Содержание:
Промежуточная бухгалтерская отчетность
Промежуточной бухгалтерской отчетностью - считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Квартальная бухгалтерская отчетность, как и годовая, является обязательной для предъявления внешним пользователям. Другие виды промежуточной отчетности составляются по усмотрению организации для внутреннего пользования.
В соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей.
В состав промежуточной отчетности включаются:
- Бухгалтерский баланс (ф.1), содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов, и источники их формирования (пассив) на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности, осуществляемым ею;
- Отчет о прибылях и убытках (ф.2), где приводятся данные по формированию финансовых результатов.
Правила ведения промежуточной бухгалтерской отчетности
Согласно законам РФ, каждая организация обязана ежегодно подавать отчеты в органы Росстата и налоговую инспекцию. Но чтобы успешно вести бизнес, зачастую приходится подводить итоги своей деятельности гораздо чаще. Для этого существует промежуточная бухгалтерская отчетность, с ключевыми элементами и этапами составления которой мы предлагаем ознакомиться в статье.
Законодательное обоснование
Ведение финансовой документации регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Следует помнить, что каждый год принимаются поправки и дополнения. В настоящий момент действует закон № 402 от 06.12.2011. Также необходимо учитывать требования положений, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.
Цели и условия ведения документации
Бухгалтерская отчетность – это совокупность документов, которые отражают все нюансы хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, завершающий этап работ, который дает наиболее полную картину экономической ситуации на предприятии. Ведомости составляются по данным бухгалтерского, оперативного и статистического учета.
Отчетная документация – это не только дань действующему законодательству, она также позволяет руководителю предприятия проанализировать результаты производства, принять важные решения по планированию хозяйственной деятельности, сориентироваться в будущих планах, вычислить излишние расходы и так далее.
Кроме того, контролирующие органы – аудиторские организации, налоговая служба – посредством анализа данных могут дать исчерпывающую оценку успешности организации, определить, соблюдены ли необходимые законодательные требования. В случае, если руководителю предприятия понадобится экспертное заключение или экономический анализ организации, специалисту также необходимо будет изучить бухгалтерскую отчетность.
Виды отчетности
Поскольку бухгалтерская отчетность строится на данных из документов первичного бухгалтерского учета, необходимо соблюдать установленные требования к их ведению. В первую очередь имеется в виду непрерывность, достоверность и своевременность. Сведения должны быть представлены четко и объективно и в такой форме, чтобы данные, например, за июль 2018 года можно было легко сравнить с данными за июль 2016 и 2017 годов. Разумеется, что нельзя указывать недостоверную информацию, намеренно искажать факты и данные.
Бухгалтерскую отчетность классифицируют по целевому назначению, по степени обобщения данных и по периодичности составления. По периодичности составления бывает промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность.
Годовая отчетность
Ясно, что годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с января по декабрь текущего года. Затем ее отправляют на проверку в налоговую службу.
Согласно требованиям закона «О бухгалтерском учете», в годовую отчетность следует включать:
- бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- отчет о финансовых результатах с приложениями;
- пояснительную записку.
Если предприятие подлежит обязательному аудиту, к годовой бухгалтерской отчетности обязательно должно прилагаться аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность отчетности. Бухгалтерский баланс и прочие документы можно подписывать только после того, как проведен аудит и сделано соответствующее заключение.
Промежуточная отчетность
Промежуточная бухгалтерская отчетность, которую также называют внутригодовой, составляется за месяц или квартал.
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах.
В соответствии с федеральными законами и внутренними актами предприятия, в промежуточную отчетность также могут быть включены пояснительная записка (как при составлении годовой отчетности) и другие отчеты (например, о движении денежных средств). Поскольку промежуточная отчетность чаще всего служит для отражения ситуации для руководства, а не для сторонних специалистов, решение о ее содержании тоже оставляют за руководством.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс включает отчет о хозяйственном состоянии организации, достигнутом за определенный период, и сведения о том, какие долги числятся за предприятием. Другими словами, информацию об активах и обязательствах.
Активы компании – это все имущество, которым она владеет: земля, здания (в том числе арендованные), изготовленная продукция, сырье, транспорт, оборудование и тому подобное. Пассивы предприятия – это все источники средств, как собственные, так и заемные (например, деньги, одолженные в банке).
Суммы активов и пассивов в бухгалтерском балансе за отчетный период должны быть равны: капитал, резервы и обязательства показывают, откуда на предприятии появились средства, а активы – как эти средства были израсходованы. В приложения к бухгалтерскому балансу могут входить отчеты о движении средств, о прибылях и убытках, а также заключения аудиторов.
Отчет о финансовых результатах
Кроме баланса, в состав промежуточной бухгалтерской отчетности включают также доклад о финансовых результатах. Это документ, который составляется по утвержденной Министерством финансов Российской Федерации форме № 2 (код 0710002).
Отчет отражает все доходы и расходы и дает ясное представление о чистой прибыли, которую получило предприятие, а также убытках, которые оно понесло.
