки на возраст для ОСАГО в нормативе № 3384-У. Но он этого не сделает, конечно – в судебной практике подобного не было. Налицо очередной юридический казус.
Итак, ответ на вопрос о правомерности поправки на возраст для ОСАГО готов – поправка юридически неправомерна.
Является ли возрастное ограничение в ОСАГО дискриминацией?
Выводы о факте дискриминации большей частью основываются на реализме и здравом смысле. Реализм в данном случае подразумевает точные научные статистические данные.
Они указывают на следующее:
- Граждане обоих полов в возрасте до 21 года отличаются меньшей социальной ответственностью перед своими поступками и поведением – это на практике знает каждый, кроме тех, кто еще не прожил 21 год;
- В аварии молодые водители попадают гораздо чаще по причине лихачества, неаккуратного вождения и намеренного нарушения ПДД из хулиганских побуждений.
Но данная поведенческая особенность молодежи не является ущербной. С биологической точки зрения – это просто одна из стадий взросления, в которую природно заложен менее адекватный уровень оценки опасности, повышенная агрессивность и т. д. Этот факт давно знаком ученым, и он является неотъемлемой частью внутривидового развития.
Именно поэтому во многих странах возрастом совершеннолетия считается 21 год (хотя права везде обычно выдают раньше) – данная цифра не случайна, и она более правильна. То есть возрастная поправка в ОСАГО научно обоснована, целесообразна и не является дискриминационным актом. А если сравнить с КАСКО, к примеру, то там используется еще и гендерный признак – женщины платят дороже.
Интересный факт: в США, Канаде, Австралии и некоторых странах Европы водительское удостоверение можно получить в 16 или 17 лет, но такие права имеют различные ограничения, включая время езды, состав пассажиров и др.
Стаж водителя в КВС
В отличие от возраста, значимая планка водительского стажа для КВС применяется для всех водителей вне зависимости от их года рождения. На сегодня данная планка составляет 3 года.
По прошествии 3-х лет для стажа водителя специальные поправки не применяются.
Номинально считается что, если у водителя имеется 3-летний стаж, то он более опытен и заслуживает большее доверие. Логически тут все верно, но каким образом этот стаж учитывается и что является для него точкой отсчета?
С какого момента исчисляется водительский стаж?
Это частый вопрос. На автосайтах обычно отвечают, что все предельно просто – «стаж считается с даты выдачи ВУ».
Это неверно и вводит многих водителей в заблуждения, которые нередко оканчиваются ожесточенными «сражениями» со страховыми менеджерами за «справедливость» и даже судебными исками к СК.
Претензии и жалобы автомобилистов обычно подобны нижеприведенной:
«Я 10 лет работаю водителем грузовика, имею права категории «С» с реальным водительским стажем, непрерывными страховками ОСАГО и безаварийной историей с низким КБМ. Недавно приобрел в личное пользование легковой автомобиль и открыл для него категорию «В». Но в страховой мне не только не перенесли мои наработанные баллы, но и влепили обнуленный КВС по стажу, как у желторотого юнца. Где справедливость?!»
В описанном случае прав не водитель, а страховая компания.
Дело в том, что многие автомобилисты не знают о том, что водительские категории (А, В, С и т. д. кроме подкатегорий – А1 и т. п.) прямо связаны с точкой отсчета водительского стажа. В большинстве же интернет-статей этот важный нюанс не уточняется.
Давайте исправим данный информационный пробел.
Зависит ли водительский стаж от открытых категорий вождения?
Ранее ситуация с категориями ВУ и КВС была подвешена в воздух. По этому вопросу страховые компании принимали решение самостоятельно. Обычно в переносе баллов и стажа на новую категорию отказывали. Но известны и противоположные случаи.
Водители не соглашались с отказами, мотивируя тем, что в нормативах по данному поводу ничего не указано. Доводы страховщиков о том, что управление КАМАЗом, трамваем и мотоциклом вещи принципиально разные остроту споров не снимали.
На обращения за разъяснениями в ГИБДД следовал официальный ответ, что в нормативах, регламентирующих деятельность ГИБДД, понятия «водительский стаж» вообще не существует.
Единственным нормативом, который отыскали адвокаты СК, было ПП РФ № 1396 (от 1999 г.) – «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Но в нем присутствовал лишь один пункт 34, касающийся водительского стажа лишь отчасти.
