Перейти к содержимому

Комиссия по легализации трудовых отношений что это

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • об основных дебиторах и кредиторах;
    • о доходах и расходах и их структуре;
    • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • об основных средствах;
    • о денежных средствах на расчетных счетах.

    Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

  2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок 1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Легализация трудовых отношений — основа защиты трудовых прав наемных сотрудников

29 октября в 11:00 состоялась интернет-конференция Министра труда и социального развития Ульяновской области Васильева Анатолия Александровича.

Конференция проведена компанией "Гарант-Сервис Симбирск"

Ведущая интернет-конференции – Штурмина Елена Владимировна (компания "Гарант-Сервис Симбирск").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию.

Сегодня у нас в гостях Васильев Анатолий Александрович Министр труда и социального развития Ульяновской области.

Васильев А.А.: Добрый день!

Ведущая: Уважаемый Анатолий Александрович, благодарим Вас за то, что нашли время для участия в нашей интернет-конференции.

Тема интернет-конференции: "Легализация трудовых отношений – основа защиты трудовых прав наемных сотрудников".

Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема для многих граждан Российской Федерации и Ульяновской области в частности. Когда сотрудник молодой и здоровый, его больше волнует сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. Он переживает за своевременную выплату зарплаты, а не за то, "белая" она или в "конверте".

Все вопросы начинают появляться тогда, когда люди выходят на пенсию, по старости или по состоянию здоровья, оформляют инвалидность, уходят в декретный отпуск. Кроме того, человек, получающий "серую" зарплату, не может официально подтвердить размер получаемых им доходов в случае обращения за получением кредита на различные нужны, в том числе на покупку или строительство жилья, оплату обучения детей или лечения.

Не стоит забывать и о том, что недополученные с "теневых" зарплат налоги и отчисления – это прямые потери бюджета. В следствии чего происходит уменьшение финансирования социальных программ, сокращение объемов бесплатной медицинской помощи, а так же приводит к сокращению средств для увеличения пенсий и пособий.

Сегодня в процессе Интернет-конференции будут рассмотрены вопросы, касающиеся легализации "теневой" заработной платы в организациях Ульяновской области, укрепление дисциплины оплаты труда, административная и уголовная ответственности за выплату заработной платы в конвертах и др.

Васильев А.А.: Повышение уровня и качества жизни людей – это постоянная приоритетная задача в работе Правительства области. Делается немало и определённые результаты есть.

В течение нескольких лет удалось решить ряд существенных задач, касающихся развития трудовых отношений, повышения уровня и темпов роста заработной платы, максимального снижения уровня задолженности по заработной плате, значительного снижения уровня бедности.

Только за три последних года в регионе:

  • среднемесячная зарплата выросла в 1,3 раза (с 13339 руб. до 17183 руб.),
  • темп роста заработной платы в 2013 году на 1,6% превышает средний Российский показатель (в 2012 году превышение составляло 1,1%). Стабильно высокий уровень заработной платы с начала 2013 года отмечается в таких крупных организациях области как: ОАО "Ульяновскэнерго" (28000 руб.), УМУП "Теплоком" (25622 руб.), МУП "УльГЭС" (30970 руб.), ООО "Хенкель Баутехник" (42750 руб.), Филиал ООО "Евроизол" "Евроизол-Термо" (36037 руб.), ЗАО "Управление механизации №2" (28362 руб.), ООО "Домострой" (38333 руб.), ЗАО "Завод ГСИ", ООО "Смарт-Инвест" (27227 руб) и др.;
  • уровень бедности снизился на 3,1% (с 16,4% в 2011 году до 13,3% в 2012 году),
  • в течение нескольких лет область имеет один из низких размеров задолженности по заработной плате в ПФО (1-3 места).

В 2013 году поставлена задача: повышение уровня оплаты труда темпами не менее 115% и выход к концу года на региональный показатель среднемесячной заработной платы 20 тыс. рублей.