В бланк отчета вносят следующие данные:
- даты отчетного периода, наименование предприятия, необходимые коды, форму собственности и единицы измерения, используемые в отчете (тысячи либо миллионы);
- сумму выручки за товар, услуги и/или работы;
- себестоимость;
- валовую прибыль – разницу между суммой выручки и себестоимостью;
- коммерческие и управленческие расходы;
- прибыль или убыток от продаж;
- доходы от других предприятий и организаций;
- процент к получению по разным займам, депозитам и тому подобному;
- проценты к уплате по кредитам, займам и тому подобному;
- прочие доходы и расходы;
- прибыль или убыток без учета налогообложения;
- сумму текущего налога на прибыль и прочие постоянные налоговые обязательства;
- отложенные налоговые обязательства (при необходимости);
- сумму чистой прибыли или убытка;
- результат от переоценки и прочих операций;
- финансовый результат периода.
Отчет о финансовых результатах должен быть подписан руководителем предприятия.
Обязательно ли составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность
В связи с тем, что в последней редакции закона «О бухгалтерском учете» не упоминается промежуточная бухгалтерская отчетность, сложилось мнение, что составлять ее необязательно, да и налоговые службы не требуют. Эксперты расходятся во мнениях, является ли составление ежемесячных и ежеквартальных отчетов обязательным с точки зрения закона, но все же рекомендуют не пренебрегать промежуточной отчетностью, поскольку это гарантирует более точный учет и возможность избежать ошибок.
С 7 мая Минфин отменил промежуточную бухгалтерскую отчетность: что меняется в работе
С 7 мая 2018 года вступает в силу Приказ Минфина от 11.04.2018 № 74н. Этот приказ исключает из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом от 29.07.1998 № 34н, норму об обязательной промежуточной отчетности (пункт 29 признается утратившим силу).
Что именно отменили
Напомним, что в начале 2018 года с требованием о предоставлении промежуточной отчетности не согласился Верховный Суд РФ. В решении ВС РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010 признаются недействительными нормы об обязанности всех организаций формировать и сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Судьи решили, что данная норма противоречит закону о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Минфину России потребовалось исполнить решение Верхового суда. Поэтому Минфин исключил пункт с требованием о сдаче промежуточной отчетности. Теперь промежуточную бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистику сдавать точно не надо. Более того, теперь совершенно точно – ее не требуется даже составлять.
Что меняется в работе
Прежде вопрос о составлении промежуточной бухгалтерской отчетности доставлял немало хлопот для руководителей и бухгалтеров. Приходилось решать:
- как часто нужно составлять промежуточную бухгалтерскую финансовую отчетность;
- в какой срок после окончания отчетного периода должна быть готова промежуточная бухгалтерская отчетность. Это зависит от внутренних целей компании. К примеру, компания входит в холдинг и составление промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо ей для формирования единой отчетности холдинга на конкретную отчетную дату;
- каков состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Например, фиксируется, что промежуточная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;
- какие формы промежуточной бухгалтерской отчетности будут использоваться.
Эти вопросы приходилось закреплять в учетной политике. Теперь этого можно не делать.
Промежуточная бухгалтерская отчетность: как и когда составляется
В ФЗ № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» в статьях 13 и 15 прописаны основные условия формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, где прописано, что годовые отчетные данные призваны показывать правдивую информацию о финансовом состоянии субъекта на установленную дату, движении денежных потоков за период. Также в 13 статье Закона о бухгалтерском учете, в пунктах 4 и 5 сказано и о промежуточной бухгалтерской отчетности, когда ее нужно делать и каким компаниям.
Согласно Закону о бухучете с 1 января 2013 года промежуточная отчетность фирмы составляется в тех случаях, которые установлены российским законодательством и иными правовыми актами (Минфина России и ЦБ РФ) (п. 4 ст. 13 ФЗ № 402). К примеру, промежуточная финансовая отчетность может быть подготовлена, если:
- страховая компания предоставляет в орган страхового надзора квартальную бухгалтерскую отчетность (в соответствии с Законом о страховом деле);
- бухгалтерская отчетность за квартал эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.
Обратите внимание, что с 1 января 2013 года финансовая отчетность за квартал в налоговую службу не предоставляется (ст. 23 НК РФ).
Промежуточная отчетность составляется за период с 1 января по последний день соответственного периода, то есть за такой период времени, который менее отчетного годового периода. Такие отчетные данные обязаны к составлению, если это утверждено:
- в учредительных документах субъекта;
- решением владельца субъекта;
- приказами государственного регулирования;
- российским законодательством.
Порядок состава учета и формирование курсовой отчетности установлены ЦБ РФ и ответственными за это органами исполнительной власти.
Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства
Необходимость формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность налоговому органу предусмотрена российским Налоговым кодексом. Курсовых положений в кодексе не прописано. Но в законодательстве присутствует противоречие относительно периодичности составления бухгалтерской отчетности, то есть какой период называть «промежуточным».