Постановление ЦБ РФ № 3384-У – водительский стаж зависит от категорий в ВУ
После выхода Постановления Центробанка № 3384-У ситуация наконец юридически прояснилась. Там в примечаниях по таблице КВС (№ 4) присутствует пункт 2, который гласит: «Для определения водительского стажа применяются даты открытия категорий вождения».
В новой форме ВУ (введена с 2014 г. – Приказ МВД № 6) на оборотной стороне теперь имеется подробная таблица со всеми категориями и подкатегориями, куда вносится дата открытия каждой из них и другие сведения.
Если вы открываете новую водительскую категорию (подкатегорий это не касается), то для нее и стаж КВС и баллы КБМ будут обнуленными, т. к. водитель новичок в новой области вождения.
Конечно, дата получения категории в ВУ не всегда соответствует реальному водительскому стажу или уровню вождения транспортного средства (ТС). Более правильно было бы исчислять стаж по сумме страховых периодов, но пока это не реализовано.
Как рассчитать коэффициент возраст-стаж (КВС)?
Регламент расчетов по КВС, как и расчет всей стоимости полиса ОСАГО, находится под государственным контролем (сейчас это Центробанк). Применяемый тут норматив – уже упомянутое ПЦ РФ № 3384-У.
Постановление содержит таблицу № 4, в которой отражено изменение величины повышающего коэффициента для 4-х вариантов КВС, из которых:
- 3 варианта повышающие;
- 1 вариант нейтральный.
Коэффициент возраст-стаж – для чего он нужен в ОСАГО и можно ли на нем сэкономить?
При расчете стоимости автогражданки страховые компании используют различные коэффициенты, существенно влияющие на итоговую сумму. Знания о них дают водителю возможность использовать наиболее выгодный вариант страхования.
Сегодня я расскажу о КВС ОСАГО что это такое, как узнать его персональное значение для автомобилиста, о возможностях и важных нюансах, связанных с данным коэффициентом.
С вами Илья Кулик, поехали.
Что такое КВС в автогражданке?
КВС расшифровывается просто – «коэффициент возраст-стаж». Это одно из важных поправочных значений, используемых при расчете стоимости полиса ОСАГО.
КВС имеет и более полное название – «коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством». И он применяется в страховой практике с первого года внедрения ОСАГО в России (с 07.05.2003 г. – ПП РФ № 264, п. 4).
Из расшифровки аббревиатуры КВС понятно, что данный коэффициент состоит из двух показателей:
- Возраста водителя;
- Стажа водителя.
В страховании КВС условно считается «временным» значением, т. к. для него установлены границы возраста и стажа, по достижении которых он принимает постоянный нейтральный показатель.
Возраст водителя в КВС
Как известно, водительские права, дающие гражданину доступ к передвижению на автотранспорте по дорогам общего пользования в РФ можно получить с 18-и лет. Предельной планки на право вождения по возрасту после совершеннолетия не существует (если позволяет медкомиссия).
Однако в обязательном страховании для молодых водителей введена «дискриминационная» поправка, действующая 5 лет – от 18 по 22 год с даты рождения.
Согласно ей, для автомобилистов с одинаковым стажем вождения (например, в 4 года), но с разницей в возрасте (до 22-х лет и после) применяются разные повышающие поправки, что дает разную стоимость страховки. И эта разница сегодня уже не копеечная.
Молодежь подобная «несправедливость» возмущает. Отсюда возникают претензии:
- Правомерно ли подобное возрастное разграничение?
- Не является ли это разграничение возрастной дискриминацией?
Давайте разберемся с этим интересным вопросом, ведь в сети по нему практически нет адекватных ответов.
Правомерно ли разграничение водителей по их возрасту?
С точки зрения страховщиков, граница в 22 года полностью правомерна – ведь нормативы по ОСАГО принимаются государством, а не страховыми компаниями (СК).
Это действительно так – 22-х летний «ценз» подтвержден следующими нормативами:
- Постановлениями Правительства РФ (последнее – № 739 от 08.12.2005 г. – упразднено);
- Указанием Центробанка РФ № 3384-У (от 19.09.2014 г. – действующее).
Однако оба вышеприведенных норматива дают только указания, но там нет никаких их юридических обоснований.
А с другой стороны, существуют два норматива-«тяжеловеса», которые гласят, что права и обязанности всех лиц, достигших возраста совершеннолетия (в РФ это 18 лет), равны и не могут быть ограничены или попраны.