Одной из причин относительно низкого уровня заработной платы в отдельных видах экономической деятельности является такое явление, как заработная плата "в конвертах".

О масштабах проблемы скрытой ("серой") заработной платы в Ульяновской области говорит анализ структуры среднедушевых денежных доходов населения.

Главной составляющей и основой материальной обеспеченности населения является заработная плата, в 2012 году доля зарплаты составила 34,6% в балансе денежных доходов населения.

В тоже время другие денежные доходы составили почти 30% от общего объема доходов населения области. "Другие доходы" представляют собой, главным образом, выплаты заработной платы, укрываемой от налогообложения и выплачиваемой в различных формах, а также доходы о сдачи жилья и другие. Доля других доходов возросла с 28,3% в 2010 году до 29,5% в 2012 году. Таким образом, очень высокий удельный вес статьи баланса "другие доходы" ещё раз подтверждает масштабность скрытой зарплаты, выплачиваемой "в конвертах".

Ведущая: Спасибо, Анатолий Александрович! Перейдем к вопросам, поступившим от интернет-аудитории. И первый вопрос от Александра: "Здравствуйте! Что делается в Ульяновской области для легализации трудовых отношений?".

Васильев А.А.: Главные механизмы этой работы социальное партнерство и межведомственное взаимодействие.

В Ульяновской области в настоящий момент действует Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области на 2013-2015 гг. (заключено 24.12.2012 № 280-ДП). В нём определены сферы совместной деятельности по всем направлениям развития социально-трудовых отношений, в том числе в сфере доходов, заработной платы и уровня жизни населения.

Работает областная "горячая линия" по вопросам заработной платы. За январь-сентябрь текущего года на "горячую линию" поступило 247 звонков среди них сообщения о "заработной плате в конвертах".

По результатам проведённой работы департамента и Государственной инспекции труда в январе – сентябре 2013 года решены вопросы погашения задолженности по заработной плате на общую сумму около 20,2 млн. рублей перед 1956 работниками.

В настоящее время по поручению Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова Правительством Ульяновской области совместно с контрольными и надзорными органами разработан комплекс мер по легализации трудовых отношений и по борьбе с таким асоциальным явлением, как двойная бухгалтерия, "заработная плата в конвертах".

Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р "Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области".

В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы "в конвертах". Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

Вопросы повышения уровня оплаты труда рассматриваются на заседаниях комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда.

В целом за январь – сентябрь 2013 года городскими, районными и при налоговых органах межведомственными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 714 заседаний, на которых были заслушаны отчёты руководителей 3915 организаций, из них городскими и районными комиссиями проведено 358 заседаний, заслушаны 1949 руководителей организаций.

По итогам работы комиссий 3819 работодателей увеличили заработную плату. В частности, рост заработной платы до среднеотраслевых показателей отмечен у 815 работодателей, что составляет 20,8 % от общего количества заслушанных на комиссиях.

Работает межведомственная рабочая группа по вопросу легализации "теневой" заработной платы в организациях Ульяновской области с участием представителей прокуратуры, УМВД, налоговой службы, Государственной инспекции труда, проводятся внеплановые заседания рабочей группы по вопросу легализации "теневой" заработной платы.

Проводятся мероприятия по заключению Соглашений между администрациями муниципальных образований и организациями о повышении заработной платы и сохранении штатной численности в 2013 году. Предусмотрены 3 этапа повышения заработной платы (с 1 июля, с 1 октября, с 1 декабря) и конкретные параметры роста заработной платы по видам деятельности до конца 2013 года для каждого муниципального образования. В целом по области заключено более 900 соглашений. Контролируется исполнение обязательств соглашений.

В еженедельном режиме проводятся совещания по обсуждению вопросов повышения заработной платы, формирования социальной ответственности и уплаты налогов под председательством Губернатора области С.И.Морозова и с участием федеральных контрольных и надзорных органов.