В одном из положений по бухгалтерскому учету говорится, что субъект должен формировать за месяц, квартал с начала отчетного периода нарастающим показателем промежуточную бухгалтерскую отчетность, если законодательно не установлено иное. Следующий пункт того же положения говорит, что такая отчетность требуется в случаях, если они установлены учредительными документами субъекта или законодательством государства. Выступать против этих положений не должны отраслевые и федеральные стандарты (ст. 21 п. 15 ФЗ № 402).
Отсюда следует, что состоять и быть показана промежуточная отчетность, основываясь лишь на положении «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999г.), не должна.
В то время как предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности за 2014 или в 2015 году в налоговый орган и управление статистики законодательно не установлено. Получается, что если к субъекту не применима обязанность составления и формирования промежуточных финансовых данных, но он считает это необходимым для собственных целей, то данное решение должно быть прописано в составе нормативных стандартов. В данных актах должно быть зафиксировано это решение, а также частота, срок, объем, форма и порядок, как составляется финансовая промежуточная отчетность и т. д.
К таким актам относится учетная политика субъекта, что утверждена его руководителем. Или же дополнения к ней, которые должны быть утверждены отдельным приказом. Этими актами урегулирована промежуточная бухгалтерская отчетность 2014 или 2015 года. Такие документы являются внутренними локальными нормативными актами компании в сфере регулирования бухгалтерского финансового учета, главное – чтобы они не противоречили курсовым отраслевым и федеральным положениям.
Положения ст. 269 НК РФ и составление бухгалтерской отчетности
Минфин России неоднократно разъяснял вопрос установления размера собственного капитала при подсчете величины процентов по контролируемой задолженности, которые признаются расходом. Согласно этим данным собственный капитал это ни что иное, как разница между пределом обязательств плательщика и суммой чистых активов. Величина обязательств предприятия и сумма активов должны быть определены из данных промежуточного бухгалтерского учета соответственно порядку определения стоимости активов акционерных обществ.
Исчислению подлежит пограничная величина процентов по контролируемой задолженности, признаваемых расходом, методом деления суммы процентов, что начислены налогоплательщиком в налоговом периоде, на показатель капитализации, что рассчитан на последнюю отчетную дату налогового периода. Делать это нужно каждое крайнее число отчетного финансового периода согласно ст. 269 п. 2 НК РФ. Метод подсчета коэффициента капитализации определен ст. 269 п. 2 НК. При этом норма не включает конкретного источника данных для установления величины собственного капитала при необходимости расчета собственного коэффициента.
Чтобы определить коэффициент капитализации, нужно величину непогашенной соответствующей задолженности поделить на размер собственного капитала, что соответствует части участия предприятия другого государства в уставном капитале российского предприятия, полученный результат нужно разделить на 3. Организации лизинговой деятельности и банки полученный результат должны делить на 12,5. Устанавливая границу собственного капитала, в учет не будут взяты суммы долговых обязательств – инвестиционный налоговый кредит, суммы рассрочек и отсрочек, задолженность по налогам и сборам, текущая задолженность уплаты налогов и сборов.
Для сравнения, подп. 3 п. 3 ст. 25 НК РФ прямо обязывает налогоплательщика в установлении размера чистых активов предприятия, основываясь на финансовой отчетности, и в выборе источника информации не ограничивает налогоплательщика. Отсюда вывод, граница собственного капитала при подсчете коэффициента капитализации может устанавливаться из показателей промежуточного бухгалтерского учета, что присутствуют в любых источниках. Источниками может являться справка бухгалтера или регистры бухгалтерского учета, которые и представят собой состав промежуточной отчетности. Т.е., исходя из положений НК, налогоплательщик не обязан предел капитала определять исключительно из данных финансовой отчетности.
Стоит обратить внимание на то, что НК не определен порядок расчета указанной финансовой величины при том, что установлены показатели, не принимающие участие в расчете границы собственного капитала.
В свою очередь известно, чтобы сформировать стоимость чистых активов требуется составить расчет из данных промежуточной отчетности. В письмах 2005 года Минфин разъяснял, что у небанковской организации собственный капитал – это разница между суммой строк раздела «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» и итоговой строкой бухгалтерского баланса.
Относительно вывода Минфина о том, что данные финансовой отчетности устанавливают величину собственного капитала, можно оспорить. Причины тому следующие:
- в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК сказано, что плательщик должен отчитываться в налоговую инстанцию лишь годовыми показателями;
- 6 ноября 2011 вступил в силу Закон № 402 о бухучете, где хозяйственным субъектам была отменена необходимость в составлении финансовых отчетов с показателями за месяц и за квартал. Все письма Минфина с пояснением данного вопроса были выпущены ранее этого срока;
- как уже было сказано, Налоговым кодексом не определен порядок формирования предела капитала.
И лишь в разъяснениях Минфина сказано о приравнивании разницы между границей обязательств организации и суммой чистых активных средств к величине собственного капитала.