Это следующие документы:
- Конституции РФ – ст. 60;
- Гражданский Кодекс РФ – ст. 21.
Согласно процессуальному приоритету, Верховный Суд РФ, в случае иска по данному вопросу, должен будет аннулировать действие поправки на возраст для ОСАГО в нормативе № 3384-У. Но он этого не сделает, конечно – в судебной практике подобного не было. Налицо очередной юридический казус.
Итак, ответ на вопрос о правомерности поправки на возраст для ОСАГО готов – поправка юридически неправомерна.
Является ли возрастное ограничение в ОСАГО дискриминацией?
Выводы о факте дискриминации большей частью основываются на реализме и здравом смысле. Реализм в данном случае подразумевает точные научные статистические данные.
Они указывают на следующее:
- Граждане обоих полов в возрасте до 21 года отличаются меньшей социальной ответственностью перед своими поступками и поведением – это на практике знает каждый, кроме тех, кто еще не прожил 21 год;
- В аварии молодые водители попадают гораздо чаще по причине лихачества, неаккуратного вождения и намеренного нарушения ПДД из хулиганских побуждений.
Но данная поведенческая особенность молодежи не является ущербной. С биологической точки зрения – это просто одна из стадий взросления, в которую природно заложен менее адекватный уровень оценки опасности, повышенная агрессивность и т. д. Этот факт давно знаком ученым, и он является неотъемлемой частью внутривидового развития.
Именно поэтому во многих странах возрастом совершеннолетия считается 21 год (хотя права везде обычно выдают раньше) – данная цифра не случайна, и она более правильна. То есть возрастная поправка в ОСАГО научно обоснована, целесообразна и не является дискриминационным актом. А если сравнить с КАСКО, к примеру, то там используется еще и гендерный признак – женщины платят дороже.
Интересный факт: в США, Канаде, Австралии и некоторых странах Европы водительское удостоверение можно получить в 16 или 17 лет, но такие права имеют различные ограничения, включая время езды, состав пассажиров и др.
Стаж водителя в КВС
В отличие от возраста, значимая планка водительского стажа для КВС применяется для всех водителей вне зависимости от их года рождения. На сегодня данная планка составляет 3 года.
По прошествии 3-х лет для стажа водителя специальные поправки не применяются.
Номинально считается что, если у водителя имеется 3-летний стаж, то он более опытен и заслуживает большее доверие. Логически тут все верно, но каким образом этот стаж учитывается и что является для него точкой отсчета?
С какого момента исчисляется водительский стаж?
Это частый вопрос. На автосайтах обычно отвечают, что все предельно просто – «стаж считается с даты выдачи ВУ».
Это неверно и вводит многих водителей в заблуждения, которые нередко оканчиваются ожесточенными «сражениями» со страховыми менеджерами за «справедливость» и даже судебными исками к СК.
Претензии и жалобы автомобилистов обычно подобны нижеприведенной:
«Я 10 лет работаю водителем грузовика, имею права категории «С» с реальным водительским стажем, непрерывными страховками ОСАГО и безаварийной историей с низким КБМ. Недавно приобрел в личное пользование легковой автомобиль и открыл для него категорию «В». Но в страховой мне не только не перенесли мои наработанные баллы, но и влепили обнуленный КВС по стажу, как у желторотого юнца. Где справедливость?!»
В описанном случае прав не водитель, а страховая компания.
Дело в том, что многие автомобилисты не знают о том, что водительские категории (А, В, С и т. д. кроме подкатегорий – А1 и т. п.) прямо связаны с точкой отсчета водительского стажа. В большинстве же интернет-статей этот важный нюанс не уточняется.
Давайте исправим данный информационный пробел.
Зависит ли водительский стаж от открытых категорий вождения?
Ранее ситуация с категориями ВУ и КВС была подвешена в воздух. По этому вопросу страховые компании принимали решение самостоятельно. Обычно в переносе баллов и стажа на новую категорию отказывали. Но известны и противоположные случаи.
Водители не соглашались с отказами, мотивируя тем, что в нормативах по данному поводу ничего не указано. Доводы страховщиков о том, что управление КАМАЗом, трамваем и мотоциклом вещи принципиально разные остроту споров не снимали.
На обращения за разъяснениями в ГИБДД следовал официальный ответ, что в нормативах, регламентирующих деятельность ГИБДД, понятия «водительский стаж» вообще не существует.