По поручению Губернатора создаётся Координационный совет "За достойный труд".

Перечисленные меры не исчерпывающие. Работа по совершенствованию механизмов повышения уровня оплаты труда, межведомственного взаимодействия, в том числе с федеральными структурами по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства, легализации трудовых отношений будет продолжаться.

Ведущая: Спасибо! Следующие два вопроса похожи между собой. Пишет нам Игорь Сергеевич: "Добрый день, Анатолий Александрович! Расскажите, поподробнее, о том, к какой административной и уголовной ответственности может быть привлечен руководитель, если официально платится "минималка", а остальная заработная плата в "конверте"?", а так же Ренат интересуется: "Кто может заставить руководителя платить зарплату полностью ("по белому)?".

Васильев А.А.: Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлены статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации. В данной статье лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.

Дисциплинарная ответственность работодателя

Основание и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников прописаны в ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Административная ответственность

За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трёх лет.

К нарушениям, наказание за которые предусмотрено данной статьей относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • отсутствие учёта продолжительности сверхурочной работы сотрудников и её оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчётных листков произведённых денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпусков и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан перечислить их с учётом процентов (денежной компенсации). Размер процентов не может быть ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования от невыплаченных сумм за каждый день задержки. Денежная компенсация исчисляется за период, начиная со дня, следующего после установленной даты выплаты, по день фактического осуществления расчёта включительно. Обязанность выплаты денежной компенсации за задержку зарплаты возникает независимо от наличия вины работодателя.

Ведущая: Спасибо за развернутый ответ! Далее свой вопрос задает Павел Алексеевич: "Анатолий Александрович, здравствуйте! Меня интересует, какими методами можно стимулировать "теневиков" к легализации трудовых отношений?".

Васильев А.А.: Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р "Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области".

В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы «в конвертах». Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

Кроме того, по поручению Губернатора области С.И. Морозова Министерством труда и социального развития Ульяновской области подготовлен, согласован с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области ряд законодательных предложений, направленных на решение вопроса выплаты «теневой» заработной платы.

Данные предложения в октябре 2013 года направлялись Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Третьяку В.А., Балыхину Г.А., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателю комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации А.К.Исаеву.

В настоящее время разработаны и согласованы с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области соответствующие проекты федеральных законов направленных на ужесточение мер, применяемых к работодателям за выплату "теневой" заработной платы и уклонение от уплаты налогов.

Ведущая: Спасибо Анатолий Александрович! Далее Лариса интересуется: "Мне предлагают частичную оплату труда в "конверте". Что я теряю, если соглашусь на эти условия?".

Васильев А.А.: Для работников заработная плата "в конвертах" – это "мина замедленного действия", такие трудовые отношения приводят к лишению работников социальных гарантий при оформлении на пенсию, оформлении отпуска по беременности и родам, при временной нетрудоспособности и др.

Ведущая: И снова два похожих вопроса. Егор Сергеевич: "Добрый день! Меня интересует, как простой работник может повлиять на то, чтобы его зарплата платилась официально?" и Мария: "Здравствуйте! Куда можно обратиться за помощью, если руководитель задерживает заработную плату? Можно ли это сделать анонимно?".

Васильев А.А.: В Министерстве труда и социального развития Ульяновской области работает "горячая линия" по вопросам задолженности по заработной плате и выплате заработной платы "в конвертах". "Горячая линия" работает еженедельно по средам с 14 до 17 часов, телефон 42-00-99. Конфиденциальные обращения принимаются.

Телефоны "горячей линии" по заработной плате работают и во всех муниципальных образованиях.

По проблемам легализации трудовых отношений и выплаты заработной платы "в конвертах" также можно обращаться в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области по телефонам: 44-29-09; 44-29-75.

Ведущая: Следующий вопрос задает Александр: "Добрый день! Существуют ли "послабления" для тех, кто самостоятельно (без проверок) принял решение о легализации зарплаты своих работников?".