Подводя итог, можно определить, что составление налогоплательщиком промежуточной бухгалтерской отчетности поквартально, а не помесячно для того, у кого по налогу на прибыль отчетный период месяц, не является рискованной ситуацией и не может создать конфликтной ситуации с налоговым органом. Ведь по состоянию на крайнее число периода отчета граница собственного капитала может быть определена из других документов, что включают в себя нужные данные для расчета и представлены на соответствующую отчетную дату.
КГН и составление бухгалтерской отчетности
Согласно определению, данном в Налоговом кодексе, одна из сторон договора при формировании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) должна состоять из установленных условий, в том числе МСФО о промежуточной отчетности. К ним относится размер чистых активов субъекта, рассчитанный на последнюю дату составления финансовой отчетности, что предшествует дате включения документов в налоговую инстанцию для регистрации документа о принятии консолидированной группы налогоплательщиков, должен быть более размера ее уставного капитала.
Основываясь все на том же Налоговом кодексе, термины, понятия и институты курсовых отраслей законодательства используются в значениях, применяемых в этих отраслях, при условии, что другое не предусмотрено НК РФ. Например, отчетная дата, согласно закону о бухгалтерском учете в п. 6 ст. 15, это дата, на которую состоит финансовая отчетность, последний день календарного периода. Отсюда, размер чистых активных средств субъекта для регистрации документа о создании КГН подлежит расчету на основе бухгалтерской и финансовой отчетности, что составлена позднее отчетной даты, предшествующей включению документов в налоговую инстанцию для регистрации данного договора.
Периодичность подачи таковой промежуточной отчетности для норм законодательства в НК не прописана. Аналогичным будет следующее утверждение. Если на основании ст. 23 п. 2 Закона об ООО общество должно своему участнику выплатить его долю в уставном капитале, при том что курсовая политика предприятия включает ежеквартальный порядок сдачи финансовой отчетности, основа расчета состоит из действительной стоимости доли промежуточных отчетных данных, полученных на более позднюю дату, что предшествовала дате прошения члена общества о выплате его доли.
Данный вывод подтвержден официальным документом Министерства Финансов России от 27 ноября 2013 года. Разъяснение гласит, что сторона договора - организация о создании КГН может располагать обязанностью о составлении и предоставлении промежуточной финансовой отчетности на разные отчетные даты. Все зависит от акта, каким эта обязанность установлена (собственник субъекта может решить ежемесячно составлять и представлять финансовую промежуточную отчетность).
Проанализировав все данные, Минфин пришел к выводу, что устанавливаться размер чистых активов должен из промежуточной бухгалтерской отчетности на более позднюю отчетную дату, составление и подача которой устанавливается ФЗ № 402. Письмом от 8 ноября 2013 года Минфин также указывает, что расчеты чистых активов предприятия должны производиться согласно последней бухгалтерской отчетности, что составлена еще до даты подачи документов для регистрации в налоговый орган об организации КГН.
В письме от 10 июня 2013 года Минфин также указывает на необходимость исходить из норм законодательства бухгалтерского учета для определения отчетной даты, когда должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, по которой и будет устанавливаться размер чистых активных средств субъекта при организации КГН.
В пункте 3 статьи 25 Налогового кодекса включены условия создания КГН. Это касается и условия о превышении количества курсовых активов участника КГН над количеством его уставного капитала. Это условие должно быть соблюдено за период всего существования КГН. Нарушение любого условия являет собой основание для выхода предприятия из состава КГН. Если же нарушается условие статьи 25 предприятием, то это является основанием для прекращения действия КГН. Специальных дат для осуществления проверок соблюдения условий кодекса не установлено.
Отсюда, расчет чистых активов предприятия для соблюдения условий статьи 25 относительно превышения чистых активов предприятия над уставным капиталом должен происходить согласно бухгалтерских данных на те отчетные даты, когда возникают основания для их составления согласно правилам бухгалтерского учета.
Промежуточная бухгалтерская отчетность
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Основная форма бухотчетности — годовая, но существуют и промежуточная отчетность. Она составляется раз в месяц, квартал, полгода или девять месяцев, то есть за период менее года. Промежуточная отчетность обязательна не для всех организаций, и в налоговые органы ее сдавать не нужно. В статье расскажем, что включает промежуточная отчетность, для кого она обязательна и каков порядок ее составления.
Промежуточная бухгалтерская отчетность 2018
С 7 мая 2018 года составление промежуточной отчетности официально перестало быть обязательным для всех организаций на основании приказа Минфина от 11.04.2018 №74н. Приказ отменил п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухучета и отчетности, которые обязывали составлять промежуточную отчётность всех без исключения. Составлять и представлять отчетность нужно только в случаях, когда эта обязанность предусмотрена:
- законодательством;
- нормативными правовыми актами;
- договорами;
- учредительными документами.
Например, для страховых организаций и эмитентов ценных бумаг квартальная отчетность обязательна. Если ваша организация не попадает под эти условия, обязательно формировать только годовую отчетность, но составлять промежуточную отчетность по собственной инициативе можно и полезно.