Единственным нормативом, который отыскали адвокаты СК, было ПП РФ № 1396 (от 1999 г.) – «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Но в нем присутствовал лишь один пункт 34, касающийся водительского стажа лишь отчасти.
Постановление ЦБ РФ № 3384-У – водительский стаж зависит от категорий в ВУ
После выхода Постановления Центробанка № 3384-У ситуация наконец юридически прояснилась. Там в примечаниях по таблице КВС (№ 4) присутствует пункт 2, который гласит: «Для определения водительского стажа применяются даты открытия категорий вождения».
В новой форме ВУ (введена с 2014 г. – Приказ МВД № 6) на оборотной стороне теперь имеется подробная таблица со всеми категориями и подкатегориями, куда вносится дата открытия каждой из них и другие сведения.
Если вы открываете новую водительскую категорию (подкатегорий это не касается), то для нее и стаж КВС и баллы КБМ будут обнуленными, т. к. водитель новичок в новой области вождения.
Конечно, дата получения категории в ВУ не всегда соответствует реальному водительскому стажу или уровню вождения транспортного средства (ТС). Более правильно было бы исчислять стаж по сумме страховых периодов, но пока это не реализовано.
Как рассчитать коэффициент возраст-стаж (КВС)?
Регламент расчетов по КВС, как и расчет всей стоимости полиса ОСАГО, находится под государственным контролем (сейчас это Центробанк). Применяемый тут норматив – уже упомянутое ПЦ РФ № 3384-У.
Постановление содержит таблицу № 4, в которой отражено изменение величины повышающего коэффициента для 4-х вариантов КВС, из которых:
- 3 варианта повышающие;
- 1 вариант нейтральный.
Коэффициент возраст-стаж – для чего он нужен в ОСАГО и можно ли на нем сэкономить?
При расчете стоимости автогражданки страховые компании используют различные коэффициенты, существенно влияющие на итоговую сумму. Знания о них дают водителю возможность использовать наиболее выгодный вариант страхования.
Сегодня я расскажу о КВС ОСАГО что это такое, как узнать его персональное значение для автомобилиста, о возможностях и важных нюансах, связанных с данным коэффициентом.
С вами Илья Кулик, поехали.
Что такое КВС в автогражданке?
КВС расшифровывается просто – «коэффициент возраст-стаж». Это одно из важных поправочных значений, используемых при расчете стоимости полиса ОСАГО.
КВС имеет и более полное название – «коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством». И он применяется в страховой практике с первого года внедрения ОСАГО в России (с 07.05.2003 г. – ПП РФ № 264, п. 4).
Из расшифровки аббревиатуры КВС понятно, что данный коэффициент состоит из двух показателей:
- Возраста водителя;
- Стажа водителя.
В страховании КВС условно считается «временным» значением, т. к. для него установлены границы возраста и стажа, по достижении которых он принимает постоянный нейтральный показатель.
Возраст водителя в КВС
Как известно, водительские права, дающие гражданину доступ к передвижению на автотранспорте по дорогам общего пользования в РФ можно получить с 18-и лет. Предельной планки на право вождения по возрасту после совершеннолетия не существует (если позволяет медкомиссия).
Однако в обязательном страховании для молодых водителей введена «дискриминационная» поправка, действующая 5 лет – от 18 по 22 год с даты рождения.
Согласно ей, для автомобилистов с одинаковым стажем вождения (например, в 4 года), но с разницей в возрасте (до 22-х лет и после) применяются разные повышающие поправки, что дает разную стоимость страховки. И эта разница сегодня уже не копеечная.
Молодежь подобная «несправедливость» возмущает. Отсюда возникают претензии:
- Правомерно ли подобное возрастное разграничение?
- Не является ли это разграничение возрастной дискриминацией?
Давайте разберемся с этим интересным вопросом, ведь в сети по нему практически нет адекватных ответов.
Правомерно ли разграничение водителей по их возрасту?
С точки зрения страховщиков, граница в 22 года полностью правомерна – ведь нормативы по ОСАГО принимаются государством, а не страховыми компаниями (СК).
Это действительно так – 22-х летний «ценз» подтвержден следующими нормативами:
- Постановлениями Правительства РФ (последнее – № 739 от 08.12.2005 г. – упразднено);
- Указанием Центробанка РФ № 3384-У (от 19.09.2014 г. – действующее).
Однако оба вышеприведенных норматива дают только указания, но там нет никаких их юридических обоснований.