Васильев А.А.: Государственная инспекция труда в Ульяновской области (г.Ульяновск, ул.Гончарова, д.44) обратилась к работодателям с предложением о добровольном заключении трудовых отношений. Проверки не проводятся в тех организациях, которые добровольно представили сведения о численности работников и копии трудовых договоров.

Ведущая: Анатолий Александрович, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут всем интересны и полезны. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Легализация трудовых отношений

Эта тема волнует многих молодых специалистов в нашей стране. Когда выпускник ВУЗа или другого учебного заведения ищет работу, его не волнует, какая у него будет пенсия через 40 лет. Его волнует, какое вознаграждение он будет получать за свой труд.
Молодого специалиста даже мало волнует, «белую» он получает заработную плату, или «в конверте». Вопросы возникают, когда работник начинает оформлять любые пособия и выплаты, которые зависят от заработной платы. Даже выплаты по нетрудоспособности напрямую зависят от размера заработной платы.

Такая ситуация сложилась в переходный период к рыночной экономике. Налоговый режим на предпринимательство в нашей стране достаточно жесток. Именно поэтому предприниматели ищут пути «отхода» и экономии. Одним из способов стал уход от «белой» зарплаты. Конечно, работодатель обязан выплачивать работнику вознаграждение за его труд не ниже минимального уровня заработной платы установленной по региону. «Остальные» деньги работник получает «в конверте».

Стоит помнить, что отношения между работником и работодателем возникают только на основании трудового договора. Другие гражданско-правовые договоры, которые подразумевают под собой выплату вознаграждения за труд, не попадают под юрисдикцию ТК РФ. Такие отношения регулируются ГК РФ. Именно поэтому работодатели предпочитают оформлять с работниками гражданские договоры, по которым никаких гарантий и защиты от государства не предоставляется.

Молодому работнику стоит обратить внимание, какой договор ему предлагают подписать. Чтобы иметь все гарантии и выплаты, которые предусмотрены трудовым законодательством, необходимо заключать только трудовой договор. В нём указывается размер заработной платы, которую работник будет получать за свой труд. Если она будет полностью «белая», то это увеличит и будущую пенсию работнику и принесёт в бюджет дополнительные средства.

Заключая именно трудовой договор, работник избавляет себя от многих проблем. Недобросовестные работодатели могут по несколько месяцев не выплачивать работнику заработную плату, которая по гражданскому договору называется «платой за выполненную работу». Затем с таким исполнителем расторгается гражданский договор, и он остаётся «с носом». Доказать в суде факт наличия трудовых отношений с заказчиком порой бывает достаточно сложно.

Легализация трудовых отношений - это актуальная тема для граждан всей России и каждого региона в частности. Ни для кого ни секрет, что многие работники получают заработную плату «белую» и заработную плату «чёрную». Все законные отчисления производятся именно с белой зарплаты, которая зачастую не превышает минимальный уровень, установленный по региону. Отсюда и низкие пенсии, низкие отпускные и пособия по нетрудоспособности.

Однако молодых специалистов вопрос «теневой» заработной платы мало волнует. Их волнует то, сколько они реально будут получать на руки. А это совершенно другая сумма! Даже вопрос отпускных не так сильно волнует молодых работников! Вопросы начинают появляться, когда необходимо обратиться за государственными пособиями. Например, для признания семьи малообеспеченной необходимо подтверждение доходов. А такой статус может помочь семье купить квартиру на льготных условиях. Для оформления ипотечного кредита также необходимо подтвердить доходы. Работодатель без проблем выдаст справку о «белой» зарплате, «чёрную» же он не будет освещать.