Представление промежуточной отчетности в налоговые органы и органы статистики не требуется. Но промежуточная отчетность может понадобится при заключении договоров с контрагентами, получении банковского кредита или требовании учредителя. Кроме того, промежуточная отчетность помогает контролировать ситуацию, прогнозировать финансовые результаты и проверять достоверность учетных данных.
Период промежуточной отчетности и сроки представления
Промежуточная отчетность отражает все аспекты деятельности организации, включает сводные данные об имуществе и финансах организации и их состоянии на текущий момент. Она формируется нарастающим итогом за отчетный период менее года, начиная с 1 января.
Отчетный период законодательно не установлен. Эксперты считают, что оптимальный период промежуточной отчетности — квартал. Ежемесячное формирование слишком трудоемко, а полугодие — большой промежуток, и информация может оказаться несвоевременной. Но при определении периода, руководствуйтесь потребностями собственников, менеджмента и потенциальных инвесторов.
Сроки подачи отчетности по окончанию отчетного периода тоже определяются собственниками самостоятельно, они зависят от целей компании. Решение о периоде составления отчетности и сроках подачи отражайте в учетной политике.
Состав бухотчтености за период менее года
В отличие от годовой отчетности, промежуточная включает меньшее количество форм. Обязательно формирование промежуточного баланса и отчета о финансовых результатах. При необходимости дополните промежуточную отчетность отчетом о движении денежных средств, пояснительными записками и другими формами.
Баланс содержит информацию о финансовом состоянии организации на текущую дату. Активы дают данные об имуществе и обязательствах перед организацией. Пассивы отражают собственные и заемные средства, позволяя сформировать представление об источниках формирования имущества и финансовой устойчивости компании.
Отчет о финансовых результатах дает представление о прибыли и убытках организации за период, позволяет оценить структуру и динамику прибыли и выявить проблемные места и перспективы.
Формы промежуточной отчетности не утверждены законодательством, организация может разработать их сама, на основе форм годовой отчетности. Формы отчетности и ее состав должны отражаться в учетной политике.
Составление промежуточной отчетности
Как и годовая отчетность, промежуточная должна соответствовать требованиям достоверности, своевременности, проверяемости, целостности, простоты и актуальности.иСоставление промежуточной отчетности имеет свои особенности.
- В промежуточной отчетности отсутствует реформация баланса — списание прибыли или убытка, полученного за прошедший финансовый год. По итогам квартала или полугодия прибыль (убыток) остается на счете 99 и подлежит списанию на счет 84 только в конце отчетного года.
- При составлении промежуточной отчетности инвентаризация не обязательна.
- Налог на прибыль начисляется с использованием налоговой ставки, которая будет применена к годовой выручке.
- Запланированные, но не произведенные расходы признавать не нужно, так же как и не полученный доход. Как и в годовой отчетности, их следует признать только при выполнении критериев признания.
- Активы оцениваются без привлечения оценщиков путем экстраполяции данных или самостоятельного расчета финансовым отделом организации.
- В промежуточной отчетности бонусы сотрудникам можно признать досрочно, только если на дату составления отчетности сумма выплаты может быть достоверно оценена или если у компании есть юридическая обязанность выплаты, которую нельзя избежать.
Подготовка к составлению промежуточной отчетности
Составление промежуточной отчетности включает несколько этапов. В первую очередь, к ее составлению следует подготовиться. На этапе подготовки обобщите все имеющиеся данные первичных и иных документов, изучите правила составления форм и подготовьте необходимые данные.
Промежуточная отчетность формируется по тем же правилам, что и годовая. Ее нужно составлять на русском языке, отражать числовые данные в тысячах рублей или миллионах, отрицательные показатели указывать в круглых скобках. Готовые отчеты должны быть подписаны руководителем.
При составлении необходимы следующие данные: полное наименование документов, наименование организации, используемые измерители, должности лиц, ответственных за ведение учета и составление отчетности и личные подписи.
Завершите бухгалтерские операции в конце отчетного периода, проверьте все записи на счетах учета и исправьте обнаруженные ошибки. Закройте счета учета затрат и формирования себестоимости продукции нарастающим итогом с начала года. Также, к этапу подготовки относится расчет налогов.
Составление и представление промежуточного отчета
Второй этап — составление и представление промежуточного отчета. Составляя баланс, обратите внимание, что данные на начало отчетного периода, должны соответствовать данным на конец прошлого отчетного периода. Кроме того, при необходимости подготовьте пояснительную записку, она сделает отчетность более прозрачной. В пояснительной записке дайте краткую характеристику организации, разъясните метода оценки МПЗ, стратегии развития фирмы, меры повышения квалификации сотрудников, и представьте сопроводительную информацию к формам отчетности.
Кроме того, подготовьте отчет о финансовых результатах и, при необходимости, отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала. Все это позволит понять, как менялся состав собственных средств в течение периода, как расходовались средства, какие обязательства возникли.