А с другой стороны, существуют два норматива-«тяжеловеса», которые гласят, что права и обязанности всех лиц, достигших возраста совершеннолетия (в РФ это 18 лет), равны и не могут быть ограничены или попраны.
Это следующие документы:
- Конституции РФ – ст. 60;
- Гражданский Кодекс РФ – ст. 21.
Согласно процессуальному приоритету, Верховный Суд РФ, в случае иска по данному вопросу, должен будет аннулировать действие поправки на возраст для ОСАГО в нормативе № 3384-У. Но он этого не сделает, конечно – в судебной практике подобного не было. Налицо очередной юридический казус.
Итак, ответ на вопрос о правомерности поправки на возраст для ОСАГО готов – поправка юридически неправомерна.
Является ли возрастное ограничение в ОСАГО дискриминацией?
Выводы о факте дискриминации большей частью основываются на реализме и здравом смысле. Реализм в данном случае подразумевает точные научные статистические данные.
Они указывают на следующее:
- Граждане обоих полов в возрасте до 21 года отличаются меньшей социальной ответственностью перед своими поступками и поведением – это на практике знает каждый, кроме тех, кто еще не прожил 21 год;
- В аварии молодые водители попадают гораздо чаще по причине лихачества, неаккуратного вождения и намеренного нарушения ПДД из хулиганских побуждений.
Но данная поведенческая особенность молодежи не является ущербной. С биологической точки зрения – это просто одна из стадий взросления, в которую природно заложен менее адекватный уровень оценки опасности, повышенная агрессивность и т. д. Этот факт давно знаком ученым, и он является неотъемлемой частью внутривидового развития.
Именно поэтому во многих странах возрастом совершеннолетия считается 21 год (хотя права везде обычно выдают раньше) – данная цифра не случайна, и она более правильна. То есть возрастная поправка в ОСАГО научно обоснована, целесообразна и не является дискриминационным актом. А если сравнить с КАСКО, к примеру, то там используется еще и гендерный признак – женщины платят дороже.
Интересный факт: в США, Канаде, Австралии и некоторых странах Европы водительское удостоверение можно получить в 16 или 17 лет, но такие права имеют различные ограничения, включая время езды, состав пассажиров и др.
Стаж водителя в КВС
В отличие от возраста, значимая планка водительского стажа для КВС применяется для всех водителей вне зависимости от их года рождения. На сегодня данная планка составляет 3 года.
По прошествии 3-х лет для стажа водителя специальные поправки не применяются.
Номинально считается что, если у водителя имеется 3-летний стаж, то он более опытен и заслуживает большее доверие. Логически тут все верно, но каким образом этот стаж учитывается и что является для него точкой отсчета?
С какого момента исчисляется водительский стаж?
Это частый вопрос. На автосайтах обычно отвечают, что все предельно просто – «стаж считается с даты выдачи ВУ».
Это неверно и вводит многих водителей в заблуждения, которые нередко оканчиваются ожесточенными «сражениями» со страховыми менеджерами за «справедливость» и даже судебными исками к СК.
Претензии и жалобы автомобилистов обычно подобны нижеприведенной:
«Я 10 лет работаю водителем грузовика, имею права категории «С» с реальным водительским стажем, непрерывными страховками ОСАГО и безаварийной историей с низким КБМ. Недавно приобрел в личное пользование легковой автомобиль и открыл для него категорию «В». Но в страховой мне не только не перенесли мои наработанные баллы, но и влепили обнуленный КВС по стажу, как у желторотого юнца. Где справедливость?!»
В описанном случае прав не водитель, а страховая компания.
Дело в том, что многие автомобилисты не знают о том, что водительские категории (А, В, С и т. д. кроме подкатегорий – А1 и т. п.) прямо связаны с точкой отсчета водительского стажа. В большинстве же интернет-статей этот важный нюанс не уточняется.
Давайте исправим данный информационный пробел.
Зависит ли водительский стаж от открытых категорий вождения?
Ранее ситуация с категориями ВУ и КВС была подвешена в воздух. По этому вопросу страховые компании принимали решение самостоятельно. Обычно в переносе баллов и стажа на новую категорию отказывали. Но известны и противоположные случаи.
Водители не соглашались с отказами, мотивируя тем, что в нормативах по данному поводу ничего не указано. Доводы страховщиков о том, что управление КАМАЗом, трамваем и мотоциклом вещи принципиально разные остроту споров не снимали.