Именно по этим причинам вопрос о легализации трудовых отношений и заработной платы сегодня стоит довольно жестко! Чтобы решить эту проблему, необходимо предпринимать серьёзные меры. Каждый работник должен понимать, что выплачивая ему «теневую» заработную плату, работодатель нарушает его конституционные права на получение пенсионных отчислений в полном объёме. Зарплата «в конверте» не обеспечивает социальную защищённость работающих граждан. Такое положение вещей приводит к тому, что работник не желает работать в таких условиях и уходит в «теневую» занятость.
То есть он начинает работать «на себя», никак не легализуясь, не открывая ИП или ООО. Все свои заработанные средства он отдаёт «в семью», не уплачивает при этом ни налоги, ни взносы в ПФР и фонды. Этим он лишает себя права на отпуск, на болезнь и будущую пенсию. Но при этом работает «на себя»!

Даже угроза того, что будет введён налог «на тунеядство», или что безработных граждан лишат права на получение бесплатной медицинской помощи, не вывело из тени того количества «теневых» работников, которое ожидалось. Это говорит о том, что современная экономика далека от идеала, и нужно принимать серьёзные и конкретные меры для вывода её из кризиса и тени, а также для легализации неформальной занятости!

За то что работодатель уклоняется от надлежащего оформления трудовых отношений – заключения либо трудового, либо гражданско-правового договора со своим работником, - он может быть привлечён к ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей.
Каждый гражданин, который соглашается на «теневую» занятость, должен понимать, что есть свои минусы в отказе от официального трудоустройства:

  • невозможность участия в государственных программах;
  • невозможность получения государственной помощи и поддержки;
  • невозможность оформления и получения кредитов и займов, в том числе и на покупку жилого помещения.

Это очевидные минусы для «теневых» работников. Но есть существенный минус и для работодателя – он не может привлечь «теневого» работника к ответственности за нарушение дисциплины, распорядка дня, режима работы и отдыха.

Каждый работник должен знать, что он имеет право:

  • на самозащиту своих трудовых прав;
  • обратиться в профсоюз для защиты своих прав и интересов в сфере трудовых отношений;
  • обратиться в суд.

Кроме того, существует государственный контроль в области соблюдения норм трудового законодательства.

Комиссия по легализации трудовых отношений

О том, чтобы легализовать «теневые» трудовые отношения, должны заботиться власти каждого региона в отдельности, но с помощью органов власти на государственном уровне. Так, власти каждого региона должны создать специальную комиссию по легализации трудовых отношений и ликвидации просроченной задолженности по оплате труда. Цель создания такой комиссии – оперативное реагирование и недопущение социальной напряжённости в каждом отдельном регионе страны.

Создаётся комиссия и утверждает её состав руководитель региона, то есть губернатор. В её состав, как правило, входят:

  • первый заместитель губернатора и его заместитель. Первый является председателем комиссии, последний, соответственно, его заместителем;
  • руководитель местного Департамента по труду и занятости соответствующего региона;
  • начальники местного отдела по труду и социальной защите.

Эти лица входят в руководящий состав комиссии, а рабочая группа, как правило, набирается из членов общественных организаций и представителей местной государственной инспекции по труду. Основными задачами данной комиссии являются:

  • разработка мероприятий и мер по легализации трудовых отношений;
  • поэтапное, а затем и полное сокращение задолженности по заработной плате.

В полномочия комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы входит:

  • оценка докладов представителей органов исполнительной государственной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
  • запрос в установленном порядке у органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей, других организаций необходимых материалов по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы;
  • взаимодействие с органами исполнительной государственной власти региона, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления области, общественными организациями и региональными объединениями работодателей, научно-исследовательскими организациями и другими организациями конкретного региона.

Легализация заработной платы в 2019 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы.

Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат.

Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера.

Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать.

Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки.

Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход. Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж.

Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы.

По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2019 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника.

В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей.

Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД.

Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы.

Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Читайте так же:  Приказ оу на аттестацию на соответствие занимаемой должности
Для любых предложений по сайту: [email protected]