В целом, составление промежуточной отчетности не является обязательным. но имеет определенные преимущества. Она помогает правильно вести документацию, своевременно исправлять ошибки, держать под контролем финансовое положение фирмы и своевременно представлять информацию заинтересованным лицам.
Автор статьи: Елизавета Кобрина
Вести учет и составлять отчетность легко в облачном сервисом Контур.Бухгалтерия. Ведите учет совместно с коллегами, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность онлайн и пользуйтесь поддержкой наших экспертов. Всем новым пользователям доступно 30 дней бесплатной работы с сервисом.
Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность
promezutochniy_otchet.jpg
Похожие публикации
Бухгалтерская отчетность, в зависимости от периода, делится на годовую и промежуточную. Рассмотрим, в каких случаях и по каким принципам составляется промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность.
Что такое промежуточная бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность – это обобщенная информация о финансовом состоянии и результатах работы организации на определенную дату. Порядок ее предоставления регламентирован ст. 13 и 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Промежуточной является любая отчетность, составленная за период менее года (п. 5 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Однако на практике ее обычно составляют за три, шесть и девять месяцев либо ежемесячно.
Обязательной «по умолчанию» практически для всех экономических субъектов является только годовая отчетность. А вот составление промежуточной бухгалтерской отчетности требуется только в случаях, если это прямо указано:
в федеральных законах,
в нормативных актах Минфина и других государственных органов, регулирующих бухучет,
в учредительных документах, решениях собственников компании,
в заключенных компанией договорах.
Периодичность, состав, сроки подготовки промежуточной отчетности закрепляются в учетной политике компании.
Зачем нужна промежуточная отчетность
Календарный год – это весьма длительный период. За такое время в компании могут произойти очень серьезные изменения. Естественно, что собственники хотят получать информацию о своем бизнесе чаще.
Кроме владельцев, в получении промежуточной отчетности могут быть заинтересованы и другие пользователи:
Банки. При оформлении кредита компания обычно предоставляет свою отчетность для анализа. Далее, в процессе обслуживания долга, банки тоже регулярно запрашивают бухгалтерские отчеты заемщика, в том числе и промежуточную отчетность.
Контрагенты. При работе по крупным и долгосрочным контрактам партнеры компании обычно тоже хотят регулярно получать информацию о состоянии своего контрагента.
Кто сдает промежуточную бухгалтерскую отчетность по закону
Указанные выше случаи предоставления промежуточных отчетов обусловлены «локальными» нормативными актами, связанными с конкретными предприятиями. Но существуют и общие нормы закона, которые обязывают отдельные категории экономических субъектов составлять промежуточную отчетность, так:
Страховщики предоставляют бухгалтерскую отчетность в орган страхового надзора (в том числе промежуточную) в установленном этим органом порядке (п. 4 ст. 28 закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).
Эмитенты ценных бумаг обеспечивают раскрытие информации, которая включает в себя и квартальную бухгалтерскую отчетность (п. 6, 7 ст. 30 закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Состав промежуточной бухгалтерской отчетности и порядок ее предоставления
Формируется промежуточная отчетность по тем же принципам, что и годовая. В большинстве случаев она включает в себя «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах». Действующие на сегодня формы утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 06.03.2018). Пример заполнения промежуточной отчетности можно скачать в конце статьи.
Отчетность заполняется на конкретную дату (обычно на последний день квартала, месяца и т.п.). Нужно учесть, что порядок заполнения строки 1370 баланса «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в данном случае отличается от годового отчета. Ведь на промежуточную отчетную дату счет 99 «Прибыли и убытки» еще не закрыт. Поэтому значение строки 1370 включает суммы остатка по счету 99 и накопленной за предыдущие периоды нераспределенной прибыли (убытка) по счету 84.
Сроки промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующим федеральным законом или локальным нормативным актом. Например, эмитентами ценных бумаг промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в течение 60 дней по завершении отчетного периода (п. 12 ст. 30 закона № 39-ФЗ).
Пользователями промежуточной отчетности в зависимости от основания для ее составления могут быть:
Банки и другие потенциальные инвесторы.
Государственные контролирующие органы (в случаях, установленных законом, например – органы страхового надзора).
Неограниченный круг пользователей (раскрытие информации эмитентами ценных бумаг).
А вот в налоговую инспекцию и в статистику промежуточную отчетность сдавать не нужно – эти структуры получают только годовые отчеты (п. 2 ст.18 закона № 402-ФЗ и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2018 году составляется на основании закона, либо по решению собственников и руководства фирмы. Принципы формирования данных аналогичны годовой отчетности. Конкретные сроки, адресат и порядок предоставления устанавливаются соответствующим нормативным актом. Обязанность предоставлять промежуточную отчетность в ИФНС и органы статистики законом не предусмотрена.