На обращения за разъяснениями в ГИБДД следовал официальный ответ, что в нормативах, регламентирующих деятельность ГИБДД, понятия «водительский стаж» вообще не существует.
Единственным нормативом, который отыскали адвокаты СК, было ПП РФ № 1396 (от 1999 г.) – «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Но в нем присутствовал лишь один пункт 34, касающийся водительского стажа лишь отчасти.
Постановление ЦБ РФ № 3384-У – водительский стаж зависит от категорий в ВУ
После выхода Постановления Центробанка № 3384-У ситуация наконец юридически прояснилась. Там в примечаниях по таблице КВС (№ 4) присутствует пункт 2, который гласит: «Для определения водительского стажа применяются даты открытия категорий вождения».
В новой форме ВУ (введена с 2014 г. – Приказ МВД № 6) на оборотной стороне теперь имеется подробная таблица со всеми категориями и подкатегориями, куда вносится дата открытия каждой из них и другие сведения.
Если вы открываете новую водительскую категорию (подкатегорий это не касается), то для нее и стаж КВС и баллы КБМ будут обнуленными, т. к. водитель новичок в новой области вождения.
Конечно, дата получения категории в ВУ не всегда соответствует реальному водительскому стажу или уровню вождения транспортного средства (ТС). Более правильно было бы исчислять стаж по сумме страховых периодов, но пока это не реализовано.
Как рассчитать коэффициент возраст-стаж (КВС)?
Регламент расчетов по КВС, как и расчет всей стоимости полиса ОСАГО, находится под государственным контролем (сейчас это Центробанк). Применяемый тут норматив – уже упомянутое ПЦ РФ № 3384-У.
Постановление содержит таблицу № 4, в которой отражено изменение величины повышающего коэффициента для 4-х вариантов КВС, из которых:
- 3 варианта повышающие;
- 1 вариант нейтральный.
Что такое КВС в ОСАГО: как рассчитать коэффициент возраста и стажа
Каждый автовладелец обязан застраховать свое транспортное средство по ОСАГО. Страховые компании, в свою очередь, должны предоставить гражданам такую возможность. В связи с тем, что стоимость обязательного страхования регулируется государственными органами, примерный ее размер можно рассчитать самостоятельно. Нужно лишь знать обо всех составляющих стоимости полиса. Одна из них – коэффициент возраста и стажа. Разберем в подробностях, что такое КВС в ОСАГО, как он влияет на цену, и чем его особенности.
Рассчитываем стоимость ОСАГО самостоятельно
Несмотря на кажущуюся сложность расчетов стоимости полиса автогражданки, обладая актуальными данными о размере тарифов, можно самостоятельно определить цену своей страховки. Для этого существует довольно простая формула, включающая в себя базовую тарифную ставку и коэффициенты:
- региональный (КТ);
- бонус-малус (КБМ);
- возраста и стажа (КВС);
- мощности двигателя (КМ);
- нарушений (КН);
- срока договора (КСС);
- ограничения количества людей, указанных в полисе (КО).
Примечание: КН, в отличие от КБМ, применяется исключительно в случаях грубых нарушений, указанных в ФЗ «Об обязательном страховании», и равен 1,5.
Более подробно изучить вопрос о том, как рассчитать стоимость ОСАГО, можно с помощью статьи на нашем сайте. В ней указаны все факторы, влияющие на величину коэффициентов, поэтому произвести расчет не составит никакого труда.
Подробнее о КВС
Итак, вернемся к изучению коэффициента возраста и стажа. Дело в том, что возраст водителя и его опыт вождения оказывают огромное влияние на цену страховки. Страховые компании вынуждены покрывать все свои риски за счет собственных клиентов. Поэтому неопытность и высокая аварийность водителя не могут ими не учитываться. Разбираясь с тем, что такое КВС и КБМ в ОСАГО, нужно помнить об этом ключевом моменте.
По статистике, молодые неопытные водители имеют больше шансов попасть в ДТП, поэтому и за страховой полис им приходится платить значительно больше. Величина возрастного коэффициента зависит от двух факторов: водитель старше или младше 22 лет, опыт больше или меньше 3 лет.
То есть, преодолев эти два рубежа, можно избавиться от одного из повышающих коэффициентов. Дальнейшего понижения цены по этому показателю не предусмотрено.