Составление промежуточной бухгалтерской отчетности для целей соблюдения требований налогового законодательства
Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность представлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность для целей соблюдения условий создания (изменения) консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и применения положений ст. 269 НК РФ. При этом Кодекс не содержит каких-либо специальных требований по периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности для указанных целей. В действующем же законодательстве о бухгалтерском учете существует противоречие по вопросу периодичности составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Проанализируем сложившуюся ситуацию.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. 13, 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).
Согласно ст. 13 данного Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
При этом в соответствии со ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом признается период, за который составляется эта отчетность, а отчетной датой — дата, на которую составляется отчетность (последний календарный день отчетного периода).
Как следует из приведенных положений Закона о бухгалтерском учете, промежуточная отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года, т.е. за период с 1 января по отчетную дату периода (последний календарный день отчетного периода), за который составляется эта отчетность, включительно.
При этом п. 4 ст. 13 указанного Закона определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда обязанность ее представления установлена:
- законодательством РФ (например, промежуточная бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью необходима, если общество распределяет чистую прибыль между участниками ежеквартально или раз в полгода (п. 1 ст. 28 Закона об ООО [1] ) либо если необходимо определить действительную стоимость доли выходящего из общества участника (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 23 Закона об ООО));
- договорами, учредительными документами экономического субъекта;
- решениями собственника экономического субъекта;
- нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время такие правила установлены ПБУ 4/99 [2] , в п. 48 которого определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. В то же время в п. 52 ПБУ 4/99 уточняется, что промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами общества.
При этом согласно п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить этому Закону.
Таким образом, учитывая всю совокупность указанных норм, налогоплательщик не должен составлять и представлять промежуточную (финансовую) отчетность только по основаниям ПБУ 4/99.
А вот обязанность представлять промежуточную отчетность в органы государственной статистики и налоговый орган законодательством РФ не установлена, поскольку п. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, приказом Росстата от 12 августа 2008 г. № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики» и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность представлять только годовую бухгалтерскую отчетность.
Следовательно, если общество в отсутствие обязанности составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по указанным основаниям считает необходимым ее составление для управленческих либо налоговых целей, то такое решение о частоте, сроках составления (месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года), об объеме форм такой отчетности, а также о порядке расчета чистых активов либо величины собственного капитала общества целесообразно зафиксировать в локальных нормативных актах (стандартах).
Таким локальным нормативным актом в первую очередь является учетная политика общества, утвержденная руководителем общества, или изменения (дополнения) к учетной политике, утвержденные отдельным приказом руководителя.
Другой локальный нормативный документ — стандарт общества «Положение по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности» — может быть разработан как отдельный документ и являться приложением к учетной политике общества.
С точки зрения п. 1, 11, 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете указанные стандарты общества относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет. Иными словами, они имеют силу нормативного документа общества в области бухгалтерского учета при условии, что не противоречат федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). В связи с этим установление того или иного порядка, необходимого обществу для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (в частности, составления ежеквартальной отчетности, расчета необходимых обществу показателей, основанных на данных бухгалтерского учета), будет иметь силу нормативного акта в области бухгалтерского учета общества.
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо специальных требований по составлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН и определения предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности.
О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей соблюдения условий создания (изменения) КГН
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Понятия «отчетная дата» и «отчетный период» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Законом о бухгалтерском учете.
Как уже отмечалось, согласно п. 6 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете под отчетной датой понимается дата, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетной датой является последний календарный день отчетного периода.
Таким образом, для целей регистрации договора о создании (изменении) КГН размер чистых активов организации — стороны договора о создании КГН должен быть рассчитан на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации такого договора. Требований к периодичности составления бухгалтерской отчетности для соблюдения норм налогового законодательства о КГН Налоговый кодекс РФ не устанавливает.
Аналогичным образом, если общество на основании п. 2 ст. 23 Закона об ООО обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале, а в учетной политике общества закреплен порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, то за основу расчета действительной стоимости доли участника, заявившего о выходе из общества, принимаются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю отчетную дату, предшествовавшую дате обращения участника общества с соответствующим требованием.
Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина России. Так, в письме от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51217 финансовое ведомство разъясняет, что «организация — сторона договора о создании КГН может иметь обязанность составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за различные периоды (на различные отчетные даты) в зависимости от того, каким актом (документом) из предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ такая обязанность установлена (например, в соответствии с решением собственника экономического субъекта он может иметь обязанность ежемесячно составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность)». Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете и учитывая положения подп. 3 п. 3 ст. 25 2 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что «размер чистых активов должен определяться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составление и представление которой установлено одним из оснований, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, на более позднюю отчетную дату».
Письмом ФНС России от 19 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23025 @ приведенное письмо Минфина России было направлено для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов.
В письме от 8 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/47681 Минфин России также указал, что «расчет чистых активов организации производится на основании последней бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной до даты представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков».
На необходимость руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете при определении отчетной даты, по состоянию на которую должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность, на основании которой определяется размер чистых активов организации при создании (изменении) КГН, Минфин России указал и в письме от 10 июня 2013 г. № 03-03-06/1/21474.