Не стоит путать КВС и КБМ в ОСАГО, поэтому нужно знать, что это по сути: коэффициент бонус-малус может быть и повышающим, и понижающим, хотя его цель как раз состоит в накоплении скидки за безаварийную езду. Количество лет и опыт никак не влияют на КБМ, только отсутствие страховых случаев по вашей вине. С каждым годом скидка растет на 5% и может достигнуть максимального показателя в 50%. Изучить этот вопрос глубже поможет статья «Что такое КБМ в ОСАГО».
Какие КВС применяются в страховании
Зная о том, что такое возрастной коэффициент, нужно также понимать и его влияние на цену страхования. Всего существует 4 величины:
- 1,8 – максимальная, применяемая для водителей 22 лет и младше, не имеющих еще 3 лет стажа;
- 1,7 – для более взрослых водителей, стаж которых тем не менее не превышает 3 года;
- 1,6 – для тех, кто успел накопить более 3 лет стажа, но по возрасту все еще считается молодым водителем;
- 1 – минимальная, для всех остальных водителей, взрослых и опытных.
Это все коэффициенты возраста и стажа по ОСАГО, используемые в расчетах. Их не так много, поэтому они запоминаются безо всяких таблиц.
Влияние на стоимость страховки
Таким образом, молодые водители, независимо от их мастерства, вынуждены платить практически в 2 раза больше, чем остальные. Конечно, даже имеющим опыт вождения более 3 лет 40-50-летним автолюбителям не всегда эффективно удается избегать аварийных ситуаций. Но статистика играет против молодых. И поэтому платить за страховку по максимуму им все равно придется.
Чей опыт и возраст считается, если в полисе несколько человек
Когда в полисе только один человек, расчет выполнить проще всего. Но часто возникает необходимость вписать в страховку нескольких водителей, управляющих одним транспортным средством. В связи с этим появляется резонный вопрос: какой КВС использовать в расчете?
На самом деле и тут нет никаких сложностей.
Если в полис вписывается несколько человек, то коэффициент ОСАГО по возрасту и стажу берется с самого неопытного из водителей.
Неограниченная страховка
В некоторых случаях целесообразно приобретать полис с неограниченным числом водителей. Но если в нем никто не указан, то чей же КВС будет использоваться в расчете стоимости? Ничей. Точнее сказать, в расчете используется показатель 1, несмотря на то, что к управлению могут допускаться совсем неопытные автолюбители.
Однако это не означает, что неограниченная страховка дешевле. Нет, ее стоимость такая же, как и с ограниченным числом лиц, допущенных к управлению, среди которых есть начинающий молодой водитель. Дело в том, что КВС и коэффициент КО в ОСАГО тесно взаимосвязаны. Выглядит это так:
- Ограниченная страховка: КВС = 1-1,8, а КО = 1;
- Неограниченная страховка: КВС = 1, а КО = 1,8.
Следовательно, если машиной будет управлять неопытный водитель, то проще приобрести именно полис с неограниченным количеством допущенных к управлению лиц. Но помните, что тогда вы рискуете потерять накопленную скидку по коэффициенту бонус-малус.
Как определить свой показатель
Теперь вы знаете, как рассчитать КВС в ОСАГО. Рассмотрим на конкретных примерах:
- Если возраст младшего из лиц, допущенных к управлению ТС, не превышает 22 года, то его коэффициент равен 1,8 (при стаже меньше 3 лет) или 1,7 (при стаже более 3 лет).
- Если возраст младшего из лиц, допущенных к управлению ТС, больше 22 лет, то его коэффициент равен 1 (при стаже более 3 лет) или 1,6 (при стаже менее 3 лет).
Все просто: 4 величины и 2 рубежа по возрасту и стажу. Свой возраст и стаж (сколько лет прошло после получения вами водительского удостоверения) вы знаете. Теперь своим родным и знакомым сможете без труда объяснить, как узнать свой КВС для ОСАГО.
Случаи, когда КВС не применяется
Коэффициент возраста и стажа является обязательным элементом расчета стоимости полиса ОСАГО, поэтому применяется он всегда. Однако бывают случаи, когда, независимо от опыта и количества лет водителя, он принимает значение единицы. В некотором смысле это и считается неприменением коэффициента.
Один из таких случаев – оформление неограниченного полиса – уже упоминался выше. При этом другой коэффициент (КО) меняет свое значение с 1 на 1,8. То же происходит, и когда собственником (страхователем) транспортного средства является не физическое, а юридическое лицо.