Предусмотренные п. 3 ст. 25 2 НК РФ условия создания КГН, в том числе условие о превышении размера чистых активов организации — участника КГН над размером ее уставного (складочного) капитала, должны соблюдаться на протяжении всего периода действия КГН (п. 1 ст. 25 6 НК РФ). Нарушение организацией — участником КГН одного из таких условий является основанием для выхода такой организации из состава КГН, а если речь идет о нарушении условий ст. 25 2 НК РФ со стороны организации — ответственного участника КГН — для прекращения действия КГН.
При этом НК РФ не установлена какая-либо специальная дата (даты), по состоянию на которую (которые) должна осуществляться проверка соблюдения условий, предусмотренных ст. 25 2 НК РФ. В связи с этим можно сделать вывод, что расчет чистых активов организации в целях проверки соблюдения предусмотренного ст. 25 2 НК РФ условия о превышении размера чистых активов организации над размером ее уставного (складочного) капитала должен осуществляться на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на те отчетные даты, на которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета возникают основания для ее составления.
О составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей применения положений ст. 269 НК РФ
При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).
В целях применения п. 2 ст. 269 НК РФ при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
Приведенная норма п. 2 ст. 269 НК РФ, устанавливающая порядок определения коэффициента капитализации, не содержит указания на конкретный источник данных, на основании которого должна быть определена величина собственного капитала при расчете указанного коэффициента, а значит, в отличие, например, от нормы подп. 3 п. 3 ст. 25 2 НК РФ, прямо обязывающей налогоплательщика определять размер чистых активов организации на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, не ограничивает налогоплательщика в выборе источника информации.
Таким образом, НК РФ не обязывает налогоплательщика определять величину собственного капитала исключительно на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответственно при расчете коэффициента капитализации величина собственного капитала может быть определена на основании данных бухгалтерского учета, содержащихся в любых источниках. В частности, в качестве такого источника могут выступать регистры бухгалтерского учета, на основании которых составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, или справка бухгалтера.
В то же время необходимо отметить, что, устанавливая показатели, не участвующие в расчете величины собственного капитала, НК РФ тем не менее не определяет порядок расчета указанной величины.
Разъяснения по вопросу определения величины собственного капитала для расчета предельной величины признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности неоднократно давал Минфин России, указывая, что собственный капитал представляет собой разницу между суммой чистых активов и величиной обязательств налогоплательщика (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 7 марта 2010 г. № 03-03-06/1/6908, от 29 января 2009 г. № 03-03-06/1/36, от 17 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/696, от 4 июля 2008 г. № 03-03-06/1/386 и от 16 мая 2008 г. № 03-03-06/1/321). При этом сумма активов и величина обязательств организации, как указывает финансовое ведомство, определяются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз [3] ).
В свою очередь, п. 2 указанного Порядка определено, что для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
Ранее Минфин России также указывал, что собственный капитал небанковской организации представляет собой разницу между итоговой строкой бухгалтерского баланса и суммой итоговых строк Раздела IV«Долгосрочные обязательства» и Раздела V«Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса (письма Минфина России от 26 января 2007 г. № 03-03-06/1/36 и от 31 октября 2005 г. № 03-03-04/1/322).
Таким образом, официальная позиция Минфина России сводится к тому, что величина собственного капитала должна определяться на основании данных бухгалтерской отчетности. Однако, на наш взгляд, налогоплательщики вправе не руководствоваться данной позицией ввиду следующего:
- во-первых, приведенные письма Минфина России были выпущены до вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), который отменил обязанность экономических субъектов составлять месячную и квартальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. После вступления в силу указанного Закона какие-либо официальные разъяснения по рассматриваемому вопросу не выпускались;
- во-вторых, Федеральным законом № 97-ФЗ [4] были внесены изменения в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, согласно новой редакции которого налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по местонахождению организации лишь годовую бухгалтерскую отчетность;
- в-третьих, приравнивание величины собственного капитала к разнице между суммой чистых активов и величиной обязательств организации осуществляется лишь на уровне разъяснений Минфина России. Налоговый кодекс РФ, как уже отмечалось, не определяет порядок расчета величины собственного капитала.
На основании изложенного можно сделать вывод, что если отчетным периодом по налогу на прибыль для налогоплательщика признается месяц, то составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности ежеквартально, а не ежемесячно не создает для такого налогоплательщика каких-либо рисков с точки зрения применения положений ст. 269 НК РФ, поскольку величина собственного капитала по состоянию на последнее число каждого отчетного периода (месяца) может быть определена им на основании других документов, составленных на соответствующую отчетную дату и содержащих необходимые для расчета данные (например, на основании регистров бухгалтерского учета).
[1] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
[3] По мнению Минфина России, указанный Порядок может также применяться обществами с ограниченной ответственностью (см., например, письма Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/138, от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/329 и от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791).
[4] Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”».